Технология экологического воспитания
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_ekologicheskogo_vospitaniya.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология
экологического воспитания дошкольников
С.Н. Николаева Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999г.
Пояснительная записка
Мир, окружающий ребенка,
- это, прежде всего мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Человек – часть природы: он не может жить вне нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И.А. Хайдурова, П.Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении
Цель технологии:
- целенаправленность и согласованная деятельность всех педагогов на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатство
Основные задачи:
1. Формировать экологическое сознание педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения.
2. Создать в детском саду благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию.
3. Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
4. Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Экологическое воспитание детей в ДОУ осуществляется при условиях:
- наличия базы, создание условий для работы по экологическому воспитанию (среды, атмосферы);
- использования самых разнообразных форм работы в решении задач экологического воспитания;
- взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ (заведующий, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре);
- работе с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задача педагога – вырастить здорового ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться её богатствами.
Экологического воспитание дошкольников заключаются в формировании элементов экологического сознания, экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде, нравственно- ценного опыта общения с природой, гуманного, осознанно правильного отношения к природе.
Пути реализации:
- разработка системы мероприятий с педагогами по повышению их образовательного уровня в организации инновационной деятельности;
- создание оптимальных условий для приобщения педагогов к переосмыслению содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогики и психологии;
- обеспечение системности и логической структурности в организации методической работы по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности.
Формы работы:
С педагогами | С дошкольниками | С родителями |
индивидуальные и групповые формы работы:
|
|
|
Особенности технологии:
- преемственность лучших традиций отечественного и зарубежного опыта в обновлении содержания образовательного процесса;
- интегрированный подход введения педагогов в образовательный процесс;
- формирование у дошкольников активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
- активизация интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения.
Ожидаемые результаты:
- внедрение в практику работы ДОУ инновационных технологий, предпосылок для более высокого уровня профессиональной деятельности и самореализации педагогов;
- сформированность у детей уважительное отношение к природе родного края через интеграцию всех видов деятельности;
Деятельность в рамках технологии:
1. Обсуждение проблем организации работы на Советах педагогов, конференциях.
2. Создание консультативной службы для оказания помощи молодым специалистам.
3. Повышение квалификации педагогов по внедрению современных педагогических технологий.
Работа по данной технологии позволяет:
- повысить профессиональную культуру педагогов;
- создать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания дошкольного образования;
- формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.
Технология состоит из трех разделов
Первый раздел
«Экологизация образовательного процесса»
Задача: реализация интегрированного подхода в экологическом образовании.
Экологическое образование не является изолированным направлением работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ.
Одним из условий является координация работы всего коллектива дошкольного учреждения, создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесного сотрудничества всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников, где каждый сотрудник выполняет определенные функции в области экологического образования.
Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять:
- экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды;
- экологическое просвещение родителей;
- подготовку и переподготовку кадров;
- оценку окружающей среды;
- координацию с другими учреждениями.
Принципами организации работы педагогов является самостоятельная реализация интегрированного подхода через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.
Задачи по экологическому образованию включаются в план работы педагогов ДОУ, контроль со стороны руководителя и заместителя заведующего по воспитательной и методической работе помог реализовать интегрированный подход в экологическом образовании, создать систему взаимосвязанных компонентов, что явилось необходимым условием реализации экологического образования в дошкольном учреждении.
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности.
В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.
Уровень экологической культуры педагогов, обеспечивает экологическую воспитанность дошкольников, требует от педагога вдумчивого подхода. Учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, педагог может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании детей.
Второй раздел
«Эколого-оздоровительная работа»
Задача: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработка навыков здорового образа жизни.
Раздел предусматривает систему эколого-оздоровительной работы, которую мы осуществляем в детском саду, включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, корригирующей); обучение детей элементарным приёмам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредством постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.
Взаимодействовать с окружающей средой (лес, луг, озеро) и погодно-климатическими факторами (мороз, ветер, дождь, жара) дошкольники учатся во время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий (физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах, оснащённые различным спортивным инвентарем). При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.
Большое внимание уделяется применению фитотерапии (использование лекарственных растений и препаратов на их основе с целью лечения, профилактики различных заболеваний), ароматизированных подушечек, способствующих оздоровлению детей в группах раннего возраста.
Третий раздел
«Эколого-развивающая среда ДОУ»
Задача: Развитие познавательных способностей средствами окружающего пространства.
Особое значение приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени.
Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально созданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного педагогического воздействия сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Создание эколого-развивающей среды в ДОУ – одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.
Эколого-развивающая среда ДОУ включает организацию уголка природы в группах с подбором комнатных растений и животных с учетом программных требований; лабораторно-исследовательские уголки для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой; мини-музей природы родного края, где представлены экспонаты природного материала (коллекции камней, гербарии, поделки из дерева, лозы, соломы и др.), подобран видео - аудио материал, диафильмы о природе.
В библиотеке представлена и художественная детская литература о природе. Это книжки А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, К. Ушинского, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, С. Есенина, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, К. Паустовского, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др.
Огород, сад, цветник используется для наблюдения и ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе, лекарственными растениями.
Уголок нетронутой природы (на маршрутах походов по окрестным местам).
В группах организованы мини-огороды на окне, для выращивания овощных растений.
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции.
В состав видовых точек экологической тропы включены те объекты, которые есть на территории детского сада: различные виды деревьев и кустарников, мхи, грибы, муравейник, микроландшафты луга и леса, цветущие растения, места регулярного скопления насекомых
На экологической тропе проводятся комплексные занятия, игры, организация практической и исследовательской деятельности, что способствовать развитию у детей эмоционально-положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе.
Таким образом, ознакомление детей с природой в детском саду проходит через постоянное непосредственное «живое» общение с ней. Одним из условий, обеспечивающим это, является экологизация развивающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного. Правильная организация эколого-развивающей среды предполагает понимание работниками дошкольного учреждения экологического подхода к содержанию растений и животных, осознание необходимости их использования в эколого-педагогическом процессе.
Результатом работы педагогов в данном направлении стала самопрезентация педагогов, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, создание информационной базы передового педагогического опыта:
- педагогические технологии «Мир природы родного края», «В мире прошлого»;
- опыт работы по темам, «Речевое развитие детей с ОНР на природоведческом материале», «Природа и ее значение в жизни детей»;
- проекты «Наш любимый детский сад», «Удивительный мир пчелы», «В мир прошлого бумаги», «Мир ракушек»;
- конспекты интегрированных занятий;
Результаты внедрения технологии в практику
- Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.
- Составила тематическое планирование, картотеку дидактических игр.
- Провожу занятия, развлечения с использованием технологии экологического воспитания дошкольников.
- Подобрала материал для консультаций педагогов, наглядный материал.
- Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
- Провожу диагностику, с помощью которой сделала выводы о благоприятном влиянии данной технологии на развитие интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения воспитанников.
Динамика развития воспитанников
Положительная динамика развития воспитанников позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии технологии «Технология экологического воспитания дошкольников» на развитие интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения воспитанников.
Работа по данной технологии позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, работать педагогам в системе и творчески, что станет залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
Литература:
- Веретенников А. Ознакомление дошкольников с природой. М, 1980.
- Лучич М.В. Детям о природе. М., 1989.
- Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду /Под ред. Саморуковой.М., 1992.
- Николаева С.Н Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1992.
- Николаева С.Н. Юный эколог. М., 1999.
- Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании детей. М., 1996.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.
- Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., 1996.
- Рянжин С.В. Экологический букварь. СПб.,1996.