Сценарий логопедического праздика.

     Познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного язык.  Формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности ксвоим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_mezhdunarodnyy_den_rodnogo_yazyka.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

           

Сценарий праздника родного языка

Цели: Познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днем родного язык.  Формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитывать патриотизм, толерантность.

Задачи: Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа слов; Закрепление в речи четкого произношения ранее изученных звуков. Развитие умения определять на слух неправильно произносимые слова; Развитие связной речи, выразительности и артистичности. Развитие творческих способностей детей: воображения, фантазии. Привитие любви к родному языку. Развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.

Дидактические средства: Рисунок, изображающий родную природу; карточки с названиями уровней игры; шапочки с изображениями животных; карточки со слогами; картинки животных; костюмы; жука, осы, почтальона Печкина; письмо в конверте; разноцветные жетоны; сюжетные картины: “На лугу”, “В чаще леса”, “У озера”. Музыкальное сопровождение.

Ход праздника: Организационный момент. На доске – пейзаж родной природы.

                                     Звучит музыка из песни “Край родной”.

I Ребёнок: Родной язык дороже злата,

Его обязан каждый знать.

Ведь так заботлива, богата

Земля, взрастившая нас мать.

II Ребёнок: Я Вас сегодня поздравляю

С Днем родного языка

И не забыть я Вам желаю

Прекрасный вкус его словца.

III Ребёнок: Пускай всегда с Вами будет

Любовь, надежда и уют.

Пускай родной язык повсюду

Вам проложит верный путь.

Учитель – логопед: Сегодня на празднике мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

I Ребёнок: Я люблю свой родной язык!

 Он понятен для всех,

 Он певуч,

 Он, как русский народ, многолик,

 Как держава наша, могуч…

II Ребёнок: Он – язык Луны и планет,

 Наших спутников и ракет,

 На совете

 За круглым столом

 Разговаривайте на нём:

 Недвусмысленный и прямой,

 Он подобен правде самой.

Учитель – логопед: В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

Выходят дети и приветствуют гостей праздника на английском, азербайджанском, украинском языках, держа в руках флажки этих стран (Азербайджанский - салам алейкум, английский -Hello, Hi, белорусский - прывитанне, грузинский - гамарджоба, украинский - привіт, французский - Bonjour.)

III Ребёнок: Но, как родной, люблю язык я русский,

 Он нужен мне, как небо, каждый миг,

 На нём живые, трепетные чувства открылись мне

 И мир открылся в них.

Учитель – логопед: Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский. В нашей республике Бурятии проживают носители бурятского языка. Послушаем приветствия ребят на их родном языке.

IV Ребёнок: Д.Улзытуев "Халюун талата Буряадаа"

 Халюун талата Буряадаа

 Харан харан байхадам,

 Хангай тайга нэмэритэй

 Хадынш орон хэбэртэй.

 Уудам талата Буряадаа

 Удаан удаан харахадам,

 Уняар манан дэнзэтэй

 Уулынш орон янзатай

Учитель – логопед: Дорогие ребята, русская речь очень красива и не проста. Как только человек родился, он начинает познавать русский язык и узнает его всю свою жизнь. А вы, ребята, дошкольники, и еще учитесь правильно проговаривать звуки, слова, грамотно составлять предложения, читать произведения на родном языке и писать.  Наш язык имеет много загадок и тайн, и некоторые из них мы с вами попробуем раскрыть. А поможет нам в этом компьютерная игра. Посмотрите на монитор, на нем – I уровень сложности, который называется “В гостях у звука”.

- Развитие фонематического слуха, артикуляционных движений.

Учитель – логопед: Встанем в круг. Мы отправляемся на прогулку в лес. Там очень много различных звуков, давайте прислушаемся. Вот подул легкий ветерок, и у нас сразу засвистело в ушах.

- С, с, с, с! (Дети повторяют за взрослым).

Учитель – логопед:- Ветер окреп и подул сильнее, в вышине сразу зашумели сосны. Как они зашумели?

- Ш, ш, ш, ш!

Учитель - логопед: - А вот перелетает с ветки на ветку синица и весело цокает. Как она цокает?

