Методическая разработка для студентов
Методическая разработкие разработки для использования на практических занятиях по терапии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №5»
Подольский филиал
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК профессиональных модулей
Протокол№__от «___»________20__г.
Председатель ЦМК______Ю.В. Кислицына
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по теме практического занятия
МДК 02.01. Сестринских уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел Сестринская помощь в терапии
«СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ»
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)
Составитель: преподаватель Кислицына Ю.В.
Подольск, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка по теме «Сестринская помощь при бронхиальной астме» составлено в соответствии с рабочей программой и является пособием для проведения практического занятия. Методическое пособие подготовлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка). Материалы методической разработки состоят из трех блоков: методический, информационный, блок контроля и самоконтроля.
В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия. Информационный блок включает в себя терминологический словарь и опорный конспект. Блок контроля включает в себя следующее: материалы контрольного исходного уровня знаний в виде фронтального опроса; материалы контроля выходного уровня знаний в виде тестового опроса.
Занятие разработано с учетом принципов проблемного обучения, информационно-коммуникационной технологии и направлено на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций.
Данное методическое пособие может быть использовано на семинарских занятиях, открытых уроках для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов.
ВВЕДЕНИЕ
Бронхиальная астма является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины в связи с высоким уровнем распространения, стойкой утратой трудоспособности, снижением качества жизни пациента и смертности. В пособии отражен и систематизирован теоретический материал по данной теме и включает основные вопросы: этиологию, факторы риска, патогенез; классификация заболевания; особенности самообследования, данные дополнительных методов исследования; основные клинические проявления астмы, возможные проблемы пациента.
Большое значение при бронхиальной астме имеет самоконтроль, так как заболевание хроническое, протекает с периодами обострения и ремиссии, которые могут продолжаться несколько лет. Поэтому задача пациента - научиться контролировать свою болезнь так, чтобы не допускать обострений.
Цель занятия: сформировать у студентов теоретические знания и практические умения при оказании помощи пациенту с бронхиальной астмой.
Задачи:
Образовательные:
- контроль качества усвоения знаний;
- формирование у студентов умений и навыков работы с учебным материалом и методическим пособием;
- осуществление внутрипредметных и межпредметных связей.
Развивающие
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды;
- воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку;
- воспитывать толерантность, уважать социальные, культурные, религиозные различия.
Тип и форма занятия: практическое.
Продолжительность 180 минут.
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, самостоятельный, практический.
Форма учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.
Средства обучения:
- материально-техническое обеспечение: (небулайзер, пикфлоуметр, дозирующий ингаляционный баллончик, спейсер, одноразовые шприцы, системы для внутривенного капельного вливания, тонометры, фонендоскопы, дезинфицирующие средства, лекарственные средства, перчатки, фантом для освоения навыков внутривенных инъекций).
- Методическое обеспечение: (рабочая программа ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах; алгоритмы выполнения простых медицинских услуг; методическая разработка занятия).
- Информационное обеспечение:
основные источники:
1. Сестринское дело в терапии с курсом ПМП: Э.В.Смолева; под ред.
к.м.н. Б.В.Кабарухина. – Изд.14-е.- Ростов н/Д: Феникс,2013.-473с.
2. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум/ Т.П.Обуховец; под ред.Б.В.Кабарухина.- Изд.3-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 412с.
Методы контроля знаний: устный, письменный и практический с элементами самостоятельной работы.
