Методическая консультация для педагогов «Воспитание добрых чувств у дошкольников»

Марина Александровна Долгая

15.12.2022г. в МАДОУ ЦРР - д/с №22 "Журавушка" провела методическую консультацию для педагогов «Воспитание добрых чувств у дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_plan_1konsultatsiya.docx15.26 КБ
PDF icon godovoy_plan_dolgaya_1.pdf340.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая консультация для педагогов 

«Воспитание добрых чувств у дошкольников»

         Своевременное воспитание добрых чувств по отношению к младшим предотвращает появление у детей эгоистических чувств: превосходства, несправедливости. У детей пропадает желание использовать в своих интересах младших братьев и сестер, отнимать у них все лучшее, обижать их. Зато желание помогать малышам, общаться с ними становится постепенно внутренней потребностью, привычкой старших дошкольников.

         Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить свою доброту, отзывчивость, чуткость по отношению к малышу. Но если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые – воспитатель или родители, эти пробуждающиеся чувства быстро угасают и он остается равнодушным к тому, что происходит вокруг. Например, у кого-то из малышей беда.  Старший, вместо того чтобы помочь, или молча наблюдает за происходящим, или бежит сообщить о случившемся взрослому. Как же должен поступить воспитатель, заметив случай несправедливого или просто равнодушного отношения старших к маленьким? Приведем такой пример.

     Участки для младших и старших детей расположены рядом. Мяч малыша покатился на участок старших. Ребенок бежит за ним, но вдруг кто-то из старших как вихрь налетает на малыша, хватает мяч и убегает. Малыш плачет, старшие дети смеются.

    Бывает, что в подобной ситуации воспитатель говорит обидчику: «Сейчас же отдай малышу мяч»; ребенок выполняет требование, и на этом кончается воспитание сочувствия. Но хороший педагог должен непременно вернуться к этому случаю спустя некоторое время, напомнить о нем всем детям: «Сегодня у нас произошел очень скверный, просто безобразный случай. Кто же в этом виноват?» Дети кричат: «Миша, он отнял мяч!» «Только ли Миша?» – удивляется воспитатель. Дети смущенно опускают глаза.

Так педагог заставляет ребят испытать чувство стыда, угрызения совести, сожаление по поводу случившегося. Это тоже одно из условий воспитания сочувствия.

     Чтобы настроить детей определенным образом, вызвать у них определенную реакцию, взрослые должны сами эмоционально реагировать, показывать свое отношение к происходящему. И дети «заражаются» эмоциями окружающих их людей.

       Чувство доброты, любовь, которую сначала дети проявляют только к своим близким, постепенно распространяется и на других людей. Чтобы так было, воспитатель должен учить дошкольников заботиться не только о родителях, младших братьях и сестрах, но и об окружающих их «чужих» людях – о заболевшей соседке, о своих сверстниках. Он может предложить детям подумать, что нужно сделать, чтобы доставить больному радость, как помочь тем, кто попал в беду.

      Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека – любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В цельной системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

         В сказке, в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

- учит детей сравнивать, сопоставлять;

- формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;

- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

- упражняет детей в синхронном выражении чувств, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Например: «Докажи, что Аленушка лучше всех»;

«Кого тебе жалко в этой сказке?»;

«Как бы ты поступил на месте…?».

          Можно использовать тризовскую игру «Хорошо-плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

       Периодически нужно показывать ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится этот герой. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать свои пути воспитания добрых чувств.

        Воспитанию в детях доброты нужно уделить большое внимание. Доброта – это не только чувство, способность сопереживать и дарить свою любовь, внимание и заботу. Доброта – это ещё и осознанное отношение к жизни и всему окружающему. Учить детей поступать правильно – это значит формировать у них готовность к активному, осознанному послушанию. Воспитатель направляет внимание детей на то, чтобы они усвоили основные правила, нравственные понятия, на основе которых ребенок постепенно научится оценивать свои поступки.


Предварительный просмотр: