Школьный Краеведческий музей

Качмашева Людмила Васильевна

 Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОЛЬШЕРУДКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Утверждаю

Директор МБОУ Большерудкинской ОШ

__________________

Голубева Т.П.

Приказ №124 от 01 сентября 2023 г.

.

Рабочая программа школьного краеведческого музея

с.Большая Рудка

I. Пояснительная записка.

Данная программа направлена на  создание особых условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

Программа разработана в соответствии c основными направлениями государственной образовательной политики и нормативными документами, регулирующими деятельность в сфере образования:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ от 9 ноября 2018 года N 196 утратил силу с 1 марта 2023)

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

-Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»

-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.

-Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018    

№ 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».

-Устав и нормативно-локальные акты МБОУ Большерудкиской  ОШ»

-Программа МБОУ Большерудкинской ОШ

 

Программа музея предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

Актуальность программы.

 Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями..

Цель: содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.

Задачи программы:

-воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и культуре родного края;

-приобщение обучающихся к изучению истории родного села, школы, истории Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.;

-совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;

-взаимодействие учащихся, педагогов и родителей в поиске, обработке, хранении экспонатов для школьного краеведческого музея.

-пополнение музейных фондов

Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе    

детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
  - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Направления деятельности:

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования. 

Принципы функционирования программы

1. Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.

3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.

4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.

Адресность: Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность).

Возраст занимающихся: 7-15 лет.

Группа- разновозрастная, состоящие из учащихся примерно разного уровня подготовки.

Ожидаемые результаты

  • Предполагается, что учащийся научится самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.
  • Разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление.
  • Сформируется широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.
  • Появится интерес к истории своего отечества и родного края.
  • У учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.
  • Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

План работы школьного  краеведческого музея в 2023-2024  учебном год

№ п/п

Мероприятие

Дата

Ответственные

Организационная работа

1

Утверждение  плана  работы школьного  музея  на 2023-2024  учебный год.

   Сентябрь

2023 г.

Голубева Т.П..- директор школы, Качмашева Л.В. -руководитель  музея.

2

Оформление музейной документации.

Сентябрь 2023 г.В течение года

 Качмашева Л.В.-руководитель  музея

3

 

Работа с фондами.

 Инвентаризация архива.

В течение года

 Качмашева Л.В.-руководитель  музея

4

Формирование актива и Совета школьного музея, распределение обязанностей между членами актива школьного музея.

Сентябрь 2023 г.

 Качмашева Л.В.-руководитель  музея

5

Анализ работы школьного музея за 2022-2023 учебный год, определение задач развития музея на 2023-2024  учебный год

Сентябрь 2023 г.

Качмашева Л.В.- руководитель  музея

6

Проведение заседаний Совета и актива школьного музея.

1 раз в месяц

 руководитель  музея

7

Ведение Книги отзывов гостей музея

В течение года

 руководитель  музея

актив музея

8

Поддержание надлежащего состояния помещения и фондов музея

 В течение года

 

 руководитель  музея

9

Ведение раздела на официальном сайте МБОУ Большерудкинская ОШ, посвящённого работе школьного музея

В течение года

руководитель  музея

Экскурсионно-массовая работа

3

Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий

В течение года

 руководитель  музея,

члены актива музея

4

Проведение обзорных и тематических  экскурсий (1-9 классы.)

Обзорные:

· Знакомство с музеем (1 класс, гости школы)

· «Никто не забыт, ничто не забыто…»

· История школы

Тематические:

  • Храм в селе Б-Рудка.
  • Герои ВОВ -земляки
  • Марийские свяшенные рощи
  • "Окно в прошлое",
  • "Нам не забыть!",
  • "История одного экспоната",
  • "Кто построил на церковь",                    
  • "В чистой светёлке"

В течение года

 

 руководитель  музея

5

Проведение бесед, лекций к знаменательным датам года:

4 ноября – День народного единства

16 ноября – день памяти и скорби,

5 декабря – Битва под Москвой,

9 декабря – День Героев

12 декабря – День конституции РФ.

15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана

23 февраля – День защитника Отечества

9 мая – День Победы советского народа в

Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

В течение года

руководитель  музея, члены актива музея

Учебно-воспитательная работа

1

 Проведение уроков Мужества.

В течение года

  классные руководители
1-9 классов

Учителя истории

2

Профориентация учащихся.

Использование материалов музея на уроках.

В течение года

 руководитель  музея, учителя

3

Проведение музейных уроков (1-9 класс),
 

В течение года

  руководитель  музея, учителя истории, учителя-предметники

4

Проведение уроков истории и краеведения, литературы,

 изобразительного искусства

В течение года

 Учителя истории, ИЗО,литературы.

6

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми на классных часах.

 

В течение года

 руководитель  музея, классные руководители

7

 Встреча с ветеранами труда - жителями села. Сбор материала для оформления экспозиции.

В течение года 

 руководитель  музея
классные руководители

 Работа с фондами музея.

1

Учет, регистрация и хранение музейных экспонатов.

По мере поступления

В течение года

 руководитель  музея

3

Организация работы в архивах с целью пополнения, уточнения материалов музея

В течение года

 руководитель  музея

 

4

Связь с музеями, общественными и детскими организациями и учреждениями.

 

 

В течение года

 

руководитель  музея

Общественно-полезная работа

1

Поисковая работа

В течение года

 руководитель  музея

 актив музея

2

Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, жителей села

В течение года

 руководитель  музея

 актив музея

3

Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах.

В течение года

 руководитель  музея

 актив музея

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОЛЬШЕРУДКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

"Разработка методического материала по организации  воспитательной и образовательной деятельности в музее образовательной организации"C:\Users\Саня\Desktop\фото музея\IMG20240215083729.jpg

                                                                                               

работу выполнила: Качмашева  Людмила  Васильевна,

руководитель   школьного   краеведческого  музея  

 МБОУ Большерудкинской ОШ

Шарангского  муниципального  округа

  Нижегородской области.

