Районное методическое оъбединение

Системно–деятельностный подход на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.2 КБ
Файл vystuplenie.pptx596.41 КБ
Файл programma_rmo.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Системно–деятельностный подход на уроках математики.

(слайд1)Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

 (слайд2)Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

Большинство обучающихся уже в 6-8 классах начинают терять интерес к учебе или занимать  в учебном процессе пассивную роль

 (слайд3) Значит необходимо использовать такие методы, которые формировали бы практические навыки анализа информации, самообучения, стимулировали самостоятельную работу учащихся, формировали опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

Обратимся к структуре системно-деятельностного подхода, основной целью которого является научить ребят не знаниям, а работе.

 ( слайд4) Для этого учитель ставит ряд вопросов:

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

-какие методы и средства обучения выбрать;

-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;

-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

(слайд5) Я не буду подробно останавливаться на структуре урока в технологии системно-деятельностного подхода. Однако на основных этапах данного урока мне все же хотелось бы сделать акцент:    

 - учитель создает проблемную ситуацию;

- ученик принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- учитель управляет поисковой деятельностью;

- ученик осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.        

Приведу пример.

Можно предложить учащимся рассмотрите в учебнике ( алгебра 7 класс под. Редакцией Дорофеева), свойство степени с натуральным показателем. Вдумайтесь и рассмотрите свойства степени с целым показателем. Призыв «вдумайтесь!» для большинства бесполезен, а рассмотрите  вообще ничего не значит, ну посмотрели да и посмотрели . На этом вся деятельность ученика закончится. Чтобы в действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание, в котором указать, что и как должны  сделать учащиеся. Создадим проблемную ситуацию Например:

  1. Объясните, почему при умножении  степеней с одинаковыми основаниями показатели  степени складывают.
  2. Объясните, почему при делении  степеней с одинаковыми основаниями показатели  степени вычитают

Также   хорошо разобрать  задания в конце параграфа: на примере а125 провидите рассуждение, иллюстрирующие свойство  произведения степеней с одинаковым основанием. Или 8 классе на теме «Свойство степени с целым показателем» мне очень нравиться вопрос в конце параграфа .В фрагменте 1 выполнена проверка основного свойства степени с целым показателем на конкретных примерах. Проведите аналогичным образом проверку этого свойства, если m = -1 , n=-10.

  В таком случае учащиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без конкретного задания.

 ( слайд 6)Неслучайно древняя китайская пословица гласит: «Я слышу и забываю, Я вижу и помню долго, Я делаю и — понимаю». Ведь как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

В преподавании математики системно-деятельностный подход требует формирования практических умений применения теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу  не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математические понятия, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Другими словами – познавать мир.

        Таким образом, при системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:

 ( слайд7)

а)восприятие информации;

б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение,  осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

в) запоминание (создание образа);

г) самооценка.

        Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике, физки»), обучить способам ее осуществления («как учиться?).  Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Она может осуществляться как в небольших группах, так и в парах:

 Слайд 8

1) Учитель-ученик. Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить.

2) Ученик-ученик. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. Надо стараться привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи.

   Методы обучения при использовании

системно-деятельностного подхода.

Какие методы обучения способствуют повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно – деятельностного подхода?

        Включение активных методов  обучения (АМО) в образовательный процесс позволяет создать среду, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.

Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

                                                                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно– деятельностный подход на уроках математики Масличенко Е.В

Слайд 2

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг

Слайд 3

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а ребенок добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении – научить не знаниям, а работе.

Слайд 4

какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке ; -какие методы и средства обучения выбрать ; -как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся ; -как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Слайд 5

О сновные этапы урока - учитель создает проблемную ситуацию; - ученик принимает проблемную ситуацию; - вместе выявляют проблему; - учитель управляет поисковой деятельностью; - ученик осуществляет самостоятельный поиск; - обсуждение результатов.

Слайд 6

«Я слышу и забываю , Я вижу и помню долго, Я делаю и — понимаю»

Слайд 7

восприятие информации; анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); запоминание (создание образа); самооценка. Компоненты овладения знаниями:

Слайд 8

ГРУППЫ: Учитель-ученик Ученик - ученик

Слайд 10

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци



Предварительный просмотр:

МОУ Константиновская СОШ

Программа заседания РМО

учителей математики, физики и информатики

«Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики, информатики и физики.»

9.30-10.10Теоретическая часть(кабинет 28)

  1. Системно-деятельностный подход в преподавании математики, физики.

Масличенко Е.В.,учитель математики 1квалификационной категории.

  1. Системно-деятельностныйподход в подготовке к ГИА по физике.

Илюшина Н. И., учитель физики высшей квалификационной категории

  1. Мониторинг активности учителей математики, информатики и физики в системе Дневник.ру.

Коломейцева Л.А., специалист информационно - аналитического центра управления образования.

Практическая часть (1 группа)

10.15-10.55

Открытый урок по информатике. 8в класс. Тема: «Основы алгебры логики». Учитель высшей квалификационной категории

Плотникова Н.А (кабинет 24)

11.10-11.50

Открытый урок по математике. 6в класс. Тема: «Действия с десятичными дробями». Учитель первой квалификационной категории

Белкина В.А (кабинет 33)

  1. кабинет 25

1. Самоанализ уроков – Плотникова Н. А., Белкина В. А., Дутова Н. В., Тараканова С. А.

2. Сообщение по итогам курсовой подготовки «Методы и приемы решения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по математике».

Черемисова О.Ф., учитель математики 1квалификационной категории.

13.00 Обед

МОУ Константиновская СОШ

Программа заседания РМО

учителей математики, физики и информатики

 «Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики, информатики и физики.»

9.30-10.10Теоретическая часть(кабинет 28)

  1. Системно-деятельностный подход в преподавании математики, физики.

Масличенко Е.В.,учитель математики 1квалификационной категории.

  1. Системно-деятельностныйподход в подготовке к ГИА по физике.

Илюшина Н. И., учитель физики высшей квалификационной категории

  1. Мониторинг активности учителей математики, информатики и физики в системе Дневник.ру.

Коломейцева Л.А., специалист информационно - аналитического центра управления образования.

Практическая часть (2 группа)

10.15-10.55 Открытый урок по информатике. 8в класс. Тема: «Основы алгебры логики». Учитель первой квалификационной категории

Тараканова С.А. (кабинет29)

11.10-11.50 Открытый урок по математике. 9б класс. Тема: «Рациональные выражения». Учитель первой квалификационной категории Дутова Н.В.

  1. кабинет 25

1. Самоанализ уроков – Плотникова Н. А., Белкина В. А., Дутова Н. В., Тараканова С. А.

2. Сообщение по итогам курсовой подготовки «Методы и приемы решения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по математике». Черемисова О.Ф., учитель математики 1квалификационной категории.

13.00 Обед