склонение имён прилогательных Урок

Сидельникова Наталья Ивановна

 

Тема.  Упражнение в склонении имён прилагательных в единственном числе.

 

Цели.

Обобщить и систематизировать знания о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода.

Учить учащихся правильно писать окончания имён прилагательных.

Отработать навык определения падежа  прилагательных.

Развивать речь учащихся, учить видеть красоту русского языка.

Воспитывать уважение и любовь к труду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_imyon_prilogatelnyh_urok.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Упражнение в склонении имён прилагательных в единственном числе.

Цели.

Обобщить и систематизировать знания о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода.

Учить учащихся правильно писать окончания имён прилагательных.

Отработать навык определения падежа  прилагательных.

Развивать речь учащихся, учить видеть красоту русского языка.

Воспитывать уважение и любовь к труду.

Оборудование: учебник «Русский язык» Л.М.Зеленина, рисунок облака и снежинок, карточки со словарными словами, карточка – памятка, карточки для самостоятельной работы, карточка – тест, иллюстрация с изображением зимнего парка.

                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.

                    Вот опять звенит звонок,

                    Начинается урок.

- Сегодня на уроке мы будем учиться  правильно, писать окончания имён прилагательных. Отработать навык определения падежа  прилагательных.

2. Проверка домашнего задания.

Выслушать составленные предложения со словосочетаниями сильный резкий ветер и маленький пушистый зверёк так, чтобы в одних они были в родительном падеже, а в других – в винительном.

3. Чистописание.

- На дворе зима. И мы с нетерпением ждем снега. Но вот в нашем классе появилась тучка, и посыпались снежинки. На снежинках написаны сочетание букв. Прочтите   ( ий, ый, ое, ее, ая, яя)  

- Посмотрите внимательно на снежинки и определите, какой частью слова они являются?

( Окончанием прилагательных)

- Расскажите о прилагательных, имеющих в окончании такие сочетания букв.            ( Женский род, средний род, мужской род.)

4. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадь и доказывают правописание этих слов.

      На Кубани, на хуторе,  на лошади, к избе, к осине, к сирени, на ладони.

5. Актуализация опорных знаний.

    а) Повторить памятку.

                                                             Памятка

                   Чтобы определить падеж имени прилагательного, надо        

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить падеж существительного.
  3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

             В синем небе звёзды блещут.

    Блещут (где? в чём?) в небе – пр. п.

   В небе (каком?) синем – пр. п.

  б) Словарная работа.

На доске записаны словосочетания:

   Декабрьского мороза, новому самолёту, праздничным  салютом, зимнее пальто, о ясной погоде.

- Спишите словосочетания, определите падеж имен прилагательных, выделите окончания, подчеркните словарные слова.

(Для учащихся   VII вида индивидуальные карточки)

Карточка № 1

    М…роз, б…лет, к…м….ндир, в…кзал, к….лендарь, ж…лтый, дев…чка,


к…ртина,  бер…г,  ж..лезо, с…лют, тракт…р, т…традь.

6. Физкультминутка.

    Потрудились – отдохнём,

    Встанем глубоко вздохнём.

    Руки в стороны, вперёд,

    Влево, вправо поворот.

   Три наклона, прямо встать.

    Руки вниз и вверх поднять.

    Руки плавно опустили,

    Всем улыбки подарили.

7. Упражнения в склонении имён прилагательных.

- Письменно просклоняйте имена прилагательные мужского и среднего рода.

Что надо помнить? (Правило стр. 12)

(Класс делится - по вариантам. Два ученика работают у доски.)

 

Им. п. зимний сонный лес                  синее небо

Р. п.     зимнего сонного леса              синего неба

Д. п.    зимнему сонному лесу            синему небу

В. п.    зимний  сонный лес                 синее небо

Тв. п    зимним сонным лесом            синим небом

Пр п.    о зимнем сонном лесе            синем небе

8. Работа по развитию речи.

- Посмотрите, мы попали с вами в зимний  парк.  Для выполнения этого задания от вас потребуется творчество, немного фантазии и, конечно, знание своего русского языка.

( Раздаются карточки с текстом без прилагательных, учащиеся должны дополнить текст своими прилагательными)

                            ________________________________________

Хорошо в __________________ парке. Деревья стоят в ________________ инее. Все засыпаны _______________ снегом. Всё освещено ________________ светом. Особенно хороши ели в ______________________ уборе.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________



( Зимнем, серебристом, пушистым, ярким, солнечным, роскошном)

Дополните этот текст, своими 1 – 2 предложениями.

( Несколько учащихся читают свой текст)

9. Мини – тест.

Задание: найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе:

 

  1. Белый медведь.                                  6. Зубной врач.
  2. Новая шампунь.                                 7. Яркая радуга.
  3. Высокие горы.                                   8. Красивая картина.
  4. Зимняя пальто.                                  9. Строгая учитель.
  5. Снежные зима.                                  10. Чёрный плащ.

 10. Итог урока.

- Вот и подошло к концу наш урок. Подведём итог.

- Что называется именем прилагательным?

- С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Как определить род, число и падеж прилагательных?

-Можно ли обойтись в речи без прилагательных?

(Выставление оценок.)

11. Домашняя работа.

Стр. 15,  упр. № 28