Тема урока: «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Действия населения при пожаре в здании.»

Феженко Маргарита Олеговна
Тема урока: «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Действия населения при пожаре в здании.» Цель урока: дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни. Изложение нового материала. План: 1. Значение огня в жизнедеятельности человека. 2. Основные факторы пожара. 3. Причины возникновения пожаров. 4. Действия населения при пожаре в здании. 5. Действия населения при опасной концентрации дыма и повышении температуры во время пожара в здании. 6. Тушение горящей одежды на человеке подручными средствами. 1. Значение огня в жизнедеятельности человека. Владение огнем дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности. Огонь помог ему расселиться по Земле. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существованием. Сегодня не возможно представить жизнь человека без использования огня. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве. Все блага цивилизации стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня. 2. Основные факторы пожара. Пожаром называют неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Сущность горения была открыта в 1756 г. великим русским ученым М.В. Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что горение - это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Следовательно, пожар можно прекратить. К основным поражающим факторам можно отнести непосредственное воздействие огня (горение), высокую температуру и теплоизлучение, газовую среду; задымление и загазованность помещений и территории токсичными продуктами горения. Люди, находящиеся в зоне горения, больше всего страдают, как правило, от открытого огня и искр, повышенной температуры окружающей среды, токсичных продуктов горения, дыма, пониженной концентрация кислорода, падающих частей строительных конструкций, агрегатов и установок. Открытый огонь. Случаи непосредственного воздействия открытого огня на людей редки. Чаще всего поражение происходит от лучистых потоков, испускаемых пламенем. Потеря видимости вследствие задымления. Успех эвакуации людей при пожаре может быть обеспечен лишь при их беспрепятственном движении. Эвакуируемые обязательно должны четко видеть эвакуационные выходы или указатели выходов. При потере видимости движение людей становится хаотичным. В результате этого процесс эвакуации затрудняется, а затем может стать неуправляемым. 3. Причины возникновения пожаров. В жилых и общественных зданиях пожар в основном возникает из-за неисправности электросети и электроприборов, утечки газа, возгорания электроприборов, оставленных под напряжением без присмотра, неосторожного обращения и шалости детей с огнем, использования неисправных или самодельных отопительных приборов, оставленных открытыми дверей топок (печей, каминов), выброса горящей золы вблизи строений, беспечности и небрежности в обращении с огнем. Причинами пожаров на общественных предприятиях чаще всего бывают: нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений; несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности производственным персоналом и неосторожное обращение с огнем; нарушение правил пожарной безопасности технологического характера в процессе работы промышленного предприятия (например, при проведении сварочных работ), а также при эксплуатации электрооборудования и электроустановок; задействование в производственном процессе неисправного оборудования. Распространение пожара в жилых зданиях чаще всего происходит из-за поступления свежего воздуха, дающего дополнительный приток кислорода, по вентиляционным каналам, через окна и двери. Вот почему не рекомендуется разбивать стекла в окнах горящего помещения и оставлять открытыми двери. В целях предупреждения пожаров и взрывов, сохранения жизни и имущества необходимо избегать создания в доме запасов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и способных к взрыву веществ. Имеющиеся их небольшие количества надо содержать в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов, не подвергать тряске, ударам, разливу. Следует соблюдать особую осторожность при использовании предметов бытовой химии, не сбрасывать их в мусоропровод, не разогревать мастики, лаки и аэрозольные баллончики на открытом огне. Нельзя хранить на лестничных площадках мебель, горючие материалы, загромождать чердаки и подвалы, устраивать кладовые в нишах сантехнических кабин, собирать макулатуру в мусорокамерах. Не рекомендуется устанавливать электронагревательные приборы вблизи горючих предметов. Необходимо содержать исправными выключатели, вилки и розетки электроснабжения и электрических приборов. Запрещается перегружать электросеть, оставлять без присмотра включенные электроприборы; при ремонте последних их следует отключать от сети. Наиболее пожаро- и взрывоопасными бытовыми приборами являются телевизоры, газовые плиты, водонагревательные бачки и другие. Их эксплуатация должна вестись в строгом соответствии с требованиями инструкций и руководств. При появлении запаха газа необходимо немедленно отключить его подачу и проветрить помещение; при этом категорически запрещается включать освещение, курить, зажигать спички, свечи. Во избежание отравления газом следует удалить из помещения всех людей, не занятых ликвидацией неисправности газовой плиты и газопровода. Часто причиной возникновения пожара служат детские шалости. Поэтому нельзя оставлять малолетних детей без присмотра, разрешать им играть со спичками, включать электронагревательные приборы и зажигать газ. Запрещается загромождать подъездные пути к зданиям, подход к пожарным гидрантам, запирать двери общих прихожих в многоквартирных домах, заставлять тяжелыми предметами легко разрушаемые перегородки и балконные люки, закрывать проемы воздушной зоны незадымляемых лестничных клеток. Необходимо следить за исправностью средств пожарной автоматики и содержать пожарные извещатели, систему дымоудаления и средства пожаротушения в исправном состоянии. В случае пожара необходимо срочно покинуть здание, используя основные и запасные (пожарные) выходы или лестницы (пользоваться лифтами опасно), и как можно быстрее позвонить в пожарную охрану, сообщить Ф.