Продуктивное использование новых образовательных технологий
Здоровьесберегающие технологии
Нетрадиционные методы (точечный массаж, дыхательную и зрительную гимнастики, самомассаж),
логоритмические упражнения с мячиками и кольцами Су-Джок и др.
Анохина И. А. - Закаливание организма ребенка в ДОУ
Информационно-коммуникационные технологии
Занятие с мультимедийной поддержкой- Использование мультимедийной презентаций при проведении НОД
Игры для развития памяти, воображения, мышления и др. в формате презентаций,
«Игры-открытия», «Игры-путеществия», «Игровые физминутки».
Видео-сюжеты для детей и родителей с использованием Movavi Video Editor
Игровые технологии
Технология развивающих игр Б.П.Никитина- Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина. |
Игровая образовательная технология Н.Ф.Губанова- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка. |
Технология уровневой дифференциации Л.С. Выготского - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. |
Логическая система Дьенеша- развитие умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти. Развитие мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, познавательных процессов, творческих способностей. |
Савушкина А.Г. - «Развитие мелкой моторики(пальчиковая гимнастика).
ТРИЗ - технологии
Программа "Учимся играя"
по внедрению приёмов и способов формирования связи слова и образа, обеспечивающих коммуникативные способности детей дошкольного возраста Наглядное моделирование Технология проектной деятельности |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_0.docx | 208.44 КБ |
kartoteka_igrovogo_samomassazha_1429189219_119628.doc | 169 КБ |
nod_zvuk_naurasha.docx | 433.16 КБ |
samomassazh_v_detskom_sadu.docx | 206.15 КБ |
proekt-professiya-mamy_compressed.pdf | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье сберегающая технология: «Игровой самомассаж»
Цель: Воспитание здорового подрастающего поколения.
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога.
________________________________________________________________________________________
Здоровье сберегающие технологии в работе педагога: «Су-джок терапия в развивающем процессе старших дошкольников»
Цель использования су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг.
Задачи.
- Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
- Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий.
- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
Пути реализации су-джок терапии в группе№ 22 «Смородинка»
- Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.
- Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
- Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, консультирование)
- Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- совершенствование лексико-грамматических категорий;
- совершенствование навыков пространственной ориентации.
- упражнения для развития общей и мелкой моторики.
В процессе использования упражнений Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Предлагается поиграть в сказку, используя су-джок.
2. Словесные приемы: Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
3. Игровые приемы. Занятие-игра, игровые упражнения.
4. Наглядные приемы:- Схемы.- Видеоматериалы.- Иллюстрации.
5. Практические действия.Массаж кистей, стоп и пальцев.
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология: «Игровой самомассаж»
.
Цель: Воспитание здорового подрастающего поколения.
Актуальность: В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряженность в обществе и итенсификация процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот возрастной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью.
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога.
Приложение: Картотека «Игровой самомассаж».
В данной картотеке подобраны упражнения игрового самомассажа. Некоторые упражнения взяты из опыта работы М.Ю.Картушиной.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога.
« Утка и кот » Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний
А уточки, а уточки Все топают по улочке. Идут себе вразвалочку И крякают считалочку. Утка крякает, зовет Поглаживать шею ладонями сверху Всех утят с собою, вниз. А за ними кот идет, Указательными пальцами растирать Словно к водопою. крылья носа. У кота хитрющий вид, Пальцами поглаживать лоб от середины Их поймать мечтает! к вискам. Не смотри ты на утят- Раздвинуть указательный и средний Не умеешь плавать! пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха. |
«Дождик» Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем») Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом «паровозиком» Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине. По веселой звонкой крыше- Бом! Бом! Бом! Дома, дома посидите- Постукивание пальчиками. Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите- Бом! Бом! Бом! Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками. Бом! Бом! Бом! А уйду-тогда гуляйте- Бом! Бом! Бом! Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками. Бом! Бом! Бом! По веселой звонкой крыше- Бом! Бом! Бом! «Чтобы не зевать от скуки» Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на соответств. слова Чтобы не зевать от скуки, Постучим и тут, и там, Встали и потерли руки, И немного по бокам. А потом ладошкой в лоб Не скучать и не лениться! Хлоп-хлоп-хлоп. Перешли на поясницу. Щеки заскучали тоже? Чуть нагнулись, ровно дышим, Мы и их похлопать можем. Хлопаем как можно выше. Ну-ка дружно, не зевать: Раз-два-три-четыре-пять. Муз. рук-тель показывает ежика. Вот и шея. Ну-ка, живо Переходим на загривок. По сухой лесной дорожке- Топ-топ-топ-топочут ножки. А теперь уже, гляди, Ходит-бродит вдоль дорожек Добрались и до груди. Весь в иголках серый ежик. Постучим по ней на славу: Сверху, снизу, слева, справа. (вставка про ежика для сказки «Рукавичка») |
«Летели утки» Дети садятся на ковер, где проводится массаж лица. Летели утки Слегка касаясь пальцами, Над лесной опушкой, провести по лбу 6 раз Задели ели Слегка касаясь пальцами, Самую макушку, провести по щекам 6 раз И долго елка Указательными пальцами Ветками качала… массировать крылья носа по кругу от себя « Гусь » Дети садятся на ковер и делают массаж пальцев Где ладошка? Тут? Тут! Показывают правую ладошку. На ладошке пруд? Пруд! Гладят левой ладонью правую. Палец большой- Поочередно массируют Это гусь молодой, каждый палец. Указательный-поймал, Средний-гуся ощипал, Безымянный-суп варил, А мизинец-печь топил. Полетел гусь в рот, Машут кистями, двумя ладонями, А оттуда в живот. прикасаются ко рту, потом к животу Вот! Вытягивают ладошки вперед. |
« Наши ушки » Дети выполняют массаж ушей. 1. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза); Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды». 2. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, при-жать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма) 3. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта) 4. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавли-вать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии) 5. Растирание ушей ладонями. « Кто пасется на лугу » Дети выполняют массаж спины Далеко, далеко Встать друг за другом паровозиком, положить руки на плечи впередистоящего ребенка и похлопать по плечам. На лугу пасутся Загнуть большой палец на правой руке и рисовать че тырьмя остальными пальцами змейку вдоль позвоноч ника впередистоящего. Ко… Покачать плечами вперед-назад. -Козы? Наклонить голову вперед Нет, не козы! Покачать головой вправо-влево. Далеко, далеко Повернуться на 180 и повторить движения 1 куплета На лугу пасутся Ко…Кони? Нет, не кони! Далеко, далеко Опять повернуться на 180 и повторить те же движения На лугу пасутся Ко…Коровы? Повернуться на 90, покачать головой, руки на поясе Правильно, коровы! Пейте, дети, молоко, Постепенно присесть. На последний слог быстро встать Будете здоровы! и поднять руки вверх. |
« Божьи коровки » Дети выполняют массаж ног Божьи коровки, папа идет, Сидя, поглаживать ноги сверху донизу Следом за папой мама идет, Разминать ноги За мамой следом детишки идут, Похлопывать ладошками Вслед за ними малышки бредут Поколачивать кулачками Юбочки с точками черненькими. Постукивать пальцами На солнышко они похожи, Поднять руки вверх и скрестить кисти, Встречают дружно новый день. широко раздвинув пальцы А если будет жарко им, Поглаживать ноги ладонями и спрятать То спрячутся все вместе в тень. Руки за спину. « Черепаха » Самомассаж тела Шла купаться черепаха Дети выполняют легкое пощипывание И кусала всех со страха пальцами рук груди, ног. Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь! Черепаха Рура! Дети поглаживают себя ладонями, В озеро нырнула, выполняя круговые движения и С вечера нырнула приговаривают. И пропала… Э-эй, Черепашка Рура, Выгляни скорей! |
« Ириски от киски » Массаж глаз (по китайской медицине)
В гости к нам явилась киска. Потереть друг о друга средние пальцы рук Всем дает она ириски: Мышке, лебедю, жуку, Прикрыть неплотно глаза и провести паль- Псу, зайчонку, петуху. цами, не надавливая сильно на кожу, от внутреннего края глаза к внешнему. Рады, рады все гостинцам! Совершать круговые движения зрачками Это видим мы по лицам. глаз вправо и влево Все захлопали в ладошки, Хлопки в ладоши Побежали в гости к кошке. Постучать подушечками пальцев друг о друга. |
« Наши глазки » Массаж глаз (по методике йогов) - Сесть прямо, поставить на опору локти (на стол или спинку стула, на который ребенок садится, как наездник); - Не отрывая локти, соединить ребра ладоней и мизинцы, опустить голову, чтобы ладони легли на закрытые глаза, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы; - Расслабить мышцы шеи. Точкой опоры становится лоб, ладони лишь прикасаются к глазам; - Легко массировать ладонями глаза. Чередовать надавливание, вращение, поглаживание и вибрацию; выполнять 1-2 минуты. Хорошо, если возникнет ощущение тепла в глазах; - Расслабить глаза. (Массаж вызывает активную циркуляцию в глазах крови, стимулирует нервные окончания и дает прекрасный отдых утомленному зрению) |
« Пироги » Дети выполняют самомассаж тела За стеклянными дверями Выполнять хлопки правой ладонью по левой руке от кисти к плечу. Ходит мишка с пирогами То же по правой руке Здравствуй, Мишенька-дружок, Хлопки по груди Сколько стоит пирожок? Хлопки по бокам Пирожок-то стоит три, Хлопки по пояснице А готовить будешь ты! Хлопки по ногам сверху вниз Напекли мы пирогов, Выполнять последовательное погла- К празднику наш стол готов! живание рук, корпуса, ног |
« Вот какая борода » Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний Да – да – да – есть у деда борода. Потереть ладони друг о друга Де – де – де – есть сединки в бороде. Руками провести по шее от затылка до яремной ямки. Ду – ду – ду – расчеши бороду. Большими пальцами мягко провести по шее от подбородка вниз Да – да – да – надоела борода. Сжав руки в кулаки, возвышениями боль- ших пальцев быстро растереть крылья носа Ду – ду – ду – сбреем деду бороду. Положить три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, поглаживать лоб. Ды – ды – ды – больше нет бороды. Раздвинув указательный и средний пальцы, положить их перед и за ушами и с силой растирать кожу |
« Жарче, дырчатая тучка » Дети выполняют самомассаж Жарче, дырчатая тучка, Растереть ладошки. Поливай водичкой ручки, Плечики и локоточки, Постукивать пальцами по плечам, Пальчики и ноготочки, локоткам, кистям, затылку, вис- Мой затылочек, височки, кам, подбородку, щекам. Подбородочек и щечки! Трем мочалкою коленочки, Растереть ладонями колени, Щеточкой трем хорошенечко ступни и пальцы ног. Пяточки, ступни и пальчики… Чисто-чисто моем мальчика! Чисто-чисто моем девочку, Нашу девочку-припевочку! |
« Белый мельник » Массаж лица для профилактики простудных заболеваний Белый-белый мельник Провести пальцами по лбу от середины Сел на облака. к вискам. Из мешка посыпалась Легко постучать пальцами по вискам Белая мука. Радуются дети, Сжав руки в кулаки, возвышениями Лепят колобки. больших пальцев быстро растереть крылья носа.
