Технология проектной деятельности
Проектная деятельность расширяет социально-познавательное пространство детей дошкольного возраста, основываясь на их интересе к социальным явлениям жизни, и удовлетворяет их потребность в коллективных видах деятельности. Дети учатся проводить поисковую работу в большом коллективе, участниками которого становятся сверстники и разные взрослые (воспитатели, родители, специалисты, сотрудники библиотеки, музея и т.д.). Результатом проекта становится социально значимый продукт. Форма проекта объединяет на уровне сотрудничества два типа активности: собственную активность детей и активность, идущую от взрослого. Детское экспериментирование и проектная деятельность позволяют чередовать эти типы активности, которые взаимодействуют и взаимообогащаются в этом процессе. «Чем беззаветнее ребёнок отдаётся собственной активности, тем сильнее у него затем возникает потребность в совместной деятельности со взрослым… Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка со взрослым – носителем высшей формы развития, тем выше и содержательнее становится собственная активность ребёнка» (Н.Н. Поддъяков).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti_chast_1.docx | 49.1 КБ |
tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti_chast_2.docx | 56.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология
проектной деятельности
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Н.Е. Веракса Проектная деятельность дошкольников – М: Издательство: Мозаика-Синтез, 2008г.
Пояснительная записка
Цель внедрения проектной деятельности в работу дошкольного учреждения: поддержка и развитие познавательной, социальной и творческой активности детей в исследовании и преобразовании окружающей действительности соответственно сензитивным периодам детского развития.
Основываясь на анализе ряда работ отечественных и зарубежных учёных (Э.Торндайк, Дж.Дьюи, У.Килпатрик, А. Валлон, А.В. Запорожец, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, и др.), раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста, мы видим целесообразность внедрениямодели проектной деятельности в работу с дошкольниками.
Проектная деятельность расширяет социально-познавательное пространство детей дошкольного возраста, основываясь на их интересе к социальным явлениям жизни, и удовлетворяет их потребность в коллективных видах деятельности. Дети учатся проводить поисковую работу в большом коллективе, участниками которого становятся сверстники и разные взрослые (воспитатели, родители, специалисты, сотрудники библиотеки, музея и т.д.). Результатом проекта становится социально значимый продукт. Форма проекта объединяет на уровне сотрудничества два типа активности: собственную активность детей и активность, идущую от взрослого. Детское экспериментирование и проектная деятельность позволяют чередовать эти типы активности, которые взаимодействуют и взаимообогащаются в этом процессе. «Чем беззаветнее ребёнок отдаётся собственной активности, тем сильнее у него затем возникает потребность в совместной деятельности со взрослым… Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка со взрослым – носителем высшей формы развития, тем выше и содержательнее становится собственная активность ребёнка» (Н.Н. Поддъяков).
Я считаю, что проектная деятельность дошкольников, активизируя механизмы детского саморазвития, способствует развитию креативной и социально-активной личности ребёнка, что может явиться основой более успешной и качественной жизни человека в дальнейшем.
При реализации данной образовательной модели в образовательном учреждении решаются следующие задачи:
- Создание современного и эффективного мотивационно-развивающего пространства.
- Осуществление познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста на основе сотрудничества ребёнка и взрослого, с сохранением ведущей роли взрослого.
- Формирование условий эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
- Расширение социо-культурного пространства учреждения в связи с необходимостью реализации социально-педагогических проектов с учреждениями науки, культуры и техники (естественнонаучные, научно-технические музеи и выставки, учреждения культуры, дома и центры детского творчества), что обогащает социально-познавательный опыт дошкольников.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в процессе реализации совместной с детьми и родителями проектно-исследовательской деятельности.
- Активизация профессиональной и социальной позиции коллектива ДОУ через осуществление сетевого взаимодействия с другими дошкольными учреждениями с целью трансляции накопленного опыта.
- Повышение статуса учреждения в социуме.
Образовательная технология организации и реализации проектной деятельности детей включает: эксперименты с водой, эксперименты с песком, эксперименты с предметами и материалами, эксперименты с объектами живой природы.
Проектная деятельность включает разные виды проектов по срокам реализации (кратковременные и долгосрочные), по содержанию и тематике (познавательные, социальные и творческие) по количеству и категории участников (индивидуальные, коллективные, детские, детско-взрослые, семейные).
Благоприятное влияние на развитие ребенка оказывает активность взрослого, который сам предлагает или поддерживает желание ребёнка проверить новые знания в совместной опытнической деятельности.
Постепенно в ходе формирования исследовательских действий меняется позиция ребёнка, как участника совместной исследовательской деятельности: наблюдатель – ассистент взрослого – инициатор исследования. Некоторые старшие дошкольники способны регулировать ход исследовательской деятельности, согласуя его не только со своими познавательными интересами, но и анализом возникающих проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе исследовательской деятельности. Также меняется и позиция взрослого, хотя, он и сохраняет функции ведущего: педагог больше внимания уделяет поддержке инициативы самих детей, позволяя им часть экспериментальной работы сделать самостоятельно и рассказать присутствующим о результатах исследования. В ходе такой работы формируется объяснительная, аргументированная речь детей. Вместе с тем создаются условия для формирования умения детей рассуждать: анализировать причины затруднения, обсуждать пути решения выхода из проблемы. От взрослого требуется проявить искреннюю заинтересованность в процессе и результатах детской исследовательской деятельности, показать значимость этой деятельности для всех. Поддержка познавательного интереса ребёнка со стороны взрослых заключается в умении активно слушать ребёнка, задавать вопросы. Нельзя давать прямых оценок детским рассуждениям и результатам исследовательской деятельности. Необходимо помочь детской мысли обрести правильное направление, добиваться того, чтобы ребёнок сам совершил маленькое открытие.
В старшем дошкольном возрасте интеграция детского игрового экспериментирования и проектной деятельности становится всё более тесной. В этом возрасте важными для детей становятся знания, которые показывают практическую пользу данной деятельности для их жизни.
Когда работа по проектной деятельности ведётся в системе, то у детей к концу дошкольного детства формируется стойкая познавательная мотивация, что является одним из важных показателей готовности к школьному обучению.
Организация проектной деятельности в детском саду
Занимаясь детским игровым экспериментированием, дети получают первый опыт исследовательской деятельности со знакомыми предметами и материалами. У дошкольников формируются основы совместной познавательной деятельности, направленной на достижение общей цели, развиваются задатки аналитического мышления и формируется умение прогнозировать результаты своих действий, то есть ребёнок начинает осознавать свои действия в ситуации сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Руководство взрослого в процессе детского игрового экспериментирования является явным и существенным компонентом успешности данной деятельности. В проекте руководство взрослого носит характер сотрудничества с детьми, вместе с тем взрослый является организатором совместной деятельности.
При организации проектной деятельности с детьми, необходимо учитывать отличия проекта от традиционной продуктивной деятельности. Продукт проектной деятельности – это социально-значимый результат совместной деятельности всех участников проекта.
Каждое новое дело требует ответа на вопрос: с чего начать и как действовать, чтобы достичь успешного результата?
Наиболее интересным, но вызывающим трудности, моментом проектной деятельности является организация работы по выдвижению идеи проекта. Предложить тему (идею) проекта могут как дети, так и взрослые.
