Взаимодействие с семьями воспитанников
Здесь представлены: Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, План работы с семьями воспитанников на 2023-2024 учебный год, план работы родительских клубов на текущий учебный год, рекомендации для педагогов по работе с родителями, план по теме самообразования, досуговые развлечения и мероприятия, информационные и тематические стенды для родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_semyoy.pdf | 358.28 КБ |
tselevye_23-24.docx | 16.35 КБ |
statya_tvorcheskie_masterskie.docx | 1.61 МБ |
nikolaeva_i_v_prazdnik_urozhaya.docx | 1.08 МБ |
kluby.docx | 30.67 КБ |
formy_raboty_s_roditelyami.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Целевые ориентиры
на 2023-2024 учебный год
Планируемые результаты в старшем дошкольном возрасте (с 5 до 6 лет)
К шести годам:
Здоровье: проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха; ребенок демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых упражнений; ребенок способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру; ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов; ребенок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие);
Коммуникация: ребенок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям, демонстрирует уважение к педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО; ребенок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;
Трудовая деятельность: ребенок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;
Безопасность: ребенок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице;
Развитие речи: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
Окружающий мир: ребенок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире; ребенок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, проявляет любознательность; Ребёнок знает разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия, разные места и учреждения торговли, современные профессии, а также содержание их деятельности, знаком с полезными экономическими навыками и привычками в быту.
Математические представления: ребенок использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве и времени; ребенок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения с ними;
Патриотическое воспитание: ребенок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни; знает название своей страны, ее государственные символы; ребенок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; Ребенок проявляет интерес к малой родине, имеет экологические представления на основе историко – географических факторов территории округа, разнообразия растительного и животного мира, сезонных изменений в природе, взаимодействия человека с природой, укрепления здоровья человека в условиях Севера России; Ребенок знаком с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации, с социокультурными традициями выбора жизненного пути;
Ознакомление с природой: Ребёнок имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним;
Творчество: ребенок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественно-творческие способности; ребенок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки, постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные материалы;
Игровая деятельность: ребенок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре; ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами. Проявляет интерес к игре в шахматы; имеет теоретические знания и практические навыки в шахматной игре.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Буратино»
Родительские клубы
На 2023-2024 учебный год
г.Когалым, 2023
План родительского клуба
«Шаг за шагом»
Месяц | Тема заседания клуба | Цель | План заседания |
Сентябрь | «Добро пожаловать» | Цель: Активизация родительского внимания по вопросам воспитания и жизни ребенка в детском саду. Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье. Повышение уровня педагогических знаний и реализация единого подхода в воспитании детей. |
|
