Конкурс Учитель года -2020
Материалы подготовленные на конкурс
https://cloud.mail.ru/home/мастер-%20класс.mp4 .-Технические возможности на уроках географии с применением программ Word Art и Learning APPS.org.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на конкурс"Учитель года"2020 | 719.94 КБ |
Методический семинар | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности» Тема презентации:
Условия формирования личного вклада в развитие образования Научно – исследовательские условия : Теоретическую основу опыта составляют педагогические идеи концепций Я. А. Каменского, С.Н. Глазачева , Н. Ф. Винокуровой , В. В. Николиной, Г.С. Камериловой , В.М. Смирновой,Ф.М . Баканиной Методические условия : -Программа экологического воспитания учащихся в курсе изучения географии; -Программа внеурочной деятельности «Мы и природа. Изучаем, охраняем, заботимся» ; -программа работы экологической группы школы. Организационно – педагогические условия : предметные курсы, выступление на межрайонных семинарах, работа в методических объединениях района ; участие в профессиональных и творческих конкурсах, публикации в сборниках методических материалов .
Актуальность личного вклада в развитие образования - воспитание экологической культуры учащихся как личностный результат; - формирование учебно - исследовательских компетенций как метапредметный результат - обеспечение преемственности в формировании экологической культуры детей от среднего к старшему возрасту
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования «Не существует сколько – нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» А.Н. Колмогоров «Нужно строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом» Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком «Проблемы образования, и особенно экологического образования, имеют абсолютный приоритет перед всеми другими целями общества». Н.Н. Моисеев (1917-2000) – российский учёный, математик, механик. Итогами учебно-исследовательской деятельности следует считать не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников . «Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы». Рёскин Джон английский писатель, историк и теоретик искусства
Цель: Формирование экологической культуры учащихся в через организацию учебно - исследовательской деятельности Задачи: - Способствовать формированию экологических представлений о ценности природы и правилах поведения в ней; -Формировать научно-исследовательские компетенции учащихся ; ----Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные организационные формы урочной и внеурочной деятельности , направленные на повышение личностно-ориентированного обучения; - Развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, направленные на развитие умений учебно - исследовательской деятельности ; Цели и задачи педагогической деятельности
Ведущая педагогическая идея Поэтапное включение в учебно - исследовательскую деятельность через разработку системы заданий для формирования исследовательских умений Выдвижение гипотезы Постановка цели и задач Обоснование темы Методика исследования Собственные данные. Анализ выводы 1-й этап: 5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами исследовательской работы, обучение основам самостоятельной деятельности. 2-й этап : 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы. 3-й этап : 9 -класс – формирование исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. Макаренко А.С .
Учебно - исследовательская деятельность учащихся Деятельный аспект личного вклада в развитие образования Каковы средства достижения цели ? Реализация программы внеурочной деятельности: Научно- исследовательская деятельность по географии «Мы и природа. Изучаем, охраняем, заботимся» Реализация программы экологического воспитания на уроках географии
Реализация программы экологического воспитания на уроках географии -Диагностика уровня развития экологической культуры детей; -Экологические уроки- путешествия в курсе географического краеведения ;
- урок-исследование -урок-лаборатория -творческий отчёт -урок-экспертиза -урок-совещание -Учебный эксперимент -Домашнее задание исследовательского характера Учебно - исследовательская деятельность учащихся - исследовательская практика, -экспедиции (полевые исследования), экскурсии, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, марафонах. Публичные презентации исследовательских проектов, организация работы экологической группы школы и волонтёрского отряда «Светлячок», работа по проектам «Чистое село», «Чистый родник», «Река Юкшумка » Реализация программы внеурочной деятельности: Научно- исследовательская деятельность по географии«Мы и природа. Изучаем, охраняем, заботимся»
