Логопедические проекты

    Проекты  направлены  на построение системы профилактической работы для детей, имеющих речевые нарушения при педагогическом воздействии и координации родителей к сознательной деятельности по речевому развитию детей, т.к. непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Поэтому необходимо развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, и огбеспечения раскрытия ценности совместного творчества детей и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_logoskazka.doc504 КБ
Microsoft Office document icon yazychok-boltushka.doc64 КБ
Microsoft Office document icon zdravst._skazka.doc670 КБ
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_skazkam.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №112 «Сибирячок»

Логопедический проект
"Логосказка- как вид коррекции речевых нарушений у дошкольников"


Подготовила: Учитель-логопед: Берлинг М.В.

Введение

Актуальность

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Сухомлинский В.А.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими ( Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности; активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок; при пересказе, драматизации — становление речевой культуры; развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу); развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение месторасположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Использование театрализованных игр и сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:

• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

• творчество — от подражания взрослому в действиии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выгодский Л.С.).

Передо мной возникла следующая проблема: когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Для решения этой проблемы мною был разработан проект «Логосказки- как вид коррекции речевых нарушений у дошкольников"

Время проведения проекта: сентябрь – ноябрь 2017г.                                                                                                              

Цель проекта: Коррекция речи детей путём использования логосказок.

Задачи:

1.Развивать грамотную и связную речью.

2 Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.

3.Улучшить звукопроизношение.

4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом

5. Повысить культурный уровень дошкольников.

6.Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.

7.Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.

8. Обогатить предметно-развивающую речевую среду

Участники проекта:

1.Дети.

2.Педагоги.

3. Учитель-логопед.

4. Родители.

Этапы реализации проекта:

I этап подготовительный.

1.Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

2 Диагностика детей с нарушениями речи.

3.Консультация родителей и педагогов по теме проекта.

4. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.

5. Подготовка материальной и методической базы.

6. Разработка критериев эффективности проекта.

Критерии эффективности.

• Звукопроизношение

• Фонематические процессы

• Лексико-грамматические категории

• Связанная речь

• Общая и мелкая моторика

II этап – основной.

1. Разработать цикл логосказок и апробировать их в проекте и создание книги-сказок группы №7 «Карандаш»

2.Разработать дидактический материал по теме (картотека артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики, развитие речевого дыхания);

3. Показ театрализованных представлений для детей и родителей.

III этап- заключительный.

1. Итоговое мероприятие «Показ сказки созданной семьей Зверьковых».

2. Анализ достигнутых результатов.

3. Оформление книги – сказок, написанных детьми и родителями группы №7 «Карандаш».

I этап подготовительный.

1.1.Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.

Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель.)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка.

Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность.

 Исследователями  (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, О.С.Ушакова, Л.Н.Павлова, В.В.Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Что же такое логосказки?

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:

- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);

- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);

- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

- сказки, способствующие формированию связной речи;

- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:

  • с куклами на палочках;
  • рукавичковый;
  • картонажный;
  • бибабо и др.

Кроме того, при помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

  • Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
  • Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
  • Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
  • Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
  • Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
  • Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
  • Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

1.2. Диагностика детей с нарушениями речи.

Диагностика детей проводилась следующим образом:

  1. Заполнение речевых карт в начале учебного года, анализ речевых карт в середине и в конце учебного года.
  2. Методика по обследованию речи ребенка

I серия заданий (словарь и грамматика).

