Педагогические технологии
Педагогические/образовательные технологии* (перечислить):
Для оптимизации процесса обучения, реализации познавательной и творческой активности каждого ученика в учебном процессе, с целью повышения качества образования, для более эффективного использования учебного времени в своей работе я использую следующие технологии:
-«Здоровьесберегающие технологии»
- «Технология деятельностного подхода» (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин)
- «Технология проблемного обучения»;
«Технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся» (И.С.Фишман, Г.Б.Голуб и др.) ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить проблемы в освоении учащимся содержания образования с тем, чтобы восполнить их максимальной эффективностью;
- «Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)» (М.В.Моисеева, Е.С.Полат, М.В.Бухаркина);
- «Технология правильного типа читательской деятельности» (Н.Н.Светловская);
- «Метод проектов»;
- «Личностно - ориентированное обучение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогические/образовательные технологии | 28.91 КБ |
igrovye_tehnologii.pdf | 458.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем.
Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, необходимо изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.
Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку. Как учитель начальных классов, считаю, что я должна дать не только определённую сумму знаний, но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.
Особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения. Одним из важнейших требований предъявляемых человеком к любой деятельности, в частности учебной, является создание психологического комфорта.
Поэтому в своей работе я применяю технологию личностно - ориентированного обучения. Целью которой является развитие личности ученика, стремление к переходу к саморазвитию, самопознанию, к выбору индивидуальной траектории обучения. Формирование интереса к собственному «я», «кто я на самом деле», «могу ли я, если захочу, быть успешным». То есть, познание себя как субъекта учебной деятельности, самостоятельный выбор учебных целей, задач и форм учебной работы, проявление своего творческого потенциала в учебных заданиях и учебных ситуациях. Взаимодействуя с учениками в ходе урока, привлекаю к работе всех учеников в обсуждении всех высказываний, где совместно отбираются из них наиболее соответствующие научному содержанию знания. Задания творческого уровня направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала. Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать почему, действительно ли; перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы. В практике использую следующие приёмы для создания положительной мотивации учащихся к организации учебной деятельности:
#1055;остановка очередных задач и их выделение на каждом уроке по теме
#1048;спользование занимательных ситуаций на этапе мотивации.
#1056;ешение системы творческих задач по теме урока, анализ системы проблемных ситуаций.
Очень важным в личностно - ориентированном уроке является этап целеполагания и прогнозирования результата. С первого класса учу детей ставить, формулировать цели урока, предполагать, чему будем учиться, прогнозировать, чему научимся к концу урока, темы. Прогнозирование учебной деятельности реализуется при выдвижении ее целей. Но если предвидение - это мыслительный процесс, который выполняется в голове педагога или ученика, то цель - желаемый результат, который необходимо достигнуть. Поэтому она не только осознается, но и фиксируется. Учитель вместе с детьми формулирует цель, учитывая положительный, желаемый прогноз. Вопрос задаётся нескольким ученикам, т. к. цели разных детей не всегда совпадают-дети принимают либо цель своих товарищей, либо ставят свою цель.
Технология деятельностного подхода.
В основе деятельностного способа обучения — личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки школьников, развития их творческого потенциала. Психологически грамотно организованный процесс обучения обеспечивает возможность формирования иного типа личности: человека знающего, коммуникабельного, рефлектирующего, способного к саморазвитию.
Также в своей работе применяю технологию проблемного обучения. Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при решении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими наблюдениями, но и стабильной динамикой качества обучения.
