Программа наставничества формы «Студент-ученик» --" Рисуем красиво " возраст детей от 8 до 14 лет.

Качмашева Людмила Васильевна

Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большерудкинская основная  общеобразовательная школа

   

Утверждаю

                                                                                       директор  школы___________ \Т.П.Голубева\

                                                                                                   приказ №102   от «1 » августа 2024г.

                                        Программа  наставничества

формы «Студент- ученик»

на 2024-2025 уч. год

«Юный художник»

Возраст обучающихся: 7-14 лет

Срок реализации: 1 год

Разработала:  Качмашева Л.В.

с. Большая Редка- 2024г.

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа наставничества «Юный художник» рассчитана на 1 год, имеет художественную направленность. Программа по форме организации: групповая, группа состоит из 12 человек.  Программа направлена на изучение широкого спектра творческих работ из различных групп художественных материалов, для развития всесторонне развитой личности учащегося в процессе овладения приемами и техниками работы в изобразительной деятельности.

На занятиях дети получают знания по изобразительному искусству, приобретают навыки и умения изобразительной деятельности (живопись, рисунок, композиция).

  Новизна: Данная программа в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Б.М.Неменского., ориентирована на программы дополнительного художественного образования детей С.А.Левина «Рисунок и живопись»

Программа включает интеграцию трех основных видов художественной деятельности: конструкторской, изобразительной, декоративной деятельности. На занятиях они взаимосвязаны: невозможно выполнить живописную работу, одновременно не рисуя, не стоя пропорции и построения.  Кроме того, в каждом задании по рисунку и живописи обязательно присутствуют элементы композиционной деятельности, а композиционное решение выполняется как средствами рисунка, так и живописи

Программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию и мотивации к творчеству.

Актуальность: Работа по программе наставничества даёт возможность развития навыков в практической деятельности художественного изображения. В число этих навыков входят наблюдение, художественно-образное восприятие и оценка окружающей действительности, решение учебно-творческих задач в художественных материалах с использованием композиции, рисунка, цвета и тд. Изучение темы «Рисунок и живопись» способствует творческому развитию учащихся,  которое является результатом осуществления цельного учебно-воспитательного процесса со всем комплексом учебно-воспитательных задач.

Срок реализации. Программа  наставничества «Юный художник» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения, составляют 35 часов.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей 7-14 лет. Дети в группу принимаются без предварительного отбора, по желанию.

 В ходе построения в течении учебного года проводятся следующие формы и режим занятий:

Вводное занятие – наставник знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – наставник знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация –  на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает наставнику после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

 Занятия наставнической группы  проводятся один раз в неделю по 1 часу.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи:

1.Обучающие:

- ознакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области;

- научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации;

- научить наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира;

- научить решать творческие задачи на уровне начального конструирования, комбинирования, импровизации.

2. Развивающие:

- развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления;

-развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе;

-развить интерес к творческой деятельности; развить стремление к самопознанию и самоопределению и др.

3. Воспитательные:

- воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации, самооценку собственного «Я», чувство коллективизма;

- воспитать уважительное отношение к истории и культуре как источнику жизненного опыта.

1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ по наставничеству.

№ п,….

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

Дата провед

Всего

Теория

Прак-тика

1

Вводное занятие. Начальная диагностика

1

1

0

Диагностика (наблюдение, собеседование)

03.09

2

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

10.09

3

Рисунок-основа изобразительного творчества

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

17.09

4

Разновидности графики: линейный рисунок

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

24.09

5

Разновидности графики: монотипия.

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

01.10

6

Разновидности графики: гравюра

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

08.10

7

Литогравюра

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

15.10

8

Урок-обобщение

1

1

0

Текущий контроль (наблюдение, опрос, упражения, анализ достижений)

22.10

9

Линия и ее выразительные возможности

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

29.10

10

Композиция "Весенние ручьи"