с.Большая  Рудка-2024г.

                                     1.Формы работы в школьном музее

В 2010 году 22 июня в  нашей школе был открыт музей. В данное время руководителем   музея является Качмашева Л.В.  Энтузиасты краеведческого дела участвуют в сборе материала  для экспозиций и стендов, посвященных  быту  и истории села, участникам Великой Отечественной войны, истории школы,  марийским священным рощам которых в пределах нашей местности  целых три, Храму Василия Великого, восстанавливаемому  с недавних  пор в  с. Большая Рудка и д. Наш музей краеведческий. Мы занимаемся сбором  материалов по истории села и школы, ведем поисковую работу, связанную с Великой Отечественной войной, собираем экспонаты, включающие предметы быта, письменные документы и источники, фотографии,  исторические  материалы,  газеты современного периода истории.

В основе форм работы в музее лежит взаимодействие  педагога с учениками, и учеников друг с другом.

а) В системе краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа в музее, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. В музейной экскурсии может быть привлечено несколько объектов, а может использоваться единичный экспонат, представляющий не только историческую, культурную, краеведческую, но и образовательную ценность. Для составления маршрута экскурсии нужно четко понимать тип экскурсии: обзорная или тематическая. Необходимо учитывать, что любая экскурсия состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Введение раскрывает цель и задачи экскурсии, обозначает значимость изучения истории родного края. Заключение дает выводы по отдельным вопросам и общий вывод по результатам экскурсии.

б) Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, литературы, географии, изобразительного искусства. Музейный урок 

имеет особую ценность в получении альтернативных знаний, выходящих за рамки учебника и учебных пособий. В нашем музее чаще проводятся уроки истории, литературы, изобразительного искусства,биологии.

в) Другой формой работы являются внеклассные мероприятия, проводимые в школьном музее,  например, такие как викторины, игры, квесты, устные журналы, встречи с интересными  людьми.

В нашей школе вот уже несколько лет работает кружок: "Истоки". Его деятельность целиком связана с работой школьного музея.  Все ребята из кружка входят в состав актива музея. Обучающиеся  участвуют в подготовке и создании экспозиций музея, оформлении стендов, что способствует развитию художественного и эстетического вкуса.

Результатом работы стали экспозиции:

  •     «Из истории села Большая Рудка»
  •     «Марийские священные рощи»
  •     «Храм Василия Великого в селе Большая Рудка»
  •     «Они сражались за родину»
  •     «Из истории наших деревень» (из десятка близлежащих деревень, не осталось практически ни одной деревни)
  •     «Экспозиция  посвященная  марийской избе»
  •     «Старинные  деньги, значки. Нумизматика»
  •     «Учителя - ветераны»

Особо  хочется сказать что в нашем музее оформлена  экспозиция по погибшим войнам СВО. И называется она «Солдат, погибший за народ- бессмертен».

г). Музейное занятие стало наиболее распространенной формой работы в современной школе. Каждое музейное занятие имеет определенную цель.К посещению музея следует подготовиться, это не спонтанный процесс. Учащихся подготавливают заранее, и только когда дети готовы к восприятию материала,

начинается занятие.Следует учитывать возрастные особенности при отборе объектов исследования (демонстрации). Итогом музейного занятия может быть

рисунок, инфографика, презентация, инсталляция, то есть самостоятельное творчество ребенка.

  д).Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа и поисковая работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой. Большая поисково - исследовательская работа в нашей школе проводится творческой группой учащихся из кружка "Истоки". Ребята  собирают архивные материалы, фотодокументы, различные исторические источники, пополняют наш музей  новыми экспонатами.

е). Проекты в музее. Такая форма работы в музее просто необходима для   воспитания чувства гражданственности, любви к Родине, к родному селу, своему району, чтобы у детей с детства формировалось творческое отношение к учению, труду, жизни. В ходе работы над проектом  формируется:

-Появление интереса у детей и их родителей к музейной культуре.

- Систематизация работы по данной теме.

- Повышение уровня компетентности педагогов в музейной деятельности.

- Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса.

- Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.


2.Занятие в музее.

 Музейное занятие — это специфическая форма музейной коммуникации, осуществляемая непосредственно в пространстве экспозиции музея. По этой теме  у нас в нашем музее- собран большой материал занятий:

1)."Не имей сто друзей, а имей свой музей",

2)."Символы нашего края"

3)."Игры прошлых веков"

4)."Алиса в музейной стране"

5)."Занимательная нумизматика"

6)."Деньги рассказывают"

7)."Монументы Победы"

8)."По улицам села Большая Рудка скозь время"

9)."В Марийской священной роще"

10)."Один день в храме Василия Великого"

При подготовке занятия  в музее использую следующую  схему:

-Тема,  -Основная возрастная категория,  -Время проведения музейного занятия,

- Цель, - Задачи, - Форма проведения занятия ,  -Методы и приемы, -Оборудование и материалы,  -Предварительная работа: возможна предварительная работа по

подготовке   занятия с учащимися, учителем  или с музейным работником.

Ход  занятия:

 - Вводная часть: вступительное слово руководителя , беседа.

 -Основная часть: основные вопросы плана и краткое их содержание.

 -Заключительная часть: выводы,  подведение итогов музейного  занятия (например, рефлексия).

3. Урок в музее.

В 1934 г. Т. Самсонов дал определение «музейного урока» – это обычный нормальный урок, отличающийся от рядового только тем, что он проводится не в помещении школы, а в музее и на музейном материале. А М.Ю. Юхневич выделила основные различия музейной и школьной сфер образования. Вот  одно из её высказываний: .... "образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой и информационно насыщенной предметно-пространственной среде, где человек ощущает свою сопричастность к культуре и возможность диалога с ней".

