Районное методическое объединение

Формирование математической грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа РМО14.33 КБ
Файл doklad_2.docx245.22 КБ
Файл doklad_2_-_kopiya.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение учителей математики, физики и информатики

Константиновского района Амурской области

Тема: Компетенция педагога как основа повышения качества образования, эффективность реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

План работы.

1.Программа РМО.

Масличенко Е.В., учитель математики и физики МОАУ Константиновская СОШ.

2. Формирование функциональной грамотности.

Коломейцева Л.А., специалист МКУ ЦОДУСО Константиновского района.

3.Формирование математической грамотности.

Масличенко Е.В., учитель математики и физики МОАУ Константиновская СОШ.

4.Профессиональные компетенции преподавателя информатики и ИКТ в области дополнительного образования.

Тараканова С.А., учитель информатики и ИКТ  МОАУ Константиновская СОШ

5. Формирование профессиональной компетенции в условиях ФГОС.

Кононенко С.А., учитель математики МОУ Коврижская СОШ; Андреев В. А., учитель математики и физики МОАУ Коврижская СОШ

6. Сообщение по итогам курсовой подготовки по теме: Содержательные и методические аспекты обучения математике на уровне основного общего образования.

Черемисова О.Ф., учитель математики МОАУ Константиновская СОШ.

7. План РМО на 2022 год. Итоги заседания.

Масличенко Е.В., учитель математики и физики МОАУ Константиновская СОШ.



Предварительный просмотр:

Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.

«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира».

    Рассмотрим основные подходы к оценке и формированию математической грамотности.

1.Учащимся предлагаются не учебные задачи, а практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики – комплексные задания. Контекст, в рамках которого предложена проблема, должен быть действительно жизненным, а не надуманным. Ситуации должны быть характерными для повседневной учебной и внеучебной жизни учащихся (например, связаны с личными, школьными или общественными проблемами). Поставленная проблема должна быть нетривиальной, интересной и актуальной для учащихся того возраста, на который она рассчитана.

 2. Для выполнения комплексного задания целостное, а не фрагментарное, применение математики. Это означает, что требуется осуществить весь процесс работы над проблемой: от понимания, включая формулирование проблемы на языке математики, через поиск и осуществление её решения, до сообщения и оценки результата, а не только часть этого процесса (например, решить уравнение или упростить алгебраическое выражение).

3. Для разрешения предложенной проблемной ситуации требуются знания и умения из разных разделов курса математики основной школы, соответствующие темам.

4. Комплексное задание может включать вопросы/задания в широком диапазоне сложности: от низкого уровня овладения математической грамотностью, который проявляется в способности применить математические умения только в ситуациях, близких к изученным в рамках курса математики, до высокого уровня, обеспечивающего способность справляться со сложными незнакомыми проблемными ситуациями, включая самостоятельное моделирование и исследование ситуации.

       Для формирования математической грамотности мы должны применять на уроках математике задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, которые имеют четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривает владение учащимися приемами деятельности прикладного характера. В современной школе мы не редко сталкиваемся с заданиями такого характера, Они встречаются в ОГЭ (реальная математика), ВПР, ЕГЭ.

Давайте рассмотрим с вами задания на формирование математической грамотности у учащихся

Задание номер 1: Шкалы температур (задание предоставлено на слайде)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (7 класс)

Характеристики заданий и система оценивания

ЗАДАНИЕ 1. ШКАЛЫ ТЕМПЕРАТУР (1 из 4). МФГ_МА_7_001_01_А8

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область: изменение и зависимости.
  • Компетентностная область: применять
  • Контекст: образовательный
  • Уровень сложности: низкий
  • Формат ответа: задание с кратким ответом
  • Объект оценки: умение работать с формулами (использование формул при переводе значений температур из одной шкалы в другую)
  • Максимальный балл: 1

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Ответ: 50°F.

Дан верный ответ.

0

Другие ответы.

ЗАДАНИЕ 2. ШКАЛЫ ТЕМПЕРАТУР (2 из 4). МФГ_МА_7_001_02_А8

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область: изменение и зависимости
  • Компетентностная область: интерпретировать
  • Контекст: образовательный
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с кратким ответом и выбором одного верного ответа
  • Объект оценки: работа с формулами (использование формул при переводе значений температур из одной шкалы в другую)
  • Максимальный балл: 2

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

Ответ: А) 37,8°C или 38°C; (принимается ответ: 37,78; 37,778); Б) повышенная.

Оба ответа даны верно.

1

Дан верный ответ на вопрос А. Ответ на вопрос Б отсутствует или дан неверно. Или дан ответ 37,77 или 37,7 (ошибка округления), ответ на вопрос Б

дан верный.

0

Другие ответы

ЗАДАНИЕ 3. ШКАЛЫ ТЕМПЕРАТУР. (3 из 4) МФГ_МА_7_001_03_А8

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: изменение и зависимости
  • Компетентностная область оценки: применять
  • Контекст: научный
  • Уровень сложности: низкий
  • Формат ответа: задание с несколькими краткими ответами
  • Объект оценки: вычислять по формуле значение ординаты по заданной абсциссе и значение абсциссы по заданной ординате точек графика
  • Максимальный балл:1

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Дан ответ:        P78C7T3#yIS1

(Вписаны числа: 32 (ордината точки А) и 10 (абсцисса точки В)).

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 4. ШКАЛЫ ТЕМПЕРАТУР. (4 из 4) МФГ_МА_7_001_04_А8

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: количество
  • Компетентностная область оценки: интерпретировать
  • Контекст: образовательный
  • Уровень сложности задания: средний
  • Формат ответа: задание с развернутым ответом
  • Объект оценки: выполнять преобразование числового выражения
  • Максимальный балл: 2

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

Дан ответ, в котором приводится верное обоснование, например:

°C = (°F – 32) : 1,8 = (°F – 32) : 18 = (°F – 32) 10 = (°F – 32) 5 = (°F – 32) ∙ 5: 9

10        18        9

ИЛИ 1,8 = 9 .

5

Комментарий: допустимо отсутствие некоторых шагов в приведенной цепочке;

достаточно записи, говорящей о понимании, что t : 1,8 = t ∙ 5: 9.

1

На примере конкретного числового значения показано, что правило дает тот же

результат, что и формула, однако, обобщение на любое число отсутствует.

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

Данное задание, мы можем использовать при закреплении материала, также на уроках физики в 8 и 10 классе после объяснения темы: Определение температуры. Энергия теплового движения молекул.

Рассмотрим задание по формированию естественно- научной грамотности:

Задание №2 Как заставить воду течь вверх.

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ (7 класс)

Характеристики заданий и система оценивания

ЗАДАНИЕ 1. КАК ЗАСТАВИТЬ ВОДУ ТЕЧЬ ВВЕРХ? (1 ИЗ 5). МФГ_ЕС_7_015_01_А8

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: физические системы
  • Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений
  • Контекст: местный
  • Уровень сложности: низкий
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
  • Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления
  • Максимальный балл: 1
  • Способ проверки: программой

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Выбран ответ 1 (Земное притяжение).

0

Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 2. КАК ЗАСТАВИТЬ ВОДУ ТЕЧЬ ВВЕРХ? (2 ИЗ 5).

МФГ_ЕС_7_015_02_А8

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: физические системы
  • Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
  • Контекст: местный
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с развернутым ответом
  • Объект        оценки:        анализировать,        интерпретировать        данные        и        делать соответствующие выводы
  • Максимальный балл: 2
  • Способ проверки: экспертом

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

Дан ответ, в котором говорится, что дом должен быть ниже водонапорной башни (или бака с водой вверху башни), и дано объяснение, что вода поднимается в доме вверх по трубам в соответствии с принципом

сообщающихся сосудов.

1

Дан ответ, в котором говорится, что дом должен быть ниже водонапорной башни (или бака с водой вверху башни), но объяснение не дано или оно

неправильное.

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 3. КАК ЗАСТАВИТЬ ВОДУ ТЕЧЬ ВВЕРХ? (3 ИЗ 5). МФГ_ЕС_7_015_03_А8

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: физические системы
  • Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений
  • Контекст: личный
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа
  • Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления
  • Максимальный балл: 1
  • Способ проверки: программой

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Выбран ответ 1 (На жидкость в стакане действует атмосферное давление, а

на жидкость внутри соломинки не действует).

0

Выбран другой вариант ответа или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 4. КАК ЗАСТАВИТЬ ВОДУ ТЕЧЬ ВВЕРХ? (4 ИЗ 5). МФГ_ЕС_7_015_04_А8

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: физические системы
  • Компетентностная область оценки: применение естественно-научных методов исследования
  • Контекст: личный
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание на установление последовательности
  • Объект оценки: предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса
  • Максимальный балл: 1
  • Способ проверки: программой

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Установлена последовательность: Г А В Б

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

     Задание 2 рассмотрите как проблемную ситуацию на уроке физики в 7 классе при объяснении темы: Сообщающие сосуды, атмосферное давление.

    Эти задания я выбрала на сайте ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ     РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (банк заданий) они направлены на формирование математической грамотности на уроках математики и естественно научной грамотности на уроках  физики  могут быть использованы нами  для подготовки к ВПР и ОГЭ, также на уроках и факультативных и элективных курсах.  Мыслительная деятельность, осуществляемая при выполнении комплексного задания, описывается в соответствии с концепцией PISA-2021.

Математическая грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей школьников творчески мыслить и находить стандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности.

Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование математической грамотности Масличенко Елена Владимировна., учитель математики, физики МОАУ Константиновская СОШ

Слайд 2

«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира».

Слайд 3

Модель математической̆ грамотности

Слайд 13

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