Состав слова - урок

Сидельникова Наталья Ивановна

 

Тема. Упражнения в разборе слов по составу. Наблюдение за значением частей слова.

Цели. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; развивать устную и     

             письменную речь учеников; прививать бережное отношение к окружающему  миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova_-_urok.docx279.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Упражнения в разборе слов по составу. Наблюдение за значением частей слова.

Цели. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; развивать устную и      

             письменную речь учеников; прививать бережное отношение к окружающему  миру.

Оборудование. Наборное полотна, карточки для разбора слов по составу, с суффиксами, частями слов

            (поездка, прогулка), цветок — ромашка с лепестками; звукозапись произведения П.И. Чайковского

           « Октябрь»; иллюстрация волшебного дерева, весеннего леса, корзина подснежников.

                                                                            Ход урока

1. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок русского языка: урок-игра «Путешествие в страну родственных слов». Мы с вами будем выделять группы родственных  слов и образовывать из них новые слова.

III. Повторение ранее изученного материала

У. Сейчас мы с вами отправимся в удивительный сад.

 На доске закрепляется иллюстрация дерева с корнем   -сад.-.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот еще посадки рядом,

А вот садовод,

К ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

— Какие слова выросли из корня -сад-?

Дети называют слова, а учитель прикрепляет их к веточкам дерева.

Д. Рассада, садовод, садовник, посадили, посадки.

У. Кат называются эти слова?

Д. Родственные или однокоренные.

У. Почему?

Д.  У этих слов один корень, и они сходны по смыслу

У. На нашем волшебном дереве найдите «лишнее» слово.

Д.  Посадили, потому что все слова - существительные, а это глагол.

У. На наборном полотне разберите по составу существительные  рассада, посадки и объясните  какая  часть слова образовала новое слово и какая орфограмма находится в этой части слова.

Дети работают на индивидуальных наборных полотнах: показывают схему-состав слов (рассада, посадки, садовод, садовник) при помощи карточек:

— окончание (квадрат синего цвета);

— корень (овал красного цвета);

— приставка (прямоугольник желтого цвета);

-  суффикс (треугольник зеленого цвета).

 Ученик 1. Слово рассада образовано при помощи приставки   рас-, которую пишем с безударной гласной а. В тетради дети записывают соединение букв рас, которое показывает учитель на карточке.

Ученик 2. Слово посадки образовано при помощи приставки по-, которая пишется с безударной гласной о. В тетради дети записывают соединение букв по, которое учитель показывает на карточке.

У. Какая орфограмма в корне  слова  посадки?

Д. Парная звонкая согласная д. Проверим словом посадил.

В тетради дети записывают соединение дк.

Ученик З. Слово садовод состоит из двух корней, а безударная гласная о соединила эти корня.

Дети записывают в тетради соединение  ов.

Ученик 4. Слово садовник образовано при помощи суффиксов -ов- и -ник.  В суффиксе -ник- безударная гласная и.

Дети записывают в тетради соединение ник.

У. Как пишутся корни  в родственных словах?

Д. Корни пишутся одинаково.

У. Какая безударная гласная во всех этих словах?

Д. Безударная гласная   а.

IV. Физкультминутка

V. Повторение ранее изученного материала (продолжение)

1. Игра «Волшебное дерево»

У. Какие волшебные веточки могут вырасти на дереве с корнем цвет-?

Д. Цветной, цветок, зацвел.

 Дети  записывают слова в тетради.

 У. Как называются эти слова?

д. Родственными или однокоренными.

 У. Почему?

Д. У них один корень, и они связаны по смыслу

У. Какие цветы вы знаете?

Дети отвечают.

— Отгадайте, что это за цветок.

Стоит в поле кудряшка— Белая рубашка,

 Сердечко золотое. Что это такое?

Д. Ромашка.

Учитель показывает рисунок ромашки. Подготовленный ученик рассказывает о лекарственной ромашке.

У. А сейчас каждый из вас превратится в садовода и вырастит свою ромашку. Это будет необычная ромашка— ее лепестки будут состоять из родственных слов.

У доски работает один ученик, который составляет ромашку из родственников слова  осина.

На доске:

Лепестки: осинка, оса, осиновый, ослиный, осинник, подосиновик

Ученик составляет ромашку. Класс работает по вариантам. У каждого ученика на парте —лепестки ромашки.

Вариант 1 — составляет ромашку к слову вода:

водяной, водичка, водица, водить, провод, подводник.

Вариант 2— составляет ромашку к слову гора из слов горе, горка, гористый, горняк, горный.

У. Какие лепестки  оказались лишними? Почему?

Д. В первом варианте это слова водить, провод, так, как они не связаны по смыслу с остальными.

— Во втором варианте это слово горе.

У. А теперь— следующее задание. Части слова рассыпались, нужно снова собрать из них слово.

У каждого ученика на парте — карточки с частями слова.

Вариант 1

                               - а -, - к -, - по -, -езд -

Вариант 2

                               - к -, - гул -, - а -, -про -

Из рассыпавших частей ученики составляют слова поездка и проулка, разбирают их по составу.

— А сейчас мы снами отправимся на прогулку в  весенний  лес.

Учитель закрепляет на доске иллюстрацию с изображением    весеннего леса.

— Что произошло в лесу с приходом весны?

Составьте и запишите несколько предложений про весенний лес.

Примерный текст

Ярко светит солнце.

В берёзовой роще всё дышало свежестью.

Блестели молодые зелёные листочки.

— А какие деревья не меняли свою окраску?

Д. Ели и сосны.

У. Послушайте сказку про любопытную  ёлочку,  найдите и выпишите все родственные слова.

Учитель рассказывает сказку под музыку П.И. Чайковского.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.

— Почему, — спрашивала Елочка у мамы Елки, — на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

— Не огорчайся, — отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

— Почему, — спрашивала Елочка у бабушки — Старой Ели, — к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?

— И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, — успокаивала Елочку бабушка.

У.  Почему же к бабушке Ели прилетают дятлы, клесты?

Д. В шишках -- еловые семена,  для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.

У. Какие родственные слова вы выписали?

Д. Елочка, елка, ель, ельник, еловые.

У. Разберите по составу эти слова.  Какие части слова образовали новые слона?

Д. Все слова образованы при помощи суффикса.

На доске:

елочка, елка, ельник, еловые

VI. Физкультминутка

Мы с вами входим в лес.

Сколько  здесь вокруг чудес!

(Посмотрели вправо, влево.)

Руки подняли и покачали,

Словно деревья в лесу.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки.

Плавно помашем —

 Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

VII. Словарно-орфографическая работа

У. Птицы — обитатели леса, а кто еще живет в лесу?

 Д. Дикие  животные.

Учитель показывает иллюстрации с изображениями животных, названия которых дети записывают в столбик, объясняя орфограммы:   собака, заяц, корова, лисица.

У. Назовите диких животных.

Д . Заяц, лисица.

У. Назовите домашних животных.

Д.  Собака, корова.

У. Назовите их детенышей.

д. Собака — щенок, заяц — зайчонок, корова — теленок ,  лисица—лисёнок.

У. Будут ли родственными слова в этих парах?

Д. Только лисица — лисенок, заяц — зайчонок. А остальные пары слов не являются родственными, потому что у них разные корни.

У. Какая часть слова помогла образовать новые слова?

Д.  Суффиксы -онок- и суффикс -ёнок-.

У. Обратите внимание на написание этих суффиксов. Они пишутся всегда одинаково.

Учитель закрепляет на доске табличку  с этими суффиксами.

— Запишите названия этих животных, выделите суффиксы.

Дети записывают,  названия детенышей во второй столбик.

VIII.  Работа по учебнику

У. Выполним упражнение № 541 стр. 108.

Дети выполняют упражнение после разбора самостоятельно.

IX. Проверка домашнего задания (упр. 537).

— Что это?

Пока дети — каждый в берете.

 Повзрослели —шляпы надели.

Д. Грибы.

1. Серенькие шапки,

Рябенькие ножки,

Под березою растут.

Как их зовут?          (Подберезовик)

- Что необычного заметили в этом слове.

2. В сухое лето,  когда в березняке или в хвойном лесу  ни  одного гриба не встретишь, в сырых лесах всегда найдёшь этот красноголовый гриб. (Подосиновик)

- Что необычного заметили в этом слове.

 Х. Итог урока

У. Что мы сегодня на уроке повторяли?

Д. Однокоренные слова.

У. Как они образуются?

Д. Суффикс и приставка служат для образования новых слов.

ХI. Домашнее задание.

Стр. 109, упр. 539 (1 в.), упр. 542 (2 в.).

             Тема урока. «Родственные слова».

