Программа наставничества формы «Студент-ученик» --" Рисуем красиво " возраст детей от 8 до 14 лет.
Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большерудкинская основная общеобразовательная школа
Утверждаю директор школы___________ \Т.П.Голубева\ приказ №102 от «1 » августа 2024г. |
Программа наставничества
формы «Студент- ученик»
на 2024-2025 уч. год
«Юный художник»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год
Разработала: Качмашева Л.В.
с. Большая Редка- 2024г.
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа наставничества «Юный художник» рассчитана на 1 год, имеет художественную направленность. Программа по форме организации: групповая, группа состоит из 12 человек. Программа направлена на изучение широкого спектра творческих работ из различных групп художественных материалов, для развития всесторонне развитой личности учащегося в процессе овладения приемами и техниками работы в изобразительной деятельности.
На занятиях дети получают знания по изобразительному искусству, приобретают навыки и умения изобразительной деятельности (живопись, рисунок, композиция).
Новизна: Данная программа в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Б.М.Неменского., ориентирована на программы дополнительного художественного образования детей С.А.Левина «Рисунок и живопись»
Программа включает интеграцию трех основных видов художественной деятельности: конструкторской, изобразительной, декоративной деятельности. На занятиях они взаимосвязаны: невозможно выполнить живописную работу, одновременно не рисуя, не стоя пропорции и построения. Кроме того, в каждом задании по рисунку и живописи обязательно присутствуют элементы композиционной деятельности, а композиционное решение выполняется как средствами рисунка, так и живописи
Программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию и мотивации к творчеству.
Актуальность: Работа по программе наставничества даёт возможность развития навыков в практической деятельности художественного изображения. В число этих навыков входят наблюдение, художественно-образное восприятие и оценка окружающей действительности, решение учебно-творческих задач в художественных материалах с использованием композиции, рисунка, цвета и тд. Изучение темы «Рисунок и живопись» способствует творческому развитию учащихся, которое является результатом осуществления цельного учебно-воспитательного процесса со всем комплексом учебно-воспитательных задач.
Срок реализации. Программа наставничества «Юный художник» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения, составляют 35 часов.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 7-14 лет. Дети в группу принимаются без предварительного отбора, по желанию.
В ходе построения в течении учебного года проводятся следующие формы и режим занятий:
Вводное занятие – наставник знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – наставник знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает наставнику после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Занятия наставнической группы проводятся один раз в неделю по 1 часу.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи:
1.Обучающие:
- ознакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области;
- научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации;
- научить наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира;
- научить решать творческие задачи на уровне начального конструирования, комбинирования, импровизации.
2. Развивающие:
- развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления;
-развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе;
-развить интерес к творческой деятельности; развить стремление к самопознанию и самоопределению и др.
3. Воспитательные:
- воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации, самооценку собственного «Я», чувство коллективизма;
- воспитать уважительное отношение к истории и культуре как источнику жизненного опыта.
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ по наставничеству.
№ п,…. | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации | Дата провед | ||||
Всего | Теория | Прак-тика | ||||||
1 | Вводное занятие. Начальная диагностика | 1 | 1 | 0 | Диагностика (наблюдение, собеседование) | 03.09 | ||
2 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 10.09 | ||
3 | Рисунок-основа изобразительного творчества | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 17.09 | ||
4 | Разновидности графики: линейный рисунок | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 24.09 | ||
5 | Разновидности графики: монотипия. | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 01.10 | ||
6 | Разновидности графики: гравюра | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 08.10 | ||
7 | Литогравюра | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 15.10 | ||
8 | Урок-обобщение | 1 | 1 | 0 | Текущий контроль (наблюдение, опрос, упражения, анализ достижений) | 22.10 | ||
9 | Линия и ее выразительные возможности | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 29.10 | ||
10 | Композиция "Весенние ручьи" | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 12.11 | ||
11 | Условно-символический характер изображения | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 19.11 | ||
12 | Пастель. Цветные карандаши, акварель, гуашь | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 26.11 | ||
13 | Единство пользы и красоты | 1 | 1 | 0 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 03.12 | ||
14 | Цвет и его возможности | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 10.12 | ||
