Олимпиады по истории

Ивкова Любовь Петровна

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ

СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

Школьный тур

I. Выберите правильный ответ (по 1 баллу).

1. Основателем Древнерусского государства летописи называют:

А) Олега                  Б)Рюрика                В) Игоря               Г) Святослава

2. Древнейшая летопись, дошедшей до нас и написанная монахом Нестором, является:

А) « Слово о законе и благодати»                 В) « Повесть временных лет»

Б) « Слово о полку Игореве»                         Г) «Чтение о житии и погублении»

3. Земля передавалась дворянам, в отличие от бояр:

А) в награду за верную службу

Б) по наследству

В) в целях скорейшего освоения вновь присоединённых земель

Г) для надзора за крестьянами

4. Первым русским царём был:

А) Иван IV           Б) Василий III             В) Михаил Романов            Г) Иван III

5. Расположите в хронологической последовательности (4  балла):

А.Судебник Ивана III                         В. стояние на реке Угре

Б. первый Земский собор                  Г. венчание Ивана IV на царство.

6. Вставьте вместо пропусков.

                   Иван III провозгласил себя______________ , подчеркивая тем самым, что он держит землю сам, не подчиняясь власти ордынских ханов. На торжественных приемах он восседал на греческом троне, подаренном Палеологами. Иван III стал появляться с символами власти - _______________ и _____________ .

7. Познакомьтесь с историческим портретом. Назовите  имя государя.(5 баллов)

                 Он вступил на царский  престол в возрасте 16 лет не по наследству, а по случаю его избрания Земским собором. Новый царь поставил перед собой  одну цель – восстановить экономическое развитие Руси после страшного десятилетия. Он был добр, набожен.

8. Расшифруйте шараду. (3 балла)

Первое - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой,

второе - русское национальное блюдо,

третье - предлог,

целое слово - одна из феодальных повинностей.

9. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и т.п.(3 балла)

1. Боярская дума, период, семь, власть, смута, бояре.

2. разделение труда, предприятие, ручная техника, основанный.

3. реформы, православная церковь, русский, противник, Никон, разделение, сторонник.

10. Загадка  архивариуса.(5 баллов)

 К какому  периоду истории России относится следующее описание.

           История Европы не знает другой революции, которая казалась бы столь бесплодной по своей развязке и своим последствиям. В течении 10 лет эта революция расшатывала всю страну, заливала ее потоками крови и покрывала развалинами, но сама не внесла в народную жизнь ни одного нового начала, не указала нового пути ее будущему развитию. Она пронеслась разрушительным и бесплодным ураганом. Пройдя сквозь многие смены династий и политических и социальных порядков, Россия самодержавных царей путем этого длительного обхода вернулась к исходной точке.    



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ  8 КЛАСС  Школьный тур

1. На какой ступени феодальной лестницы находились крестьяне:

А) на верхней  Б) на самой нижней    В) не входили в феодальную лестницу

2. Основателем Древнерусского государства летописи называют:

А) Олега                  Б) Рюрика                В) Игоря               Г) Святослава

3. Древнейшей летописью, дошедшей до нас, является:

А) « Слово о законе и благодати»                 В) « Повесть временных лет»

Б) « Слово о полку Игореве»                        Г) «Чтение о житии и погублении»

4. Значение Куликовской битвы сотояло в том, что она привела к следующему событию:

А) падение Ордынского ига                           В) разгрому главных сил Орды

Б) объединению Русских земель                    Г) распаду Орды

5. Земля передавалась дворянам:

А) в награду за верную службу

Б) для того, чтобы они могли обеспечить себя всем необходимым для несения военной службы  В) в целях скорейшего освоения вновь присоединённых земель    Г) для надзора за крестьянами

6. Первым русским царём был:

А) Иван IV           Б) Василий III             В) Михаил Романов            Г) Иван III

7. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике:
А) мастерская     Б) цех        В) мануфактура        Г) фабрика

8. Свод законов, принятый в правление Алексея Михайловича, получил название:

 А) Судебник   Б) Закон государства Российского   В) Русская правда    

Г) Соборное уложение

9. Расположите в хронологической последовательности ):

А.Судебник Ивана III                        В. стояние на реке Угре

Б. первый Земский собор                  Г. венчание Ивана IV на царство

10. Вставьте вместо пропусков

Иван III провозгласил себя ………, подчеркивая тем самым, что он держит землю сам, не подчиняясь власти ордынских ханов. На торжественных приемах он восседал на греческом троне, подаренном Палеологами. Иван III стал появляться с символами власти - ………….. и ………………….

11. Познакомьтесь с историческим портретом. Назовите  имя государя.

 Он вступил на царский  престол в возрасте 16 лет не по наследству, а по случаю его избрания Земским собором. Новый царь поставил перед собой  одну цель – восстановить экономическое развитие Руси после страшного десятилетия. Он был добр, набожен, очень любил цветы.

 12. Расшифруйте шараду.