Заплясали санки, Раздвинув указательный и средний Лыжи и коньки. пальцы, массировать точки перед собой и за ушными раковинами. |
« Лиса » Гимнастика для глаз Ходит рыжая лиса, Крепко зажмурить и открыть глаза Щурит хитрые глаза. Смотрит хитрая лисица, Вытянуть вперед правую руку, на кото- Ищет, где бы поживиться. рой все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и следить за движением указательного пальца глазами, не поворачивая головы.
Пошла лиска на базар, Поднять руку и опустить, прослеживая Посмотрела на товар. взглядом. Себе купила сайку, Описать рукой круг по часовой стрелке и Лисятам балалайку. против нее. |
« Солнышко » Гимнастика для глаз Солнышко, солнышко, в небе свети! Потянуться руками вверх Яркие лучики к нам протяни. Ручки мы вложим в ладошки твои, Похлопать в ладоши над головой Нас покружи, оторви от земли. Покружиться, подняв руки вверх Солнечный лучик быстро скакал, Вытянуть вперед правую руку, медленно И на плечо он к ребятам упал. прикоснуться указательным пальцем к правому плечу. Проследить глазами. Весело лучик песенку пел, Повторить то же самое с левой рукой Каждый себе на плечо посмотрел. Солнечный лучик быстро скакал, Вытянуть руку вперед и коснуться паль- И на маленький носик к ребятам попал. цем кончика носа. Проследить глазами. Весело лучик песенку пел, Каждый на носик себе посмотрел. Хлопают радостно наши ладошки, Похлопать в ладоши. Быстро шагают резвые ножки. Ходьба на месте. Солнышко скрылось, ушло на покой, Закрыть глаза и положить руки под щеку Мы же на место сядем с тобой. Сесть на стульчики |
« Дедушка Егор » Гимнастика для ног для профилактики плоскостопия Из-за лесу, из-за гор Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, Едет дедушка Егор. стараясь поднимать выше пятки. Сам на лошадке, Ходьба на пятках, руки за спиной Жена на коровке, Ходьба на носках, руки за головой Дети на телятках, Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки на поясе. Внуки на козлятках. Ходьба с высоким подниманием ног, сог- нутых в колене, руки в стороны Гоп, гоп, гоп! Приподниматься на носки и опускаться на всю ступню. Приехали! Присесть « Снежинки » Гимнастика для глаз Закружились, завертелись «Фонарики» Белые снежинки. Вверх взлетели белой стаей Поднять руки вверх и посмотреть Легкие пушинки. на них Чуть затихла злая вьюга- Медленно опустить руки и просле- Улеглись повсюду. дить за ними взглядом Заблистали, словно жемчуг,- Развести поочередно руки в стороны Все дивятся чуду. и проследить за ними взглядом Заискрились, засверкали Выполнить руками движение «нож- Белые подружки. ницы» Заспешили на прогулку Шаг на месте Дети и старушки. |
« Бабочка » Упражнение для подвижности голеностопного сустава И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади; 1 – свести колени вместе, стопы развести в разные стороны; 2 – колени развести в стороны, стопы соединить, стремясь достать коленями пол. « Наши ножки » Массаж рефлекторных зон ног
( Этот массаж помогает освободиться от накопившейся усталости и включить основные системы организма) « Самолет » Гимнастика для глаз Пролетает самолет, Посмотреть вверх и провести пальцем С ним собрался я в полет. за «пролетающим» самолетом Правое крыло отвел, посмотрел. Отвести руки попеременно и проследить Левое крыло отвел, поглядел. взглядом Я мотор завожу Делать вращательные движения перед И внимательно гляжу. грудью Поднимаюсь ввысь, лечу, Встать на носочки и легко бежать по кругу Возвращаться не хочу. |
« Наши глазки » Гимнастика для глаз (по методике йогов). - Указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа так, чтобы палец находился параллельно полу. Сфокусировать взгляд на кончике пальца, смотреть не моргая, до усталости, до слез, фиксировать взгляд на кончике пальца в течение полного дыхания (сделать полный вдох, затем полный выдох). Расслабить глаза. Повторить упражнение, приставив палец к межбровью; - Указательным пальцем правой руки дотронуться до кончика носа, сфокусировать взгляд на кончике пальца. Со вдохом удалять палец от носа как можно дальше в пределах расстояния вытянутой руки, продолжая смотреть на кончик пальца. С выдохом вернуть палец обратно к носу. Повторить упражнение, приставив палец к межбровью; - Закинуть голову назад до упора. Сфокусировать взгляд на кончике носа. Сделать полный вдох, затем полный выдох. Повторить то же, сфокусировав взгляд на области межбровья; - Выполнять круговые вращения глазами сначала по часовой стрелке, затем – против. Делать то же, закрыв глаза. Темп вращения переменный, от медленного до максимально быстрого; - Закрыть глаза ладонями так, чтобы через ладони не проникал свет. Посидеть так немного, давая глазам расслабиться. |
« Снегопад » Гимнастика для глаз (за всеми движениями проследить глазами, не поворачивая головы) Белых хлопьев белый пух Медленно опускать сверху вниз снача- Плавно и спокойно ла правую руку, потом левую. Над деревьями кружит И над колокольней. Каждый дом и каждый куст Поочередно вытягивать руки вправо, Греет, одевает влево. Снеговая шубка и Вытянуть руку вперед и коснуться Шапка снеговая. ею лба. Белых хлопьев белый пух Поднимать и опускать руку от уровня С неба валит валом, груди до пояса. Укрывая белый свет Белым одеялом. Чтобы слева, впереди, Указательным пальцем коснуться левого пле- Позади и справа ча, вытянуть руку вперед, коснуться левого. Сладко спали до весны Закрыть глаза ладонями. Дерева и травы. Это сколько ж наметет Развести руки в стороны, глаза широ- Снега за ночь-то! Это как же полетят С горки саночки! |
