Игры на уроках русского языка в нвчальной школе
Игра – способ развития пытливости и любознательности
Я работаю учителем начальных классов в сельской школе. Школа общеобразовательная. В ней есть подготовительная группа, куда приходят дети шести - летнего возраста. Подготовительная группа — это нужная ступенька для перехода детей в 1 класс для успешного обучения в последующих классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_urokah_russkogo_yazyka_v_nvchalnoy_shkole.docx | 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – способ развития пытливости и любознательности
Я работаю учителем начальных классов в сельской школе. Школа общеобразовательная. В ней есть подготовительная группа, куда приходят дети шести - летнего возраста. Подготовительная группа — это нужная ступенька для перехода детей в 1 класс для успешного обучения в последующих классах.
Много лет я работала над проблемой «Игра — одно из средств активизации познавательных интересов детей». Считаю, что игра помогает делать урок живым, а общение искренни м, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету.
Ограниченность словарного запаса учащихся, особенно сельских школ, низкий уровень дошкольной языковой подготовки не способствуют успешному обучению ребенка. Поэтому основное внимание на уроках обучения грамоте следует уделять выработке у шестилеток умений и навыков в произношении и правописании слов с учетом произносительных и правописных трудностей, обусловленных различиями в фонетических системах русского языка. В первую очередь я стремлюсь к тому, чтобы дети правильно услышали целый звуковой комплекс, разложили его на отдельные слоги, установили последовательность звуков в слоге и слове. У детей, не имеющих представления о звуковом составе слова, появляются ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Приведу примеры наиболее часто встречающихся ошибок на письме:
1) замена согласных парных по звонкости — глухости (шорох — «жорох», знаешь — «снаешь», сапоги — «запоги»);
2) обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (утюг - «утуг», любит «лубит», скрип — «скрып»);
3) замена или пропуск согласной буквы й (мойка «моека», комбайн — «комбаен», чуткий «чутки»);
4) пропуск слогов, букв (деревня — «девня», кувшин - «кушин», золотой — «злотой»)
5) замена согласных (вчера — «втера», палочку «палоцку», разно цветных — «разночнетных»);
б) добавление лишних букв, слогов (медведица — «медведитца», голова — «гололова», водовад — «волопапад»).
Бывает, что дети не могут слить звуки в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Тогда возможны такие ошибки:
1) пропуск букв, предлогов;
2) недочитывание слов или их искажение из-за неправильного произношения звуков;
3) неправильная постановка ударения.
В подготовительной группе необходимо выработать правильное произношение трудных звуков и звукосочетаний, сформировать умение сравнивать и сопоставлять сходные и различные признаки звуков родного языка со звуками русского языка.
Часто родители и учителя появление вышеперечисленных ошибок связывают с невнимательностью ребенка на уроке, небрежным отношением его к учебе, заставляют ученика заниматься дополнительно, но ошибки от этого не исчезают. Успешно вести работу по развитию фонематического слуха, активизировать мыслительную деятельность, стимулировать речь, развить интерес к русскому языку можно с помощью игровых упражнений.
Используя игру «Чудо – яблоньки», я знакомлю детей со звуком, буквами, постепенно переходя к чтению слогов и слов. Каждая последующая буква, которая подлежит изучению, торжественно вводится в жизнь детей.
Наглядный материал для игры выполнен из картона и цветной бумаги, крепится на доске или на стене, является оформлением кабинета.
На деревьях имеются листочки-кармашки, куда вставляются яблочки с буквами: желтые яблочки — согласные; красные — гласные; зеленые — ъ и ь.
Большое дерево для согласных букв, меньшее — для гласных, ъ и ь лежат в кармашках под деревьями.
• Как расположены яблочки с буквами гласных на яблоньке?
Слева от ствола дерева — буквы гласных, обозначающих твердость согласных звуков.
Справа от ствола — буквы гласных, обозначающих мягкость согласных звуков.