                       Цели:  совершенствовать словарь учащихся, обучать подбору родственных слов, образованию новых слов с помощью приставок и суффиксов; воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову, умение чувствовать и понимать его лексические оттенки; развивать мышление учащихся.

      Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  

                                   учебник М. С. Соловейчик «Русский язык. 2-й  класс».

Ход урока.

  1.  Организационный момент.
  2. Основная часть занятия.
  1.  Рассказывание сказки «Чудо-дерево» (1 слайд).

Жило-было маленькое слово рос. Оно было коротеньким, почти незаметным. Таким коротеньким и незаметным, что другие большие слова часто забывали, что оно  живет рядышком: в гости не звали, на дни рождения не приглашали. Обидно было слову рос, и пошло оно со своей обидой к царице Грамматике. Просит её: «Помоги мне, царица Грамматика! Совсем стали про меня забывать слова-соседи. Сделай так, чтобы я выросло и стало большим и длинным».

 «Так ты вырасти хочешь? – сказала царица Грамматика. – Ну, будь по-твоему!» И посадила она слово рос в землю, как зернышко, водичкой его полила.

Прошло немного времени, и появился из земли росток. Рос росток и превратился в маленькое деревце. Солнышко пригревало, дождик его поливал, и деревце росло, росло, становилось все больше. И вот выросло большое дерево, проросли на нем веточки и листочки. Чудо-дерево стало пышным, раскидистым, а вместо плодов на его ветках слова висят.

- Найдите в каждом слове то маленькое слово рос, из которого выросли все  эти слова.

2. Прочитайте слова. (2 слайд) Найдите в них общую часть. Спишите слова, обозначьте в них общую часть. Поставьте  в словах ударение. Прочитайте слова, в которых ударение падает на гласную в корне.

3. Беседа «Сколько бывает родственных слов?» (слайд 3)

- Ребята, сколько может быть родственных слов? (ответы детей)

- Как вы думаете, кто из ребят прав?

Оказывается, от большинства корней можно образовать несколько десятков слов, например с корнем  - чист -  - около шестидесяти.  А с корнем  - вод – (в слове водить ) можно найти больше ста.

В наше время у некоторых слов «родственники» прибавляются. Например, у слова Луна было совсем мало «родственников»: лунный, безлунный, лунатик. А в наше время появились ещё слова:  прилунился, луноход.   

Для того, чтобы научиться подбирать родственные слова мы будем играть со словами.

4. Упражнение  «Кто правильнее?» 

Выполнения упражнения № 288.  (У слова зима много родственников. Собери их и запишите; выдели корень. Поставьте в словах ударение. Прочитайте слова, в которых ударение падает на гласную в корне.)

5. Знакомство с одним секретом письма. (упр. № 289)

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково: опасные и безопасные места обозначаются одним и теми же буквами.

6.  Упражнение «В гости к родственникам».   (слайд 5)

Подберите родственные слова к словам  голос, бег, говор, мал. Спишите слова, обозначьте общую часть. Поставьте в словах ударение. Проверьте правильность выполнения задания при необходимости исправьте ошибки.

7. Рассмотрите картинку. (слайд 7)

Какое время года на ней изображено? Придумайте слова с корнями         – бел -  , - снег- , -лёд-. Запишите их в тетрадь.

8. Чтения правила на стр. 13

9. Упражнение «Гнезда». (слайд 9)

Прочитайте слова в каждом из гнезд. Которое из слов лишнее? Обоснуйте свой выбор. Проверьте правильность выполнения задания.

10. Упражнение «Родственники». (слайд 10)

Рассмотрите картинки и прочитайте слова парами. Являются ли пары слов родственными? С каждой из групп составьте предложения. Запишите два предложения по выбору.

12. Упражнение «Кто прав?» (12 слайд)

На уроке учитель попросила подобрать проверочное слово к слову уголок. Маша сказала: «Гол». Валя сказала: «Угольники», а Петя сказал: «Голый». Кто прав?

  1. Подведение итогов занятия.

- Какой секрет корней надо знать, чтобы не ошибиться в написании родственных слов?

- Что ещё нового вы узнали?
- Что больше всего понравилось?

  1. Домашнее задание

Стр. 14, упр. № 293, правило на стр. 11.

Русский язык

 2-й класс

Родственные

слова

                                                         Провела учитель начальных классов

                                Сидельникова Н. И.

2008 -2009 уч. г.