После изучения темы студент должен
- знать:
- определение и классификацию бронхиальной астмы,
- этиологию, способствующие факторы;
- клинику и возможные проблемы пациента;
- объем проводимых обследований и результаты;
- содержание зависимых, независимых, взаимозависимых сестринских вмешательств;
- профилактику бронхиальной астмы;
- алгоритм неотложной помощи при приступе удушья;
- виды ингаляционных устройств;
алгоритмы использования пикфлуометра, карманного ингалятора;
уметь:
− оценивать качество удовлетворения основных жизненно-важных потребностей пациента с бронхиальной астмой;
− выявлять проблемы пациента, связанные с заболеванием;
− формулировать сестринские диагнозы и цели к ним;
− планировать мероприятия по уходу за пациентами с бронхиальной астмой;
− осуществлять подготовку пациента к дополнительным методам обследования;
− оказывать доврачебную помощь при приступе удушья;
В процессе изучения темы у студентов формируются следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях сены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 2.1. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 2.2. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7.Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
Интегративные связи:
- внутрипредметные: клиническая фармакология, функциональная диагностика.
Межпредметные: анатомия и физиология человека, фармакология основы сестринского дела, психология.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№ | Этапы занятия | Содержание каждого этапа | Время проведения |
1 | Организационный момент | Сообщение темы, целей занятия, проверка присутствующих, их внешнего вида, готовность аудитории к занятию. Раскрыть важность и необходимость изучения данной темы. | 5 минут |
2 | Актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний) | Опираясь на конспект лекций ответить на вопросы (Фронтальный опрос) (Приложение 1). | 10 минут |
3 | Формирование новых знаний и умений | Поэтапное изложение нового материала “Сестринская помощь при бронхиальной астме” Демонстрация преподавателем манипуляций применение пикфлоуметра и дозированного аэрозольного ингалятора. Самостоятельная работа студентов:
Самостоятельная работа студентов: | 60 минут |
4 | Текущий контроль знаний для оценки усвоения материала | Заполнение таблицы, с использованием рецептурного справочника, выписывание основных лекарственных препаратов, назначаемых при данном заболевании (Приложение 5).
| 80 минут |
5 | Подведение итогов занятия | Проверка преподавателем: - решенных проблемно-ситуационных задач с составленным планом сестринского ухода, где отражена: цель, сестринские вмешательства; - заполненных таблиц с основными лекарственными препаратами, назначаемыми при данном заболевании; - выставление оценок. | 20 минут |
6 | Задание к следующему занятию | Разработайте памятку для пациента с бронхиальной астмой с информацией о противоаллергическом режиме. | 5 минут |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Бронхиальная астма – хроническое заболевание, характеризующееся повторными приступами экспираторной одышки в связи с нарушением бронхиальной проходимости.
Бронхиальную астму относят к анафилаксии с замедленной реакцией.
Этиология:
- разнообразные аллергены (пыльца растений, домашняя и промышленная пыль, шерсть животных, корм для рыб, лекарственные травы и препараты и т.д.);
- микроорганизмы (бактерии, грибы, вирусы и т.д.);
- физические усилия;
- психогенные факторы.
Клинические варианты:
- атопическая аллергия;
- инфекционно-аллергическая;
- аспириновая;
- астма физического усилия;
- психогенный вариант.
Предвестники приступа удушья (аура):
Аллергическая (атопическая)
- чихание;
- першение в горле;
- крапивница;
- отек Квинке;
- зуд кожных покровов;
- кашель.
Инфекционно-аллергическая
- кашель.
Период удушья:
- начало чаще всего ночью;
- дыхание свистящее, слышно на расстоянии;
- положение больного с фиксацией плечевого пояса (сидя или стоя опершись на ладони);
- кожные покровы бледные, сухие, при затянувшемся приступе, кожные покровы цианотичны;
- при перкуссии над легким «коробочный» звук;
- при аускультации сухие свистящие и жужжащие хрипы.
Период обратного развития:
- отхождение густой и вязкой мокроты
Межприступный период:
- жалоб нет;
- больные практически здоровы.
Клиника:
Приступ удушья (синдром бронхоспазма, приступ экспираторной одышки).
Периоды приступа удушья:
- предвестников (продромальный);
- период удушья;
- период обратного развития приступа.
Лабораторные исследования:
Анализ крови – эозинофилы.
Анализ мокроты – эозинофилы, спирали Кушмана, кристаллы Шарко-Лейдена.