Первое - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой,

второе - русское национальное блюдо,

третье - предлог,

целое слово - одна из феодальных повинностей.  



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ

СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Школьный тур

Выберите правильный вариант ответа. Обведите выбранный ответ в кружок.

  1. Кто принадлежал к числу ученых-историков? (1 б)

а) И. П. Кулибин

б) М. М. Щербатов

в) А. Ф. Зубов

г) Л. Ф. Магницкий

  1. Какие из славянских племен вошли в состав древнерусского государства? (1 б)

А) поляне

Б) моравы

В) поморяне

Г) кривичи

Д) дреговичи

Е) мазовшане

Укажите верный ответ

а) АБВ

б) АГД

в) БДЕ

г) ВГЕ

  1. Обычай созывать вече в ХП веке сохранился не во всех княжествах. От него отказались в (1 б):

а) Киевском княжестве

б) Владимиро-Суздальском княжестве

в) Новгородской земле

г) Смоленском княжестве

  1. «Боярский царь» - так называли (1 б):

а) Ивана Грозного

б) Василия Шуйского

в) Михаила Романова

г)  Алексея Михайловича

  1. Какой собор Москвы стал символом объединения русских земель? (1 б)

а) Архангельский

б) Благовещенский

в) Покровский

г) Успенский

  1. Какое событие произошло раньше других? (1 б)

а) Ливонская война

б) Смута

в) Правление Бориса Годунова

г) Избрание на царство Михаила Романова

  1. Какие понятия, термины из перечисленных ниже относятся к царствованию Ивана Грозного? (1 б)

А)  приказы

Б) старообрядчество

В) опричнина

Г) земщина

Д) самозванство

Е) коллегии

Укажите верный ответ

а) АВГ

б) АДЕ

в) БВД

г) АГД

  1. Что относится к положениям Ништадского мира? (1 б)

а) присоединение к России Прибалтики

б) присоединение к России Крыма

в) отказ России от Азова

г) заключение союза между Россией и Речью Посполитой

  1. В боевых действиях в Великой Отечественной войне на стороне Германии принимали участие войска (1 б):

а) Финляндии, Венгрии, Испании, Португалии, Италии

б) Румынии, Венгрии, Финляндии, Италии, Словакии

в) Испании, Италии, Турции, Румынии, Венгрии

г) Финляндии, Румынии, Италии, Греции, Венгрии

  1. За героические  подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тысяч человек. Больше всего за отличия в боях звания Героя Советского Союза было присвоено в ходе (1 б):

а) Московской битвы

б) Сталинградского сражения

в) Курской битвы

г) Битвы за Днепр

д) Берлинской операции

11. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ (4 б)

А.Г. Титов, П. Попович, В. Быковский, В. Комаров _______________________________________________________________________

Б.Преображенский приказ, Тайная канцелярия, Ш Отделение Императорской канцелярии _______________________________________________________________________

12. Найдите современников. Ответ оформите в виде таблицы. (10 б)

А. Андрей Рублев

1. Дж. Бруно

Б. Николай Новиков

2. О. Кромвель

В. Андрей Курбский

3. Вольтер

Г. Анна Ахматова

4. Жанна д,Арк

Д. Петр Чаадаев

5. У. Черчилль

6. А. Линкольн

А

Б

В

Г

Д

13. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (2 балла за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 20 б).

«К Куликовской битве привела не столько одна лишь политическая воля князя, сколько многочисленные нити исторического процесса. Скажем, «возвышение Москвы» на северо-востоке Руси с начала ____(1)____ века — факт хрестоматийный. Менее известна постепенная и подспудная внутренняя консолидация русских княжеств. Междукняжеские отношения зависели от внешних факторов. Помимо самого ордынского «сюзерена» приходилось считаться с Великим княжеством ____(2)____, тоже претендовавшим на собирание восточнославянских земель. 

Сама Золотая Орда в ту пору не являла собой примера былого порядка и единства. Наши летописи говорят о многих убийствах и переворотах в Сарае. За два десятилетия на престоле сменилось более двух десятков ханов, за многими из которых в последние годы кровавой вакханалии стоял темник Мамай. Сам не имевший права на высшую власть, предназначенную исключительно ____(3)____, он активно манипулировал формальными властителями.

Но и на московской земле - в глубине великорусских земель — и знатным, и простым людям жилось несладко. В 1353 году «черная смерть» — чума сразила князя Симеона Гордого, а еще через шесть лет скончался и его брат Иван Красный,  последний из сыновей ____(4)____. Выжил только 9-летний Дмитрий Иванович. Однако значение княжества удивительным образом не упало, а возросло - благодаря в кои-то веки сплоченным действиям бояр и опекуна князя — ____(5)____ Алексия.

