Авторские методики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шушенская начальная общеобразовательная школа
«Согласовано» Зам. директора по УВР М.Н. Ермакова ______________ | УТВЕРЖДЕНА Приказом от_________№____ |
Рабочая программа
«В стране правильной речи»
дополнительная общеобразовательная программа
для детей 6 - 10 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Учитель-логопед
Мусихина
Наталья Николаевна
р.п. Шушенское 2020.
Рабочая программа факультатива «В стране правильной речи» разработана на основании следующих документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Шушенской начальной общеобразовательной школы /с изменениями в соответствии с Приказами Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18 декабря 2012г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643, от 18 мая 2015 г. № 507/
Пояснительная записка
Настоящая программа носит социально-педагогическую направленность и ориентирована на работу с детьми младшего школьного возраста (6-10 лет).
Данный курс может быть интегрирован во внеурочной деятельности по социальному направлению.
Актуальность программы.
Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребёнку нравится играть, особенно со сверстниками. Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начала ребенка. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству. Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе. Курс направлен на воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение. Поскольку именно в процессе работы происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Школа – это первый социальный институт ребенка, именно там он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в ее имитации. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Особенностью данной программы является то, что материал, методы, формы и приёмы работы подобраны с учётом возрастных и психофизических особенностей детей младшего школьного возраста. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
Форма обучения – очная.
Группа постоянного состава 10 детей (от 6 до 10 лет.) 1-го года обучения.
Дети занимаются во второй половине дня в течение всего календарного года, включая каникулярное время, 2 раза в неделю по 1 учебному часу (45мин.). Понедельник - 14ч.00 мин.– 14 ч. 30 мин. Среда - 14ч. 00 мин. – 14 ч. 30 мин.
Приём обучающихся проводится по желанию детей и родителей.
Цели программы: Обучение каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развитие познавательных и творческих способностей учащихся через искусство художественного слова, театрализацию.
Задачи программы:
Развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми.
Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.
Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.
Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.
Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
Расширять диапазон и силу звучания голоса.
Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п.).
Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Нормировать четкую, грамотную речь.
Пополнять словарный запас, образный строй речи.
Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать интонационной выразительностью речи.
Общая характеристика курса:
В основу программы факультатива были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
-принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (Уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология);
-принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Педагогическая целесообразность для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Ценностные ориентиры
Занятия детей создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной идеи). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество. Занятия обладают уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
-уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
-расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
-способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) социальной действительности и внутренней жизни человека;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
Предметные результаты:
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-строить сообщения в устной и письменной форме; -
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Предполагаемые результаты первого года обучения:
К концу обучения учащиеся научатся:
-активизировать свою фантазию;
- «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
-видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
-коллективно выполнять задания;
-культуру суждений о себе и о других;
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
.
Содержание курса.
Содержание курса | 2 часа в неделю |
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей. | 4 |
Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений. | 6 |
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре. | 2 |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации. | 12 |
Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» речевой ситуации. Составление связного высказывания. Выбор атрибутов. Развитие артикуляционной моторики. | 49 |
Итого: | 83 часов |
Тематическое планирование
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Общение и его значение в жизни.
| Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей. | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении Формирование представления о звуках речи. |
Аудирование.
| Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений. | Выполнение простых инструкций. |
Дикция и выразительность речи. (11 час) | Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре. | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. |
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. | Составление диалогов. Определение темы ситуации. | «Чтение» телесных и мимических движений. |
Правила речевого общения. | Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания».. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной | Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми, о ближайшем социальном окружении, учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). |
Календарно - тематическое планирование.