« Зайка » Дети делают массаж для носа и гимнастику для глаз Вот и зайка к нам идет, Массаж носа (по китайской медицине), Бедный заинька чихает, ниям верхних дыхательных путей: Как поправиться – не знает. Потереть указательные пальцы и мас- Лекарство для тебя найдем: сировать ими ноздри сверху вниз и Мы носик лапкою потрем. снизу вверх 10 – 20 раз. В руках у нас морковка. Дети держат в руке морковку, выполняя Продолжаем тренировку. ею медленные движения вправо-влево, вверх-вниз, по кругу и прослеживая за ней взглядом. Вот поправился наш зайка, Он ребятам очень рад, Приглашает поиграть. « Медведь » Гимнастика для глаз Медведь по лесу бродит, Ходьба вперевалочку, слегка согнув- От дуба к дубу ходит. шись, загребая чуть согнутыми руками Находит в дуплах мед Изображать, как он достает и ест мед И в рот себе кладет. Облизывает лапу «Отмахиваться от пчел» Сластена косолапый, А пчелы налетают, Медведя прогоняют. А пчелы жалят мишку: Отвести руку вперед и поочередно Не ешь наш мед, воришка! касаться носа, щек, прослеживая дви- жение глазами, не поворачивая головы Бредет лесной дорогой Ходьба вперевалочку Медведь к себе в берлогу. Ложится, засыпает Прилечь, руки под щеку И пчелок вспоминает. |
« Заяц белый » Гимнастика для глаз (песня О.Боромыковой сб. «Коррекция речи и движения») (гимнастика дает хороший отдых глазам, усиливает кровоснабжение) Заяц белый, заяц белый, Быстро моргают глазами. Ты куда за лыком бегал? Заяц белый отвечал: Наклонять и выпрямлять голову вперед, «Я не бегал, я скакал». закрыв глаза Заяц белый, заяц белый, Опять быстро сжимать и разжимать веки Ну а где же ты обедал? Заяц белый отвечал: Наклоны головы вправо-влево «Я сегодня голодал». Закрыть глаза ладонями, расслабив глаза |
« Медведюшка » Гимнастика для ног (песня М. Красева «Медведюшка») Покажи-ка нам, медведюшка, Ходьба на внешнем своде стопы Как сбирались красны девушки За брусникой, за малиной Да за ягодой калиной, Как с корзинками шли по лесу, Ходьба с перекатом с пятки на носок Набирали ягод доверху, Отдохнуть они садились, Ко пенечку прислонились. Покажи-ка нам, медведюшка, Вставать на носки, делая вдох и разводя руки Как зевали красны девушки, в стороны, и опускаться на всю стопу. Как накрылися платочком Сесть на пол, руки-упор сзади Да уснули под кусточком. Попеременно вытягивать и выпрямлять носки ног Как вскочили, потянулись, Встать, потянуться Меж собой переглянулись, Повороты в стороны Звонко песню запевали, Ходьба топающим шагом Хороводы затевали. |
« Часовой » Дети выполняют массаж ушей На дальней границе Загнуть руками уши вперед И в холод, и в зной, В зеленой фуражке Стоит часовой. На дальней границе Потянуть руками мочки ушей в стороны, И ночью, и днем вверх, вниз, опустить. Он зорко, он зорко Следит за врагом. И если лазутчик Указательным пальцем помассировать Захочет пройти, слуховые отвороты. Его остановит Солдат на пути! |
« Дождь » Гимнастика для глаз Приплыли тучи дождевые: Покачать поднятыми вверх руками, Лей, дождь, лей! посмотреть на них. Дождинки пляшут, как живые: Опустить плавно руки, перебирая паль- Пей, рожь, пей! цами, прослеживая движения взглядом. И рожь, склоняясь к земле зеленой, Наклониться, делая мягкие, пружинящие Пьет, пьет, пьет. движения руками, посмотреть вниз А теплый дождь неугомонный Показать указательным пальцем движе- Льет, льет, льет. ние сверху вниз и проследить взглядом. |
« По таинственной дороге » Гимнастика для стоп По таинственной дороге Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку Шли таинственные ноги. По большой дороге Ходьба на месте, не отрывая носки от пола Зашагали наши ноги. По пыльной дорожке Перекаты с носка на пятку, стоя на месте Шагали наши ножки. А маленькие ножки Быстрая ходьба с высоким подниманием ног, Бежали по дорожке. согнутых в коленях На узенькой дорожке Ходьба со сведенными носками ног Устали наши ножки. Усталые ножки Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа Шли по дорожке. туловище прямо и глядя вперед На камушек мы сели, Сидя на стуле, поднимать и опускать носки Сели, посидели. ног, не отрывая пяток от пола Ножки отдыхают, Погладить мышцы ног и ступни Мышцы расслабляют. |
« Подарок маме » Массаж пальцев Маме подарок я сделать решила. Скользящие движения ладонью о ладонь Коробку с катушками тихо открыла. Поочередно растирать пальцы левой руки, Нитки и пяльцы достала я с полки, как бы надевая на каждый палец Вдела зеленую нитку в иголку. «Колечко» из сжатых пальцев правой руки Мамин наперсток - на дочкином пальце. Белую ткань я надела на пяльцы. Иголкой веду за стежочком стежочек. Поочередно растирать пальцы правой руки Я вышиваю чудный цветочек: Сначала – зеленые стебельки, После – веселые лепестки, В центре кружка – ярко-желтый кружок. Я закрепляю последний стежок. Потереть ладони друг о друга Я разминаю уставшие пальцы. Сжимать и разжимать пальцы Я убираю старинные пяльцы. Нитку с иголкой в шкатулку кладу. Переплести пальцы обеих рук и сделать В мамину комнату тихо иду. «качельку» Встану на низкую табуретку Встают на ноги И на комод постелю я салфетку. Протягивают руки вперед В комнату мама войдет, удивится: Покачать головой, поставив руки на пояс - Дочка, какая же ты мастерица. |
