Конспекты коррекционно - развивающих логопедических занятий


Предварительный просмотр:

Дифференциация букв и звуков А-Я.

Цели: Дифференциация букв и звуков А-Я

Задачи:

  1. Формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;
  2. Закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;
  3. Формировать фонематическое восприятие;
  4. Развивать мелкую моторику;
  5. Обогащать и уточнять словарный запас;
  6. Совершенствовать грамматические формы речи;
  7. Развивать коммуникативные навыки;
  8. Воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
  9. Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.

Ход урока

  1. Приветствие.          Проверка готовности к занятию.

Учитель: На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят)                                                   Наши уши внимательно слушают и все … (слышат)                                                                                         Голова запоминает и … (думает)

2. Постановка цели занятия

– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.

Возьмите листы с заданиями и синюю ручку, в центре верхней строки запишите дату и поставьте точку.                                                                                                                                            

В ряду букв найдите слова. пвгрядвгакаегрязьрлапвемячнарцуксадвыуцмаквфц

Какие слова вы нашли? (ряд, грязь, мяч, мак, сад)

Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? ( одна гласная буква в середине слова.)

Чем отличаются эти слова? (В одних словах гласная буква А, а в других буква Я.)

На какие две группы можно разделить эти слова?

Распределите эти слова по группам. Я на доске, а вы на своих листочках.

Подчеркните гласные буквы красным цветом.

Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.

Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)

Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)

Как звучат согласные перед буквой А? (Твердо.)

Как звучат согласные перед буквой Я? (Мягко.)

Сформулируйте тему нашего занятия.

После ответов тема появляется на доске: “Буквы А- Я после согласных”

3. Основная часть

1. Дифференциация А-Я на уровне слога:

Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух:

Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).

Ба, та, ля, ка, мя, тя, ся, за; лак, мак, ряд, грязь, мяч, мак, сад, рад.

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы – дружная семья                                                                                                                                                                                                                     Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)            Вот большой!                                                                                                                              А это – средний.                                                                                                  Безымянный и последний –                                                                                                                                          Наш мизинец, малышок!  (поочередно прижимаем пальчики обеих рук к ладоням)                                            У-у-у! Указательный забыли.                                                                                                                                       Чтобы пальцы дружно жили,                                                                                                                    Будем их соединять.    (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)                    И движенья выполнять…                                                                                                                                                    Мы рога козы покажем.

(Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)

И рога оленя даже….(широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове)                                                                                                                                        Мы про зайку не забудем –                                                                                                                              Ушками водить мы будем.                                                                                                              (Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)              Чтобы четко говорить,                                                                                                                                                    Надо с пальцами дружить.  (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Закончите стихотворения, вставляя слова с гласными А-Я.

Дождик, дождик, поливай-                                                                                                   Будет хлеба__________.  (урожай)

Весна готовит свой парад,                                                                                             Весь мир весне весёлой_________.  (рад)

Я сижу, едва не плача:                                                                                           Очень трудная_________ (задача)

Дом на рельсах тут как тут,                                                                                           Всех умчит он в пять минут.                                                                                                Ты садись и не зевай,                                                                                                       Отправляется _______ (трамвай)    

Если всё ты будешь знать,                                                                                                    То получишь в школе _________(пять)                

Вставьте пропущенные буквы А-Я.

кв___др___т,     х___л___т,     шл___п___,     м___л____р,                             ш___пк___,   ц___пл____,       т__жесть,  кр__сить,   ст__рый,                                      т__нет,     гл___з,  т__щит,   к__мень.

Вставить недостающий слог РА-РЯ.(игра с мячом).

ИГ___                                 МЕ___                              ДЫ___

НО____                              ФА___                               СЕ___

БУ___                                  ЗА____                             ГИ____

Вставьте недостающий слог ДА-ДЯ.

ДЯ___                                         ВО___

МО___                                         ВОЛО___

Игра в мяч.

У лисы-                          лис__т___.

У белки-                         бельч__т__.

У ежа-                             еж__т__.

У волка-                         волч__т__.

У зайца-                        з__йч__т___.

Вставьте нужные по смыслу слова.

