Материалы для родителей
Уважаемые родители!
Эта информация поможет Вам вместе со своим ребенком преодолеть логопедические трудности.
Логопедическое обследование осуществляется по заявлению родителя (законного представителя) ребенка с 1 по 15 сентября (форма заявления и соглашения).
Это не тестирование! Логопедическое обследование необходимо для своевременного выявления нарушений в развитии речи детей. Родители часто интересуются : зачем обследоваться у школьного логопеда, если ребенок занимался с логопедом в детском саду?
В детском саду логопед занимается коррекцией устной речи (в основном коррекцией звукопроизношения).
Школьный логопед корректирует и устную и письменную речь.
При логопедическом обследовании выявляются предпосылки к дислексии (нарушению чтения) и дисграфии (нарушению письма).
При поступлении ребёнка в школу учитель - логопед обследует не одно только звукопроизношение, а все стороны речи:
- звукопроизношение;
- фонематические процессы (умение слышать и различать звуки; определять место звуков в слове)
- слоговую структуру слов;
- лексический (словарный) запас;
- грамматический строй речи (умение правильно изменять слова, формировать новые слова по определённому образцу и т.п. навыки);
- связную речь (составление рассказа по картинке или серии картинок);
- пространственно – временные представления;
- уровень сформированности навыка чтения (ребёнок не обязан к первому классу уметь читать, но в случае, если навык чтения формируется с трудом, логопед выявляет причину трудностей и даёт практические рекомендации по их устранению).
Результаты логопедической диагностики можете получить у учителя-логопеда индивидуально, предварительно согласовав дату и время консультации через классного руководителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уважаемые взрослые!
Из опыта работы знаю, что многие родители почему-то считают, что логопед - это волшебник, которому стоит только три раза хлопнуть в ладоши, дунуть и повернуться на каблуках в левую сторону, как всё в речи ребёнка встанет на свои места. Если вы хотите получить стойкие результаты коррекционного обучения и сократить его сроки, "хлопать в ладоши" нам придётся вместе. На самом деле логопедическая работа - это достаточно трудоёмкий и длительный процесс. Нарушение звукопроизношения (ДИСЛАЛИЯ ), хоть и считается самым лёгким, "косметическим", недостатком, а поработать придётся. Это как раз тот случай, когда количество переходит в качество.
Не углубляясь дальше в логопедические термины, попробую объяснить процесс исправления звукопроизношения у детей на совсем простом примере. Представьте, что вы взяли лист обычной белой бумаги и начертили на нём простым карандашом линию. Потом провели карандашом по этой же линии ещё и ещё. Но оказалось, что линия получилась не совсем такая и её нужно переделать. Вы берёте ластик и начинаете всё стирать. От ваших действий линия становится всё бледнее. Но как бы вы не старались, след от простого карандаша на белой бумаге всё равно останется. Для того, чтобы избавиться от него, вам нужно по месту стёртой линии наложить линию новую. Более яркую и чёткую, которая окажется "сильнее" прежней. Вот так и логопед должен "стереть" тот неправильно сформированный звукопроизносительный навык ребёнка, который с каждый днём автоматизируется, то есть закрепляется всё больше (помните первую линию, нарисованную многократно?), и "наложить" навык новый, правильный (помните линию новую?). "Наложить" который нужно столь много раз, чтобы от старого навыка не осталось и следа. Для того, чтобы новый, правильно сформированный произносительный навык ребёнка не забылся им, не потерялся, а стал привычным, произносимым автоматически, и требуются регулярные логопедические занятия в школе и дома.
Не огорчайтесь, если у ребёнка не всё получается и поначалу нет видимых результатов работы. Старательно выполняйте рекомендованные упражнения вместе с ребёнком и почаще его хвалите.
Помните: ВСЁ, что вложено в ребёнка на занятиях, рано или поздно обязательно даст свои плоды. Желаю Вам успехов!
Предварительный просмотр:
Что делать если, Ваш ребенок начал заикаться
1. Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы типа: «Говори медленнее», «Повтори еще раз медленно».
2. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что Ваш ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.