При выдвижении идеи детьми, задача взрослых состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия, а именно:
- регулярно и систематически обогащать содержание познавательного пространства, с целью формирования познавательных интересов детей;
- стимулировать детскую любознательность, то есть внимательно относиться к детским вопросам и поддерживать инициативу воспитанников по определению и поиску решения «проблемных ситуаций».
На подготовительном этапе проектной работы организуется специальная беседа по выдвижению идеи проекта. Основное, чем должен владеть педагог на данном этапе проекта: умением грамотно задавать «правильные» вопросы, которые подводили бы детей к выявлению проблемы и мотивировали их на поиск её решения. Из опыта работы по организации проектной деятельности с детьми, я могу сказать, что это самое сложное. Поэтому, опираясь на свой богатый запас знаний в выбранной теме проекта, педагогу следует заранее подготовить содержание беседы, продумать её ход.
Так, в 2013 году, реализуя проект «Наш театр» в подготовительной к школе группе, педагоги с помощью родителей перед проведением беседы организовали для воспитанников группы целевую экскурсию в настоящий детский театр с просмотром спектакля. В ходе экскурсии по театру детей познакомили с его сотрудниками, с тем, как устроена сцена, что находится за кулисами. На следующий день педагоги с детьми провели беседу о театре, в ходе которой дети поделились своими впечатлениями от посещения театра, о людях, которые работают в театре, о том, какое участие каждый из них принимает в работе театра. В ходе беседы дети высказывали желания выполнять те или иные функции работников театра, что и послужило отправной точкой для организации проектной детской деятельности. «Ребята, как вы думаете, можно ли сделать театр в нашей группе?» - поинтересовался педагог. С этого момента беседа стала идти ещё эмоциональней. Появились как сторонники этой идеи, так и сомневающиеся в её осуществлении. Но желание создать свой театр в группе перевесило все сомнения. В процессе обсуждения данной идеи было определено следующее: выбран вид театра – кукольный; выделены необходимые составляющие «театра» – спектакль, куклы, ширма, декорации, афиша; сотрудники «театра» и их функции - актёры, режиссёр, художники и др. Дети и взрослые были разделены на группы по интересам. Каждая группа придумала свой условный знак. На доске была изображена схема «продвижения» проекта: нарисованы условные знаки групп и «дорожки» от каждого знака группы до главной цели, которая была обозначена словами: «Открытие «Нашего театра»». По мере выполнения заданий, условный значок «по дорожке продвигался» к цели. Таким образом, дети могли наблюдать за тем, кто отстает в работе над проектом, кому нужна помощь. Доска была использована для того, чтобы дети могли наглядно видеть и контролировать весь процесс «построения» своего театра.
Замечательно, когда дошкольная группа состоит из «почемучек». В этом случае беседа может возникнуть по поводу детского вопроса, например, «Откуда берутся вулканы?» Сначала дети пытаются сами ответить, но понимают, что у них недостаточно необходимых знаний. Главная задача взрослого в данном случае заключается в том, чтобы не дать детям готовый ответ, а направить их познавательную деятельность на поиск ответа на вопрос: «Где нам это узнать? Кто или что нам поможет?» Беседуя с детьми, педагогу необходимо выслушать всех, кто делится своими мыслями и предложениями. Никаких оценочных суждений по поводу предложений детей давать не следует. Каждое новое предложение обсуждается. При этом взрослый обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете…?», стимулирует рассуждения детей и подводит их к определённым выводам (решениям). Каждое коллективное решение записывается взрослым и превращается в задание: узнать, прочитать, сделать, спросить и др. У заинтересованного, творческого педагога совместный поиск решения проблемы может привести детей к созданию чего-то интересного, необычного.
В случае, когда идея проекта инициируется взрослым, главное в работе педагога заключается в том, чтобы в ходе беседы с детьми подвести их к выявлению несоответствия или проблемы знакомой детям ситуации. Приведу пример. Взрослые и дети старшей группы долго работали над изучением жизни муравьёв (проект возник из вопроса ребёнка). В результате был изготовлен макет муравейника. Но главная задача педагогов состояла в том, чтобы дети самостоятельно, без предложений взрослого, выработали правила поведения в лесу. В противном случае это будет рассматриваться как задание взрослого, которое дети, в своём большинстве, выполнят, но формально, ориентируясь на ожидание педагога. Некоторые дети, у которых прямое указание взрослого вызывает протестное поведение, могут не выполнить данное задание. В конечном итоге не будет решена главная задача: осознание детьми необходимости выполнения правил поведения в лесу.
Нам помог случай и такая особенность детского восприятия животных, как антропоморфизм: присваивание животным человеческих чувств и мыслей. При переносе макета муравейника часть его сломалась. Данное происшествие не оставило детей равнодушными, так как они уже многое знали про сложную жизнь муравьёв в природе и воспринимали этих насекомых как маленьких трудолюбивых человечков. Педагог быстро сориентировался и провёл с детьми беседу на тему «Что происходит, когда разрушается муравейник?» Высказывания детей были эмоциональными и основывались на их знаниях о жизни муравьёв. «Как остановить разрушение муравейников?» - спросил педагог. Предложения детей были такими: объявлять по радио, что нельзя разрушать муравейники в лесу; объяснять всем, что муравьи полезные животные: они – санитары и защитники леса и его обитателей; поставить около муравейников забор, нарисовать знаки около муравейника и др. Каждое предложение обсуждалось всеми детьми группы. Наконец, остановились на том, что надо нарисовать плакат. Педагог предложил всем детям нарисовать свои эскизы плакатов. Эти эскизы разложили на столах, а дети с помощью фишек выбирали, самый удачный, по их мнению, вариант. Тот эскиз, который получил самое большое количество фишек и стал основой коллективной работы по изготовлению плаката «Муравей и Я – лучшие друзья!». Его презентовали всем детям детского сада на Театральном фестивале. Формой презентации стало представление «Жизнь замечательных муравьёв», подготовленное воспитателями, детьми старшей группы и их родителями. Познавательный проект, посвящённый жизни муравьёв превратился в нормотворческий проект о правилах поведения в природе.
На подготовительном этапе, в ходе общей беседы с детьми и на родительском собрании необходимо в общих чертах определить продукт проектной деятельности и форму его презентации, а также вклад каждого участника проекта в совместную деятельность. С этого момента начинается организационный этап реализации проекта.
Участники проекта определяют всё, что необходимо для реализации проекта и своё участие в достижении цели проекта, исходя из возможностей и интересов каждого. Сразу определяются сроки выполнения проекта и сроки выполнения каждого вида работ. Если проект долговременный, целесообразно объединить всех участников в мини-группы по интересам на добровольной основе. Количество мини-групп определяется по количеству видов работ. Составляются списки образовавшихся мини-групп. Каждой из них присваивается название и, по возможности, своё символическое обозначение, которое могут придумать участники данной мини-группы. Символическое обозначение и название должно отражать особенности деятельности данной мини-группы, например, мини-группа «художников» в одном из проектов имела название «Весёлые карандаши» - символ цветные карандаши на фоне листа бумаги; мини-группа, объединившая исследователей растений, называлась «Охотники за растениями» - символ фотоаппарат и т.д. Списки мини-групп с названиями и символическими обозначениями включается в информационное поле возрастной группы как общедоступная информация.
