Внеурочная деятельность

Программа по внеурочной деятельности "Читающий лицей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_vneur._chitayushchiy_litsey.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 27

Рассмотрено:

руководитель МО

И.А. Андриевская

_____________

«__» ________2022 г.

Согласовано:

зам. директора по НМР

Т.Л. Бадмаева

_______________

«___»________2022 г.

Согласовано:

зам. директора по УВР Ханхатова А.Ю.

_________________ «__»_________2022 г.

Утверждено:

директор МАОУ лицея № 27

Л.А. Асанова

______________

«__»_________2022 г.

Рабочая программа

по курсу

внеурочной деятельности

«Читающий лицей»

1 класс

2022 – 2023 учебный год

33 часа (1 час в неделю)

Рабочая программа разработана

в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования

Учитель: Свирина Светлана Алексеевна

г. Улан-Удэ

2022 г.

  • Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Читающий лицей» для 1 класса на 2022-2023 учебный год составлена в соответствии и на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от № 373 в редакции от ;
  • СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • ООП лицея № 27;
  • Авторской программы Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н «Литература как предмет эстетического цикла»;
  • Авторской программы Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей «Внеклассное чтение»;
  • Учебного плана МАОУ лицей № 27.

Цель программы: – создание условий для формирования устойчивого и осознанного интерес к чтению художественной литературы у младших школьников.

Задачи программы:

- совершенствование навыка чтения учащихся;

- знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;

- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Ведущие принципы программы «Читающий лицей»:

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

  • На проведение занятия внеурочной деятельности по курсу «Читающий лицей» в 1 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан в 1 классе на 33 часа.

Приемы работы, используемые на занятиях:

  • прослушивание и рассматривание книг под руководством учителя;
  • знакомство с книгой в опоре на 3 показателя: иллюстрация, заглавие, автор;
  • узнавание сюжета по иллюстрации;
  • последовательное воспроизведение сюжета по вопросам учителя;
  • разучивание стихов на основе хоровой декламации, по серии иллюстраций;
  • разгадывание загадок по рифме;
  • пересказ произведения, отдельных эпизодов, воспроизведение отдельных реплик, песенок, диалогов, чувств, действий героев;
  • постановка живых картин;
  • инсценирование;
  • - осмысливание заглавия – почему названо?
  • оценивание поступков героев, опираясь на текст и личный опыт;
  • свободные высказывания учащихся по теме; на основе вопроса: чем запомнился герой?
  • побуждение учащихся к самостоятельному чтению, рассматриванию книг дома, семейному чтению;
  • викторины;
  • рисование иллюстраций (по впечатлению).

  • Планируемые результаты освоения курса «Читающий лицей»

Личностные УУД:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на занятии;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

–пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

ориентироваться в пространстве.

- Знание и четкое произношение в разных темпах 5- 8 скороговорок.

- Умение произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями .

- Развитие навыка координации движений с работой речевого аппарата.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Планируемые результаты:

- Обогащение внутреннего мира ребенка.

- Умение сопереживать товарищу по команде.

- Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

- Умение работать с текстом, с книгой.

Предметные УУД:

- осознание значимости чтения для личностного роста, формирование представлений об окружающем мире, культуре, первоначальных представлений, понятий о добре, зле, дружбе, честности;

- формирование потребности в постоянном чтении;

- овладение чтением вслух и про себя; элементарными приемами анализа литературного текста с использованием литературоведческих понятий;

- использование разных видов чтения; умение осознавать, воспринимать и оценивать содержание и специфику разножанровых текстов; участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- умение самостоятельно использовать и выбирать соответствующую литературу;

- умение использовать простейшие виды анализа текста» устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения;

- умение работать с разными типами текстов, находить характерные особенности художественных, научно – познавательных и учебных текстов, личного опыта, репродукции картин художников.

- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения; развивать художественно – творческие способности.

  • Содержание учебного курса «Читающий лицей»

Тема 1:«Вводное занятие» - Ознакомление с основными темами курса, постановка учебной задачи. Определение читательских умений детей. Выполнение заданий на тренировку памяти, внимания, запоминание движения, поз.

Тема 2:«Клуб Почемучек. Книжки-раскраски» - Знакомство со структурой книжки – раскраски. Определение частей книжки. Выполнение заданий на раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках

Тема3: «Клуб Почемучек. Загадки»- Познакомить с особенностями построения загадок, учить составлять предметные загадки и отгадывание загадок

Тема 4-5: «Поляна сказок. Сказка «Репка» - Слушание чтения учителя;

совместно с учителем выбирают сюжет для инсценировки. Составление рисунков к сказке, составление диафильма.