 При составлении   урока  руководитель музея,  педагог, который будет вести урок должен учитывать критерии соответствия «урока в музее» новому формату образовательных мероприятий:

  связь с определенными темами основной школьной программы;

 учет возрастных психологических особенностей целевой аудитории при выборе формата проведения урока;

 оригинальность названия;

 возможности и условия самостоятельной практической деятельности в экспозиции;

 поисковые и исследовательские задания для решения проблемы урока;

 разнообразие заданий при работе с музейным предметом;

 наличие креативной составляющей;

  варьирование групповых и индивидуальных заданий;

  творческое домашнее задание.

Подбор предметов для проведения музейного урока является одним из самых сложных и ответственных этапов при его подготовке:

 во-первых, именно от наличия конкретных предметов, их подбора, зависит во многом содержание занятия, характерное разделение выбранной темы на подтемы;

 во-вторых, выразительность и привлекательность предметов помогают насытить встречу впечатлениями, эмоциями.

Выбор методов и приемов определяется целями и задачами урока, типом отобранных предметов, учетом способностей, навыков и умений учащихся.

1. Демонстрационный метод. Устное изложение темы (материала) музейного урока сочетается с показом экспонатов (музейных предметов), мультимедийных слайдов, фотографий, рисунков, схем и т.д. Рассматривание экспонатов сопровождается пояснениями по каждому из них.

2. Вопросно-ответный метод (прием диалога). В музееведческой литературе этот метод получил название «эвристический» Эта беседа в форме вопросов — ответов имеет свои нюансы в зависимости от состава группы. Так, для детской аудитории вопросы должны быть прямыми, то есть предполагающими ответ. В этом случае

дети могут быть вовлечены в занимательную беседу, могут проявить свои знания, они учатся размышлять

 3.Ролевой метод (игра). Хорошо известно, что одна из основных форм деятельности ребенка - игра. В коллективной игре у ребенка формируется потребность воздействовать на окружающую среду, он получает возможность выбора действия с учетом собственных интересов, внутреннего творческого потенциала, индивидуальности, так как выполняемые действия в игре являются новоприобретенными, еще не ставшими привычными. Особенно важно использовать прием «перевоплощения», когда дети берут на себя роль другого человека (например, экскурсовода, крестьянина, купца).

4.Метод «погружения» в прошлое. Это наиболее распространенный метод, используемый научными сотрудниками в музейной практике. Как показывает опыт ведущих музеев для того, чтобы дети лучше понимали прошлое, необходимо «погружение» в него путем мысленного перемещения (путешествия) в другое время. Для такого «путешествия» надо использовать не только музейные предметы, рисунки, фотографии, но и детское воображение.

5.Метод театрализации. Дети очень любят необычные, яркие события, и таким необычным событием может стать театр. Удачно подобранный для инсценирования сюжет, поможет порой понять и усвоить даже очень непростые вещи.

 6. Проблемный метод (прием заданий). Данный метод направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся и решает следующие задачи: придумай – сопоставь – досочиняй.

7. Практический метод. Данный метод выражается в слове (исполнение песен, частушек, чтение сказок), письменных, графических, предметных (изготовление материальных предметов) работах. Среди приемов данного метода наиболее значимый - прием учебной работы с материальным предметом (например, по ходу

рассказа научный сотрудник показывает, как пользовались тем или иным предметов – дети воспроизводят этот процесс).

4. Поисковая  работа

Специфической особенностью  школьного краеведческого музея  села Большая Рудка, является краеведческий характер, т.к. изучаются преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Профиль музея: краеведческий. Воспитательная работа нашей школы всегда насыщена патриотическим содержанием, интересными формами работы. В воспитательной системе работы школы существует ряд мероприятий, которые проводятся в музее или с использованием музейных материалов. Детям нравится посещать школьный музей, они с большим интересом рассматривают фотографии и альбомы, старинные вещи, экспонаты.

 Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся, учителей и местного населения в поисковой работе по возрождению истории родного края. Для этого используются основные пути сбора краеведческого материала:

1. Планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры.

2. Экспедиционный сбор.

3. Прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволяет школьному музею:

— быть центром изучения истории своего края;

— принимать участие в районных, областных  конкурсах;

— проводить на базе музея совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

— обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

— создавать фонд фото, презентаций.

Исследовательская работа:

— Экспедиции по местам исчезнувших деревень, с целью сбора материалов для восстановления исторической памяти.

— Походы к местам захоронений известных людей, на местное кладбище.

— Сбор статей, книг, брошюр, устных рассказов и преданий по истории края.

— Совместная работа с Большерудкинским СДК, Большерудкинским СИТЦ,

Большерудкинской администрацией ,по вопросам изучения истории края и сбора материалов, проведение праздников.

Общественно-полезная работа.

Посещение выставок, новых экспозиций в районном  музее.

Хочется остановиться на поисково-краеведческой работе музея. За 13 лет существования музея проведена огромная работа по поиску и систематизации

исторического материала: археологических, литературных,  фольклорных памятников, фотографий и др.

1. Собран материал по истории с.Большая Рудка. Информация постоянно пополняется и используется для проведения экскурсий, оформлен стенд, используется для  краеведческих чтений.

2. Собран материал по истории  храма  Василия  Великого в с.Большая Рудка, оформлена  экспозиция.

3. Собран материал по истории сел и деревень  Шарангского района . Постоянно пополняется. Используется для выступлений,  оформлена  экспозиция.

5. Собран материал по истории школы. Оформлены альбомы. Используются для выступлений, сочинений, праздников, оформлена  экспозиция.

