2.2. ОРКСЭ 4 класс

Машкова Светлана Викторовна

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Машкова Светлана Викторовна

Район

Приокский

Место работы

МБОУ СОШ №32

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Школа России

Тема урока

Любовь и уважение к Отечеству.

Тип урока

Урок  защиты проектов.

Цель, задачи

Цель урока:воспитание  чувства патриотизма, на основе изучения истории своей семьи, района, города, страны.

Задачи урока:

Обучающая:

  • помочь учащимся осознать такие понятия как: «Отечество», «патриотизм», «служение»;

Воспитывающая:

  • прививать чувство уважения к старшему поколению, историческому прошлому, национальным и культурным традициям нашего народа;
  • формировать чувство гордости за свою Родину.

Развивающая:

  • формировать мотивацию к познавательной,  исследовательской и творческой деятельности;
  • формировать навыки совместного взаимодействия учащихся при работе в группах;
  • формировать социально-активную гражданскую позицию учащихся.

Необходимое оборудование

: учебник, выставка художественной литературы, карточки для индивидуальной работы, мультимедийный проектор, доска, компьютер, подбор презентаций, музыкальных произведений, песни «Я с тобой моя Россия» муз. К.Дерра, сл. А. Токмакова.

Фотомонтаж «Родные просторы»

Дидактическое обеспечение

Карточки с  таблицей( Знаю. Хочу узнать. Узнал.)

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей:

Класс поделен на  6 групп. Каждая группа получила свое поисковое задание.

  • Служение обществу
  • Служение Родине
  • Служение Богу
  • Служение науке и искусству
  • Служение делу
  • Служение семье
  • создание выставки художественной литературы на тему «Защитники Отечества»,

Поисковое задание включает в себя: сбор информации, систематизация собранного материала; создание мультимедиа презентации для оформления сайта класса и WEB страницы на сайте школы.

Итог: защита проекта – проведение виртуальной экскурсии

Предварительно учащиеся в группе просматривают собранный материал и в ходе совместного обсуждения с помощью учителя создают  общую презентацию от каждой группы.

Вся предварительная работа строится совместно с учителем и родителями. 

Планируемые результаты  урока

  • личностные

Формирование гуманистических и гражданских позиций

Формирование адекватной самооценки.

Развитие умения делиться своими знаниями.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие умения слушать собеседника.

  • Предметные
  • Осознание таких понятий как: «Отечество», «патриотизм», «служение»;
  • Сознательное отношение к историческому прошлому своего народа;
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Анализ событий, собственного опыта;;
  • Построение речевого высказывания.( высказывать свою точку зрения; принимать участие в обсуждении проблемы; аргументировать свое мнение)
  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Самостоятельная работа,

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник «Основы религиозных культур народов России»  А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров.  — М: « Русское слово», 2011.

Дополнительная

Интернет-ресурсы

  • http:// irort.ru/
  • http:// nsportal.ru/

ЭОРы


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учитель обращается к детям:

- Доброе утро, ребята! Пусть новый день принесёт вам только хорошие впечатления.

 Сегодня на уроке я желаю вам:

Узнать много нового и интересного.

Поделиться своими знаниями.

Увидеть в своих одноклассниках добрых друзей.

Научиться слушать своих друзей.

(Учитель проверяет готовность учащихся к работе).

Звучит куплет песни «Я с тобой моя Россия» муз. К.Дерра, сл. А. Токмакова.

Я Россию воспеваю, я Россией дорожу,

Каждый день зарю встречаю и спасибо говорю.

За широкие просторы, за бескрайние поля,

И куда ни глянь, то взору ты предстанешь Русь моя.

- О чем поется в этой песне? (О любви к Родине).

- Подумайте, что для вас означает Родина? Что вы представляете, что чувствуете, о чём вспоминаете, когда слышите это слово?

Я вижу…

Я слышу…

Я чувствую…

учащиеся слушают учителя

Слушают песню и и представляют то, о чем говорится в ней

Коммуникативные.