Чтобы каждый участник проекта мог наглядно представлять процесс приближения к цели проекта (промежуточному результату или конечному продукту), были созданы мобильные схемы или интерактивные постеры. Например, лист ватмана, на котором цель проекта символически изображена в виде вершины высокой горы, к которой ведут дороги (по количеству творческих мини-групп).
Символические обозначения творческих мини-групп должны быть мобильными. В начале реализации проекта их ставят к подножию горы на выбранную дорожку. По мере выполнения участниками мини-группы своего задания, её символическое обозначение продвигается «к вершине горы». Мобильная схема движения участников к результату проекта помещается на доступное для всех участников место на уровне глаз детей.
Такие интерактивные постеры могут быть основой для обсуждения с детьми и взрослыми промежуточных результатов и корректировки содержания дальнейшей деятельности для успешного движения к цели проекта. Использование в проектной деятельности данной формы общественного контроля позволяет вовремя оказать помощь тем, кто отстаёт и оптимально распределить силы для выполнения проектных заданий.
На основном этапе реализации проекта часто бывает необходимо проводить занятия, экскурсии, промежуточные презентации, изготавливать атрибуты, поделки, костюмы и др. Успешность реализации проекта на основном этапе зависит от умения руководителей проекта организовать работу всех участников, так, чтобы они увидели первые результаты совместной деятельности. Это могут быть открытые занятия, досуги, выставки творческих работ или мини-презентации.
На заключительном этапе реализации проекта представляется презентация проекта, обсуждаются результаты, подводятся итоги работы и определяются перспективы.
Что дает проектная деятельность каждому участнику: детям, педагогам, родителям?
Проектная деятельность является мощной стимулирующей основой для формирования у дошкольников познавательной мотивации, реальных представлений об окружающем. На основе чувственного опыта у воспитанников развиваются практически все высшие психические функции. И, главное, усвоив многообразие способов познания мира, ребенок получает реальную возможность стать исследователем и первооткрывателем, что является одним из индикаторов успешности интеллектуального и личностного развития.
Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.
Одним из направлений работы педагогического коллектива дошкольного учреждения по использованию проектной деятельности является развитие новых форм сотрудничества дошкольного учреждения и семьи, на основе объединения всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). В дошкольном учреждении были успешно реализованы детско-родительские проекты познавательной, социальной и творческой направленности, например: «Мой мир», «Мир увлечений моей семьи», «Я познаю мир», «Времена года», «В гостях у сказки», «Космос», «Мы – дети твои, Россия!», значимость которых заключается в том, что претворяя задуманную идею в жизнь, общаясь в социально значимой ситуации, у каждого ребенка появляется возможность проявить свои индивидуальные способности и реализовать свои индивидуальные познавательные интересы. Для родителей такое сотрудничество также имеет немаловажное значение. У них формируется мотивационная готовность участвовать в жизни дошкольного учреждения, повышается родительская компетенция. Педагоги получают возможность самореализации, творческого использования профессионального инновационного ресурса; они начинают по новому позиционировать себя в профессии.
В ДОУ несколько лет подряд успешно реализуется технология проектной деятельности детей в возрасте от 2 до 7 лет. Этому способствует системное и планомерное руководство со стороны методической службы нашего учреждения.
Система методической работы включает следующие общие организационные мероприятия:
- Совет педагогов, на котором определяются темы, форма презентации продукта, участники проектов как внутри каждой возрастной группы, так и общего для учреждения мега-проекта, объединяющего все групповые проекты.
- Методические объединения и совещания творческих мини-групп участников отдельных проектов, интегрирующихся в общий мега-проект.
- Мастер-классы воспитателей и специалистов транслирующих их опыт для коллег нашего учреждения, дошкольных учреждений города.
- Традиционные мероприятия нашего учреждения, направленные на поддержку познавательной активности воспитанников – прогулки по экологической тропе, ежегодное выращивание рассады цветущих растений в группах, высаживание их на территории учреждения и совместный (детей и взрослых) уход за растениями, выставки детских и семейных творческих и изобретательских работ на экологические темы, фотовыставки и др.
Педагоги нашего дошкольного учреждения в своей работе учитывают логику развития общих умственных способностей дошкольников, интегрируют познавательное содержание образования, осуществляют деятельностный подход, создают мотивационно-развивающую среду для исследовательской деятельности детей.
Результаты внедрения технологии в практику
- Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.
- Составила тематическое планирование с элементами игрового экспериментирования.
- Провожу занятия, развлечения с использованием технологии проектной деятельности.
- Подобрала материал для консультаций педагогов, наглядный материал.
- Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
- Провожу диагностику, с помощью которой сделала выводы о благоприятном влиянии данной технологии на развитие познавательной активности и расширение познавательных интересов воспитанников.
Динамика развития воспитанников
Положительная динамика развития воспитанников позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии технологии «Технология проектной деятельности» на развитие познавательной активности и расширение познавательных интересов воспитанников.
Результаты работы по внедрению проектной деятельности дошкольников показали, что данная технология эффективна при систематической работе и высокой мотивации всех ее участников. В самой проектной деятельности находятся механизмы развития познавательной и социальной активности не только детей, но и взрослых – участников этой деятельности. Также я убедилась, что необходимым и первым условием успешности её внедрения в образовательное пространство дошкольного учреждения является внутренняя готовность взрослых к этому, а затем материально-технической оснащение.
Литература:
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2008
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. МГУ. М., 1981
- Морсакова Е.Н. Исследовательский проект на тему «Откуда берутся вулканы?». Сб. Клуб маленьких исследователей. М., 2010. С. 54
- Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. РАО. М., 1996
- Рыжова Н.А. Наш дом – природа (программа экологического образования дошкольников). М., 1996
- Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред. Л.А.Венгера.- М., 1996
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1972
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование занятий с элементами игрового экспериментирования
в старшей группе (дети 5–6 лет)
Месяц | Тема и цель занятия |
Сентябрь | 1. «Природа и мы» Цель: Дать детям понятия «живая» и «неживая» природа, активизировать интерес к экспериментальному познанию мира. 2. «Научный фартук» Цель: Помочь детям опытным путем подобрать подходящий материал для защиты одежды при проведении исследований. 3. «Волшебница вода» Цель: Расширять представление о воде как растворителе. 4. «Где живёт вода» Цель: Обобщить и уточнить знания детей об источниках воды. |
Октябрь |
2 . «Какие бывают семена» Цель: на основе домашних исследований обобщить представления детей о разнообразии растений. 3. «Праздник урожая» (экологический досуг) Цель: обобщить и систематизировать знания детей о культурных растениях. 4. «Откуда в реке вода» (краткосрочный проект с макетированием) Цель: Сформировать у детей представление о реках и их разнообразии. |
Ноябрь |
2 . «Кто живёт в реке» (продолжение проекта «Откуда в реке вода») Цель: На основе домашних исследований обогатить представления детей о речных животных. 3. «Кто живёт у реки» (продолжение проекта «Откуда в реке вода») Цель: На основе домашних исследований обогатить представления детей о роли воды в жизни животных. 4. «Что растёт в реке» (продолжение проекта «Откуда в реке вода») Цель: На основе домашних исследований дать детям представление о речных растениях.
|
Декабрь | 1. «Что растёт у реки» (продолжение проекта «Откуда в реке вода») Цель: На основе домашних исследований обогатить представления детей о роли воды в жизни растений. 2. «Что умеет речка» (продолжение проекта «Откуда в реке вода») Цель: Систематизировать представления детей о пользе рек для человека. 3. «Куда бежишь, речка» (презентация проекта «Откуда в реке вода») Цель: Обобщить знания, полученные детьми в ходе проекта. 4. «Новый год у Водяного» (экологический досуг). Цель: Активизировать знания детей по теме «Вода». |
Январь | 1. «Замораживание» Цель: Познакомить детей с твёрдым состоянием воды. 2. «Собери бусы» Цель: Практическое освоение способов размораживания воды. 3. «Превращения воды» Цель: Расширять и уточнять представления детей о свойствах и агрегатных состояниях воды и способах их исследования. 4. «Что скользит по льду» (мини-проект «Как бороться с гололёдом»). Цель: актуализировать в практической исследовательской деятельность знания детей о гладкости, как свойстве льда, его значении для человека. |
Февраль | 1. «Как сделать лёд нескользким» (продолжение мини-проекта «Как бороться с гололёдом») Цель: в ходе практических исследований дать детям представления о способах борьбы с гололёдом. 2. «Безопасные способы борьбы с гололёдом» (продолжение мини-проекта «Как бороться с гололёдом») Цель: помочь детям увидеть результат воздействия человека на природу. 3. «Что придумали мы дома» (продолжение мини-проекта «Как бороться с гололёдом») Цель: на основе домашних разработок и проектов уточнение безопасных способов борьбы с гололёдом. 4. «Расскажу об этом всем» (презентация мини-проекта «Как бороться с гололёдом») Цель: создание способов трансляции полученных знаний в социум. |
Март | 1. «Где найти воду» Цель: Расширить и уточнить представление детей о разнообразных источниках воды на Земле. 2. «Какая бывает вода» Цель: Уточнить и расширить представления детей о характерных признаках воды. 3. «Новая сказка про Золушку» Цель: Познакомить детей с разными способами фильтрации воды. 4. «Твёрдая вода» Цель: Расширить и уточнить знания детей о свойствах льда как источника пресной воды на Земле. |
Апрель | 1. «Кто живёт в Антарктиде» Цель: На основе домашних исследований активизировать и систематизировать знания детей о жителях Антарктиды. 2. «Любители холодной воды» Цель: уточнить представление детей о жителях Антарктиды и Крайнего Севера, выявить приспособления этих животных к жизни в суровых условиях. 3. «Как прожить без воды» Цель: уточнить и обогатить знания детей о приспособлении растений и животных к условиям пустыни. 4. «Какие бывают почки» Цель: на основе практических исследований подвести детей к пониманию строения почки и её значению в жизни растения. |
Май | 1 . «Что умеет черепашка» Цель: Расширить и уточнить знания детей об образе жизни степных черепах. 2. «Салат для степных черепашек» Цель: расширить и закрепить знания детей о растениях и процессе выращивания их из семян. 3. «Невидимые помощники» Цель: знакомство детей с жизнью дождевых червей и их значением для экологического равновесия. 4. «Большое водное путешествие» (экологический досуг) Цель: Обобщить и уточнить знания детей, полученные по теме «Вода» |
Тематическое планирование занятий с элементами игрового экспериментирования
в подготовительной к школе группе (дети 6–7 лет)
Месяц | Тема и цель занятия |
Сентябрь | 1. «Наука о доме» Цель: Познакомить детей с понятием «экология», активизировать интерес к экспериментальному познанию мира. 2. «Правила юных учёных» Цель: На основе домашних исследований сформулировать и обозначить правила поведения в лаборатории. 3. «Что такое Солнце» (мини-проект «Звезда по имени Солнце») Цель: Уточнить имеющиеся знания детей о Солнце. 4. «Легенды о Солнце» (продолжение мини-проекта «Звезда по имени Солнце») Цель: на основе домашних исследований выяснить представления разных народов о природе Солнца. |
Октябрь |
2 . «Испытание космического корабля» (продолжение мини-проекта «Звезда по имени Солнце») Цель: Опытным путём выявить условия, необходимые для полёта в космос. 3. Экологический досуг «Как Чевостик к Солнцу летал» (продолжение мини-проекта «Звезда по имени Солнце») Цель: обобщить и систематизировать знания детей о Солнце. 4. «Планеты солнечной системы» (продолжение мини-проекта «Звезда по имени Солнце») Цель: Дать детям представление о солнечной системе и планетах, которые в неё входят. |
Ноябрь | 1. «Какие бывают созвездия» (продолжение мини-проекта «Звезда по имени Солнце») Цель: познакомить детей с понятием «созвездие» и астрономическими приборами. 2. «Сказки звёздного неба» (продолжение мини-проекта «Звезда по имени Солнце») Цель: на основе домашних исследований выяснить представления разных народов о созвездиях и их многообразии. 3. Спортивно-экологический досуг «Большое космическое путешествие» (презентация мини-проекта «Звезда по имени Солнце») Цель: обобщить, систематизировать и закрепить знания детей о Солнце и планетах солнечной системы. 4. «Секреты планеты Земля» (мини-проект) Цель: мотивировать детей на исследования собственной планеты. |
Декабрь | 1. «Приборы-помощники» (продолжение проекта «Секреты планеты Земля») Цель: познакомить детей с различными приборами для изучения земных явлений. 2. «Свет и тень» (продолжение проекта «Секреты планеты Земля») Цель: опытным путём определять причины появления тени. 3. «Как течёт время» (продолжение проекта «Секреты планеты Земля») Цель: опытным путём выяснить причину смены частей суток и времён года. 4. «Новый год деревьев» (продолжение проекта «Секреты планеты Земля») Цель: Активизировать знания детей по теме «Планета Земля». |
Январь | 1. «Сказки дедушки Гранита» (продолжение проекта «Секреты планеты Земля») Цель: познакомить детей с гранитом и дать общее представление о строении Земли. 2. «О чём шептались камешки» (продолжение проекта «Секреты планеты Земля») Цель: познакомить детей с разнообразием минералов и их значением. 3. «Что такое горы» (занятие с макетированием). (продолжение проекта «Секреты планеты Земля») Цель: Расширять и уточнять представления детей о строение Земли. 4. «Как образуются пещеры» (продолжение проекта «Секреты планеты Земля») Цель: актуализировать в практической исследовательской деятельность знания детей о результатах взаимодействия воды и камня. |
Февраль | 1. «Как растут каменные сосульки» (продолжение проекта «Секреты планеты Земля») Цель: в ходе практических исследований дать детям представления о процессе образования сталактитов и сталагмитов. 2. «Откуда берётся песок» (продолжение проекта «Секреты планеты Земля») Цель: в результате опытнической деятельности дать детям представление о процессе разрушения камней. 3. «Кому нужен песок» (продолжение проекта «Секреты планеты Земля») Цель: на основе домашних исследований выяснить значение песка в природе и для людей. 4. «Песок и глина» (продолжение проекта «Секреты планеты Земля») Цель: на основе сравнения уточнить и расширить представления детей о свойствах песка и глины. |
Март | 1. «Волшебница-глина» (продолжение проекта «Секреты планеты Земля») Цель: Расширить и уточнить представление детей о глине и её значении. 2. «Новые домики трёх поросят» (презентация проекта «Секреты планеты Земля») Цель: Уточнить и систематизировать знания детей, полученные в ходе проекта. 3. «Почва-одеяло Земли» Цель: Познакомить детей с понятием почва. 4. «Кому нужна почва» Цель: на основе домашних исследований выяснить значение почвы для экологического равновесия. |
Апрель | 1. «Куда девается мусор» Цель: Мотивировать детей на решение проблемы замусоривания планеты. 2. «Кому мешает мусор? (Звери)» Цель: выявить вредное влияние использованных батареек на условия жизни животных. Начало акции «Дом для старой батарейки». 3. «Сохрани дерево!» Цель: подвести детей к пониманию необходимости сохранения деревьев посредством экономии бумаги. Начало акции «Собери макулатуру». 4. Экологическое дефиле «Сделаем планету немного чище» Цель: показать детям способы уменьшения количества мусора на Земле. |
Май | 1 . «Насекомые-какие они?» Цель: дать представление об основных признаках насекомых, их пользе. 2. «Пернатые соседи» Цель: уточнить и расширить представления детей о птицах и стадиях их развития. 3. Экологический досуг «Сказка про грустного волка» Цель: закрепить и активизировать представления и навыки детей о правилах поведения в природе. 4. Викторина «Посвящение в защитники природы» Цель: Обобщить и уточнить знания детей, полученные в ходе проектно-исследовательской деятельности по экологии. |
Обеспечение преемственности детского сада и семьи
Рекомендации по проведению исследовательской деятельности в семье:
- Личная заинтересованность родителей в исследовательской деятельности ребёнка дома и создание необходимых условий для этого.
