Сценарий логопедического праздика.
Познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного язык. Формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности ксвоим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_mezhdunarodnyy_den_rodnogo_yazyka.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника родного языка
Цели: Познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного язык. Формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность.
Задачи: Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа слов; Закрепление в речи четкого произношения ранее изученных звуков. Развитие умения определять на слух неправильно произносимые слова; Развитие связной речи, выразительности и артистичности. Развитие творческих способностей детей: воображения, фантазии. Привитие любви к родному языку. Развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.
Дидактические средства: Рисунок, изображающий родную природу; карточки с названиями уровней игры; шапочки с изображениями животных; карточки со слогами; картинки животных; костюмы; жука, осы, почтальона Печкина; письмо в конверте; разноцветные жетоны; сюжетные картины: “На лугу”, “В чаще леса”, “У озера”. Музыкальное сопровождение.
Ход праздника: Организационный момент. На доске – пейзаж родной природы.
Звучит музыка из песни “Край родной”.
I Ребёнок: Родной язык дороже злата,
Его обязан каждый знать.
Ведь так заботлива, богата
Земля, взрастившая нас мать.
II Ребёнок: Я Вас сегодня поздравляю
С Днем родного языка
И не забыть я Вам желаю
Прекрасный вкус его словца.
III Ребёнок: Пускай всегда с Вами будет
Любовь, надежда и уют.
Пускай родной язык повсюду
Вам проложит верный путь.
Учитель – логопед: Сегодня на празднике мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.
I Ребёнок: Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
II Ребёнок: Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Учитель – логопед: В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…
Выходят дети и приветствуют гостей праздника на английском, азербайджанском, украинском языках, держа в руках флажки этих стран (Азербайджанский - салам алейкум, английский -Hello, Hi, белорусский - прывитанне, грузинский - гамарджоба, украинский - привіт, французский - Bonjour.)
III Ребёнок: Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства открылись мне
И мир открылся в них.
Учитель – логопед: Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский. В нашей республике Бурятии проживают носители бурятского языка. Послушаем приветствия ребят на их родном языке.
IV Ребёнок: Д.Улзытуев "Халюун талата Буряадаа"
Халюун талата Буряадаа
Харан харан байхадам,
Хангай тайга нэмэритэй
Хадынш орон хэбэртэй.
Уудам талата Буряадаа
Удаан удаан харахадам,
Уняар манан дэнзэтэй
Уулынш орон янзатай
Учитель – логопед: Дорогие ребята, русская речь очень красива и не проста. Как только человек родился, он начинает познавать русский язык и узнает его всю свою жизнь. А вы, ребята, дошкольники, и еще учитесь правильно проговаривать звуки, слова, грамотно составлять предложения, читать произведения на родном языке и писать. Наш язык имеет много загадок и тайн, и некоторые из них мы с вами попробуем раскрыть. А поможет нам в этом компьютерная игра. Посмотрите на монитор, на нем – I уровень сложности, который называется “В гостях у звука”.
- Развитие фонематического слуха, артикуляционных движений.
Учитель – логопед: Встанем в круг. Мы отправляемся на прогулку в лес. Там очень много различных звуков, давайте прислушаемся. Вот подул легкий ветерок, и у нас сразу засвистело в ушах.
- С, с, с, с! (Дети повторяют за взрослым).
Учитель – логопед:- Ветер окреп и подул сильнее, в вышине сразу зашумели сосны. Как они зашумели?
- Ш, ш, ш, ш!
Учитель - логопед: - А вот перелетает с ветки на ветку синица и весело цокает. Как она цокает?
- Ц, ц, ц, ц!
Учитель - логопед: - На огромной сосне сидит дятел и долбит дупло. Выстукивает дробь, словно на барабане. Как стучит дятел?
- Д-д-д-тук! Д-д-д-тук!
Учитель - логопед: А вот и проворная белочка, прыгает с ветки на ветку, словно парашютист. Смотрите, ребята, как она высоко забралась и щелкает орешки! (Дети цокают, прищелкивают языком “Лошадка”).
Учитель – логопед: Идем по кругу, я произношу слова, если услышите в названии животного звук Р, остановитесь!
(Ёж, медведь, рысь, лиса, суслик, лось, заяц, крот, белка, куница, нерпа).
Учитель-логопед: - У нерпы время обеда, покажите, как жует нерпа, широко раскрыв рот. А теперь облизывается (в одну сторону, в другую сторону).
-Посмотрите на монитор II уровень сложности:
Учитель-логопед: - Проверим, как вы различаете звонкие и глухие согласные. Если услышите звонкие согласные, ваши пальчики задрожат, как листики в нашем лесу, (шевелят пальчиками), если глухие согласные, кисти рук опускаются, листики не дрожат).
(Да-да-да, ты-ты-ты, по-по-по, бу-бу-бу, га-га-га, ки-ки-ки, шо-шо-шо, жу-жу-жу).
- А на мониторе III уровень сложности. Работа над словом.
Учитель - логопед: - А сейчас мы узнаем, как вы правильно умеете употреблять слова в своей речи. Ребята, посмотрите на экране письмо от первоклассника, который учится в школе. В нем не все слова написаны правильно. Вы внимательно его послушайте:
«Меня зовут Вася. Я хочу вам рассказать интересную историю. В нашем озере Байкале живёт серая нерпа. Недавно у неё появились нерпенки. Они такие беленькие, не такие, как ихняя мама, ухи- побольше. Однажды один «белок» отбежал далеко от проруби и заблудился. Евоная мама всю ночь искала детеныша. Нашла и потрепала за ухи.»
Учитель - логопед: - Какие слова Вася написал неправильно?
Учитель -логопед: Вы отлично справились с этим уровнем сложности, переходим к следующему уровню. Он называется “Говори не торопись, да смотри не ошибись”.
Выступления детей. Театрализованная миниатюра “Оса и жук”. (Дети в костюмах осы и жука).
Учитель-логопед: - Встретил жук в одном лесу симпатичную осу.
Жук: – Ах, какая модница, пожжжвольте пожжжнакомиться.
Оса: - Увазззаемый прохозззый! Ну на сссто ззз это похозззе! Вы не представляете, как вы сссепелявите!
Учитель-логопед: - И красавица оса улетела в небеса.
Жук: - Шшштранная гражданка, наверно иношшштранка.
Учитель-логопед: - В каких словах заблудились звуки? (ответы детей).
Учитель-логопед: С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни. Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.
Дети читают высказывания о русском языке: (на мониторе появляются портреты писателей).
- "Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)
- "Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)
-"Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)
- "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев)
- «Как же прекрасен родной мой язык, волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник, сердце и душу ласкающий. (Александр Сергеевич Пушкин).
- Девочки в русских народных костюмах исполняют русскую народную песню “Во поле береза стояла” и водят хоровод. (на мониторе появляются пейзажи природы Бурятии).
Учитель – логопед: Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
- Дети исполняют песню “У моей России”.
Учитель – логопед: На нашей планете живут люди с разным цветом кожи, с разной историей, разными обычаями и традициями и говорят на разных языках. Нам достаточно вспомнить решительное заявление В. Г. Белинского, он утверждал, что «русский язык – один из богатейших языков в мире, и в этом нет никакого сомнения». Пожалуй, сложно не согласиться с этим высказыванием, поскольку благодаря нашему языку мы думаем, общаемся, творим. Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
Заканчиваем наш праздник песней «Песня о родном крае» В.Толкунов.