Мастер-класс «Народная игрушка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»
14.10.2021г. провела мастер-класс для педагогов образовательной организации «Народная игрушка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Октябрь, 2021г.
Мастер-класс
«Народная игрушка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»
В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в обществе – у людей повышается интерес к национальным особенностям своей страны, народа, нации, народности, к корням культуры, древних преданий, поверий. Задача современного человека сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, нужно стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.
Доказано, что психика человека, лишенного в детстве возможности играть, развивается неполноценно. Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. Она развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается фантазия, воображение, создается почва для формирования инициативной и любознательной личности. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка.
Игрушка – обязательный спутник детских игр с первых дней рождения. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но сущность игрушки раскрывается полностью лишь в контакте с ребёнком – в игре. В игре ребёнок удовлетворяет своё стремление к общению, наследуя живой опыт, с помощью игрушки формируется в игре модель социального поведения. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушку специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.
«Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад».
Дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону. Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми».
Современные игрушки, изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Бэтман, черепашки Ниндзя, роботы-трансформеры, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Такие игрушки дети нещадно разбирают на части и разрушают. Но можно дать им прикоснуться с благоговением к истокам, к истинно природному материалу, дать возможность не разрушать и разорять, а создавать своими руками красоту и подарить ее с любовью близкому человеку. Вот такую игрушку ребенок вряд ли разрушит сознательно.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей. Раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую нравственную культуру.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают духовные ценности – коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброту, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей, оптимистически восприни-мающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь народные игрушки воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости.
Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Поэтому очень важно, чтобы игрушки, которые являются для маленьких детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции своего народа.
«Оказывается, до того, как возникла письменность, народ писал свои книги, пользуясь знаками орнамента, формами-образами: птиц, животных, людей, растений и т.д. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, о своих сезонных представлениях, связывая их с народными и религиозными праздниками, о своем представлении о мире – словом обо всем, что окружало человека, и что он нес в себе, и что называют Национальным Космосом.
Вот, например, такая тематика, как сезонное представление детей о природе. Можно миллион раз твердить: весна, весна, весна, а ребенок будет смотреть на вас непонимающе или умно сделает вид, что все понял, лишь бы вы не были назойливы. И другое дело: внести в группу глиняную куклу, по колориту и гамме красок близко соответствующую сезону, дать ее рассмотреть, потрогать, даже понюхать глину, а затем обыграть с нею какое-то действо. И дети сами запомнят – вот какая она весна: вся цветущая, яркая, с птицами на плечах, да еще и угощает испеченными «жаворонками»».
Знакомя детей с имеющимися куклами-барышнями по мотивам промыслов русской народной игрушки, обнаруживается закономерность чередования: красок, форм, деталей, соответственно сезонным изменениям в природе. Например, колориту осени больше всего соответствует каргопольская игрушка; к зиме близки – гжель, абашевская, тульская игрушки; весна сияет красками и многочисленными налепами филимоновской, хлудневской игрушек; ну, а лето веселит «дымка». Эти особенности используются в работе по закреплению сезонных представлений у детей. А чтобы запоминание было ещё ярче и эффективнее – добавляется поэтическое слово о сезонных образах: Лета, Осени, Зимы, Весны. Результат не заставляет себя долго ждать – в сознании детей происходит цветовое закрепление в соответствии с окружающим миром (зимой краски белые да голубые, что дети и видят ежедневно, образное очеловеченное закрепление сезонов (Зимушка - Красавушка, Сударушка, Государыня; Весна - Красна, Голубушка, Весняночка; Лето - Летушко, Красное; Осень - Золотая, Щедрая). К образному восприятию легче подобрать поэтическое слово, которое не всегда удачно получается преподнести детям.
Вот филимоновский петушок нарядный.
Весь такой он ладный,
У большого петуха все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем непрост,
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя –
Как корона у царя.
Посмотри, как хороша эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Народные игрушки помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, птиц и животных, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – это часть природы, и именно это является основой гармоничного развития ребенка.
Несомненно, важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа. Каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция – гжельская, дымковская, сергиев-посадская деревянная игрушка. Российская культура
накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек, которые сегодня во многом утрачены. Этот дар народа своим детям необходимо восстанавливать, сохранять и передавать его по прямому назначению, т.е. его маленьким потребителям. Он имеет не только этнографическое или историко-культурное значение – это незаменимое средство воспитания и развития. Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, лошадки, деревянные медведи и пр., остаются прежде всего, предметами детской игры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего народа. Это их главная функция и прямое назначение.
Русская народная игрушка является очень важной частью традиционной народной культуры. А сама по себе традиционная культура – это единый живой организм, внутри которого все взаимосвязи исторически обоснованы, отточены временем и множеством сменяющих друг друга поколений людей. Воспитание детей, подрастающего поколения, продолжателей рода – самая важная задача любого народа. Это задача заложена генетически в его традиционную культуру, все средства которой и направлены на решение этой задачи.
Предварительный просмотр:
ОКТЯБРЬ
№ п/п | Мероприятия | Ответственные |
I.РАБОТА С КАДРАМИ | ||
1. | Отчетное профсоюзное собрание. | Профгруппа |
2. | Знакомство педагогов с новой методической литературой. | Зам. зав. по ВМР |
3. | Подготовка дошкольного учреждения к зиме. | Зам. зав. по АХЧ |
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА | ||
1. | Совет педагогов №1: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построение целостного педагогического процесса» | заведующий МАДОУ зам. зав. по ВМР педагоги |
2. | Педагогический час:
-Викторина «Путешествие в прошлое» -Обычаи и традиции русского народа -Формирование этнокультурной компетенции у детей | Коновалова Г.А. Сотникова О.Р. Плугина Л.А. |
3. | Консультация:
| Зленко Е.А. Ковалева Н.Е. Майорова Ю.М. |
4. | Мастер-класс:
| Долгая М.А. |
5. | Деловая игра по духовно-нравственному развитию «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» | Заведующий МАДОУ творческая группа |
6. | Открытый просмотр:
| Уханова И.В. Анисимова С.Л. |
7. | Конкурс «Лучший конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с использованием инновационных технологий» | заведующий МАДОУ зам. зав. по ВМР воспитатели |
8. | Текущий контроль:
| Заведующий Зам. зав. по ВМР |
9. | Посещение педагогами ММО. | Зам. зав. по ВМР |
10. | Заседание творческой группы | Зам. зав. по ВМР |
11. | Работа с детьми:
| Инструктор по физической культуре, воспитатели музыкальный руководитель |
11. | Уточнение списка детей по группам здоровья. | Заведующий МАДОУ медсестра |
III. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | ||
1. | Памятки для родителей:
| Заведующий МАДОУ воспитатели |
2. | Консультация:
| воспитатели |
3. | Оказание помощи в подготовке групповых помещений к зиме. | Педагоги |
4. | Папки-передвижки: Для Вас, родители – режим, сетка, возрастные характеристики. | воспитатели |
IV. АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАБОТА | ||
1. | Осенние работы на участках: уборка листвы, окопка растений. | зам. зав. по АХЧ |
2. | Проверка утепления окон, дверных проемов. | зам. зав. по АХЧ |
3. | Проверка освещения МАДОУ | зам. зав. по АХЧ |