- Доступность содержания и объектов исследования.
- Чёткое определение личностного смысла для ребёнка в исследовательской работе с предложенным материалом.
- Чёткое следование инструкциям педагога по организации выполнения «Домашнего задания».
- Организация практических действий ребёнка с объектом исследования.
- Поддержка положительных эмоциональных переживаний ребёнка в ходе экспериментирования и при получении результата исследования.
- Показ взрослым способов действия с объектами исследования и обозначение их словом.
- Содержание каждого исследования может быть связано с непосредственными интересами ребёнка, его жизнедеятельностью или с его вопросами об окружающем мире.
- Фиксация процесса и результатов исследования в фото- или видеоматериалах.
«Превращения воды»
(занятие по ознакомлению с живой и неживой природой с элементами игрового экспериментирования в подготовительной к школе группе)
Программное содержание:
- Расширять и уточнять представления детей о свойствах и агрегатных состояниях воды, способах их исследования.
- Продолжать развивать мелкую моторику рук.
- Активизировать в словаре прилагательные и глаголы, стимулировать использование образной речи.
- Развивать любознательность и познавательную активность.
- Вызывать отзывчивость и желание сопереживать.
Материалы и оборудование:
- для демонстрации: игрушка – Совенок, микроскоп, фотографии снежинок, чайник, холодная тарелка;
- для каждого ребенка: стакан с водой, пипетка, стекло, лупа, лоток со снегом, лейка с водой, кусочек льда, совок, формочка для песка, салфетка, чайник, холодная тарелка.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям историю о совёнке:
- В старом дремучем лесу жил-был маленький совенок. Жил он в дупле старого дерева. Каждую ночь совенок летал на охоту, потому что совы охотятся именно ночью, а днем совенок крепко спал в своем дупле. Потому, что днем совы очень плохо видят и предпочитают не выходить из своих домиков.
Однажды, совенок, как обычно, отправился на охоту и не заметил, как забрался так далеко, что с рассветом едва успел добраться к родному лесу. Мы уже знаем, что днем совы очень плохо видят, поэтому совенок с трудом нашел дерево, в котором было его дупло, сел на ветку, собираясь забраться в дупло, и не заметил куницу, крадущуюся к нему по соседним веткам.
Куница прыгнула и ухватила нашего совенка за крыло, совенок вырвался и быстро влетел в дупло, однако, крыло было поранено и сильно болело. Совенок не боялся умереть с голоду, потому что в дупле у него был запас еды, каждая уважающая себя сова имеет в дупле запас еды. Так что совенок мог долго сидеть, не выходя из дупла и выздоравливать»
Введение в проблему.
- Стояла осень, и часто шли дожди. Совенку было скучно, и он стал разговаривать с дождиком.
-Ты кто? – спрашивал совенок.
-Я – дождик.
-А какой ты?
Предполагаемые ответы детей: мокрый, веселый, холодный, сильный, промозглый, докучливый.
- Так они разговаривали почти каждую ночь. Крылышко совенка потихоньку выздоравливало. Но вот беда – совенку очень хотелось пить. Сначала можно было терпеть, но, постепенно, жажда становилась все сильнее.
- Как мне хочется пить! – застонал совенок.
- Что же ты молчал! – ответил дождик. – Я помогу тебе.
И по стенке дупла скатилась дождевая капелька. Совенок стал разглядывать капельку.
Организация исследовательской деятельности детей.
- Давайте и мы на нее посмотрим.
Дети, с помощью пипетки капают воду на стекло, рассматривают её, рассказывают свои впечатления.
- У нас с вами есть возможность более подробно рассмотреть капельку. В этом нам поможет увеличительное стекло – лупа.
Если понести лупу близко к глазам – ничего не будет видно. Лупу надо поднести к тому предмету, который вы хотите рассмотреть. Что получилось? Что вы видите? Можно посмотреть и в более сильную лупу, которая вставлена в микроскоп.
Дети рассказывают о результатах исследования.
Наклоните стекло, и вы увидите, как капелька катиться по стенке дупла.
Итак, на чем остановилась наша сказка?
Совенок увидел капельку и сглотнул её. По стенке дупла покатилась другая капелька. Так совенок и напился.
Давайте подумаем, что получилось бы, если бы совенок не выпивал капельки, а они просто скатывались бы на дно дупла (предположения детей: получится лужа).
С помощью пипетки дети собирают в одно место несколько капелек, анализируют результат.
С тех пор совенка не мучила жажда, дождик всегда присылал ему несколько капель.
Наконец, совенок почувствовал, что крылышко его совсем перестало болеть и окрепло, можно было выбираться из дупла на охоту. И совенок решил ближайшей же ночью познакомиться поближе со своим новым другом дождиком. Вечером совенок, как обычно услышал шорох дождя по стволу дерева и сказал:
-Я сегодня выберусь наружу и смогу тебя увидеть!
-Это здорово! – ответил дождик, и они оба стали ждать наступления темноты. Мы ведь помним, что днем совы очень плохо видят.
И вот, когда совсем стемнело, совенок выбрался из дупла и увидел, что и земля, и ветки дерева укрыты чем-то белым. Это белое падало и с неба.
Что же произошло? (Ответы детей).
- Верно, наступила зима.
- Дождик, где ты?
- Я здесь! – ответили снежинки.
- Вот ты какой! А где же твои чудесные мокрые капельки?
- Мы здесь – ответили снежинки, - и одна из них села совенку на клюв.
- Но вы совсем не похожи на те, которые я пил!
- Похожи. Похожи. Посмотри на нас внимательно.
Давайте и мы внимательно посмотрим на снежинки.
Дети открывают лотки и обнаруживают в них снег. Рассказывают о его цвете, запахе, температуре.
Выкладывают небольшое количество снега на стекло.
Рассматривают снег через лупу. Оставляем небольшое количество снега на стекле.
- Где же спрятались капельки? Как их найти?
Дети делятся своими предположениями. Выполняют действия, предложенные сверстниками. Рассматривают снежинки через микроскоп. Сравнивают увиденное.
- Снежинки рассказали совенку, что с ними можно весело играть, что они умеют скрипеть, (дети нажимают совочками на снег, вызывая его скрип) лепиться в куличики (дети лепят куличики) и превращаться в льдинки. (Дети сжимают снег, делая его плотным как лёд).
- Но почему, же вы стали снежинками, а не остались капельками?
Дети высказывают свои предположения, рассуждают.
- В нашей маме – туче стало холодно, и капельки замерзли, а пока мы летели на землю, воздух выточил из нас красивые кристаллы (показ снежинок на картинках). Когда на нас наступают, кристаллы ломаются и от этого слышится скрип. А если внести нас в тепло, то кристаллы начинают таять и перестают быть такими красивыми, зато – хорошо слепливаются между собой.
- А бывает так, что капельки встречаются со снежинками?- спросил совенок.
-Это бывает, когда на земле еще холодно, а в нашей маме – туче теплеет, и снежинки снова становятся капельками и падают на землю. Тогда люди говорят, что идет дождик. На земле мы и встречаемся – капельки и снежинки.
- И что тогда происходит? (Предположения детей).
Давайте мы попробуем смешать снег с водой и посмотрим, что получиться».
Дети наливают из леек воду в лотки со снегом. Смотрят и оценивают результат.
- А если снова становится холодно, что тогда происходит? (Предположения детей).
Дети рассматривают льдинки через лупу, через микроскоп. Сравнивают их с водой и со снегом.
Дети пробуют смешать лед с водой, комментируют свои действия и результаты, оставляют кусочек льда в воде.
- Помните, как капельки скатывались по стенке дупла? Могут ли так скатиться снежинки? А льдинки?
Детям предлагается найти сходство и различия.
- Они скатываются, лишь превращаясь в капли воды.
Очень интересной была эта ночь, когда совенок знакомился с дождиком. И уже почти утром, он спросил:
-А как же вы, капельки попадаете в свою маму-тучу? Ведь небо это так высоко!
- Мы испаряемся – ответили капельки и засмеялись.
Очень хотелось совенку узнать, что означает это странное слово «испаряемся», но тут солнышко показало из-за горизонта свой первый лучик, и совенок поспешил к своему дуплу, ему очень не хотелось снова встречаться с куницей.
Но у нас с вами еще есть время, чтобы узнать, как капельки попадают в тучу.
Педагог проводит опыт с кипящим чайником: пар оседает на холодную тарелку и конденсируется.
В заключение занятия воспитатель с детьми подводят итоги исследовательской деятельности.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ и РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рис. 1
Организация работы над проектом
Участники проекта | Формы организации детей | Вид проекта | Основные методические принципы реализации проекта | |||||||||
1_____________ 2_________________ 3_________________ 4_________________ 5_________________ | Индиви-дуальная работа | Работа в парах (или группами) | Коллек-тивная работа | Объеди- нениенесколь- ких групп | Часть занятия- мини-проект | Целое занятие | Несколь-козаня-тий | Длитель-ный про-ект в те-чение года | Связь с те-мойзаня-тия, тематичес-ким плани-рованием | Сочетание с традиции-онными формами и методами обучения | Включение детского творчества в обучение | Выход на социально-значимый продукт |
Этапы реализации проекта (с указанием сроков)
Подготовительный этап | Организационный этап | Основной этап | Заключительный этап |
- выдвижение идеи; - обсуждение идеи с детьми; - коллективное решение о виде и конечном результате проекта; - проведение родительского собрания с целью знакомства родителей с темой и схемой реализации проекта, определения их роли в проекте | - формирование пар, микрогрупп или групп по интересам;
ГРУППЫ (можно придумать эмблему каждой группы, исходя из темы задания). Включение этих групп в «интерактивный постер» | - самостоятельная, творческая, последо-вательная работа детей и взрослых; - организационная и практическая помощь педагога; - регулярное обсуждение первых результатов и отражение их в «интерактивном постере»; - планирование результатов проекта | -«материализация» проекта – изготовле- ние коллажа, альбома, стенда, книги, фильма и др.; - презентация проекта; - обсуждение результатов, подведение итогов; - практическое использование результа- тов проекта (дидактическое пособие, оформление выставки, расширение социального пространства детей, повышение профессиональной и родительской компетенции, развитие активной гражданской позиции). Форма презентации: спектакль, открытое занятие, досуг, творческие выставки, презентации, плакаты, социальная реклама и др. |
ПАСПОРТА ПРОЕКТОВ
«Все работы хороши…»
Всякий человек в деле познается.
(пословица)
Тематика проекта была инициирована воспитателями, исходя из того, что дети в совместных беседах обменивались информацией о профессиях своих родителей. Но она была отрывочная и недостаточная. Часто дети не могли ответить на вопрос ребёнка или взрослого о профессии своих родителей. Однако дети проявляли очень активный интерес к знаниям о разных профессиях.
Вид проекта: социально-познавательно-творческий.
Цель проекта: поддержать познавательный интерес детей и их социально-личностную активность через участие детей и взрослых (родителей и педагогов) в совместной проектной деятельности.
Задачи:
- Уточнение, систематизирование, обогащение и расширение представлений детей о современных профессиях.
- Обогащение активной речи детей профессиональной лексикой: названия профессий, инструментов, одежды, профессиональных действий.
- Расширение и обогащение тематики и содержания игровой деятельности детей посредством изготовления в группе и дома атрибутов к играм, посвящённым разным профессиям.
- Воспитание уважения к людям разных профессий, чувства благодарности каждому человеку за его труд.
Участники:
Дети старшей группы (16 чел.), родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- Познакомить детей с людьми разных профессий: строитель, земледелец, работник транспорта, связи, швейной промышленности.
- Рассказать о важности и значимости труда.
- Обсудить тему проекта на родительском собрании, определить помощь родителей в реализации проекта.
- Побеседовать с детьми по выдвижению идеи проекта.
Основной этап:
1. Цикл занятий по знакомству детей с разными профессиями.
2. Конкурс стихотворений о профессиях.
3. Игра-презентация «Ветеринар».
4. Игра-презентация «Салон красоты».
5. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»
6. Семейные творческие работы по теме «Кем я хочу стать?»
7. Семейные посиделки «Мамы разные нужны, мамы всякие важны!»
Проводится игра-презентация «Ветеринар».
Материал и оборудование: медицинская одежда для игры, атрибуты для игры в больницу, игрушки животных.
Ход игры-презентации:
Дети группы сидят полукругом на стульчиках. Перед ними: подготовленное игровое пространство с необходимыми атрибутами. В руках у детей игрушки животных.
