КВН по русскому я зыку
КВН по русскому языку
Цели. Повторить основные правила курса русского языка начальной школы, звуковой состав слов, части речи.
Оборудование. Карточки с заданиями, конверты с заданиями, «сердцевинки» и «лепестки» цветов, листочки для работы детей, костюмы для инсценировки. Плакаты: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью. А.И. Куприн».
« Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.
К. Бальмонт»
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Вступительная часть
Ведущий. Наш родной язык — русский. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присущи «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского». Александр Сергеевич Пушкин считал, что «язык славяно- русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Знать свой язык обязан каждый человек!
Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете.
Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?
Два ученика разыгрывают сценку «Поговорили...»
Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделись!
— Как живешь?
— Нормально.
— А с учебой как?
— Нормально.
— Ты, говорят, болел... Теперь- то все в порядке?
— Нормально.
— Хорошо, значит?
— Ну я же говорю— нормально.
— Странно ты говоришь...
— Почему? Нормально.
— Ты считаешь — нормально?
— Нормально.
—Да-а, странно... А ведь когда- то был вполне нормальный человек!
Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!
3. Представление команд
Глаголики
«Глаголить» — значит говорить.
По-русски говорить умеем,
По-русски пишем без труда.
Мы русским языком владеем!
Умники и умницы
“Нет ошибкам!” наш девиз.
Мы грамотны — и это лучший приз!
Знатоки
Русский язык для нас не загадка,
Не будем играть с ошибками в прятки.
Мы правила знаем и их применяем!
4. Конкурсная часть
Конкурс “Разминка”
Каждая команда получает карточку с заданиями. За правильно выполненное задание—1 балл. Максимально можно заработать 6 баллов.
КАРТОЧКА 1
Найдите “лишнее” слово: строка, земля, гряда, походка.
Дополните: группа, аллея, Анна.
Найдите “лившее” слово: поезд, подоконник, пересадка, сельский.
Что общего в словах: печка, свечка, сочный, ёлочный.
Прочитайте: [й ож] Верна ли эта звуковая запись слова?
Дополните: дочь, мышь, рожь.
Ведущий. Возьмите карточку 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
КАРТОЧКА 2
Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении.
В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей.
Откуда взялись кости?
(Допущена ошибка в написании существительного с предлогом: с ухой, а не сухой.)
Конкурс “Помогите”
Ведущий. У двери нашего класса я нашла пакет, а в нем записка:
К вам, ребята, мы спешили,
Познакомиться решили.
Но вчера упали с кочки
И распались на кусочки.
Помогите! Помогите!
Из кусочков нас сложите.
В конверте “сердцевинки” цветов: звук, слово, части речи — и лепестки: звонкий, глухой, твердый, мягкий согласный, окончание, приставка, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, глагол, предлог.
Каждая команда собирает свой цветок.
Конкурс “Тарабарский язык”
Ведущий. Благодаря тому, что все слова в русском языке относятся к какой-нибудь части речи, появляются такие веселые стихи.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве:
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове. (Л.Кэрролл)
— Определите части речи во втором предложении.
Дети записывают на листочках предложение, сверху надписывают части речи.
Конкурс “Слово делится на части”
Ведущий
— Ах! Какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
“Соберите” слова. Осторожно, возможны ловушки!
КАРТОЧКА 3
пере, нос, нас, и, ть
по, па, ход, к, а
угол, оч, ек, ик
Конкурс “Родственники”
Ведущий. Вы знаете, что в нашем языке есть слова-родственники. Сценка, которую мы сейчас посмотрим, так и называется — “Родственники”.
— Вы кто такие?
—Я — гусь, это — гусыня, это наши гусята.
- А ты кто?
— А я ваша тетя — гусеница.
Ведущий. Слова гусь, гусята, гусыня, гусеница — родственные?
Ведущий. Интересно, что слово гусеница раньше произносили “усеница”, происходило оно от “ус”, так как гусеница была волосатой. Теперь корень — гусениц. Наш язык меняется, развивается. А эти слова родственные?
На доске:
Вода, водитель, водяной.
Лес, лестница, лесничий.
Левый, лен, налево.
Конкурс “Угадай слово”
Корень мой находится в цене,
В описи найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Все же в дневнике я и в журнале.
Конкурс “Угадай пословицу”
Ведущий. Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположны по смыслу: лёгкий — тяжелый, веселый — грустный. Перед вами пословицы - перевертыши. Кто сможет прочитать их? Подчеркнутые слова не изменены.
На доске:
Новый враг хуже старых двух.
Плохая слава дешевле бедности.
Всё плохо, что плохо начинается.
За каждую правильно составленную пословицу дается 1 балл.
Ведущий. Как вы их понимаете? Дети объясняют.
Конкурс “Исправьте ошибки”
Команды получают карточки с текстами, в которых надо найти и исправить ошибки. За каждую найденную ошибку засчитывается один балл.
КАРТОЧКА 4
Зимние каникулы я правел у дяди Сережи. Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались на лыжах. Заденешь ветку — политит тебе в лицо мяхкий снежок.
Конкурс “Крылатые выражения”
Ведущий. Ярким и точным называем мы наш язык, одно из средств языка — крылатые выражения.
Объясните, когда так говорят:
Ежата — детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых ... . (рукавицах).
Как это принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги ... (в руки)!
За обедом в разговоре
Лез в бутылку с нами споря.
А потом сказал:
— Друзья,
Не в своей ... (тарелке) я! Дети заканчивают четверостишия и объясняют смысл выражений.
5. Итог конкурса
Ведущий. Молодцы! Вы настоящие знатоки русского языка. Итоги нашего конкурса подведет жюри.
Награждение победителей.