Консультации для педагогов.
Повышать педагогическую компетентность воспитателей через знакомство с системой работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста, через применение различных пособий. Подготовка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tiko.doc | 74 КБ |
seminar_praktieum_dlya_vospitateley.doc | 444 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструктор ТИКО «Грамматика» как средство подготовки детей к овладению навыком чтения
Дошкольное образование, являясь первой ступенью в развитии способностей детей, согласно ФГОС ДО, охватывает и речевое развитие дошкольников, которое включает овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Исходя из этого, самым благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих способностей человека является дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. Именно в этом возрасте, согласно новым стандартам дошкольного образования, необходимо активно развивать конструктивную деятельность дошкольников.
Конструктор – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Он способствует творческой активности, формированию мышления, речи, мелких мышц рук, а так же выработке ловкости, умения управлять своими движениями, концентрации внимания. И, конечно, конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития. Благодаря ей дети узнают внешние свойства предметов (цвет, форма, размер), их физические качества (устойчивость, плотность, вес), учатся сравнивать и соединять части между собой, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают речь и творческие способности.
Работая над совершенствованием конструктивной деятельности, параллельно тренируются тонкие движения пальцев рук, что, в свою очередь, опосредованно влияет на развитие детской речи.
Таким образом, речь, мышление и мелкая моторика тесно связаны между собой и играют большую роль в развитии ребёнка. Другими словами, речь ребёнка формируется правильно и своевременно, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.
ТИКО - это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Всего 12 наборов: «Азбука», «Английский язык», «Арифметика» (Учимся считать; Сотня в квадрате), «Архимед», «Геометрия», «Грамматика», «Класс», «Малыш», «Фантазёр», «Школьник», «Шары». Выделяют следующие задачи ТИКО – конструирования:
- способствовать лучшему восприятию информации за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия;
- формировать навыки пространственного, логического и абстрактного мышления;
- улучшить моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;
- развивать творческие способности;
- прививать художественный вкус и эстетическое восприятие за счёт яркости и многообразия решений.
Конструктор ТИКО «Грамматика» состоит из пластмассовых квадратов, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки препинания. На красных квадратах - гласные звуки, на синих квадратах - твердые согласные звуки, на зеленых квадратах - мягкие согласные звуки, на белых квадратах - Ъ и Ь знаки, знаки препинания. Детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений (шарообразный выступ защелкивается в круглую выемку). Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи.
Конструктор ТИКО «Грамматика» - это уникальный инструмент, помогающий обогатить словарный запас, развить интерес к слову, расширить знания и кругозор, научить ребёнка соединять звуки в слоги, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
В процессе занятий с конструктором ТИКО «Грамматика» задействуются сразу несколько каналов восприятия информации. Так, например, физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одну «дорожку» может помочь некоторым детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов, поскольку чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
Работа с конструктором ТИКО «Грамматика» проводится поэтапно:
1 этап: знакомство с конструктором, обучение правильному соединению деталей, цветовое обозначение звуков и букв.
2 этап: применение знаний о буквах и звуках в выполнении предложенных учителем – логопедом упражнений и игр.
3 этап: использование конструктора в свободной деятельности (в группе с воспитателями).
Вначале дети выполняют все упражнения совместно с логопедом, проговаривая каждый звук, слог, слово. Затем дошкольники переходят к самостоятельному выполнению заданий по мере становления правильного звукопроизношения, увеличения объема знаний о звуках и буквах, правилах слитного чтения слогов и слов.
Формы работы с конструктором ТИКО «Грамматика».
1. Характеристика звука.
Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
- красный (гласный звук);
- синий (согласный твёрдый звук);
- зелёный (согласный мягкий звук).
2. Характеристика буквы.
Квадратик подбирается в соответствии с характеристикой буквы:
- красный (гласная буква);
- синий (согласная твёрдая буква);
- зелёный (согласная мягкая буква);
- белый (Ъ и Ь знаки).
3. Развитие фонематического слуха.
- Подобрать и показать соответствующий заданному логопедом звук;
- «превращение» мягкого звука в твёрдый и наоборот.
4. Формирование звуко – слоговой структуры слов.
- Послоговое составление слов (каждый слог в слове отделяем пробелом);
- составление слов заданной слоговой структуры (слово из 1-2-3 слогов);
- чтение слов по слогам.