И.О., адрес и что горит. 4. Действия населения при пожаре в здании. .В начальной стадии развития пожара можно попытаться потушить его, используя все имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, покрывала, песок, воду и др.). Необходимо помнить, что огонь на элементах электроснабжения нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить напряжение или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой. Если все старания оказались напрасными, и огонь получил распространение, нужно срочно покинуть здание (эвакуироваться). При задымлении лестничных клеток следует плотно закрыть двери, выходящие на них, а при образовании опасной концентрации дыма и повышении температуры в помещении (комнате), переместиться на балкон, захватив с собой намоченное одеяло (ковер, другую плотную ткань), чтобы укрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проемы; дверь за собой плотно прикрыть. Эвакуацию нужно продолжать по пожарной лестнице или через другую квартиру, если там нет огня, использовав крепко связанные простыни, шторы, веревки или пожарный рукав. Спускаться надо по одному, подстраховывая друг друга. Подобное самоспасение связано с риском для жизни и допустимо лишь тогда, когда нет иного выхода. Нельзя прыгать из окон (с балконов) верхних этажей зданий, так как статистика свидетельствует, что это заканчивается смертью или серьезными увечьями. 5. Действия населения при опасной концентрации дыма и повышении температуры во время пожара в здании. При спасении пострадавших из горящего здания прежде чем войти туда, накройтесь с головой мокрым покрывалом (пальто, плащом, куском плотной ткани). Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха. В сильно задымленном помещении продвигайтесь ползком или пригнувшись, дышите через увлажненную ткань. Если на пострадавшем загорелась одежда, набросьте на него какое-нибудь покрывало (пальто, плащ) и плотно прижмите, чтобы прекратить приток воздуха. 6. Тушение горящей одежды на человеке подручными средствами. .При спасении пострадавших соблюдайте меры предосторожности от возможного обвала, обрушения и других опасностей. После выноса пострадавшего окажите ему первую медицинскую помощь и отправьте в ближайший медицинский пункт. Средства пожаротушения и правила их применения. Огонь безжалостен, но люди, подготовленные к этому стихийному бедствию, имеющие под руками даже элементарные средства пожаротушения, выходят победителями в борьбе с ним. Контрольные вопросы: 1. В чем значение огня в жизни человека? 2. Где наиболее часто возникают пожары? Объясните почему. 3. Перечислите основные причины возникновения пожаров в повседневной жизни. Домашнее задание: Приведите примеры возникновения пожара по причине человеческого фактора, случившиеся за последние годы в нашей области. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Цель урока. Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни. Изучаемые вопросы 1. Значение огня в жизнедеятельности человека. 2. Пожары в жилом секторе и их последствия. 3. Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе. Изложение учебного материала 1. Используя материалы курса истории, обсудить с учащимися значение огня в жизнедеятельности человека на разных этапах развития общества. Овладение огнем дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности. Огонь помог ему расселиться по Земле. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существования. Сегодня невозможно представить жизнь человека без ис¬пользования огня. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заво¬дах и фабриках, в сельском хозяйстве. Все блага цивилизации стали возможными благодаря освоению и умелому примене¬нию могучей силы огня. 2. Прежде чем рассмотреть особенности пожаров в жилом сек¬торе, дать определение пожару, поговорить о том, что пожары воз¬никают, когда огонь выходит из-под контроля человека и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку. Особенность пожаров в жилом секторе, а также в общест¬венных местах (в местах массового скопления людей) — в их наибольшей опасности. Замкнутость горящих помещений и связанная с этим чрезмерная скученность людей, возможная паника, вертикальное распространение огня, ядовитые вещест¬ва, выделяющиеся при горении синтетических материалов, — все это приводит к наиболее трагическим последствиям. 3. Наиболее распространенные причины пожаров в быту 1) Неосторожное обращение с огнем. 2) Неправильная эксплуатация печного отопления. 3) Шалости детей. В заключение урока необходимо отметить, что полностью избежать возникновения пожаров в быту невозможно, но умень¬шить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния человеческого фактора необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области по¬жарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни. Контрольные вопросы 1. В чем значение огня в жизни человека? 2. Где наиболее часто возникают пожары? Объясните по¬чему. 3. Перечислите основные причины возникновения пожа¬ров в повседневной жизни. 4. Приведите примеры возникновения пожара из-за не¬осторожного обращения с огнем. 5. Какие неисправности электропроводки могут привести к пожару? Домашнее задание 1. Изучите § 1.1 учебника. 2. Приведите известные вам примеры возникновения по¬жара по причине человеческого фактора, случившиеся за по¬следние годы в районе вашего проживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Пожар.Правила пож. на транспорте.743.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