№ | Дата | Тема | Корректировка |
1 четверть – 18 часов | |||
01.09.2020 | Здравствуй, школа! Правила техники безопасности. | ||
03.09.2020 | Лето пролетело. | ||
08.09.2020 | Путешествие в зеленую страну. | ||
10.09.2020 | Дикие животные | ||
15.09.2020 | Путешествие в Красную стану | ||
17.09.2020 | Путешествие в Желтую страну | ||
22.09.2020 | Путешествие в Оранжевую страну | ||
24.09.2020 | Осень | ||
29.09.2020 | Растения (деревья, кусты, цветы) | ||
01.10.2020 | Овощи | ||
06.10.2020 | Фрукты | ||
08.10.2020 | Откуда овощи в магазинах | ||
13.10.2020 | Кто мы? Какие мы? | ||
15.10.2020 | Домашние животные. | ||
20.10.2020 | Путешествие в Синюю страну. | ||
22.10.2020 | Путешествие в Фиолетовую страну | ||
27.10.2020 | В лес за грибами и за ягодами | ||
29.10.2020 | Части суток | ||
2 четверть – 17 часов. | |||
03. 11. 2020 | Зима | ||
05.11. 2020 | Птицы | ||
10.11. 2020 | Братья наши меньшие (дикие и домашние звери) | ||
12.11. 2020 | Чайная посуда | ||
17.11.2020 | Столовая и кухонная посуда | ||
19.11.2020 | Мебель | ||
24.11.2020 | Одежда | ||
26.11.2020 | Обувь | ||
01.12.2020 | За покупками | ||
03.12.2020 | Путешествие в Голубую страну | ||
08.12.2020 | Времена года | ||
10.12.2020 | Зимние виды спорта | ||
15.12.2020 | Мы живем в городе | ||
17.12.2020 | Прогулка по городу | ||
22.12.2020 | Здравствуй, зимушка, зима! | ||
24.12.2020 | Зимние забавы | ||
29.12.2020 | Здравствуй, новый год! | ||
3 четверть – 23 занятия | |||
12.01.2021 | Улица полна неожиданностей (Как вести себя на улице) | ||
14.01.2021 | Едем в гости (Моя семья) | ||
19.01.2021 | Кто с нами живет | ||
21.01.2021 | Кто мы? Какие мы? | ||
26.01.2021 | Цветной мир | ||
28.01.2021 | Откуда хлеб пришел | ||
02.02.2021 | Мир профессий | ||
04.02.2021 | Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает…. экскурсия по зимнему парку. | ||
09.02.2021 | Если хочешь быть здоров! | ||
11.02.2021 | Лесные обитатели – звери. | ||
16.02.2021 | Помощники в путешествии: глобус и карта | ||
18.02.2021 | Праздник мужества ( 23 февраля ) | ||
23.02.2021 | Выбираем транспорт | ||
25.02.2021 | Путешествие на Северный полюс | ||
02.03.2021 | Путешествие в тундру | ||
04.03.2021 | Праздник мам ( 8 марта) | ||
09.03.2021 | Путешествие в тайгу | ||
11.03.2021 | Путешествие в смешанный лес | ||
16.03.2021 | Ярмарка | ||
18.03.2021 | Широкая Масленица! | ||
23.03.2021 | Откуда хлеб пришел | ||
25.03.2021 | «Широка страна моя родная!» | ||
30.03.2021 | «Пою мое Отечество, о Родине пою» | ||
4 четверть – 17 занятий | |||
01.04.2021 | В гости к городецким мастерам | ||
06.04.2021 | В гости к дымковским мастерам | ||
08.04.2021 | Филимоновская игрушка | ||
13.04.2021 | История русского костюма | ||
15.04.2021 | Путешествие а Африку | ||
20.04.2021 | Путешествие в Австралию и Антарктиду | ||
22.04.2021 | Путешествие в Америку | ||
27.04.2021 | Кто живет в зоопарке | ||
29.04.2021 | Праздник мира и труда. | ||
04.05.2021 | Города - герои | ||
06.05.2021 | «Этот день Победы….» | ||
11.05.2021 | Моя Сибирь | ||
13.05.2021 | Во саду ли, в огороде …… | ||
18.05.2021 | Мой поселок. | ||
20.05.2021 | Правила поведения на улице | ||
25.05.2021 | Будь здоров! | ||
27.05.2021 | Это удивительное лето! | ||
Летние каникулы 7 занятий. | |||
01.06.2021 | Лекарственные растения. | ||
03.06.2021 | Ядовитые растения. | ||
08.06.2021 | Солнце, воздух и вода!!! | ||
10.06.2021 | Добрые слова. | ||
15.06.2021 | Первая помощь при парезах. | ||
17.06.2021 | Болезни грязных рук. | ||
22.06.2021 | Игры народов мира | ||
24.06.2021 | Подведение итогов. |
Рассмотрено на МС______________________________________
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шушенская начальная общеобразовательная школа
Программа
Родительского клуба
«АБВГДейка»
Учитель-логопед
Мусихина Наталья Николаевна
2020-2021 учебный год
- Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Нарушение устной и письменной речи – достаточно распространенно среди младших школьников. Анализ результатов ежегодного обследования показывает, что более 40% детей имеют те или иные нарушения устной и письменной речи. Поэтому проблема их профилактики, выявления и коррекции становится неоспоримой.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье.