15 | Ритм цветовых пятен как средство выражения | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 17.12 | ||
16 | Образ традиционной русской избы | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 24.12 | ||
17 | Пейзажи родной земли. Гармония жилья и природы | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 07.01 | ||
18 | Древнерусский город. Древние соборы | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 14.01 | ||
19 | Народные праздничные обряды | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 21.01 | ||
20 | Образ красоты человека | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 28.01 | ||
21 | Городской пейзаж. Фонари на улицах и в парках | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 04.02 | ||
22 | Жанры в живописи | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 11.02 | ||
23 | Живопись. Художники - пейзажисты родного края | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 18.02 | ||
24 | Современное выставочное искусство | 1 | 1 | 0 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 25.02 | ||
25 | Изображение природы в разных состояниях | 1 | 1 | 0 | Текущий контроль (опрос, наблюдение) | 04.03 | ||
26 | Художественная мастерская | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 11.03 | ||
27 | Симметрия | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 18.03 | ||
28 | Гармония | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 23.03 | ||
29 | Часть и целое | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 08.04 | ||
30 | Сюжет | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 15.04 | ||
31 | Родилась живопись | 1 | 1 | 0 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 21.04 | ||
32 | Сюжетная композиция | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 28.04 | ||
33 | Красота фигуры человека в движении | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) | 12.05 | ||
34 | Изображение на плоскости фигуры человека Итоговое занятие. | 1 | 1 | 1 | Текущий контроль (опрос, практическая работа, анализ и оценка работ, выставка) Итоговый контроль (опрос,наблюдение, упражения, анализ и оценка работ, выставка) | 28.05 |
Итого: 34 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА по наставничеству
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Цели и задачи обучения, правила техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места.
Тема 2. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.
Теория. Беседа о видах и жанрах изобразительного искусства. Слайды, диапозивы.
Тема 3.Рисунок – основа изобразительного творчества.
Теория. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка.
Тема 4.Разновидности графики: линейный рисунок, монотипия, гравюра, линогравюра, обобщение.
Теория. Значение рисунка и цвета в работе художника. Тон, линия, пятно, соотношение белого и черного. Штрихи, мазки.
Тема 5.Линия и ее выразительные возможности.
Теория. Умение построения композиции, выразительные возможности линий, мнообразие линий, толстые, тонкие, изящные, спокойные. Умение видеть линии в окружающей нас действительности. Рассматривание весенних веток. Веселый трепет тонких, нежных веток берез, суровая мощь старых дубовых веток.
Практика: рисование разных веток, птиц из разных «живых» линий.
Тема 6.Композиция «Весенние ручьи».
Теория. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Упражнения на заполнение свободного пространства на листе. Совершенствование навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
Практика: Отработка в упражнениях разных штрихов и мазков.
Тема 7.Условно-символический характер изображения.
Теория.Умение применять декоративность, изобразительная условность. Значение цветовой символики в гербах.
Практика: Изображение символов и эмблем в современном обществе.
Тема 8.Пастель. Цветные карандаши. Акварель. Гуашь.
Теория. Знакомство с техникой исполнения в этих материалах. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Понятие об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах, различение цветов, их светлоты и насыщенности. Правильное обращение с художественными материалами. Освоение различных приемов работы акварелью, гуашью. Получение различных цветов и их оттенков.
Практика: Использование данных материалов в упражнениях.
Тема 9.Единство пользы и красоты.
Теория. Знать, как в жилищах разных народов выражалось представление об идеале, совершенстве. Традиционные образы народного (крестьянского) искусства, солярные знаки. Уметь находить нудную информацию и использовать ее.
Практика: индивидуальная работа в технике живопись над темой «Русская изба».
Тема 10. Цвет и его возможности.
Теория. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, развитие видения цвета; понятие о цветовой гармонии, умение находить образы в бесформенных цветовых пятнах.
Практика: изображение осеннего леса по памяти и представлению.
Тема 11.Ритм цветовых пятен как средство выражения.
Теория. Развитие чувства ритма. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Определение и передача формы, характерной для изображаемого предмета. Передача их наиболее типичных черт, пропорциональности форм. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром; умений вести наблюдения окружающей действительности, умений анализировать, сравнивать, обобщать передавать их наиболее типичные черты. Воспитание чувства сострадания ко всему живому.
Практика: изображение осеннего листопада по памяти, по представлении. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Тема 12.Образ традиционной русской избы.