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

12.11

11

Условно-символический характер изображения

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

19.11

12

Пастель. Цветные карандаши, акварель, гуашь

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

26.11

13

Единство пользы и красоты

1

1

0

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

03.12

14

Цвет и его возможности

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

10.12

15

Ритм цветовых пятен как средство выражения

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

17.12

16

Образ традиционной русской избы

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

24.12

17

Пейзажи родной земли. Гармония жилья и природы

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

07.01

18

Древнерусский город. Древние соборы

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

14.01

19

Народные праздничные обряды

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

21.01

20

Образ красоты человека

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

28.01

21

Городской пейзаж. Фонари на улицах и в  парках

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

04.02

22

Жанры в живописи

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

11.02

23

Живопись. Художники - пейзажисты родного края

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

18.02

24

Современное выставочное искусство

1

1

0

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

25.02

25

Изображение природы в разных состояниях

1

1

0

Текущий контроль (опрос, наблюдение)

04.03

26

Художественная мастерская

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

11.03

27

Симметрия

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

18.03

28

Гармония

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

23.03

29

Часть и целое

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

08.04

30

Сюжет

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

15.04

31

Родилась живопись

1

1

0

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

21.04

32

Сюжетная композиция

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

28.04

33

Красота фигуры человека в движении

1

0

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка)

12.05

34

Изображение на плоскости фигуры человека

Итоговое занятие.

1

1

1

Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) Итоговый контроль (опрос,наблюдение, упражения, анализ и оценка работ, выставка)

28.05

Итого: 34 часа

СОДЕРЖАНИЕ  ПЛАНА по наставничеству

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Цели и задачи обучения, правила техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места.

Тема 2. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

Теория. Беседа о видах и жанрах изобразительного искусства. Слайды, диапозивы.

Тема 3.Рисунок – основа изобразительного творчества.

Теория. Творческие  задачи рисунка. Виды рисунка.

Тема 4.Разновидности графики: линейный рисунок, монотипия, гравюра, линогравюра, обобщение.

Теория. Значение рисунка и цвета в работе художника. Тон, линия, пятно, соотношение белого и черного. Штрихи, мазки.

Тема 5.Линия и ее выразительные возможности.

Теория. Умение построения композиции, выразительные возможности линий, мнообразие линий, толстые, тонкие, изящные, спокойные. Умение видеть линии в окружающей нас действительности. Рассматривание весенних веток. Веселый трепет тонких, нежных веток берез, суровая мощь старых дубовых веток.

Практика: рисование разных веток, птиц из разных «живых» линий.

Тема 6.Композиция «Весенние ручьи».

Теория. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Упражнения на заполнение свободного пространства на листе. Совершенствование навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.

Практика: Отработка в упражнениях разных штрихов и мазков.

Тема 7.Условно-символический  характер изображения.

Теория.Умение применять декоративность, изобразительная условность. Значение цветовой символики в гербах.

Практика: Изображение символов и эмблем в современном обществе.

Тема 8.Пастель. Цветные карандаши. Акварель. Гуашь.

Теория. Знакомство с техникой исполнения в этих материалах. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Понятие об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах, различение цветов, их светлоты и насыщенности. Правильное обращение с художественными материалами. Освоение различных приемов работы акварелью, гуашью. Получение различных цветов и их оттенков.

Практика: Использование данных материалов в упражнениях.

Тема 9.Единство пользы и красоты.

Теория. Знать, как в жилищах разных народов выражалось представление об идеале, совершенстве. Традиционные образы народного (крестьянского) искусства, солярные знаки. Уметь находить нудную информацию и использовать  ее.

Практика: индивидуальная работа в технике живопись над темой «Русская изба».

Тема 10. Цвет и его возможности.

Теория. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, развитие видения цвета; понятие о  цветовой гармонии, умение находить образы в бесформенных цветовых пятнах.

Практика: изображение осеннего леса по памяти и представлению.

Тема 11.Ритм цветовых пятен как средство выражения.

Теория. Развитие чувства ритма. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Определение и передача формы, характерной для изображаемого предмета. Передача их наиболее типичных черт, пропорциональности форм. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром; умений вести наблюдения окружающей действительности, умений анализировать, сравнивать, обобщать передавать их наиболее типичные черты. Воспитание чувства сострадания ко всему живому.

Практика: изображение осеннего листопада по памяти, по представлении. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Тема 12.Образ традиционной русской избы.

Теория. Развитие объёмно-пространственного мышления. Знать, что такое образ и уметь его создавать в своих работах. Развитие конструктивного и творческого мышления.

Практика: Композиционно-пространственное искание формы и передача характера постройки древнерусской избы.