Тема 6: «Поляна сказок. Сказка «Гуси-лебеди». – Чтение сказки учителем, составление содержания сказки по сюжетным картинкам. Лепка героев сказок из пластилина

Тема 7: «Поляна сказок»- творческая игра

Тема 8: «Книжкин дом» - Знакомство с классной библиотекой

Тема 9-11: «Игры с буквами».- Учить называть буквы русского алфавита, определять место буквы в слове, подбор слов к соответствующей букве на карточке.

Тема 12: «Малые фольклорные жанры: народные песенки» - Слушание народных песенок в записи, определение их музыкального языка. Умение предавать в исполнении напевность песенки.

Тема 13: «Малые фольклорные жанры: народные потешки» - Ознакомление с жанром «потешки». Определение особенностей жанра. Умение произносить потешки с определенной интонацией.

Тема 14: «Малые фольклорные жанры: загадки». - Коллективное сочинение простых загадок

Тема 15: «Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки, загадки» - Учатся передавать настроение малых фольклорных жанров с помощью жестов, мимики, голоса;

Тема 16: «Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки»- Учить произносить с интонацией, заучивание наизусть.

Тема 17: «Малые фольклорные жанры: забавные считалки» - Коллективное сочинение простых считалок

Тема 18: «Мои первые книжки»

Тема 19: «Стихи о детях и для детей А.Л.Барто» - Ознакомление с творчеством поэтессы. Анализ стихотворений. Составление небольших историй из жизни детей (в том числе и из своей жизни)

Тема 20: «Стихи и сказки о детях и для детей С.Я.Маршака» - Ознакомление с творчеством поэта. Анализ стихотворных особенностей. Рисование сюжетных иллюстраций к стихотворениям

Тема 21: «Постучимся в теремок». – Выразительное ролевое чтение сказки, чтение слов персонажей и заучивание наизусть

Тема 22: «Из чего состоит книга?» - Знакомство с элементами книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.

Тема 23: Читаем сказки К.И. Чуковского - Чтение и слушание сказок Чуковского, инсценирование.

Тема 24: Сказка К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» - Погружение в сказочную ситуацию. Чтение по ролям, заучивание отрывка наизусть.

Тема 25: Чтение рассказов о животных Л.Н.Толстого - Чтение и слушание рассказов о животных. Ответы на вопросы по прочитанному, иллюстрирование.

Тема 26: Чтение рассказов о животных Л.Н.Толстого - Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных.

Тема 27: Игровая программа в форме КВНа «Страна Вообразилия»

Тема 28: Маленький читатель. - Познавательная игра.

Тема 29: Игры с буквами и словами. – Игры с буквами и словами. Составление ребусов.

Тема 30: Русская народная сказка «Заяц – хваста». – выразительное чтение сказки, инсценирование. Игра «Театральная разминка».

Тема 31: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». - Беседа, чтение книги учителем. Игра «Театральная разминка».

Тема 32: Сказки про зайцев. – выбор книги по теме занятия, выразительное чтение. Анализ прочитанного, инсценирование.

Тема 33: Обобщающее занятие. Сюжетные упражнения, игры, практические задания

IV. Календарно – тематическое планирование

Тема

Виды упражнений

Формы работы

Деятельность учащихся

Кол-во часов

Дата поведения

План

Факт

1

Вводное занятие. Из чего состоит книга?

Беседа, игры «Назови свое имя ласково», «Назови ласково соседа». Игры на коллективизм и согласованность. Работа с чистоговорками, со скороговорками

Беседа, ролевая игра

тренировать память, внимание, запоминать движения, позы.

1

2

Клуб почемучек

Книжки-раскраски

Беседа, чтение книг учителем.

Беседа, практические задания

раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках

1

3

Клуб почемучек

Загадки

Игры с загадками.

Викторина

Отгадывание загадок, создание иллюстраций к загадкам.

1

4

Поляна сказок

Сказка «Репка»

Беседа, чтение книг учителем.

Этическая беседа

Слушание чтения учителя;

совместно с учителем выбирают сюжет для инсценировки.

1

5

Поляна сказок

Сказка «Репка»

Инсценировка сказки «Репка». Игры на основе сказок.

Ролевая игра, практические задания

раскрашивание иллюстраций по теме «Сказки»

1

6

Поляна сказок

Сказка «Гуси-лебеди»

Игра «Театральная разминка».

Проектная деятельность

лепка героев сказок из пластилина

1

7

Поляна сказок

Творческая игра «Что это за сказка?»

Проектная деятельность

выполнение групповых упражнений

1

8

Книжкин дом (знакомство с классной библиотекой)

Беседа, игры, викторина

Этическая беседа, практические задания

рассматривание книг, журналов для детей; рисование на тему «Книжкин дом»

1

9

Игры с буквами

Игры с буквами

Познавательная игра

подбор слов к соответствующей букве на карточке

1

10

В. Осеева «Синие листья», «Волшебная иголочка»

Игровые упражнения

Проектная деятельность

Рисование иллюстраций к стихотворениям.

1

11

«Стань лучшим в мире рассказчиком»

Игра

Конкурс - игра

Жесты и мимика.

1

12

Инсценирование сказки.

Беседа, чтение книг учителем.

Этическая беседа

Совместно с учителем выбирают сказку для инсценировки.

1

13

Малые фольклорные жанры: потешки.

Чтение учителем произведений.

Беседа, практические задания

лепят героев к произведениям фольклора

1

14

Малые фольклорные жанры: загадки.

Игры в загадки.

Викторина

коллективное сочинение простых загадок

1

15

Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки, загадки

Упражнение «Изобрази настроение» Игра «Загадочные картинки». Инсценировка.

Ролевая игра, практические задания

учатся передавать настроение с помощью жестов, мимики, голоса;

1

16

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки.

Упражнения в проговаривании фраз с различной интонацией.

Беседа , игра

заучивание наизусть

1

17

Малые фольклорные жанры: забавные считалки.

Игра «Придумай рифму». Игры с выбором водящего.

Познавательные игры

коллективное сочинение простых считалок

1

18

Мои первые книжки.

Беседа, организация выставки книг. Чтение стихов, рассказов учителем.

Экскурсия в библиотеку

чтение небольших произведений; заучивание наизусть

1

19

Стихи о детях и для детей А.Л. Барто

Инсценировка стихотворений А. Барто

Конкурс чтецов

составление небольших историй из жизни детей (в том числе и из своей жизни)

1

20

Стихи и сказки о детях и для детей С.Я. Маршака.

Игры «Придумай рифму», «Угадай героя».

Викторина

рисование сюжетных иллюстраций к 1стихотворениям

1

21

Постучимся в теремок.

Чтение сказки учителем. Погружение в сказочную ситуацию.

Беседа, практические задания

чтение слов персонажей и заучивание наизусть

1

22

Беседа, рассматривание книг. Игра «Угадай книгу».

Познавательная беседа

знакомство с элементами книги: корешок, страницы, переплет, оглавление

1

23

Читаем сказки К.И.Чуковского

Чтение и слушание сказок Чуковского.

Беседа, практические задания

чтение слов персонажей

1

24

Сказка К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»

Погружение в сказочную ситуацию.

Ролевая игра

заучивание наизусть слов персонажей сказки

1

25

Чтение рассказов о животных Л.Н.Толстого

Чтение и слушание рассказов о животных.

Беседа, практические задания

чтение рассказов

1

26

Чтение рассказов о животных Л.Н.Толстого

Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных.

Викторина

составление небольших рассказов о животных

1

27

«Страна Вообразилия»

Игровая программа в форме КВНа

Игра, практические задания

Игровая программа.

1

28

Маленький читатель.

Познавательная игра.

Викторина

участие в познавательной игре

1

29

Игры с буквами и словами.

Ребусы

Познавательная игра

учатся отгадывать ребусы

1

30

Русская народная сказка «Заяц – хваста».

Игра «Театральная разминка».

Этическая беседа

лепка героев сказок из пластилина

1

31

Д. Н. Мамин– Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Беседа, чтение книги учителем.

Беседа, практические задания

Сравнение сказок

1

32

Сказки про зайцев.

Подбор сказок про зайцев.

Беседа, экскурсия в библиотеку

Составление каталога сказок про зайцев

1

33

Обобщающее занятие

Сюжетные упражнения, игры, практические задания

Выступление детей

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

2. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

3. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

4. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

6. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6

2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

3. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

4. Журналы «Начальная школа»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Интернет-ресурсы с литературными презентациями .

item/373,