Кукла. Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

  1. Скажи, что такое кукла?
  1. Ребенок дает определение(кукла-это игрушка, с куклой играют)
  2. Называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия(она стоит)
  3. Не выполняет задание, повторяет слово кукла.
  1. Какая на кукле одежда?
  1. Ребенок называет более четырех слов;
  2. Называет более двух вещей;
  3. Показывает, не называя.
  1. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
  1. Ребенок дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста(помаши рукой);
  2. Дает только глаголы-побегай, помаши;
  3. Дает неправильные формы.
  1. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
  1. Ребенок называет слово посуда;
  2. Перечисляет отдельные предметы посуды;
  3. Называет один предмет.
  1. Какую посуду ты знаешь?
  1. Ребенок называет более четырех предметов;
  2. Называет два предмета;
  3. Называет один предмет.
  1. Куда кладут хлеб(в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло ( в масленку), соль (в солонку)?
  1. Правильно отвечает на все вопросы;
  2. Ответил на три вопроса;
  3. Выполнил только одно задание.
  1. Сравнение предметов посуды. « Чем отличаются эти предметы?»(показать картинку с разной посудой)
  1. Называет по цвету(или форме и величине)
  2. Перечисляет отдельные признаки(эта чашка-зеленая, эта-красная, эта-высокая);
  3. Называет одно отличие.
  1. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный-это стакан или ваза? Металлическая, блестящая-это вилка или нож? Глиняное, расписное-это блюдо или тарелка?
  1. Выполняет все задания;
  2. Выполняет два задания;
  3. Выполняет одно задание.
  1. Подскажи(подбери)слово. Одна тарелка глубокая, а другая …(мелкая); один стакан высокий, а другой …(низкий); эта чашка чистая, а эта …(грязная).
  1. Правильно подобрал все слова;
  2. Выполнил два задания;
  3. Выполнил одно задание.
  1. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
  1. Называет ручку у 3-4 предметов( у чайника, утюга, сумки, зонтика);
  2. Называет две ручки(у кастрюли, сковородки);
  3. Показывает ручку у чашки.

II серия заданий( звуковая культура речи).

  1. Проверка звукопроизношения. Отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.
  1. Ребенок произносит все звуки;
  2. Не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие;
  3. Не произносит ни сонорные, ни шипящие.
  1. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:
  1. Ребенок произносит текст отчетливо;
  2. Нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;
  3. Имеет серьезные недостатки в произнесении текста.
  1. Воспитатель спрашивает: « Все ли звуки ты произносишь правильно?»
  1. Ребенок произносит все звуки и осознает это;
  2. Не произносит некоторые звуки, но осознает это;
  3. Не произносит и не осознает.

III серия заданий (развитие связной речи).

Выявляется умение описывать предмет (картинку, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

  1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
  1. Ребенок самостоятельно описывает игрушку: это кукла; она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;
  2. Рассказывает по вопросам педагога;
  3. Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
  1. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
  1. Ребенок описывает: это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;
  2. Перечисляет признаки(красный, резиновый)
  3. Называет отдельные слова
  1. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
  1. Ребенок составляет описание(рассказ);
  2. Перечисляет качества и действия;
  3. Называет 2-3 слова.
  1. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: « как я играю», « Моя семья», « Мои друзья».
  1. Составляет рассказ самостоятельно;
  2. Рассказывает с помощью взрослого;
  3. Отвечает на вопросы односложно.
  1. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

1)Ребенок пересказывает самостоятельно;

2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;

3) говорит отдельные слова.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает 3 балла; если ответы соответствует №2- 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла-это высокий уровень. Если 2/3ответов оцениваются в 2 балла-это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу-это средний(или ниже среднего) уровень.

В ходе выше приведенной диагностики мною были выявлены следующие результаты речевого развития детей:

Только у 44% детей звукопроизношение находится на среднем уровне развития. Лексический запас сформирован только у 25% детей. А грамматический строй речи развит в полной мере у 31 % детей.

В связи с приведенными выше результатами диагностики, я решила разработать проект «Логосказки- как вид коррекции речевых нарушений у дошкольников"

II этап – основной.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей — один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Сказка — наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич- Евстигнеева и другие . Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В. , сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Исходя из изученного мною материала я убедилась в том, что особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. И я решила связать логопедическую работу с привлечением логосказок, театральных средств. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка- логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

  • музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
  • художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Работа проводилась поэтапно.

  1. Совместная работа логопеда с детьми (разучивание стихов,скороговорок, считалок, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики). Познакомили детей с дидактическим пособием «Язычок-звуковичок». Вместе с ним выполняли игровые упражнения на развития речевого аппарата («чашечка», «лошадка», «грибочек» и т.д.). В совместных играх упражнялись правильному, плавному вдоху и выдоху, развивали мелкую и общую моторику (использовали такие игры, как: «Пальцы дружная семья», «На горе мы видим дом», «Дорожка», «Волшебные шнурочки».

Игры на развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?»,     «Угадай, что делать?».