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает первые шаги, получает первые уроки жизни , а потом перед ним открывается необозримое море знаний , и курс в этом море прокладывает школа. Школа и семья должны быть взаимосвязаны. В результате возникает необходимость тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Современные родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Таким образом, высокая значимость родительского участия в профилактике и преодолении речевых нарушений с одной стороны и малая осведомленность родителей в вопросах профилактики нарушений речи, патологии и коррекции речевых нарушений, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей с другой стороны, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в речевом развитии детей.
Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями школьников. Практика показывает, что родителей школьников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями является логопедический клуб для родителей школьников.
Рабочая программа логопедического клуба «АБВГДейка» предназначена для родителей (законных представителей) младших школьников. Реализация программы логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у младших школьников.
Программа составлена в соответствии с учётом нормативных документов:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, вступивший в силу с 2011 года, предполагает введение новых подходов к организации в системе начального образования комплексной помощи детям в освоении программы в начальной школе. Отдельный раздел ФГОС посвящен программе коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
3.Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в действующей редакции).
7. Конституция Российской Федерации, ст. 43, 72.
8. Конвенция ООН о правах ребёнка.
Цель: создать условия для профилактики и преодоления речевых нарушений у младших школьников через организацию взаимодействия учителя - логопеда с родителями в условиях образовательной организации.
Задачи:
- Формирование и совершенствование педагогических компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.
- Оказание консультативно – методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений , в правильной организации логопедических занятий дома.
- Способствовать повышению логопедической грамотности родителей.
- Побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:
-принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.
-принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.
-принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.
-принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с обучающимся. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Предполагаемые результаты.
(Из результата анкетирования родителей):
-Удовлетворенность родителей проведенными мероприятиями
-Мотивация родителей на посещение мероприятий
-Повышение педагогической культуры родителей
-Удовлетворенность родителей учебно-воспитательным процессом ОО
При реализации практики формируется целостная оценка результатов для всех участников образовательного процесса:
Обучающиеся:
-развитие речевых способностей;
-создание условий для практического общения и формирования коммуникативной функции речи;
-формирование коммуникативных способностей;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
Родители обучающихся :
-создать в семье благоприятные условия для развития ребенка;
-развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
-заинтересовать родителей жизнью класса;
- повышать педагогическую компетентность родителей.
Учитель –логопед:
- достижение поставленной цели;
- удовлетворение от полученного результата;
- положительная динамика развития всех сторон речи обучающихся
- Содержательный раздел.
Темы заседаний клуба и консультаций определяются учителем-логопедом совместно и на основе родительского запроса через анкетирование. С согласия большинства родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.
Календарно - тематическое планирование
Месяц | Форма работы | Тема | Задачи |
Сентябрь | Анкетирование родителей | «Я и мой ребенок» |
|
Индивидуальные консультации | «Результаты диагностики» |
| |
Октябрь | Мастер-класс | «День рождения звука!» |
|
Интегрированное занятие «Путешествие в звукобуквию» | Знакомство с органами артикуляции. Работа по развитию фонематического слуха |
| |
Ноябрь | Семинар-практикум | «Методы и формы работы дома» |
|
Декабрь | Родительское собрание | «Подведение итогов первого полугодия» |
|
Групповая консультация | «Вопрос-ответ» |
| |
Муниципальный конкурс чтецов. | «Пою мое Отечество…» |
| |
Февраль | Родительская конференция | «Два берега одной реки» |
|
Март | Семинар-практикум | «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя логопеда» |
|
Апрель | Постановка сказки | «Репка» |
|
Май | Родительское собрание | «Итоги года» |
|
Встреча с родителями будущих первоклассников | «Нормы речевого развития детей седьмого года жизни» |
| |
Анкетирование родителей | Удовлетворенность школьным логопунктом |
|
- Организационный раздел
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Заседания клуба посещают родители (законные представители) младших школьников . Заседания клуба проводятся 1 раз в четверть, в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводятся преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Общение родителей между собой во время заседаний клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.