Теория. Развитие объёмно-пространственного мышления. Знать, что такое образ и уметь его создавать в своих работах. Развитие конструктивного и творческого мышления.
Практика: Композиционно-пространственное искание формы и передача характера постройки древнерусской избы.
Тема 13.Пейзажи родной земли. Гармония жилья и природы.
Теория. Знать характерные черты родного пейзажа, устройство русской избы.
Практика: Уметь нарисовать пейзаж по памяти.
Тема 14.Древнерусский город. Древние соборы.
Теория. Вызвать интерес у учащихся к устройству города – крепости, развить чувство пропорции. Познакомить с понятием вертикаль, горизонталь. Изучение строения, конструкции древнерусских крепостей.
Практика: изображение с помощью графических средств города – крепости.
Тема 15. Народные праздничные обряды.
Теория. Знать календарные праздники, способы работы с композицией. Орнамент. Стилизация. Виды орнаментов: замкнутый, бесконечный, ленточный и др.; законы построения орнаментов: симметрия , чередование элементов (ритм); цветовое решение. Понятие – «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур, на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира; применение в декоративной работе линии симметрии, силуэта, ритма.
Практика: составление своей композиции по классических схемам.
Тема 16.Образ красоты человека.
Теория. Вызвать интерес к познанию образа жизни князя и дружины. Знать различия в их жизни, и торгового люда.
Практика: изображение людей по пропорциям, уметь изображать древнерусских воинов.
Тема 17.Городской пейзаж. Фонари на улицах и в парках.
Теория. Знать виды фонарей уличных. Форма, строение.
Практика: придумать свои фонари.
Тема 18. Жанры в живописи.
Теория. Развитие навыков в составлении небольших композиций в разных жанрах по выбору. Разные способы компоновки предметов, пространства на листе.
Тема 19. Живопись. Художники – пейзажисты родного края.
Теория. Экскурсия по картинам известных художник.
Лекция о роли современной выставочной деятельности художников в нашей повседневной жизни.
Тема 21.Изображение природы в разных состояниях.
Теория. Изображение контрастных состояний природы без предварительного рисунка. Цветовой круг. Контрастные цвета.
Практика: изображение грозы, тумана, солнечного дня.
Тема 22. Художественная мастерская.
Теория. Что такое мастерская художника. Показ фильмов о мастерских художников.
Тема 23. Симметрия.
Теория. Умение строить сложные симметричные формы в карандаше, сангине. Понятие симметрии, формы, светотени.
Практика: изображение натюрморта.
Тема 24. Гармония.
Теория. Как человек использует природные мотивы в своих изделиях, уметь видеть прекрасное в природе. Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства; с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец. Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью. Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэта, ритма; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего; об обычаях и традициях своего народа.
Практика: изображение браслетов, ожерелий, колец.
Тема 25.Часть и целое.
Теория. Знать, что такое часть и целое. Видеть то и другое в природе, искусстве. Композиция, ритм, подчинение мелких форм крупным.
Практика: Изображение интерьера древнерусской избы, дом-космос.
Тема 26.Сюжет.
Теория. Уметь определять сюжет картины, знать , что такое сюжет, назначение его в искусстве.
Практика: исполнение композиции на бытовой жанр.
Тема 27.Родилась живопись.
Теория.Вызвать интерес к древнему художнику, воспитать стремление к изучению истории. Композиция, рисунок, живопись древнего искусства.
Практика: изображение животных по принципу древнего искусства.
Тема 28.Сюжетная композиция.
Теория. Умение передавать пространство в цвете. Законы цветовой композиции.
Практика: изображение праздничного пира в теремных палатах.
Тема 29.Красота фигуры человека в движении.
Теория. Развитие глазомера, чувства пропорций человеческого тела.
Практика: «спортивная эстафета».
Тема 30.Изображение на плоскости фигуры человека.
Теория. Умение представлять сложную форму тела человека через элементарные формы, построение формы по Дюреру.
Практика: наброски школьных товарищей по школе в карандаше.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Ожидаемые результаты
К концу занятий наставляемые должны знать:
- основные приемы и способы рисования;
- основы цветоведения;
- основные признаки композиции;
- понятия: орнамент, ритм, контраст;
- технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;
- операции работы с различным прикладным материалом;
- правила санитарии, гигиены и техники безопасности.