Надо …….игру                                             начинять

Мама будет……. пирог рыбой                    начинать

Скульптор ……… глину                              мял

Дима ещё очень ….                                      мал

Сын ….. как мама….                                    глядит

                                                                        гладит

Юра был….., что попал в первый…..                     рад

                                                                                    ряд

Цветок у Вали….                                                       завал

На дороге после урагана ….                                     завял

Приятный запах у  …                                                маты

В спортивном зале тяжёлые  …                               мяты.

Записать слова в три столбика.

А                                         Я                                     А-Я

Арбуз  Маяк                                Автомат                        Мост                  земляника                                                       моряк                                 аист                            яблоко                           обезьяна                              лилия

Какое слово лишнее? (мост)

Собери и запиши слова из  букв. Объясни их значение.                                                         Отметь мягкость – твёрдость согласных перед гласными А-Я.

д,д,я, я                          н,н,я,я                      к,р,т,о,а,н

 з,м,л,е,я                       к,р,я,а,о,г

 Вставьте пропущенные буквы А-Я. «Подружи слова».

Хитрая                                         б___бочк___

Ловкая                                           мышк___

Пушистая                                      зме___

Серая                                             обезь___н___

Ядовитая                                       кошк____

Яркая                                             лис____

Заключительный этап

– Какие согласные мы учились различать на слух?                                                                                         – С какой парой букв мы работали на занятии?                                                                                    – Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме?                                                           – Какая из букв обозначает твердость согласного на письме?

Литература.

  1. Коррекция оптической дисграфии. Мазанова Е.В.
  2. Весело, забавно, интересно. Дидактический материал по профилактике и коррекции дисграфии у учащихся начальной школы С-Пб 2008 год.
  3. Занимательные занятия логопеда для школьников. Яворская О.Н.2014год.
  4.  Козырева  Л.М.Тайны твёрдых и мягких согласных 2007 год.



Предварительный просмотр:

Конспект по теме «Дифференциация звуков и букв Г-К»

Цель: «Дифференциация звуков и букв Г-К»

Задачи:

  • развивать слуховую дифференциацию звуков Г и К;
  • развивать фонематического восприятия;
  • закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К,
  • дифференциация звуков.
  • развивать внимание, самоконтроль.

Ход занятия

Организационный момент

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Чтобы узнать какие звуки мы с вами будем сегодня изучать, вам нужно собрать картинку и узнать кто же герои нашего занятия (разрезная картинка)

Какие первые звуки в этих словах? С ними мы сегодня и будем работать.

1. Артикуляционная гимнастика.
Повторим нашу зарядку для языка.
- Качели
- Лошадка
- Грибок.
Произнесём звуки.
Звук Г звонкий, голос звучит, голосовые связки вибрируют. Приложите ладонь к горлу чувствуете вибрацию.
К — глухой звук, голос не звучит, голосовые связки не вибрируют.
Сравним эти звуки
Положи ладонь, чувствуете дрожание, тогда это звонкий звук, если дрожания нет, то звук глухой.



2. Игра «Эхо» Повторим за мной слоги (по очереди):

Ка-га, го-ко, го-ко-го, ка-га-ка, га-ка-га-ка, го-ко-ко-го, ко-го-го-ко.

3. Повторим чистоговорки со звуками Г-К.

Га-га-га – у козы рога.
КА-ка-ка – вот течёт река.
Го-го-го – не вижу никого.
Ко-ко-ко – кот далеко
Гу-гу-гу – гуси на лугу
Ку-ку-ку – сидит кукушка на суку.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа на карточках.

Сейчас мы выполним задания на карточках
Подчеркните букву Г в каждом ряду карандашом.
наругкоешалгзвгвдргпнпгпнпгеоагкренпгко
егарегеопшегкоанпрегаоешплкгаопгешнрнф
пгкшнлгаопгпгеонпгшгоктангбуклегагекугс
Вставь букву К зелёной ручкой, Г — синей.
Рыб...а, ...аша, по...а, раду...а, мар...а, ...апуста, бал...он, ...азета, доро...а, о...онь, о...но,бу..варь, ..итара,..ерой,..омната, ..увшин.

