Опыт использования робототехнического набора MatataLab в процессе обучения дошкольников основам программирования
Предварительный просмотр:
Опыт использования робототехнического набора MatataLab
в процессе обучения дошкольников основам программирования
Актуальность.
Воспитание и обучение детей сегодня невозможно представить без использования технических и компьютерных средств. Если говорить о маленьких детях, тех, кто еще не учится в школе, то лучшее средство познания и обучения для них - это игра.
Именно игра способна превратить этот рутинный и не всегда легкий процесс обучения детей в динамичное, увлекательное действо. Сейчас в образовании, принцип простой передачи академических знаний новым поколениям морально устарел и нуждается в качественном пересмотре и изменении.
Задача образования - создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрыть собственный потенциал, позволяющая ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности. Какое будущее ждет наших детей? Мир меняется, это знают и понимают все. Поэтому нам необходимо подготовить детей так, чтобы в будущем они смогли быть успешными, профессиональными и компетентными специалистами и при этом просто счастливыми людьми. Что необходимо сделать сейчас, чтобы подготовить их к жизни в новом мире? Какие навыки понадобятся ребенку в будущем? Что мы можем сделать как педагоги? Современный мир ставит перед образованием не простые задачи: учиться должно быть интересно, знания должны быть применимы на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребенка. Высокие показатели интеллекта, высокооплачиваемую работу, самореализацию.
Деятельность с робототехникой даёт хороший задел на будущее, вызывает у детей интерес к научно-техническому творчеству. Образование должно соответствовать целям опережающего развития, другими словами, обеспечивать изучение технологий, которые пригодятся в будущем. Программируемый робот MatataLab в полной мере реализует эти задачи.
Своей педагогической находкой считаю именно техническое направление, которое будет способствовать формированию развития инженерного мышления у дошколят.
Что такое Matatalab?
Matatalab – это робототехнический набор для детей в возрасте от 4-х до 9-ти лет. предназначенный развивать логические и творческие способности дошкольников.
Робот Matatalab- это маленький робот на колесах со светодиодами вместо глаз, которые расположены спереди под отсоединяемым куполом. Внутри купола находится фигурка, которую мы по необходимости заменяем, например, на фигурку Lego. Робот, который в игровой форме учит программированию, музыке и рисованию.
При помощи этого образовательного инструмента дети обучаются и играют в тактильные игры без необходимости использования планшетов и приложений. Дошкольникам такой способ обучения очень понравился, так как для использования программных блоков Matatalab не надо уметь читать.
Педагогическая ценность MatataLab заключается в том, что игра с ним основана на открытой интуитивно понятной системе распознавания изображений, которые тесно связаны с нашей повседневной жизнью и жизнью маленьких детей, так что каждый сможет понять и взаимодействовать с наборами MatataLab.
Применение MatataLab является одним из основных направлений моей педагогической работы и может применяться в различных областях образовательной деятельности с детьми.
Для поддержания интереса и мотивации дошкольников на занятиях я разработала дополнительные дидактические игровые поля разной тематической направленности. Это помогает расширить возможности использования данного набора. Для успешного выполнения поставленных задач была продумана и организована предметно-развивающая среда группы. У нас в наличии много разнообразных средств обучения, в том числе и конструкторы нового поколения LEGO Wedo и LEGO Wedo 2.0,интерактивные доски а также робототехнические наборы MatataLab,
Первое знакомство с основами программирования и построением простейших алгоритмов мы начинаем уже в средней группе, используя робототехнический набор Matatalab.
В базовый комплект MatataLab входит:
- программные блоки,
- панель управления,
- управляющая башня
- программируемый робот.
Управляющая башня и робот оснащены встроенным аккумулятором.
Путём расстановки блоков на панели управления, через управляющую башню робот получает сигнал по Bluetooth на осуществление того или иного действия.
Также в комплекте уже есть карта с заданиями разных уровней сложности. Но наши дошкольники любят создавать для робота свои маршруты-задания, отмечая старт красным флажком, а финиш зеленым.
Программные блоки условно можно разделить на несколько групп. Уже в средней группе я знакомлю детей с основными блоками – это блоки движения, они зеленого цвета и задают движение в определенном направлении.
Робот выполнит эти движения в той последовательности, которую мы укажем. Таким образом дети создают свой первый алгоритм.
В старшей группе мы с детьми переходим к созданию более сложных алгоритмов. Чтобы дошкольники научились строить алгоритм действий (движения):
1. Проговариваем маршрут, используем дидактическое упражнение «Пройди от…до», уточняем условия маршрута – наиболее короткой (длинной) дорогой, не пересекать ручей, мост, лес…
2. Затем ребенок согласно заданию, механически, без программирования робота, выбирает путь Мататы, соответствующий всем условиям, на карте.