« Колобок » Упражнение для профилактики плоскостопия Тише, тише, Колобок! Ходьба с высоким подниманием ног, Вдруг услышит серый волк. согнутых в коленях. Тихо ножками пойдем, Ходьба на носках, сохраняя хорошую Незаметно прошмыгнем. осанку Но румяный Колобок Приподниматься на носки и опускаться Прыгнул прямо в огород, на всю стопу Через грядки вдоль забора Перекаты с носка на пятку. Скачет, словно от Федоры. |
« Липы » Гимнастика для глаз (все движения рук прослеживать взглядом, не поворачивая головы) Вот полянка, а вокруг Широким жестом развести руки в стороны Липы выстроились в круг. Скругленные руки сцепить над головой Липы кронами шумят, Руки вверх, покачать ими из стороны в Ветры в их листве гудят. сторону Вниз верхушки пригибают Наклониться вперед И качают их, качают. Наклонившись, покачать туловищем из стороны в сторону После дождика и гроз Выпрямиться, руки поднять Липы льют потоки слез. Плавно опустить руки, перебирая пальцами Каждый листик по слезинке Руки вниз, встряхивать кистями Должен сбросить на тропинки. Кап и кап, кап и кап – Хлопать в ладоши, описывая руками круг Капли, капли, капли – кап! сначала в одну, потом в другую сторону До чего же листик слаб! «Уронить руки» Он умоется дождем, Погладить сначала одну, потом другую руку Будет крепнуть с каждым днем. Сжать кулаки |
« Наши спинки » Дети выполняют массаж спины В колоночку в круг встали, Движения соответствуют тексту Ладошками по спинке застучали. Выполнять в течение 40 - 50 секунд Хлопаем по лопаточкам, Спинка радуется. Дети спинку подставляют, Со спинками играют, Здоровья спинкам добавляют. |
« Плотник » Дети выполняют самомассаж рук Мастер в руки взял фуганок, Поглаживать левую руку от плеча к кисти 4 раза Доски гладко отстругал, Разминать левую руку Взял сверло, шурупы взял, Разминать правую руку Доски ловко просверлил, Круговые движения пальцами правой руки от плеча к левой кисти Их шурупами свинтил, То же левой рукой Поработал долотом, Поколачивание по левой руке Сколотил все молотком. Поколачивание по правой руке Получилась рама – Быстро перебирая пальцами правой руки, прой- ти ими по левой от плеча до локтя Загляденье прямо! То же левой рукой Прекрасный тот работник Погладить левую руку Зовется просто: плотник. Погладить правую руку |
« Наши глазки » Дети выполняют гимнастику для глаз (по оздоровительной методике йогов) - Поочередная фиксация взгляда на пальце и горизонте: принять устойчивую позу и установить руку с поднятым указательным пальцем на уровне головы перед собой, примерно в 30 см от глаз. Поочередно переводить взгляд с пальца на красный листочек на дереве, задерживаясь в каждом положении на 2-3секунды. Палец должен быть примерно в одном направлении с листочком, чтобы при переводе взгляда глазные яблоки почти не двигались. И на палец, и на листочки нужно смотреть внимательно, добиваясь четкого сосредоточения. Выполнять в течение 1 минуты. - Поочередная фиксация взгляда на кончике носа и на горизонте: выполняется аналогично предыдущему упражнению, только взгляд переводится с кончика носа на красный листочек и наоборот. Эти упражнения повышают способность глаз к точной фокусировке на различных расстояниях. Улучшение зрения происходит благодаря аккомодации (способности хрусталика менять свою кривизну) - Отдых для глаз: сесть спокойно и устойчиво. Закрыть глаза и расслабить веки. Мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Лицо и тело тоже расслабляется. Время расслабления 20 - 30 секунд. Это упражнение предохраняет глаза от утомления и служит профилактикой против ухудшения зрения. |
« Мы устали » Упражнения, способствующие быстрому восстановлению работоспособности при усталости или перевозбуждении -Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней, чтобы руки задрожали. Напрячь мускулы плеч и груди. Затем втянуть живот и потянуться вверх, как будто выглядывая из окна, опираясь на ру-ки. Повторить 3 раза. Во рту должно стать влажно. - Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям. Не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тя-нуть ровно, так, чтобы было приятно. Выполнять в течение 10 – 15 секунд. - Растирать хорошенько уши в течение 15 -20 секунд. « Петух » Дети выполняют упражнения для мышц шеи Ах, красавец-петушок! Клевательные движения головой в горизон- На макушке – гребешок, тальной плоскости вправо – влево. А под клювом-то бородка. Клевательные движения головой вперед-на- зад, подбородок движется параллельно полу Очень гордая походка: Идти по кругу, делая махи руками и поднимая Лапы кверху поднимает, голову – вдох, а опуская - выдох Важно головой кивает. Раньше всех петух встает, Наклоны головы вправо-влево Громко на заре поет: - Кукареку! Хватит спать! Помахать руками, как крыльями, поднимая Всем давно пора вставать! опуская голову |
« Цветочек и бабочка » Дети выполняют упражнение для пальцев, гимнастику для глаз Набухай скорей бутон, Распусти цветок – пион. - Под эти слова дети выполняют упражнение для пальцев: подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Немного округлые ладошки образуют «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу. А пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой раскрытый «цветок». Давайте попробуем вдохнуть чудесный аромат. - Дети, закрыв глаза, медленно вдыхают через нос, задерживают дыхание и медленно выдыхают, произнося: «А-а-ах!» Вот к прекрасному цветку подлетела бабочка, Посмотрим глазками, как она летает. (Дети сидят, двигаются только глаза) Посмотрите влево-вправо, вверх-вниз.(Повторить 4 раза). Теперь нарисуйте глазами солнышко. Бабочка села на цветочек, греется на солнышке. Она от удовольствия даже глазки закрыла. Давайте и мы с вами посидим с закрытыми глазами. (Закрывают глаза на 30 секунд) « Паровоз » Дети выполняют массаж спины, встав друг за другом и положив друг другу на плечи ладони Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Похлопывание по спине ладонями Стоять на месте не хочу! Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Поворот на 180, поколачивание ку- Стоять на месте не хочу! лачками Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, постукивание паль- Колесами стучу, стучу, цами Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, поглаживание ладо- Садись скорее, прокачу! нями Чу, чу, чу! Легкое поглаживание пальцами |
« Лес зеленый » Массаж лица по китайской медицине ( улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз )
Теплый ветер гладит лица, Двумя ладонями провести, не слишком Лес шумит густой листвой. надавливая, от бровей до подбородка и обратно 4 раза Дуб нам хочет поклониться, От точки между бровями большим пальцем Клен кивает головой. левой руки массировать лоб, проводя пальцем до середины лба у основания волос – 4 раза А кудрявая березка Массаж висковых впадин большими пальцами Провожает всех ребят. правой и левой рук, совершая вращательные движения – 8 раз До свидания, лес зеленый, Поглаживание лица ладонями сверху вниз - Мы уходим в детский сад! 4 раза. « Жук » Гимнастика для глаз (дети садятся на пол, вытягивая ноги вперед ) Указательный палец правой руки – это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.
К журавлю жук подлетел, зажужжал и запел «Ж-ж-ж…» Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел. Жук на нос хочет сесть, не дадим ему присесть. Жук наш приземлился, зажужжал и закружился. « Ж-ж-ж…» Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немножко. Дети вытягивают поочередно вперед правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки. Жук наверх полетел и на потолок присел. На носочки мы привстали, но жука мы не достали. Хлопнем дружно – хлоп, хлоп, хлоп, Чтобы улететь он смог. « Ж-ж-ж…» |
« Ладошки » Самомассаж Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка, Хлопки в ладоши Хлоп, другая! Правой, правою ладошкой Шлепки по левой руке от плеча к кисти Мы пошлепаем немножко. А потом ладошкой левой Шлепки по правой руке Ты хлопки погромче делай. А потом, потом, потом Легкое похлопывание по щекам Даже щечки мы побьем. Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлопки над головой По коленкам – шлеп, шлеп! Хлопки по коленям По плечам теперь похлопай! Шлепки по плечам По бокам себя пошлепай! Шлепки по бокам Можем хлопнуть за спиной! Шлепки по спине Хлопаем перед собой! Шлепки по груди Справа – можем! Слева – можем! Поколачивание по груди справа, слева И крест-накрест руки сложим! И погладим мы себя. Поглаживание по рукам, груди, бокам, Вот какая красота! спине, ногам. |
« Наши ножки » Самомассаж стоп - Дети садятся, снимают обувь, кладут ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щеточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; - Ладонью правой руки энергично трут ступню левой ноги; - Двумя руками разминают пальцы левой ноги;
- Правой рукой разминают пятку левой ноги; - Шевелят пальцами левой ноги; - Ладонью правой руки поглаживают ступню левой ноги; - Обеими ладонями поглаживают голеностопный сустав; - Топают ногой по полу. - Повторяют все с правой ноги. |
« Дождик » Гимнастика для глаз Капля первая упала – кап! Сверху пальцем показывают траекторию И вторая прибежала – кап! движения капель и прослеживают ее взглядом Мы на небо посмотрели, Смотрят вверх Капельки кап-кап запели, Подняв руки вверх, быстро перебирают пальцами Намочились лица, Вытирают лицо руками Мы их вытирали. Туфли – посмотрите – Показывают руками вниз и смотрят на обувь Мокрыми стали. Плечами дружно поведем Движения плечами И все капельки стряхнем. От дождя убежим, Под кусточком посидим. Приседают |
« Прогулка » Упражнение для профилактики плоскостопия Дружно за руки возьмемся, Ходьба с перекатом с пятки на носок В лес зеленый мы пойдем, По полянке мы пройдемся, Песню весело споем. Нагибайся, погляди-ка, Ходьба боком по толстому шнуру Что краснеет по кустом? Ты не прячься, земляника, Все равно тебя найдем! Комары звенят над нами, Перекаты с носка на пятку, стоя на толстом шнуре Комары кусают в лоб. Мы воюем с комарами, Одновременно с перекатами выполнять хлопки в Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп! ладоши перед собой, над головой, справа, слева, внизу. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»
Конспект занятия с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
модуль «Температура»
Подготовила: воспитатель
Мургузова Лала Азериевна
Когалым, 2022
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе.
