Инженерная защита населения и территорий

Феженко Маргарита Олеговна

Инженерная защита — комплекс организационных и инженер­но-технических мероприятий по предотвращению ЧС и уменьше­нию их масштабов, а также последствий в случае возникновения. Основная цель этой защиты — предотвращение людских потерь и уменьшение материального ущерба, создание условий для неот­ложных аварийно-спасательных работ. Инженерная защита населения основывается прежде всего на строительстве и использовании в зонах вероятных разрушений, радиационного и химического загрязнения защитных сооруже­ний — убежищ и укрытий. Укрытие населения в этих сооружениях — наиболее эффек­тивное и универсальное мероприятие защиты от поражающих факторов всех природных и техногенных ИЧС, а также во время ведения боевых действий. Убежища — наиболее надежные защитные сооружения: они обеспечивают защиту от всех механических, тепловых, радиаци­онных, химических и биологических факторов. Противорадиационные укрытия (ПРУ) — сооружения, предназ­наченные для защиты от внешнего облучения, непосредственно­го попадания на кожу, одежду, обувь радиоактивной пыли, ка­пель АХОВ, биологических средств. ПРУ ослабляют излучение в десятки —сотни раз. Для защиты используются конструкция ПРУ, его заглубление и грунтовая обсыпка, простейшие системы филь-тровентиляции и герметизации. К ПРУ относятся специально возводимые сооружения, соору­жения хозяйственного назначения (погреба, гаражи, овощехра­нилища), приспособленные для укрытия людей. Укрытия обычно вмещают от 50 до 300 человек, нормы на одного человека по пло­щади и объему те же, что и для убежищ. В целях решения всего комплекса вопросов инженерной защи­ты в ЧС разработана комплексная программа «Инженерная защи­та городов и населенных пунктов России от воздействия опасных природных и техногенных процессов». Ее выполнение позволяет существенно повысить защиту населения и территории в ЧС. Радиационная и химическая защита населения. Радиационная защита. Радиационная защита — это комплекс организационных, инженерно-технических и специальных меро­приятий, направленных на предупреждение или максимальное ос­лабление воздействия ионизирующих излучений на людей и умень­шение радиоактивного загрязнения окружающей среды до допу­стимых уровней. Она обеспечивает состояние защищенности лю­дей от вредного для них воздействия ионизирующих излучений и является основным механизмом достижения радиационной без­опасности. Следовательно, основная цель радиационной защи­ты — это обеспечение радиационной безопасности населения и персонала РОО. Осуществление радиационной защиты основывается на следу­ющих принципах: непревышение допустимых пределов индивидуальных доз об­лучения населения и персонала от всех источников ионизирующих излучений; запрещение всех видов деятельности с использованием ионизи­рующих излучений, при которых получаемая для людей и обще­ства в целом польза не превысит риска возможного вреда от допол­нительного к естественному радиационному фону облучения; поддержание на возможно низком уровне индивидуальных доз и числа людей, подвергшихся облучению.

Основными задачами радиационной защиты являются: .предупреждение о возникновении аварии на РОО; ограничение радиационных последствий аварии.