Тема 13.Пейзажи родной земли. Гармония жилья и природы.

Теория. Знать характерные черты родного пейзажа, устройство русской избы.

Практика: Уметь нарисовать пейзаж по памяти.

Тема 14.Древнерусский город. Древние соборы.

Теория. Вызвать интерес у учащихся  к устройству города – крепости, развить чувство пропорции. Познакомить с понятием вертикаль, горизонталь. Изучение строения, конструкции древнерусских крепостей.

Практика: изображение с помощью графических средств города – крепости.

Тема 15. Народные праздничные обряды.

Теория. Знать календарные праздники, способы работы с композицией. Орнамент. Стилизация. Виды орнаментов: замкнутый, бесконечный, ленточный и др.; законы построения орнаментов: симметрия , чередование элементов (ритм); цветовое решение. Понятие – «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур, на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира; применение в декоративной работе линии симметрии, силуэта, ритма.

Практика: составление своей композиции по классических схемам.

Тема 16.Образ красоты человека.

Теория. Вызвать интерес к познанию образа жизни князя и дружины. Знать различия в их жизни, и торгового люда.

Практика: изображение людей по пропорциям, уметь изображать древнерусских воинов.

Тема 17.Городской пейзаж. Фонари на улицах и в парках.

Теория. Знать виды фонарей уличных. Форма, строение.

Практика: придумать свои фонари.

Тема 18. Жанры в живописи.

Теория. Развитие навыков в составлении небольших композиций в разных жанрах по выбору. Разные способы компоновки предметов, пространства на листе.

Тема 19.  Живопись. Художники – пейзажисты родного края.

Теория. Экскурсия по  картинам известных художник.

Лекция о роли современной выставочной деятельности художников в нашей повседневной жизни.

Тема 21.Изображение природы в разных состояниях.

Теория. Изображение контрастных состояний природы без предварительного рисунка. Цветовой круг. Контрастные цвета.

Практика: изображение грозы, тумана, солнечного дня.

Тема 22. Художественная мастерская.

Теория. Что такое мастерская художника. Показ фильмов о мастерских художников.

Тема 23.  Симметрия.

Теория. Умение строить сложные симметричные формы в карандаше, сангине. Понятие симметрии, формы, светотени.

Практика: изображение натюрморта.

Тема 24. Гармония.

Теория. Как человек использует природные мотивы в своих изделиях, уметь видеть прекрасное в природе. Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства; с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец. Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью. Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэта, ритма; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего; об обычаях и традициях своего народа.

Практика: изображение браслетов, ожерелий, колец.

Тема 25.Часть и целое.

Теория. Знать, что такое часть и целое. Видеть то и другое в природе, искусстве. Композиция, ритм, подчинение мелких форм крупным.

Практика: Изображение интерьера древнерусской избы, дом-космос.

Тема 26.Сюжет.

Теория. Уметь определять сюжет картины, знать , что такое сюжет, назначение его в искусстве.

Практика: исполнение композиции на бытовой жанр.

Тема 27.Родилась живопись.

Теория.Вызвать интерес к древнему художнику, воспитать стремление к изучению истории. Композиция, рисунок, живопись древнего искусства.

Практика: изображение животных по принципу древнего искусства.

Тема 28.Сюжетная композиция.

Теория. Умение передавать пространство в цвете. Законы цветовой композиции.

Практика: изображение праздничного пира в теремных палатах.

Тема 29.Красота фигуры человека в движении.

Теория. Развитие глазомера, чувства пропорций человеческого тела.

Практика: «спортивная эстафета».

Тема 30.Изображение на плоскости фигуры человека.

Теория. Умение представлять сложную форму тела человека через элементарные формы, построение формы по Дюреру.

Практика: наброски школьных товарищей по школе в карандаше.

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Ожидаемые результаты

К концу занятий  наставляемые должны знать:

- основные приемы и способы рисования;

- основы цветоведения;

- основные признаки композиции;

- понятия: орнамент, ритм, контраст;

- технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;

- операции работы с различным прикладным материалом;

- правила санитарии, гигиены и техники безопасности.

должны уметь:

- готовить рабочие место и распределять труд по операциям;

- работать с предлагаемым инструментом и материалом;

- создавать работы по собственному замыслу, используя различные техники;

- работать над созданием коллективных работ.