Слайд 2

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий ущерб, вред здоровью и жизни людей, интересам общества и государства «Умение добывать огонь впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства» Ф. Энгельс

Слайд 3

Виды пожаров Бытовые Производственные Природные По количеству и качеству горючих материалов, площади охвата, времени горения, нанесенному ущербу и последствиям все пожары оцениваются по пятибалльной шкале. Самым сильным пожарам присваивается высшая 5-я категория.

Слайд 4

Обязательные составляющие Горючий материал Источник возгорания Окислитель Факторы пожара огонь дым пепел сажа Признаки начинающегося пожара. • Наличие запаха дыма. • Незначительный огонь, пламя. • Наличие характерного запаха горящей резины или Пластмассы, снижение напряжения в электросети, нарушение подачи электропитания - признаки горения электропроводки. • Людская суета на лестничных клетках, в подъезде.

Слайд 5

Основные причины возникновения пожаров. • Небрежное, халатное обращение с огнем. • Нарушение требований техники безопасности при работе электрическими приборами, печным отоплением. • Нарушение правил проведения электрогазосварочных и огненных работ. • Случайный или умышленный поджог. • Пренебрежение опасностью, незнание и недооценка возможных последствий пожара. • Удар молнии. • Игра детей с огнем, в основном со спичками. • Самовозгорание.

Слайд 6

Пожар в квартире Вызовите пожарную охрану по телефону 01. Выведите на улицу детей и престарелых. Если очаг возгорания невелик, попробуй его потушить самостоятельно ( из водопровода, стиральным порошком, плотной тканью ). Запрещается тушить водой включённые электроприборы. Сообщи о пожаре соседям, позови их на помощь. Если не можешь справиться с огнём немедленно покинь квартиру. Отключи по возможности электричество, газ, закрой окна. При выходе из квартиры защитите глаза и органы дыхания от дыма респиратором, ватно-марлевой повязкой, смоченными водой куском ткани или полотенцем. Двигайтесь пригнувшись или ползком (внизу меньше дыма). Если покинуть квартиру невозможно, постарайся пробраться на балкон, плотно закрой за собой дверь и зови на помощь. Ни в коем случае не прыгай с балкона, оставайся на месте – пожарные обязательно тебя спасут и кричите : ,, ПОЖАР!”.

Слайд 7

Нажмите кнопку кабины «Вызов» и сообщите о пожаре диспетчеру. Дождитесь остановки лифта и быстро покиньте кабину. Выйдя из кабины лифта, заблокируйте дверь. Вызовите пожарных по телефону 01. Попытайтесь ликвидировать пожар своими силами. В случае остановки кабины лифта между этажами сообщите об этом диспетчеру, постоянно зовите на помощь, попытайтесь самостоятельно открыть дверь кабины и выйти наружу. Если покинуть кабину лифта не представляется возможным, не паникуйте, закройте рот и нос тканью, сядьте на пол и ждите помощи. Пожар в лифте.

Слайд 8

Пожар в общественном наземном транспорте Сообщите о пожаре водителю. После остановки транспортного средства без паники и давки покиньте салон и отойдите на безопасное расстояние. В случае заклинивания дверей покиньте салон через специальные люки, оконные проемы, прогоны. Окажите помощь детям, старикам, пострадавшим, транспортируйте их в безопасную зону. Постарайтесь погасить огонь, вызвать пожарных и спасателей. Не допускайте распространения огня на близлежащие объекты. Пожар в самолете. При пожаре в самолете наиболее эффективным способом спасения людей является эвакуация. Для этой цели во всех самолетах имеются основные и запасные выходы. В случае возникновения пожара все они должны использоваться для эвакуации, покинуть самолет можно через разломы в фюзеляже, специально проделанные люки, форточки в кабине экипажа. В процессе эвакуации необходимо соблюдать спокойствие, действовать уверенно и быстро, не паниковать, не устраивать давку. В первую очередь нужно эвакуировать детей и женщин, оказать помощь пострадавшим. После покидания горящего самолета нужно быстро отойти в безопасную зону на расстояние не менее 100 метров.

Слайд 9

Пожар в поезде . Сообщите о пожаре проводникам или начальнику поезда. Тушите пожар с помощью огнетушителей, песка, воды, которые есть в вагоне. Перейдите в соседний вагон без паники. Используйте стоп-кран для остановки поезда. После остановки состава быстро покиньте горящий вагон через двери, люки, окна. Помогите пострадавшим, детям, старикам. Не выпрыгивайте из окон, люков, дверей во время движения поезда. Не мешайте пожарным и спасателям ликвидировать пожар и его последствия.