Первая задача решается на этапах проектирования, размещения, строительства и нормального функционирования РОО. При этом предусматривается проведение ряда организационных и инженер­но-технических мероприятий, к основным из которых относятся: размещение РОО с учетом риска возникновения природных чрезвычайных ситуаций и возможных последствий аварии; специальные меры по предупреждению аварий и ограничению распространения выбросов радиоактивных веществ за пределы санитарно-защитной зоны; меры по защите персонала радиационных опасных объектах и близживущего населения. При размещении в конкретной местности предусматриваются ограничения по минимальному расстоянию между АЭС и насе­ленными пунктами: населенный пункт с населением до 50 тыс. человек размещает­ся не ближе 8 км от АЭС; город с населением от 500 тыс. до 1 млн человек — не ближе 30 км; город с населением более 2 млн человек — от 100 км и более. 96 При размещении POO должны учитываться сейсмичность тер­ритории, ее геологические, гидротехнические и ландшафтные условия. Меры по предупреждению аварий и ограничению распростра­нения выбросов включают в себя: использование быстродействующих систем защиты, прерыва­ющих неконтролируемое развитие процессов в ядерном реакторе; создание нескольких барьеров безопасности, препятствующих выходу радиоактивных продуктов при взрывных процессах; качественная подготовка персонала РОО; создание санитарно-защитной зоны вокруг РОО. Специальные меры по защите персонала РОО и населения в примыкающих к АЭС районах предусматривают создание: системы автоматизированного мониторинга радиационной об­становки; автоматизированной локальной сети оповещения на РОО; защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укры­тий и т.п.) в 30-километровой зоне от АЭС. При аварии на РОО проводятся мероприятия по защите насе­ления в условиях радиационной ЧС и по ликвидации последствий аварии, которые рассмотрены ниже.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Опасность пора­жения людей в чрезвычайной ситуации радиационного характера обусловлена дозой облучения: внешнего гамма-излучения от загрязненной местности; внутреннего, возникающего при попадании радиоактивных веществ внутрь организма через органы дыхания и через пищева­рительный тракт. Роль этих факторов и соответствующее противодействие им зависят от фазы развития аварии. Обычно рассматривают три фазы. Ранняя фаза развития аварии — время от начала аварии до момента прекращения выброса радиоактивных веществ в атмо­сферу и окончания формирования радиационного загрязнения ме­стности. Продолжительность этой фазы может составлять от не­скольких часов до 10 сут. Средняя фаза — от момента завершения формирования РЗМ до задействования всех мер защиты и жизнеобеспечения на­селения. Длительность фазы может составлять от нескольких суток до одного года. Поздняя фаза— длится до завершения (прекращения не­обходимости) выполнения защитных мер. Фаза завершается од­новременно с отменой всех ограничений на жизнедеятельность населения на РЗМ и переходом к обычному санитарно-радиаци-онному контролю радиационной обстановки. Определение границ зон загрязнений и проведение защитных мер на ранней фазе аварии проводится по данным радиационной 4 Киршин 97 разведки и планируется на основании действующих «Критериев для принятия решения о мерах защиты населения в случае аварии ядерного реактора», утвержденных Минздравом России (табл. 6.1). Если ожидаемые дозы достигают или превосходят верхний уро­вень, то приведенные в табл. 6.1 меры обязательны, даже если они связаны с нарушением деятельности населения. Продолжи­тельность ранней фазы 10 сут, она установлена на основе опыта аварии на Чернобыльской АЭС. Для принятия решений о режимах поведения населения, ха­рактерных для среднего и позднего этапов развития аварии, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, о дез­активации населенных пунктов и их реабилитации по уточнен­ным данным радиационной разведки и радиационного контроля определяются районы РЗМ и находящиеся в них населенные пун­кты. При получении данных о плотности загрязнений, Ки/км2, из разных районов на карте административной территории прово­дится зонирование РЗМ, т. е. нанесение соответствующих зон. Границы этих зон устанавливаются в зависимости от определен­ных плотностей загрязнения территорий. С учетом изменения ра­диационной обстановки не реже чем раз в три года эти границы пересматриваются решением Правительства России. Для этих зон определяется величина годовой эффективности дозы, которая может быть получена населением при отсутствии радиационной защиты, и планируются меры защиты. По опыту ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС выделяют определенные зоны РЗМ и соответствующие им мероприятия по защите населения и территорий. На территориях, где годовая доза не превышает 0,1 рад, про­водится обычный контроль загрязнения среды и сельскохозяй­ственной продукции, по результатам которого оценивается годо­вая доза. Проживание населения и хозяйственная деятельность на этой территории по радиационным факторам не ограничивается, и территория не относится к зонам РЗМ. Плотность загрязнения по цезию-137 в этой зоне 1 — 5 Ки/км2. На территориях, где годовая эффективная доза превышает 1 рад, устанавливается зона РЗМ. Зона радиационного контроля —территория, на ко­торой годовая доза