Формирование экологической культуры учащихся Работа волонтёрского отряда «Светлячок» КТД Участие в экологических акция Экологическая работа в системе ДО Диапазон личного вклада педагога в развитие образования Организация исследовательско - краеведческой работы
Мониторинговая деятельность на определение степени успешности ведения учебно - исследовательской деятельности Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Оценка уровня сформированности учебно-исследовательской компетенции по уровню самостоятельности применения умений, входящих в состав данной компетенции (формулировать цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выдвигать и обосновывать гипотезу, выполнять эксперимент, представлять результаты эксперимента, осуществлять рефлексию) осуществлялась в 8, 9 классах .(данные на конец 2017-2018 уч.года )
Результат участия обучающихся в конкурсах разного уровня Областные конкурсы исследовательских работ: «Моя семья в истории страны», Победа в областном конкурсе исследовательских работ: «Юный исследователь», победа в областном творческом конкурс е«Овеянные славою флаг наш и герб»,участие и победа в эстафете «Волжская речная лента»,участие в областном конкурсе: «Родники Нижегородской области» -экологическая группа учащихся, работа в проектах: «Чистое село», «Чистый родник»,
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника * Районное методическое объединение учителей географии. Межрайонный семинар по воспитательной работе. *Олимпиады, конкурсы знатоков, конкуры проектных и исследовательских работ районного и областного уровня * Формы работы с родителями *Родительские собрания *Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности * Публикации в СМИ *Общественность *Персональный сайт в социальной сети работников образования
Профессиональные достижения 1.Муниципальный этап областного конкурса конкурс методических материалов: «Педагогические технологии популяризации экологической культуры в современном обществе»-2 место (2012 г) 2.Муниципальный этап областного конкурса «Растим патриотов России» Номинация методические материалы- 1 место (2011г.) 3.Муниципальный этап областного конкурса «Мы выбираем жизнь»-2 место (2013 г) 4.Районный этап X всероссийской акции «Спорта- альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Организация волонтёрской профилактической работы» -2 место 2013 г) 4.Муниципальный этап областного конкурса «Методических материалов по экологии»- 1 место ( 2014 г)
Список литературы: 5. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. – Тамбов, 1999. 6. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // 1 .Баканина Ф.М.,Винокурова Н.Ф.,Касьян А.А.,Камерилова Г.С.,Кутырев В.А., Киселева Н.Ю.,Морохин Н.В.,Николина В.В.,Смирнова , В.М.Экологические проблемы современности: научные и педагогические аспескты.М.Онега,1995-208 с. 2. Глазачев С.Н.Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч . тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996. 3. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000 4. Винокурова Н.Ф. Взаимосвязь географических и биологических знаний в экологическом образовании школьников//География в школе. 1991. №3., 7. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность в школе. – М.: Вербум-М , 2001. с.4-6 8. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория [Текст] Ю. В. Рындина // Молодой ученый. – 2011. –№1.–С.228-232 9. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. С. 10. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] : метод. сб.- М.: Народное образование, 2001. —272 с.
Предварительный просмотр:
«Методический семинар»
Моя тема над которой я сейчас работаю называется:
"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
2 сл.
Экологическое образование -это одно из направлений реализации программы воспитания и социализации в основной школе по ФГОС.
Сущность экологического воспитания– это не только природоохранная деятельность , но и необходимый компонент формирования личности.
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время.
В свою очередь учебно- исследовательская деятельность-это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. В процессе освоения учащимися учебно- исследовательских компетенций формируются метапредметные результаты обучения.
3 сл.
Теоретическую основу опыта в области развития экологического образования составляют педагогические идеи концепции:
Я.А. Каменский- чешский педагог,
Станислав Николаевич Глазачев- Новая школа формирования экологической культуры, автор учебников.
Ирина Трифоновна Суравегина-автор научных трудов,
Наталья Фёдоровна Винокурова- руководитель научно- исследовательской лаборатории экологического образования педагогического университета.