6. А теперь мы с вами немного поиграем в игру «Кто больше?» работем по парам. Необходимо придумать и записать как можно больше слов в 2 столбика, начинающихся на буквы Г и К. Посчитаем какая пара придумала и записала больше слов.

II. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ.

- давайте вспомним чем мы занимались сегодня на занятии.
- выводы.



Предварительный просмотр:

Конспект по теме «Дифференциация звуков и букв В-Ф»

Цели: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»

 Задачи занятия:

- развитие слуховой дифференциации звуков;
- развитие фонематического слуха;
- развитие логического мышления,
- развитие внимания, памяти;

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка домашнего задания.

2. Основная часть

Рассмотрите символы, подходящие для звуков В-Ф, на доске нарисован колокольчик и наушники. Определите какой символ подходит к каждому звуку. Дадим характеристику звуков В-Ф.
Послушайте стихотворение и посчитайте слова со звуком В, которые вы встретите.

В — важна и величава.

Очень много нужных слов

От нее пошло начало,

Словно реки от ручьев.

Обведём по точкам героя занятия. ( На карточках у детей нарисован филин) Какой звук в начале слова?
Звук В звонкий, участвует голос. Приложив ладонь к горлышку ощущаем вибрацию.
Звук Ф глухой, голос не участвует.
Сравним звуки, положите ладонь к горлышку и произнесите звуки. Что вы чувствуете при произнесении звуков.

Игра «Эхо»

Я буду называть слоги, а вы правильно повторите. Во-фо, фо-во, ва-фа, фо - во - фо, во - во - фо, Фо - во - фо - во, вы - фы - фы -вы, ва-фа-ва-ва.
Послушай и назови, где находится звук В в словах, в начале, середине, конце:
Вася, павлин, морковь, верблюд, ворона, корова.
А теперь определим, где находиться звук Ф в слове.
Федор, жираф, фрукты, кофта, фонарик, флаг.



Физкультминутка

Вёз я вазу на возу, Загляделся на козу.
Ваза с воза звонко-звяк!
На глазах у всех зевак.
Давайте посчитаем сколько слов со звуком В встретилось в этом стихотворении.
Задание на карточках. Зачеркни букву В.

АВРИВОАРВДФВЖВКШВЗХВДВАВРИВОАРВДАВРИВОАРВДФВЖВКШВЗХЛОГРЬИВЦУКВДЛОВЩШГРВЗЩОВЩШГРВЗЩЩОВЩШГРВЗЩАИ
ГВИРНВОАПВХЗЩШВРОВПВКУВШВРОВПВКУАВРИВОАРВДФВЖВК

Обведи букву Ф.

ВАФИРЫФОРНАФИПАКВФДЖРАОРНАФИПАУАОРНАФИПАУ
ФИТРВВКФИКПФКРОЛФАЕНФПРПФКРОЛФАЕРПФКРОЛРОЛФ
ПАФХЗЕУКУФДЛОРИФПАФНРФЦПФКРОФМФФПАФНРФЕКА

А сейчас мы поиграем в игру, для этого разобьемся на пары, каждому нужно будет придумать как можно больше слов начинающихся на букву В,Ф. Мы посчитаем какая пара придумает больше слов, та и победит.

(Дети по очереди читают слова, которые они записали) ( Аналогично можно придумывать слова со звуками в середине слова и в конце)

Подведение итогов

Вспомните, что мы делали на сегодняшнем занятии? С какими звуками мы сегодня занимались. Давайте вспомним их характеристику(индивидуальная работа) На карточке перечислены характеристики звуков, ребенок должен соединить стрелочками подходящие. Проверка.



Предварительный просмотр:

 Дифференциация звуков и букв З-С

Цель: Дифференциация звуков и букв З-С

 Задачи:

Коррекционно-обучающая:

-Учить дифференцировать звуки [з], [с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

-Формировать навыки слогового анализа и синтеза

-Закрепление навыка правильного написания

-Закрепление навыка согласования прилагательных и существительных

Коррекционно - развивающая:

Развитие мышления, зрительной памяти, внимания, фонематического слуха.