5. Звуко – буквенный анализ и синтез слогов и слов.
- Деление слога на отдельные звуки;
- составление и проговаривание слогов с заданными звуками;
- деление слов на слоги и звуки с подробной характеристикой каждого звука;
- составление и проговаривание слов с заданным звуком, с заданным местом звука в слове (начало, середина, конец слова).
6. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.
- Отраженное повторение за логопедом слогов, слов, наполненных автоматизируемым в речи звуком;
- составление и чтение слогов, слов с автоматизируемым звуком;
- самостоятельное использование «правильного» звука ребёнком во всех видах работ с конструктором.
7. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах.
- Различение акустически близких звуков путём проговаривания схожих по звучанию слогов, слов;
- составление и изменение слогов, слов со зрительной опорой.
8. Развитие мелкой моторики.
- Соединение деталей конструктора между собой различными способами;
- разъединение деталей после выполнения задания.
Конструктор ТИКО «Грамматика» позволит разнообразить занятия по изучению звуков и букв, превратить их в игру. В результате конструирования происходит увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими отрабатываемого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Грамматика»
«Раз ступенька, два ступенька»
Цель: учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с буквой.
1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и выкладывают первый слог или все слово.
2 вариант. Педагог выставляет картинку и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова по предлагаемой картинке. Затем обозначают каждый звук буквой.
«Волшебный мешочек»
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.
В мешочек сложены квадраты с известными ребенку буквами. Предлагается вынимать буквы по одной, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправить его, а букву опустить обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.
Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.
«Магазин игрушек»
Цель: учиться определять первый звук в словах, находить соответствующую букву.
Разложить «на прилавке» разные игрушки: мячик, куклу, пирамидку, машинку и т.п. Продавец – педагог, покупатель - ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый звук слова и «заплатив» продавцу соответствующей буквой.
Затем можно поменяться ролями: теперь педагог - покупатель, а ребенок - продавец. Когда будете «покупать» игрушки, специально выбирайте неправильную букву. Продавец должен будет отказать вам в покупке и объяснить, почему он не может продать эту игрушку за предложенные вами «деньги».
Чтобы эта игра не наскучила, а также для запоминания большего количества букв, можно менять «профиль» магазина. Сегодня - это продуктовый магазин, а завтра - спортивный. Очень удобно использовать набор картинок. С помощью картинок можно «продавать» не только те предметы, которые на самом деле выкладываются «продавцом» на воображаемый прилавок, но и «товары» гораздо большего размера, например: транспорт, мебель, деревья, цветы.
«Привези грузы»
Цель: учиться определять первый звук в словах, запоминать буквы.
На машинки с помощью скотча прикрепить буквы К, П, М. Это будут «марки» машин. Разложить перед ребенком игрушки. Предложить распределить грузы по машинкам. Чтобы выбрать, в какую машинку положить груз, нужно определить первый звук в названии игрушки и найти соответствующую букву на машинке. Машинки перевозят только те предметы, которые начинаются с буквы – «марки» машины.
«Логические цепочки»
Цель: запоминать буквы, тренировать внимание, развивать логическое мышление,автоматизировать звуки.
Сидя рядом с ребенком, выложить цепочку из букв: А-Т-А-Т-А. Попросить угадать, какая буква должна быть следующей. Добавить ее. Предложить снова внимательно посмотреть на цепочку букв и назвать, какая буква должна теперь быть следующей. Добавить ее. Продолжать так по порядку отгадывать 3-5 последующих букв.
Можно предлагать и другие виды чередования букв, например:
А-А-П-П-А-А-П-П
А-Л-Л-А-Л-Л-А
А-Л-А-П-А-Л-А-П и т.д.
Подобные цепочки сначала лучше составлять из букв, очевидно отличающихся друг от друга, например: Д и В, Ж и Т, С и Г, 3 и И. Позднее, когда ребенок научится видеть правила построения цепочек, можно составлять их из букв, близких по написанию и имеющих одинаковые элементы. Например: И и М, В и Ф, Ж и К, Е и Ш.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, нужно помочь ему, произнеся вслух всю цепочку букв, утрированно произносить названия букв по-разному (тихо и громко, высоким и низким голосом).