1 класс: 93 %, 2 класс: 97 %
В работе использую игровые технологии. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Масленица»);
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Например, на уроке математики проводится соревнование «Кто быстрее?». По цепочке выходят ученики от каждого ряда и дописывают нужные числа. Последний ученик проверяет. Выигрывает ряд, который справился с заданием быстрее остальных и не допустил ошибок. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Это была тема моей методической работы весь 1 класс, поскольку по результатам мониторинга абсолютно здоровыми детьми пришли в школу только 5 человек. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, точечный массаж и самомассаж по методике И.Васильевой, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, психогимнастику, беседы с медицинской сестрой. Кроме того, в лицее ежедневно проводится утренняя зарядка. Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз по методике В.Ф. Базарного и Л.П. Уфимцевой; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Поэтому используя свой личный пример, выполняю зарядку вместе с детьми. Нельзя забывать, что учителю нужно многое делать, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. В ходе работы с классом выяснилось, что для некоторых детей характерно проявление нарушения поведения, гиперактивность. Для сохранения психического здоровья этих детей, корректировки их поведения регулярно провожу беседы с родителями, дети работают, консультируются с психологом. Оформление классной комнаты соответствует требованиям СанПина: парты и стулья соответствуют росту, находятся на допустимом расстоянии от стен и шкафов, интерактивная доска работает в допустимом режиме. Освещение классной комнаты соответствует норме. Для учащихся оформлен уголок здоровья (комплексы зарядок, правильная посадка). Все учащиеся охвачены горячим питанием, которое организовывается с учётом всех диетологических требований и физиологических потребностей детей. Силами родителей была приобретена кварцевая лампа, которая постоянно использовалась в осенне-зимний период. Дети стали меньше болеть. В результате соблюдения принципов здоровьесбережения удалось снизить заболеваемость по ЖКТ и ОРВИ в этом учебном году.
Технология формирующего оценивания В 1 классе, когда присутствует безотметочное обучение использовалась «волшебная линеечка», где сначала учитель, а потом и дети показывали на каком уровне находится ученик и наоборот, если я согласна или не согласна с самооценкой ребёнка, ставлю свой крестик на уровне или выше-ниже отметки ребёнка. В конце урока использовали приём «Эмоциональный светофор», когда нужно было оценить свои успехи в цветовой гамме. Дети показывали цвета: зелёный- «у меня всё получилось», жёлтый – «испытывал затруднения», красный – «ничего не получилось, тему не понял». На уроках я часто использую взаимопроверку и взаимооценку. Эти приёмы способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает такие качества как честность, коллективизм, дисциплинированность. При совместном оценивании решается проблема объективности выставленной отметки, так как дети фактически ставят ее себе сами, с помощью своих же одноклассников. При этом у учеников вырабатывается умение правильно оценивать. В дальнейшем это пригодится им в жизни при оценке любых явлений, работы, ситуации.
Технология проектного обучения. В своей педагогической практике активно использую технологию проектной деятельности. Почему я выделяю эту технологию? Потому что наряду с тем материалом, который дети получают в школе, проектная технология расширяет и дополняет школьную программу, а также позволяет решить проблему мотивации обучающихся. На начальном этапе, в 1 классе, в выборе темы проекта помогает учитель и проекты делаются краткосрочные и однопредметные. Например, «Что в имени тебе моём?», «Любимая буква» и др. Затем долгосрочные, межпредметные, групповые.(« Города-герои», «Моя семья»). Проектная деятельность строится по этапам: определение темы, целей, задач проекта, формы работы (групповой, индивидуальной), продукта деятельности (доклад, реферат, презентация), объёма работы. Мои ученики успешно принимают участие в научно-практических конференциях «Первые шаги», «Леонардо», «Секреты мастеров». Конечно, в этой работе принимают участие и родители, и такая совместная проектная деятельность детей, педагога и родителей создаёт ситуацию успеха, радость, удовлетворение, способствует формированию у ребёнка положительной самоооценки («Я смог», «У меня получилось») и комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества. Однако несмотря на очевидные преимущества, существуют определённые трудности при применении этой технологии. В ходе проектирования должна формулироваться личностно-значимая проблема для ребёнка, но поскольку мы имеем дело с младшим школьником, которому не хватает опыта, родители или учитель делают это за него. Здесь возможно подводить к формулированию проблемы наводящими вопросами. Младшие школьники испытывают трудности при выдвижении цели и гипотезы. Здесь можно использовать методы «Дерево целей» и «Мозговой штурм». На следующих этапах работы учащиеся должны уметь анализировать собранный материал. Для решения этой проблемы учитель должен использовать памятки для учащихся для работы с информацией. Таким образом, проектная деятельность может быть эффективна только в том случае, если у учащихся сформирован целый комплекс коммуникативных умений.
Технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся
Формирующее оценивание предполагает, что учитель сосредоточился на том, как развивается учение на уроке. Педагог определяет, какие улучшения надо внести. Так, в начале урока учитель обсуждает со всем классом и с группами учеников учебные цели, то есть то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока учащиеся и учитель соотносят ответы, работы, способы деятельности с учебными целями. Учащиеся определяют, в чем они успешны и над чем им надо продолжать работать, чтобы продвинуться в изучении материала.
Эффективная стратегия учителя – постановка вопросов. Вопросы – одна из техник формирующего оценивания, они помогают педагогу определить стартовые позиции обучающихся и учитывать их в ходе обучения. Например, учитель использует вопросы: Какие еще примеры ты знаешь? Как ты можешь доказать, что … ? Как можно решить задачу? Что ты думаешь о … ?
Наблюдение – еще одна техника формирующего оценивания. Во время наблюдения учитель оценивает, как проходит учение. Педагог наблюдает за группами учащихся по намеченному плану, поддерживает их в ходе урока.
Например, педагог видит группу учеников, которая не понимает материал. Учитель реализует дифференцированную работу в группах. Он делит учеников на группы по уровню достижений на данный момент и предлагает им выполнить дифференцированные по сложности задания. Учитель оказывает поддержку группе с наибольшими трудностями. Или педагог формирует смешанные группы, в каждую группу входят ученики, которые максимально изучили материал и будут помогать справляться с заданием остальным участникам группы.
Если учитель планирует поддержать ученика, похвалить его за успехи, то заранее определяет школьника, который нуждается в помощи. Педагог весь урок корректирует его работу, а в конце урока обращает внимание класса на прогресс учащегося и достижения в работе
Информационно-коммуникационные технологии. Информационные технологии входят в профессиональную компетенцию педагога, становясь инструментарием, который позволяет учителю начальной школы комплексно и успешно решать профессиональные задачи на новом уровне. Мой кабинет оснащён самым современным оборудованием: интерактивной доской, проектором, ноутбуком, что позволяет качественно преподносить материал и вести уроки на высоком уровне. Кроме того в лицее имеется мобильный класс, где мы периодически занимаемся. Систематически использую информационные технологии в учебно–воспитательном процессе на всех ступенях обучения: информационные ресурсы сети Интернет, программные продукты, мультимедийные учебники, электронные приложения, активно использую ресурсы федеральных образовательных порталов. Применяю ИТ в нескольких направлениях: как информационная поддержка на уроке, использую электронные приложения по предметам, так и разработка уроков с использованием интерактивной доски. Ноутбук и выход во всемирную сеть позволяет оптимизировать работу. Я могу быстро найти нужную информацию, которая находится по темам и разделам в электронных папках. Кроме того с этого учебного года лицей активно использует электронную систему контроля и учёта знаний обучающихся-электронный журнал. Это отличный способ для оптимизации труда учителя, уменьшения бумажной отчётности. Поддерживается постоянная связь с родителями обучающихся и они имеют возможность первыми узнать новости от учителя. Плюсы использования ИКТ очевидны: повышается мотивация к изучаемым предметам, индивидуализация обучения, сочетание контроля и самоконтроля, повышается уровень восприятия у визуалов и аудиалов.
Наименование используемого (созданного) программного обеспечения, ИТ | Продукт, созданный учителем с применением программного обеспечения, ИТ, и используемый в обучении по предмету | Результаты использования продукта |
Рower Point | Презентации к урокам математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, музыки, краеведения, ИЗО | Распространение педагогического опыта. |
Электронный журнал | Календарно-тематические планы по предметам; успеваемость, портфолио, листки здоровья обучающихся | Формирование отчётов по предметам. Дистанционное обучение. |
Рower Point | Презентации по воспитательной работе | Распространение педагогического опыта |
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.
Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.
Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.