- Ц, ц, ц, ц!

Учитель - логопед: - На огромной сосне сидит дятел и долбит дупло. Выстукивает дробь, словно на барабане. Как стучит дятел?

- Д-д-д-тук! Д-д-д-тук!

Учитель - логопед: А вот и проворная белочка, прыгает с ветки на ветку, словно парашютист. Смотрите, ребята, как она высоко забралась и щелкает орешки! (Дети цокают, прищелкивают языком “Лошадка”).

Учитель – логопед: Идем по кругу, я произношу слова, если услышите в названии животного звук Р, остановитесь!

(Ёж, медведь, рысь, лиса, суслик, лось, заяц, крот, белка, куница, нерпа).

Учитель-логопед: - У нерпы время обеда, покажите, как жует нерпа, широко раскрыв рот. А теперь облизывается (в одну сторону, в другую сторону).

-Посмотрите на монитор II уровень сложности:

 Учитель-логопед: - Проверим, как вы различаете звонкие и глухие согласные. Если услышите звонкие согласные, ваши пальчики задрожат, как листики в нашем лесу, (шевелят пальчиками), если глухие согласные, кисти рук опускаются, листики не дрожат).

(Да-да-да, ты-ты-ты, по-по-по, бу-бу-бу, га-га-га, ки-ки-ки, шо-шо-шо, жу-жу-жу).

- А на мониторе III уровень сложности. Работа над словом.

Учитель - логопед: - А сейчас мы узнаем, как вы правильно умеете употреблять слова в своей речи. Ребята, посмотрите на экране письмо от первоклассника, который учится в школе. В нем не все слова написаны правильно. Вы внимательно его послушайте:

«Меня зовут Вася. Я хочу вам рассказать интересную историю. В нашем  озере Байкале живёт серая нерпа. Недавно у неё появились нерпенки. Они такие беленькие, не такие, как ихняя мама, ухи- побольше. Однажды один «белок» отбежал далеко от проруби и заблудился. Евоная мама всю ночь искала детеныша. Нашла и потрепала за ухи.»

Учитель - логопед: - Какие слова Вася написал неправильно?

Учитель -логопед: Вы отлично справились с этим уровнем сложности, переходим к следующему уровню. Он называется “Говори не торопись, да смотри не ошибись”.

 Выступления детей.  Театрализованная миниатюра “Оса и жук”. (Дети в костюмах осы и жука).

Учитель-логопед: - Встретил жук в одном лесу симпатичную осу.

Жук: – Ах, какая модница, пожжжвольте пожжжнакомиться.

Оса: - Увазззаемый прохозззый! Ну на сссто ззз это похозззе! Вы не представляете, как вы сссепелявите!

Учитель-логопед: - И красавица оса улетела в небеса.

Жук: - Шшштранная гражданка, наверно иношшштранка.

Учитель-логопед: - В каких словах заблудились звуки? (ответы детей).

Учитель-логопед: С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни. Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.

Дети читают высказывания о русском языке: (на мониторе появляются портреты писателей).

- "Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)

- "Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)

-"Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич Толстой)

- "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!". (Иван Сергеевич Тургенев)

- «Как же прекрасен родной мой язык, волшебный, певучий, играющий.

 Словно прозрачный хрустальный родник, сердце и душу ласкающий. (Александр Сергеевич Пушкин).

- Девочки в русских народных костюмах исполняют русскую народную песню “Во поле береза стояла” и водят хоровод. (на мониторе появляются пейзажи природы Бурятии).

Учитель – логопед: Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.  Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

- Дети исполняют песню “У моей России”.

Учитель – логопед: На нашей планете живут люди с разным цветом кожи, с разной историей, разными обычаями и традициями и говорят на разных языках. Нам достаточно вспомнить решительное заявление В. Г. Белинского, он утверждал, что «русский язык – один из богатейших языков в мире, и в этом нет никакого сомнения». Пожалуй, сложно не согласиться с этим высказыванием, поскольку благодаря нашему языку мы думаем, общаемся, творим. Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Заканчиваем наш праздник песней «Песня о родном крае» В.Толкунов.