Тема: модуль «Температура»
Вид деятельности: познавательно-исследовательская Интеграция О.О.: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»
Цель: учить определять температуру воздуха, и воды опытно-экспериментальным путём;
Задачи: продолжать учить детей работе с прибором «божья коровка»,
- Расширять кругозор детей, создать условия для развития исследовательских умений;
- Учить внимательно слушать воспитателя; уметь делать выводы,
- Воспитывать аккуратность при работе с приборами в лаборатории
-Дать представление о разных видах термометра
Словарь: «температура», «градус», «ноль градусов», «комфортная температура», «замерзание воды».
Методы обучения: исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный.
Планируемые результаты: понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни; освоение алгоритма работы, формулирование проблемы совместно с воспитателем; формирование представления о температуре воздуха, холодной и горячей воды, понятии «комфортная температура». формирование умения работать, в паре, в группе.
Оборудование: учебный модуль «Температура», холодная вода из-под крана, горячая вода, кусочки льда, листочки с изображением термометра, безртутные термометры для измерения воды, комнатный и уличный термометры, стаканчики для воды, .
Предварительная работа: знакомство со свойствами воды
ХОД:
Дети входят в группу.
Воспитатель с детьми встают в круг и приветствуют друг друга
Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим это тепло друг другу.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями и поделимся своим хорошим настроение и своими улыбками.
Беседа с детьми.
Воспитатель: - Ребята, когда мы произносим слова «тепло», «холодно», «горячо», что мы имеем в виду?
Воспитатель: Правильно. Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет. Например, что для того, чтобы понять горячая или холодная вода перед нами, достаточно дотронуться рукой до посуды, в которой она находится. Заболел ты или нет - дотрагиваемся рукой до лба. Попробуйте свой лоб он какой? А если у человека температура, то каким он будет? Как вы думаете можно ли таким способом узнать точную температуру? Как вы думаете, что нам может помочь узнать точную температуру.
Воспитатель:- Правильно градусник, так его мы называем дома, но правильное точное название термометр для измерения температуры тела. Давайте пройдем с вами на стульчики и поговорим об этом
Воспитатель: Ребята термометр- это специальный точный прибор для измерения температуры. Термометры бывают разные, одними мы измеряем температуру воздуха, другими температуру воду, и так же температуру тела
Посмотрите пожалуйста на изображения термометров они очень похожи по строению. Давайте рассмотрим их. Основные части термометра – шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенным спиртом. Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. На термометре для измерения воздуха мы видим в середине шкалы ноль, Ноль обозначает границу между теплом и холодом
Воспитатель: -Мы немного поговорили о термометрах, а сейчас перейдем к выполнению измерений.
Перед нами термометр для определения температуры воздуха в группе и на улице. Он показывает, какая сейчас температура воздуха в группе. У каждого из вас есть листок, на котором изображены 5 термометров. –На самом термометре указан его порядковый номер. Попробуйте ответить на вопрос на каком из термометров показана температура «+ 20» градусов. – назовите термометр на котором показано « – 10» градусов,0,+10,-5. Молодцы ребята все справились с этим заданием.
Наш старый друг божья коровка сегодня нам поможет в наших экспериментах. В прошлый раз она нам помогала измерять кислотность, а сегодня температуру. Результат мы увидим на экране.
А теперь измерим температуру воздуха в группе с помощью цифрового датчика «Божья коровка» удерживаем индикатор в руке и ждем показаний термометра. А теперь давайте возьмем комнатный термометр и сравним с результатом, который нам показал Божья коровка. В нашей группе сейчас холодно? Или может очень жарко? Нет, в нашей комнате сейчас комфортная температура, поэтому я попрошу вас встать с мест, пройти на коврик и немного размяться.