Педагог. Ребята, мы с вами в этом году знакомились с разными профессиями. Вместе со своими родителями вы дома выполняли творческие домашние задания о той профессии, которая вам интересна. Сегодня Вика, Соня и Никита подготовили рассказ о профессии ветеринара. Давайте внимательно посмотрим их выступление.
Выступающие дети одеты в медицинские халаты и шапочки. Они садятся за столы, где лежит медицинское оборудование.
1-й ребёнок. Когда я вырасту, я очень хочу стать ветеринаром. Я очень люблю животных. Дома у меня живет попугай Кеша, а еще к нам в гости часто приходит соседский кот Барсик. Один раз Кеша у нас заболел, и мы отвезли его в ветеринарную клинику. Там был очень добрый и внимательный доктор. Он вылечил нашего Кешу. Я тоже хочу лечить животных.
2-й ребёнок. Я тоже хочу стать ветеринаром. У меня дома живет кошка Ася, она очень забавная. Однажды наша Ася ушибла лапу. Мы отвезли ее к доктору, он ее вылечил. Я очень люблю животных и хочу, чтоб они никогда не болели!
Педагог. Ребята, а что это с вашими друзьями?
Дети. (Отвечают, показывая своих животных) У моего кота болит хвост. У Шарика болит ухо. У моего кролика Кузи болит лапа. У Кеши сломано крыло….
Педагог. Так нам надо отвезти их к врачу-ветеринару. Давайте возьмем животных и поедем в ветеринарную клинику.
Ветеринарная клиника. Дети с животными рассаживаются на стульчики.
1-й ребенок. Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен.
Вас зовет ветеринар-
Перевяжет, даст отвар.
2-ой ребенок. Тузик, Шарик, Рекс с Мухтаром,
Точно так же как и мы,
Подхватить простуду с жаром,
Могут посреди зимы.
3-й ребенок. У любимого котенка
Заболел опять живот
Наш щегол, красавец звонкий
Почему-то не поет?
А у крысы, у Анфиски
Ненормальный аппетит
В клетку к ней нельзя без риска,
Так за пальцем и следит.
1-й ребенок. Помогает всем зверюшкам
Кашель вылечить и жар.
Вправит лапу, смажет ушко
В клинике ветеринар.
2-й ребенок. Очередь к нему смешная
Смотрим мы во все глаза
Вслед за пестрым попугаем
На прием пришла коза.
И заблеяла сердито:
Ждать я больше не могу!
Полечите мне копыта!
Молоком я отплачу!
1-й ребенок. Зоопарк прислал машину
Наш питон в беде опять
Завязался в узел длинный
Нам без вас не развязать.
2-й ребенок. Каждого осмотрит лично,
И таблетки и отвар,
Пациентам необычным
Выпишет ветеринар.
3-й ребёнок: Удалит им зуб и грыжу
И вернет здоровый вид.
Страшного я тут не вижу
Их хозяев подбодрит.
Он найти всегда сумеет
Самый правильный рецепт
И профессии добрее, уж поверьте
Просто нет.
Педагог. Посмотрите, как здорово ребята представили профессию ветеринара. А помогали им в этом их родители. Сколько замечательных предметов ребята сделали вместе с родителями для игры. Давайте их рассмотрим, а наши доктора-ветеринары расскажут, для чего необходимы эти предметы и инструменты.
После того, как дети рассмотрели все атрибуты к игре, воспитатель предлагает поиграть в сюжетно-ролевую игру «Ветеринарная клиника». При необходимости педагог помогает детям распределить роли.
Заключительный:
Презентация детско-родительского проекта «Моя будущая профессия» в форме инсценировки стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»
Материал и оборудование для проведения презентации: атрибуты и костюмы для инсценировки, выполненные родителями и педагогами группы; воздушные шарики, игрушки, большие модули для инсценировки.
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» подготовлена педагогами.
Далее педагоги группы предлагают родителям и детям рассмотреть семейные файлы и собрать их в альбом «Все работы хороши». По желанию ребёнок вместе с родителями рассказывает, почему ему нравится выбранная профессия. После того, как «Альбом» собран, педагоги приглашают всех участников угоститься чашечкой чай. В ходе беседы за столом взрослые и дети обмениваются своими впечатлениями об участии в совместной деятельности.
Презентация заканчивается награждением грамотами и книгами наиболее активных участников проекта: родителей, детей, победителей конкурса семейных творческих работ.
«Природные талисманы»
Вид проекта: познавательно-творческий.
Цель проекта: обеспечение оптимальных условий для сплочения детско-родительского коллектива через совместную деятельность, способствующих поддержке стремления всех участников проекта к познанию окружающего мира.
Задачи:
- создание условий, поддерживающих активность детей в познании себя и окружающего мира;
- формирование основы рефлексии;
- формирование у родителей умений видеть своего ребёнка с другой стороны, находить правильные приёмы его воспитания, учитывая психофизиологические особенности его развития;
- формирование у детей и родителей экологического мировосприятия.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
Срок реализации: учебный год 2012-13г.
Первое полугодие: «ФЛОРА»,
Второе полугодие: « ФАУНА».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Обсуждение темы проекта на родительском собрании, проведение консультаций по подбору материалов и выполнения творческих работ совместно с детьми;
- Организация тематических бесед-занятий с детьми:
- «Что такое ИМЯ?» (закрепить знания детей об именах и отчествах родителей, о своём имени, его значении),
- «Природный талисман» (закрепить знания детей о своём дне рождении: числе, месяце, времени года; дать информацию о том, что каждому числу года соответствует свой знак – дерево, или животное).
- «Деревья – это «лёгкие» нашей Земли» (вспомнить с детьми названия деревьев, произрастающих в средней полосе России,; подвести детей к пониманию того, что к природа требует к себе бережного отношения, защиты, а вырубка и уничтожение лесов ведет к экологической катастрофе: исчезновению редких видов флоры и фауны Земли).
Основной этап:
- Изготовление детьми творческих работ (совместно с родителями) на тему: « Мой природный талисман», 1-е полугодие «Флора», 2 –е полугодие «Фауна»;
- Обсуждение с педагогами дополнительного образования темы мини-проектов, выполнение творческих работ с детьми: «Природа и я», «Мир животных», «Экология и человек», «Мир цветов»;
- Создание стендов, выставок детских и семейных творческих работ.
Заключительный этап:
Презентация проекта «Природные талисманы» в форме творческой акции «Зеленая планета».
Сценарий творческой акции «Зелёная планета»
Педагог. Сегодня мы с вами собрались для подведения итогов нашего проекта «Природные талисманы». Давайте прогуляемся по выставке творческих работ «Флора» и «Фауна».
Детям и родителям предлагается рассказать о своих работах. Ребята рассказывают о своих работах, родители им помогают. Заранее оговаривается о том, что рассказ ребёнка должен состоять из 3-4 предложений.
Педагог. Какие замечательные животные, и все они живут на нашей планете. Где еще во вселенной можно найти такую голубую и прекрасную планету, как наша Земля. Среди миллиарда звезд, наша планета самая лучшая и неповторимая. Её голубые реки и высокие горы, бесконечные леса и жаркие пустыни – все это нас поражает и удивляет, но это все настолько хрупко, что может исчезнуть раз и навсегда.