6. Собран материал об участниках Великой Отечественной войны. Оформлена экспозиция материал о легендарных земляках.

7.Собран материал о марийских священных рощах, оформлена экспозиция.

8. Собрана местная керамика: есть кринки, горшки.

9. Собрана деревянная посуда:  деревянное круглое блюдо, кадушки, бочонки, деревянные ложки.

11. Собраны духовые (угольные) утюги разного вида.

12. Серафим Николаевич Лесников- в прошлом бывший учитель нашей школы, подарил в музей  фотоаппарат- "Лейка" .

13.Имеется экспозиция по нумизматике.

14.Собираются  данные о войнах  СВО

В музее также выставлены— старинный патефон, телефон- коммутатор, старинный угольный самовар, ножная прялка, старинные весы, подвесные лампы разного

размера, керогаз, швейная машинка "Зингер",соха с железным лемехом, пила двуручная, соломорезка, мутовка, деревянные совки для муки, рубель с катком,

5.Программа дополнительного образования

Рабочая программа школьного краеведческого музея

I. Пояснительная записка.

Данная программа направлена на  создание особых условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

Программа разработана в соответствии c основными направлениями государственной образовательной политики и нормативными документами, регулирующими деятельность в сфере образования:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ от 9 ноября 2018 года N 196 утратил силу с 1 марта 2023)

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

-Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»

-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.

-Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018    

№ 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».

-Устав и нормативно-локальные акты МБОУ Большерудкиской  ОШ»

-Программа МБОУ Большерудкинской ОШ

 

Программа музея предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

Актуальность программы.

 Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями..

Цель: содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.

Задачи программы:

-воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и культуре родного края;

-приобщение обучающихся к изучению истории родного села, школы, истории Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.;

-совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;

-взаимодействие учащихся, педагогов и родителей в поиске, обработке, хранении экспонатов для школьного краеведческого музея.

-пополнение музейных фондов

Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе    

детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
  - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Направления деятельности:

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования. 

Принципы функционирования программы

1. Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.

3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.

4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.

Адресность: Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность).

Возраст занимающихся: 7-15 лет.

Группа- разновозрастная, состоящие из учащихся примерно разного уровня подготовки.

Ожидаемые результаты

  • Предполагается, что учащийся научится самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.
  • Разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление.
  • Сформируется широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.
  • Появится интерес к истории своего отечества и родного края.
  • У учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.
  • Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

План работы школьного  краеведческого музея в 2023-2024  учебном год

№ п/п

Мероприятие

Дата

Ответственные

Организационная работа

1

Утверждение  плана  работы школьного  музея  на 2023-2024  учебный год.

   Сентябрь

2023 г.

Голубева Т.П..- директор школы, Качмашева Л.В. -руководитель  музея.

2

Оформление музейной документации.

Сентябрь 2023 г.В течение года

 Качмашева Л.В.-руководитель  музея

3

 

Работа с фондами.

 Инвентаризация архива.

В течение года

 Качмашева Л.В.-руководитель  музея

4

Формирование актива и Совета школьного музея, распределение обязанностей между членами актива школьного музея.

Сентябрь 2023 г.

 Качмашева Л.В.-руководитель  музея

5

Анализ работы школьного музея за 2022-2023 учебный год, определение задач развития музея на 2023-2024  учебный год

Сентябрь 2023 г.

Качмашева Л.В.- руководитель  музея

6

Проведение заседаний Совета и актива школьного музея.

1 раз в месяц

 руководитель  музея

7

Ведение Книги отзывов гостей музея

В течение года

 руководитель  музея

актив музея

8

Поддержание надлежащего состояния помещения и фондов музея

 В течение года

 

 руководитель  музея

9

Ведение раздела на официальном сайте МБОУ Большерудкинская ОШ, посвящённого работе школьного музея

В течение года

руководитель  музея

Экскурсионно-массовая работа

3

Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий

В течение года

 руководитель  музея,

члены актива музея

4

Проведение обзорных и тематических  экскурсий (1-9 классы.)

Обзорные:

· Знакомство с музеем (1 класс, гости школы)

· «Никто не забыт, ничто не забыто…»

· История школы

Тематические:

  • Храм в селе Б-Рудка.
  • Герои ВОВ -земляки
  • Марийские свяшенные рощи
  • "Окно в прошлое",
  • "Нам не забыть!",
  • "История одного экспоната",
  • "Кто построил на церковь",                    
  • "В чистой светёлке"

В течение года

 

 руководитель  музея

5

Проведение бесед, лекций к знаменательным датам года:

4 ноября – День народного единства

16 ноября – день памяти и скорби,

5 декабря – Битва под Москвой,

9 декабря – День Героев

12 декабря – День конституции РФ.

15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана

23 февраля – День защитника Отечества

9 мая – День Победы советского народа в

Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

В течение года

руководитель  музея, члены актива музея

Учебно-воспитательная работа

1

 Проведение уроков Мужества.

В течение года

  классные руководители
1-9 классов

Учителя истории

2

Профориентация учащихся.

Использование материалов музея на уроках.

В течение года

 руководитель  музея, учителя

3

Проведение музейных уроков (1-9 класс),
 

В течение года

  руководитель  музея, учителя истории, учителя-предметники

4

Проведение уроков истории и краеведения, литературы,

 изобразительного искусства

В течение года

 Учителя истории, ИЗО,литературы.

6

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми на классных часах.

 

В течение года

 руководитель  музея, классные руководители

7

 Встреча с ветеранами труда - жителями села. Сбор материала для оформления экспозиции.

В течение года 

 руководитель  музея
классные руководители

 Работа с фондами музея.

1

Учет, регистрация и хранение музейных экспонатов.