Организационный момент:

Ребята, назовите как можно больше слов на звук З (развитие слуховой дифференцировки)

Основная часть.

Введение  тему занятия. Сегодня на занятии мы будем говорить о звуках [з] и [с] и буквах з и с. Давайте откроем тетради и запишем число и тему занятия.

  1. Давайте дадим характеристику звукам [з] и [с]

Дети: [з]-согласный, звонкий, твердый

[с]-согласный, глухой, твердый

2. Логопед: А теперь давайте по цепочке почитаем слоги со звуками [з] и [с]:

За-са-за         ас-аз-ас         са-за-са          

Зо-со-со        ос-оз-оз        ско-зко-ско

Зу-су-зу        уз-ус-уз         ску-зку-ску

  1. П о с л у ш а й т е слова. Распределите слова в 2 столбика, выделяя звуки [з] или [с] в слове.

Транскрипция, самолёт, зодиак, парус, земля, золото, сено, маска, зонт, зрение, смола, глаза, скрип, самокат, зерно, слон, здоровье, слово, закат, столб, заяц, зебра, случай, забота.

4. Игра «Путаница»

Логопед: Дети, составьте и запишите слова из перепутанных слогов:

ЛАЗ- СКА-ЛО       РО-ВЬЕ-ЗДО                   РЁ-БЕ-ЗА

ЩИ-ГЛА-ЗИ         СА-ВАЛ-МОС                 РАЗ -КА-ВЯЗ

НО-СЕ-КОС          ЗОЧ-НИК-СКА                СОК-КО-ЛО

5. А теперь ребята давайте отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Все движения производим сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз. На столах лежат снежинки.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз

Мы снежинку увидали-

Со снежинкой мы играли

(берут снежинки в руку, вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

(отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(отвести ее влево)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(поднимать снежинки вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз)

Все! На землю улеглись.

(покружить снежинки и положить на парту)

Глазки закрываем

(закрыть ладошками глаза)

И тихонько отдыхаем.

6. Работа в тетради. Составьте и запишите словосочетания со звуками [з] или [с], используя слова 1 и 2-го столбиков

Песня       свежее

Забор        звонкая

Сено         сильный

Соня         высокий

Слон         злая

Собака     сильный

7. А сейчас отгадайте загадки. Запишите отгадки. Запомните правописание этих слов.

Сидит бедняжка,

Пыхтит в квашне:

– Ах, как мне тяжко,

Как тесно мне!..

Спасите

От злобной одышки,

Пустите на сдобные пышки!

                        (Тесто)

Целый день

Играют в прятки

С ветром

Рыжие заплатки.

                        (Листопад)

                       

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот.

                        (Экскаватор)

На дороге – лежит,

Под машиной – бежит.

Пока молод – черный,

Теплый, размягченный.

А как постареет,

Затвердеет, поседеет.

                        (Асфальт)

8. Работа с текстом.

Задание: из данных наборов слов составь предложения. Запиши предложения по порядку так, чтобы получился рассказ.

Земляника.

Ваня, лесом, любовался. Ваня, собирать, землянику, стал. Деревья, праздничные, стояли. Соком, налилась, алым, земляника. Были, ягодки, похожи, серьги, на, красные. Угостил, свою, он, ягодами, сладкими, бабушку

А теперь (имя ребенка), прочитай свой текст. Молодцы!

9. Итог занятия.

О каких звуках мы сегодня говорили?

Какие задания вам понравились больше всего?



Предварительный просмотр:

Дифференциация [Ч]-[Ш] в словах.

Цель: Дифференциация [Ч]-[Ш] в словах.

Задачи:

1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [Ч]-[Ш];

2.Развитие навыков  фонематического анализа и синтеза слов со звуками [Ч]-[Ш];

3. Уточнение и расширение словаря

4. Развитие навыка слогового анализа;

ОБОРУДОВАНИЕ: фишки (красные, зелёные, синие), мяч, карточка с заданием, ручка, тетрадь, мяч, разрезная азбука, предметные картинки (шарик, чайник), цифры от 1-9.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Рассмотрите картинки и скажите, с какого звука начинаются названия картинок (чайник, шарик) – [Ч],[Ш].