Спасти планету может только человек. Ребята, а что люди должны и не должны делать?
Дети. Не мусорить на улице;
- не рвать цветы;
- сажать деревья;
- не загрязнять воздух и реки;
- кормить и беречь птиц…
Педагог. Где еще на этой прекрасной планете можно найти, такой замечательный край как наша Родина!
Дети. Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.
Не торопитесь люди все выскрести до дна,
Немудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Поймите это люди как собственный приказ
Не то Земли не будет у каждого из нас.
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
Солнцем залиты долины,
И куда не бросишь взгляд,-
Край родной, на век любимый,
Весь цветет как вешний сад!
Педагог. Ребята, вспомните и скажите, что сделал человек для того, чтобы защитить животных на планете Земля?
- Создал Красную Книгу. На планете много заповедников, национальных парков, зоопарков.
Педагог. Да, правильно. А знаете ли вы животных? Вот сейчас и проверим.
Загадки:
В жаркой Африке живет неуклюжий…бегемот.
Ему не нужно много блюд,
Сухой колючкой сыт… верблюд.
Океаны бороздит исполин могучий…кит.
Среди зверей слывет царем,
Его зовут гривастым…львом.
На носу он носит рог и зовется… носорог. И т.д.
Педагог. Молодцы!!! Посмотрите, у нас есть загадочная планета: на ней расположены моря и леса, пустыни и горы, но кого на ней не хватает?
- Животных.
Педагог. Давайте мы поселим на этой планете своих любимых животных, папы и мамы помогите нам, пожалуйста.
Под музыку П.И. Чайковского «Времена года», дети и родители выполняют свои работы. Когда работа будет выполнена и все животные «займут» свое место на панно, детям предлагается придумать свои варианты названия планеты («Планета животных», «Зеленая планета», «Загадочная Земля», «Чудесная планета» и др.)
Педагог. Теперь можно отметить рождение новой зелёной и живой планеты.
Панно «Зеленая планета» вывешивается на выставку, где каждый может рассмотреть и насладиться творчеством детей и родителей. В группе проводится чаепитие, за которым родители и дети делятся своими впечатлениями об участии в проекте.
«Путешествие по Солнечной системе»
Цель проекта: формирование у детей экологического мировосприятия, осознанного отношения к природе и роли человека в процессе его влияния на неё, посредством совместной проектной деятельности детей и родителей.
Задачи:
- развитие у детей интереса к познанию окружающего мира, взаимосвязи человека и природы, законов природы (например, как происходит смена дня и ночи, смена времён года и др.);
- ознакомление детей с понятиями: «солнечная система», «вселенная», «космос»;
- прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение ко всему живому в окружающем мире;
- воспитание эстетических чувств у воспитанников;
- развитие новых форм содружества детского сада и семьи.
Срок реализации проекта: учебный год 2010-2011.
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
Обсуждение темы проекта с детьми и родителями; проведение консультаций по подбору материалов и выполнению творческих работ совместно с детьми.
Основной:
- Тематические циклы занятий с детьми:
- «Наш космический дом – планета Земля»;
- «Третья планета от солнца…» (дать понятие о Солнечной системе и месте в ней Земли);
- «Люди в космосе» (чтение рассказов об освоении людьми космоса, о первых космонавтах, об учёных, занимавшихся изучением космоса и постройкой космических кораблей;
- «Наши космические соседи» (закрепить знание детей о Солнечной системе, о планетах, которые в неё входят, об их особенностях).
- Создание «Музея космоса». Совместно с детьми и родителями собрать экспонаты в наш музей: различные макеты глобусов, книги, открытки и фотографии по теме проекта, макеты ракет, спутников и машин, которые помогают человеку осваивать космос /ЛЕГО/.
- Осуществление мини-проекта в форме макетирования «Волшебные планеты». Вместе с детьми сделать фантастические планеты в технике «папье-маше, дать им названия: «фруктовая», «планета воды», «планета вулканов», «планета цветов», «планета знаний», «планета бабочек», «планета машин», «планета насекомых»…
- Разработка мини-проект «Космодром». На занятиях по изобразительной деятельности осуществлять создание макета космодрома из бросового материала.
- Проведение конкурса творческих работ «Полёт на другие планеты».
- Выполнение творческого задания «Письмо в галактику Радости» Дети «пишут» письмо жителям другой галактики, рассказывающее о нашей планете, рисуют любимые и самые интересные места нашей Земли.
- Открытие творческой мастерской «Сборы экспедиции в галактику Радости» с участием родителей. Сюжетно-ролевая игра «Экспедиция в галактику Радости».
- Создание модели «Солнечная система», участие в создание макетов «Вулкана» и «Горной пещеры».
- Организация опытнической работы по выращиванию кристаллов соли.
Заключительный:
Дети защищали свои работы: рассказывали о создании макетов: «Вулкан», «Горная пещера», «Солнечная система», из каких бросовых материалов их изготавливали, почему решили сделать эти макеты, кто помогал, как макеты действуют.
Анкета для родителей
1. | Известно ли Вам содержание понятия «проектная деятельность», «проект»? | ||
Да | Понятно, но не всё | Нет | |
2. | Имеете ли Вы информацию о теме проектной деятельности, которая проводится в группе, куда ходит Ваш ребёнок? | ||
Да | Частично (что-то слышали) | Нет | |
3. | Нравится ли Вам выполнять с ребёнком «домашние задания» по проектно-исследовательской деятельности? | ||
Да | Не очень | Нет | |
4. | Считаете ли вы, что Вашему ребёнку полезно заниматься проектно-исследовательской деятельностью? | ||
Да | Не знаю | Нет | |
5. | Если «ДА», почему? (Какие Вы заметили изменения в ребёнке?) | ||
6. | Если «НЕТ», почему? | ||
7. | Можете ли Вы предложить свои темы проектов для воспитанников группы, куда ходит Ваш ребёнок? | ||
Да, есть идеи | Не знаю | Нет |
Анкета для педагога
1. | Известно ли Вам содержание понятия «проектная деятельность», «проект»? | |||||
Да | Понятно, но не всё | Нет | ||||
2. | Целесообразно ли проведение проектно-исследовательской деятельности с Вашими воспитанниками? Почему? | |||||
3. | Интересно ли Вам заниматься проектно-исследовательской деятельностью с воспитанниками Вашей группы? | |||||
Да | Не всегда | Нет | ||||
4. | Испытываете ли Вы трудности при реализации проектно-исследовательской деятельности? Какие? | |||||
В поиске идеи (темы) проекта | ||||||
в проведении первого обсуждения темы проектной деятельности с участниками | ||||||
в планировании образовательной работы с включением проектной деятельности | ||||||
в работе по проекту с детьми | ||||||
в работе по проекту с родителями | ||||||
с другими участниками проекта | ||||||
5. | Что изменилось в Ваших воспитанниках в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности? | |||||
6. | Что изменилось в Вас в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности? | |||||
7. | Готовы ли Вы поделиться своим опытом, педагогическими находками с коллегами на уровне учреждения, округа, города? | |||||
Да | Сомневаюсь | Нет | ||||
8. | Что бы Вы хотели изменить в методическом сопровождении реализации проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении? | |||||