Игры для развития плавного ротового выдоха («Бумажный флажок», «Музыкальный пузырёк»).

  1. Закрепление знакомого речевого, артикуляционного, кинезиологического материала в самостоятельной деятельности детей.
  2. Совместная работа воспитателя, родителей, детей, в подготовке и изготовлении атрибутов.
  3. Совместная работа музыкального руководителя, воспитателя и логопеда в подборе музыкального материала.
  4. Как промежуточный итог в конце месяца проводилась совместная игровая деятельность - логосказка.

Логосказки проводились в группе, в музыкальном  и спортивном зале, там, где дети свободно двигались, выполняли различные задания, закрепляли навыки и умения, полученные в ходе совместной предварительной работе.

Родители совместно с детьми разработали цикл логосказок, сказочно оформели и апробировала их в проекте.

III этап- заключительный

В конце работы мной была проведена повторная диагностика детей, результаты которой были следующими: У 66 % детей звукопроизношение стало находится на высоком уровне развития. Лексический запас стал сформированным у 57 % детей. А грамматический строй речи стал развит в полной мере у 51 % детей

Заключение

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В начале работы мной была поставлена цель: коррекция речи детей путём использования логосказок,в ходе работы эта цель была достигнута.

Мной был поставлен ряд задач, решив которые мы:

  • Развили у детей грамотную и связную речь
  • Совершенствовали употребление лексико-грамматических категорий
  • Улучшили звукопроизношение
  • Создали на занятии благоприятную психологическую атмосферу
  • Повысили культурный уровень дошкольников.
  • Систематизировали методический и дидактический материал по темам логосказок.
  • Разработали цикл логосказок и апробировали их в практике работы.
  • Обогатили предметно-развивающую речевую среду.

Новизна проекта.

Использование новых форм в логопедической работе: сказкотерапии и театральной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Результативность.

• Дети за этот период овладевали грамотной и связной речью. • Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок. • Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок. • Правильно употребляют лексико-грамматические категории. • Улучшилось звукопроизношение. • Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. • Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». • Повысился культурный уровень дошкольников.  Создана и в дальнейшем ждет пополнения книга – сказок «Быль и небыль» группы №7 «Карандаш».

Востребованность проекта. Проект может быть использован в условиях детских садов, логопедической группы.

Распространение опыта. Презентация проекта на сайте МБДОУ, в интернет-сообществах

Выводы. Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педпроцес



Предварительный просмотр:

Краткосрочный логопедический проект «Язычок- болтушка»

 Срок реализации: сентябрь 2018года – декабрь 2018

Разработала учитель-логопед

Берлинг М.В.

  2018г

Проект направлен на построение системы профилактической работы для детей, имеющих речевые нарушения при педагогическом воздействии и координации родителей к сознательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста

Анализ ситуации

В звуке голоса, в глазах

и во всем облике говорящего

заключено не меньше

красноречия, чем

в выборе слов (Еврипид)

В нашем детском саду занятия учителя-логопеда посещают воспитанники, имеющие статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети посещают занятия учителя-логопеда на основании коллегиального заключения ПМПК, но есть дети, нуждающиеся в речевой коррекции.

Нарушения произношения звуков у детей проявляются в дошкольном возрасте, именно тогда они и должны быть исправлены. Дефекты звукопроизношения не только влияют на эмоциональное состояние ребенка, но и на последующее обучение в школе. Дефекты звукопроизношения мешают ребенку полностью раскрыться при общении с взрослыми и сверстниками. Появляются такие проявления, как застенчивость, скрытность, заниженная самооценка.

Родители при такой ситуации должны занимать самую активную позицию. Их привлечение к этапу контроля при постановке и автоматизации звука играет одну из важнейших функций. Родители – это авторитет для ребенка. Совместные усилия специалиста и родителей могут сотворить чудо - дети, испытывающие затруднения в постановке звука по подражанию, чувствуя поддержку взрослых, быстрее преодолевают возникшие трудности. Такой подход помогает искать выход из ситуации без её обострения.

