Презентация педагогического опыта
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДОБЪЕДИНЕНИИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Происходящие процессы в различных сферах жизни социума определяют содержание образования и требования к результатам обучения. Поэтому современное образование ориентировано на формирование функциональной грамотности обучающихся, являющейся условием для дальнейшего самообучения и эффективной самореализации личности в обществе.
Что же такое «функциональная грамотность» и в чем она проявляется при изучении русского языка, посредством каких упражнений и заданий следует формировать функциональную грамотность обучающихся.
Функциональная грамотность – способность человека применять приобретенные знания, умения и навыки для достижения поставленных целей и решения различных жизненных задач в различных сферах деятельности. Она включает в себя комплекс умений и навыков: читательскую, математическую, финансовую, естественнонаучную, глобальные компетенции, критическое мышление. Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках русского языка обеспечивается как содержанием обучения, так и средствами.
В начальной школе формирование грамотного письма –одно из самых сложных задач на уроках русского языка. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функциональной грамотности младшего школьника.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, и что очень важно- перекладывать на собственный опыт.
Каковы же критерии функциональной грамотности младшего школьника, какими качествами должен обладать обучающийся начальной школы?
#1057;амостоятельность, ответственность, инициативность.
#1057;пособность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях.
#1043;отовность взаимодействовать с окружающим миром.
#1043;отовность к получению новых знаний в течение всей жизни.
#1059;мение легко адаптироваться в любом социуме.
#1054;тличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими.
Приемы для формирования функциональной грамотности:
1. «Нахождение орфограмм»
Начиная с 1 класса учим детей находить орфограммы, выделяя их зеленым цветом: это орфограммы буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА -ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ, заглавная буква в словах. К 2 классу обучающиеся уже умеют не только находить и выделять изученные орфограммы, а так же их классифицировать. Формой организации деятельности обучающихся могут быть «работа в парах», когда дети меняются тетрадями и проверяют наличие орфограмм друг у друга. А также могут быть такие формы, как игра «Кто найдет больше орфограмм в данном тексте» или «Выдели все орфограммы по заданной теме».
#1055;рием «Проблемная ситуация»
Проблемная ситуация –это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса обучающихся к изучаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, самостоятельного принятия решений.
Например, на уроке в 4 классе дети изучают тему «Неопределенная форма глагола».
На доске записаны глаголы: садились, читать, плакал, вставать, перелистывать, благодарил, идти, изучают, приходит.
Задание: определить у данных глаголов время и число.
Проблема: У каких глаголов ты не смог определить время и число?
Поиск решения: Чем похожи все эти глаголы? Как бы вы назвали такие глаголы?
Приёмы создания проблемной ситуации для постановки учебной проблемы
Приём №1
Противоречие между двумя фактами
Тема: Сложные слова.
Задания для создания проблемной ситуации:
Даны слова с выделенными корнями: лёд, ледок, ледокол, т.д
Вопросы побуждающего диалога (осознание противоречия)
- Что интересного заметили?
- Какие факты на лицо?
- Какие точки зрения существуют?
Выход
Формулирование проблемы
Существуют слова с двумя корнями.
Приём №2
Разброс мнений
Тема: Правописание предлогов и приставок
Задания для создания проблемной ситуации:
Раскрыть скобки:
(По) бежали (по) тропинке
(От) плыл (от) берега
Вопросы побуждающего диалога (осознание противоречия)
- Что удивило?
- Задание было одно, а как вы его выполнили?
- Сколько в нашем классе мнений?
Выход Формулирование проблемы
У глаголов нет предлогов.
Приём №3
Противоречия житейского представления и научного факта
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова (исключения)
Задания для создания проблемной ситуации:
Даны слова: известный, честный, грустный, опасный, чудесный…
Вопросы побуждающего диалога (осознание противоречия)
- Как вы думали в начале?
- Что получилось у вас?
- А как на самом деле?
Выход Формулирование проблемы
В состав корня некоторых слов не входит непроизносимый согласный, они – исключения.
Приём №6
Задание похожее на предыдущее (использование старых знаний)
Тема: Главные члены предложения, когда главные члены предложения выражены именем существительным.
Задания для создания проблемной ситуации:
Дано предложение: Собака- друг человека.
Вопросы побуждающего диалога (осознание противоречия)
- Что вы хотели сделать?
- Задание выполнено?
- Какие знания применили?
Выход Формулирование проблемы
Знаний недостаточно, не смогли найти сказуемое.
#1057;ловарная работа.
Работа со словарными словами –одна из важнейших на уроках русского языка. Чтобы обучающиеся лучше запоминали эти слова, можно использовать разные задания:
#1042;ыписать словарные слова на темы «Школа», «Животные», «Город».
#1057;лова-существительные мужского, женского, среднего рода.
#1057;лова –одушевленные и неодушевленные имена существительные.
#1057;лова на разные орфограммы.
#1055;рием «Исправь ошибки».
Прочитай предложения, найди и исправь ошибки. Спиши без ошибок, поставь ударение в словах, подчеркни орфограммы.