Лечение:
В период приступа удушья
Неотложная помощь при приступе удушья
1. Вызвать врача
2. Помочь принять вынужденное положение, успокоить
3. Открыть окно, расстегнуть одежду
4. Проконтролировать правильность использования пациентом ДАИ, если пациент ранее им пользовался
5. Оксигенотерапия
6. Отвлекающие процедуры (массаж грудной клетки, горячие ножные и ручные ванны)
7. Контроль ЧДД, Рs, АД
8. Приготовить: бронхолитики – сальбутамол, атровент, эуфиллин 2,4 % для в/в введения, преднизолон в таблетках и растворе.
В межприступный период
Купирование приступа удушья: применяют препараты стимулирующие адренорецепторы
- β₂ - адреномиметики (беротек, сальбутамол, астмонент – 2 вдоха, но не более 2-3 ингаляций).
- α и β адреномиметики (адреналин 0,1% п/к 1мл, эфедрин 5% п/к 1мл, норадреналин).
- Эуфиллин (0,15 таб. И 2,4% 5-10 в/в ).
- Теофедрин.
- Солутан.
6. Аллергенспецифическая иммунотерапия (АСИТ): вводятся экстракты аллергенов. Проводится пациентам от 5 до 50 лет при экзогенной бронхиальной астме. Через определѐнные промежутки времени вводят подкожно аллерген, постепенно увеличивая дозу. Продолжительность курса — не менее 3 месяцев. Наиболее эффективна АСИТ с аллергенами домашних клещей. Допускается одновременное использование не более 3 видов аллергенов, вводимых с интервалом не менее 30 минут. Кроме аллергенов для лечения бронхиальной астмы также используются введения гистаглобулина. В течение последнего десятилетия вводятся в практику назальный и сублингвальный способы введения аллергенов. К настоящему времени в России зарегистрировано несколько видов оральных аллергенов для проведения АСИТ (пыльца деревьев, грибы, клещи)
7. Немедикаментозное -Метод Бутейко — специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.
Осложнения 1. Астматический статус. Это тяжелый затянувшийся приступ удушья, сопровождающийся прогрессирующим нарушением дренажной функции бронхов, нарастающей острой дыхательной недостаточностью, резистентной к обычной адекватной терапии, гиперкапнией и гипоксией тканей. Выделяют 3 стадии астматического статуса: I стадия – затянувшийся приступ удушья - (пациент в сознании, одышка экспираторная, умеренный цианоз, тахикардия, прекращение или резкое снижение мокроты, хрипы) II стадия – «немое легкое» - (пациент в сознании, эпизодическое возбуждение, резкая одышка, шумное дыхание, разлитой цианоз, количество хрипов снижено, зоны без дыхательных шумов при А, снижение АД) III стадия – гипоксемическая кома (дыхание все более поверхностное, резко ослабленное, снижение АД, резко увеличивается нервно – психические симптомы, глубокая заторможенность, потеря сознания, судороги)
Неотложная помощь:
1) вызвать врача, госпитализация в БИТ;
2) кислород (35 – 45%);
3) запрет аэрозольных ингаляций;
4) онтроль ЧДД, АД, Рs;
5) приготовить – в/в кап растворы 5% глюкозы 500 мл + гепарин 5000 ЕД, в первые сутки 3 – 3,5 л, при анафилактической форме – адреналин 0,1% п/к, эуфиллин 2,4% в/в, гормоны 60-90 мг преднизолона в/в
ВНИМАНИЕ! Нецелесообразно – хлорид кальция, кордиамин. Противопоказаны – морфин, супрастин, промедол, пипольфен. ИВЛ.
БЛОК КОНТРОЛЯ
Приложение 1
1. Что является предвестниками бронхиальной астмы?
2. Какие симптомы (настоящие физиологические проблемы) встречаются при бронхиальной астме?
2. Какие лабораторные методы исследования проводят для диагностики бронхиальной астмы?