В ходе логопедической работы дошкольник и родители учатся:

  • - взаимодействовать;
  • - проявлять такт и терпение в общении;
  • - понимать сложность выполняемой работы при её кажущейся легкости;
  • -под руководством учителя-логопеда формировать правильный артикуляционный уклад нарушенного звука;
  • -выработать воздушную струю, необходимую при произнесении многих звуков;
  • -использовать игровые упражнения для развития фонематического слуха;
  • -автоматизировать звук в речи, соблюдая определенную последовательность;
  • -достигают максимального результата при физических и психологических возможностях ребенка;
  • -родители повышают уровень педагогической компетентности по речевому развитию.

Для нашей логопедическкой группы такой проект и способ решения проблемы воспитанников силами родителей и учителя-логопеда становится наиболее актуальным.

Проект составлен с учетом:

  • -Закона об Образовании от 29.12.2012, дающего равные права для получения помощи специалистов;
  • -ФГОС ДО от 13.10.2013, выдвигающим один из принципов дошкольного образования сотрудничество Организации с семьей, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  • -Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, 2017
  • -Результатов логопедической диагностики на август – сентябрь 2017 года
  • -Психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта: Информационно - практико-ориентированный

Срок реализации:4 месяца

Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники старшей логопедической группы дошкольного возраста, их родители

Возраст детей: 4-5 лет

Форма проведения: групповая, индивидуальная

Цель проекта: построение системы профилактической работы для детей, имеющих речевые нарушения при педагогическом воздействии и координации родителей к сознательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста

Задачи:

  • -координировать родителей и их детей, имеющих речевые нарушения к участию в проекте;
  • -разработать план мероприятий по профилактике речевых нарушений у воспитанников старших групп;
  • -оказывать консультативно-методическую помощь родителям по коррекции речевых нарушений дошкольников;
  • -проводить мониторинга проведенных мероприятий и их эффективность.

Предполагаемые результаты.

  • -повышение компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.
  • -возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.
  • Подбор материала: презентации, памятки с советами логопеда, пригласительные билеты по числу участников проекта, выставка литературы, дидактические пособия

Этапы работы над проектом:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • -анализ результатов логопедической диагностики;
  • -определение цели и задач проекта;
  • -формирование групп воспитанников по группам нарушенных звуков;
  • -разработка проекта;
  • - подобрать материалы для создания презентаций, памяток, выставки литературы и дидактических пособий

2 этап – основной (практический)

  • -разработать и апробировать профилактические мероприятия для совместной деятельности воспитанников и их родителей
  • 3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)
  • -анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.
  • -провести повторное логопедическое обследование воспитанников, участвующих в проекте через 1 месяц;
  • - проанализировать продолжительность совместной работы воспитанников и их родителей в домашних условиях

Перспективный план реализации проекта

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Тема

Формы и методы работы

Цели

Результат

Ответственный

Срок реализации

1

Входящая диагностика на начало учебного года

Логопедическое обследование воспитанников

Выявление воспитанников группы риска и имеющих дефекты звукопроизношения

1Оформление протоколов обследования

2Оценивание уровня речевого развития дош-в

Учитель-логопед

Август сентябрь

2

Создание проекта

1 запросы от родителей по коррекции речевых нарушений

2сбор информации

3оформление проекта и его утверждение

1грамотное построение системы работы

2создание проекта с учетом потребностей детей и родителей

1Оформление печатного варианта проекта

2Разработка системы мероприятий для детей и их родителей

Учитель-логопед

Август сентябрь

3

Разработка памяток для родителей

Подбор материалов, упражнений

Повышение педагогической компетентности родителей

Согласование действий логопеда и родителя по коррекции речевых нарушений

Оформление памяток по количеству родителей на каждое мероприятие

Учитель-логопед

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2 этап – основной (практический)

Тема

Формы и методы работы

Цели

Результат

Ответственный

Срок реализации

1

Л-л-ычащие звуки

Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звука «Л»

Презентация

Памятки

Повышение педагогической грамотности родителей.

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков.

Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков.

Анализ анкетирования родителей

Отзывы родителей

Оформление протокола мастер-класса

Учитель-логопед

Сентябрь

2

Р-р-ычащие звуки

Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звука «Р»

Презентация

Памятки

Повышение педагогической грамотности родителей.

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков.

Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков.

Анализ анкетирования родителей

Отзывы родителей

Оформление протокола мастер-класса

Учитель-логопед

Октябрь

3

Свистящие звуки

Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звуков

«С, З, Ц»

Презентация

Памятки

Повышение педагогической грамотности родителей.