По мере поступления

В течение года

 руководитель  музея

3

Организация работы в архивах с целью пополнения, уточнения материалов музея

В течение года

 руководитель  музея

 

4

Связь с музеями, общественными и детскими организациями и учреждениями.

 

 

В течение года

 

руководитель  музея

Общественно-полезная работа

1

Поисковая работа

В течение года

 руководитель  музея

 актив музея

2

Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, жителей села

В течение года

 руководитель  музея

 актив музея

3

Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах.

В течение года

 руководитель  музея

 актив музея

 

 

 

 

 

 

6.Квесты, игры, викорины.

Квест (от англ. quest – «поиск») как разновидность коллективной салонной или уличной игры, в которой участникам нужно последовательно выполнить ряд заданий и прийти к определенному результату, в своем нынешнем виде появился в 2000-е гг. Квест в последние годы стал одним из популярных видов музейных культурно-образовательных мероприятий. Это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, при этом большинство информации по выбранной теме участники добывают самостоятельно.

Алгоритм проведения квест-игры.

І этап. 1. Информирование и введение в игру: – определение времени для подготовки к игре; – определение количества участников;  – определение места проведения.

2. Создание легенды квеста: – формирование текста легенды (составление загадки, заданий).

3. Ознакомление участников с легендой из отдельных отрывков: – выполнение задания – сбор отдельных отрывков в единый текст.

ІІ этап. Ознакомление с правилами игры и привыкание к обстановке: – распределение ролей; – использование соответствующих костюмов, музейных экспонатов; – информирование о направлениях поиска путем подсказок (записки, решение задач и т.д.).

ІІІ этап. Основная часть игры: – поиск Ключевого Предмета; – решение легких задач-подсказок путем сложения пазлов, выполнения рисунков, составления небольшого текста; – каждое успешно выполненное задание поощряется запискамиподсказками о Ключевом Предмете; – составление полученных ответов в

единое целое – тексты-подсказки; – сообщение о месте нахождения Ключевого Предмета.

IV этап. Контрольный: – создание препятствий для получения Ключевого Предмета; – постановка контрольных вопросов по усвоению материала.

V этап. Заключительный: – обобщение полученных знаний, подведение итогов, награждение победителей игры. Общая игровая цель должна быть известна участникам с самого начала, разъяснены особенности и правила заданий. Задания для квеста – одна из самых важных его частей. Именно от того, насколько увлекательными и необычными они будут, зависит понравиться ли игра участникам. Хорошо, когда квест включает в себя задания разных видов:  ориентировочные (найти выход по карте, найти подсказку, в книге, тайнике);  информационные (найти или вспомнить информацию, связанную с легендой квеста);  творческие (нарисовать, изобразить, сложить оригами);  интеллектуальные (решить ребусы, кроссворды, головоломки, логические  задачи). 

  Викторины.

Викторины предполагают элемент соревновательности, обычно проходят в неформальной обстановке, дают возможность проявить себя. Викторины, в основном, отличаются друг от друга правилами, определяющими очередность хода, типом и сложностью вопроса, порядком определения победителей, вознаграждением за правильный ответ. Структура викторины зависит от возраста обучающихся, уровня их подготовки, конкретных условий её проведения. Участие в викторине требует от игрока начитанности, хорошей памяти, умения логически мыслить и быстрой реакции. Подготовка мероприятия включает  в себя несколько

этапов и направлений деятельности: организационный момент: подготовка сценария, формирование команд; подготовительный этап: проведение обзорной лекции по теме викторины, подготовка рекомендуемого списка литературы, реквизита, проведение мероприятия; заключительный этап: подведение итогов. При проведении викторины организатор должен учесть следующие правила ее проведения: тема викторины должна быть актуальной для обучающихся; вопросы викторины должны быть сформулированы четко и понятно; вопросы должны учитывать возрастные особенности участников викторины, их знания по предлагаемой теме; поиск ответов на вопросы не должен быть очень трудным для обучающихся.

Игры.

 Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Она способствует развитию у детей потребности в постижении окружающего мира, воображения, образной и ассоциативной памяти, нестандартного мышления, коммуникативных качеств, эстетического вкуса. В музее широко используются следующие игровые формы:

• Игра-поиск (найти предмет, не только указать его, но рассмотреть, высказать собственное мнение);

• подвижные игры (старинные детские игры сопровождают практически все занятия);

• дидактические игры (собери картинку; отгадай и наклей; и др.);

• экскурсия-игра

  Во время экскурсий по выставкам художественных работ также включаем игровые моменты. Это может быть игра-поиск, когда ребенок среди большого количества предметов  должен найти  искомое: фотографию или др.экспонат. Или другой

вариант, когда дети выбирают наиболее понравившуюся им картину, а экскурсовод,

комментируя ее, определяет характер, настроение ребенка в данный момент.

Вот например  несколько игр для примера, проведенные у нас в музее:

Игра «Назови правильно», Игра «Угадай блюдо по запаху», Игра « Кто больше назовет»

7.Мероприятие в музее.

Музейную активность  можно классифицировать по типам мероприятий:

• творческие события: концерты, литературные вечера, театрализованные представления;

• встречи: с  ветеранами; краеведами;

• научные события: конференции, семинары, чтения;

• популяризация науки: открытые лекции, мастер-классы, дискуссии.