Галина Савельевна Камерилова -доктор педагогических наук, автор трудов по урбоэкологии, работает в университете им. К.Минина,
Вера Викторовна Николина- преподаватель пед. университета им.К.Минина, автор труда
"Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития".
Мною разработана программа внеурочной деятельности «Мы и природа. Изучаем, охраняем, заботимся».
4сл.
Актуальным личным вкладом в развитие образования здесь может быть:
личностный результат- ответственное отношение к природе, гуманное отношение к животным, стремление к здоровому образу жизни.
метапредметный результат- познавательный- работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.
коммуникативный- владение умениями общения, речевая деятельность, навыки сотрудничества.
регулятивные- управление своей деятельностью, инициатива, самостоятельность.
Формирования преемственности экологической культуры доступно всем школьным возрастам.
5 сл.
Даже самая малая исследовательская работа выявляет у учащихся особые качества, способности именно к этому виду деятельности позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, чтобы деятельность была успешной- необходимо чтобы она вызывала личный интерес, нужно любить природу.
6 сл. Цель моей работы заключается в формирование учебно- исследовательских компетенций с учётом экологической культуры учащихся.
Задачи:
-Способствовать формированию экологических представлений о ценности природы и правилах поведения в ней;
-Формировать исследовательские компетенции учащихся. Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные организационные формы урочной и внеурочной деятельности, связанные с экологией.
-Развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, направленные на развитие умений учебно- исследовательской деятельности;
7 сл.
Для того, чтобы успешно справляться с выполнение исследовательской работы- необходимо чёткое осознания результата своей деятельности.
Учебно-исследовательская работа должна иметь структуру, что будет являться продуктом деятельности.
Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся проходит в несколько этапов. В первый год мои учащиеся в основном только познают методику наблюдений, происходит ознакомление с основными требованиями оформления учебно-исследовательской деятельности, до учеников доводится примерная программа исследовательской работы. После чего учащиеся добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы.
С этой целью мною разработана программа внеурочной деятельности, в ходе которой учащиеся осуществляют разные виды исследования, анализа и синтеза. Программа разработана на три года обучения (она есть на сайте).
8 сл.
В исследовательских работах школьники с большим интересом исследуют разнообразные экологические проблемы природных объектов своей местности. При этом они проявляют умения выявлять проблемы, находить пути их решения. Важная часть их деятельности – природоохранная, в ходе которой они познают культуру и природу родного края, также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения. При этом совершенствуются навыки не только в области исследований, но и публичном представлении результатов своей работы.
Мои учащиеся учебно-исследовательской деятельностью начинают заниматься с 5 класса, работая на пришкольном участке, реализуя программу внеурочной деятельности «Мы и природа. Изучаем,охраняем,заботимся» Обучающиеся, выполняют проекты, принимают участие и занимают призовые места в конкурсах различного уровня.
9 сл.
Уроки помогают формированию навыков заботы о природе в самых разных сферах.
Задачи уроков - донести до школьников масштаб экологических проблем, рассказать о том, какие способы борьбы наиболее эффективны и как в повседневной жизни мы можем повлиять на эти проблемы. Нам важно не только донести знания, но и создать мотивацию и показать конкретные способы влиять на проблемы. Уникальность экологических уроков в том, что помимо увлекательного образовательного контента они содержат творческие задания, настольные игры, необычные раздаточные материалы.
Постигая методику экологического и географического исследования, как части учебно- исследовательского процесса, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.
10 сл.
Уроки-исследования провожу как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Исследовательская деятельность, дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:
-ученик работает активно и самостоятельно;
-ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;
-проявляются творческие способности;
-развиваются у школьников способы овладения познавательной, рефлексивной, коммуникативной деятельностью.
При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:
-каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.
-работа должна быть адресована всему классу.
Аналогично провожу уроки-лаборатории, уроки-совещания, уроки-экспертизы.
