2023 г. Методический конкурс.Рабочая программа коррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ «Чудо-пуговка»
2023 г. Методический конкурс.Рабочая программа коррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ «Чудо-пуговка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chudo-pugovka.docx | 232.88 КБ |
prezentatsiya_istoriya_pugovitsy.ppt | 2.75 МБ |
prilozheniya_no1_chudo-pugovka.docx | 543.63 КБ |
prilozheniya_no2_chudo-pugovka.docx | 547.55 КБ |
prilozheniya_no3_chudo-pugovka.docx | 2.54 МБ |
prilozheniya_no4_chudo-pugovka.docx | 26.2 КБ |
anketa.docx | 110.35 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | ||||
№ | Раздел программы | Стр. | ||
Паспорт Программы | 1-3 | |||
Пояснительная записка. | 4-6 | |||
Общая характеристика программы. | 6-9 | |||
Описание места коррекционного курса. | 9-10 | |||
Планируемые результаты освоения курса. | 10-11 | |||
Содержание коррекционного курса | 11-15 | |||
Тематическое планирование занятий | 16-23 | |||
Мониторинг успешности программы | 24 | |||
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | 24-25 | |||
Приложения. | 25 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Рабочая программа коррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ «Чудо-пуговка» |
Нормативно-правовые основы разработки программы | - Конституция Российской Федерации; - Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014 г., №1598; - Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования; - Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся для детей с ОВЗ: (вариант 1, вариант 5.2, вариант 5.1, вариант 7.1, вариант 7.2, НОДА, вариант 6.1, вариант 6.2) Данная программа соответствует образовательной программе образовательного учреждения, учебному плану образовательного учреждения МОУ Павинская СОШ. |
Автор-составитель | Ивкова Л.П., педагог-психолог МОУ Павинская СОШ |
Исполнители Программы | Обучающиеся 1-4 классов МОУ Павинская СОШ |
Сроки реализации программы | Программа планируется на 1 учебный год и включает в себя коррекционную работу. Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 20-25 минут. Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 7-10 лет. |
Цель и задачи программы | Цель программы: коррекция мелкой моторики у младших школьников с ЗПР. Задачи: Коррекционно-обучающие: 1. Обобщить знания детей о пуговицах, их назначении, разнообразии по форме, величине, строению, материалу; 2. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов; 3. Учить выполнять работу по алгоритму, представленному в виде рисунков; 4. Закреплять навыки звукового анализа; 5. Обучение ориентироваться на плоскости, создание на ней множества различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры); 6. Учить согласовывать числительные с существительными; 7. Закреплять знание основных и оттеночных цветов; 8. Закреплять умение распределять обязанности в подгруппе; Коррекционно-развивающие: 1. Развивать логику, воображение, внимание, мышление, усидчивость, зрительно-моторную координацию, познавательную активность, творческие способности, фантазию, коммуникативные навыки; 2. Способствовать созданию условий для проявления речевой активности учащихся, развивать речь; 3. Совершенствовать характер и содержание обобщённых способов обследования предметов с помощью перцептивных действий (по направляющим инструкциям педагога); 4. Упражнять детей в определении на ощупь формы и размера пуговиц, строения и материала, из которого они сделаны; 5.Развивать у детей аналитические навыки и способности к обобщению объектов окружающего мира. 6. Развивать интеллектуальную сферу и познавательный интерес через обогащение чувственного опыта детей. Коррекционно-воспитательные: 1. Воспитывать у учащихся интерес к бытовым предметам, показывая многофункциональность их применения, в частности для использования в качестве средств для развития мелкой моторики пальцев рук; 2. Воспитывать умение работать в группе, прививать чувства сплоченности и взаимовыручки, оказывать друг другу помощь в проведении исследовательской деятельности; 3. Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, прививать художественный и эстетический вкус. |
Ожидаемые результаты (и продукты деятельности) | Планируемые результаты. Личностные результаты: - формирование уважительного отношения к иному мнению; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. ППредметные результаты: - Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего возрасту. - Овладение разными видами трудовой деятельности. - Умение создавать художественный образ своего изделия. - Овладение приемами работы с разными инструментами. - Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия. - Овладение нормами этики поведения. |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы | 1. Для определения уровня развития мелкой моторики использовалась диагностика на основе методики М.М.Безруких. 2. Диагностика уровня развития способностей обучающихся. Методика Соловьевой Д.А. |
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях детской руки,
тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
В.А. Сухомлинский.
1. Пояснительная записка.
Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования обучающихся является организация и содержание сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве.
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в развитии. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Настоящая Программа позволяет детям с ОВЗ, со слабо развитой моторикой адаптироваться к школьному обучению, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свою очередь это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.