Факт этот свидетельствует о кардинальных изменениях психологического климата на Руси. Настал момент прекратить выплачивать дань и разорвать вассальные отношения с Сараем. Летописец фиксирует: «Было розмирие с татарами и с Мамаем». Ордынцы тут же выдали великокняжеский ярлык Михаилу ____(6)____ . Тот согласился, и это послужило поводом для первого общерусского военного похода. В 1375 году московская рать, объединенная с дружинами серпуховскими, суздальскими, полками ростовскими и смоленскими, подошла к стенам города на Волге. Михаил вынужден был сдаться: подписать новый договор с Дмитрием, признать старшинство Москвы.

После этого потерявшие бдительность великокняжеские полки были разгромлены на реке ____(7)____. Дмитрий немедленно устроил ответную карательную акцию. В начале августа ____(8)____ года Мамай послал на Русь войско под командой царевича Бегича. Главной целью была Москва, но русские союзные силы встретили неприятеля уже в пределах Рязанского княжества, на реке Воже. Пришельцы были побеждены и обратились в бегство. Мамай понял: пора разить врага в сердце. Самое сильное войско, какое на тот момент могла выставить Орда, собралось к лету 1380-го. Оно было разбито на Дону.

Можно констатировать, что Мамай двигался к месту боя неспешно. Тем временем русские достигли Дона. Переправились возле впадающей в него ____(9)____  и 8 сентября выстроились на Куликовом поле. Прилегающее к нему в слиянии двух рек открытое пространство было зажато в тиски оврагами, лесами и перелесками, а значит, противник, знаменитый атаками своей ____(10)____, лишался возможности обходного маневра.

Не сумев обойти с флангов, ордынцы начали сражение обычным натиском. Завязался бой, в котором сильнее оказались русские. Видимо, уже к полудню все было решено: ордынцы бежали, а их преследовали еще тридцать километров. Куликовский триумф стал на то время крупнейшим во всей истории войн с Ордой. Важно, что он впервые был достигнут совместными усилиями многих княжеств, и то, что Москва окончательно утвердилась в роли собирательницы русских земель. Слух о победе на Дону прошел в самых дальних землях и странах».

А.Е. Петров, современный российский историк.

14. (6 б)

15. Соотнесите имя исторического деятеля и род его деятельности. Ответ оформите в виде таблицы. (10 б)

1. В. М. Пуришкевич

А. Глава последнего состава Временного правительства в 1917 г.

2. П. Б. Струве

Б. Лидер партии эсеров

3. В. М. Чернов

В. Монархист, один из создателей «Союза Русского народа»

4 А. Ф. Керенский

Г. Председатель Государственной Думы

5  Ю. О. Мартов

Д. Лидер меньшевиков-интернационалистов

Е. Бывший легальный марксист, один из организаторов партии кадетов

1

2

3

4

5

16. Прочитайте фрагмент из сочинения Н. И. Костомарова, заполните пропуски и ответьте на вопрос после текста. (10 б)

«Мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь вступил на престол при таких крайне печальных обстоятельствах, при каких избран был (..1..). С двумя государствами: (..2..) и (..3..), не кончена была война. Оба эти государства выставляли претендентов на московский престол… Третьего соперника ему провозглашала казацкая вольница в особе (..4..)…»

  1. _______________________________________________
  2. _______________________________________________
  3. _______________________________________________
  4. _______________________________________________

Назовите претендентов на московский престол от упомянутых двух государств

________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.

  1. Назовите картину.(1 б)
  2. Назовите ее автора(1 б)
  3. Объясните, как она связана с Костромским краем(2 б)

18. Верны ли следующие суждения? Напишите «да» или «нет» (10 б)

  1. Вещий Олег уничтожил Хазарский каганат ________________
  2. Наименьшему разорению в ходе монгольского нашествия 1237-1242 гг. подверглись Новгородские и Смоленские земли ____________
  3. Противники нестяжателей иосифляне получили название по имени монастыря, идеологического центра этого течения
  4. Юрьев день, когда крестьянин мог перейти от одного помещика к другому, приходился на ноябрь (по старому стилю) _________________
  5. Для развития морской торговли через Петербург Петр 1 установил запрет на иностранную торговлю через Архангельск _________________
  6.  При Екатерине П в России появились первые бумажные ассигнации __________
  7.  Военные поселения Александра 1 были основаны преимущественно на Урале и на Кавказе ____________
  8. При отмене крепостного права личную свободу крестьянин получал лишь после заключения уставной грамоты ____________
  9. На рубеже Х1Х и ХХ вв. крупнейшим предприятием Москвы был Путиловский машиностроительный завод.
  10.  При военном коммунизме произошла коллективизация сельского хозяйства

да

нет

По 1 баллу за каждое правильное соотнесение.

19. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите

1) их фамилии

2) сферу их деятельности

3) примерное время их деятельности.

(по 1 баллу за  правильный  ответ, максимальный балл – 6).

А.         Б.

                

                                                

                А.                                   Б.

1.  

2.  

3.  

1.  

2.    

3.    

Творческий тур

(выбор эссе или развернутый ответ на выбор)

Перед Вами высказывания историков и современников. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность  выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

ТЕМЫ ЭССЕ

1. «Кто много говорит о неповторимости, тот плохо знает историю» (В. Швебель).