В 8-9 классах при изучении тем по географии России, мы часто обращаемся за новой информацией в интернет, учащимся даётся задание найти площадь России после присоединения Крыма, численность населения, описать природу и экономику Крыма, назвать крупнейшие промышленные центры и проблему развития. Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал, умение к исследовательской деятельности.
Использование в работе учебно-исследовательского метода как средство развития
экологической культуры личности на уроках и во внеурочной деятельности
позволяет повысить качество знаний. Самое главное, участие в проектах позволяет
приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.
11 сл.
Кроме уроков веду краеведческую работу организую различные экологические акции, курирую работу волонтёрского отряда «Светлячок», участвую в проектах «Чистое село», «Чистый родник». Проект «Чистый родник» позволил сформировать у школьников ответственное отношение к водным ресурсам, как к источнику здоровья и жизни на Земле, повысив потребительскую грамотность участников проекта. В проекте «Чистое село» -защита окружающей среды ; участие в практических природоохранных мероприятиях ; участие в разнообразных акциях по привлечению внимания общества или власти к экологическим проблемам, требующим решения.
12 сл.
По результатам своей работы я проводила мониторинг на определение степени успешности ведения учебно- исследовательской деятельности. Мониторинг проводился в 8, 9 классах (данные на конец 2017-2018 уч. год).Ребята отвечали на вопросы: -умеют ли они выбирать тему, сколько они работают на компьютере, умеют ли анализировать формулировать цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выдвигать и обосновывать гипотезу, выполнять эксперимент, представлять результаты эксперимента, осуществлять рефлексию).Все результаты представлены в презентации.
13 сл
Есть у нас и победители в областных конкурсах.
-Областные конкурсы исследовательских работ: «Моя семья в истории страны»,
-Победа в областном конкурсе исследовательских работ: «Юный исследователь», -победа в областном творческом конкурсе «Овеянные славою флаг наш и герб»,
-участие и победа в эстафете «Волжская речная лента»,
-участие в областном конкурсе: «Родники Нижегородской области»
-экологическая группа учащихся, работа в проектах: «Чистое село», «Чистый родник»,
14 сл. с родителями
Вся эта работа не остаётся без внимания общественности:
-Районное методическое объединение учителей географии.
-Межрайонный семинар по воспитательной работе.
-Олимпиады, конкурсы знатоков, конкурсы проектных и исследовательских работ районного и областного уровня.
-Формы работы с родителями.
-Родительские собрания.
-Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности.
-Публикации в СМИ.
-Персональный сайт в социальной сети работников образования.
15 сл.
Мои достижения я наблюдаю каждый день по ярко горящим глазам учеников, в их познавательном интересе и подготовке к моим предметам. Для того чтобы все время быть актуальным, креативным учителем, нужно не только любить свой предмет, но и постоянно совершенствоваться. Например я принимала участие в Муниципальном этапе областного конкурса методических материалов: «Педагогические технологии популяризации экологической культуры в современном обществе».Этот конкурс показал что ценностными ориентирами в экологическом образовании выступают такие категории как человек и его здоровье, природа, окружающая среда. Экологические ценности должны быть усвоены каждым членом цивилизованного общества, и немаловажную роль в этом играет школа. Ещё хочется сказать о другом конкурсе: Муниципальный этап областного конкурса «Методических материалов по экологии».Этот конкурс нацелен решение задач экологического воспитания, повышение экологической культуры детей.
Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Учебно- проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.
На сегодняшний день экология как отдельный учебный предмет практически отсутствует в учебных планах образовательных организаций. В основной и старшей школе экологические знания большей частью формируются за счет экологизации предметов естественнонаучного цикла - биологии, химии, физики, и отчасти географии.
И в заключении хотелось бы сказать:
Мне кажется, что ни один учитель не вспомнит о трудностях учительской профессии, когда увидит благодарные взгляды своих повзрослевших учеников и услышит от них такое простое, но столь ценное и так много заключающее в себе слово «Спасибо!»