Проект "Ознакомление дошкольников с предметным миром", 2020г.
Полноценное развитие речи во многом зависит от специфики предметной среды, в которой растет ребенок, условий его воспитания, личностных особенностей родителей и ребенка. Предметная среда — это все предметы, которые его окружают. Сначала ребенок усваивает их из ближайшего окружения (игрушки, посуда, мебель, средства гигиены, бытовые приборы). Он активно познает предметный мир, узнает его качества, свойства, назначения предметов, способы действия с ними. Выполняя разнообразные практические действия с предметами, ребенок усваивает соответствующую лексику, постигает грамматические связи и постепенно включает лексико-грамматические конструкции в самостоятельные высказывания. Таким образом, возрастает речевая активность и улучшаются качественные характеристики детской речи.
Постепенно ребенок знакомится с предметами, которые выходят за рамки его повседневной жизни. В процессе обучения он начинает сравнивать предметы сначала по одному-двум, затем сразу по нескольким признакам, классифицировать и группировать их. В связи с чем происходят быстрое усвоение слов с обобщающим значением, усложнение грамматического оформления высказываний за счет использования сложных синтаксических конструкций. Таким образом, речь развивается на основе ознакомления с предметным миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_doshkolnikov_s_predmetnym_mirom.pptx | 1005.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда. Удовлетворять детскую любознательность, вовлекать ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Основные задачи Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Формировать представление о предметах, облегчающих труд в быту и на производстве. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Формировать умение ориентироваться в ближнем предметном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. Зажечь любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре, к родному краю. Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок. Формировать творческое воображение через сказки, мифы , игры, продуктивные виды деятельности.
Пояснительная записка Тип проекта: информационно практико-ориентированный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги. Сроки реализации проекта: учебный год.
Принципы построения педагогического процесса Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов Принцип гуманизации Принцип дифференциации Принцип интегративности Принцип безопасности
Диагностика Проявляет устойчивый интерес к окружающему миру, к его прошлому, настоящему и будущему; Имеет представление, что предметы — результат труда многих людей; Знает , какие предметы нужны человеку в зависимости от его действий и профессии: первокласснику, путешественнику, строителю и т.д. Знает о том, зачем нужны книги, театры, музеи. Правильно обследует предмет, проявляет осторожность, особенно при встрече с незнакомым предметом; Понимает, чем опасны некоторые предметы, знает, как себя вести при встрече с ними; Знает правило «каждой вещи — своё место» и следует ему. Варианты ответов: + усвоено; - отсутствует; 0 при напоминании
Ожидаемый результат к концу года Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира. Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире ( мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Тематическое планирование Месяц Тема месяца Тема недели Вид деятельности Сентябрь Жилище 1.Путешествие в прошлое жилища. 2.Русская изба. 3.Для чего нужны дома 4.Дом будущего Коммуникативная-беседа «Жилище первобытных людей» Коммуникативная-беседа «Русская изба» Познавательно-исследовательская работа Коллекционирование, моделирование Альбом «Такие разные дома», «Дом будущего» Октябрь Мебель История мебели Сравнение мебели прошлого и настоящего Современный дизайн, классификация по назначению, и возрастной принадлежности Мебель будущего Коммуникативная-беседа «Как делают мебель», какая бывает мебель», составление и отгадывание загадок. Игровая- д\игра «Обставим комнату». Продуктивная-мастерим мебель. Ноябрь Посуда 1.Путешествие в прошлое посуды . 2.Сравнение старинной посуды с современной (классификация по материалу и назначению). 3.Правила сервировки . 4.Давайте пофантазируем. Познавательно-исследовательская-проект , «Т акая разная посуда», экскурсия в краеведческий музей. Трудовая-дежурство по столовой. Игровая-д\игра «Накроем на стол». Чтение художественной литературы по данной теме.
