Районное методическое объединение
Формирование математической грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа РМО | 14.33 КБ |
doklad_2.docx | 245.22 КБ |
doklad_2_-_kopiya.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение учителей математики, физики и информатики
Константиновского района Амурской области
Тема: Компетенция педагога как основа повышения качества образования, эффективность реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
План работы.
1.Программа РМО.
Масличенко Е.В., учитель математики и физики МОАУ Константиновская СОШ.
2. Формирование функциональной грамотности.
Коломейцева Л.А., специалист МКУ ЦОДУСО Константиновского района.
3.Формирование математической грамотности.
Масличенко Е.В., учитель математики и физики МОАУ Константиновская СОШ.
4.Профессиональные компетенции преподавателя информатики и ИКТ в области дополнительного образования.
Тараканова С.А., учитель информатики и ИКТ МОАУ Константиновская СОШ
5. Формирование профессиональной компетенции в условиях ФГОС.
Кононенко С.А., учитель математики МОУ Коврижская СОШ; Андреев В. А., учитель математики и физики МОАУ Коврижская СОШ
6. Сообщение по итогам курсовой подготовки по теме: Содержательные и методические аспекты обучения математике на уровне основного общего образования.
Черемисова О.Ф., учитель математики МОАУ Константиновская СОШ.
7. План РМО на 2022 год. Итоги заседания.
Масличенко Е.В., учитель математики и физики МОАУ Константиновская СОШ.
Предварительный просмотр:
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира».
Рассмотрим основные подходы к оценке и формированию математической грамотности.
1.Учащимся предлагаются не учебные задачи, а практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики – комплексные задания. Контекст, в рамках которого предложена проблема, должен быть действительно жизненным, а не надуманным. Ситуации должны быть характерными для повседневной учебной и внеучебной жизни учащихся (например, связаны с личными, школьными или общественными проблемами). Поставленная проблема должна быть нетривиальной, интересной и актуальной для учащихся того возраста, на который она рассчитана.
2. Для выполнения комплексного задания целостное, а не фрагментарное, применение математики. Это означает, что требуется осуществить весь процесс работы над проблемой: от понимания, включая формулирование проблемы на языке математики, через поиск и осуществление её решения, до сообщения и оценки результата, а не только часть этого процесса (например, решить уравнение или упростить алгебраическое выражение).
3. Для разрешения предложенной проблемной ситуации требуются знания и умения из разных разделов курса математики основной школы, соответствующие темам.
4. Комплексное задание может включать вопросы/задания в широком диапазоне сложности: от низкого уровня овладения математической грамотностью, который проявляется в способности применить математические умения только в ситуациях, близких к изученным в рамках курса математики, до высокого уровня, обеспечивающего способность справляться со сложными незнакомыми проблемными ситуациями, включая самостоятельное моделирование и исследование ситуации.
Для формирования математической грамотности мы должны применять на уроках математике задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, которые имеют четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривает владение учащимися приемами деятельности прикладного характера. В современной школе мы не редко сталкиваемся с заданиями такого характера, Они встречаются в ОГЭ (реальная математика), ВПР, ЕГЭ.
Давайте рассмотрим с вами задания на формирование математической грамотности у учащихся
Задание номер 1: Шкалы температур (задание предоставлено на слайде)
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (7 класс)
Характеристики заданий и система оценивания
ЗАДАНИЕ 1. ШКАЛЫ ТЕМПЕРАТУР (1 из 4). МФГ_МА_7_001_01_А8 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Ответ: 50°F. Дан верный ответ. |
0 | Другие ответы. |
ЗАДАНИЕ 2. ШКАЛЫ ТЕМПЕРАТУР (2 из 4). МФГ_МА_7_001_02_А8 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Ответ: А) 37,8°C или 38°C; (принимается ответ: 37,78; 37,778); Б) повышенная. Оба ответа даны верно. |
1 | Дан верный ответ на вопрос А. Ответ на вопрос Б отсутствует или дан неверно. Или дан ответ 37,77 или 37,7 (ошибка округления), ответ на вопрос Б дан верный. |
0 | Другие ответы |
ЗАДАНИЕ 3. ШКАЛЫ ТЕМПЕРАТУР. (3 из 4) МФГ_МА_7_001_03_А8 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Дан ответ: (Вписаны числа: 32 (ордината точки А) и 10 (абсцисса точки В)). |
0 | Другой ответ или ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 4. ШКАЛЫ ТЕМПЕРАТУР. (4 из 4) МФГ_МА_7_001_04_А8 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Дан ответ, в котором приводится верное обоснование, например: °C = (°F – 32) : 1,8 = (°F – 32) : 18 = (°F – 32) ∙ 10 = (°F – 32) ∙ 5 = (°F – 32) ∙ 5: 9 10 18 9 ИЛИ 1,8 = 9 . 5 Комментарий: допустимо отсутствие некоторых шагов в приведенной цепочке; достаточно записи, говорящей о понимании, что t : 1,8 = t ∙ 5: 9. |
1 | На примере конкретного числового значения показано, что правило дает тот же результат, что и формула, однако, обобщение на любое число отсутствует. |
0 | Другой ответ или ответ отсутствует. |
Данное задание, мы можем использовать при закреплении материала, также на уроках физики в 8 и 10 классе после объяснения темы: Определение температуры. Энергия теплового движения молекул.
Рассмотрим задание по формированию естественно- научной грамотности:
Задание №2 Как заставить воду течь вверх.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ (7 класс)
Характеристики заданий и система оценивания
ЗАДАНИЕ 1. КАК ЗАСТАВИТЬ ВОДУ ТЕЧЬ ВВЕРХ? (1 ИЗ 5). МФГ_ЕС_7_015_01_А8 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Выбран ответ 1 (Земное притяжение). |
0 | Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 2. КАК ЗАСТАВИТЬ ВОДУ ТЕЧЬ ВВЕРХ? (2 ИЗ 5). МФГ_ЕС_7_015_02_А8 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Дан ответ, в котором говорится, что дом должен быть ниже водонапорной башни (или бака с водой вверху башни), и дано объяснение, что вода поднимается в доме вверх по трубам в соответствии с принципом сообщающихся сосудов. |
1 | Дан ответ, в котором говорится, что дом должен быть ниже водонапорной башни (или бака с водой вверху башни), но объяснение не дано или оно неправильное. |
0 | Другой ответ или ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 3. КАК ЗАСТАВИТЬ ВОДУ ТЕЧЬ ВВЕРХ? (3 ИЗ 5). МФГ_ЕС_7_015_03_А8 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Выбран ответ 1 (На жидкость в стакане действует атмосферное давление, а на жидкость внутри соломинки не действует). |
0 | Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 4. КАК ЗАСТАВИТЬ ВОДУ ТЕЧЬ ВВЕРХ? (4 ИЗ 5). МФГ_ЕС_7_015_04_А8 | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
| |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Установлена последовательность: Г А В Б |
0 | Другой ответ или ответ отсутствует. |
Задание 2 рассмотрите как проблемную ситуацию на уроке физики в 7 классе при объяснении темы: Сообщающие сосуды, атмосферное давление.
Эти задания я выбрала на сайте ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (банк заданий) они направлены на формирование математической грамотности на уроках математики и естественно научной грамотности на уроках физики могут быть использованы нами для подготовки к ВПР и ОГЭ, также на уроках и факультативных и элективных курсах. Мыслительная деятельность, осуществляемая при выполнении комплексного задания, описывается в соответствии с концепцией PISA-2021.
Математическая грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей школьников творчески мыслить и находить стандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира».
Модель математической̆ грамотности
ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