Сегодня на уроке с какими звуками и буквами мы будем работать?

-   [Ч], [Ш]. с буквами Ч. Ш.

- дайте характеристику звукам  [Ч],[Ш].

- [Ч] – согласный, мягкий, глухой.

- [Ш] – согласный, твёрдый, звонкий, парный.

2. Повторите за мной чистоговорки

Ча-ча-ча  - вот с арбузами бахча.        

Чи-чи-чи – гнёзда вьют весной грачи.

Че-че-че – говорим мы о враче.          

Чу-чу-чу – я пятёрку получу.

Ши-ши- ши – шалят наши малыши.   

Ша-ша-ша – наша Маша хороша             

Щу-щу-щу ботинки я чищу.

Шу-шу-шу – Шуре я письмо пишу.         

Шо-шо-шо – я читаю хорошо..

3. Игра: «один - много» (мяч)

мышь – мыши, шалаш – шалаши, малыш – малыши, машина – машины, шар – шары, шишка – шишки, кошка – кошки,  шашка – шашки.

4. Скажи о предметах в уменьшительной ласкательной форме. (мяч)

Шкаф – шкафчик           

булка – булочка        

стул – стульчик

Стакан – стаканчик        

диван – диванчик      

ложка – ложечка

Окно – окошечко            

горшок – горшочек.

5. Звуко – буквенный анализ слов. (Фишки)

каша, мяч, шаг,  шарф, туча, шар, дача.

6. Повторите на слух «слова – друзья» тройками:

шум – шуба – шутка           

шина – шило – машина

тишь – мышь – спишь       

шьёшь – пьёшь – идёшь

каша – наша – ваша             

кошка – мошка – окошко

7. Определи место звука в слове.

Чай, чек, мяч, жучок, волчонок, кочан, вечер, бич, ткач, грач, калач, ключ.

Шаг, шар, шорты, машина, башня, горошек, наш, ландыш, малыш.

8. Запиши слова в два  столбика: в первый со звуком [Ч], во второй [Ш],

Чай, шаг, шар, чек,  каша, мяч, жучок, груша,  кочан,  шум, шуба, вечер, бич, ткач,  шутка, грач,   мыши, уши, калач,  галоши, ключ.

9. Измени слова по образцу.

Образец: мужик – мужичок

Черпак – черпачок       

Знак – значок

Червяк – червячок        

Чеснок - чесночок

 Вечер – вечерок          

Жук – жучок

10. Деление слов на слоги (прохлопай слова, и покажи ту цифру, сколько слогов в слове)

Чай, чек, черепаха, черёмуха, туча, дача, шаг, каша, ваша, шина, мышонок, порошок, шалаши.

11. Пословицы и поговорки. (Объясните значение пословицы)

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Шила в мешке не утаишь.

12. Отгадай загадку..

1. Лёгкий, круглый, но не мяч, и не прыгает он вскачь.

На верёвочке висит, зазеваюсь улетит.

 

2.  Я с полями, с козырьком, с лентой алой и цветком.

Защищаю голову от солнца и от холода.

 

3. Рисовал я на бумаге ручейки, леса, овраги.

Оттого, что рисовал, я поменьше ростом стал.

(Шар,  шляпа, карандаш)

13. Сколько в слове букв покажи цифру:

Шаг, шапка, шакал, шарф, шалун, каша, крыша, мышонок, гребешок.

Чудо, чек, чугун, мяч, бич, печка,  чепчик, чудак, дача, грач.

14. Вставь в слова пропущенные буквы [Ч]-[Ш]   прочти,  Спеши слова.

…ервяк,  …аг, …апка, мя…ик, …итать, …акал, …арф, …ижик, …алун, ка…а,  пла…,   кры…а, мы…онок,  …ек, …ина,  …ай,  …ло,   у…и,  …удо, ..ум, гало…и,  …уба, …утка, гребе…ок.

15. Выложи из разрезной азбуки слова.

ткач, шапка,  речка, мыши, мешок, шуба,  бочка.

16. Обведение шаблонных предметов, штриховка предметов.

Чайника, шарика, шапка, калач, галоши.