Цель программы: коррекция мелкой моторики у младших школьников с ЗПР.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
1. Обобщить знания детей о пуговицах, их назначении, разнообразии по форме, величине, строению, материалу;
2. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов;
3. Учить выполнять работу по алгоритму, представленному в виде рисунков;
4. Закреплять навыки звукового анализа;
5. Обучение ориентироваться на плоскости, создание на ней множества различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры);
6. Учить согласовывать числительные с существительными;
7. Закреплять знание основных и оттеночных цветов;
8. Закреплять умение распределять обязанности в подгруппе;
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать логику, воображение, внимание, мышление, усидчивость, зрительно-моторную координацию, познавательную активность, творческие способности, фантазию, коммуникативные навыки;
2. Способствовать созданию условий для проявления речевой активности учащихся, развивать диалогическую речь;
3. Совершенствовать характер и содержание обобщённых способов обследования предметов с помощью перцептивных действий (по направляющим инструкциям педагога);
4. Упражнять детей в определении на ощупь формы и размера пуговиц, строения и материала, из которого они сделаны;
5.Развивать у детей аналитические навыки и способности к обобщению объектов окружающего мира.
6. Развивать интеллектуальную сферу и познавательный интерес через обогащение чувственного опыта детей.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся интерес к бытовым предметам, показывая многофункциональность их применения, в частности для использования в качестве средств для развития мелкой моторики пальцев рук;
2. Воспитывать умение работать в группе, прививать чувства сплоченности и взаимовыручки, оказывать друг другу помощь в проведении исследовательской деятельности;
3. Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, прививать художественный и эстетический вкус.
2. Общая характеристика программы.
В настоящее время в условиях обновления общего начального образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс интеграции этих детей в социальные институты, инклюзивное обучение в ОУ актуализируют и обостряют необходимость создания для обучающихся с нарушениями в развитии максимально возможных условий для коррекции и адаптации.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ручку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в классе на уроке. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная [10].
По мнению И. П. Павлова, речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга [11].
В. В. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее. [2].
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может соответствовать норме [16].
Многие современные исследователи, такие как, М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. Педагоги предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики.
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).
Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Если рассматривать актуальность темы в рамках реализации ФГОС ОУ, то младший школьник должен иметь достаточный уровень развития мелкой моторики, который является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. У этих детей отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы и стойкие нарушения в познавательной деятельности.
Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
Одним из главных средств развития моторики рук служат игры с предметами. Такую работу психологи называют ориентировочно-исследовательской деятельностью, так как в ходе её дети получают самый разный чувственный опыт, возможность изучить свойства и качества предметов, а практическое познание функций, назначения предметов даёт возможность развить практическое мышление. [11].
Новизна программы состоит в том, что таким предметом могут стать обыкновенные пуговицы, которые в ежедневной коррекционной и развивающей работе с детьми становятся инструментом для проведения кинезиологических упражнений, коррекционных игр, массажа. Нельзя также недооценивать релаксационное воздействие на организм ребенка различных манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать пуговицы. Кроме того, пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки.
Программа позволяет детям со слабо развитой моторикой адаптироваться к школьному обучению, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свою очередь это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.
Программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для детей младшего школьного возраста, имеющих заключение ПМПК – "задержка психического развития", имеющих низкий уровень развития мелкой моторики рук.
3. Описание места коррекционного курса.
Программа направлена на развитие детей, преодоление трудностей в освоении адаптированных образовательных программ и может быть составной частью адаптированных программ в разделе «Развитие и коррекция познавательной сферы». Программа может быть проведена отдельным коррекционным курсом . Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 20-25 минут. Коррекционные упражнения и дидактические игры с пуговицами можно проводить, группой или индивидуально. Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 7-10 лет.
4. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
- Развитие координации движений, усидчивости и произвольности психических процессов.
- Развитие аудиального, визуального и кинестетического каналов восприятия (услышал, увидел, сделал).
- Овладение разными видами трудовой деятельности.
- Умение создавать художественный образ своего изделия.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Умение соотносить форму, цвет, величину, пропорцию и фактуру изделия.
- Овладение нормами этики поведения.
5. Содержание коррекционного курса.
При разработке программы выделены следующие принципы:
1. Принцип доступности, который проявляется в соответствии с возрастом и особенностями данной группы детей.
2. Принцип системности предполагает регулярное проведение занятий.
3. Принцип единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.
4. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно-развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей с ЗПР. На всех занятиях педагог ориентируется на ребёнка: на его физическое состояние, его умственные способности, тип темперамента, уровень сформированности мелкой моторики, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
5. Принцип комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).
6. Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал через вопросы: Что мы делали на прошлом занятии? В какие игры играли?
Структура программы включает следующие разделы:
I. Пальчиковый игротренинг. Цель - все игры и упражнения направлены подготовку руки к занятиям, снятие мышечного и эмоционального напряжения. Это пальчиковые игры в сопровождении речевого материала, сжатие, растяжение, расслабление кисти, использование изолированных движений каждого из пальцев, составление фигур.
II. Лечебная физкультура. Цель - повышение тонуса и эластичности, сократительной способности мышц кистей рук. Содержание данного раздела включает в себя массаж пуговицами, самомассаж, гимнастический комплекс для кистей рук и упражнения, связанные с укреплением мышц руки.