составляет от 0,1 до 0,5 рад. В этой зоне осуще­ствляется радиационный мониторинг природной среды и сельс­кохозяйственных продуктов, контроль облучения населения. Ис­пользуются средства снижения доз (защиты кожи и органов дыха­ния, йодная профилактика). Зона проживания с правом на отселение — часть территории с плотностями загрязнения 5—15 Ки/км2 по цезию-137, годовой дозой от 0,5 до 2 рад. Осуществляются те же меры защи­ты, что и в зоне радиационного контроля. Добровольный въезд в эту зону для постоянного проживания не ограничивается. Въезжа­ющим разъясняется риск ущерба здоровью, обусловленный дей­ствием радиации. Зона отселения — территория с плотностью загрязне­ния 15 — 40 Ки/км2. Среднегодовая доза превышает 2 рад. Въезд в зону для постоянного проживания запрещен. Осуществляются меры радиационной и медицинской защиты. Запрещается проживание детей, лиц репродуктивного возраста. Зона отчуждения — территория с чрезвычайно опасным РЗМ. Плотность загрязнения более 40 Ки/км2, годовая доза более 5 рад. В зоне не допускается постоянное проживание, хозяйствен­ная деятельность и природопользование строго регулируются. При временном пребывании используются средства индивидуальной защиты, режим радиационной защиты и другие меры. Проводимые в зонах РЗМ защитные мероприятия могут при­водить к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территорий, т.е. являются вмешательством, влекущим за собой не только эко­номический ущерб, но и неблагоприятное воздействие на населе­ние. Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятиях) руководствуются специальными прин­ципами: предлагаемое вмешательство должно принести населению боль­ше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате сни­жения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать стоимость вмешательства и возможный (прежде всего социальный) вред от него (принцип обоснования вмешательства); 99 форма, масштабы и длительность вмешательства должны быть выбраны такими, чтобы чистая польза от снижения дозы за выче­том ущерба, связанного с самим вмешательством, была бы мак­симальной (принцип оптимизации вмешательства). Таким образом, при организации непосредственной радиаци­онной защиты населения основные усилия сосредоточиваются на исключении или уменьшении воздействия ИИ, что достигается: укрытием в защитных сооружениях; использованием средств индивидуальной защиты; сокращением времени пребывания в зонах РЗМ, вплоть до эва­куации; специальной обработкой (дезактивацией); применением лекарственных профилактических средств. Действия населения при радиационной аварии и в условиях ра­диоактивного загрязнения местности. Услышав сигнал оповещения «Внимание всем!», необходимо включить средства вещания (теле­визор, радиоприемник, проводное радио), прослушать информа­цию и действовать в соответствии с ней. Если рекомендации для конкретной обстановки отсутствуют, то следует защитить органы дыхания (платком, шарфом и т.п.) и по возможности быстро ук­рыться в ближайшем здании, лучше всего в собственной квартире. В помещении следует: сменить верхнюю одежду и обувь и поместить их в пластиковые пакеты или пленку; плотно закрыть окна, форточки, двери, выключить вентиля-i цию; I включить средства вещания и быть готовым к приему инфор­мации; при наличии бытового измерителя загрязнения периодически проводить измерения. Герметизировать помещения (подручными средствами заделать щели в окнах и дверях, заклеить вентиляционные отверстия) и надежно укрыть продукты питания (открытые продукты поместить в полиэтиленовые пакеты, запастись водой в закрытых сосудах, продукты и воду разместить в холодильнике, закрытых шкафах, кладовках). При получении указаний следует провести йодную профилак­тику (подручное средство — 3 — 5 капель 5 % раствора йода на стакан воды для взрослых; 1 — 2 капли на 100 г воды для детей до двух лет; прием повторить через 5 —7 ч). Строго соблюдать прави­ла личной гигиены: открытые участки тела мыть с мылом не­сколько раз в день. Помещение следует оставлять только в крайних случаях и на короткое время. При выходе на улицу защищать органы дыхания и кожу табельными, а при их отсутствии — подручными средствами. После каждого возвращения следует переодеваться. 100 Необходимо подготовиться к возможной эвакуации, для чего должны быть наготове: средства индивидуальной защиты, в том числе подручные; одежда и обувь по сезону, нижнее белье; однодневный запас продовольствия, медикаменты; документы, деньги и другие необходимые вещи. Перед выходом из помещения для эвакуации надо отключить холодильник, все электрические и газовые приборы, перекрыть воду, выбросить все скоропортящиеся продукты. На загрязненной местности нельзя снимать средства защиты, поднимать пыль, запрещается курить, принимать пищу, лежать, садиться; двигаться следует по задерненной почве или по асфаль­ту. Периодически проводится дезактивация средств защиты, одежды и вещей путем осторожного обтирания или обтряхивания, а так­же обтирание и обмывание открытых участков кожи. После ради­ационного контроля необходимо переодеться. В районах загрязне­ния можно употреблять продукты питания только после проведе­ния радиационного контроля или продукты, находящиеся в гер­метичной упаковке. Соблюдение норм и правил поведения в условиях РЗМ являет­ся важной защитной мерой, снижающей риск радиационных по­ражений.

