склонение имён прилогательных Урок
Тема. Упражнение в склонении имён прилагательных в единственном числе.
Цели.
Обобщить и систематизировать знания о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода.
Учить учащихся правильно писать окончания имён прилагательных.
Отработать навык определения падежа прилагательных.
Развивать речь учащихся, учить видеть красоту русского языка.
Воспитывать уважение и любовь к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_imyon_prilogatelnyh_urok.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Упражнение в склонении имён прилагательных в единственном числе.
Цели.
Обобщить и систематизировать знания о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода.
Учить учащихся правильно писать окончания имён прилагательных.
Отработать навык определения падежа прилагательных.
Развивать речь учащихся, учить видеть красоту русского языка.
Воспитывать уважение и любовь к труду.
Оборудование: учебник «Русский язык» Л.М.Зеленина, рисунок облака и снежинок, карточки со словарными словами, карточка – памятка, карточки для самостоятельной работы, карточка – тест, иллюстрация с изображением зимнего парка.
Ход урока.
- Организационный момент.
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
- Сегодня на уроке мы будем учиться правильно, писать окончания имён прилагательных. Отработать навык определения падежа прилагательных.
2. Проверка домашнего задания.
Выслушать составленные предложения со словосочетаниями сильный резкий ветер и маленький пушистый зверёк так, чтобы в одних они были в родительном падеже, а в других – в винительном.
3. Чистописание.
- На дворе зима. И мы с нетерпением ждем снега. Но вот в нашем классе появилась тучка, и посыпались снежинки. На снежинках написаны сочетание букв. Прочтите ( ий, ый, ое, ее, ая, яя)
- Посмотрите внимательно на снежинки и определите, какой частью слова они являются?
( Окончанием прилагательных)
- Расскажите о прилагательных, имеющих в окончании такие сочетания букв. ( Женский род, средний род, мужской род.)
4. Орфографическая минутка.
Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадь и доказывают правописание этих слов.
На Кубани, на хуторе, на лошади, к избе, к осине, к сирени, на ладони.
5. Актуализация опорных знаний.
а) Повторить памятку.
Памятка Чтобы определить падеж имени прилагательного, надо
В синем небе звёзды блещут. Блещут (где? в чём?) в небе – пр. п. В небе (каком?) синем – пр. п. |
б) Словарная работа.
На доске записаны словосочетания:
Декабрьского мороза, новому самолёту, праздничным салютом, зимнее пальто, о ясной погоде.
- Спишите словосочетания, определите падеж имен прилагательных, выделите окончания, подчеркните словарные слова.
(Для учащихся VII вида индивидуальные карточки)
Карточка № 1 М…роз, б…лет, к…м….ндир, в…кзал, к….лендарь, ж…лтый, дев…чка, к…ртина, бер…г, ж..лезо, с…лют, тракт…р, т…традь. |
6. Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
7. Упражнения в склонении имён прилагательных.
- Письменно просклоняйте имена прилагательные мужского и среднего рода.
Что надо помнить? (Правило стр. 12)
(Класс делится - по вариантам. Два ученика работают у доски.)
Им. п. зимний сонный лес синее небо
Р. п. зимнего сонного леса синего неба
Д. п. зимнему сонному лесу синему небу
В. п. зимний сонный лес синее небо
Тв. п зимним сонным лесом синим небом
Пр п. о зимнем сонном лесе синем небе
8. Работа по развитию речи.
- Посмотрите, мы попали с вами в зимний парк. Для выполнения этого задания от вас потребуется творчество, немного фантазии и, конечно, знание своего русского языка.
( Раздаются карточки с текстом без прилагательных, учащиеся должны дополнить текст своими прилагательными)
________________________________________ Хорошо в __________________ парке. Деревья стоят в ________________ инее. Все засыпаны _______________ снегом. Всё освещено ________________ светом. Особенно хороши ели в ______________________ уборе. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ( Зимнем, серебристом, пушистым, ярким, солнечным, роскошном) |
Дополните этот текст, своими 1 – 2 предложениями.
( Несколько учащихся читают свой текст)
9. Мини – тест.
Задание: найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе:
- Белый медведь. 6. Зубной врач.
- Новая шампунь. 7. Яркая радуга.
- Высокие горы. 8. Красивая картина.
- Зимняя пальто. 9. Строгая учитель.
- Снежные зима. 10. Чёрный плащ.
10. Итог урока.
- Вот и подошло к концу наш урок. Подведём итог.
- Что называется именем прилагательным?
- С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как определить род, число и падеж прилагательных?
-Можно ли обойтись в речи без прилагательных?
(Выставление оценок.)
11. Домашняя работа.
Стр. 15, упр. № 28