Взаимодействие с родителями
«ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ В ШКОЛЕ».
Взаимодействие школы и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития школьников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- Объединить усилия для развития и воспитания детей;
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:
- Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
- Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.
Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду необходимо лучше знать каждую семью, учитывая:
- роль всех членов семьи в воспитании ребенка;
- тип семейного воспитания;
- позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.
Родители предъявляют разные требования к ребенку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестер.
Наиболее типичными ошибками родителей в процессе развития и воспитания своих детей являются:
- излишне негативная оценка деятельности ребенка;
- распространение негативной оценки сторон деятельности ребенка на всю его личность, что может привести к формированию комплекса неполноценности;
- негативная эмоциональная окраска высказываний (резкий окрик, угрожающие интонации);
- противопоставление ребенка, его дел и поступков со сверстниками в особенности со здоровыми детьми;
- резкие переходы от родительских только положительных оценок к отрицательным, от их наказующего тона к ласковому задабриванию.
Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без помощи специалистов, то чаще сталкиваются со следующими ошибками:
- адаптация к неправильной речи ребёнка;
- многократные повторения одних и тех же упражнений;
- незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков;
- недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления;
- монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций;
- частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт;
- незнание индивидуальных особенностей ребёнка.
Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения.
Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год.
Из бесед с родителями, наблюдений за стилем общения с детьми, анализа выполнения упражнений по заданию логопеда всех родителей можно условно разделить на 5 групп:
I группа – родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к советам логопеда и педагогов, систематически контролирующие выполнение детьми заданий логопеда, интересующиеся настроением и успехами своих детей.
II группа – родители, которые необоснованно захваливают ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, задания логопеда выполняют не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка.
III группа – родители, не предъявляющие интереса к успехам и трудностям детей, формально относящиеся к советам и требованиям логопеда. Эмоциональные контакты родителей и детей этой группы минимальны. Задания логопеда часто не выполняются.
IV группа – родители, мнимо создающие впечатление участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Задания выполняются формально.
V группа – родители, предъявляющие высокие требования к детям, в общении с ними преобладают отрицательные эмоции, давление и авторитарность. Задания выполняются.
Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, учитель-логопед должен рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т.е. необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.
Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила.
Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями:
- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
- Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
- Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
- Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
- То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
- Если есть профессиональная необходимость поделиться конфиденциальной информацией, родителей необходимо поставить об этом в известность!
- Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
- Если вы в чём-то некомпетентны, вам следует извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место!
Весь коррекционно-педагогичекий процесс взаимодействия с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу.
Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.
Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», родительские семинары, «круглые столы».
Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей. Организация индивидуальных консультаций, «телефонов доверия» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.
Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу.
Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. В данном блоке используются различные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.