17. Итог урока:

Скажите, с какими звуками мы сегодня работали?

Какое упражнение вызвало у вас затруднение?



Предварительный просмотр:

Дифференциация букв И-У на письме.

Цель: Дифференциация букв И-У на письме.

Задачи:

  1. Учить различать буквы И-У на письме
  2. Развивать фонематический анализ и синтез.
  3. Развивать зрительную память и зрительно- пространственную ориентировку.
  4. Активизировать словарь.
  5. Развивать самостоятельность и аккуратность.

Ход занятия.

  1. Сядет тот, в чьём имени есть буква И.
  2. Сядет тот в чьём имени есть буква У.
  3. Сядут все остальные.

Развитие пространственных представлений.

Нарисовать точку, ниже- крестик, справа от точки- круг. Нарисовать кружок, справа от него крестик, сверху крестика поставить точку.

Сообщение темы.    Рассмотрите элементы букв и составьте буквы.

Какие буквы у вас получились?     Сегодня на уроке мы будем говорить о буквах И-У.

Что вы можете о них сказать? (гласные).

Звук У- гласный 1 ряда, он не обозначает мягкость согласных.

Звук  И – гласный 2 ряда, он обозначает мягкость согласных.

Будем подчёркивать  их красным цветом.

Развитие фонематического восприятия.

Послушайте звуки и поднимите соответствующую карточку с буквой У-И.

Звуки: П,А,О, Щ, И, У, В, О…

Хлопните, если услышите слог со звуком У.

Слоги: ПО,ПИ,ТИ, ЖУ, ЧИ, КУ..

Хлопните, если услышите слог со звуком И.

Слоги: МИ,ДИ, ХИ, ТУ,ДУ,ПА..

Расшифровать символы.  Образец на доске.

Вместо стрелки вправо –И, вместо стрелки вниз –У

Отгадайте загадки, ответы зашифруйте человечками.

Найдёшь их в озёрах,                                                                                                                                         В излучинах рек                                                                                                                                                                              И в бочках с водой                                                                                                                                    На витринах аптек. (пиявки)

                                                  По волнам гуляет зонтик,

                                                  Если встретите- не троньте!

                                                   Вот так чудо, вот так диво!

                                                  Зонтик жжётся, как крапива. (медуза)

Стой, платва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду!  (щука)

                                                    По сути- зверь, а с виду- рыба,

                                                   Огромен, я его боюсь,

                                                   А догадаться вы могли бы,

                                                    Кто пищу цедит через ус?   (кит)

Эта рыба - людоед,

Не просись к ней на обед. (акула)

                                                     В реках африки живёт

                                                     Злой зелёный пароход!

                                                     Кто б на встречу ни поплыл

                                                     Всех проглотит…..( крокодил).

Подбери и запиши слова наоборот. Выдели И-У.

Широкий-

Неряшливый-

Длинный-

Красивый-

Письменный-

Скучный-    

(узкий, аккуратный, короткий, уродливый, устный, интересный)

Запишите слова в 2 столбика  с буквами И-У.

М___л         п___ть                шп___лька             м____шка.

Вставьте пропущенные буквы И-У.

ш___т____ть                   ____к____с_____ть            м____льтф_____льм

м____жч____на              ____гр___шка                     м_____ск____л

п___тн___к                     п___гов___ца                      р___к____

к___н___ца                     к____р___ца                       л___ч____к___

Соберите рассыпанные буквы И-У.  

а, у, и, т, л, к                       а,у, л, ц, и                   т,с, ф, и, у, г, и,р

ж, и, п, у, р,а,н                    н, к, и, ш,у,в              и, у,у, з, м, д,р.

(улитка, улица, фигурист, пружина, кувшин, изумруд).

Назови ласково.

Кувшин- кувшинчик                                               бусы-

Изба-                                                                        бинт-

Клумба-                                                                    ухо-

Вилка-                                                                      миска-

Игрушка-                                                                  курица-

Шуба-                                                                       голубь-

Пихта-                                                                      будильник-

Измени слова по образцу.  Как назвать эти слова одним словом? Ответ зашифруй человечками.

