Внеурочная деятельность
Программа по внеурочной деятельности "Читающий лицей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_vneur._chitayushchiy_litsey.docx | 40.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 27
Рассмотрено: руководитель МО И.А. Андриевская _____________ «__» ________2022 г. | Согласовано: зам. директора по НМР Т.Л. Бадмаева _______________ «___»________2022 г. | Согласовано: зам. директора по УВР Ханхатова А.Ю. _________________ «__»_________2022 г. | Утверждено: директор МАОУ лицея № 27 Л.А. Асанова ______________ «__»_________2022 г. |
Рабочая программа
по курсу
внеурочной деятельности
«Читающий лицей»
1 класс
2022 – 2023 учебный год
33 часа (1 час в неделю)
Рабочая программа разработана
в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования
Учитель: Свирина Светлана Алексеевна
г. Улан-Удэ
2022 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Читающий лицей» для 1 класса на 2022-2023 учебный год составлена в соответствии и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от № 373 в редакции от ;
- СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- ООП лицея № 27;
- Авторской программы Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н «Литература как предмет эстетического цикла»;
- Авторской программы Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей «Внеклассное чтение»;
- Учебного плана МАОУ лицей № 27.
Цель программы: – создание условий для формирования устойчивого и осознанного интерес к чтению художественной литературы у младших школьников.
Задачи программы:
- совершенствование навыка чтения учащихся;
- знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
- формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
- выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения;
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Ведущие принципы программы «Читающий лицей»:
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
- На проведение занятия внеурочной деятельности по курсу «Читающий лицей» в 1 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан в 1 классе на 33 часа.
Приемы работы, используемые на занятиях:
- прослушивание и рассматривание книг под руководством учителя;
- знакомство с книгой в опоре на 3 показателя: иллюстрация, заглавие, автор;
- узнавание сюжета по иллюстрации;
- последовательное воспроизведение сюжета по вопросам учителя;
- разучивание стихов на основе хоровой декламации, по серии иллюстраций;
- разгадывание загадок по рифме;
- пересказ произведения, отдельных эпизодов, воспроизведение отдельных реплик, песенок, диалогов, чувств, действий героев;
- постановка живых картин;
- инсценирование;
- - осмысливание заглавия – почему названо?
- оценивание поступков героев, опираясь на текст и личный опыт;
- свободные высказывания учащихся по теме; на основе вопроса: чем запомнился герой?
- побуждение учащихся к самостоятельному чтению, рассматриванию книг дома, семейному чтению;
- викторины;
- рисование иллюстраций (по впечатлению).
- Планируемые результаты освоения курса «Читающий лицей»
Личностные УУД:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
–пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
ориентироваться в пространстве.
- Знание и четкое произношение в разных темпах 5- 8 скороговорок.
- Умение произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями .
- Развитие навыка координации движений с работой речевого аппарата.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Планируемые результаты:
- Обогащение внутреннего мира ребенка.
- Умение сопереживать товарищу по команде.
- Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
- Умение работать с текстом, с книгой.
Предметные УУД:
- осознание значимости чтения для личностного роста, формирование представлений об окружающем мире, культуре, первоначальных представлений, понятий о добре, зле, дружбе, честности;
- формирование потребности в постоянном чтении;
- овладение чтением вслух и про себя; элементарными приемами анализа литературного текста с использованием литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения; умение осознавать, воспринимать и оценивать содержание и специфику разножанровых текстов; участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно использовать и выбирать соответствующую литературу;
- умение использовать простейшие виды анализа текста» устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения;
- умение работать с разными типами текстов, находить характерные особенности художественных, научно – познавательных и учебных текстов, личного опыта, репродукции картин художников.
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения; развивать художественно – творческие способности.
- Содержание учебного курса «Читающий лицей»
Тема 1:«Вводное занятие» - Ознакомление с основными темами курса, постановка учебной задачи. Определение читательских умений детей. Выполнение заданий на тренировку памяти, внимания, запоминание движения, поз.
Тема 2:«Клуб Почемучек. Книжки-раскраски» - Знакомство со структурой книжки – раскраски. Определение частей книжки. Выполнение заданий на раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках
Тема3: «Клуб Почемучек. Загадки»- Познакомить с особенностями построения загадок, учить составлять предметные загадки и отгадывание загадок
Тема 4-5: «Поляна сказок. Сказка «Репка» - Слушание чтения учителя;
совместно с учителем выбирают сюжет для инсценировки. Составление рисунков к сказке, составление диафильма.