«Дружилки»
Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слова на буквы, развивать воображение, развивать речь.
Разложить картинки с животными на одном столе, а буквы на другом столе. Играть по очереди. Сначала педагог берёт любую картинку и придумывает, с какой буквой хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например: СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найти соответствующую букву, рассказать, почему животное хочет дружить с этой буквой.
Следующий ход ребенка. Дать ему возможность выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помочь ему: задать вопрос-подсказку. Например: ребенок выбрал картинку с КРОЛИКОМ, спросить ребенка, что любит есть кролик (морковку - выбирает букву М).
«Угадай слово»
Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.
Педагог ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко), с-п-г- (сапоги) и т.д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.
Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры педагог спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.
«Живые буквы»
Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.
1 вариант. Каждому ребенку даётся по одной букве. Педагог называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.
2 вариант. Педагог дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.
«Волшебники»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.
Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.
В начале игры педагог говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».
1-е задание. Превратите одно слово в другое, убрав квадрат с лишней буквой:
1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;
2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.
2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:
1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);
2-й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).
3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:
1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад), к_р_н_д_ш (карандаш);
2-й вариант: п_т_л_к (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).
4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:
1-й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);
2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).
«Как тебя зовут?»
Цель: знакомить со звуками, развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.
На столе у ребёнка три схемы, в каждой из которых обозначен только первый звук фишкой красного, синего или зелёного цвета. Каждый дошкольник получает картинку с изображением любого животного. Задание: назвать картинку, выделяя первый звук, произнести этот звук отдельно, определить, какой этот звук, и решить, под какую схему нужно поставить картинку, и поднять свою схему.
«Забавный звук»
Цель: знакомить со звуками, развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.
Ребёнку предлагается положить перед собой три фишки: красную, синюю и зелёную. Педагог называет звук, дети, услышав его, повторяют и определяют какой он, поднимают соответствующую фишку.
«Найди свой домик»
Цель: знакомить с буквами, развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.
Все дети получают по одной гласной букве, а два ребёнка берут фишки: один - синюю, второй – зелёную. Эти дети – ведущие. Дети – буквы гуляют по кабинету, по сигналу логопеда они должны занять свое место в синем или зелёном домике.
Каждый ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те из них, которые пишутся после его согласного звука.
«Живые слоги»
Цель: работать со слогами, развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.
Дети совместно с логопедом «собирают» слоги, в состав которых входят автоматизируемые в речи звуки, например, ЛА – ЛО – ЛУ…
Затем логопед предлагает детям представить, что звуки в слогах «живые», т.е. легко могут меняться местами.
Задание: детям необходимо «собрать» новые слоги, поменяв при этом звуки местами, например, АЛ – ОЛ – УЛ. После составления необходимо прочитать получившиеся слоги.
«Составляй – ка»
Цель: работать со слогами, развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.
Логопед предлагает детям придумать и составить слоги с заданным звуком. Ребёнок составляет слоги, а затем их прочитывает. В данном упражнении рекомендуем предлагать автоматизируемые звуки (они индивидуальны у каждого ребёнка), например, РА – РО – РУ - РЫ …
«Превращение слога»
Цель: работать со слогами, развивать фонематический слух, дифференцировать звуки.
Логопед называет детям слоги, КА – КО – КУ…
Детям необходимо «превратить» заданный слог в противоположный по принципу твёрдости – мягкости, например, КЯ – КЁ – КЮ…
«Придумай слово по модели»
Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа
Дети должны придумать слова в соответствии с заданной моделью, например, синяя фишка – красная – синяя (слова: мак, рак, сок и т.д.).
«Цепочка слов»
Цель: работать со словами, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.
У логопеда собрано трёхзвуковое слово. Логопед предлагает детям поменять только одну букву в этом слове, можно одну букву прибавить или убрать, но всегда только одну букву, чтобы получилось новое слово.
Дети собирают новые слова по очереди. Например, дом-ком-том и т.д.
«Придумай слово»
Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.
Логопед собирает, например, слог РА. Затем превращает слог РА в ГРА. Детям предлагается выкладывать любые слова с этим слогом. Кто выложит самые интересные слова - тот победит.
Дети выкладывают: игра, грамота, программа, телеграмма, пограничник, грач и т.д.
«Превращение слова»
Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.