должны уметь:
- готовить рабочие место и распределять труд по операциям;
- работать с предлагаемым инструментом и материалом;
- создавать работы по собственному замыслу, используя различные техники;
- работать над созданием коллективных работ.
- умение решать ситуационные задачи;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.
Результатом деятельности коллектива могут служить выставки, а также активное участие в различных творческих конкурсах.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Занятия наставнической программы «Юный художник» начинается 3 сентября и заканчивается 29 мая, число учебных недель по программе - 34, количество учебных часов –34 Занятия проводятся в вечернее время 16.00-17.00
Количество занятий по месяцам:
Месяц Кол-во занятий
Сентябрь 4
Октябрь 4
Ноябрь 4
Декабрь 4
Январь 4
Февраль 4
Март 4
Апрель 4
Май 4
ИТОГО: 34 часа
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оборудование:
Инструменты и приспособления: палитра, угольные палочки, ватные палочки, шаблоны, оттиски, губки, фольга, поролон, клей, пластилин, свеча, бумага (А3, А4), карандаши различной твердости и мягкости, тушь, перья, акварель, гуашь, акриловые краски, кисти, пастель, восковые мелки, цветная бумага и картон).
Электронно-программное обеспечение:
-электронные библиотеки по искусству, презентации к занятиям на дисках и флеш. носителях, DVD – фильмы по ИЗО, записи классической и народной музыки.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, акустические колонки.
Методическое обеспечение:
- Подборка информационной и справочной литературы.
- Сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга воспитанников объединения.
- Наглядные пособия по темам.
- Наборы шаблонов индивидуального пользования по темам.
- Образцы изделий и виды композиций.
- Диагностические методики для определения уровня творческих способностей и личностных качеств воспитанников.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков от одной ступени обучения к другой, более глубокое усвоение материала.
Для успешного решения задач воспитания и обучения воспитанников на занятиях в
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы начальной диагностики:
- задания по карточкам для определения уровня знаний по основам цветоведения, композиции, жанров изобразительного искусства;
- тесты для определения творческих способностей.
Способы определения результативности:
- участия в мероприятиях (конкурсы, олимпиады),
- решение задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях,
- педагогическое наблюдение.
Способы проверки результатов. В процессе занятий по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные просмотры законченных работ.
Формы отслеживания образовательных результатов: мини-выставки готовых работ после освоения каждой темы.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для исследования творческих способностей подобраны следующие диагностики: адаптированная методика Н.В. Шайдуровой «Диагностика уровня творческих способностей», тест П.Торенса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо), изобразительная группа тестов.
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для детей:
1. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. - М.: Институт практической психологии, 1998.
2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1973.
3. Соколова Г.М. Воспитание чувств. - Ставрополь: СКИУУ, 1992.
4. Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: Просвещение, 2011.
4. Максимова М., Кузмина М. Вышивка. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2009.
5. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2011.
6. Сокольникова И.М. Основы композиции. - М.: Дрофа, 2009.
Список для наставника:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 2010.
2. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусства в школе. - М.: Просвещение, 1990.
3. Волков И.П. Художественная студия в школе. - М. : Просвещение, 1993.
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
5. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.: Дрофа, 1999.
6. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006.
7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске. Как писать акварелью: перевод Н.Мультатули. - СПб: Издательство «Аврора», 1995.
8. Красильников И. Творческое задание на уроках искусства. // Искусство в школе. - 2001. - №3. - С. 26.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
10. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1981.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - 3-е изд. - М.: Агар, 1998.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. - М., Изобразительное искусство, 1995.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник. - 3-е изд. - М., Агар, 1998.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998.
15. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. - Испания, 1992.
16. Ф.С. Рогинская. Передвижники. - Москва: Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», 1997.
Интернет ресурсы:
1. Музеи России http://www.museum.ru
2. Педсовет - персональный помощник педагога https://pedsovet.org
3. Архивохранилища музеев и библиотек. Архивы России. http://www.rusarchives.ru/muslib/muslib_rf/tamb4.shtml
4. Методика преподавания ИЗО
http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
5. Страна мастеров https://stranamasterov.ru
6. Центр художественной подготовки и дизайна
https://prorisunok.ru/ http://pro-risunok.ru/
7. Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
8. Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
9. Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
10. Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm