Районное методическое оъбединение
Системно–деятельностный подход на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 21.2 КБ |
vystuplenie.pptx | 596.41 КБ |
programma_rmo.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно–деятельностный подход на уроках математики.
(слайд1)Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
(слайд2)Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Большинство обучающихся уже в 6-8 классах начинают терять интерес к учебе или занимать в учебном процессе пассивную роль
(слайд3) Значит необходимо использовать такие методы, которые формировали бы практические навыки анализа информации, самообучения, стимулировали самостоятельную работу учащихся, формировали опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.
Обратимся к структуре системно-деятельностного подхода, основной целью которого является научить ребят не знаниям, а работе.
( слайд4) Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
(слайд5) Я не буду подробно останавливаться на структуре урока в технологии системно-деятельностного подхода. Однако на основных этапах данного урока мне все же хотелось бы сделать акцент:
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Приведу пример.
Можно предложить учащимся рассмотрите в учебнике ( алгебра 7 класс под. Редакцией Дорофеева), свойство степени с натуральным показателем. Вдумайтесь и рассмотрите свойства степени с целым показателем. Призыв «вдумайтесь!» для большинства бесполезен, а рассмотрите вообще ничего не значит, ну посмотрели да и посмотрели . На этом вся деятельность ученика закончится. Чтобы в действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание, в котором указать, что и как должны сделать учащиеся. Создадим проблемную ситуацию Например:
- Объясните, почему при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели степени складывают.
- Объясните, почему при делении степеней с одинаковыми основаниями показатели степени вычитают
Также хорошо разобрать задания в конце параграфа: на примере а12*а5 провидите рассуждение, иллюстрирующие свойство произведения степеней с одинаковым основанием. Или 8 классе на теме «Свойство степени с целым показателем» мне очень нравиться вопрос в конце параграфа .В фрагменте 1 выполнена проверка основного свойства степени с целым показателем на конкретных примерах. Проведите аналогичным образом проверку этого свойства, если m = -1 , n=-10.
В таком случае учащиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания.
( слайд 6)Неслучайно древняя китайская пословица гласит: «Я слышу и забываю, Я вижу и помню долго, Я делаю и — понимаю». Ведь как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
В преподавании математики системно-деятельностный подход требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математические понятия, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Другими словами – познавать мир.
Таким образом, при системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
( слайд7)
а)восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике, физки»), обучить способам ее осуществления («как учиться?). Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Она может осуществляться как в небольших группах, так и в парах:
Слайд 8
1) Учитель-ученик. Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить.
2) Ученик-ученик. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. Надо стараться привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи.
Методы обучения при использовании
системно-деятельностного подхода.
Какие методы обучения способствуют повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно – деятельностного подхода?
Включение активных методов обучения (АМО) в образовательный процесс позволяет создать среду, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.
Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а ребенок добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении – научить не знаниям, а работе.
какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке ; -какие методы и средства обучения выбрать ; -как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся ; -как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
О сновные этапы урока - учитель создает проблемную ситуацию; - ученик принимает проблемную ситуацию; - вместе выявляют проблему; - учитель управляет поисковой деятельностью; - ученик осуществляет самостоятельный поиск; - обсуждение результатов.
«Я слышу и забываю , Я вижу и помню долго, Я делаю и — понимаю»
восприятие информации; анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); запоминание (создание образа); самооценка. Компоненты овладения знаниями:
ГРУППЫ: Учитель-ученик Ученик - ученик
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци
Предварительный просмотр:
МОУ Константиновская СОШ
Программа заседания РМО
учителей математики, физики и информатики
«Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики, информатики и физики.»
9.30-10.10Теоретическая часть(кабинет 28)
- Системно-деятельностный подход в преподавании математики, физики.
Масличенко Е.В.,учитель математики 1квалификационной категории.
- Системно-деятельностныйподход в подготовке к ГИА по физике.
Илюшина Н. И., учитель физики высшей квалификационной категории
- Мониторинг активности учителей математики, информатики и физики в системе Дневник.ру.
Коломейцева Л.А., специалист информационно - аналитического центра управления образования.
Практическая часть (1 группа)
10.15-10.55
Открытый урок по информатике. 8в класс. Тема: «Основы алгебры логики». Учитель высшей квалификационной категории
Плотникова Н.А (кабинет 24)
11.10-11.50
Открытый урок по математике. 6в класс. Тема: «Действия с десятичными дробями». Учитель первой квалификационной категории
Белкина В.А (кабинет 33)
- кабинет 25
1. Самоанализ уроков – Плотникова Н. А., Белкина В. А., Дутова Н. В., Тараканова С. А.
2. Сообщение по итогам курсовой подготовки «Методы и приемы решения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по математике».
Черемисова О.Ф., учитель математики 1квалификационной категории.
13.00 Обед
МОУ Константиновская СОШ
Программа заседания РМО
учителей математики, физики и информатики
«Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики, информатики и физики.»
9.30-10.10Теоретическая часть(кабинет 28)
- Системно-деятельностный подход в преподавании математики, физики.
Масличенко Е.В.,учитель математики 1квалификационной категории.
- Системно-деятельностныйподход в подготовке к ГИА по физике.
Илюшина Н. И., учитель физики высшей квалификационной категории
- Мониторинг активности учителей математики, информатики и физики в системе Дневник.ру.
Коломейцева Л.А., специалист информационно - аналитического центра управления образования.
Практическая часть (2 группа)
10.15-10.55 Открытый урок по информатике. 8в класс. Тема: «Основы алгебры логики». Учитель первой квалификационной категории
Тараканова С.А. (кабинет29)
11.10-11.50 Открытый урок по математике. 9б класс. Тема: «Рациональные выражения». Учитель первой квалификационной категории Дутова Н.В.
- кабинет 25
1. Самоанализ уроков – Плотникова Н. А., Белкина В. А., Дутова Н. В., Тараканова С. А.
2. Сообщение по итогам курсовой подготовки «Методы и приемы решения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по математике». Черемисова О.Ф., учитель математики 1квалификационной категории.
13.00 Обед