• Как расположены яблочки с буквами согласных на яблоньке?
Слева от ствола — яблочки с буквами, обозначающими звонкие согласные звуки, справа — яблочки с буквами, обозначающими глухие согласные звуки. Необходимо изготовить шесть корзинок для парных звонких и глухих согласных и большую корзину для игровых упражнений. Приведу примеры игр-упражнений.
Игра «Не ошибись».
Цель: закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах, их обозначающих.
Положить разбросанные яблочки в кармашки. Объяснить, почему ставим на большое дерево, почему на маленькое. Ученик называет слово, например волк. «Звук [в] согласный, подхожу к большому дереву, звонкий, нахожу кармашек слева от ствола, звук парный, поставлю напротив звука [ф]».
Игра «Больше слов, больше яблок».
Цель: активизация употребления лексики по темам «Школа», «Растения» и т.д.
Представление двух команд. Учитель показывает букву. Участники называют как можно больше слов на эту букву. Выигрывает та команда, которая назвала большее количество слов и по теме. Можно называть слова, отвечающие на вопросы кто?, что?, какой? и т.д.
Игра «Накорми друзей».
Цели: закрепить навыки звукового анализа; развивать и совершенствовать фонематический слух, память и внимание.
Ход игры
На доске вывешиваются картинки с изображением животных, дети должны, обозначив начальный звук названий животных буквами внутри яблочка, сложить слово. Например: яблоко — спрятанное слово. Картинки:
ястреб —(я), беркут —(б), ласточка —(л), орел —(о), куропатка —(к), оляпка —(о). Яблоки с буквами положить на тарелку с прорезью.
Дети работают за партой, один ученик у доски. (У каждого конверт с буквами-яблочками.) Возможны дополнительные задания. Например, составить из буки сложенного слова яблоко новые слова.
Игра «Собираем слоги».
Цель: научить читать слоги-слияния.
В корзины с прорезями-кармашками кладутся слоги, собранные из букв-яблочек:
Составить из слогов слова лиса, рама, нора.
Установить, в каких слогах-слияниях согласный твердый, в каких — мягкий.
Игра «Не ошибись, проверь».
Цель: различать глухие и звонкие парны согласные.
На доске написаны слова с пропуском букв: са.., шка.., ле…, кро.., мос.., зу.., ду.. Ученик должен вместо пропуска подставить яблочко с соответствующей буквой, устно подобрав проверочное слово.
Игра «Составим слово».
Цели: научить обозначать мягкость согласных ь; расширять объем словаря; закреп лять правописание слов.
Составить слова мел, галка, банка. Изменить значение слов с помощью ь.
Мел.., галл..ка, бан.. ка.
Составить предложения.
Игра «Добавь слог» или «Съеденный слог»
Цели: расширить объем словаря; закрепить правописание слов с буквой й.
Ход игры
На тарелке три яблока с буквами. Дети хором читают буквы. Учитель предупреждает, что «съеден» слог — начало слова. Ученики должны добавить такой слог, чтобы получилось слово. Например, к …йка добавляются слоги, и получаются слова: чайка, майка, сойка, зайка, дойка, лейка и т.д.
Все полученные слова проговариваются, их значение.
Игра «Мышка-норушка».
На доске напечатан текст:
По соснами, по ёлками.
Л ж г мешок с голками.
В словах пропущены буквы.
Мышка бежала, выгрызла буквы. Какие буквы надо вставить вместо яблочек.
Сказка о буквах, рассказанная Незнайкой
Задание для детей. В рассказе Незнайки нужно найти и исправить ошибки, которые он допустил.
Рассказ Незнайки
Жили-были буквы. Дружно жили, не ссорились. А было их всего 36. Или 34? Не помню.
Десять из них — гласные. Очень интересные буквы! Половина — волшебные. Почему их так назвали? Ну, наверное, потому, что они с помощью волшебной палочка могут превратить льва в мышку, а блоху — в огромный самолёт.