Дети собирают слово БУЛКА и получают задание превратить его в слово БЕЛКА. Что изменилось? Как изменилась звуковая модель? Почему?
«Заменяй – ка»
Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.
Логопед называет слова, например, БАНКА. Предлагает детям заменить первый звук на звук «р» и назвать новое слово, собрать его из букв конструктора. Получается – РАНКА.
«Один – много»
Цель: работать со словом, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, автоматизация звука «р», развивать грамматический строй речи, навык чтения.
Логопед предлагает детям слова, например, РАК, РУКА, РЫБА… Детям необходимо образовать форму множественного числа существительных, составить новые слова из букв, например, РАКИ, РУКИ, РЫБЫ…
«Собери слова из букв»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Перед каждым ребёнком лежат буквы в разнобой, например, О Т С Л. Ребёнку необходимо собрать буквы так, чтобы получилось слово, например, СТОЛ.
« Допиши пропущенные слоги»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
На столе у ребёнка выложены слова, в которых пропущен один из звуков или слогов, например, К…Т, БА…БАН. Ребёнок должен определить, какой слог потерялся, а затем «вставить» его на место пропуска, например, РА.
«Найди все слова в цепочке»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Перед детьми представлена длинная цепочка букв. Ребёнку нужно поделить эту цепочку на слова, выделяя каждое, например, СЫРОЗАЯЦИРКОТИР. Слова: СЫР, ЗАЯЦ, ЦИРК, КОТ, ТИР.
« Угадай слово»
Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.
Логопед отстукивает ритмическую структуру слов, например, два раза, а ребёнок придумывает и выкладывает слово, состоящее из 2 слогов, например, МУХА.
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. М.: Дрофа, 2006.
- Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007.
- Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для воспитателей
Тема: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
Разработала: Берлинг М.В.
учитель – логопед МБДОУ №112 «Сибирячок»
Цель: Повышать педагогическую компетентность воспитателей через знакомство с системой работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Уточнить и закрепить знания методики формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
- Познакомить педагогов с играми и игровыми упражнениями по развитию звукового анализа и синтеза.
Ход семинара
Теоретическая часть
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания и изучения. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте.
А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить первый или последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно ребёнку без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной своевременной.
Уважаемые педагоги дайте определения, что такое фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез слов.
Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2) установление различительной роли звука,
3) выделение качественных основных характеристик звука».
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Одновременно с развитием фонематического восприятия у детей происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С.Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».
Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.
Если условно разделить всю работу по общей теме "Звуки речи", то можно выделить в подготовке к обучению грамоте два этапа:
- на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатываем четкую артикуляцию звуков, уточняем их звучание. Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;
- на втором этапе развиваем у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.
Для анализа детям дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
Уважаемые воспитатели, помните!
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы видим, пишем и читаем.
На какие две группы делятся звуки русского языка? Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : - [Й][А], Ю-[Й][У], Е-[Й][Э], Ё-[Й][О].
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте. Основная задача подготовительного курса - формирование умений интонационно выделять любой звук в слове, что поможет детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных и согласных звуков (возможна дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, мягкости-твердости, также возможно первичное ознакомление со слоговой структурой слова и словесным ударением). Основная задача - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
В подготовительной группе навыки звукового анализа и синтеза слов совершенствуются, дети знакомятся с буквами русского алфавита и правилами их печатного начертания, начинают овладевать слоговым способом чтения, строят схемы по следам звукового анализа, выкладывают слова из букв разрезной азбуки (возможно обучение и слитному способу чтения, выкладывание простейших предложений из букв разрезной азбуки). Основная задача - анализ и синтез слов и предложений разной конструкции.
Приступая к играм и упражнениям по формированию звукового анализа, надо чётко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.
Общие правила по формированию навыков звукового анализа.
1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:
- выделение звука из слова;
- определение первого звука;
- определение последнего звука;
- установление места звука в слове (начало, конец, середина слова);
- анализ и синтез обратных слогов типа АП, ОК;
- выделение ударных гласных из положения после согласных (дом);
- анализ и синтез прямого слога типа МА, МИ;
- полный звуковой анализ слова;
- деление слов на слоги.
2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:
- с опорой на наглядные средства (картинки, символы, фишки и т.д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа:
- слова из двух гласных (ау, уа);
- слова из двух звуков (ум, ах, ус);
- слова из трех звуков (дым, кот);
- слова из двух открытых слогов (ваза, сани);
- слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
- слова из одного слога со стечением согласных вначале (стул, стук);
- слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
- слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением
Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода:
- формирование навыков элементарного анализа;
- обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.
Первый период, в свою очередь состоит из частей:
- Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.
- выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
- определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове (на отработанных в произношении гласных и согласных звуках);
- нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова).
По количеству операций первый период является более развернутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы, т.к. с их помощью можно подвести ребёнка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры.
Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
- сначала ребёнку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребёнок слушает слово и поднимает условный сигнал (флажок, хлопает в ладоши), когда услышит слово с нужным звуком;
- далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова (утка - У);
- затем умственное действие переходит в речевой план – ребёнок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
- и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребёнок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
Данный порядок умственных действий применяется на этапе формирования элементарных форм звукового анализа.
Когда ребёнок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придётся опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Звуковые схемы слогов и слов рисуются цветными карандашами или составляются с помощью цветных фишек, состоящих из квадратиков, равных по количеству звукам в слове. Фишки: синяя - твёрдые согласные, зелёная – мягкие согласные, красная - гласные звуки.
С целью научить выкладывать слоги с помощью цветных фишек и читать их проводятся следующие упражнения.
Звуковой анализ обратных слогов. Детям предлагается выложить обратный слог, например, АТ (объясняется, что квадратики выкладываются слева направо); сначала кладется красный квадратик – это звук А, а затем - синий – это звук Т. Дети водят пальцами и «читают» слог АТ. При этом может быть использован игровой приём «живые звуки». Два ребёнка становятся на некотором расстоянии друг от друга – это «звуки» А и Т, затем сближаются – это слог АТ. Остальные дети кладут красный и синий квадратики на расстоянии один от другого, соединяют их и «читают» слог.
Вслед за этим проводятся различные преобразования слогов путем замены звуков: «Какой слог вы выложили? А если вместо звука А будет звук У, какой получится слог?» аналогично заменяются согласные звуки: «Если вместо звука Т будет звук П, какой получится слог?»
Следующий этап – замена фишек буквами и чтение получившихся слогов (подготовительная группа).
А Т
Аналогично проводится звуковой анализ прямых слогов типа МА: дети называют слог, определяют количество звуков в слоге, называют первый, второй звук; выкладывают схему слога, преобразуют слог.
М А
Звуковой анализ слова типа МАК. Дети произносят слово, последовательно интонационно выделяя каждый звук. Воспитатель спрашивает: «Какой первый звук в слове?» (М) «А второй?» (А) «А третий?» (К) Выкладывают звуковую схему. «Посчитайте сколько звуков в слове?» (3) «Назовите гласный звук» (А). «Сколько согласных звуков в слове?» (2 – М, К) «Назовите звуки по порядку».
М А К
Звуко-слоговой анализ двусложных, трёхсложных слов. Дети произносят слово, определяют количество слогов в слове, называют их и выкладывают схему из полосок. Затем проводится анализ каждого из слогов: сосчитывается количество звуков и определяется, какие именно это звуки, в схему добавляют фишки, обозначающие звуки. Внимание детей обращается на то, что в каждом слоге один гласный звук. Называются последовательно все звуки, указывается, где в слове находится изучаемый звук.
С А Н И
Практическая часть
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю перейти к практической части и поиграть в игры (проводится игры с воспитателями по звуковому анализу слов).
Выделение первого и последнего звука в словах.
1. «Назови первый звук» (игра с мячом).
Цель: учить выделять первый ударный гласный звук в слове.
Воспитатель называет слово (показывает картинку), интонационно выделяя первый звук, и просит детей назвать звук, который слышится в начале слова.
«Я назову слово, а вы мне скажите, какой первый звук слышите : утка – у, аист – а, окна – о и т.д. (проводится игра).
Аналогично проводятся игры: «Назови последний звук» (такси – и, кот – Цель: учить выделять последний гласный (согласный) звук в слове.
«Сосчитай и назови звуки» (АУ, ИА, АУИ)
Цель: учить определять количество и последовательность гласных звуков .
2.«Умная машина» - игрушечная машина останавливается возле картинки и сигналит пешеходам первым звуком в их имени.