- умение решать ситуационные задачи;

- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.

Результатом деятельности коллектива могут служить выставки, а также активное участие в различных творческих конкурсах.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Занятия  наставнической программы «Юный художник» начинается 3 сентября и заканчивается 29 мая, число учебных недель по программе - 34,  количество учебных часов –34 Занятия проводятся  в вечернее время 16.00-17.00

Количество занятий по месяцам:

Месяц           Кол-во занятий                      

Сентябрь            4

Октябрь              4

Ноябрь                4

Декабрь              4

Январь                4

Февраль             4

Март                  4

Апрель               4

Май                    4

ИТОГО:  34 часа

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Оборудование:

Инструменты и приспособления: палитра, угольные палочки, ватные палочки, шаблоны, оттиски, губки, фольга, поролон, клей, пластилин, свеча, бумага (А3, А4), карандаши различной твердости и мягкости, тушь, перья, акварель, гуашь, акриловые краски, кисти, пастель, восковые мелки, цветная бумага и картон).

Электронно-программное обеспечение:

-электронные библиотеки по искусству, презентации к занятиям на дисках и флеш. носителях, DVD – фильмы по ИЗО, записи классической и народной музыки.

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, акустические колонки.

Методическое обеспечение:

- Подборка информационной и справочной литературы.

- Сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга воспитанников объединения.

- Наглядные пособия по темам.

- Наборы шаблонов индивидуального пользования по темам.

- Образцы изделий и виды композиций.

- Диагностические методики для определения уровня творческих способностей и личностных качеств воспитанников.

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков от одной ступени обучения к другой, более глубокое усвоение материала.

Для успешного решения задач воспитания и обучения воспитанников на занятиях в

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формы начальной диагностики:

- задания по карточкам для определения уровня знаний по основам цветоведения, композиции, жанров изобразительного искусства;

- тесты для определения творческих способностей.

Способы определения результативности:

- участия в мероприятиях (конкурсы, олимпиады),

- решение задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях,

- педагогическое наблюдение.

Способы проверки результатов. В процессе занятий по данной программе отслеживаются три вида результатов:

- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

- через отчётные просмотры законченных работ.

Формы отслеживания образовательных результатов: мини-выставки готовых работ после освоения каждой темы.

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для исследования творческих способностей подобраны следующие диагностики: адаптированная методика Н.В. Шайдуровой «Диагностика уровня творческих способностей», тест П.Торенса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо), изобразительная группа тестов.

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для детей:

1. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. - М.: Институт практической психологии, 1998.

2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1973.

3. Соколова Г.М. Воспитание чувств. - Ставрополь: СКИУУ, 1992.

4. Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: Просвещение, 2011.

4. Максимова М., Кузмина М. Вышивка. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2009.

5. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2011.

6. Сокольникова И.М. Основы композиции. - М.: Дрофа, 2009.

Список для  наставника:

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 2010.

2. Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусства в школе. - М.: Просвещение, 1990.

3. Волков И.П. Художественная студия в школе. - М. : Просвещение, 1993.

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для  учителя. - М.: Просвещение,  1991.

5. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Дрофа, 1999.

6. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006.

7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске. Как писать акварелью: перевод  Н.Мультатули. - СПб: Издательство «Аврора», 1995.

8. Красильников И. Творческое задание на уроках искусства. // Искусство в школе. - 2001. - №3. - С. 26.

9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

10. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1981.

11.  Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.  -  3-е изд. - М.: Агар, 1998.

12. Михайлов А.М. Искусство акварели. - М., Изобразительное искусство, 1995.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:  учебник. - 3-е изд. - М., Агар, 1998.

14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998.

15.  Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка.  - Испания, 1992.

16. Ф.С. Рогинская. Передвижники. - Москва: Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», 1997.

Интернет ресурсы:

1. Музеи России http://www.museum.ru

2. Педсовет - персональный помощник педагога https://pedsovet.org

3. Архивохранилища музеев и библиотек. Архивы России. http://www.rusarchives.ru/muslib/muslib_rf/tamb4.shtml

4. Методика преподавания ИЗО

http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html

5. Страна мастеров https://stranamasterov.ru

6. Центр художественной подготовки и дизайна

https://prorisunok.ru/ http://pro-risunok.ru/

7. Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/

8. Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

9. Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/

10. Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm