Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Феженко Маргарита Олеговна

 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В соответствии с Федеральным законом от 21, 12. 94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. ^ Основные задачи РСЧС: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС; создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; подготовка населения к действиям в ЧС; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. Принципы построения и функционирования РСЧС: защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся па территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации; к организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации); реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации; согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО); соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам. Направления работы РСЧС (в рамках ГО) в мирное время: обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты; заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения; совершенствование систем оповещения населения; планирование мероприятий ГО; обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени, Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации, Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый. Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др. ). Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий. ^ Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС: служба медицины катастроф (Росздрав); служба охраны общественного порядка (МВД России); противопожарная служба (МВД России); служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России); государственная спасательная служба (МЧС России); служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Росздрав); служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет); служба экологической безопасности (Госкомэкология России); противопаводковая служба (Минприроды России); служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России); служба поиска и спасения на море (Минтранс России); транспортная служба (Минтранс России); служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз); служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России). Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях. Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Все уровни управления РСЧС имеют: постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС); органы обеспечения оперативного управления (пункты управления); силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются: на федеральном уровне - МЧС России; на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления; на объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС. Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС. В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие: оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные); дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций. Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами: на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти; на территориальном уровне - КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на местном уровне - КЧС органов местного самоуправления; на объектовом уровне (в организациях) - объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач. Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС. Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, организации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее - региональные центры). В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 8класс

Слайд 2

На всем протяжении своей истории человечество постоянно подвергалось воздействию катастроф. Катастрофы уносят тысячи человеческих жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают всё, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

Слайд 3

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей. Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. В1995 г. указом Президента Российской Федерации этот день был объявлен Днем спасателя.

Слайд 4

В апреле 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Слайд 5

Цели и задачи РСЧС: разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых и научно-технических про­грамм, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; подготовка населения к действиям при ЧС; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Слайд 6

Структура РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, органы местного самоуправления, различные производственно-хозяйственные структуры и организации, деятельность которых связана с решением вопросов защиты населения и территорий от ЧС, а также силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Слайд 7

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий

Слайд 8

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Слайд 9

Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства; финансовые и материальные резервы; системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Слайд 10

Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне — Межведомственная комиссия (МВК) по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;

Слайд 11

на региональном уровне (на территории нескольких субъектов Российской Федерации) региональные центры по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;

Слайд 12

на территориальном уровне (на территории субъекта Российской Федерации) — КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на местном уровне — на территории района, города (района в городе) — КЧС органов местного самоуправления; на уровне объекта (на территории организации или объекта) – объектовые комиссии по ЧС (КЧС)

Слайд 13

Основные задачи МВК - формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС; - координация деятельности органов исполнительной власти в области разработки проектов законодательных актов и других нормативных правовых документов по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке этих проектов в Правительство Российской Федерации; - подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территории страны от ЧС; - проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС; - определение основных направлений совершенствования дальнейшего развития РСЧС; - организация разработки проектов федеральных целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС, защите населения и территории страны от ЧС; - координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при ликвидации ЧС (социально-экономическая и правовая защита, медицинская реабилитация граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие в ликвидации ЧС); - определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Слайд 14

Основными задачами КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления являются: организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС; организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС; обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления; организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;

Слайд 15

участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализация территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС; создание резервов финансовых и материальных средств на случай возникновения ЧС; взаимодействие с другими комиссиями по ЧС, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС; руководство работами по ликвидации ЧС, организация привлечения к ним трудоспособного населения; планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещения его в безопасной зоне и возвращения в места постоянного проживания; организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС; руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в ЧС.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени» Вопросы урока: 1. Понятие оповещения и содержание сообщений. 2. Организация и способы оповещения.

Слайд 2

Введение в тему: Учитель : Человека на протяжении всей жизни окружают разные опасности. На доске схема. Ребята, почему я поместил в эту схему слово оповещение ? Подберите к нему однокоренные слова. Учащиеся подбирают слова (весть, известие, вещать – значит говорить). Учитель : Население оповещается об опасности управлением по делам ГО и ЧС. После подачи сигнала «Внимание всем!» (сирены и прерывистые гудки) по радио и телевидению передается сообщение об опасности и порядке действия при ней. Раздача памяток «Оповещение». Учащиеся : зачитывают текст памятки.

Слайд 3

Система оповещения ГО и РСЧС – это организационно-техническое объединение сил, специализированных технических средств оповещения и системы связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации.

Слайд 4

Задачи системы оповещения : Обеспечение своевременного доведения до органов управления ГОЧС, сил ГО и РСЧС и населения сигналов оповещения ГО и другой информации.

Слайд 5

C игналы оповещения ГО «Воздушная тревога» («ВТ»); «Отбой воздушной тревоги» («ОВТ»); «Радиационная опасность» («РО»); «Химическая тревога» («ХТ»).

Слайд 6

Основным способом оповещения населения в ЧС считается передача речевой информации по сети проводного, радио и телевизионного вещания. Для привлечения внимания населения, перед передачей речевой информации включаются уличные электрические сирены, гудки и другие сигнальные средства, что означает подачу предупредительного сигнала: «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» по которому население обязано включить радио и телевизоры для прослушивания сообщения

Слайд 7

Одна из основных задач ГО: Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие их.

Слайд 9

Действия по сигналам оповещения:

Слайд 10

Примерный вариант экстренного речевого сообщения о ЧС "Внимание! Говорит управление по делам ГО и ЧС города Ростова-на-Дону. Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в... (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают... (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах... (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза, стелется по земле и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах... (таких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы... (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями".

Слайд 11

А как действовать по сигналу «Внимание Всем!» ? Прослушайте сообщение !

Слайд 12

Сигнал "Внимание всем!" Сигналы гражданской обороны и действия по ним

Слайд 13

Сигналы гражданской обороны и действия по ним Основными сигналами оповещения являются: о радиационном заражении - 'Радиационная опасность' о химическом заражении - 'Химическая тревога'. Тексты сообщений передаются в течение 5 минут и могут изменяться в зависимости от видов чрезвычайных ситуаций.

Слайд 14

Мои действия в случае опасности Что ты будешь делать, услышав за окном прерывистый сигнал сирены?

Слайд 15

Так я действовал при эвакуации! А как бы действовал ты? Расскажи! Действовать по сигналу оповещения я буду так:

Слайд 16

Вопросы для закрепления: Для чего предназначены сигналы оповещения? Как передаются сигналы оповещения? Какие сигналы оповещения вы знаете? Какие технические средства применяются для передачи сигналов оповещения? В какой форме передаются сигналы оповещения? Каково содержание сигналов оповещения? Кто занимается передачей сигналов оповещения? "Внимание всем!"