3. Что относится к инструментальным методам обследования при диагностике бронхиальной астмы?
4. Что медицинская сестра должна сделать для улучшения дыхания пациента?
5. Что можно отнести к первичной профилактике бронхиальной астмы?
6. Что относится к мерам вторичной профилактики?
Приложение 2
Техника выполнения пикфлоуметрии
Пикфлоуметр — это прибор для измерения пиковой скорости выдоха.
ПРИМЕНЕНИЕ ПИКФЛОУМЕТРА
Действие | Отметка о выполнении Да/Нет/ |
1. Подготовка к процедуре: 1.1. Объясните пациенту цель предстоящей процедуры. Объяснить цель и ход манипуляции, получить разрешение на проведение процедуры. | |
1.2. Подготовить необходимое оснащение: • пикфлоуметр, • лист назначений • спиртовую салфетку. 1.3. Установите указатель прибора на нулевую отметку. | |
2. Выполнение процедуры 2.1. Встаньте или сядьте прямо, выпрямите шею. | |
2.2. Возьмите пикфлоуметр в руку, избегая блокирования выходного отверстия пальцами. | |
2.3. Вдохните максимально глубоко. | |
2.4. Возьмите мундштук пикфлоуметра в рот и плотно обхватите его губами; избегайте закрывания отверстия мундштука языком. | |
2.5. Дуньте внутрь прибора с максимальной силой и скоростью (важна сила выдоха, а не количество выдыхаемого воздуха; выдох не должен напоминать плевок или кашель). | |
2.6. Оцените показания прибора - стрелка сдвинется с нулевой отметки - это и будет величина пиковой скорости выдоха. | |
2.7. Установите указатель на нулевую отметку. | |
2.8. Повторите процедуру ещё дважды и выберите максимальный показатель. | |
3. Окончание процедуры 3.1. Занесите значение максимального показателя, дату и время измерения в дневник. Это и есть пиковая скорость выдоха (ПСВ). 3.2. Проверять пиковую скорость каждый день в одно и тоже время, утром до приема бронхолитиков и вечером перед сном. |
Пикфлоуметр после использования промывается тёплой водой с мягким моющим средством. Хранится прибор при комнатной температуре и относительной влажности воздуха 30-70%. Не позволяйте пользоваться прибором посторонним лицам. Нормы показателей пикфлоуметрии рассчитываются индивидуально для каждого пациента, в зависимости от его пола, возраста и роста.
Нормативные показатели:
- от 20 до 25 - 305-503 л/мин;
- от 25 до 30 - 296-464 л/мин;
- от 30 до 35 - 287-485 л/мин;
- от 35 до 40 - 278-475 л/мин;
- от 40 до 45 - 269-467 л/мин;
- от 45 до 50 - 260-458 л/мин;
- от 50 до 55-251 -449 л/мин;
- от 55 до 60 - 242-440 л/мин;
- от 60 до 65 - 233-431 л/мин;
- от 65 до 70 - 224-422 л/мин;
- от 70 до 75 - 215-431 л/мин;
- от 75 до 80 - 206-404 л/мин;
- более 80 - 197-395 л/мин.
Приложение 3
ПРИМЕНЕНИЕ ДОЗИРОВАННОГО АЭРОЗОЛЬНОГО ИНГАЛЯТОРА
Действие | Отметка о выполнении Да/Нет/ |
1. Подготовка к процедуре: 1.1. Объясните пациенту цель предстоящей процедуры. Объяснить цель и ход манипуляции, получить разрешение на проведение процедуры. 1.2. Подготовить необходимое оснащение: • ингалятор (инхалер) или спейсер; • лист назначения | |
1.3. Создать доверительные конфиденциальные отношения с пациентом. | |
1.4. Идентифицировать пациента, представиться, объяснить цель и ход предстоящей процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. | |
1.5. Предложить/помочь пациенту занять положение: стоя или сидя со слегка запрокинутой головой. | |
1.6. Вымыть руки гигиеническим способом, осушить. | |
1.7. Энергично встряхнуть ингалятор. | |
1.8. Плотно насадить спейсер на мундштук ингалятора. | |
1.9. Держа ингалятор в вертикальном положении, снять с него защитный колпачок. | |
2. Выполнение процедуры 2.1. Перед ингаляцией следует сделать глубокий выдох. | |
2.2. Плотно обхватить мундштук спейсера губами. | |
2.3. Нажать на дно ингалятора и затем сделать несколько спокойных вдохов. (В ряде спейсеров рекомендуется сделать несколько вдохов на одну дозу препарата). | |
2.4. После вдоха следует задержать дыхание на 5 -10 секунд. | |
2.5. Потом сделать спокойный выдох. | |
2.6. После ингаляции гормональных препаратов следует прополоскать рот (а при применении маски - еще и умыть лицо). | |
3. Окончание процедуры 3.1. Отсоединить спейсер от ингалятора. | |
3.2. Надеть на мундштук ингалятора защитный колпачок. | |
3.3. Промыть спейсер в мыльном растворе, а затем кипяченой водой. | |
3.4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. | |
3.5. Сделать запись в медицинской документации. |
Приложение 4
ПРИМЕНЕНИЯ УВЛАЖНИТЕЛЯ С ДОЗАТОРОМ
Действие | Отметка о выполнении Да/Нет/ |
1. Подготовка к процедуре: 1.1. Объясните пациенту цель предстоящей процедуры. Объяснить цель и ход манипуляции, получить разрешение на проведение процедуры. | |
1.2. Подготовить необходимое оснащение: • стерильный катетер, • лист назначений • увлажнитель, • дистиллированная вода, • источник кислорода с расходомером, • стерильный глицерин, • лейкопластырь. | |
1.3. Придать пациенту удобное положение. | |
1.4. Очистить при необходимости дыхательные пути. | |
1.5. Вымыть и осушить руки на гигиеническом уровне, надеть перчатки | |
2. Выполнение процедуры 2.1. Вскрыть упаковку, извлечь катетер и смочить его стерильным глицерином. | |
2.2. Ввести катетер в нижний носовой ход на глубину, равную расстоянию от мочки уха до крыльев носа | |
2.3. Зафиксировать катетер лейкопластырем, чтобы он не выпал и не причинял неудобств. | |
2.4. Прикрепить катетер к источнику увлажненного кислорода с заданной концентрацией и скоростью подачи. | |
2.5. Обеспечить достаточную свободу движений катетера и кислородных трубок и прикрепить их к одежде безопасной булавкой. | |
2.6. Проверять состояние катетера через каждые 8 ч. | |
2.7. Наблюдать за тем, чтобы увлажняющий сосуд был постоянно полон. раздражения | |
2.8. Осматривать слизистую носа пациента для выявления ее возможного | |
2.9. Каждые 8 ч проверять скорость потока кислорода, концентрацию. | |
2.10. Отметить способ, концентрацию, скорость подачи кислорода, реакцию пациента и результаты итоговой оценки удовлетворения потребности в нормальном дыхании пациента. | |
3. Окончание процедуры 3.1. Весь использованный инструментарий подвергнуть дезинфекции. | |
3.2. Снять перчатки, погрузить в дезраствор, вымыть руки, осушить | |
3.3. Сделать запись о результатах процедуры в листе назначения |
Приложение 5
ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, НАЗНАЧАЕМЫХ ПРИ БРОНХИАЛЛЬНОЙ АСТМЕ
Название препарата | Показания | Пути введения | Противопоказания |
Приложение 6
ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
У пациента К. 59 лет, работающего сторожем развился приступ удушья. Пациент состоит в течение 20 лет на диспансерном учете по поводу бронхиальной астмы.
