Логопедические технологии
ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
• уточнение произношения звуков;
• постановка и закрепление отсутствующих звуков;
• развитие фонематического восприятия;
• преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
• закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.
При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой, С. Н. Шаховской, Т. А. Ткаченко.
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Одним из компонентов логопедического занятия является дыхательная гимнастика. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Детям с нарушениями речи требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания использую методики Л. И. Беляковой и А. Н. Стрельниковой. Применение данных технологий позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствуют правильному программированию речевого высказывания.
ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
При работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, применяю различные приёмы логопедического массажа.
Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико — психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую при работе с детьми с дислалией, дизартрией, заиканием. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи.
• Формирование речевой активности.
• Расширение пассивного и активного словаря.
• Формирование навыков словоизменения.
• Формирование навыков словообразования.
• Формирование навыка употребления простых и сложных предложений.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. У детей с нарушениями речи она сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одних и тех же слов в различных значениях делает речь детей бедной и стереотипной. Формирование связной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
В работе по развитию связной речи использую приёмы, рекомендованные Л. Н. Ефименковой. При обучению рассказыванию опираюсь на систему работы В. П. Глухова. Также использую оригинальную и эффективную систему работы развития связной речи, разработанную Т. А. Ткаченко.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Создаю проблемные ситуаций с целью активизации самостоятельной деятельности ребенка.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Ориентирую образовательный процесс на потенциальные возможности детей. Активизирую взаимодействие детей с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности.
ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
При работе учитываю типологические особенности детей (аудиалы, визуалы, кинестеты) и уровень их речевого развития.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Во время занятий проигрываем сюжеты реальных жизненных ситуаций, придумываем и восстанавливаем сказочные сюжеты и истории.
Для большей эффективности коррекционно-развивающего процесса активно внедряю в свою работу нетрадиционные и инновационные технологи. Эти технологии нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий и привносят в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных функций и их активизации.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
• улучшение общего состояния детей;
• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
• стимуляции речевой функции;
• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
• формирование навыков словообразования;
• формирование слоговой структуры слова.
Во время проведения расслабляющего логопедического массажа использую произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие. Музыкальное сопровождение использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
МНЕМОТЕХНИКА – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Упражнения позволяют повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
ЛОГОРИТМИКА — это система музыкально-двигательных речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ:
• прищепочный массаж;
• массаж орехами, каштанами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж чётками;
• массаж травяными мешочками;
• массаж камнями;
• массаж приборами Су-Джок терапии;
• массаж специальными сенсорными мячами, кольцами, валиками.
Использование всех вышеперечисленных технологий приводит к повышению эффективности коррекционной работы.