Физминутка
Летит космический корабль (Руки в стороны)
Парит над морем дирижабль (Руки вверх)
Несется яхта над волной (Руки лодочкой)
И субмарина под водой (Присели)
Нас сделал ближе интернет (Обнять себя)
Мы против ядерных ракет, (Грозим пальцем)
Достигла нас волна идей(Руки вверх)
Мы гениальны, мы быстрей(Большой палец вверх)
Пришел технический прогресс(Шагаем на месте)
И продолжается процесс(Поли друг за другом)
Мы за него стоим горой(Идем идем)
И он ведет нас за собой
Молодцы ребята хорошо размялись, а теперь присаживаемся за свои места
Воспитатель:- Температуру воды измеряют тоже специальным термометром. Этот термометр так и называется для измерения воды. Сейчас мы проведём интересный опыт.
У вас на столе два стакана и термометр для измерения воды. Термометр опускаем в стакан с холодной водой. (ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»). - Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в трубке? Посмотрите пожалуйста, что происходит со столбиком термометра? (Он поднимается выше нуля, но столбик низкий). - Почему так происходит?
Наливаем из термоса в стакан с красным кругом тёплую воду, опускаем термометр и определяем температуру тёплой воды, наблюдая за жидкостью в трубке. (ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»). - Почему так происходит? - Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в стеклянной трубке? (Она поднимается выше нуля и столбик высокий). Оказывается, жидкость, нагреваясь, расширяется(столбику становится мало места и он бежит наверх), а при охлаждении – сжимается(он уменьшается, поэтому столбик уменьшается). Постарайтесь это запомнить.
Воспитатель: А как вы думаете ребята можно ли с помощью одного и того же термометра измерить температуру воздуха и воды?
Вывод совместный воспитателя и детей: мы выяснили, что с помощью одного и того же термометра измерить температуру воздуха, воды нельзя. Для каждого измерения существует свой термометр. Почему?
8. Что такое ноль градусов? (Наураша рассказывает про лёд)
Воспитатель:- Что такое 0 градусов? (0 градусов – это граница между теплом и холодом).
Покажите на картинке на вашем листочке положение нуля градусов, найдём ноль на термометре лаборатории.
- А как получить лед в домашних условиях? (Надо взять формочки для заморозки льда, налить в них воду и поставить в морозильную камеру).
Воспитатель: Ребята, что произойдёт с холодной водой в стакане, если я брошу туда лёд?
Предположение детей: при добавлении льда в стакан с холодной водой, температура в стакане понизиться. Измерим температуру в синем стакане(Емкости). (ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»). Давайте проверим наши предположения и измерим температуру с помощью датчика, таким образом мы узнаем изменилась ли температура
Добавим в емкость с холодной водой несколько кубиков льда и снова измерим температуру. (ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»).
Дети измеряют температуру воды в стакане со льдом и сообщают воспитателю показание термометра,. Вывод детей: вода в стаканчике стала холоднее на несколько градусов – лёд «отдал» свой холод воде. А сами кусочки льда стали немного меньше – они подтаяли, т.к. вода теплее льда.
Итог - Можно ли измерить точную температуру только с помощью собственных ощущений? - Каким образом можно точно измерить температуру? - Сегодня на занятии мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, температуру чего мы измеряли? Холодной, горячей воды, льда)
- Какой вывод можно сделать? ….)- Показатели температуры теплой и холодной воды – были выше 0 градусов, а температура льда – ниже 0 градусов. Чем теплее вода – тем выше её температура.-Молодцы, ребята! Спасибо! На этом наше занятие закончено, до новых встреч в нашей научной лаборатории.
Предварительный просмотр:
Самомассаж в детском саду
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот возрастной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью.
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. Он является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от периферии к центру.
Перед проведением взрослому следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи взрослого. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших детей.
Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.
Комплекс упражнений для самомассажа
1. "Мытье головы".
А. Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке; 2) ото лба до затылка; 3) от ушей к шее.
Б. Пальцы слегка согнуть, чтобы поверхность ногтей и первых фаланг плотно соприкасалась с поверхностью головы за ушами. Массаж производить обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
2. "Обезьяна расчесывается".
Пальцами правой руки массировать голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем пальцами левой руки – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы – по средней линии). В такой позе интенсивно массировать голову ото лба к шее и обратно,
3. "Ушки".
Растирать уши ладонями, как будто они замерзли; разминать три раза сверху вниз (по вертикали); растирать возвратно-поступательным движением в другом направлении (по горизонтали). Пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
4. "Глазки отдыхают".
Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз. Повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
5. "Веселые носики".
Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. После этого проделать 3–5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз, с обеих сторон. Это упражнение защищает от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
6. "Рыбки".
Рот немного приоткрыть. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.
7. "Расслабленное лицо".
Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3–5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; "разгладить" лоб от центра к вискам.
8. "Гибкая шея, свободные плечи".
Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающими, похлопывающими, пощипывающими, спиралевидными движениями.
А. Правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой – правое плечо.
Б. Правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее; то же – левой рукой, затем обеими руками одновременно.
9. "Сова".
Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох. Левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же – с левым плечом правой рукой.
10. "Теплые ручки".
Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление движению и одновременно массируя. Затем руки меняются.
Растирать и разминать пальцы рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Особое внимание следует уделить большим пальцам.
11. "Домик".
Сложить пальцы "домиком" перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.
12. "Теплые ножки".
Сидя, энергично растирать (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же – левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об друга, а также о пол.