3.Следите за тем, чтобы Ваш ребенок соблюдал режим дня. В одно и то же время вставал, в одно и тоже время ложился, если ребенок маленький ,то обязательно дневной сон.
4. Используйте Вашу мимику и жесты, давая понять ребенку, что Вы внимательно слушаете содержание его высказывания и не обращайте внимание на то, как он это сказал.
5. Выделяйте каждый день в одно и то же время по несколько минут, чтобы уделить все свое внимание ребенку. В течение этого времени позвольте ребенку делать все, что ему хочется. Пусть он руководит Вами и сам решает хочет он говорить или нет. Если Вы разговариваете с ним в это время, то говорите очень медленно и очень спокойно, делая много пауз. Эти минуты тишины и спокойствия помогут создать особую доверительную атмосферу для маленького ребенка и дадут возможность ему почувствовать, что родителям приятно с ним общаться.
6. Помогите всем членам семьи научиться говорить и выслушивать друг друга по очереди. Для детей, особенно для заикающихся, намного легче говорить, когда их не прерывают и слушатель уделяет им полное внимание.
7. Понаблюдайте каким образом Вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать своего ребенка, чтобы у него была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Постарайтесь уменьшить число критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, а также замедлите свой темп речи.
8.Вам следует ограничить до 15 мин в день просмотр Вашим ребенком телевизора, исключить компьютер.
9.Больше с ребенком гуляйте на свежем воздухе, читайте ему книжки, рассказывайте сказки.
10.Если ребенок маленький и не ходит в школу-не заставляйте его заучивать наизусть стихи.
11.Обязательно покажите ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть. Самая могучая сила-это Ваша поддержка его, независимо от того заикается он или нет. Если у него не будет комплексов по поводу своего заикания-это огромная победа!
Предварительный просмотр:
Как учить стихи?
Безусловно, не для всех детишек заучивание стихов – это проблема. Для некоторых малышей совсем даже наоборот: дети молниеносно впитывают то, что им нравится. В семьях, в которых близкие часто и много разговаривают с малышом, читают, рассказывают ему сказки, стихи, малыши даже в раннем возрасте заканчивают строки детских стишков. Но некоторым деткам трудно учить стихи, для них – это каторжный труд. Почему так происходит? Чаще всего, так происходит потому что стихотворение заучивается неправильно. Как же правильно,как учить стихи?
Как правильно учить стихи?
1. Для того, чтобы легко и качественно запоминать рифму, ребенок должен ощущать «мелодию» стиха. С ней знакомить малютку нужно начинать еще, когда он лежит в коляске. Вам кажется, что малыш ничего не понимает? Может быть он и не понимает слова, но слышит ритм, «мелодию» стиха, эмоции, которые вы ему передаете, и понемногу он запоминает. Когда малыш немного подрастет, подсознательный опыт облегчит ему сознательный подход к заучиванию.
2. Память малыша начинает активно развиваться в 4-5 лет. Вот в этот период и нужно начинать учить с малышом стихи. Если до 4 лет мы просто читаем ему стихи, сказки, если запомнит – прекрасно, если нет – ничего. После 4 лет нужно учить запоминать тексты. Для формирования объема памяти нужно учить как можно больше.
3. Для легкости запоминания стихотворение должно соответствовать возрасту и темпераменту малыша. Четырехлетнему ребенку не подойдет «Онегин» для заучивания, чтобы повеселить гостей. Лучший вариант – детская классика Барто, Чуковский, Михалков.
4. Для шалунов больше подойдут ритмичные, веселые, задорные стихи, для деток поспокойней – плавные, размеренные. Конечно, в школе так вопрос не будет стоять, но мы учимся, развиваем память, а это должно быть процессом приятным, поэтому используем то, что «ближе сердцу».
5. Нельзя учить стихи просто так. Это должен быть подарок маме, дедушке, бабушке, белочке в парке или Деду Морозу на Новый год. Только к 7-8 годам потихоньку нужно объяснять ребенку, что стихи нужно знать и для себя.