Памятка для населения Действия граждан при проведении общей эвакуации

Среди способов защиты населения большое значение имеет эвакуация населения из опасных районов и размещение в загородной зоне. Эвакуация проводится организованно и в максимально сжатые сроки комбинированным способом (всеми видами транспорта и пешим порядком) через сборные эвакопункты (СЭП) по территориально-производственному принципу. Успешное выполнение эвакуации во многом зависит от личной организованности и дисциплины населения, от знания им своих обязанностей. При подготовке к эвакуации

1. Надо знать номер сборного пункта, его адрес, номер телефона, способ эвакуации (транспортом или пешим порядком).

2. Следуя на сборный пункт после получения извещения об эвакуации, необходимо: - взять с собой документы, деньги, обувь, одежду, в том числе и теплые вещи, независимо от времени года, постельное белье и туалетные принадлежности, медикаменты, индивидуальные средства защиты, продукты питания (консервы, сухари и др.) на 2-3 дня, нож, спички, термос или бутылку с водой, но не более 50 кг. общего веса на человека; -продукты питания уложить в чемоданы, рюкзаки, сумки или завернуть в свертки, удобные для переноса и транспортировки. К каждому месту прикрепите бирки с указанием своей фамилии и инициалов, адреса жительства и конечного пункта эвакуации. В этом случае больше вероятности, что вещи не потеряются; -детям дошкольного возраста вложить в карманы или пришить к одежде записки с указанием фамилий, имен, отчеств и мест жительства или работы родителей; - в квартире выключить все осветительные и нагревательные приборы, закрыть краны водопроводных и газовых сетей, окна и форточки По прибытии на СЭП 1. Выполнять все указания администрации. 2. Пройти регистрацию, запомнить № эшелона или № колонны, время отправления.

3. Лично познакомиться со старшим вагона или колонны.

4. Узнать место посадки на транспорт или построения колонны или маршрут движения.

5. На посадку следовать организованно под руководством старшего по посадке.

6. При построении пеших (автоколонн)колонн спокойно занять место в колонне по команде старшего колонны.

В пути следования 1. На марше в пешем порядке или на транспорте строго соблюдать правила поведения, объявленные старшим колонны. 2. При следовании пешим порядком соблюдать дисциплину марша во время движения, на привалах и в промежуточных пунктах. Соблюдать меры маскировки и пожарной безопасности, быть готовым к укрытию. 3. При следовании транспортом не выходить из него без разрешения старшего колонны. По прибытии в пункт эвакуации 1. Пройти регистрацию на приемном эвакуационном пункте и в сопровождении старшего убыть к месту расселения. 2. Эвакуируемые не имеют права самостоятельно без разрешения местных эвакуационных органов выбирать пункты и места для жительства и перемещаться из одного района в другой. 3. Все эвакуируемые должны оказывать помощь друг другу. Взрослое население при эвакуации должно оказывать всяческую помощь