2. «Единственный наш долг перед историей – это постоянно ее переписывать» (О. Уайльд).

3. «Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовляла действительную» (В.О. Ключевский).

4. «Наименование Русского государства империей, а Петра императором всероссийским отразило глубокие изменения во внутреннем и международном положении страны. Государство, участие которого в международных делах ограничивалось отношениями с соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы, теперь прочно вошло в круг европейских держав». (Н.И. Павленко)

5. «Декабристы – историческая случайность, обросшая литературой» (В.О. Ключевский).

6. «Можно было совершенно не соглашаться со многими идеями большевиков… но надо быть беспристрастным и признать, что переход власти в руки пролетариата в октябре 1917 г., проведенный Лениным и Троцким, обусловил собой спасение страны, избавив ее от анархии» (В. Игнатьев).

Развернутый письменный ответ

При выборе данного вида творческого задания участники должны продемонстрировать не только основные знания по  базовому  курсу истории, но и знание различных точек зрения по выбранной теме, умение   высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу.

Участникам предлагается на выбор несколько тем. Развернутый ответ пишется по одной из выбранных тем:

  1. Существует точка зрения, что московские князья в 1 половине 14 века  были верными слугами ордынских ханов и выполняли их волю, не  учитывая общерусских интересов.  
  2. Историки называют правление Алексея Михайловича временем, когда складывались предпосылки петровских преобразований.
  3. Существует точка зрения на народников, как на чистое воплощение идеи служения народу, идеалам добра и справедливости.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

7 КЛАСС

Внимательно прочитай задания. Готовые ответы и решения запиши в бланк ответов. Если испытываешь затруднения, переходи к следующему вопросу. На выполнение всей работы отводится 60 минут. Максимальное количество баллов 86.

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 4).

1.1.Княгиня Ольга в качестве мести за убийство своего мужа князя Игоря сожгла столицу:

1)Северян. 2)Древлян.3)Волынян. 4)Уличей.

1.2. К восточным славянам относятся племена:

1)хазары, печенеги, половцы

2) поляне, древляне, дреговичи

3) торки, ливы, пруссы

4)мурома, ливы, мордва

1.1

1.2.

Задание 2. Выберите два верных ответов в каждом задании (2 балла за каждое задание, максимальный балл – 4):

2.1 Современниками не были:

1) Святослав Игоревич и Иоанн Цимисхий;

2) княгиня Ольга и Константин Багрянородный;

3) князь Олег и Нестор-летописец;

4) Ярослав Мудрый и Антоний Печерский

5) Едигей и Дмитрий Иванович.

2.2. Выберите из предложенного перечня события, относящиеся к ХIII в.

1)Битва на реке Вожа.

2)Битва на реке Калка.

3) Битва на реке Сить.

4) Битва на реке Шелонь.

5) Стояние на реке Угра.

2.1

2.2.

Задание 3. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ (1 балл за каждое задание, максимальный балл – 6).

3.1 

1. Закупы, рядовичи, смерды, холопы._______________________________

2. 1478 г., 1485 г., 1514 г., 1521 г.______________________________________

3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский, Василий Грязной.___________________________________________________________

3.2.

1. Иван Калита, Василий I, Дмитрий Иванович.

_____________________________________________________________

2. Присоединение к Москве Твери, хождение за три моря Афанасия Никитина, введение Юрьева дня.

_______________________________________________________________

3. «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей», «Устав Владимира Мономаха»

________________________________________________________________

Задание 4.Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)? (1 б выбор лишнего, 1 б объяснение. Максимально 4 б.)

1)Рюрик, Радим, Синеус, Трувор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2) 1068г.,1096 г., 1103г., 1107г., 1111г.,

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.Расположите в хронологическом порядке представленные ниже исторические события

5.1 Произошедшие на территории современной Костромской области (полностью правильно - 8 б, 4 б.-  одна ошибка)

1) Основание Ипаатьевского монастыря.

2) Подвиг Ивана Сусанина.

3) Призвание Михаила Федоровича на царство.

4) Обретение Федоровской иконы Божьей Матери Василием Ярославовичем.

5.2. Исторические события времен Василия II (10 б. полностью правильно; 5 б – 1 ошибка).

1) Взятие турками Константинополя и падение Византийской империи.

2) Флорентийская уния.

3)Начало феодальной войны.

4) Избрание митрополитом Ионы (провозглашение автокефалии Русской православной церкви).

5) Ослепление Василия II. 

3

2

5

4

1

Задание 6.

6.1. Соотнесите события мировой и отечественной истории, которые произошли в одном и том же веке. Свой ответ оформите в виде таблицы. Обратите внимание, что в левом столбике на одно событие больше, чем в правом [8 баллов – правильно, 4 б – с 1 ошибкой].

1)Создание Парламента в Англии

А) Призвание варягов

2)Верденский раздел

Б) Невская битва

3) Авиньонское пленение пап

В) Правление Ярослава Мудрого

4)Раскол Христианской церкви (Великая схизма)

Г)Судебник Ивана III

5)Грюнвальдская  битва

Д)Куликовская битва

Всемирная история (цифра)

1

2

3

4

5

Отечественная история (буква)

6.2. Соотнесите понятия и их определения (2 б. – каждое правильное соотнесение, макс. – 6 б.):

1)вервь

2) татьба

3)пожилое

А) в древнем русском праве преступное похищение чего-либо или насильственное отнятие, не переходящее в разбой.

Б) древняя общинная организация на Руси с определёнными поземельными границами и круговою ответственностью в определённых случаях.

В) пошлина в России конце XV- XVII вв., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего.

Г) способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Характерной чертой этого способа был его ненормированный характер.

6.3.Соотнесите понятие из истории Древнерусской культуры и определение (во втором столбце на одно место больше) 2 б. за каждое правильное соотнесение, макс. -10 баллов ):

 

1)Летопись

А) Произведения раннехристианской литературы, не вошедшие в канон Святого писания

2)Агиография

Б) Сборник коротких рассказов о монахах, прославившихся своим благочестием или аскетизмом

3)Апокриф

В) Историческое повествование, которое ведётся по годам

4)Патерик

Г) Изображение по мокрой штукатурке

5)Фреска

Д) Литература о жизни и деяниях святых

Е) название памятника древнерусской письменности, появлявшегося со второй половины XV века и представлявшего собой попытку систематизации исторических сведений.

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Задание 7. Внимательно прочитайте фрагмент исторического текста. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 8).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля – ______(1)____________. Храм начали строить еще псковские мастера. Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Тогда

его возведение поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения ____________(2)____________. В этом соборе архитектор сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. В 1481-1489 гг. псковские мастера возвели __________(3)____________собор – домовую церковь московских государей.

Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца __________(4)__________была сооружена усыпальница Московских великих князей _____________(5)______ собор (1505-1509). Внешнее убранство этого собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же, под руководством архитекторов ____(6)_________и__________(7)_______была построена_______(8)________________(1487-1491). Она являлась частью царского дворца, его тронным залом. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Ответы:

Вставка

1

2

3

4

5

6

7

8


Задание 8. Рассмотрите изображение и выполните задания. (Максимальный балл 6)

http://doc4web.ru/uploads/files/45/44339/hello_html_28b5a03c.jpgГерасимов М.М. Опыт реконструкции физического облика Ярослава Мудрого.

8.1. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (по 2 б. за правильный ответ – макс 4б.)

1) Мстислав был соправителем Ярослава Мудрого с 1024 -1036 гг.

2) В 1036 г. Ярослав Мудрый окончательно разгромил половцев.

3)Дочь Ярослава Анастасия была замужем за французским королем Генрихом.

4)Принцип престолонаследия, введенный Ярославом Мудрым, предусматривал передачу княжеских столов по старшинству в роду.

5. Первым русским митрополитом в период правления Ярослава Мудрого был Иона

Ответ:

8.2. Какой из названных ниже памятников зодчества был возведен при этом князе? (2 б за правильный выбор)

hello_html_2cce8dd8.png        1)        hello_html_565bd508.jpg2)

успенский во владимире.jpg3) архангельский.jpg4)

  1. Церковь покрова на Нерли.
  2. Софийский собор в Киеве.
  3. Успенский собор во Владимире.
  4. Архангельский собор в Москве.

Ответ:

Задание 9. Выполните задания по карте-схеме (1-й вопрос - 3 балла, 2-й вопрос – 1 балл, 3-й вопрос – 2 балла (1+1), 4-й вопрос – 4 балла (1+3), максимально – 10 баллов).

hello_html_m2544d06d.jpg

1.Какое сражение изображено на схеме?

___________________________________________________________

2. Кто командовал русским войском?

__________________________________________________________

3. В каком году это произошло?_______________________________________

4. Жители какого города составляли подавляющее большинство русских воинов?___________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

Внимательно прочитай задания. Готовые ответы и решения запиши в бланк ответов. Если испытываешь затруднения, переходи к следующему вопросу. На выполнение всей работы отводится 60 минут. Максимальное количество 88 баллов

8 класс

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 6).

1.1. Каким правителем России был написан приведённый ниже документ?

 «33. Надлежит, чтоб законы, поелику возможно, предохраняли безопасность каждого особо гражданина.

Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам.

Сие равенство требует хорошего установления, которое воспрещало бы богатым удручать меньшее их стяжание имеющих и обращать себе в собственную пользу чины и звания, порученные им только как правительствующим особам государства».

1)Анной Иоанновной

2) Петром III

3)Елизаветой Петровной

4) Екатериной II

1.2. Одной из политических целей Великого посольства (1697-1698 гг.) было заключение союза России с европейскими государствами для ведения войны с:

1) Турцией

2) Персией

3) Швецией

4) Речью Посполитой

1.3. Какой термин появился раньше всех?