ОктябрьвО | «Моя семья» | Цель: Формирование представления молодых родителей о семье. Учить родителей моделировать наиболее комфортные отношения в семье. | 1.Упражнение «Герб семьи» - нарисовать герб своей семьи. 2. Упражнение «Традиции нашей семьи» -рассказать о традициях своей семьи. 3. Видео-презентация «Выходной день моей семьи» 4. Упражнение «Кто в доме хозяин?» Можно выделить три основных типа распределения семейных ролей: • авторитарный (с опенками патриархальности) во главе один из супругов (муж или жена), которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни; • автономный — муж и жена распределяют роли и стремятся не вмешиваться в сферу влияния друг друга; • демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов в равной мере. Разыграть все три типа распределения ролей, причем в авторитарном управлении с двух позиций муж — глава, жена — глава. Обсудить, как чувствовали себя в разных позициях, какое распределение семейных ролей оптимально соответствует вашей семье. 5. Упражнение «Конфликтные ситуации». Группа разбивается на команды по 2 человека. Команде предлагается разыграть конфликтные ситуации. Примеры конфликтных ситуаций: • Молодая семья с ребенком двух лет живет с родителями жены. Бабушка и дедушка используют любую возможность подчеркнуть неспособность молодых родителей самостоятельно воспитывать сына и принимать важные решения. В результате назрел конфликт между зятем и тещей, грозящий разрушить отношения в семье. Как наладить эти отношения? • Поженившись, молодые супруги стали жить в доме родителей мужа. Мать мужа пытается управлять жизнью молодых. Муж избегает ссор с матерью, обе женщины ему дороги. Как жене строить свои отношения со свекровью? • Пожилая женщина, мать семейства, с возрастом утеряла реальное влияние на жизнь и дела близких. По характеру она властная, привыкла командовать. Но теперь она уже нездорова, слаба, раздражительна, капризна, не ориентируется в современном изменившемся мире. Как строить с ней общение в семье? • Между родительской семьей и молодыми постоянно возникает недовольство по разным поводам, жить отдельно будет гораздо лучше для обеих сторон. Но инициатор возможного размена квартиры прекрасно понимает, что родители вложили в ее обустройство много любви, сил, времени, денег. Он опасается, что они не захотят терять эту удобную и комфортабельную квартиру, имея в виду не только свои интересы, но и будущее самих детей. Как молодым построить беседу, чтобы уговорить родителей на разъезд? 6. Подведение итогов • Поженившись, молодые супруги стали жить в доме родителей мужа. Мать мужа пытается управлять жизнью молодых. Муж избегает ссор с матерью, обе женщины ему дороги. Как жене строить свои отношения со свекровью? • Между родительской семьей и молодыми постоянно возникает недовольство по разным поводам, жить отдельно будет гораздо лучше для обеих сторон. Но инициатор возможного размена квартиры прекрасно понимает, что родители вложили в ее обустройство много любви, сил, времени, денег. Он опасается, что они не захотят терять эту удобную и комфортабельную квартиру, имея в виду не только свои интересы, но и будущее самих детей. Как молодым построить беседу, чтобы уговорить родителей на разъезд? • Пожилая женщина, мать семейства, с возрастом утеряла реальное влияние на жизнь и дела близких. По характеру она властная, привыкла командовать. Но теперь она уже нездорова, слаба, раздражительна, капризна, не ориентируется в современном изменившемся мире. Как строить с ней общение в семье? |
Ноябрь | «Здоровей-ка» | Цель: Распространение знаний среди родителей о формах и методах оздоровления детей. Совершенствование психолого-педагогических умений родителей и их активизация. Активизация родительского участия в жизни детского сада, воспитании ребенка. |
|
Декабрь | Творческая мастерская «Мир волшебной бумаги» | Цель: Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. Активизация педагогических умений родителей. Внедрение положительного семейного опыта воспитания. Обогащение педагогических знаний и умений родителей. |
|
Январь | «Когда ребенок сводит Вас с ума» | Цель: Повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним. |
|
Февраль | «Роль отца в семье» | Цель: Формировать представление о роли отца в семье, его отношения к воспитанию. |
Варианты пиктограмм: С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком? С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок? Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами? Каких пиктограмм больше? Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов? Есть ли разница в ответе на второй и третий вопрос?
Отрывок из статьи Ричи Уоррен «Одинокий мужчина»
Получай больше денег. Побольше давай денег. Не сердись на мои письма. Не будь таким строгим. Работай меньше. Пожалуйста, обращай на меня хоть чуточку побольше внимания. Будь добрым. Не заставляй меня выучивать уроки. Не соглашайся работать по выходным. Помогай маме во всем и люби ее очень сильно. Никогда не проверяй дневник. Меньше смотри телевизор. Будь осторожен за рулем. Отпускай меня играть в футбол. Я люблю животных и поэтому мне очень жалко рыбу. Я не хочу ее ловить. Будь чаще дома и езди реже в поездки.