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков.

Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков.

Анализ анкетирования родителей

Отзывы родителей

Оформление протокола мастер-класса

Учитель-логопед

Ноябрь

4

Шипящие звуки

Мастер – класс по коррекции недостатков произношения звуков

«Ш, Щ, Ж, Ч»

Презентация

Памятки

Повышение педагогической грамотности родителей.

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

Апробирование упражнений и игр по постановке и автоматизации звуков.

Овладение родителями основными приемами постановки и автоматизации звуков.

Анализ анкетирования родителей

Отзывы родителей

Оформление протокола мастер-класса

Учитель-логопед

Декабрь


 

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

Тема

Формы и методы работы

Цели

Результат

Ответственный

Срок реализации

1

Промежуточная диагностика на середину учебного года

Логопедическое обследование воспитанников

Выявление динамики после проведенных мероприятий

1Оформление протоколов обследования

2Оценивание уровня речевого развития дош-в

Учитель-логопед

Декабрь – январь

2

Анализ эффективности проведенных мероприятий

Анкетирование родителей.

Обработка результатов отзывов, анкет, диагностических карт

Определение уровня достижения поставленных задач.

Учет пожеланий и отзывов родителей

Выявить необходимость продолжения проекта

Оформление результатов мониторинга.

Учитель-логопед

Август сентябрь

Методическое сопровождение:

1.Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В.Новиковой «Логопедическая азбука». Новая методика обучения чтению. – М.: «Издательство ГНОМ», 2011. – 48 с.

2.Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.

4.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.



Предварительный просмотр:

Краткосрочный творческий проект 
«Здравствуй, сказка»

(старшая логопедическая группа)

Берлинг Марина Владимировна учитель-логопед

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.

Цели: 

  •  развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; 
  •  раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи. 
1. Коррекционно–образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли. 
2. Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения. 
3. Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители, учитель-логопед.

Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность: 2 недели.

Результат: выпуск книги группы «Карандаш»

Этапы работы:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана-схемы проекта.
  3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
  4. Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителем.
  5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  6. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  8. Презентация проекта.

Пути реализации проекта

  1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
  2. Организация выставки поделок, рисунков.
  3. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми.

  1. Беседа «…да в ней намёк».
  2. Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Баба Яга.
  3. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
  4. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
  5. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
  6. Самостоятельное составление сказок.
  7. Рассказывание сказок собственного сочинения.
  8. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
  9. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  10. Загадки о сказках, героях сказок.
  11. Викторина по сказкам.
  12. Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке.
  13. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
  14. Развлечение «Путешествие в сказку».

Содержание работы с родителями.

  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  2. Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
  3. Чтение сказок с детьми.
  4. Придумывание сказок с детьми.
  5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба Яга. В уголке для родителей была размещена информация о проекте. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.

Письмо Бабы Яги (с которого всё и началось…)

Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха! Как же жизнь моя плоха. 
Мочи нет одной мне жить. С вами я хочу дружить.

Надоело мне летать В этой старой ступе, 
Мне б избушку побелить, Как весна наступит.

На сто лет я сказок знаю, Я сама их сочиняю. 
Я расстанусь с помелом, Ступу сдам в металлолом.

Я хочу хорошей быть И карету заслужить. 
Помогите! Помогите! Сказку, сказку сочините!

Чтоб была я в ней не злая, а добрая!

План-схема 
работы с детьми и родителями по реализации проекта 
«Здравствуй, сказка»

сроки

содержание работы

ответственные

1

До10.10

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

 учитель-логопед

2

До 10.10

Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Учитель-логопед

01.10

Оформление книжного уголка.

Воспитатель учитель-логопед

3

15.10

Беседа «…да в ней намёк».

учитель- логопед

4

01.09-31.12

Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Баба Яга.

воспитатели

5

01.09-31.12

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

воспитатели

6

20.11

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам.

воспитатели

7

10.11

Сказочный КВН

Учитель-логопед

8

12.11

Приход работника библиотеки им. Гайдара, филиал №17, призентация, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, викторина «Путешествие в сказку».

Учитель-логопед, библиотекарь - Бледнова Г.В.

9

01.10-31.11

Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

родители

10

15.11

Занятие по развитию связной речи «Сказка про добрую Бабу Ягу».

Учитель-логопед

11

До 20.12.

Составление кники-сказок написанных детьми старшей логопедической группы.

Учитель-логопед

Используемая литература. 
1. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007. 
2. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007. 
3. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. 
4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2001г.

C:\Users\Марина\Desktop\20180109_164914.jpg   



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

 по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста

«Путешествуем по сказкам»

Подготовила: учитель-логопед Берлинг М.В.

2019-2020 уч.год.

             Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

            Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одна из самых важных задач обучения детей дошкольников родному языку -это развитие связной речи. 

              Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний, контроля за этими знаниями. Ребенок может научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий доступным для понимания окружающими людьми. Такой рассказ состоит из ряда предложений.Одним из средств эффективного развития речи детей мы можем назвать сказку. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

           Использование сказок в системе логопедических, общегрупповых, домашних занятий по развитию связной речи преследует такие цели:

- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

- развитие просодической стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- приобщение детей к истокам народной культуры.

              Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемысвязанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей развития и воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка речиСвязная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Цель данного проекта:

Системно-комплексный подход в развитии связной речи у дошкольников. Активизация вовлеченности родителей детей-логопатов в коррекционно-образовательный процесс через русские народные, авторские сказки и рассказы.

Задачи:

- воспитание звуковой культуры речи,

- обогащение, закрепление и активизация словаря,

- совершенствование грамматической правильности речи, 

-  формирования (диалогической, монологической) речиразвития связной речи,

- воспитания интереса к художественному слову, приобщение детей к истокам народной культуры.

Тип проекта: социально-личностный

Сроки подготовки и реализации проекта: 30 августа- 30 мая

Участники:

- учитель-логопед

- дети подготовительных групп и их родители

- педагоги подготовительной группы.

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая работа с детьми (педагоги).

Новизна проекта: системно-комплексный подход к развитию связной речи, использование анимации сказки для повышения эффективности запоминания сюжета.

Планируемый результат: развитие связной речи в соответствии с возрастной нормой развития (достижение целевых ориентиров).

Целевые ориентиры:

Ребенок владеет речевыми умениями:

- Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности.

-С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.  

- Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей.

- Имеет богатый словарный запас.

- Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.  

- Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 30августа -30сентября

  1. Подготовка теоретического и практического материала. 
  2. Сбор данных по проблеме и их анализ (диагностика речевого развития детей). 
  3. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области). 
  4. Выбор концепции и путей реализации проекта. 
  5. Составление плана реализации проекта логопедом.
  6. Планирование работы с воспитателями.
  7. Планирование работы с родителями.

План взаимодействия с родителями:

  • Ознакомление родителей с результатами диагностики развития речи детей на начало учебного года, консультация на тему: «Развитие связной речи детей подготовительного к школе возраста» - ознакомление с проектом, привлечение к участию – родительское собрание (сентябрь)- подготовительные группы «А», «Б».
  • Регулярное индивидуальное консультирование родителей детей, зачисленных в логопедическую группу.
  • Подготовка и проведение анкетирования с родителями – «Художественно-речевое развитие детей дома»- сентябрь
  • Советы логопеда – по теме: «Развитие речи детей подготовительного к школе возраста, готовность к школе» (стенд в подготовительных группах) – октябрь-апрель
  • «Занимаемся дома» – подготовка и раздача игровых пособий для развития речи дома - сентябрь-апрель
  • «Смотрим, читаем и обсуждаем дома» - список и рекомендации по чтению сказок, просмотру и обсуждению анимационных фильмов по сказкам дома с ребенком.
  • Рекомендации по пополнению домашней библиотеки сказками и рассказами для детей, книгами с играми и заданиями по развитию речи.

План взаимодействия с педагогами:

  • Требования к развитию речи детей старшего и подготовительного возраста – предоставление материала - (сентябрь)
  • Мониторинг развития связной речи у детей (воспитатели подготовительных групп, учитель-логопед) - сентябрь
  • Рекомендации по подбору игр и дидактического материала – сентябрь-октябрь
  • Подбор методического материала – сентябрь
  • Пополнение групповой библиотеки сказками и рассказами для детей, дидактическими играми, книгами с играми и заданиями по развитию речи (совместно с родителями)
  • Консультирование педагогов по работе с детьми–логопатами – сентябрь-апрель
  • Совместная работа по развитию связной речи у детей подготовительных групп – сентябрь-апрель.

2.Основной этап - коррекционно-развивающий

             Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.

             Коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи ведется на базе автоматизируемых звуков и лексических тем недели в связке ребенок-логопед-воспитатели-родители, что обеспечивает системность и комплексность подхода в работе с детьми.

На индивидуальных и подгрупповых (вторая половина года) занятиях с детьми логопедом для развития связной речи используются следующие задания:

  • Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.
  • Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений.
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением (« Назови ласково », « Большой — маленький »).
  • Образование от существительных относительных прилагательных.
  • Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.
  • Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.
  • Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.

     Воспитатели в группе учат детей

  • пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
  • пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;
  • в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
  • с помощью взрослого находить существенные   признаки   предметов, устанавливать   иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа;
  • использовать разнообразные средства выразительности,
    в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);

На родительском собрании в сентябре родителей знакомят с программой предстоящей работы с детьми с нарушениями речи.

       Дома родителями сказки прочитываются, либо анимированные сказки просматриваются с ребенком и обсуждаются по вопросам (вопросы задаются родителями по сюжету, по участникам).  Такая работа необходима для закрепления знаний, это позволит ребенку запомнить яркий сюжет сказки, эмоционально отреагировать на героев сказки и поможет ребенку составить свой собственный рассказ по сказке.

Приемы работы по связной речи:

  • составление предложений с использованием заданных слов;
  • выполнение лексико-грамматических упражнений по теме недели;
  • выборочный пересказ фрагментов прослушанных сказок;
  • беседа по прослушанным и просмотренным сказкам - стимуляция полных ответов на отработанной в произношении лексике;
  • Пересказ сказки по серии сюжетных картинок (моделирование, мнемотехники)
  • Составление собственных рассказов с изменением концовки известной сказки

3. Этап - заключительный - май

Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.

Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта - май

СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

учителя-логопеда, педагогов и родителей

подготовительной группы по проекту на 2019-2020 уч.год

Период

Тема

Недели

Учителя-логопеда

Содержание работы логопеда

Темы недели в группе

Взаимодействие с педагогами

Содержание работы

Взаимодействие с родителями

Содержание работы

Сентябрь

5-9

Диагностика развития речи

День знаний

12-16

Диагностика развития речи

Детский сад

Чтение и обсуждение рассказа Толстого «Филипок»

19-23

Наш город. Дом

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах

Край родной (наш город.область)

«Три поросенка» просмотр мультфильма

Обсуждение.

26-30

Осенняя ярмарка. Сад-огород

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах

Наши права

-

«Молодильное яблочко»- чтение сказки и  просмотр мультфильма

Обсуждение.

Октябрь

3-7

Осень. Лиственные деревья. Изменения в природе

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах

Здравствуй осень.

Осень в картинах художников.

Труд в садах и огородах.

Фрукты и овощи

«Крошечка-хаврошечка»

Чтение и обсуждение

Л.Н. Толстой «Дуб и орешник» чтение и обсуждение

10-14

Осень. Лес,грибы, ягоды. Человек- одежда, обувь, головные уборы

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах

Лиственные деревья.

Лес.грибы и ягоды

Катаев  «Дудочка и кувшинчик» – чтение и обсуждение в группе

Дудочка и кувшинчик – просмотр мультфильма

17-21

Домашние животные и их детеныши

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах

Изменения в жизни животных и птиц

Пересказ близкий к тексту с обыгрыванием «Три поросенка»

чтение и обсуждение: Н. Носов «Живая шляпа просмотр мультфильмов по мотивам рассказа «Живая шляпа» и по мотивам сказки «Три поросенка»

24-28

Хлеб. Сельхоз работы

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах

Откуда хлеб пришел

Колосок –русская народная сказка, Чтение и обсуждение

«Гуси-лебеди»-просмотр мультфильма. Обсуждение.

31-4 Ноябрь

Домашние птицы

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, в предложениях

Неделя книги. Что за чудо эти сказки

Сказки Пушкина и др.