Для побуждения участников клуба к более осознанному и активному участию в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи целесообразно предложить родителям высказать свои пожелания или написать свое мнение, используя метод незаконченных предложений. Полученная таким образом информация позволит вносить коррективы в содержание последующих встреч.
Формы взаимодействия:
- индивидуальные
- групповые
- коллективные
К индивидуальным формам работы относятся приглашения в школу, индивидуальные консультации логопеда;
К групповым – тематические консультации, классные детские мероприятия;
К коллективным – конференции, вечера вопросов и ответов, анкетирование, круглые столы.
Главные отличия таких встреч от традиционных собраний:
- информативный характер общения педагогов и родителей;
- равноправное положение и активность всех участников обсуждения;
- положительный эмоциональный фон, который создается за счет просмотра занятий, игр в рамках обсуждаемой темы;
- обратная связь по итогам совместной деятельности.
Данная программа позволяет решить поставленные задачи и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников.
Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием ее целей и личной заинтересованностью.
Оценка результативности реализации программы.
С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (приложение 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета – знакомство
Уважаемые родители, просим Вас заполнить эту анкету для облегчения дальнейшего общения с Вами и Вашим ребенком.
- Фамилия, имя ребенка, дата рождения_________________________________
- Фамилия, имя, отчество родителей____________________________________
- Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка? ______________
- Кто еще из членов семьи, родственников или близких знакомых принимает активное участие в воспитании ребенка? _______________________
- Как Вы называете своего ребенка дома? _______________________________
- Умеет ли ребенок играть самостоятельно? _____________________________
- Его любимые игрушки, игры? ________________________________________
8.О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы бы хотели сообщить учителю-логопеду?_______________________________________________
9.О чем бы Вы хотели узнать (поговорить) на встречах в родительском клубе «АБВГД-ейка»?___________________________________________________________________________________________________________________________
10..Что Вы ожидаете от пребывания ребенка в предшкольной группы школы?______________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Анкета для родителей.
1.Фамилия, инициалы (указывать по желанию) ________________
2. Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребёнок посещает в логопедические занятия:
а) положительно
б) отрицательно, моему ребёнку не нужна специальная помощь
в) положительно, но стесняюсь этого
г) другой вариант (укажите)__________________
3. Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей:
а) потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребёнка
б) потому что это некрасиво
в) считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, всё само пройдёт
г) другой вариант____________________
4. Объясняете ли вы ребёнку, почему необходимо работать над правильной речью:
а) да, иначе он не будет понимать смысл логопедических занятий, не будет стараться
б) просто заставляю его выполнять задания, правильно говорить
в) не считаю нужным это делать
г)другой вариант (укажите)__________
5. Считаете ли вы, что семья должна принимать непосредственное участие в исправлении речевых нарушений у ребёнка:
а) да, только при объединении усилий логопеда, учителя и семьи можно добиться хороших результатов
б) да, но у нас нет на это времени
в) да, но мы не знаем, что нужно делать
г) нет, это задача логопеда
д) другой вариант (укажите)___________
6. Кто из членов семьи принимает участие в развитии речи ребёнка:
а) все
б) никто
в) некоторые (укажите)_____________
7. Как часто вы выполняете задания и рекомендации логопеда:
а) всегда
б) когда есть время
в) когда есть желание
г) когда хочет ребёнок
д) другой вариант (укажите)__________
8. Как часто Вы обращаетесь к логопеду по вопросам обучения, воспитания и развития речи ребёнка:
а) постоянно
б) только в крайних случаях
в) очень редко, потому что стесняюсь
г) мне не нужны ничьи советы, я сам(а) всё знаю
д) другой вариант (укажите)____________
9. Ответы на какие вопросы, касающиеся логопедической работы, Вы хотели бы получить: ___________________
10. Как Вы оцениваете работу логопеда: _____________
11. Ваши замечания, претензии к работе логопеда: _________
12. Ваши предложения, пожелания по организации логопедической работы: ___________________
Дата: ____________
Анкета для родителей
Каждый из Вас желает вырастить своих детей образованными, воспитанными, всесторонне развитыми. Эту задачу можно выполнить только в тесном сотрудничестве родителей с педагогами. Мы просим Вас ответить на вопросы анкеты.