А согласные буквы вообще чудаки! Некоторые говорят громко, звонко. Например, буквы п, т. х. А другие умеют только шептать, шуршать, шипеть. Это глухие звуки. Вот только я забыл, какие буквы обозначают глухие звуки. Подскажите!
Буква ч очень дружат с буквами я и ю. Она прямо-таки не может с ними расстаться! А вот ж и ш не водятся с буквой ы, а дружат только с и, и она делает их мягкими -мягкими.
А ещё там есть две странные буквы. Они всегда молчат. Может, немые? Вы не знаете их?
И вообще, что это за страна такая? Как она называется?
Волшебные буквы
На уроках обучения грамоте при изучении алфавита ввожу прием «оживления буквы. Буква приходит на урок в гости и приносит с собой письмо. (Букву можно изготовить на обычном альбомном листе.) Внешний вид буквы соответствует ее фонетическому наполнению. Варежки и сапожки букв имеют разные цвета. У гласных — красные, у согласных — синие, у мягких согласных — зеленые, у твердого и мягкого знаков — полосатые. Звонкие согласные с колокольчиком, а глухие — в желтой шапочке, у шипящих открыт ротик.
Уже по внешнему виду дети могут сами охарактеризовать букву: какой звук она обозначает.
Рифмы на уроке
Мой опыт показывает, что работать с «лентой буква детям будет значительно интереснее, если использовать на уроке рифмованные строчки. Цель их — сделать отдельные этапы урока нестандартными, необычными и интересными. Стихотворная форма выбрана не случайно, так как она в соответствии особенностям данного возраста способствует лучшему восприятию и быстрому запоминанию. Для работы необходимо такое наглядное пособие, как макет «ленты букв«, соответствующий «ленте букв« в учебнике, но увеличенный в несколько раз, — ширина приблизительно соответствует ширине альбомного листа, длина — длине приблизительно 4 альбомных листов. Цвет ленты и деление ее на секторы соответствует ленте в учебнике. На месте букв — прорези или кармашки. Вывешивается такая (пустая) лента на доску еще в добукварный период, когда звуки характеризуются как гласные или согласные и соответственно выясняется цвет ленты. Уже на этом этапе можно использовать самое первое стихотворение. По мере изучения букв карточки с изображением буквы вставляются в нужные прорези.
Вариант знакомства с «лентой букв» может быть таким:
Вот город, в котором буквы живут,
Ими звуки обозначаются.
И очень дружно живут буквы тут —
Между собой никогда не ругаются.
А все потому, а все дело в том —
У каждой буквы свой собственный дом
На улице Красной
Буквы живут звуков гласных.
А на Серой (Синей), которая рядом с Красной,
Буквы живут звуков согласных.
Для Белой — такие буквы у нас
предназначены,
Которые звуками не обозначены.
На каждой улице две стороны:
Названия тоже имеют они.
Твердая будет сверху на Красной —
«Дружит» с ними твердый согласный.
Мягкая будет снизу на Красной,
«Дружит» с ними мягкий согласный.
Верхняя Серая (Синяя) будет звонкой:
Буквы звуков звонких там жить будут
только.
А снизу на Серой (Синей) поселим такие,
Которыми мы обозначим глухие.
У Белой тоже две стороны —
Твердой и Мягкой зовутся они.
Это первое стихотворение рекомендуется использовать на каждом уроке изучения новой буквы, в начале урока — как повторение изученного, как речевую гимнастику, хором или «цепочкой» по одной - две строки.
Слушая и вместе с учителем повторяя эти строчки каждый раз при изучении новой буквы, дети четко запоминают классификацию звуков и расположение букв на ленте.
Поиск места буквы на ленте происходит после анализа звука. Вот образцы рифмованных строк.
Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б.
Обозначены мною согласные.
Мне не нравятся домики красные.
Я такая, дети, умница,
Я с согласной — с Серой (Синей) улицы.
