Участие в экспериментальной и инновационной деятельности
Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих). Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.
Главными признаками творчества являются (М. Поташник) Создание нового или существенное усовершенствование известного; Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов; Взаимосвязь творчества и самотворчества , самосозидание , то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
Развивать творческие способности. Что это значит? 1.Развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения. 2.Систематическое создание ситуаций. 3.Организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Для развития творческого мышления и творческого воображения предлагаются задания: -классифицировать объекты, ситуации, явления; -устанавливать причинно-следственные связи; -видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; -рассматривать систему в развитии; -делать предложения прогнозного характера; -выделять противоположные признаки объекта; -выявлять и формировать противоречия; -разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; - представлять пространственные объекты.
Творческий учитель тот, кто: -преподает увлеченно, творчески планирует свою работу; -свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения; -уважает личность ученика; -дифференцирует объем и сложность заданий; -побуждает учащихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учеников класса; -развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития; -содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции , самопознания и творческого самопроявления .
Творчество- это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Основные этапы ребёнка на пути от способностей к таланту. 1.Игровой. 2.Проявление индивидуальности. 3.Рост. 4.Мастерство.
Типы творческих ученических работ: - исследование (эксперимент, серия опытов, собственное решение научной проблемы); -сочинение(стихотворения, сказки, задачи, составление словарей); -художественное произведение; -техническое произведение(поделка, модель, макет, фигура); -зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование); -педагогическое произведение; -методологическое произведение.
Творчество: Т -труд; В -вдохновение; О - оригинальность; Р - развитие; Ч -чувство; Е -единство целей и действий; С -сотворчество, созидание; Т -талант; В -время; О - основа педагогической деятельности
В мире творчества
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тема: «Без творчества нет учителя»
Цель:
Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе
Задачи:
1. Систематизировать теоретические знания педагогов по теме “Творчество учителя”.
2. Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов.
3. Выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.
Форма проведения: “философский стол”
Методическое обеспечение: презентация
Ход
Введение в тему педсовета
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”.
Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
Теоретические знания педагогов по теме “Творчество учителя”
Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).
С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности. В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества.
Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых - психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т. д.
Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.
Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности. В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.
Главными признаками творчества являются (М. Поташник)
· Создание нового или существенное усовершенствование известного;
· Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
· Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
Следовательно, творческая деятельность – это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил.
По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп. В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности; другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.
“Философский стол” методом коллективной мыследеятельности.
В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Вопрос участникам педсовета)
Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер. Среди множества форм и видов профессионального обучения педагогов «мастер-класс» занимает особое место. Определимся сначала с понятием мастер-класса. Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам. Мастер-классы являются эффективной формой профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и для учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.
Основными задачами мастер-класса являются следующие задачи:
· обобщение опыта учителя по определенной проблеме;
· передача учителем-мастером своего опыта;
· совместная отработка методических приемов;
· оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.
Идея проведения мастер-класса изначально ориентирована на результативность работы его «учеников». Активный учитель-участник будет рефлексировать собственный педагогический подход, находить способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы в индивидуальный педагогический стиль. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, поневоле будет включен в активную познавательную деятельность.
8 заповедей творческой личности:
1. Будь хозяином своей судьбы.
2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
3. Внеси свой вклад в конструктивное дело.
4. Строй свои отношения с людьми на доверии. *
5. Развивай свои творческие способности.
6. Культивируй в себе смелость.
7. Заботься о своем здоровье.
8. Не теряй веру в себя.
Первая творческая группа:
- Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству?
- Факторы, способствующие развитию творческой активности?
- Источники творчества?
Способности: умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть;
способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия.
Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда.
Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися.
Таким образом, творческий педагог обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Вторая творческая группа:
- Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески?
- Есть ли они у нас в училище?
- Если нет то, что для этого нужно нам изменить?
Условия: нравственно- психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материальная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени.
Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:
· точность во всем
· дисциплина
· порядочность
· вдохновение
· умение слушать критику· внимание
· воля
· уверенность в собственных силах
· способность доводить дело до конца
· высокий общий уровень развития
· знание своего дела
Третья творческая группа:
- Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика?
- В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?
Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставит неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения.
Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности. Определить уровень творческих умений учащихся на уроках можно посредством занятия-тренинга (памятка-рекомендация). Мы сегодня в малой степени затронем творческую деятельность учащихся, но этот тренинг поможет вам определить уровень сформированности репродуктивных или творческих умений.
Четвертая творческая группа:
- Методы и приемы творческой работы (примеры из практики).
- Формы педагогического творчества.
Формы: творческие группы: проблемные, инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.
Практическое обоснование вопросов
· Выступления педагогов от творческих групп.
· Обсуждение.
Подведение итогов педсовета
· Оценка деятельности участников педсовета, его результативность. 8 заповедей творческой личности.
· Принятие решения педсовета (работа экспертной группы).
Предварительный просмотр:
Доклада
ТЕМА :"ИЗО как школа мастерства"
Учитель – это человек, который учится всю жизнь,
только в этом случае он приобретает право учить.
В.М. Лизинский
Урок изобразительного искусства. Что это за урок? Тот, что мы провели, или тот, что мы извлекли? И где получен этот урок: в школе, в зале Художественного музея или во время рисования цветными мелками на асфальте? Нас интересует урок, который стоит в школьном расписании, который творит учитель, соавторами которого являются дети. В учительском сообществе бытует мнение, что урок изобразительного искусства – это лишь развлечение. Между тем, урок изобразительного искусства – сложный художественно-педагогический процесс. Но только для учителя! Для обучающихся этот процесс – продолжение, естественное протекание жизни.
В последнее время меняется статус предметов художественно-эстетического цикла. Происходит переход от уроков, ориентированных на освоение лишь технических навыков рисования к урокам, ориентированным на обогащение эмоционально-эстетического опыта, формирование у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, направленным на реализацию художественно-творческого потенциала и самосовершенствования. И от учителя здесь зависит очень многое. Педагог сам должен быть личностью творческой, владеть современными педагогическими технологиями, иметь высокий уровень психолого-педагогической подготовки. Следует помнить, что учитель изобразительного искусства – это, прежде всего педагог-художник, и он должен обладать особой способностью – видеть прекрасное там, где его не видит взгляд обыкновенного человека. Безусловное владение основами рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна, знаниями теории и истории изобразительного искусства в совокупности с готовностью к организации и управлению учебным процессом, стремление к самосовершенствованию, высокая результативность деятельности – определяет качества творческого учителя, педагога-профессионала.
Педагогическое мастерство учителя – это синтез определенных профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса. Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:
1. Профессионально-педагогическая направленность личности (стабильный интерес к педагогической деятельности, любовь к детям).
2. Профессионально необходимые знания.
3. Профессионально необходимые способности, умения, навыки (организаторские, коммуникативные, дидактические, актерские).
4. Профессиональное творчество (решение педагогических ситуаций, поиск методов и средств, технология их применения).
Процесс обучения на уроках изобразительного искусства характеризуют:
1. Сотворчество учителя и ученика, диалогичность.
2. Четкость поставленных задач, вариативность их решения.
3. Освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск.
4. Создание атмосферы увлеченности и творческой активности.
Все перечисленные компоненты в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию у него собственного опыта, стиля работы и авторитета. Педагог – это всегда великий труженик. Однако, это невозможно без наличия у него таких личных качеств, как трудолюбие, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за ее результаты, стремление постоянно повышать качество своего труда. Повышение уровня художественно-педагогического мастерства целесообразно осуществлять на основе разработанных педагогических направлений:
1) совершенствование художественного мастерства учителя: освоение теории и методики изобразительной деятельности с учетом приоритетного использования когнитивной деятельности творческого характера; практическое освоение образного языка изобразительного искусства, его видов и жанров; исследовательская деятельность учителя в выбранную им области художественного познания;
2) совершенствование педагогического мастерства учителя: изучение педагогических технологий, форм и методов педагогического процесса; знакомство с творческим прочтением педагогом программы по изобразительному искусству; изучение подходов к экспериментальной и инновационной деятельности по проблемам обучения предметной области «Изобразительное искусство»; развитие интереса к художественно-педагогической деятельности;
3) активизация творческого потенциала учителя: оценка результатов художественно-педагогической компетенции; формирование художественно-педагогической активности на основе обогащения эмоциональной сферы учителя средствами искусства, использование индивидуальных, коллективных и проектных форм обучения, способствующих общению и творческому самовыражению обучающихся. Совершенствование педагогического мастерства учителя изобразительного искусства может осуществляться различными методами и способами и пользоваться ими нужно регулярно, непрерывно, целенаправленно (см. Табл.1).
Таблица 1
Пути совершенствования педагогического мастерства
Этапы работы | Деятельность педагога |
Диагностико - концептуальный | Изучение специальной литературы. Ознакомление с опытом коллег, посещение уроков и воспитательных мероприятий. Проведение мониторинга личных профессиональных качеств. Выработка педагогического кредо. Согласование потребностей и мотивов, постановка целей. |
Организационный | Создание модели творческого учителя, педагога-мастера. Создание банка инновационных технологий. Разработка портфолио творческого и профессионального роста. Использование средств массовой информации, изучение новых стандартов образования, новинок научно-педагогической и методической литературы. |
Практический | Курсы повышения квалификации. Самообразовательная деятельность. Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах, творческих отчетах. Использование средств и условий, созданных в школе: методические дни, методические объединения, педагогические чтения, наставничество. Использование современных информационных технологий. Создание авторских программ. Презентация деятельности (открытые уроки, выступления, мастер-классы) Мониторинг учебно-воспитательного процесса. Обобщение педагогического опыта. Аттестация. |
Все эти пути взаимосвязаны, использовать их нужно регулярно, непрерывно, целенаправленно.