1) повоз

2) пожилое

3)вервь

4)вира

1.1

1.2

1.3

Задание 2. Выберите по два верных ответа в каждом задании (2 балла за каждое задание, максимальный балл – 12).

2.1. Выберите из предложенного перечня события, относящиеся к XII веку.

1) Сражение на р. Сити

2) Поход князя Игоря на половцев

3) Поход Владимира Мономаха на половцев

4) Поход Тохтамыша на Москву

5) Разграбление Москвы Девлет Гиреем

2.2. Какие события и явления связаны с правлением Ивана Грозного?

1) Присоединение Тверского княжества

2) Потеря выхода к Балтийскому морю

3) Принятие Стоглава

4) Принятие Соборного Уложения

5) Постройка Собора Василия Блаженного

2.3. Укажите народные восстания и бунты, произошедшие в России в XVII веке.

1) Соляной бунт

2) Восстание Степана Разина

3) Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева

4) Восстание под предводителем Кондратия Булавина

5) Восстание стрельцов под руководством И.А. Хованского

6) Восстание Хлопка

2.1

2.2

2.3

Задание 3. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ (2 балла за каждое задание, максимальный балл – 8).

А) 882, 912,980, 1019_______________________________________________

_________________________________________________________________

Б) смерд, рядович, закуп, холоп______________________________________

_________________________________________________________________

В) Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Колокольня Ивана Великого_________________________________________

_________________________________________________________________

Г) Н.П. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов____________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Установите соответствие между событием и датой, когда оно произошло (за каждый правильный ответ 2 балла, максимальный балл – 10).

5.1. Соотнесите событие и дату:

1) Поездка княгини Ольги в Царьград

А) 1169 г.

2) Основание ордена Меченосцев

Б) 1377 г

3)Взятие Киева войсками Андрея Боголюбского

В) 957 г.

4)Любечский съезд князей

Г) 1202 г.

5)Битва на р. Пьяне

Д) 1097 г.

Е) 1327 г.

Событие

1

2

3

4

5

Дата

Задание 5. Определите хронологический порядок событий. Занесите буквенные обозначения событий в хронологическом порядке в приведенную таблицу (5 баллов за каждую правильную последовательность, максимальный балл – 10).

5.1

А) Куликовская битва

Б) Завершение правления Ярослава Мудрого

В) Окончательное падение Золотоордынского владычества

Г) Правление Василия II Темного

Д) Переяславская Рада

5.2. Распредели события, произошедшие на территории современной Костромской области

А) Основание Ипаатьевского монастыря.

Б) Подвиг Ивана Сусанина.

В) Призвание Михаила Федоровича на царство.

Г) Обретение Федоровской иконы Божьей Матери Василием Ярославовичем.

Д) Встреча в Костроме Владимира Старицкого

1

2

3

4

5

5.1

5.2

1

2

3

4

5

5.1

Б

А

Г

В

Д

5.2

Г

А

Д

Б

В

Задание 6. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы (максимальный балл – 12).

«…наикрепчайшее обещаем.. по принятии короны российской в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника … никого не определять. Ещё обещаемся, что.. мы ныне учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия :1) ни с кем войны не всчинять.2) Миру не заключать.3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.4) в знатные чины.. выше полковничьего ранга не жаловать, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета . 5) Вотчины и деревни не жаловать. 6) В придворные чины… не производить. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

1)Как назывался документ? (3 балла)__________________________________ _________________________________________________________________

2)Кто подписал этот документ и был ли он исполнен?(3 балла) ___________

__________________________________________________________________

3)Кто обладал реальной властью по этому документу? (3 балла) ___________

__________________________________________________________________

4)Как можно назвать систему правления, которая установилась бы в России, если бы этот проект был осуществлен? (3 балла)_________________________

__________________________________________________________________

Задание 7. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые понятия (имена, даты, термины) занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, дополнительно 2 балла за полностью правильный ответ, максимальный балл – 16).

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. Уже в 1700 г. в (1) башне в Москве открылась первая специальная школа (2) и (3) наук. Вслед за ней были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в обеих столицах. В Петербурге под эгидой Адмиралтейства основали (4) академию.

Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года (5) школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Указом Петра было введено обязательное обучение (6) сословия. В начале XVIII в. вышли новые школьные учебники:(7) Федора Поликарпова и «Арифметика», написанная (8). Книги печатались красивыми, но сложными для прочтения церковнославянскими буквами. Для упрощения чтения Петр сам разработал новый более простой и понятный (9) шрифт. С этой же целью были введены вместо (10) обозначений арабские цифры. При Петре же стали выходить (11) – первая печатная газета в России, которую могли купить все желающие.

Прообразом дворянского бала, празднование, введенное Петром в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года, стала (12) .Для пропаганды научных знаний в 1719 г. в Петербурге открыли первый музей – (13) с историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями. В 1724 Пѐтр утвердил устав (14), которая открылась в Петербурге в 1725 г. после его смерти и стала центром развития российской науки.