Тематическое планирование Месяц Тема месяца Тема недели Вид деятельности Декабрь Одежда 1.Путешествие в прошлое одежды, русский костюм. 2.Сравнение старинной и современной одежды, понятие «мода» 3.Одежда людей разных стран (в зависимости от климата, национальности). 4.Швейное производство (в домашних условиях, в ателье, на фабрике) Коммуникативная - беседы: «История одежды», «Одежда разных народов», «Как шьют одежду». Познавательно-исследовательская - коллекционирование «История одежды», моделирование «Журнал мод», Решение проблемных ситуаций - «из чего сделать одежду, чем скрепить» и т.д. Продуктивная-мастерская по изготовлению одежды, роспись одежды. Игровая-с/р игра «Ателье». Январь Игрушки 1.Откуда пришли игрушки, игрушки в прошлом и настоящем. 2.Такие разные игрушки (спортивные, технические, декоративные и т.д.) Коммуникативная-беседы : «Во что играли давным-давно», «Какие бывают игрушки».. Продуктивная-мастерская по изготовлению игрушек. Двигательная-игровые упражнения . Февраль История книги 1.История бумаги . 2.Возникновение книги, первопечатник Фёдоров. 3.Кто делает книги . 4.Книги будущего. Познавательно-исследовательская-экспериментирование (свойства бумаги), экскурсия в библиотеку. Продуктивная «Картинки для книги», лечим книги. Коммуникативная с/ рол.игра «Библиотека».
Тематическое планирование Месяц Тема месяца Тема недели Вид деятельности Март Машины 1.Понятие «умные» машины 2.Добрые помощники дома. Правила безопасности. 3.Машины, облегчающие тяжёлый труд. 4.Помощники будущего. Познавательно-исследовательская –реализация проекта «Добрые помощники» Коммуникативные беседы «Помощники дома», «Правила безопасности при работе с электроприборами». Апрель Транспорт 1.Роль транспорта в жизни человека транспорт в прошлом, его особенности. 2.Классификация транспорта по задачами условиям перевозок(скорости, экономичности, сохранности грузов, удобству пассажиров). 3.Современные машины, культура поведения в общественном транспорте. 4.Машины будущего. Коммуникативная-беседа «На чём люди ездят», «Правила поведения в транспорте». Познавательно-исследовательская: реализация проекта «Транспорт из прошлого в будущее». Продуктивная-мастерская по изготовлению машин из бросового материала. Май Космос 1.В царство звёзд 2.Давайте помечтаем 3-4. Диагностика Коммуникативная-беседа «От кареты до ракеты», составление и отгадывание загадок, с/ рол.игра «Космонавты». Продуктивная - «На чём можно полететь в космос»
Дидактические игры Дифференциация предметов : «Что лишнее?», «Чего не хватает?», «На что похоже?», «Чем было раньше?» и т.д. Классификация по разным признакам: «Какие это игрушки?», «Найди сходство и различие», «Стеклодел и гончар», «Эксперты», «Обустроим комнаты разного назначения», «Для чего нужен предмет?», «Кто больше назовёт предметов?, «Чья одежда?», «Назови три предмета» и т.д.
Рекомендации родителям Прочитайте детям Б. Заходер «Портниха», «Заболела книжка». З. Александрова «Сарафанчик». Н. Смирнова «Как ткани ткут и нити прядут». С. Маршак «Откуда стол пришёл». И. Лысова «Как тетрадка в поле родилась». Е. Яниковская «А ты знаешь?». О. Бедарев «Если бы...». В. Берестов «Про машины». Я. Пишумов «Дорожная азбука», «Самый лучший переход».
Рекомендации родителям Покажите детям «Паровозик из Ромашкова» «Автомобиль Кота Леопольда», « Федорино горе» « Домовёнок Кузя», «Дорожная сказка» «Кораблик» «Летучий корабль» « Лунтик,посуда » «Кошкин дом» «Зима в Простоквашино » и т.д.
Использованная литература Т.Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей чудо-всюду, мир вещей и машин», Ярославль, «Академия развития», 1998г. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», М., «Просвещение», 1991г. О.В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром», М.Педагогическое общество России,2007г. О.В. Дыбина «Что было до...», М., Сфера, 2010г. О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», М., Сфера, 2011г. О.В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром», М., Педагогическое общество России, 2007г. Н.Г. Комратова , Л.Ф.Грибова «Мир, в котором я живу», М., Сфера, 2006г. И.Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет», М., Сфера, 2006г.