На крыше спит кот барсик. Громко лает барбос. Малышы Дима и Миша рисовали машыну.
Прочитай предложения, найди и исправь ошибки. Спиши без ошибок, поставь ударение в словах, подчеркни орфограммы.
У ани жывёт кот мурзик. он белый. На лапках томные патна. Хвост пушыстый.
Прочитай предложения, найди и исправь ошибки. Спиши без ошибок, поставь ударение в словах, подчеркни орфограммы.
У бабушки Машы жил кот мурзик.Он пил молоко. пёс Бобик дружыл с котом
Прочитайте предложения, найдите и исправьте ошибки. Спишите без ошибок, поставьте ударение. Подчеркните орфограммы.
У шыповника красивые цветы. Кот барсик чясто лвит мышей. в воздухе кружатся пушыстые сежинки.
В тексте допущены ошибки (можно назвать и количество ошибок). Обучающиеся, обнаружив их, исправляют. Форма работы групповая и работа в парах.
#1055;роектная деятельность.
В конце изучения большего раздела обучающиеся пишут небольшие проекты.
Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», обучающимся предлагалось поработать над проектом «Весенняя капель».
Цель проекта была сформулирована следующим образом: самостоятельный поиск и подбор материалов к теме. Работа проводилась по группам, которые были сформированы по желанию учащихся, исходя из уровня их учебных возможностей и способностей, сложившегося опыта коммуникаций. Количество учащихся в группах варьировалось от трех до семи. Каждая группа получила свое задание.
1 группа - найти «весенние» слова на заданную орфограмму, подобрать к ним проверочные слова, отметив сильные и слабые позиции.
2 группа- придумать предложения со словами на изученную орфограмму.
3 группа – найти отрывки из художественных произведений, где были бы слова с изучаемой орфограммой.
4 группа – найти пословицы. Поговорки о весне, в которых есть слова на изучаемое правило.
5 группа - найти стихи о весне и красивые выражения, прославляющие весну.
6 группа- подготовить рисунки весенних пейзажей.
Рассмотренные приемы способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяет повысить мотивацию обучающихся, создают обстановку творческого поиска.
Список литературы:
#1043;убанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования. Начальная школа плюс до и после-2009г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника.
Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию с помощью анализа. Это развивает устную речь, а следовательно, письменную.
1 этап Работа с текстом до чтения. Цель: спрогнозировать предстоящее чтение.
К и Р п А у а П г И ф в В д ж Н б у О с з Е С ч ж Ч п к А в б у С г и з Т ж Ь в ш Е
Приём «Ассоциативный куст» Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Крапива Трава , зелёная , растение , жжёт , боль , ожог , жалит , сорняк , огород , больно , колючая , жгучая , лекарство , лето , поле , лес , дача , жжение , польза , волдыри , детство , кусается , наказание , салат , лечебная , полезная , жало , природа .
«Крапива - пьющая солнце, потому и жалящая, как и его лучи..» из произведения Сергея Алексеева .
«Ориентиры предвосхищения» Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло ( послетекстовая стратегия).
Как вы думаете, каким образом они могут быть связаны с главным героем Крапивой? Ромашка Шиповник Земляника
«Рассечения вопроса» Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Второй этап – это этап работы с текстом во время чтения. Цель – понимание текста на уровне содержания.
Первичное чтение текста. Чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу.
Прием «Чтение в кружок»
Прием «Чтение в кружок» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная : ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха!
И вдруг слышит Крапива: - Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит - сорвёт... - Это белые Ромашки прошептали. - Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! - прошелестел Шиповник. - Хуже всего быть вкусной! - покачала головкой Земляника. - Всяк съесть норовит.
- Вот так так ! - удивилась Крапива. - Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает. - Мы завидуем твой спокойной жизни! - хором пропели цветы и ягоды. - Как я рада, как я счастлива! - крикнула Крапива. - Как мне хорошо, - добавила она задумчиво. - Расту - не обращают внимания, цвету - не нюхают, засохну - и не вспомнят...
И вдруг Крапива всхлипнула: - Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье! Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.
Третий этап работы - это работа с текстом после чтения. Цель – достижение понимания текста на уровне смысла.
Приёмы: Анализ содержания текста; характеристика событий и места действий, анализ поступков героев, постановка проблемных вопросов к тексту и нахождение причинно-следственных связей, высказывание и аргументирование отношения к прочитанному, выявление и формулирование главной мысли текста.
Вопросы: На что жаловались ромашка, шиповник и земляника? Найдите в тексте слова, с помощью которых автор передает смену настроения крапивы. Если крапива сказала, что она счастлива, то почему заплакала? Почему после разговора с крапивой цветы и ягоды больше не жаловались на свою жизнь? Так о каком счастье мечтала крапива?
Вывод: Для крапивы счастье это быть нужной и полезной .
Домашнее задание: Написать письмо Крапиве о её нужных, полезных качествах
Какой урок она преподнесла ягодам и цветам? Главная мысль произведения: Нужно ценить то что имеешь и не завидовать другим.
Приём «Синквейн» Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы)
Работы учащихся