III. Развитие движений рук и ручной умелости. Целью данного раздела является знакомство детей с материалом для выполнения творческих работ, активизация моторики рук, концентрация внимания на одном виде деятельности, развитие умения управлять движениями рук. Основные виды работы, игры и игровые упражнения в данном разделе:
- манипуляция с пуговицами разных размеров, разного цвета, разной конфигурации: выкладывание узора мозаики, выкладывание рисунков, выкладывание по временам года, нанизывание цветных пуговиц на нитку, застегивание пуговиц, работа со шнуровкой и пуговицами, манипуляции с пуговицами в мешочке, работа с предметами и пуговицами и др.
Этапы реализации программы
I этап (1-2 неделя сентября) Создание организационной основы для реализации программы
- подбор, адаптация диагностических методик для выявления уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста
- проведение диагностики развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста с ЗПР в игровой деятельности;
- выявление группы детей нуждающихся в коррекционной помощи;
- разработка цикла занятий по развитию мелкой моторики с учетом выявленных особенностей и возможностей;
- подготовка материально-технической базы для реализации программы;
- определение дополнительных возможностей взаимодействия со всеми участниками программы (родители, учителя, логопед, дефектолог).
II этапа (с сентября по май) Реализация системы работы по развитию мелкой моторики с помощью игровых упражнений.
- реализация цикла занятий с детьми;
- постоянное взаимодействие всех участников программы;
- анализ промежуточных результатов.
III этап (3-4 неделя мая) Подведение итогов реализации программы.
- проведение итоговой диагностики развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста с ЗПР в игровой деятельности;
- определение эффективности проведения коррекционных занятий, выявление положительной динамики развития мелкой моторики у школьников;
- выявление уровня знаний родителей, их мнение об итогах работы;
- обобщение опыта работы по данной теме;
- разработка методических рекомендаций воспитателям, родителям.
Основные формы и методы работы:
Наглядные методы: показ способов действия с инструментами и материалами, предъявление наглядных пособий.
Словесные методы: анализ выполненных работ, объяснение способов действия с инструментами и материалами, использование художественного слова.
Практические методы: обучение способам работы с пуговицами, индивидуальный подход к детям с ЗПР с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;
Игровые методы: сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические упражнения.
Выбор данных форм и методов обусловлен особенностями развития детей с ЗПР, их индивидуальными и возрастными возможностями развития.
Каждое коррекционно-развивающее занятие включает в себя: вводную часть (ритуал приветствия, рефлексия своего настроения на начало занятия), основную часть (игровые упражнения по коррекции мелкой моторики), заключительную часть (рефлексия своего настроения на конец занятия, ритуал прощания). Такое построение занятия будет обеспечивать эффективную коррекцию личностных и психических особенностей ребёнка, динамичную смену видов деятельности, снизит утомляемость. Дети научатся контролировать и рефлексировать своё настроение на занятии и в повседневной жизни.
Работа с родителями: первичное консультирование по диагностическому исследованию уровня развития мелкой моторики руки; рекомендации (в виде индивидуальных листов с заданиями); повторное консультирование (эффективность проведенной работы) и стратегия дальнейшего поведения родителя с ребенком (рекомендации).
Работа с педагогами: индивидуальное консультирование по поводу индивидуальных особенностей развития учащегося, информация об индивидуальном продвижении учащегося; стратегия поведения педагога с ребенком.
Направление программы: здоровьесберегающее.
Направления развития: «Социально - коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно - эстетическое
6. Тематическое планирование занятий.
№ | Тема занятия | Описание | Дата | Примечание |
1 | Презентация-ознакомление с историей пуговицы. | Задачи: познакомить обучающихся с историей возникновения пуговицы, видами пуговиц; учить определять и сортировать пуговицы; Атрибуты: презентация, коллекция пуговиц. Результат занятия: заинтересовать и увлечь работой с пуговицами, идеей коллекционирования. | ||
2 | Игра «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме» | Задачи: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук. Атрибуты: пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры. Игровые правила: учитель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы. Результат игры: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по форме. | ||
3 | Игра "Собери бусы". | Задачи: нанизывать пуговицы на шнурок, ребенок почувствует пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству бусы из пуговиц. Атрибуты: для этой игры понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Игровые правила: предложите нанизать пуговички на шнурок. Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры. Продевая сквозь пуговицы ниточку, получаются оригинальные бусы. | ||
4 | Рисуем картину пуговицами «Пуговичная страна». | Задачи: развитие речи, развитие мелкой моторики руки. Атрибуты: заготовки на листе бумаги, пуговицы. Игровые правила: предварительно ребенок делает заготовку карандашами. Цветными карандашами, или простым, нарисовать, ветки дерева, облака, травку, украсить пуговицами. Придумать волшебную страну, кто там живет, что делают. Содержание беседы может здесь быть любой «профессии, хобби». Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по назначению (цвет, форма) | ||
5 | Упражнения для рук. «Расти пальчик!» | 1.Погружая руки в емкость с пуговицами, ребенок гладит их, при этом он захватывает как можно большее количество пуговиц в каждую ладошку. 2.Высыпать пуговицы можно не из ладошек, а из рук сложенных лодочкой. Пуговицы высыпаются между ладошками. 3.«Расти, пальчик!». Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно. | ||
6 | Игра «Найди лишнюю пуговицу» | Задачи: развивать логическое мышление детей. Атрибуты: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету Игровые правила: учитель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1 пуговицу другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на нужную по цвету. Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить то же самое задание. Результат игры: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, находит лишнюю пуговицу. | ||
7 | Пуговичный массаж | Заполните просторную коробку или глубокую пластмассовую чашу пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. •опустите руки в коробку; •поводите ладонями по поверхности пуговиц; •захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки; •погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем; •перетирайте пуговицы между ладонями; •пересыпайте их из ладошки в ладошку; •берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений; •те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней. | ||
8 | «Мозаика» | Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение. Атрибуты: коллекция пуговиц. Игровые правила: учитель предлагает детям выложить из пуговиц несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Затем интересуется, какого цвета пуговицы дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Результат игры: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, самостоятельно выкладывает узоры из пуговиц. | ||
9 | Пришить пуговицу | Задачи: формировать умение подбирать пуговицы по цвету и размеру на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук. Атрибуты: коллекция крупных пуговиц и шнуровка. Игровые правил: учитель предлагает детям прошнуровать пуговицы. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера. Результат игры: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, делают шнуровку пуговиц. | ||
10 | Времена года | Задачи: закрепить времена года. Атрибуты: картинки с изображением 4 деревьев. Игровые правила: после того как повторили времена года с детьми, просмотрели картинки с изображениями, выполняем такое задание. На картинки с изображением 4 деревьев, выкладываем листочки – пуговки сезонно. Результат: через беседу с детьми: «Какие цветом листочки осенью, на деревьях, а зимой, чем они покрываются, и т.д.). | ||
11 | Развиваем внимание и память. | Задачи: развивать память, внимание, мелкую моторику рук. Атрибуты: игровая тарелка, разделенная на части. Игровые правила: выкладываете пуговицы в ячейки, пусть ребенок запомнит их расположение. Дается время на запоминание, затем пуговицы убираются. Выложить пуговицы таким же образом по памяти. Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры. | ||
12 | Веселые картинки. | Задачи: развивать воображение, речь, мелкую моторику рук. Атрибуты: пуговицы (для удобства можно пуговицы приклеивать на двусторонний скотч). Игровые правила: из пуговиц можно выкладывать картинки: машинки, человечков, цветочки и т.д. Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, развивает воображение и речь. | ||
13 | Укрась одежду | Пуговицы, разложенные на столе или куске ткани, напоминают печатную машинку. Ребенок ударяет по каждой пуговке. Тем самым изображает работу на печатной машинке. Для удобства пуговицы можно закрепить на ткани при помощи нитки. В качестве усложнения можно использовать работу не одной руки, а двух одновременно. | ||
14 | Упражнения для рук «Скольжение пуговиц по подушечкам пальцев» | Пуговица захватывается большим и любым другим пальцев руки и скользим между пальцев. Постепенно такое соприкосновение осуществляется начиная от указательного и кончая мизинцем. В качестве усложнения можно использовать две руки одновременно. | ||
15 | Пуговичный массаж | Заполните просторную коробку или глубокую пластмассовую чашу пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. •опустите руки в коробку; •поводите ладонями по поверхности пуговиц; •захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки; •погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем; •перетирайте пуговицы между ладонями; •пересыпайте их из ладошки в ладошку; •сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц... отпустите; •берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений; •те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней. | ||
16 | "Подбери машинам колеса". | Задачи: развитие глазомера, мелкой моторики рук. Атрибуты: картинки машин, пуговицы. Игровые правила: предложить подобрать колеса по цвету, величине. Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по размеру. | ||
17 | Пуговичный массаж | Заполните просторную коробку или глубокую пластмассовую чашу пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. •опустите руки в коробку; •поводите ладонями по поверхности пуговиц; •захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки; •погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем; •перетирайте пуговицы между ладонями; •пересыпайте их из ладошки в ладошку; •сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц... отпустите; •берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений; •те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней. | ||
18 | Игра «Чудесный мешочек» | Задачи: развивать тактильные ощущения. Атрибуты: мешочек или воздушный шарик, пуговицы разного размера. Игровые правила: учитель предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какого пуговицы размера. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая пуговица попалась в руки. Результат игры: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, наощупь определяет размер пуговицы. | ||
19 | Игра «Забавная змейка» | Задачи: нанизывать пуговицы на шнурок, ребенок почувствует пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет из пуговиц. Атрибуты: для этой игры понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Игровые правила: предложите нанизать пуговички на шнурок. Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры. | ||
20 | Веселая игра. «Пуговичный турнир». | Цель игры в том, чтобы отскакивающие пуговицы падали как можно ближе к стене. Атрибуты: начертите линию в 2-х метрах от стены. Можно выложить ее бумагой, но лучше (чтобы не съезжала) использовать малярный скотч. Выдайте всем участникам по 10 пуговиц, лучше, если они будут примерно одинакового размера. Стоя перед линией, нужно кидать пуговицы об стену. Можно разбить играющих на пары, которые кидают одновременно пуговицы об стенку. Тот, чья пуговица упадет ближе к стене, забирает обе пуговицы. В паре выигрывает тот, кто заберет себе все пуговицы. Если детей больше двух, потом могут сражаться между собой победители каждой пары. И так далее... Получится интересный пуговичный турнир! | ||
21 | «Сосчитай-ка» | Задачи: развитие математических навыков. Атрибуты: карточки с цифрами. Игровые правила: дать ребенку задание на «однозначное соответствие», иными словами, чтобы он мог соотносить реальные объекты с их количеством (соотнести число с количеством пуговиц) Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры. | ||
22 | «Рыбалка» с пуговицами. | Задачи: развивать речь, воображение, память, мелкую моторику рук. Атрибуты: пуговицы, ведёрко. Игровые правила: Можете рассказать ребенку интересную историю-предисловие о том, что вы сейчас отправитесь на рыбалку по «пуговичному» морю. Море-пуговицы, удочки-руки ваши и вашего ребенка. Рассыпьте пуговицы на полу. Теперь скажите ребенку, чтоб он взял понравившуюся пуговку из «моря» и рассказал: Какую он рыбку выловил? Большую или маленькую? Шершавую или гладкую? Квадратную или круглую? Какого цвета? Сколько в ней дырочек? Легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Затем сами «выловите рыбку» и расскажите ребенку все о ней. Сравните вашу рыбку и рыбку вашего ребенка. Сложите улов в ведерко или другую удобную емкость. Пусть ребенок закроет глаза и опустит ручку в ведерко, пытаясь найти именно свою «рыбку» на ощупь. Обязательно поинтересуйтесь, почему ребенок считает, что это его рыбка? Постепенно можно усложнять задачу и вылавливать по несколько рыбок. Результат игры: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры. | ||
23 | Аквариум. | Задачи: развивать память, успокоить и снять напряжение. Атрибуты: налейте в емкость воду, пусть это будет аквариум своего рода. «Запустите» в него три «рыбки»-пуговицы и свой улов с прошлой игры. Игровые правила: продолжайте историю с рыбалкой. Пусть ребенок посчитает сколько рыбок стала в аквариуме. Попросите его найти именно его «рыбку», затем пусть найдет и вашу. Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры. | ||
24 | Игра "Дорожки". | Задачи: развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. Атрибуты: игровое поле (лабиринт) с домиками. Игровые правила: детям предложили проводить до дома животных по лабиринтам. Оказывается, зажимая пуговичку пальчиком, это делать гораздо интереснее и сложнее. Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры. | ||
25 | Устный счет | Задачи: развитие математических навыков. Атрибуты: пуговичная доска, шнурок. Игровые правила: можно попробовать дать ребенку задание на «однозначное соответствие», иными словами, чтобы он мог соотносить реальные объекты с их количеством. Назовите некоторое число и попросите ребенка обернуть вокруг соответствующего количества пуговиц в линии. Для вас это может быть очевидным, что названное число «четыре» относится к четырем объектам, но это именно то, чему ребёнку необходимо научиться, и пуговичная доска может в этом помочь. Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры. | ||
26 | Классификация предметов | Задачи: классифицировать предметы, развивать способность разделять объекты на группы. Атрибуты: пуговичная доска, шнурок. Игровые правила: дайте ребенку немного попрактиковаться, попросив его обернуть шнурки или нити вокруг определенной группы пуговиц, например, «большие пуговицы», «маленькие пуговицы» или «только красные». Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры. | ||
27 | Игра «Пуговичная азбука» | Задачи: закрепить знания у детей о буквах. Атрибуты: распечатанные заготовленные листы с изображением пустотелых букв. Игровые правила: выложить пуговицы на распечатанные заготовленные листы с изображением букв. Результат: выполнение коллективно, помогает ещё больше сплоить коллектив, учит детей договариваться работать совместно, уважая друг друга. | ||
28 | Упражнения для рук. | «Случайный выбор» из изученного материала. | ||
29 | Игра «Больше — меньше» | Задачи: научить ребенка различать предметы по размеру, развивать мануальные навыки. Атрибуты: для этой развивающей игры подойдет прозрачная пластмассовая банка с крышкой или контейнер и россыпь пуговиц разного размера. Проделайте в банке три прорези: большую, среднюю, маленькую. Игровые правила: показать ребёнку, как бросать большую пуговицу в большое отверстие, среднюю в среднее, а маленькую в маленькое. Результат: слышит инструкцию учителя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по размеру. | ||
30 | Фрукты овощи | Задачи: закрепить знания у детей об овощах и фруктах, их цветах, познакомить детей с их полезными свойствами. Атрибуты: распечатанные заготовленные листы с изображением овощей, фруктов. Игровые правила: выложить пуговицы на распечатанные заготовленные листы с изображением овощей, фруктов. Результат: выполнение коллективно, помогает ещё больше сплоить коллектив, учит детей договариваться работать совместно, уважая друг друга. | ||
31 | Пуговичный массаж. | Заполните просторную коробку или глубокую пластмассовую чашу пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. •опустите руки в коробку; •поводите ладонями по поверхности пуговиц; •захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки; •погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем; •перетирайте пуговицы между ладонями; •пересыпайте их из ладошки в ладошку; •сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц... отпустите; •берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений; •те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней. | ||
32 | Упражнения для рук. «Поднимаем пуговицы пальцами». | При помощи одноименных пальцев рук происходит перекладывание пуговиц из одной емкости в другую. Нельзя недооценить расслабляющее воздействие на организм ребенка различные манипуляции с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать, передвигать и перебирать пуговицы. | ||
33 | Упражнения для рук. «Круги на ладошке». | Двигая пуговицу одним пальцем, рисуем круги на ладошке другой руки. Усложнение: рисуем круги всеми пальцами поочередно, как ведущей рукой, так и не ведущей. | ||
34 | Итоговое занятие. |
7. Мониторинг успешности программы проводится по показателям определенным в следующих диагностических методиках.
№ | Методика | Цель | Источник |
1 | Метод изучения результатов деятельности детей | Диагностика уровня развития способностей обучающихся | Соловьева Д.А. Справочник педагога-психолога. №2, февраль 2019 . |
2 | Методика М.М.Безруких для определения уровня развития мелкой моторики. | Диагностика на основе методики М.М.Безруких. | Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. М.: Эксмо, 2009. |
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1. Литература | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.12 | Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи. Методическое пособие. - М.: 1997. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. М.: Эксмо, 2009 Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. – М.: ТЦ Сфера, 2008. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М.: 1982. Гаврина С. Е. ,Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать.- Ярославль: Академия развития, 1997. Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно - развивающегося воспитания и обучения с ЗПР. Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Ника - пресс, 1998. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. – 1972. – № 4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор – сост. О. А. Зажигина. – Спб.: ООО Издательство "Детство – Пресс", 2012. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь. - Спб.: Издательский дом "Литера", 2013. Лебединский В. В.Нарушения психического развития у детей. - М., 2002. Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР // Дефектология. 1989. №4. Соловьева Д.А. Справочник педагога-психолога. №2, февраль 2019 |
2. Технические средства обучения | |
1 | Наборы пуговиц, карточки, иллюстрации, шнуровка и пр. |
3. Оборудование класса | |
1. 2. | Рабочее место ученика. Необходимые принадлежности для выполнения отчетов. |
Приложения к Рабочей программе «Чудо-пуговка».
Приложение №1. Диагностика №1 уровня развития мелкой моторики дошкольников.
Приложение №2. Обучение с настроением.
Приложение №3. Дидактические игры.
Приложение №4. Методические рекомендации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пуговица – загадочный и удивительный предмет на протяжении всей истории его использования!
В давние времена люди соединяли свою одежду различными косточками животных, небольшими палочками, шипами растений.
Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, использовались в качестве украшения, а не для застёгивания и были обнаружены в Индии . Сделаны они около 5000 лет тому назад !!! В Древней Руси пуговицы были найдены в 6 веке. Древнерусские пуговицы-гирьки
Пуговицы, как правило, украшались рисунком. Например, концентрические круги означали солнце . Пятиконечная звезда – символ плодородия. В России пуговица , в основном, служила оберегом. Пуговицы были полыми, в виде шарика, в который помещали кусочек металла. При ходьбе такие пуговицы гремели и тем самым отпугивали злых духов.
Серебряные английские и французские пуговицы в стиле модерн. 1900-1910 гг. Пуговицы с изображением насекомых, покрытые стеклом. Середина или конец XVIII в. Медные пуговицы. Предположительно Англия. XVIII в.
В 20-е годы 20 века в основном использовались пуговицы из пластика Пуговицы из целлулоида. Начало ХХ в. Пластмассовые пуговицы. США. 30-е гг. ХХ в. Пластмассовые пуговицы. США. 30-е гг. ХХ в.
Пуговицы из черного стекла
Пуговицы с музеев мира
Пуговицы 16 век Пуговицы из хлеба Пуговица 16-18 век Деревянная пуговица
Пуговица . Серебро. Вторая половина 17 века. Пуговица . Золото, рубины, изумруды Пуговица . Серебро, позолота . Пуговицы 17 век
Цепь с пуговицами Пуговицы 16 - 17 век Серебро; скань.
Пуговицы Государственного исторического музея
Русская пуговица с короной Пуговица эсэсовца
Бляшки-пуговицы 1944-1947г
Пуговицы 1930-2000 гг. Фотогалерея. Музей Моды... Пуговицы перламутр 19 век
Еманжелинск: виртуальный музей . Редкая форменная пуговица
Памятники пуговице Памятник пуговице в коммуне Вартаузен, земля Баден-Вюртемберг, Германия Памятник иголке в пуговице, Нью-Йорк, США
Памятники пуговице Памятник пуговице в Монреале, Канада Памятник пуговицам в Каунасе, Литва Памятник пуговице в Осло, Норвегия
Пословицы о пуговицах Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк. Застёгнут на все пуговицы. Прост как пуговица. Умная умница – что светлая пуговица. Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано. На чужой рот пуговицу не нашить.
У пуговиц интересная история. Пуговицы выполняет разные функции. Долгое время пуговица была очень дорогой, поэтому каждую пуговку берегли. Из пуговиц можно сделать много интересных поделок. Выводы:
Предварительный просмотр:
Приложения к Программе «Чюдо-пуговка»
Приложение №1. Диагностика №1 уровня развития мелкой моторики дошкольников.
Для определения уровня развития мелкой моторики использовалась диагностика на основе методики М.М.Безруких. Для обследования состояния мелкой моторики предлагаются следующие задания для обследования уровня развития мелкой моторики у детей с ЗПР.
- "Пальчики здороваются" — попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
- "Играем на пианино" — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. - "Птички клюют" — держа руку с карандашом на столе на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки.
- Ребенку дается пакет с пуговицами, надо отделить мелкие от более крупных, а потом нанизать их на шнурок.
- Попросить ребенка взять указательным и большим пальцами правой и левой руки карандаш и покрутить его.
- Попросить ребенка зашнуровать (завязать) свои ботинки.
Обработка результатов: 1 уровень (низкий уровень развития мелкой моторики) – из шести заданий ребенок набрал только 2 "плюса".
2 уровень (средний) – от 2 до 4 "плюсов"; 3 уровень (высокий) – если ребенок набрал 5-6 "плюсов".
Предложенные упражнения могут быть использованы не только для диагностики, но и для развития ловкости, подвижности кисти и пальцев рук, они развивают координацию движений, зрительно-моторную координацию, раскрепощают ребенка, развивают речь, внимание, мышление, дают полноценный отдых ребенку.
Диагностика№2 уровня развития способностей учащихся.
Задание № 1. Цель – оценка сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Задание детям: Первое задание вы будете выполнять следующим образом. Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку, в каждом треугольнике — вертикальную палочку, в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку, а ромбик останется пустым. В нем вы не рисуете ничего. У вас на листе показано, что нужно рисовать (показать).
Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда, с лева на право (показать). Не спешите, будьте внимательны. На это задание вам дается 2 минуты. Как только я скажу «стоп», необходимо положить карандаш и прекратить работу. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать. А теперь все отложили карандаши и посмотрели на меня.
Критерии оценивания: все правильные ответы – 1 балл, 2-3 не правильных ответа – 0,5 баллов.
Задание № 2. Цель – оценка возможности установления логических связей и отношений между понятиями (предметами).
Задание детям: Посмотрите, у вас на листочках даны четыре ряда картинок. Рассмотрим первый ряд. Посмотрите, здесь уже объединили «курицу» и «цыплёнка» (показать). Тогда к «зайцу» вот сюда (показать) какую из этих картинок (показать на картинки в низу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Если «курица» и «цыпленок», то «заяц» и …? Обведите в кружок эту картинку. Следующие рядочки выполните самостоятельно.
Ответы: заяц – зайчонок, корова – теленок, лошадь – трава, лиса – нора.
Критерии оценивания: все правильные ответы – 1 балл, 2-3 не правильных ответа – 0,5 баллов.
Задание № 3. Цель – оценка уровня развития слуховой памяти.
Задание детям: Сейчас я прочитаю вам слова, а вы постарайтесь их запомнить. Итак: часы, утюг, краски, шапка, сыр, портфель, сосиски, карандаш, сапоги, жилет. А теперь переверните страницу и внимательно рассмотрите нарисованные предметы. Обведите в кружок только те предметы, чьи названия прозвучали.
Критерии оценивания: все правильные ответы – 1 балл, 2-3 не правильных ответа – 0,5 баллов.
Задание № 4. Цель – оценка аналитического компонента мышления, умения выделять, анализировать и соотносить существенные признаки наглядных объектов.
Задание детям: Внимательно посмотрите на 3 ряда фигурок, в верхних рядах — по 3 фигуры, а в нижнем только 2. Вы должны поставить на пустое место (показать) фигурку, которая подходит ко всем остальным фигурам. Выберите её из этих фигур (показать на 6 фигур, расположенных внизу). В пустом окошке напишите номер фигуры, которую выбрали.
Ответы: 2, 5, 1, 2.
Критерии оценивания: все правильные ответы – 1 балл, 2-3 не правильных ответа – 0,5 баллов.
Задание № 5. Цель – оценка особенностей воображения.
Задание детям: Нарисуйте те предметы, которые напоминают вам эти рисунки.
Примерные ответы: солнце, дерево, дом, ваза.
Критерии оценки: все правильные ответы – 1 балл, 2-3 не правильных ответа – 0,5 баллов.
Задание № 6. Цель – оценка уровня развития зрительной памяти.
Задание детям: Внимательно посмотрите на эту таблицу и запомните все фигуры, которые здесь нарисованы (10 сек.). Переверните страницу, найдите и обведите в кружок только те фигуры, которые были в предыдущей таблице.
Критерии оценки: все правильные ответы – 1 балл, 2-3 не правильных ответа – 0,5 баллов.
Задание № 7. Цель – оценка уровня развития восприятия.
Задание детям: Внимательно рассмотрите картинку. Из перечисленных ниже слов выберете только те слова, которые означают изображенные на картинке предметы. Подчеркните эти слова.
Ответы: ведро, грабли, топор, кисть, ножницы.
Критерии оценки: 5 правильно подчеркнутых слов – 5 баллов, 4 слова – 4 балла, 3 слова – 3 балла, 2 слова – 2 балла, 1 слово – 1 балл.
Все результаты детей заносятся в протокол диагностики уровня развития способностей учащихся.
№1№2№3№4№5№6
Протокол анализа выполнения учащимися заданий в рабочих листах.
№ | Ф.И. ребенка | Задание № 1 Внимание | Задание № 2 Мышление | Задание № 3 Память | Задание № 4 Мышление | Задание № 5 Воображение | Задание № 6 Память | Задание № 7 Восприятие | Итого |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
… | |||||||||
Анализ выполнения учащимися заданий в рабочих листах проводится следующим образом: педагог ставит «1 балл» если задание выполнено правильно, «0,5 баллов» если в задании допущена 1-2 ошибки, «0 баллов» если задание выполнено не правильно. В графе итого подсчитывается общее количество баллов. Анализ проводится 2 раза в год.
Входящий контроль Промежуточный контроль
Предварительный просмотр:
Приложение № 2. Обучение с настроением.
Пуговичное дерево Пришить пуговицу Сосчитай-ка Чудесный мешочек
Времена года Рисуем картину Собери бусы Укрась одежду
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение № 4. Методические рекомендации.
Проведение коррекционных занятий по данной программе требует соблюдения следующих правил:
- Работу проводить регулярно.
- Занятия должны приносить ребенку радость.
- Не допускать скуки и переутомления.
- Учебная и развивающая нагрузка должна сочетаться с отдыхом, релаксацией.
- В ходе занятия необходимо создавать и поддерживать эмоционально-позитивный фон.
- Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы (освещенность, проветривание, время проведения).
- Ребенок должен самостоятельно выбирать вид упражнений, предлагаемых педагогом.
- Взрослый и ребенок на занятии должны находиться в состоянии сотрудничества: совместно ставить задачи данного занятия, давать оценку выполненной работе.
- Темп и скорость работы выбирают сами дети.
- В ходе занятий не следует торопить детей.
- Занятия строятся по принципу: от простого к сложному.
- При выполнении заданий важна не быстрота, а правильность выполнения каждого задания.
Упражнения для пальцев и кистей рук
"Птичка пьет из бочки". Поднести к "бочке" вторую руку, указательный палец опускать в отверстие и поднимать.
"Миска, гнездо". Соединить округлые ладони.
"Птичка в гнезде". Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь.
"Птицы в гнезде". Обхватить все пальцы правой руки левой ладони, шевелить ими.
"Крыша, башня, дом". Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладони.
"Магазин с прилавком". Положение рук то же, но указательные пальцы соединены по всей длине.
"Покупатель и продавец". Положение то же, но большие пальцы расположить по обе стороны «прилавка».
"Мостик". Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.
"Кораблик". Округленные ладони снизу плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты сверху.
"Елка". Пальцы обеих рук скрещены под углом друг к другу.
"Солнечные лучи". Скрещенные руки приподняты вверх, пальцы разведены.
"Скворечник". Кончики пальцев, вытянуты вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь.
"Беседующие человечки". Поставить на стол два кулака с поднятыми вверх большими пальцами.
"Ворота". Кисти рук поставить на ребро, свести кончики пальцев. Открыть и закрыть «ворота».
"Цепочка". Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Поменять положение пальцев на левой руке и продолжить упражнение.
"Шарик". Пальцы каждой руки соединить в щепотки и приблизить друг к другу. Дуть на них, при этом пальцы принимают форму шара. Затем шар сдувается, и пальцы принимают исходное положение.
Предварительный просмотр:
Анкета-заявка
| Фамилия, имя, отчество учителя: Ивкова Любовь Петровна Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Павинская средняя общеобразовательная школа Адрес: 157650 Костромская обл., Павинский р-н с. Павино, ул. Советская д.14. тел. 84943921159 Эл. Адрес: pss_pavino@ mail.ru Директор школы: Ивкова Юлия Викторовна Должность: педагог-психолог, учитель истории и обществознания Педагогический стаж работы: 37 лет, педагог-психолог-5 лет Номинация конкурса: Авторские образовательные программы: дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы Тема работы: Рабочая программа коррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ «Чудо-пуговка» Возрастная группа, на которую рассчитана работа – 7-10 лет. Телефон: 89108077592, эл. адрес ivlp2210@yandex.ru Ссылка на конкурсную работу: Ссылки на мой мини-сайт: https://nsportal.ru/user/1204629 Навигация: 2023 г. Методический конкурс. Рабочая программа занятий для обучающихся с ОВЗ «Чудо-пуговка» МОУ Павинская СОШ
|