Выбор праздника сильно зависит от специфики конкретного музея: наш музей краеведческий  и  поэтому  как правило- это  день села, интересные дни народного календаря, памятные даты военных событий, мероприятия-презентации,  минисценки с разнообразными сюжетами, встречи с тружениками тыла, ветеранами, для любителей что-то сделать своими руками музей предлагает разнообразные мастер-классы, различные дискуссии, литературно-музыкальные композиции. Так как помещение музея  у нас небольшое- мы устраиваем (например) интересные дни народного календаря, встречи с ветеранами - в актовом зале школы. Подготовка мероприятия в музее — ответственное дело. Ваше написанные квесты, игры, викторины -тоже можно отнести к мероприятиям в музее. На каждом мероприятии стараюсь  использует коллективные и групповые формы работы. Наш музей часто посещают ребята из детского садика "Колосок", поэтому  разрабатывая музейные занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста, среднего и старшего школьного возраста учитываю их возрастные особенности.

                                                         8.Экскурсия

Экскурсии в музеи являются одной из самых массовых форм работы в школе. Типы музейных экскурсий: обзорная, образовательная, воспитательная и развивающая. При подготовке  экскурсии, я  из числа  ребят актива музея выбираю кто-бы мог провести  эту экскурсию -выбираю  экскурсовода. Далее  вместе с ребятами  формулирую  название будущей экскурсии и определяю ее целевую направленность, а вместе с будующим  экскурсоводом - мы изучаем необходимые источники и литературу, делаем полезные выписки, составляем библиографию и картотеку. Затем изучаем экспозицию, намечает маршрут, прорабатываем логические переходы от одного объекта к другому. Далее пишем необходимые (тезисы) текста экскурсии, развернутого плана экскурсии (цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, экспонаты, время показа), а затем после отработки этого плана на практике, в общении с аудиторией, – методической разработки экскурсии. При составлении плана следует помнить, что экскурсия должна включать в себя 3 части: вступительную и заключительную беседы и основную часть. Обычно такие экскурсоводы проводят экскурсии с ребятами нашей школы. 

В этом  учебном году было запланировано и мы провели несколько экскурсий: Обзорные:

"Знакомство с музеем" (1 класс, гости школы),."Никто не забыт, ничто не забыто…",  "История школы".

Тематические:

"Храм в селе Б-Рудка","Герои ВОВ -земляки","Марийские священные рощи",

"Окно в прошлое","Нам не забыть!","История одного экспоната",

"Кто построил нашу  церковь",                    

На уроке- экскурсии  преподавать того предмета, по которому будет проведен урок в музее сам выбирает из общего числа ребят, кто будет его помощником-экскурсоводом. Ведущая цель образовательной экскурсии – расширение познаний. Успех экскурсии зависит от многих фактов. От экскурсовода требуются: - знание материала; - правильная речь; - безупречный вид; - умение установить контакт с

группой и т.д. Во время экскурсии экскурсовод должен так расположить группу,

чтобы экскурсанты, все без исключения, могли видеть тот экспозиционный материал, с которым на данный момент ведѐтся работа. Место экскурсовода – между группой (1,5 м от неѐ) и стендом. Показывая указкой тот или иной материал (если только не зачитывается какой-либо документ или указываются те или иные особенности экспоната), экскурсовод должен быть обращѐн к группе, вести наблюдение за еѐ реакцией. Безразличие экскурсовода к поведению аудитории, а также проявление им плохого настроения не допустимы. Экскурсовод своего рода актѐр. И от того, как он подготовит свою роль и сыграет еѐ на публике, во многом зависит успех и всей работы по подготовке экскурсии, и проведения еѐ для конкретной экскурсионной группы. Продолжительность экскурсии определяется не только содержанием темы, но и способностью слушателей активно воспринимать рассказ. Ребята 1- 4-х классов способны это делать 15-20 минут, 5-8-х классов - 30-40 минут, 9- 11-х классов - 45-60 минут.

Литература:

1. Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методики и методологии исторических экскурсий. В 3-х частях. М., 1923.

2. Герд В.А. Экскурсионное дело. М.-Л., 1928.

3. Коссова И.М. Взаимодействие музея со школой. М., 1990.

4. Коссова И.М. Музей в культурной жизни края. М., 1989.

5. Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. М., 2001.

6. Основы экскурсионного дела в музеях. Вып. 1-2. Сб. тр. НИИ культуры. М., 1976-77.

7. Ребенок в музее. Сб. тр. НИИ культуры. М., 1991.

8. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. Учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных факультутов. СПб, 1999.

9. Художественный музей в образовательном процессе. СПб, 1998.

10. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001.



Предварительный просмотр:

Анализ работы школьного краеведческого музея

МБОУ Большерудскинской ОШ

за 2024 календарный  учебный год

Специфической особенностью школьного музея, является краеведческий характер, так как изучаются преимущественно события и явления, связанные с историей школы  и  родного края..

Для эффективной и планомерной работы школьного музея были определены цели и задачи.

Целями деятельности школьного музея являлись:

- формирование чувства ответственности за сохранение истории, традиций, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины;

- расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть, связующей нитью между школой, учреждениями культуры и общественными организациями.

При составлении плана работы на 2023 -2024 календарный учебный год  школьный музей поставил следующие задачи:

- формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств;

- формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам;

- воспитание любви и уважения к прошлому своей страны;

- расширение исторического кругозора;

- сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;

- совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;

- воспитание познавательных интересов и способностей;

- овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.

Работа школьного музея планируется по направлениям, согласно Положению о школьном музее, план работы утвержден директором школы.

 Работа школьного музея включает в себя:

1.Изучение исторических, литературных и других источников соответствующих профилю музея.

2.Пополнение фондов музея, активизация работы с жителями поселения по передаче музейных предметов, предметов быта на безвозмездной основе.

3.Обеспечение сохранности музейных предметов, организация их учета.

4.Оказание содействия в использовании экспозиций и фондов музея в учебно-воспитательном процессе.

5. Создание и обновление музейных экспозиций.

6.Проектная и исследовательская работа.