6. Нужно заучивать стихотворение эмоционально, с выражением! Иначе оно лишится смысла для малыша. В детсадах, когда стихи заучивают хором, о какой-то эмоциональности говорить не приходится. Это неправильно» Даже самых веселый стих превращается в монотонное и бесцветное «Та-та, та-та, та-та, та-та...» Нужно учить стихи индивидуально, контролируйте процесс.
7. Прежде чем учить стих с малышом, взрослый должен сам прочитать его выразительно. Еще лучше, если взрослый знает стих наизусть. Если нет – ничего, взрослая память тоже поддается тренировке. Выучите вместе с малышом несколько стихотворений – от этого будет только польза!
8. Далее нужно выяснить все ли понятно малышу. Если в тексте есть слова, которые он не понимает, то нужно ему объяснить, что они означают. Ребенок должен четко понимать, о чем идет речь.
9. Когда все слова ясны, то стихотворение читают еще раз, расставляя все акценты. После этого говорят название и автора произведения. Это учит малыша культуре заучивания и восприятия поэзии. Потом можно рассмотреть иллюстрации к стиху, обсудить его, прочитать еще раз. Так формируется образ произведения. И только так тщательно проработав стихотворение переходят к его заучиванию.
10. Мы знаем, что у каждого человека есть предпочтительный способ запоминания информации, у малышей точно так же. Одним нужно слышать, другим – видеть, третьим просто необходимо расхаживать по комнате, а четвертым, наоборот, нужна полная неподвижность. Попробуйте все методы, и вы сможете понять, какой способ подходит вашему малышу, а какой – нет. Заодно вы сможете понять какой вид памяти у малыша ведущий. Возможно, вы будете использовать с малышом несколькими методами, будете их сочетать. Это вообще замечательно, развивайте те виды памяти, которые менее развиты у ребенка, ему потом будет значительно легче учиться. Главное – приятный результат: общение с малышом и с поэзией.
11. Еще один совет для родителей, которые приобщают своих малышей к поэзии. Нарисуйте вместе с ребенком все стихотворения, которые вы выучили. Такую собственную иллюстрацию к стиху. Подпишите название стихотворения и автора. Складывайте такие рисунки в отдельную папку. Потом некоторое время спустя доставайте, рассматривайте, читайте стихи. Это прекрасный вариант всестороннего развития малыша, поддержания объема памяти и культурного багажа.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков
1. Подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Он должен понять, что говорить нужно правильно и этому надо учиться. Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу. Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы.
2. Приготовьте место для занятий: небольшой стол и два стула одинаковой высоты. Помните, что способность детей дошкольного возраста к концентрации внимания очень невелика, поэтому проследите, чтобы рядом не было предметов, отвлекающих ребёнка от работы.
3. Не приступайте к занятию в дурном настроении: нельзя показывать ребёнку своё нежелание заниматься.
4.Старайтесь не заниматься с ребёнком, если он утомлён или перевозбуждён, скорее всего, такие занятия не дадут результата.
5. Не торопите ребёнка во время выполнения задания.
6. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук ("нажимал" на этот звук) в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за Вами.
7. Если у ребёнка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание ещё раз.
8. Каждому ребёнку необходимо разное время для овладения правильным произношением. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход.
9. Не забывайте улыбаться и хвалить ребенка за любое, даже самое маленькое достижение.
Предварительный просмотр:
Письмо-памятка для родителей
Работая в общеобразовательной школе, я столкнулась с проблемой несерьезного отношения к логопедическим занятиям, как учеников, так и их родителей. Зачастую в автоматизации поставленного звука участвует только логопед. А ведь при таком подходе, положительная динамика затягивается, и закрепление звука может тянуться месяцами, если не годами. Часто родители воспринимают логопеда, как врача - "Работайте, а мы в стороне".
Но ведь у логопеда нет "волшебной таблетки", выпив которую ребенок идеально заговорит. Коррекция звукопроизношения - это труд, в первую очередь труд самого ребенка. Поддержка родителей в этот период очень важна.
Для привлечения и заинтересованности родителей, я разработала письмо - памятку от имени учеников посещающих мой логопункт.