Чтение, разбор произведений по вопросам. Пересказ. инсценировка

Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» просмотр мультфильма

7-11

Перелетные птицы

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, в предложениях

Моя страна – Россия

-

- Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка» просмотр мультфильма

14-18

Транспорт

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Постановка и автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, в предложениях

Транспорт.правила дорожного движения.

И.Калинина «Как ребята переходили улицу»

Обсуждение.

21-25

Мое имя. Семья

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Семья.я и мое имя

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» чтение, беседа по вопросам, пересказ

А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»., «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» просмотр мультфильма (на выбор)

Обсуждение.

28-2

Человек. Мое тело

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Человек.забота о своем здоровье.

Декабрь

5-9

Игрушки.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Русская народная игрушка. Народные промыслы.

-

-

12-16

Зима. Изменения в природе.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Приметы зимы. зимовье зверей

«Зимовье зверей»

Лисичка-сестричка и серый волк»

«Зимовье зверей» просмотр мультфильма. обсуждение

19-23

Зимние развлечения.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах

К нам приходит новый год

«Морозко» чтение

«Морозко» просмотр мультфильма, обсуждение

26-30

Праздник Новый год

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах

К нам приходит новый год

-

Январь

9-10

Зима. Обобщение.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Неделя доброты

Горький «Воробьишко». Чтение, беседа по вопросам.

«12 месяцев»

13-17

одежда, обувь, головные уборы. Ателье

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Одежда. Ателье.

секреты бабушкиного сундука

Братья Грим «три пряхи» Чтение, беседа по вопросам

сказка братьев Гримм «Храбрый портняжка»

чтение и просмотр мультфильма, обсуждение

20-24

Наша пища. Посуда. Труд повара

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Продукты питания. посуда

«Федорино горе»

«Горшок каши»

Чтение, беседа по вопросам, пересказ

русская народная сказка «Каша из топора»

чтение и просмотр мультфильма

27-31

Времена года (обобщения)

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Служба спасения

«Илья избавляет Царьград от идолища» Чтение, беседа по вопросам

Илья Муромец и др., просмотр мультфильма, обсуждение

Февраль

3-7

Дикие животные

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Профессии

«Лесничий» чтение и обсуждение

Просмотр мультфильма по мотивам Русск.нар.сказки в обработке Л.Н.Толстого: «Маша и медведь», «Три медведя»

10-14

Мебель

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Мой дом-путешествие в прошлое предметов

«Домовенок Кузя» просмотр мультфильма, обсуждение

17-21

Наша армия. Военные Профессии

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах

Защитники Отечества «от шинели до мундира»

«Стойкий оловянный солдатик» Г.Х.Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик» Г.Х.Андерсен

24-28

Спорт.Виды спорта, спортсмены

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах

Защитники Отечества «от шинели до мундира»

«Аленький цветочек»

Чтение, беседа по тексту.

«Аленький цветочек» просмотр мультфильма, обсуждение

Март

2-6

Женские профессии

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, стихах

8марта

Сегель. Как я был мамой.

Ю.Яковлев Мама

Чтение, обсуждение

9-13

Комнатные и лекарственные растения

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Комнатные и лекарственные растения

16-20

Живая и неживая природа.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Воздух. Живая и неживая природа

«Солнце и ветер»

Беседа по сказке

23-27

Вода и ее обитатели

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Вода и ее обитатели

«Сказка о рыбаке и рыбке», беседа по вопросам, пересказ отдельных частей

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«По щучьему велению»

просмотр мультфильма, беседа с ребенком

Апрель

31-3

Весна пришла.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Весна пришла

«Снегурочка» чтение, пересказ по цепочке

Снегурочка – просмотр мультфильма, беседа с ребенком

10-14

Космос

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Космические просторы

17-21

Животные севера и жарких стран

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях

Путешествие по странам и континентам

«Умка» просмотр мультфильма,

сказка Киплинга «Любопытный слоненок» - просмотр мультфильма. обсуждение

24-28

 Насекомые.

Лексико-грамматические упражнения по теме недели.

Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях, в предложениях, в стихах

Единство и дружба народов планеты Земля

просмотр  сказки В. Бианки «Приключения муравьишки» обсуждение

3. Этап - заключительный - май

Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.

Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта – май.