Тема 6: «Поляна сказок. Сказка «Гуси-лебеди». – Чтение сказки учителем, составление содержания сказки по сюжетным картинкам. Лепка героев сказок из пластилина
Тема 7: «Поляна сказок»- творческая игра
Тема 8: «Книжкин дом» - Знакомство с классной библиотекой
Тема 9-11: «Игры с буквами».- Учить называть буквы русского алфавита, определять место буквы в слове, подбор слов к соответствующей букве на карточке.
Тема 12: «Малые фольклорные жанры: народные песенки» - Слушание народных песенок в записи, определение их музыкального языка. Умение предавать в исполнении напевность песенки.
Тема 13: «Малые фольклорные жанры: народные потешки» - Ознакомление с жанром «потешки». Определение особенностей жанра. Умение произносить потешки с определенной интонацией.
Тема 14: «Малые фольклорные жанры: загадки». - Коллективное сочинение простых загадок
Тема 15: «Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки, загадки» - Учатся передавать настроение малых фольклорных жанров с помощью жестов, мимики, голоса;
Тема 16: «Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки»- Учить произносить с интонацией, заучивание наизусть.
Тема 17: «Малые фольклорные жанры: забавные считалки» - Коллективное сочинение простых считалок
Тема 18: «Мои первые книжки»
Тема 19: «Стихи о детях и для детей А.Л.Барто» - Ознакомление с творчеством поэтессы. Анализ стихотворений. Составление небольших историй из жизни детей (в том числе и из своей жизни)
Тема 20: «Стихи и сказки о детях и для детей С.Я.Маршака» - Ознакомление с творчеством поэта. Анализ стихотворных особенностей. Рисование сюжетных иллюстраций к стихотворениям
Тема 21: «Постучимся в теремок». – Выразительное ролевое чтение сказки, чтение слов персонажей и заучивание наизусть
Тема 22: «Из чего состоит книга?» - Знакомство с элементами книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.
Тема 23: Читаем сказки К.И. Чуковского - Чтение и слушание сказок Чуковского, инсценирование.
Тема 24: Сказка К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» - Погружение в сказочную ситуацию. Чтение по ролям, заучивание отрывка наизусть.
Тема 25: Чтение рассказов о животных Л.Н.Толстого - Чтение и слушание рассказов о животных. Ответы на вопросы по прочитанному, иллюстрирование.
Тема 26: Чтение рассказов о животных Л.Н.Толстого - Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных.
Тема 27: Игровая программа в форме КВНа «Страна Вообразилия»
Тема 28: Маленький читатель. - Познавательная игра.
Тема 29: Игры с буквами и словами. – Игры с буквами и словами. Составление ребусов.
Тема 30: Русская народная сказка «Заяц – хваста». – выразительное чтение сказки, инсценирование. Игра «Театральная разминка».
Тема 31: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». - Беседа, чтение книги учителем. Игра «Театральная разминка».
Тема 32: Сказки про зайцев. – выбор книги по теме занятия, выразительное чтение. Анализ прочитанного, инсценирование.
Тема 33: Обобщающее занятие. Сюжетные упражнения, игры, практические задания
IV. Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Виды упражнений | Формы работы | Деятельность учащихся | Кол-во часов | Дата поведения | |
План | Факт | ||||||
1 | Вводное занятие. Из чего состоит книга? | Беседа, игры «Назови свое имя ласково», «Назови ласково соседа». Игры на коллективизм и согласованность. Работа с чистоговорками, со скороговорками | Беседа, ролевая игра | тренировать память, внимание, запоминать движения, позы. | 1 | ||
2 | Клуб почемучек Книжки-раскраски | Беседа, чтение книг учителем. | Беседа, практические задания | раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках | 1 | ||
3 | Клуб почемучек Загадки | Игры с загадками. | Викторина | Отгадывание загадок, создание иллюстраций к загадкам. | 1 | ||
4 | Поляна сказок Сказка «Репка» | Беседа, чтение книг учителем. | Этическая беседа | Слушание чтения учителя; совместно с учителем выбирают сюжет для инсценировки. | 1 | ||
5 | Поляна сказок Сказка «Репка» | Инсценировка сказки «Репка». Игры на основе сказок. | Ролевая игра, практические задания | раскрашивание иллюстраций по теме «Сказки» | 1 | ||
6 | Поляна сказок Сказка «Гуси-лебеди» | Игра «Театральная разминка». | Проектная деятельность | лепка героев сказок из пластилина | 1 | ||
7 | Поляна сказок | Творческая игра «Что это за сказка?» | Проектная деятельность | выполнение групповых упражнений | 1 | ||
8 | Книжкин дом (знакомство с классной библиотекой) | Беседа, игры, викторина | Этическая беседа, практические задания | рассматривание книг, журналов для детей; рисование на тему «Книжкин дом» | 1 | ||
9 | Игры с буквами | Игры с буквами | Познавательная игра | подбор слов к соответствующей букве на карточке | 1 | ||
10 | В. Осеева «Синие листья», «Волшебная иголочка» | Игровые упражнения | Проектная деятельность | Рисование иллюстраций к стихотворениям. | 1 | ||
11 | «Стань лучшим в мире рассказчиком» | Игра | Конкурс - игра | Жесты и мимика. | 1 | ||
12 | Инсценирование сказки. | Беседа, чтение книг учителем. | Этическая беседа | Совместно с учителем выбирают сказку для инсценировки. | 1 | ||
13 | Малые фольклорные жанры: потешки. | Чтение учителем произведений. | Беседа, практические задания | лепят героев к произведениям фольклора | 1 | ||
14 | Малые фольклорные жанры: загадки. | Игры в загадки. | Викторина | коллективное сочинение простых загадок | 1 | ||
15 | Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки, загадки | Упражнение «Изобрази настроение» Игра «Загадочные картинки». Инсценировка. | Ролевая игра, практические задания | учатся передавать настроение с помощью жестов, мимики, голоса; | 1 | ||
16 | Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки. | Упражнения в проговаривании фраз с различной интонацией. | Беседа , игра | заучивание наизусть | 1 | ||
17 | Малые фольклорные жанры: забавные считалки. | Игра «Придумай рифму». Игры с выбором водящего. | Познавательные игры | коллективное сочинение простых считалок | 1 | ||
18 | Мои первые книжки. | Беседа, организация выставки книг. Чтение стихов, рассказов учителем. | Экскурсия в библиотеку | чтение небольших произведений; заучивание наизусть | 1 | ||
19 | Стихи о детях и для детей А.Л. Барто | Инсценировка стихотворений А. Барто | Конкурс чтецов | составление небольших историй из жизни детей (в том числе и из своей жизни) | 1 | ||
20 | Стихи и сказки о детях и для детей С.Я. Маршака. | Игры «Придумай рифму», «Угадай героя». | Викторина | рисование сюжетных иллюстраций к 1стихотворениям | 1 | ||
21 | Постучимся в теремок. | Чтение сказки учителем. Погружение в сказочную ситуацию. | Беседа, практические задания | чтение слов персонажей и заучивание наизусть | 1 | ||
22 | Беседа, рассматривание книг. Игра «Угадай книгу». | Познавательная беседа | знакомство с элементами книги: корешок, страницы, переплет, оглавление | 1 | |||
23 | Читаем сказки К.И.Чуковского | Чтение и слушание сказок Чуковского. | Беседа, практические задания | чтение слов персонажей | 1 | ||
24 | Сказка К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» | Погружение в сказочную ситуацию. | Ролевая игра | заучивание наизусть слов персонажей сказки | 1 | ||
25 | Чтение рассказов о животных Л.Н.Толстого | Чтение и слушание рассказов о животных. | Беседа, практические задания | чтение рассказов | 1 | ||
26 | Чтение рассказов о животных Л.Н.Толстого | Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных. | Викторина | составление небольших рассказов о животных | 1 | ||
27 | «Страна Вообразилия» | Игровая программа в форме КВНа | Игра, практические задания | Игровая программа. | 1 | ||
28 | Маленький читатель. | Познавательная игра. | Викторина | участие в познавательной игре | 1 | ||
29 | Игры с буквами и словами. | Ребусы | Познавательная игра | учатся отгадывать ребусы | 1 | ||
30 | Русская народная сказка «Заяц – хваста». | Игра «Театральная разминка». | Этическая беседа | лепка героев сказок из пластилина | 1 | ||
31 | Д. Н. Мамин– Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Беседа, чтение книги учителем. | Беседа, практические задания | Сравнение сказок | 1 | ||
32 | Сказки про зайцев. | Подбор сказок про зайцев. | Беседа, экскурсия в библиотеку | Составление каталога сказок про зайцев | 1 | ||
33 | Обобщающее занятие | Сюжетные упражнения, игры, практические задания | Выступление детей | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
2. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
3. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
4. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
6. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
3. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
4. Журналы «Начальная школа»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Интернет-ресурсы с литературными презентациями .
›item/373, ›