В фонде музея были подготовлены материалы для выставок и экскурсий.  За период сентябрь – май в музее  было проведено 4  музейных уроков, 4 экскурсии, 2 музейных занятия.  Музей  принял  примерно  70 посетителя.( общее количество)

Направления работы:

  1. Экскурсионная работа:  обзорная экскурсия «Будем помнить», «История образования  Большерудкинской школы», «История русской печки …», «Марийские священные рощи», планируется- «Гордость школы – её выпускники - отличники»», «Наша школа» (о работе в разные годы  коллективов школы)

2. Фондовая работа: продолжено восстановление инвентарной книги, ведётся  обработка получаемых материалов, фотографий, изготовляются на их основе мультимедийные презентации.

3.Поисковая работа:  продолжен сбор сведений о наших земляках - ветеранах Великой Отечественной войны,   материалов о ветеранах – учителях нашей школы,  о ветеранах-тружениках тыла, о воинах локальных воин «Солдат погибший за народ-бессмертен», сбор вещей и письменных материалов для музея.

4. Работа над проектами:  «О человеке, о его судьбе» -( сбор материалов о ветеранах и тружениках тыла)

5.Культурно-массовая работа:  проведение уроков (история, ОРКСЭ, окр. мир, изобразительного искусства- на базе ШКМ, тематические краеведческие мероприятия.)

6.Организация работы кружка дополнительного образования: на базе музея работает кружок «Истоки»

7. Методическая работа: участие в работе РМО руководителей школьных музеев, участие в конкурсе методических материалов и разработок.

Таблица учёта проведённых воспитательных мероприятий

№ п/п

Дата

Мероприятие,

кто провел.

Кол-во участников

Кол-во привлечённых родителей

1.

13.03.2024

"История русской печки"

(Экскурсия для воспитанников дет.сада)

Качмашева Л.В.

7

-

2.

26.03.2024

Кл.час в музее.

"Марийские священные рощи"

Кл.час провела кл.руководитель

8 класса

Кудрявцева Р.Н.

4

-

3.

12.04.2024

Урок музее по ИЗО

"Русская прялка"

Урок провела учитель ИЗО- Качмашева Л.В.

3

-

4.

20.04.2024

Урок истории в музее провел Блинов И.Г.

5.

02.02.2024

Обзорная экскурсия

(Качмашева Л.В.)

4

-

6.

17.05.2024

"Есть ценности, которым нет цены"

Мероприятие

(Качмашева Л.В.)

6

-

7.

07.06.2024

(Экскурсия)

Школьный музей "Истоки"

Провел Блинов И.Г.

5

-

8.

13.06.2024

«Будем помнить» (экскурсия)

Качмашева Л.В.

9

-

9.

25.09.2024

«История образования  Большерудкинской школы»» (урок в музее)

Качмашева Л.В.

6

-

Таблица учёта участия в мероприятиях 

№ п/п

Дата

Организатор мероприятия

Название мероприятия

Состав участников

Результаты

1

13.11.2023

"ВПО Доверие"

Всероссийское педагогическое общество

Всероссийский конкурс

Для детей и молодёжи «Музейный калейдоскоп»

4 члена кружка «Истоки»  

3 место

Грамота

2

10.04.2023

ФГБОУ  ДО  ФЦДО

Всероссийский музейный урок "Первые в космосе"

Качмашева Л.В..

Провела урок

3

15.03.2024

Управление образования и молодёжной политики администрации Шарангского муниципального округа  Нижегородской  области

Муниципальный этап Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций в номинации:

"Разработка методического материала по организации воспитательной и образовательной  деятельности в музее обр.организации"

 

Качмашева Л.В.

3 место

 

4

14.11.2024

 "Педразвитие"

Всероссийское образовательное издание

 

Всероссийская викторина "Все обо всем"

6 членов кружка "Истоки"

1 место

Выводы:

1. Утвержденный план работы школьного музея выполнен в полном объёме. 
2. Музей школы - составляющая часть открытого учебно-воспитательного пространства образовательного учреждения.

3. Деятельность музея осуществляется на основе принятых и утвержденных нормативных документов.

4.Через музейную работу учащимся прививается любовь к педагогическому труду, профессиям сельской местности. У учащихся развивается бережное отношение к музейным предметам, памятным местам в селе.

5. Идёт  активная просветительская деятельность, которая  реализуется на нескольких уровнях:

  • Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций и проведение экскурсий для учащихся;
  • На районном уровне мы участвуем в муниципальных краеведческих конкурсах.
  • На всероссийском уровне принимаем участие в различных конкурсах.

6.Создаются условия для решения проблемы патриотического воспитания средствами школьного музея.

7. Реализуются требования ФГОС. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 

Возможности музея в формировании ценностей

  1.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству,   поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям.

  2.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор;  милосердие; честь; достоинство;   толерантность.

  3.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; бережливость.

  4

Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших;  здоровье нравственное и социально-психологическое.

  5.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

  6.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

8. Реализуется дополнительная  общеразвивающая программа  «Истоки».

Рекомендации:

- активизировать работу Совета школьного музея;

- активизировать работу с фондами, создать картотеку экспонатов;

- активизировать работу по улучшению материально – технической базы школьного музея в новом учебном году; 

- спланировать активные формы работы с жителями поселения по дарению музейных предметов; 

- обновить экспозиции музея, вместо устаревших и утративших свою значимость стендов, переведя их содержимое в основные фонды музея. 

На 2023-2024 учебный год поставлена следующая педагогическая цель: содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей

Задачи:

Образовательные:

- расширить кругозор обучающихся и информированности в области музееведения и краеведения;

- углубить и расширить имеющиеся знания обучающихся  по истории родного села и края;

- формирование умения овладения основными знаниями на уровне практического применения, умения передавать свой опыт младшим членам коллектива;

- формирование умения видеть проблемы, формулировать задачи, и искать средства их решения, получение социального опыта.