Рубанок- рубанки                               тяпка-

Отвёртка-                                            топор-      

Пила -                                                   дрель-

Молоток-                                             лопата-

Сверло-                                               напильник-                                        

Загадка.                                                                                                                                                        Цветок в воде родится,
А воды не боится.                            Кувшинка  (Детям выдаётся раскраска кувшинки).

Литература:

  1.  Коррекция нарушений письменной речи. Под редакцией Яковлевой Н.Н.2004 год.
  2. Коррекция оптической дисграфии. Мазанова Е.В.
  3. Весело, забавно, интересно. Дидактический материал по профилактике и коррекции дисграфии у учащихся начальной школы С-Пб 2008 год.
  4. Занимательные занятия логопеда для школьников. Яворская О.Н.2014год.



Предварительный просмотр:

Дифференциация У-Ч

Цель: дифференциация  звуков и букв У-Ч

Задачи:

  • отработка и закрепление правильных движений руки при написании букв У, Ч с помощью мнемотехнического приёма;
  • уточнение пространственных ориентировок;
  • уточнение понятий «звук», «буква», «слово», «предложение»;
  • развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие творческого мышления, анализа и синтеза;
  • формирование навыка контроля;
  • обогащение и активизация словаря;
  • закрепление правописания имён собственных;
  • формирование интереса к логопедическим занятиям.


Оборудование :

картинки-опоры с изображением Звукознайкина, изображения черепахи и улитки, слова на карточках, демонстрационные карточки Уу, Чч, изображения зонтиков с ручками, повёрнутыми влево и вправо; изображения котёнка, щенка, зайчика, медвежонка Умки, воробья; карточки со словами- кличками животных у каждого; «волшебный квадрат», карточки с деформированными словами закрюк, руспа и правильными вариантами; таблицы с вопросами Что у Ули? Что у Читы?; изображение пчёлки; буквенные таблицы к дидактической игре «Пчёлка» у каждого.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Психологический настрой («Протяните ладошки, если готовы работать со мной»). Доброе утро и солнцу, и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам! Улыбнитесь друг другу. Нарисуйте на ладошке солнышко.

2. Сообщение темы.

Кто наш гость? (Звукознайкин) Почему его так зовут? О чём он хочет сказать, о звуках или буквах? (картинка-опора на доске). Почему?
Внимательно послушайте чистоговорку. Какой звук слышится часто?
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

мальчик с ухом

мальчик и глаз

Угадайте звук по губам («у»). О чём теперь хочет сказать
Звукознайкин, о звуках или буквах? (картинка-опора на
доске). Почему? Для звуков «у» есть буквы. (На доске демонстрационные карточки заглавных и строчных букв). Сравнить строчные буквы у-ч (не похожи). Сравнить заглавные буквы (похожи). Будем различать буквы 
У-Ч. Показать одинаковые элементы. Показать элементы, которыми буквы различаются. Элемент буквы У ведём влево, буквы Ч - вправо. Как же запомнить, у какой буквы, какой элемент?

3. Уточнение пространственных ориентировок.

Вспомним, где левая, где правая рука. Возьмитесь левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое. Закройте левой рукой правый глаз, положите правую руку на левое плечо, попрыгайте на
левой, на правой ноге.

4. Звукобуквенный анализ слов, развитие внимания.

Научиться различать буквы нам помогут наши гости. Кто на себе свой домик носит?

Черепаха

(изображения черепахи и улитки на доске). Под картинками прикрепляем
таблички со словами

уликта, черехапа.

Найти ошибки, подчеркнуть буквы,
которые поменялись местами.
Прикрепляем правильный вариант:

улитка, черепаха.

Для чего нам нужны заглавные буквы?
У черепахи и улитки тоже есть имена.
На доске таблички 
_ита, _ля.

Улитка



5. Знакомство со способом различения букв.

Уля – улитка - «нажимаем» на звук «Л’», ведём руку влево
Чита - черепаха - «нажимаем» на звук «П», ведём руку вправо.

ЗонтикиВставляем букву на больших карточках на доске. Напишите пальчиком на столе букву, первую в слове «Уля», в слове «Чита». Проговариваем вслух все операции.