Дорогие и любимые папочка и мамочка!
Я знаю, что вы меня очень сильно любите. Больше всего на свете вы хотите, чтобы я вырос успешным человеком. Человеком с большой буквы. Сейчас у меня сложный период и мне нужна ваша помощь. Я учусь говорить правильно. Я стараюсь, но ведь я ребенок и иногда забываю заниматься. А вы взрослые, и можете мне вовремя напомнить. Мне нужно научиться правильно произносить такие звуки: __________(перечислены нарушенные у ребенка звуки), поэтому с сегодняшнего дня у нас в семье устанавливаются такие правила:
- Я рассказываю вам сказку «О веселом язычке» и делаю артикуляционную зарядку перед зеркалом. (3 раза в день по 5-7 минут)
- Я учусь правильному речевому дыханию. (3 раза в день)
- Я делаю пальчиковую гимнастику. (3 раза в день)
- Я учусь правильно произносить звуки. (регулярно)
- Я выделяю исправляемый звук во всех словах. (постоянно)
- Я говорю правильно, а если вы услышали неправильный звук, вы должны попросить меня исправить свою ошибку. (постоянно)
- Я обязательно выполняю задания данные мне логопедом на дом. (постоянно)
Эти правила действуют каждый день, до полного исправления звукопроизношения. А для правильного выполнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик у меня есть шпаргалочки:
1 ШПАРГАЛКА: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ!!!
1. "лопатка" - широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 секунд.
2. "Часики" - движения языком вправо-влево.
3. "Маляр" - движения языком вперед-назад по нёбу.
4. "Качели" - движения языком вверх-вниз:
а) к верхней - нижней губе
б) к верхним - нижним зубам
5. "Вкусное варенье" - круговые движения языком по губам.
6. "Чашечка" - широкий язык поднят вверх:
а) к верхней губе
б) к верхним зубам
в) к верхним альвеолам
7. "Лошадка" - щелканье языком.
8. "Грибок" - язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка - к верхним альвеолам.
2 ШПАРГАЛКА: ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
1. Вдох и выдох через нос.
Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.
- Вдох через одну ноздрю – выдох через другую.
- Вдох толчками – выдох обычный.
- Вдох обычный – выдох толчками.
- Вдох и выдох толчками.
- Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
2. Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.
- Вдох через одну ноздрю – выдох обычный.
- Вдох толчками – выдох обычный.
- Вдох обычный – выдох толчками.
- Вдох и выдох толчками.
- Вдох обычный – выдох с усилением в конце.
3 ШПАРГАЛКА: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
1. «Пальчики здороваются»
Прикоснуться каждым пальцем к большому пальцу, начиная с указательного. Затем в обратном направлении: от мизинца к большому и т. д. Сначала правая рука, потом левая, и одновременно.
2. «Крестики-нолики»
«Нолик»- большой и указательный палец образуют круг, «Крестик» - скрещивание указательного и среднего пальца. Повторять по 10 раз. Каждой рукой по очереди.
3. «Волшебный счет»
Положить ладонь на ровную поверхность и каждым пальчиком постучать по поверхности под счет до 5. Можно считать слова с закрепляемым звуком.
4. «Коза» - «Заяц»
«Коза» - сжать кулачок, выставить вверх указательный палец и мизинец. «Заяц» -сжать кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы. Упражнение выполнять под счет «коза-заяц» по 10 раз каждой рукой по очереди.
Я очень жду вашей помощи.
Ваш сын/дочь _____________________(подписывает сам ребенок)
Эта памятка-письмо дало свои результаты. Родители не хотят подводить своих детей и занимаются дома. В связи с этим, процесс автоматизации исправленных звуков продвигается быстрее.
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики. Советы родителям.
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
Стоит отметить, что нижеперечисленные виды занятий приемлемы как для дошкольников, так и для школьников. Будет меняться только сложность упражнений и величина предметов, с которыми осуществляются манипуляции.
Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.
Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.
Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).
Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.
Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.
Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.
Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Предварительный просмотр:
Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка
Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.
Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.
Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.
Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.
Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.
Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.
Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:
- Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
- Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
- Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
- Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
- Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
- Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
- Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
- Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.
Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.
Предварительный просмотр:
С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?
Очень часто родителей интересует, с какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом. Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Если родители заметили отставание ребенка от сверстников им стоит обратиться с проблемой к специалисту незамедлительно.
На консультации логопед проведет обследование ребенка, даст родителям все необходимые рекомендации. Не откладывайте поход к логопеду:
- во-первых, упущенного времени не вернуть;
- во-вторых, выслушав специалиста, вы получите полезную информацию;
- в третьих вы перестанете беспокоиться, что с вашим ребенком что-то не так;
- в четвертых при необходимости вам посоветуют консультации невропатолога, психоневролога, окулиста, отоларинголога, психолога;
- в пятых определитесь, с какого возраста вашему ребенку рекомендовано начинать занятия с логопедом
Характеристика речи детей от 2 до 3 лет.
Словарь. В два года словарь ребенка - 250-300 слов. Недостаточно развито понимание обобщенного значения слов. Дети пропускают в слове слоги, вставляют лишние звуки в слово, а при стечении согласных пропускают один звук («тол» - стол ).
Грамматика. Предложения состоят из одного слова, появляются предложения из нескольких слов. Речь еще очень несовершенна. Допускают ошибки в роде, в числе, в падеже существительных.
Звукопроизношение. Ребенок правильно произносит следующие звуки ( п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь). Дети или пропускают, или заменяют следующие звуки (с, з, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь, л).
ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ.
Словарь. В три года словарный запас составляет 800-1000 слов. Дети неправильно произносят длинные и мало знакомые слова.
Грамматика.Ребенок говорит короткими предложениями, состоящими из нескольких слов. Порядок слов в предложении не всегда правилен, нарушается согласование слов в предложении.
Звукопроизношение. Дети смягченно произносят некоторые согласные. Свистящие с, з, ц произносят недостаточно четко, заменяют, пропускают. Недостаточно четко произносят звуки ш, ж, ч, щ, не редко они пропускают или заменяют эти звуки. Звуки л, р пропускают, заменяют.
ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ.
Словарь. К четырем годам словарь детей достигает 1900-2000 слов. В речи появляются новые слова, образованные по аналогии.
Грамматика. Дети используют в речи распространенные предложения. Речь становиться более последовательной, связной.
Звукопроизношение. Звуки ребенок произносит более правильно и четко. Замена шипящих и свистящих звуков исчезает. Произношение некоторых звуков у детей может быть не сформированным. Звуки л, р произносят не все дети.
ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ.
Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000. В речи встречаются перестановки и пропуски слогов и звуков только в трудных малознакомых словах (регулировщик и т. п.).
Грамматика. У детей увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В речи ребенок использует все части речи.
Звукопроизношение. Дети готовы к правильному произношению и восприятию всех звуков родного языка. Встречаются недостатки произношения: шипящих; звуки р, л заменяются. Встречается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной слоговой структурой.
ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ.
Словарь. Словарный запас увеличивается до 3000-3500. Грамматика. Ребёнок овладевает основными закономерностями соединения и изменения слов в предложении. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам. Звукопроизношение. Дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.
Предварительный просмотр:
Недостатки устной и письменной речи у учащихся начальных классов
Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательных школ являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы:
Первая группа - фонетические нарушения речи. Они выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении или подвижности артикуляционного аппарата - зубов, челюстей, языка, неба - или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов. Типичные примеры нарушений, относящихся к данной группе,- велярное, увелярное, или одноударное, произношение звука р, мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произно¬шение свистящих и т.д. Такие нарушения произноше¬ния звуков часто называют в литературе антропофоническими. Они обычно не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний, но могут влиять на формирование личности.
Вторая группа — фонематические нарушения. Они выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками, Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме. Подобные нарушения иногда называют фонологическими.
Третья группа — общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и смысловую сторону речи. Общее недоразвитие речи у детей имеет разные выражения - от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до легких форм нарушения речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Подробно информацию по теме можно прочитать в статье :
(Ястребовой А.В. "Недостатки устной и письменной речи у учащихся начальных классов" )