Слайд 10

ЕСЛИ НА ЧЕЛОВЕКЕ ЗАГОРЕЛАСЬ ОДЕЖДА Горящую одежду быстро снять. Не бегать в горящей одежде. Не кататься по земле. Защитить руками голову, лицо, глаза. Не использовать для тушения огнетушители. Окунуться в воду или облиться водой. Лечь на снег. Накрыться плотной мокрой тканью, оставив голову открытой, чтобы не задохнуться продуктами горения. Не отдирать прилипшую к телу одежду. Оказать пострадавшему первую помощь, успокоить его и оперативно доставить в больницу.

Слайд 11

Огнеборцы - так называют пожарных - всегда были и остаются на передовой линии борьбы с огнем. Ежегодно пожарные спасают из огня примерно 30 тысяч россиян Виды огнетушителей Пенные Углекислотные Порошковые Для достижения наибольшей эффективности действия огнетушителей необходимо приводить их в рабочее состояние недалеко от места горения, чтобы не терять огнегасящие вещества/ действовать быстро, так как работают они непродолжительное время.

Слайд 12

Технические характеристики огнетушителей Марка Емкость, л Время действия, с Огнетушащее вещество Применение ОП-2 2 10 Порошок Для тушения загораний бензина, дизельного топлива, лаков, красок и других горючих жидкостей, а также электроустановок под напряжением до 1000 В. ОП-5 5 15 Порошок ОП-8Б 1 8 Порошок ОУ-2 2 15 Углекислота Для тушения загорания различных веществ и материалов при температуре окружающего воздуха от -25 до 50°С, а также электрооборудования под напряжением. ОУ-5 5 15 Углекислота ОУ-8 8 20 Углекислота ОВП-5 5 20 Пена Для тушения жидких и твердых веществ и материалов, за исключением щелочных и щелочноземельных материалов и их сплавов, а также для тушения загораний электрооборудования под напряжением. Используются при температуре от 5 до 50°С. ОВП-10 10 45 Пена

Слайд 13

Поражающие факторы пожара. • Открытый огонь (пламя). • Разлетающиеся искры. • Тепловое излучение, повышенная температура окружающей среды и предметов. • Дым. • Пониженное содержание кислорода в воздухе зоны пожара. • Токсичные продукты горения (синильная кислота/ окись углерода, фосген). • Падающие предметы, конструкции, осколки стекол. • Потенциальная возможность взрыва. • Психологические нагрузки, стресс, паника людей.

Слайд 14

Раны и переломы Нервное потрясение Удушение Отравление Термические ожоги Основные травмы при пожаре

Слайд 15

Термический ожог; это травма, которая возникает в результате воздействия на человека открытого огня (пламени), теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями, газами, вдыхания пламени, горячего воздуха, пара, дыма. Характерными признаками термического ожога являются: покраснение кожного покрова в местах ожога, отек, удушье, образование ожоговых волдырей, обугливание пораженного участка, ожоговый шок. Различают четыре степени термического ожога. Ожог первой степени: поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль. Ожог второй степени: пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями, развивается сильная боль. Ожог третьей и четвертой степени: поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Пораженный участок принимает восковидный оттенок, иногда обугливается. Требуется срочная госпитализация.

Слайд 16

Первая помощь при термическом ожоге ( незначительном) Прекратить действие поражающего фактора. Снять одежду и обувь с пораженного участка. Охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 минут. Быстро наложить сухую стерильную повязку на обожженный участок. Дать обильное питье. Приложить к месту ожога синтомициновую эмульсию. В случае обширных ожогов пострадавшего нужно завернуть в чистую простыню. В случае ожога горла человеку нужно дать выпить оливковое или растительное масло, воду, белок сырого яйца. Дать болеутоляющие средства: димедрол, Пенталгин, анальгин. При отравлении угарным газом необходимо вынести пострадавшего на свежий воздух, освободить от тесной одежды, успокоить, при необходимости провести реанимацию. Вызвать скорую помощь или доставить пострадавшего в больницу.

Слайд 17

При термическом ожоге запрещается. Оставлять пострадавшего в зоне действия поражающего фактора. Отрывать прилипшие к ране одежду, грязь, посторонние предметы Прикасаться к поврежденному участку тела. Вскрывать ожоговые волдыри. Обрывать обгоревшие ткани. Наносить на пораженный участок мазь, крем, жир, лосьон. Оставлять на длительное время (более часа) открытым пораженный участок. Использовать алкоголь в качестве успокаивающего и болеутоляющего средства