Вставка

Вставка

1

8

2

9

3

10

4

11

5

12

6

13

7

14

Задание 8. Выполните задания по карте-схеме (1-й вопрос - 2 балла, 2-й вопрос – 2 балла, 3-й вопрос – 2 балл, 4-й вопрос – 2 балла (1+1),  максимально – 8 баллов).

http://moglobi.ru/stati/zadanie-3vii-rassmotrite-shemu-i-vipolnite-zadaniya-b8b11/1.jpg

1). Напишите название войны, события которой отражены на карте.

Ответ:___________________________________

2) Напишите название города, в который был совершён карательный поход правительственных войск, сопровождавшийся массовыми убийствами.

Ответ:___________________________________

3) Напишите название населенного пункта и цифру, которая обозначает «неофициальную столицу» государства после отъезда царя из Москвы.

Ответ:___________________________________

4). Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите два суждения из шести предложенных.

А) Россия победила в этой войне,

Б) во время войны правительство сняло ограничения на право перехода крестьян к другому хозяину,

В) противником России в войне была Дания,

Г) во время войны образовалось новое государство Речь Посполитая,

Д) в ходе войны произошло ужесточение внутренней политики,

Е) война проходила в завершающий период образования единого Русского государства.

Ответ:_____________________

Задание 9. Рассмотрите изображения и выполните задания. Один балл за каждый вопрос. (Всего 6 б)

9.1

 http://aura-dione.ru/gallery/images/1713199_foto-cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom.jpg

1)Укажите название данного памятника архитектуры и место где он расположен.________________________________________________________

2) Укажите время его создания (век) ______________________________

3) Укажите архитектурный стиль, в котором создан данный памятник архитектуры._______________________________________________________

9.2. Соотнести портреты, события и написать имя

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_25/5/d-4949/7z-docs/2_html_m24851fd1.gif http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_25/5/d-4949/7z-docs/2_html_m40e6a2ed.jpg http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_25/5/d-4949/7z-docs/2_html_m38137328.gif

А) В 1228, 1230, 1232, 1233 гг. был наместником в Новгороде вместе со старшим братом Федором;   Был женат на полоцкой княжне; Им усилена Великокняжеская власть в стране; Умер Великим Князем Владимиро-Суздальским, возвращаясь из Орды; В 1242 г. битва с Левонским Орденом и его союзниками. « Не в силе Бог, но в правде ».

Ответ________________________________________________________

Б) В.О. Ключевский писал « друзья рассорились, вследствие чего (он) самовольно покинул патриарший престол, надеясь, что царь униженной мольбой воротит его, а царь этого не сделал». Началом его реформы стало предписание «творить в церкви» вместо «метаний на колену» поклоны «в пояс» и креститься «тремя персты».

Ответ________________________________________________________

В) При нем доходы дома Романовых возросли втрое;

Все его нововведения проходили без грубой ломки существующих порядков, путем компромисса;

Перед смертью приказал выпустить из тюрьмы всех узников, освободить всех сосланных и простить долги;

Ответ________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Задания

для проведения муниципального этапа

всероссийской олимпиады школьников по истории

Внимательно прочитай задания. Если испытываешь затруднения, переходи к следующему вопросу. На выполнение всей работы отводится 90 минут. Максимальное количество баллов (70 тесты + 25 эссе)

9 класс

Задание 1. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ (1балл за каждое задание, максимальный балл – 4).

1. Прутский, Белградский, Ясский, Кючук-Кайнарджийский

__________________________________________________________________

2. С.И. Дежнев, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, Ф. Беллинсгаузен

__________________________________________________________________

3. К. Булавин, И. Болотников, С. Разин, Е. Пугачев

__________________________________________________________________

4. 1497 г., 1550 г., 1649 г._____________________________________________

Задание 2. Восстановите хронологическую последовательность исторических событий (4 балла за каждую верную последовательность, если 1 ошибка (исправляется путем обмена между соседними ячейками - 2 балла), максимальный балл – 12).

2.1.

А) Основание Ипаатьевского монастыря.

Б) Подвиг Ивана Сусанина.

В) Призвание Михаила Федоровича на царство.

Г) Обретение Федоровской иконы Божьей Матери Василием Ярославовичем.

Д) Встреча в Костроме Владимира Старицкого

2.2

А) открытие периодического закона химических элементов Д.И. Менделеевым

Б) учреждение Царскосельского лицея

В) первая всероссийская перепись населения

Г) открытие железнодорожного сообщения между Петербургом и Москвой

Д) открытие неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевским

2.3.

А) Указ об обязанных крестьянах

Б) Указ о выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам крестьянами

В) Указ о разрешении промышленникам покупать крестьян к мануфактурам Г) Указ о вольных хлебопашцах

Д) О даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта

Е) Манифест о трехдневной барщине

2.1

2.2

2.3

Задание 3. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика (1 балл за каждое задание, максимальный балл – 6).

3.1.

А.

К.Э Циолковский

1

Основатель научной теории авиации.