Сами вы уже решили,
Мои звуки не глухие.
Значит, нужно будет мне
Жить на Звонкой стороне.
Если голос не даем,
То [п], [п’] произнесем.
Потому-то «П» не против,
То, что я живу напротив.
Если в гости захотите
В домик номер шесть стучите.
Звук [а]. Буквы А, а.
Мной обозначают гласный,
Значит, домик мой на Красной.
Только вспомнишь обо мне —
Ищи на Твердой стороне.
Если в гости захотите,
В первый домик заходите.
Звук [и). Буквы И, и.
Звук от всех мой отличается.
Гласный мной обозначается.
Это вовсе не опасно
Жить на улице на Гласной.
Я хочу сказать, на Красной.
Мягкость укажу согласных,
Потому-то нужно мне
Жить на Мягкой стороне.
Я живу в своей квартире
В доме с номером четыре.
Звуки [м] [м’]. Буквы М, м.
Обозначены мною согласные.
Мне не нравятся домики красные.
Я такая, дети, умница —
Я с согласной — с Серой (Синей) улицы.
Сами вы уже решили,
Мои звуки не глухие,
Значит, нужно будет мне
Жить на Звонкой стороне.
Погляди скорей сюда,
Вот мой домик номер два.
Звук [ч’). Буквы Ч, ч.
Мной согласный обозначен.
Вы решили — это значит,
Что живу я не на Красной,
А на Серой (Синей) на согласной.
Произносим, голос не давая,
Значит, сторона моя Глухая.
А хотите, я вас в гости позову?
Я в четырнадцатом домике живу.
Звук [—). Буквы Ь, ь.
Буква есть, а звука нет.
Дайте же скорей ответ:
Где же буква будет жить?
Куда ее нам поселить?
Место не найдем никак.
Бедный, бедный мягкий знак.
Мы поможем тебе бедному!
Ведь у нас свободна Белая!
Ты спокойненько себе
Живи на Мягкой стороне.
Детей увлекает не только рифма, но и то, что через несколько уроков им разрешается «помогать» учителю, т.е. самим (или вместе с учителем) по аналогии составлять рифмованные характеристики звуков для поиска места букв на ленте.
РАЗДЕЛИТНЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК
Не мог озорной мягкий знак
Найти себе место никак.
В журчащем, прозрачном ручье
Заплыл мягкий знак перед Е.
Заметил, летит вороньё
И ловко взлетел перед Ё.
К несчастью свалился в репьи,
Попав прямиком перед И
Оттуда залез к муравью
Усевшись, как раз перед Ю,
А шла когда мимо свинья,
Забрался он к ней перед Я
И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю
Всегда разделительным знаком стою.
Я знак разделительный, знайте друзья
Меня вы найдёте в словах перед Я».
Задание: найдите слова с разделительным мягким знаком
Конкурс красоты
Обезьяна от безделья
Вдруг решила стать моделью.
В понедельник обезьяна
Принялась за дело рьяно. Сшила платье в ателье,
На прокат взяла колье,
Не забыла обезьяна
Про помаду и румяна
И пошла на вечер бальный,
Что устроили под пальмой.
Получила на гулянье
Красота её признанье. Поснимав ее немножко
На журнальную обложку
Два больших орангутанга
Встали в очередь на танго.
За автографы макаки
Бились чуть ли не до драки.
И торжественно горилла
Ей диплом от всех вручила. Но когда на пьедестале
Обезьяну награждали,
Бегемот сказал: «О Боже!
В ней ни кожи и ни рожи!
И пролезла ведь в модели.
Мисс Вселенной, в самом деле,
Быть красавица должна.
Скажем, как моя жена».
ДО-МИ-НО
Любому учителю хочется, чтобы его ученики писали грамотно. Но для этого дети должны знать все правила, но и уметь применять их на практике. Чаще всего им этого делать не хочется — скучно. А играя, соревнуясь по группам ада по рядам, ребята хорошо усваивают учебный материал. Предлагаю поиграть с учениками в домино но русскому языку.
Каждая карточка «домино» состоит из вопроса и ответа, который соответствует вопросу в другой карточке. На первой карточке ответа нет. Это сделано специально. Кому она попадает, тот начинает игру, то есть первым задает вопрос. Остальные дети должны внимательно слушать и искать ответ в своих карточках. Тот, кто найдет правильный ответ, задает свой, а т.д.
Если игра проходит в форме соревнования по группам или по рядам, то ученику, не узнавшему в своей карточке правильный ответ, ставится минус. В конце игры подводится итог. Побеждает та группа ила тот ряд, игрока которых не получили «минусов» По времени игра может занимать 5—10 минут, но результат превосходит все ожидания. В «Домино» можно играть на индивидуально-групповых занятиях, факультативах, в группах продленного дня.
Что такое предложение? | |
Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Утро. Ребята спешат в школу. | Какие слова пишутся с заглавной буквы? |
Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей пишутся с заглавной буквы. | Какие слова называются однокоренными? |
Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и сходны по смыслу, называются родственными (однокоренными). | Какие правила нужно знать, чтобы правильно перенести слова? |
1. Слова переносятся по слогам. 2. Нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку одну букву. 3. При переносе слова с Ь всегда остаётся с буквой согласного. 4. При переносе нельзя начинать строку с буквы Й. | Как проверить слово с безударным гласным звуком? |
Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Н…ра - норы - нора | Что такое корень? |
Корень - это общая, одинаковая часть родственных слов. В однокоренных словах корень пишется одинаково. | Что такое окончание? |
Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. | Как образуются однокоренные слова? |
Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. | Что такое приставка? |
Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. | Что такое суффикс? |
Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. | Как проверить парную согласную в корне слова? |
Чтобы проверить парный согласный звук в корне, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный. | Как пишутся слова с непроизносимыми согласными звуками в корне? |
Чтобы проверить непроизносимую согласную, нужно изменить слово так, чтобы после неё стояла гласная или буквы Р, М. И, Л. | Как пишутся предлоги со словами?
|
Предлог - это часть речи и пишется с другими словами отдельно! Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. | - Что такое предложение? |
Предложение - это единица речи, которая состоит из одного слова или группы слов, которые связаны между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Если в предложении содержится сообщение, то это предложение повествовательное. Если предложение содержит вопрос, то это предложение вопросительное. Если предложение содержит просьбу, приказ или приветствие, то это предложение побудительное. | Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие бывают предложения по интонации? |
В зависимости от цели высказывания предложения произносятся с разной интонацией. По интонации предложения бывают восклицательные, вопросительные и невосклицательные. | Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? |
Знаки препинания - это точка, восклицательный знак и вопросительный знак. | Что такое логическое ударение? |
В предложении может выделяться голосом слово, на которое хотят обратить внимание. В таких случаях говорят, что на это слово делается логическое (смысловое) ударение. | Что такое текст? |
Несколько предложений, в которых говориться об одном и том же и раскрывается общая мысль, называю текстом. | Что такое диалог? |
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. | Что такое обращение? |
Обращение – это слово (или несколько слов), которое называет того, к кому обращается с речью. | Когда пишется Ъ? |
Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е, ё, ю, я. | Как пишется не с глаголами? |
Глаголы с НЕ пишутся отдельно. | Что такое синонимы? |
Синонимы – слова, пишутся по-разному, но имеют одинаковое лексическое значение. Храбрый – смелый, отважный, мужественный. | Что такое антонимы? |
Антонимы – слова противоположные по смыслу. Тонкий – толстый. | Что такое омонимы? |
Омонимы – слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. | Какие слова называют именами существительными? |
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, чувства, праздники и отвечает на вопросы кто? что? | Какие слова называют именами прилагательными? |
Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? | Какие слова называют глаголами? |
Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? что делать? что сделать? |
|