3. Выбранный маршрут зарисовывается на доске, на плане-схеме…
4. И в соответствии с созданным планом маршрута запускают робота, тем самым проверяя алгоритм.
В дальнейшем дети самостоятельно прокладывают пути для Matata и составляют алгоритмы в соответствии с заданием.
Следующий вид блоков - дополнительные, с ними мы также знакомим детей в старшей группе.
К ним относятся числовые блоки, эти блоки используются для сообщения роботу количества повторов запланированного действия. Например, 3 шага вперед, можно задать используя последовательность из трёх стрелок «вверх», а можно, использовать числовой блок 3, присоединив его к основному.
Блоки функций и циклов отвечают за повтор движений.
И блоки-развлечения – танец, музыка или бег. Например: наш робот хочет принять участие в конкурсе танцев (песен), который проходит на острове или в волшебном лесу. Давайте поможем ему добраться. Дети с удовольствием составляют алгоритм движения до заданного пункта и добавляют блок танца в конце.
Занятия по составлению алгоритмов мы проводим в разных формах, в том числе в форме командных игр - соревнований. Дети в микрогруппе или в паре создают алгоритмы и реализуют их для достижения поставленной цели. Мною были разработаны специальные карты для подобных занятий с робототехническим набором Matatalab.
Также я использую Matatalab и для творческого развития детей. Для этого применяем модуль Matata – музыкант, позволяющий создавать мелодии, используя настоящие ноты и соответствующие блоки и Matata - художник, позволяющий знакомить детей подготовительной группы с основами геометрии, используя угловые блоки.
Наверное, преждевременно говорить о том, что в детском саду мы можем вырастить будущих инженеров, но мы точно можем развивать у дошкольника логическое мышление, формировать основы элементарного программирования и технического творчества. А главное, используя СТЕМ-технологию, мы можем сделать жизнь ребенка в детском саду интересной и увлекательной.
Неотьемлемой частью моей работы с детьми, является работа с родителями.
Формы работы с родителями:
1. Выступление на родительских собраниях. Цель: познакомить родителей с понятием робототехника для дошкольников и дать общее представление о навыках и развитии, которое получает ребенок через техническое конструирование.
2. Мастер - класс для родителей дошкольников.
Цель: более подробно познакомить родителей с программой и линейкой конструкторов которые используются на занятиях.
3. Совместные занятия - дети + родители + педагог (как пробное занятие). Цель: Данное занятие позволит родителям и детям самоопределиться.
4. Конкурсы и проекты на базе детского сада.
Эти мероприятия позволяют дать полное представление родителям о техническом творчестве, а также появляется отличная возможность предоставить ребенку шанс проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству
Представляю Вашему вниманию план развивающей игры- квест для старших дошкольников, с использованием различных игровых полей набора робототехники Matatalab.
Цель: развитие познавательной и творческой активности детей средствами робототехнического набора MatataLab.
Задачи:
Обучающие:
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека;
- способствовать изучению основ алгоритмики и программирования;
Развивающие:
- развивать способность ставить цель и находить пути достижения цели, решать технические задачи;
- развивать у детей интерес к робототехнике;
- способствовать развитию пространственной ориентации, основных математических представлений, развитию речи, словарного запаса, слуховой и зрительной памяти, логического и аналитического мышления, любознательности, самостоятельности.
Воспитательные:
- формировать навыки коммуникативных компетенций: работа в коллективе, в команде;
- воспитывать стремление к достижению желаемого результата;
- закреплять умение слушать других, считаться с их мнением, аргументировано отстаивать своё.
1этап. Подготовительный: знакомство с роботом Matatalab, с правилами игры.
2 этап. Основной: программирование по образцу, выполнение заданий на каждом этапе.
Вариант развития: после выполнения каждого задания дети получают карточку с элементом пазла.
3 этап. Завершающий: сбор пазла, обратная связь, подведение итогов.
Материалы и оборудование: столы с наборами мататалаб и игровыми полями, блоки, экран и проектор, изображение карты ориентировки, карточки с элементами пазла (изображение ракеты), карточки с дидактическими материалами.
Содержание:
Целевая аудитория.
Развивающий квест рассчитан на старших дошкольников 5-6 лет.
Форма проведения занятия: квест, состоящий из нескольких заданий, выполняя которые, участники достигают определенной цели.
Методы работы: программирование, загадки, исключение лишнего.