Обратите внимание, что вопросы анкеты уже содержат готовые ответы. Ваша задача – выбрать один из них.
1. Считаете ли Вы необходимой помощь логопеда в развитии детей?
• Да. • Нет. • Затрудняюсь ответить.
2. Заметили ли Вы изменения в развитии Вашего ребенка за прошедший год?
• Да. • Нет. • Затрудняюсь ответить.
3. Если Вы заметили, то, какие это изменения?
• Положительные. • Отрицательные. • Затрудняюсь ответить.
4. Если Вам приходилось принимать участие в родительских собраниях, семинарах-практикумах, консультациях , выберите, пожалуйста, какое из приведенных ниже высказываний, соответствует Вашему личному ощущению после присутствия на встрече:
• Хороший получился разговор, хотя мне и раньше было известно то, о чем говорили.
• Встреча невольно заставила задуматься о многом из того, что я раньше не принимал(а) во внимание, получил(а) толчок к оценке собственных родительских успехов и просчетов в развитии и воспитании ребенка.
• Пожалуй, я зря потратил(а) время, придя на встречу.
• Интересными оказались советы логопеда, прозвучавшими в беседе. Но следовать им дальше довольно трудно, хотя я не жалею, что пришёл (а) на встречу.
Ф.И.О. (родителя)________________________Дата: __________________________
Анкета для родителей
Эффективность коррекционной работы как непрерывного педагогического процесса во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников. Непрерывность педагогического воздействия в системе работы над нарушениями речи предполагает тесную взаимосвязь логопеда и родителей. Заполните, пожалуйста, анкету. Ответы помогут оценить эффективность Вашей работы с детьми дома.
- Систематично ли организуете занятия с ребенком дома? Ответ: _____________________________
- Какова длительность занятий с ребенком в домашних условиях? Ответ: _____________________________
- Как оказываете помощь ребенку? Ответ: _____________________________
- Как проводите текущую коррекцию? Ответ: _____________________________
- Как подкрепляете достижения ребенка? Ответ: _____________________________
Ф.И.О. (родителя)________________________ Дата: ____________
Анкета для родителей
Многолетний опыт практических работников по коррекции речевых нарушений подтверждает положение о том, что только в тесном контакте логопеда с субъектами образовательного процесса обеспечивается эффективность коррекционной работы. Мы просим Вас принять участие в анкетировании. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
- Ваши пожелания логопеду _________________
- Критические замечания по организации занятий с Вашим ребенком. _________________________
- Ответы на какие вопросы, касающиеся логопедической работы, Вы хотели бы получить. Напишите, пожалуйста, проблематику вопросов. ______________________________________________________________________________________________________________________________
- Нужна ли Вам методическая помощь логопеда? Если да, то какая помощь? _____________________________________________________________
- Имеете ли Вы возможность и желание посещать индивидуальные занятия с Вашим ребенком, родительские собрания, индивидуальные консультации?
Ф.И.О. (родителя)________________________Дата: ____________
Анкета обратной связи
______________________Мероприятие______________________________________________
Дата Название
Инструкция: Обведите кружком соответствующий Вашему мнению балл (цифру)
Мероприятие мне понравилось 5 4 3 2 1 не понравилось
Полученная информация:
заинтересовала меня 5 4 3 2 1 не интересна мне
полезна мне 5 4 3 2 1 не полезна мне
Я узнал (а) новое:
о воспитании и развитии ребенка 5 4 3 2 1 не узнал (а) ничего
о работе предшкольной группы 5 4 3 2 1 не узнал (а) ничего
Самым интересным (полезным) было:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши пожелания:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________