|
Март | «Уважать женщину» | Цель: Воспитание у детей уважительного отношения к женщине, девочке, матери. Формирование взаимопонимания, положительного эмоционального настроя. | 1. Обсуждение «Мамины истины» - Когда я сама стала мамой, я поняла (а может, еще только осознаю) какая это огромная ответственность - быть мамой. Чувства смешанные - это и радость, которая переходит в счастье от того, что ты мама замечательных детей; -это и тревога за здоровье, безопасность своих детей; - это и ответственность за воспитание и развитие малышей; -это и сомнения - а я смогу, а у меня получится... - Послушайте, пожалуйста, несколько высказываний по этому поводу и выскажите свое мнение, согласие или несогласие с данными убеждениями, поднимая сигнальные карточки – красную, если не согласны, зеленую, если согласны и жёлтую, если не совсем согласны: 2. Памятки. Роль матери в жизни сына! Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери. Как вы считаете, на сколько верна эта ситуация в жизни? Приходилось ли вам наблюдать похожую ситуацию? Роль матери в жизни дочери! Каждая мать должна помнить, что однажды ее дочь будет следовать ее примеру, а не ее советам. От того, как протекали отношения с мамой в самом раннем детстве, зависит то, как человек будет относиться к миру. Для девочки образ мамы, приобретенный в младенчестве - это еще и образ себя как женщины, как матери, бессознательно заложенный в память и автоматически воплощаемый в жизненном сценарии.От мамы зависит и восприятие папы, а в последующем и восприятие всех лиц мужского пола. Можно сказать, что именно мама дает первое разрешение на любовь к первому мужчине - папе. 3. Высказывания знаменитых людей о женщине-матери. Упражнение «Букет из ласковых слов» (у мам по одному цветку на столах, каждый в середине цветка пишет ласковые, нежные слова о своем ребенке и приклеивает цветок к панно с вазой) оэтическое поздравление от детей ко «Дню матери» 4. Видео-презентация : «Расскажу о маме» -рассказы детей о маме. |
Апрель | «Драчуны. Как исправить ситуацию?» | Распространение знаний среди родителей о проблемах воспитания. Совершенствование психолого-педагогических умений родителей и их активизация. Получение и анализ информации о стиле общения родителей и детей. Внедрение положительного семейного опыта воспитания через игры. |
|
Май | «Экология для малышей» | Цель: Обогащение знаний родителей о познавательной деятельности детей. Активизация включенности родителей в работу детского сада. Обогащение педагогических знаний родителей о значении детского экспериментирования для развития высших психических функций. |
|
Предварительный просмотр:
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Содержание взаимодействия с родителями
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование целевых ориентиров.
Семья для ребёнка дошкольного возраста - жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская любовь. Поэтому от родителей требуется научиться проявлять любовь к своему ребёнку полезным для него образом, вызывая ответные чувства.
Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.
Основные формы взаимодействия с родителями
• Групповые родительские собрания
• Анкетирование родителей по различным темам
• Консультирование специалистами (индивидуальные, групповые)
• Участие родителей в образовательном процессе
• Привлечение родителей к оснащению и оформлению развивающей предметно-пространственной среды
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям:
• Физическое развитие:
-информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение)
-привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях)
• Социально-коммуникативное развитие:
-заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
-сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
-изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
-проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
• Познавательное развитие:
-ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
-совместно с родителями планировать маршруты выходного дня к историческим, памятным местам отдыха горожан.
• Речевое развитие:
-развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги.
-демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения.
-доказывать родителям ценность домашнего чтения;
-поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
• Художественно-эстетическое развитие:
-поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
-привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.
-раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
-информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями | ||
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести анкетирование, интервьюирование, тесты, проведение опросов | ||
Анкетирование | - один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. | |
Познавательные формы взаимодействия с родителями | ||
Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. | ||
Практикум | - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей - воспитателей. | |
Лекция | - форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. | |
Дискуссия | - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление. | |
Круглый стол | - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого. | |
Педагогический совет с участием родителей | - форма взаимодействия с семьей главной целью, которой является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей. | |
Педагогическая лаборатория | - форма взаимодействия предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях. | |
Общее родительское собрание | форма взаимодействия с семьей главной целью, которой является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников | |
Групповые родительские собрания | - действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи | |
Вечера вопросов и ответов | - форма взаимодействия, позволяющая родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей. | |
Родительский тренинг | - активная форма взаимодействия работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. | |
Педагогическая беседа | – обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. | |
Семейная гостиная | - проводятся с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми. | |
Дни добрых дел | - дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями | |
Дни открытых дверей | - достаточно распространенная форма взаимодействия, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею, привлечь к участию. | |
Эпизодические посещения | - посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, непосредственно образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. | |
Досуговые формы взаимодействия с родителями | ||
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. | ||
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) | - помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. | |
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи | - демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. | |
Письменные формы взаимодействия с родителями | ||
Еженедельные записки | - еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию. | |
Неформальные записки | - воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы. | |
Письменные отчеты о развитии ребенка | - это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов | |
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями | ||
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. | ||
Информационно-ознакомительные | - направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете, «Летопись ДОУ», выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в средствах массовой информации, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»; выставки детских работ; фотовыставки; информационные проспекты. | |
Информационно-просветительские | - направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки. |