  • Построение речевого высказывания.( высказывать свою точку зрения; принимать участие в обсуждении проблемы; аргументировать свое мнение)
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Личностные:

  • Формирование гуманистических и гражданских позиций

Познавательные (Анализ событий)

Регулятивные(анализ понятия, ассоциативное мышление)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Учитель задает вопросы для определения уровня знаний по данной проблеме и руководит выдвижением гипотез учащимися, корректирует их. - О чем эта песня? (о Родине, о русской земле)

Сначала мы запоминаем образ своей малой родины. Это родной город, улица, на которой мы живём, реки, дороги, ближний лес и поле.

- Посмотрите, как прекрасна наша малая Родина,.

Показывает фотомонтаж «Родные просторы»

- Ребята, а еще как называют Родину?

Еще говорят «Отечество»

-- Отечество мое – святая Русь.

- Как вы понимаете эти слова?

- Что значит любить свою Родину? (гордиться ей, охранять природу, хорошо учиться, трудиться на благо Отечества, не предавать, служить Отечеству, защищать в тяжелые минуты).

- Что значит служить Отечеству?

Русская идея есть ИДЕЯ СЕРДЦА... Идея сердца утверждает, что главное в жизни есть любовь, и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа.

         

Глядя на нашу табличку, попробуйте отгадать, какова тема нашего урока.(тема записана на доске, открывается)

Высказывают свое мнение, выдвигают возможные варианты, исходя из личного опыта

Учащиеся подбирают синонимы к слову «Родина»

Дети пытаются отвечать на вопросы учителя и совместно с учителем заполняют первый столбик таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»(см.приложение 1)

Коммуникативные(сотрудничество с классом, учителем)

Личностные( интерес к изучению предмета)

Регулятивные(оценка качества и уровня усвоения)

Личностные:

  • Формирование гуманистических и гражданских позиций

Коммуникативные

  • сотрудничество с классом, учителем

Регулятивные:

  • анализ собственного опыта

Познавательные:

  • анализ и усвоение понятий

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

- Беседа учителя о том, все ли знают дети по этой теме. Выясняется, что непонятно и требует разъяснения.

Беседуют с учителем, формулируют вопросы.

Коммуникативные:

  • сотрудничество с классом, учителем
  • Построение речевого высказывания,

Регулятивные( анализ собственного опыта )

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Вы хотите узнать  больше по этой теме?

Учитель предлагает прочитать вопросы второго столбика таблицы(из заданных устно ранее) и составить из них план урока.

На слайде учителя вопросы(заданные и выделенные ранее), дети читают запись, добавляют свои, составляют из них план урока

Совместно с учителем заполняют второй столбик таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Познавательные(постановка и осмысление проблемы)

  • Коммуникативные(сотрудничество с классом и учителем, построение речевого высказывания.( умение высказывать свою точку зрения; принимать участие в обсуждении проблемы; аргументировать свое мнение)

Регулятивные (целеполагание)

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Русская идея построена на  ЛЮБВИ и СЛУЖЕНИИ ОТЕЧЕСТВУ в этом её творческая сила на века.

В России с древних времен было много людей, деятельность которых была образцом служения Родине.

Попробуйте догадаться, это люди каких профессий и рода деятельности?(фото на слайдах)

  • Служение обществу (Педагоги, русские писатели и поэты)
  • Служение семье (Российские женщины)
  • Служение делу (предприниматели, менеджеры)
  • Служение науке, искусству (актёры, режиссёры, музыканты, художники)
  • Служение богу (религиозные деятели)
  • Служение Родине (военные, государственные деятели)

Их всех объединяет одно – они Служат своему Отечеству

Все что человеку важно и дорого нужно беречь, хранить, а если необходимо, встать на защиту.

Дети показывают свои презентации (1 от группы)

Слушают и смотрят слайды учителя.

Высказывают свое мнение, выдвигают возможные варианты, исходя из личного опыта

(ответы на слайде учителя открываются после рассуждений детей)

Смотрят  презентации,  продолжают заполнять свою таблицу.(третий столбик)

Познавательные(поиск и выделение необходимой информации).

  • Коммуникативные(сотрудничество с классом и учителем, построение речевого высказывания.( умение высказывать свою точку зрения; принимать участие в обсуждении проблемы; аргументировать свое мнение)

Личностные:

  • Формирование гуманистических и гражданских позиций

  • Развитие умения делиться своими знаниями.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие умения слушать собеседника.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Учитель проверяет усвоение знаний по слайдам презентации.

Предлагает ответить на вопрсы, составленные каждой группой в своей презентации.
.

Дети отвечают на вопросы из презентаций. Высказывают своё мнение, Читают записи 3 столбика таблицы.

Коммуникативные(построение речевого высказывания.).

Познавательные:

  • Поиск и выделение необходимой информации;

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Организует самостоятельную работу учащихся с информацией учебника; задаёт вопросы по тексту;

Читают текст учебника  с пометками

«Маркировка текста» 

+ -знаю

Н- новое

? не понял

- -думал иначе.

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные

  • построение речевого высказывания..

Регулятивные:

  • анализ усвоения информации.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Учитель предлагает

  • ответить на вопросы слайда  (см. приложение №2)
  • выбрать нужные слова, выражающие отношение патриота к Родине(см.приложение 3).
  • Прочитать слова из 3-го столбика таблицы.

Коллективно выполняют задание.

Работа в группах по карточкам.

Читают записи в 3 столбике таблицы.

 

 Личностные(умение делиться знаниями,слушать собеседника)

Регулятивные(

Познавательные(поиск и выделение необходимой информации).

Коммуникативные(умение работать в группе)

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель предлагает детям при помощи цвета оценить свою деятельность на уроке:

Красный -работал отлично, справился.

Зеленый-были затруднения

Дает домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о служении Отечеству.

Выбирает цвет и оценивает свою деятельность.

Личностные. (Формирование адекватной самооценки.)

Регулятивные(анализ своей деятельности)

 

Приложение № 1

Знаю:

Хочу узнать:

Узнал:

Приложение 2. 

- Что объединяет всех этих людей? (Они любили свою Родину,многие не жалея своей жизни встали на ее защиту)

- Как вы понимаете кто такой патриот?

- Можно ли быть патриотом в мирное время?

 

Приложение №2

Выберите слова, которые выразят отношение этих людей к Родине(список слов на карточках)

Любовь, равнодушие, гордость, восторг, восхищение, скука, зависть, возмущение.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



Предварительный просмотр:

                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»

4–5 классы

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» для

4–5 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего

образования и обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова,

И.И. Кремлевой, Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича.

Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных

способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной,

саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою

специфику.

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»

направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и

ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному

самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и

религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и

обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их

роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в

становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание

нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и

истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для

формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на

основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности

и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.

Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а

не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение,

удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка

ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс «Основы

религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» помогает ребёнку в формировании

личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.

Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип

комфортности.

Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности

содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип

ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный

стереотип.

Деятельностно ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип

управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности

учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип

формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В соответствии с образовательной программой «Школа России», каждый школьный предмет своими

целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально

грамотной личности, то есть человека, который может активно пользоваться своими знаниями, постоянно

учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Общая характеристика учебного предмета

Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы

религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в виде линий развития личности

школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений

по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических

задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем

изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса

определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».

Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного

образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому

предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для

детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных

действий в соответствии с этими правилами.

В приведённой ниже таблице перечислены цели изучения курса в формулировках «Школы 2100» и

соответствующих им формулировках ФГОС.

Цели изучения курса «Основы религиозныхкультур и светской этики. Основы светской

Этики» в образовательной системе «Школа России».

Требования ФГОС для начальной школы к

результатам изучения курса «Основы

религиозных культур и светской этики. Основы

светской этики»

1-я линия развития личности – понимать

и объяснять систему общечеловеческих

нравственных ценностей, на которой основаны

мировые религиозные культуры и светская этика

(познавательные действия):

1. Добывать и критически оценивать

поступающую информацию.

2. Систематизировать информацию,

устанавливать связи в целостной картине общества

(в его структурных элементах, нравственных

понятиях) и представлять её в разных формах

(текст, схема, модель и т.д.).

2-я линия развития личности – уметь и

хотеть действовать в соответствии с системой

общечеловеческих нравственных ценностей, на

которой основаны мировые религиозные культуры

и светская этика (личностно-оценочные и

коммуникативные действия):

1. Определять и объяснять своё отношение

к общественным нормам и ценностям

(нравственным, гражданским, патриотическим,

общечеловеческим).

2. Делать свой выбор в общественно

значимых ситуациях (в учебных моделях

жизненных ситуаций) и отвечать за него.

3. Договариваться с людьми, предотвращая

или преодолевая конфликты (в учебных моделях

жизненных ситуаций).

1. Готовность к нравственному

самосовершенствованию, духовному само-

развитию.

2. Знакомство с основными нормами

светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных

отношений в семье и обществе.

3. Понимание значения нравственности,

 в жизни человека и общества.

4. Формирование первоначальных

представлений о светской этике.

6. Становление внутренней установки

личности поступать согласно своей совести;

воспитание нравственности, основанной на

свободе совести и вероисповедания, духовных

традициях народов России.

7. Осознание ценности человеческой жизни.

Обозначенные выше линии развития личности средствами предмета « Основы светской этики» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1– 4 классов*. Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы религиозных культур и

светской этики. Основы светской этики» изучается в 4–5 классах по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени каждого модуля  составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как

величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира,

живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию,

означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих:

физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и

милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума,

понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и

образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального

существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы,

естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей

социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами

справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя

народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в

любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для

существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к

многообразию их культур.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения

школьников:

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и

ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки

считаются хорошими и плохими.

Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила

поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность

за свои поступки.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников,

нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

Метапредметными   результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже

универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе

изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-

научного текста.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников,

нацеленные на 1-ю линию развития.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» ( ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в

группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога

(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные

ниже.

К 1-й линии развития относятся следующие из них:

Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным,

гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных

людей и общества.

Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их

возникновения в мире и в России.

Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и

поведением людей, мыслящих в её традициях.

Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных

традиций.

Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за

него.

Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях

жизненных ситуаций.

Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе

проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка(по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под  руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате  наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

Содержание учебного предмета

4 класс

Введение. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас?

Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым

стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.

Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие

поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть.

Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь

рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека.

Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.

Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья?

Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов.

Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Правила морали. Представление проектов по теме.

Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что значит

играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила.

Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться при изучении

курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор, интерактивная доска. Для осуществления проектов (от текстовых докладов до мультимедийных презентаций) учащиеся должны применять знания, полученные на уроках информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами, искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто копировать). Это формирует у учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий для

создания собственных продуктов.нашей страны.

Календарно-тематическое планирование курса «Основы светской этики».

№ урока

Тема урока

Дата

УУД

1

Россия – наша Родина

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»  (ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).        

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

2

Что такое светская этика.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное. 

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

3

        3

Культура и мораль

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

4

Особенности морали

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» ( ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в

группе.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

.

5

Добро и зло

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

6

Добро и зло

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в

группе.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

7

Добродетель и порок

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

8

Добродетель и порок

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в

группе.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

9

Свобода и моральный выбор человека.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

10

Свобода и ответственность.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в

группе.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

11

Моральный долг

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

12

Справедливость.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в

группе.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

13

Альтруизм и эгоизм.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

14

Дружба.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

15

Что значит быть моральным.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

16-17

Подведение итогов.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний..

18

Род и семья – исток нравственных отношений.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

19

Нравственный поступок.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

20

Золотое правило нравственности.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

21

Стыд, вина и извинение.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

22

Честь и достоинство.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

23.

Совесть.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

24-25

Нравственные идеалы.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

26.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

27-29

Этикет.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

30

Семейные праздники.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

31

Жизнь человека – высчшая нравственная ценность.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное. 

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

32

Любовь и уважение к Отечеству.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное. 

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

33-34

Подведение итогов.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других

учащихся.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,

приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть

готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное. 

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, рисунок и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

определять причины явлений и событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

4В творческие работы Учитель: Машкова С.В.

Слайд 2

Дорога к храму. 4В класс.

Слайд 3

4В Рисуем пасхальные игрушки на фабрике « Ариель »