Улитка – у, Аня – А, Оля – О, Индеец – И; кот – к, муха - м .
3. «Вагончик» (картинка вагон, предметные картинки).
Цель: учить определять начальный и конечный гласный (согласный) звук - в начале или в конце вагона поедет например звук А ( А)? Где слышно данный звук в слове? (аист, машина, антенна, лиса и т.д.)
5. «Собираем звуки»- на звуковой полянке находятся картинки с отработанными в произношении гласными (согласными) звуками, детям дается символ гласного звука и предлагается найти предметы.
Например: У - улитка, удочка, утюг, утка; А - альбом, апельсин, автомат.
6. «Доктор Звуков» - прописывает «лекарство» - 5 -10 слов со звуком (…)
Например со звуком [Р]. Назовите слова. 9воспитатели называют слова..
7. Назови картинки, определи первый звук в слове. Напиши в квадратике под картинкой соответствующую букву.
Определение места звука в слове.
1. «Снегири на веточках» - на веточке наклеены 3 кружка, 1-начало слова, 2 –середина, 3 - конец слова. Если звук К слышится в начале слова, снегирь сядет на первый кружок, если звук слышится в середине слова- снегирь сядет на второй кружок, если слышится в конце слова- посадите снегиря на 3 кружок.
Давайте с вами поиграем. (кот, мак, сумка, бак…).
2. «Вагончики» - помогите пассажирам сесть правильно в вагоны. В зависимости от положения заданного звука дети расселяют картинки по вагонам: в первый со звукам (..) в начале слова, во второй со звуком (…) в середине слова, в последний со звуком (..) в конце слова.
У вас на столах лежат картинки, назовите картинку, определите, где в слове слышится звук [Л], помогите пассажиру занять своё место.
Аналогично проводятся игры: «Домики для слов», «Светофор», «Почтовые ящики»
3. Назовите картинки. Определите место звука (…) в названии каждого предмета и нарисуйте синий квадрат в прямоугольнике в соответствующем месте.
4. Назови картинки. Определи место звука (..) в названиях нарисованных предметов и соедини картинку с соответствующей схемой.
5. Подбери слова на определенный слог (например: МУ- мука, муха, музей, мусор, мул).
6.Подбери картинки (слова) к заданной звуковой модели. На доске звуковая схема. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).
7.Подбор слов (картинок) к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного, двух-трех слогов.
8.Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова. Например: зайка-майка-гайка.
9. «Составь слово». Послушайте внимательно. Я назову звуки, а вы скажите, какое слово получилось. Д, Ы, М, Р,У, К, А.
10. «Зашифрованные слова». Рассмотрите картинки, назовите их, определите, с какого звука начинается название каждой картинки.
Запомни звуки, назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе. Какое слово получилось?
1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук. Можно записать, соответствующие буквы.
МУКА
2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.
МАК
На занятиях рекомендую использовать индивидуальные карточки с заданиями. Все задания на карточках должны сопровождаться яркими иллюстрациями, и защищены специальной пленкой (заламинированные), что дает возможность детям использовать фломастеры при выполнении заданий.
Примерные задания.
- Составьте звуковые модели слов, сравни их.
- Составьте звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.
- Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.
- Соедини картинку со звуковой моделью.
- Соедини картинки и звуковые модели.
- Исправь ошибки в звуковой модели слова.
- Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.
- Составь слово по первым звукам картинок.
- Составь слово по последним звукам картинок.
10.Соедини картинку со слоговой схемой или соедини между собой картинки и слоговые схемы.
Памятка для звуко-слогового анализа.
Произнеси слово вслух. Начерти схему слова (длинная полоска)
Раздели слово на слоги (устно). Составь слоговую схему (коротки полоски).
Произнеси первый слог: определи количество звуков в слоге. Назови каждый звук, определи, какой это звук (гласный, согласный, согласный твёрдый или мягкий) и обозначь его фишкой (цветным кружком или квадратом). Синий круг -твёрдый согласный, зелёный- мягкий согласный, красный- гласный звук.
Аналогично проанализируй другие слоги.
«Позови» слово – найди ударный гласный звук. Поставь знак ударения над ударным гласным. Посчитай сколько звуков в слове. Сколько гласных звуков, сколько согласных звуков.