Психологи В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров отмечали, что существенной стороной педагогического мастерства является педагогическое творчество. Основная цель педагогического творчества – создание новых методов и средств разрешения педагогических ситуаций в процессе художественно-психологического общения. Настоящий урок, даже тщательно спланированный, является импровизацией на тему урока, так как обязывает педагога учитывать настроение (свое и учеников), творческое состояние (свое и учеников), отношение к происходящему (свое и учеников). Таким образом, педагогическая импровизация – это еще и показатель педагогического мастерства, когда учитель, опираясь на художественно-педагогическую интуицию, способен прогнозировать педагогический результат. Для создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе особую важность приобретают человеческие качества педагога. Обязательное для учителя качество – гуманизм. Мы должны относиться к растущему человеку как к высшей ценности на земле, проявлять интерес к личности ученика, уважать его мнение, быть заинтересованными в развитии личности ребенка. Профессионально необходимыми качествами учителя изобразительного искусства должны стать изобретательность, широта взглядов, выдержка, душевная чуткость, справедливость и требовательность.
Заповеди современного педагога
1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.
2. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные. Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться.
3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты.
4. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.
5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи красоту в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник прекрасного.
Для достижения целей и педагогического мастерства эти взаимодополняемые направления должны присутствовать в деятельности каждого педагога. Внедрение новых технологий в обучение дает возможность развивать критическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности, выявлять одаренных и талантливых детей, планировать дальнейшую работу по развитию этих качеств. Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя при этом все необходимые требования программы, и ориентируясь на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. Все мы разные, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Коменский, «быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почетном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель».
Предварительный просмотр:
Тема доклада:
"Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки"
Роль музея в эстетическом воспитании определяется его специфическими возможностями как учреждения, которое выполняет две основные взаимосвязанные социальные функции - документирование объективных процессов и явлений в природе и общественной жизни на основе подлинных памятников, а также образования и воспитания. Для осуществления этих функций музей располагает такими средствами воздействия, как музейный предмет и музейная среда.
Подлинники, включенные в музейное собрание, обладают научной, историко-культурной и эстетической значимостью.
Эстетические качества музейного предмета нередко проявляются уже в его внешних признаках (форма, фактура, цвет), однако его эстетическая ценность определяется, прежде всего, историко-культурным контекстом. Именно контекст формирует отношение к предмету как к прекрасному или безобразному, низкому или высокому, комическому или трагическому. В контексте музейный предмет полностью обретает свою эстетическую ценность. Используя разные средства для раскрытия исторического контекста музейного предмета в экспозиции, можно оказывать воздействие на эстетические вкусы, взгляды и идеалы, т.е. на эстетическое сознание посетителей.
Однако не только музейные предметы, но и сама музейная среда (здание музея, экспозиция, комплекс историко-архитектурных памятников, территория), предстающая перед посетителем как некое пространство культуры, потенциально, т.е. при условии соответствующего уровня архитектурно-художественного решения, является эстетически значимой и воспитывающей. Эстетическая функция музейной информации последовательно выражается в экспозиции, в ее образном решении. Музееведение
Существенно, что и музейный предмет, и музейная среда обладают значительными возможностями эмоционального воздействия. Обыденные предметы, став элементами экспозиционного образа музейной выставки, приобретают значение символа определенной эпохи, явлений, событий. Выступая носителем эмоционально-образной информации, выставка способна оказать воздействие на развитие образного мышления. Сплав рационального и эмоционального компонентов при восприятии, как показывают результаты социологических исследований, в значительной степени определяют привлекательность музеев для всех категорий посетителей, включая самых юных, а также эффективность их воздействия.
Главное направление эстетического воспитания музейными средствами - это самое широкое приобщение детей, подростков, молодежи к культурному наследию, которое определяется как "совокупность доставшихся человечеству от прошлого культурных ценностей
Целью эстетического воспитания музейными средствами - является воспитание целостной, гармонически развитой личности, у которой сформировано ценностно ориентированное отношение к историко-культурному наследию.
Первая задача - активное приобщение подрастающего поколения к музейным ценностям, формирование у детей, подростков, молодежи устойчивой потребности в общении с историко-культурным наследием.
Вторая задача - формирование эстетических вкусов, потребностей, взглядов и идеалов, т.е. - эстетического сознания личности. Вкус, т.е. "способность чувствовать, переживать, эмоционально улавливать красоту и другие эстетические качества явлений действительности и искусства"
Третья задача - развитие эмоциональной сферы личности, воображения и фантазии, способности к творческой деятельности. Как отмечал известный философ Э.В. Ильенков, воображение - это та самая "драгоценнейшая способность, которая составляет необходимый момент творчески человеческого отношения к окружающему миру
Четвертая задача - формирование исторического сознания личности. Под историческим сознанием мы понимаем осознание человеком своего положения в социальном времени и пространстве, своей связи с прошлым, настоящим и будущим..
Пятая задача является условием реализации эстетического воспитания. Воспитание музейной культуры посетителя, обучение языку музея.
Музейная культура определяется такими поддающимися измерению характеристиками, как частота посещения музейных выставок, целенаправленность посещения музея и осмотра экспозиции, обращение к различным источникам информации о музее на предварительном этапе или во время осмотра, умением ориентироваться в музейной среде, смотреть выставочную экспозицию.