Ход игры- квеста:
1 этап.
Знакомство с базовым робототехническим набором MatataLab. Правила безопасности. Предлагаю детям, познакомить робота, с жизнью на планете Земля. (Загадка про робота, ритуал приветствия, карта-ориентировка, которая поможет вам выполнить все задания в правильной последовательности. Цвет фигуры на карте соответствует цвету таблички на столе. За каждое правильно выполненное задание вы получаете элемент пазла, который мы соберем в конце игры и узнаем, какой сюрприз нас ждет).
2 этап.
Задание № 1 Д/игра « Природа нашей планеты».
Начинаем нашу игру с географии. Предлагаю построить маршрут, указанный на схеме, для робота MatataBot, и дойти до таких природных объектов, как: вулкан, горы, пустыня. Когда робот придет до указанной точки, мы откроем карточку и проверим, на какой объект мы пришли».
Дети строят алгоритм из блоков набора на панели и запускают робота по игровому полю. Конечная точка маршрута проверяется, открывается карточка, дети называют объект. Все маршруты дети проверяют самостоятельно.
Задание №2 Д/игра « Зоопарк».
Возвращаемся к карте и смотрим, какой цвет у следующего задания.
Желтый цвет – мир животных. Покажем роботу, какие животные обитают на нашей планете. Дети выбирают три карточки- загадки. Отгадав их, строят маршрут до изображения отгадки на панели и проверяют движения робота на игровом поле. За это получают второй элемент пазла.
Задание№3 Д/ игра « Морские обитатели».
Продолжаем нашу игру и смотрим следующий цвет на карте.
Голубой цвет обозначает воду. Давайте назовем и покажем роботу, кто обитает в морских глубинах. Следующее задание: нужно найти два одинаковых изображения на игровом поле, прокладывая маршрут роботу от одной картинки к другой.
Дети строят маршрут на панели и ищут одинаковых морских обитателей, называют их, получают третий элемент пазла.
Задание №4 Д/игра « Четвертый лишний».
Смотрим снова нашу карту ориентир, куда мы двигаемся дальше.
Следующий цвет – оранжевый. Давайте расскажем, что необходимо человеку для комфортной повседневной жизни. На игровом поле представлены 4 группы предметов. Дети называют предметы и обобщают одним словом.
В каждой группе нужно найти лишний предмет. Находят его вместе с роботом.
Дети подбирают маршрут на панели и ищут лишний предмет в каждой группе, направляя робота на игровом поле. На картинку с изображением лишнего предмета устанавливается флажок.
Задание №5 Д/ игра «Юный эколог».
Коричневый цвет. В нашей игре - этот цвет обозначает экологию. Мы с нашим гостем MatataBot, будем сортировать мусор, выбирая для него подходящий контейнер.
Дети строят маршрут на панели таким образом, чтобы собрать с роботом весь мусор на игровом поле. Затем определяют, в какой контейнер его положить.
Дальше по карте цвет – синий. А это цвет космоса.
3 этап
Робот Matatalab, приглашает детей в гости на свою планету. Дети собирают изображение ракеты, используя элементы пазла, которые собирали в процессе игры.
Прокладывают маршрут на панели, огибая препятствия на игровом поле на пути к планете робота (метеориты, кометы). Планета обозначена флажком.
На экране появляется изображение планет солнечной системы, звучит музыка «Танец робота».
Дети возвращаются в детский сад. Подведение итогов квеста. Рефлексия.
Дидактический анализ
Дети достигли и получили результат, так как полностью смогли реализовать поставленные мною задачи. Выполнены все задания правильно на всех этапах игры.
Анализируя, проведенную игру, считаю, что все игровые ситуации были построены логично и имели взаимосвязь, что облегчало их выполнение. Логичность построения позволила провести игру, не выходя за рамки запланированного времени, отведенного на выполнение циклов заданий.
Игровая мотивация вызвала большой интерес у детей, их активность была достаточно высокой.
Детям было интересно, и это порадовало меня, проявлялось стремление, творчество, быстрота и четкость в их поведении.
Проведение образовательной деятельности с использованием робототехнического набора MatataLab, современных игровых технологий считаю актуальной для внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений. Игра в форме квеста в деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений и первых шагов в программировании. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения разных игр стем-технологиями, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развивается кругозор, речь детей.
Каждое занятие с использованием MatataLab вызывает у ребят познавательный интерес, творческую активность, закладывает начальные технические и коммуникативные навыки. Технология «MatataLab» делает процесс обучения интересным и увлекательным, что особенно важно в работе с детьми.