Объективно: пациент занимает вынужденное положение, сидит опираясь руками о кровать. Дыхание шумное, слышны свистящие хрипы, кашель навязчивый с трудно отделяемой мокротой. В дыхании участвуют вспомогательные мышцы. При аускультации дыхание ослаблено, выслушиваются сухие свистящие хрипы. Пульс 90 уд. в мин. ЧДД 26 в мин.
Задания:
1. Определите удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.
2. Выявите приоритетную проблему пациента, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.
3. Выполните в/в введение раствора 2,4% эуфиллина 10 мл.
Задача 2
Пациент Ж., 46 лет, электромонтер жалуется на резкую одышку, кашель с отделением незначительного количества слизистой мокроты, резкую общую слабость. Страдает приступами удушья в течение 4-х лет, лечился по поводу приступов в стационаре, приступы обычно купируются ингаляциями беротека. Несколько дней назад на фоне простуды приступы удушья стали повторяться 5-6 раз в сутки.
Объективно: состояние тяжелое, сознание ясное, кожные покровы бледные с цианотичным оттенком. Пациент не может лежать из-за резко выраженной одышки. ЧДД 28 в минуту, пульс 120 уд. в минуту, ритмичный, АД 140/90 мм рт.ст.
Пациент контактен, беспокоен, испытывает чувство страха по поводу исхода болезни.
Задания:
1. Определите удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.
2. Выявите приоритетную проблему пациента, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.
3. Выполните определение скорости выдоха с помощью пикфлоуметра.
Задача 3
Пациентка К., 26 лет жалуется на затрудненное дыхание, приступообразный кашель с трудноотделяемой, вязкой, слизистой, стекловидной мокротой, чувством сжатия в груди. Из анамнеза известно, что год назад после перенесенного гриппа, впервые появились приступы удушья.
Объективно: состояние тяжелое, температура 37,2°С. Положение вынужденное: сидит на стуле, опершись руками на собственные колени. Лицо бледное, одутловатое, с синюшным оттенком, покрыто холодным потом, выражается чувство страха и беспокойства. Дыхание с удлиненным выдохом, частота дыхания 14 в минуту. При перкуссии над легкими коробочный звук. Выслушивается большое количество сухих, свистящих хрипов. Тоны сердца приглушены. Пульс слабого наполнения, 100 ударов в минуту. АД 120/90 мм рт.ст.
Задания:
1. Определите удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.
2. Выявите приоритетную проблему пациента, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.
3. Обучите пациента пользованию карманным ингалятором.
Приложение 7
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Дайте один правильный ответ
1. Основная жалоба пациента при бронхиальной астме
1) боль в грудной клетке
2) кашель с гнойной мокротой
3) приступ удушья
4) кровохарканье ! 3
2. Экспираторный характер одышки отмечается при
1) абсцессе легкого
2) бронхиальной астме
3) крупозной пневмонии
4) отеке легких ! 2
3. При экспираторной одышке затруднен
1) вдох
2) выдох
3) вдох и выдох ! 2
4. Вынужденное положение пациента при приступе бронхиальной астмы
1) горизонтальное
2) горизонтальное с приподнятыми ногами
3) лежа на боку
4) сидя, опираясь о колени ! 4
5. Аускультативные данные при приступе бронхиальной астмы
1) крепитация
2) сухие свистящие хрипы
3) влажные хрипы
4) шум трения плевры ! 2
6. При приступе бронхиальной астмы противопоказан
1) астмопент
2) беротек
3) эуфиллин
4) морфин ! 4
7. Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы
1) сальбутамол
2) кодеин
3) либексин
4) тусупрекс ! 1
8. В межприступном периоде бронхиальной астмы применяют
1) астмопент
2) беротек
3) интал
4) теофиллин ! 2
9. Спирали Куршмана и кристаллы Шарко-Лейдена в мокроте определяются при
1) абсцессе легкого
2) бронхиальной астме
3) раке легкого
4) туберкулезе ! 2
10. Пикфлоуметрия — это определение
1) остаточного объема
2) дыхательного объема
3) жизненной емкости легких
4) пиковой скорости выдоха ! 4