Давайте внимательно рассмотрим вторые элементы букв У, Ч. Что они напоминают? (Дети предлагают варианты). Посмотрите на зонтики. Какие их части напоминают элементы букв? Какой зонтик подарим Уле, а какой Чите? Чем отличались зонтики?
(предварительно закрыть картинку)

Индивидуальная работа с карточками: Из ряда заглавных букв выбрать буквы, имеющие элемент а) как у буквы У; б) как у буквы Ч.

6. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

Кто так медленно ползёт,
Дом свой на себе везёт?
Проползёт ещё немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибкой
Медленно ползёт улитка.

Одна ладошка накрывает другую, улитка медленно «ползёт»;
указательный и средний пальцы высовываются из-под ладошки – «рожки»;
улитка «ползёт» с высунутыми рожками.


7. Уточнение пространственных ориентировок.

Работа в тетрадях в клетку.
Рисование спирали улитки одновременно двумя руками. Графический диктант «Черепаха». Подписать рисунки именами героев. Проговариваем операции.

8. Отработка способа различения букв У-Ч.

А) Когда ещё используем заглавные буквы? (при написании названий городов, рек и т.д.) Как называется город, в котором мы живём? На доске названия городов с пропущенными первыми буквами. Читаем, вставляем буквы, используя способ различения: __фа, __ита, __хта. Если дети затрудняются, слова называет логопед.

Б) В этих городах живут друзья черепахи и улитки. Вот они. На доске таблица с кличками животных: Черныш, Ушастик, Уголёк, Чирик. Изображения животных прикрепляем по одному. Как зовут зайчика, воробья, котёнка, щенка? Почему их так назвали? А этот медвежонок получил своё имя за то, что был очень умным (картинка на доске). Как его зовут? (Умка). Внимательно прочтите их имена ещё раз. Что интересного заметили? (начинаются с букв У, Ч)

9. Самостоятельная работа.

У каждого ученика карточка с именами животных (закрыть слова на доске). Вставить пропущенные первые буквы, пользуясь опорами на доске. Взаимопроверка.

10. Релаксация.

Звучит «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Встать, потянуться, покачать руками над головой. Упражнение «Ленивые восьмёрки». Качаем головой, наклонив вниз.

11. Развитие мышления, зрительного восприятия.

Волшебный квадрат

Дидактическая игра «Волшебный квадрат».
Умка любит решать головоломки.
Вот одна из них. На доске квадрат, разделённый на 9
частей. В первых двух клетках элементы буквы, в третьей
клетке целая буква. Установить закономерность.
Заполнить пустые квадраты на доске. Самостоятельная
работа. Учащиеся выполняют аналогичные задания в
тетрадях самостоятельно.

12. Слоговой анализ и синтез. Работа с предложением.

Когда ещё бывает нужна заглавная буква? (Вспоминаем правило о написании первого слова в предложении). Может ли буква «У» быть отдельным словом? Читаем вопросы на доске:

Что у Читы?

закрюк

Что у Ули?

руспа


Слова-подсказки помогут ответить на вопросы. Разделите их на слоги. Слоги поменяйте местами. В случае затруднений обращаем внимание на изображения черепахи и улитки (У черепахи за спиной рюкзак, у улитки домик с парусом).

Составляем полные ответы на вопросы: У Читы рюкзак. У Ули парус. Покажите столько пальчиков, сколько слов в предложении. Назовите первое, второе, третье слово. Как пишутся слова в предложении? (отдельно). Записать предложения в тетради, используя способ различения букв.

13. Подведение итогов.

Алфавит

пчелка

Что учились делать на занятии? Кто помогал различать заглавные буквы У-Ч? Как не перепутать буквы? Какие задания понравились?

Что напоминает звук «у-у-у»?
(гудение пчелы). На доске изображение пчёлки. У каждого буквенное поле. Передвигаясь вместе
с пчёлкой от буквы «М» по командам (три клетки вправо, остановка; вправо, вверх, остановка и т.д.), «собираем» слово-оценку работы на занятии (молодец). Сюрприз пчёлки – конфеты каждому ученику.