Развивающие:

- способствовать развитию у обучающихся  желания и умения приобретать знания по истории родного края, музейного дела;

- реализовать умственный, духовный, физический, творческий потенциал учащихся;

- развивать логическое мышление и навыки самостоятельной работы с архивными данными и первоисточниками через подготовку экскурсий, докладов, рефератов по краеведению, описание экспозиций и т.д.;

- развивать интерес обучающихся к научно-исследовательской работе.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся любовь к  Родине, к родному краю через изучение его истории;

- пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;

- формировать у учащихся общечеловеческих ценностей на основе  духовных ценностей жителей родного края;

- формировать активную жизненную позицию на основе коллективной работы, участии их в интересном и полезном для общества деле.

Руководитель школьного музея: Качмашева Л.В..



Предварительный просмотр:

     Учетная карточка музея образовательной организации Нижегородской области

МБОУ Большерудкинская ОШ

регионального Свидетельства

№ 14003

музея во Всероссийском реестре музеев

образовательных организаций (ВЦХТ)

№  24-1736469529

Наименование

Музей МБОУ Большерудкинской ОШ

Профиль музея

краеведческий

Образовательное учреждение

МБОУ  Большерудкинская  ОШ

Муниципальный округ, район города

Шарангский  муниципальный  округ

Адрес (индекс, населенный пункт, ул., д., к.)

           606847, с.Большая Рудка,

                        Школьная д.2.

Телефон с кодом города

s br shr@mail.52gov.ru

8(831)552-65-24

Сайт музея на сайте организации

https://b-rudka.edusite.ru/magicpage.html?page=557351

Страница музейного объединения в

социальных сетях или тематический хештег на странице образовательной организации

https://m.vk.com/wall-168995695_1285

Руководитель музея (Ф.И.О.)

       Качмашева  Людмила  Васильевна

Дата открытия музея

                       22  июня  2010 года

Характеристика помещения

             Комната № 4; площадь-51 м2

Экспозиции музея (количество и названия)

1.«Из истории села Большая Рудка»

2.«Марийские священные рощи»

3.«Храм Василия Великого в селе Большая Рудка»

4.«Они сражались за родину»

5.«Из истории наших деревень»

6.«Экспозиция  посвященная  марийской избе»

7.«Старинные деньги, значки. Нумизматика»

8. «Учителя - ветераны»

9.«Солдат, погибший за народ- бессмертен» (посвященный войнам СВО)

10. «Из истории Большерудкинской  школы»

11. «Предметы  крестьянского быта»

Краткая характеристика основного фонда,

количество экспонатов основного и

         вспомогательного фонда

  200  экспонатов - основной фонд,

  25-экспонатов вспомогательного фонда

   Краткая характеристика развития туристско-краеведческого направления образовательной

  организации: В МБОУ Большерудкинской  ОШ   ведется  следующая  деятельность  по    

  туристской – краеведческой  работе  (прогулки, походы, экскурсии, туристско – краеведческая    

  работа в  летнем  лагере). В основном прогулки и экскурсии проводятся в своей местности, это  

  могут быть:

  • Организация туристической эстафеты или полосы препятствия;
  • Краеведческие викторины, различные конкурсы, квесты, игры  краеведческой направленности.
  • Проведение спортивных игр с мячом (волейбол, футбол др.);
  • Ориентирование на местности;
  • Поисковая работа.

В основном туристская работа начинается в 5 классе, на уроках географии, когда учащиеся изучают элементы топографии (понятие о карте, плане, условные топографические знаки, изображение местных предметов на карте (плане) с помощью топографических знаков, строение компаса, определение сторон горизонта, понятие об азимуте),

На уроках физкультуры для развития ловкости используются игры в баскетбол, пятнашки, теннис, мини-футбол, волейбол с применением 2-3 мячей одновременно, парная игра в бадминтон, ритмическая гимнастика. Развитие выносливости:  ходьба, кроссовый бег, прыжки, спортивное ориентирование, лыжные гонки, спортивные и подвижные игры, ритмическая гимнастика.

Поисковая работа. Центром ее является школьный краеведческий музей. В процессе поисковой работы ребята ближе знакомятся с героическим прошлым нашего народа. Собирают ценный материал, знакомятся с известными людьми.

1) Название музейного объединения

           Творческое объединение «Истоки»

2) Количество обучающихся в объединении

                               8 человек

3) Количество реализуемых программ. Название программ.

2 программы

1) .«Рабочая программа школьного краеведческого музея на 2024 -2025 уч.год»,

2).Программа работы творческого объединения «Истоки»

на 2024-2025 уч.год

4) Участие в конкурсах, проектах туристско-краеведческой, поисково- исследовательской направленности.

1).Краеведческая  конференция «История Шарангского района в лицах и событиях»,посвящённую закрытию Года российской истории в Шарангском районе Нижегородской области, 2021г.

2).Викторина «По залам Третьяковской галереи»,организованной Поселенческой библиотекой №3 Белебеевкого района Республики Башкортостан,2021г.

3).Викторина «Город,в котором я живу»,образованной центральной межпоселеческой библиотекой Белебеевкого района Республики Башкортостан,2021г

4).Муниципальный этап Всероссийского конкурса музеев образовательной организации: «Разработка методического материала по организации воспитательной и образовательной деятельности в музее образовательной организации» 3 место, Качмашева Л.В.,2024г.

5).Всероссийский конкурс «Музейный калейдоскоп» г. Москва. Диплом за 3 место в номинации: «Театр, музей, творчество»  творческая группа объединения «Истоки»,2023г.

6).Всероссийская  викторина «Все обо всем» г. Москва. Диплом за l место, творческая группа объединения «Истоки»,2024г