Б.

И.И. Мечников

2

Теория движения реактивных аппаратов и ракетной техники

В.

Н.Е. Жуковский

3

Разработка физиологических основ высшей нервной деятельности человека.

.

4

Исследование в области иммунологии и инфекционных заболеваний.

3.2.

Автор

Высказывание

А

Павел I

1

Горе дому, коим владеет жена, горе царству, коим владеют многие!»

Б

Иван IV

2

«В России велик лишь тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с ним говорю»

В

Наполеон Бонапарт

3

«Победителей не судят»

4

«От великого до смешного один шаг»

А

Б

В

3.1

3.2

Задание 4. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые понятия (имена, даты, термины) занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, дополнительно 2 балла за полностью правильный ответ, максимальный балл – 16).

Одной из самых радикальных реформ 60-х годов стала судебная. В __(1)__ году был обнародован указ о судебной реформе. Она вводила общие судебные правила для лиц всех граждан, с общим порядком судопроизводства. Вводились два типа судов - __(2)__ и общие. __(3)__ был высшей судебной инстанцией. Наивысшим достижением судебной реформы было введение суда__(4)__. Данный суд выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого, а меру наказания определяли судья и два члена суда. Был введен принцип __(5)__судопроизводства, согласно которому судебное разбирательство производилось, как правило, в открытом для всех граждан судебном заседании.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы зачастую были значительно сокращены. Это явление получило наименование __(6)_. Раздел земли между крестьянской общиной и помещиком фиксировался в _(7)_(наименование тип документа)_. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекался __(8) (наименование должности)_. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее рыночную цену в полтора раза. У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере _(9) (примерная величина ссуды в процентах)_ стоимости наделов. Остальные _(10)(остаток в процентах)_ крестьянская община платила помещику сама. В течение _(11) (количество лет)_ лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме _(12)_ с начислением процентов. Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое _(13) (юридический термин)_ состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Только в _(14)_ году был издан закон о ликвидации этого положения крестьян.

Ответы:

Вставка

Вставка

1

8

2

9

3

10

4

11

5

12

6

13

7

14

Задание 5. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? (2 балла за каждый элемент ответа, максимальный балл – 12).

Напишите:

1) их фамилии;

2) сферу их деятельности;

3) примерное время их деятельности (до половины века).

1

2

3

А

Б


Задание 6. Выполните задания по карте-схеме (1-й вопрос - 2 балла,  2-й вопрос – 2 балла, 3-й вопрос – 2 балла, 4-й вопрос – 2 балла (1+1),  максимально – 8 баллов).

 

1)Как называлась указанная на карте война.

_____________________________________________________________

2) Назовите, какие крупные державы принимали участие в данной войне (должно быть указано 4 державы)

____________________________________________________________

3)Известные военачальники  принимавшие участие в обороне Севастополя. (должно быть указано три военачальника)

________________________________________________________________________________________________________________________

4.) Подписанием какого соглашения закончилась война и в каком году он был подписан __________________________________________________________________

Задание 7.

Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы (максимальный балл – 12).

Из «Записок» Ивана Желябужского. «В том же году, после преставления [царя], маия в 15 день, в 9 часу дни, учинилось на Москве смяте- ние великое всему Московскому государству и всему народу, бунт великой… И после того великого смятения в соборной апостольской церкви по выбору всего Московского государства бояр и нижних чинов людей венчали царским венцем царевича… И с того времени… учинился он, великий государь, царем… И после того в царствующем граде Москве венчали царским венцем большаго царевича… И весь народ… целовали крест ему…».

1) На основе текста документа и знаний по истории укажите, о каком «смятении» идет речь в «Записках», отрывок из которых приведен выше. (3балла)_____________________________________________________________________________________________________________________________

2) Назовите имя и отчество царя, после смерти которого произошло указанное событие. (3балла)_____________________________________________________________________________________________________________________________

3)Приведите годы правления этого царя. (3балла)_____________________________________________________________________________________________________________________________

4) Кто такие упомянутые в отрывке «царевич» и «большой царевич»? Назовите их имя и отчество. (3балла)_____________________________________________________________________________________________________________________________


Темы эссе

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача - сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором, либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Высказывания:

1)В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильного сочувствия, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земле (С.М.Соловьев).

2)Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у престола при царе Федоре (В.О.Ключевский).

3)А.Л.Ордин-Нащекин во многом предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь (В.О.Ключевский).

4)Петр оказался не только талантливым и проницательным дипломатом, но и высокоодаренным полководцем и военным организатором в той тяжелой борьбе, в которой русскому народу пришлось отстаивать свое будущее (Е.В.Тарле).

5) Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ, а вслед затем и восстание 14 декабря 1825 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России (С.В. Мироненко).

6)По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А. Корнилов).

7) Политика Александра III, политика контрреформ на определенный срок продлила существование неограниченной монархии. (Л.Г. Захарова).

8) В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии (Г.К. Жуков).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: