Окружающий мир
Материалы разных возрастных групп по теме "Окружающий мир вокруг нас."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №7 «Аленушка»
Образовательный проект
«Защитники Отечества».
Старшая группа.
Воспитатель:
Соковцова Людмила Григорьевна
Инструктор по физической культуре:
Смурова Ольга Николаевна
Проблема: отсутствие знаний о Российской армии, о профессии пап – военных офицеров.
Обоснование проблемы: недостаточный уровень знаний о Российской армии, о защитниках земли русской; формирование гендерной принадлежности.
Актуальность выбора темы:
В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны, человеческий прогресс вносили свои коррективы в выбор
приоритетов воспитания. Не радует тот факт, что в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях, ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства.
Вид проекта: краткосрочный, творчески – поисковый, групповой.
Срок осуществления проекта: 3 недели.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, физкультурный инструктор.
Цель проекта:
-формирование основы национального самосознания, любви к Отечеству и интеллектуального развития дошкольников;
-формирование мотивационного, целостного представления о защитниках Отечества.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси, любимых народных героях-богатырях;
-дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества.
Воспитательные:
-формировать и воспитывать патриотическую память, интерес и уважение к славной жизни наших предков, любовь к Родине, к родным;
-воспитывать чувство гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов;
-воспитывать доброту, умение дружить;
- формировать социально значимые качества на основе традиций патриотического воспитания.
Развивающие:
-развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
- стимулировать потребность дошкольников в постоянном поиске сведений о Российской армии;
- приобщать детей, педагогов и родителей к изучению истории и современному состоянию Российской армии и флота; - развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, силу, ловкость, быстроту.
Предполагаемый результат: - воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества;
- возникновение желания в будущем стать защитником Отечества.
Результат проекта:
Оформлена выставка детских рисунков «23 февраля – День Защитника Отечества».
Организована выставка поделок детей с родителями «Военная техника».
Оформлен в группе уголок по нравственно-патриотическому воспитанию.
Организована выставка игрушечной военной техники.
Участие детей в интеллектуально-познавательной викторине «Наша Родина».
Выпуск фотогазеты «Сильные, ловкие, умелые».
Этапы работы.
I Подготовительный этап:
- обзор литературы по данной теме;
-разработка плана проекта, установка сроков выполнения;
-составление перспективного плана работы;
- подбор информации на тему «Защитники Отечества» (совместная работа воспитателей, родителей, физкультурного инструктора, музыкального руководителя);
- подбор художественной литературы, загадок по теме проекта;
- составление картотеки литературных произведений, загадок, дидактических, подвижных, творческих игр;
-выбор места в группе для размещения уголка по нравственно-патриотическому воспитанию, пополнение атрибутов для сюжетно – ролевых игр, пополнение дидактического материала.
II Основной этап:
-практическая деятельность по решению проблемы;
-планирование совместной деятельности;
- сбор и систематизация информации;
-поисковая деятельность детей и взрослых;
-проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о Российской армии, о родах войск;
-консультации для родителей;
-создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом с фотографиями военных, иллюстрации военной техники, выставка игрушечной военной техники.
III Заключительный этап:
-Проведение спортивного праздника «Будем в армии служить».
-Участие в смотре – конкурсе «Содержание и оформление уголков нравственно-патриотического воспитания».
Презентация проекта на педагогическом совете.
Перспективный план работы.
Первая неделя:
Познавательное занятие «Богатыри земли русской».
Цель: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Познакомить детей с оружием богатырей.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Развитие речи « Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Цель: формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли Русской. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке, Микуле Селяновиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Физкультура «Строевые упражнения».
Музыка.
Разучивание песен «Защитим страну свою» музыка и слова Т. М. Шахина, «Ты не бойся, мама!» музыка М. Протасова, слова Е. Шкловского.
Лепка «Собака пограничника».
Цель: учить детей изображать собак, передавая их характерные особенности (тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие толстые лапы и хвост). Закреплять приёмы лепки: расскатывание между ладонями, оттягивание, соединение деталей приёмом прижимания и сглаживания мест скрепления.
Вторая неделя.
Познавательное занятие «Военные профессии».
Цель: расширить знания детей о Российской Армии; уточнить представления детей о родах войск; развивать навыки контекстной речи; учить детей навыкам словообразования; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать уважение к людям военных специальностей.
Развитие речи. Составление рассказа на тему «Защитники Отечества».
Цель: учить самостоятельно придумывать небольшой рассказ на заданную тему.
Аппликация «Пароход».
Цель: учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.). Упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Закреплять умение красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение.
Рисование «Солдат на посту».
Цель: учить детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение детей располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Воспитывать у детей интерес и уважение к Российской Армии.
Музыка.
Слушание военных маршей, рассматривание иллюстраций с изображением различных родов войск.
Физкультура на улице «Военные учения».
Третья неделя.
Аппликация «Матрос с сигнальными флажками».
Цель: упражнять детей в изображении человека, вырезывании частей костюма, рук, ног, головы. Учить передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека. Закреплять умение вырезывать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое, красиво располагать изображение на листе.
Рисование «Пограничник с собакой».
Цель: упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза), относительной величины фигуры и частей. Учить располагать изображение на листе. Закреплять приёмы рисования и закрашивания рисунков карандашами (восковыми мелками).
Познавательное занятие «Наша армия».
Цель: продолжать расширять представления детей о Российской Армии. Рассказывать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым.
Спортивный праздник «Будем в Армии служить!»
Задачи: воспитывать чувство уважения к Российской Армии, любовь к Отечеству; создать радостную торжественную атмосферу праздника; прививать потребность в физической культуре и спорте, способствовать закреплению полученных на занятиях умений; воспитывать чувство коллективизма, уважения к победам и неудачам других.
Работа с детьми вне занятий:
Составление рассказа с родителями о том, как у папы или дедушки проходила служба в армии, в каких войсках он служил. Рассматривание картинок с изображением лётчиков, пехотинцев, танкистов, моряков. Беседа « Мой папа – офицер». Выставка книг. Разучивание песен и стихов.
Чтение художественной литературы:
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Микула Селянович», «Легенда о Московии». Рассказывание русской народной сказки «Никита Кожемяка». Составление рассказа на тему «Богатыри». Цель: учить составлять рассказ на заданную тему, уметь поддерживать беседу, рассуждать. Л. Линьков «Рассказы о пограничниках». З. Александрова «Дозор». Л. Кассиль «Твои защитники». С. Маршак «Февраль».
Продуктивная деятельность вне занятий:
Рисование «Русские богатыри». Ручной труд «Машины» (из коробок), «Подарки папам и дедушкам». Рисование «Портрет папы», «Военная техника». Лепка «Самолёт», «Танк». Конструирование из деревянного конструктора, из счётных палочек по схеме «Военная техника».
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры «Российская армия», «Лётчики», «Сестра милосердия», «Разведчики». Дидактические игры «Найди тень», «В воде, на земле и в воздухе», «Разложи и назови правильно», «Собери машину». Подвижные игры: «Перетягивание каната», «Сигнальные флажки», «Самолёты».
Работа с родителями:
Оформление стендовой информации, поздравление детей с праздником. Консультация «История возникновения праздника 23 февраля». Организация выставки детских работ по теме проекта. Спортивный праздник совместно с родителями «Будем в Армии служить!»
Организация выставок:
Выставка «Военная техника» детские игрушки. Выставка детских рисунков «23 февраля – День Защитника Отечества». Выставка поделок детей с родителями «Военная техника».
Результат:
Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр военную тематику, уважительно отзывались о защитниках Отечества, с гордостью делились знаниями со сверстниками и воспитателем, которые они получили от родителей о службе в армии. С большим интересом стали играть в настольно – печатные и дидактические игры. Произошло дальнейшее развитие познавательных и творческих навыков, коммуникативных способностей.
Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из бесед с родителями.
Список использованной литературы:
- Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – Москва: Просвещение,1990.
- .Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. – Москва: Мозаика - Синтез, 2009.
- Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. – Москва: Мозаика – Синтез, 209.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – Москва: Издательский дом Цветной мир, 2011.
- Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – Москва: мозаика – Синтез, 2012.
- Лободина Н. В., автор – составитель Комплексные занятия по программе От рождения до школы под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Старшая группа. – Волгоград: Учитель. 2013.
- Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. – Москва: Мозаика – Синтез, 2011.
- Гербова В. В., составитель Книга для чтения в детском саду и дома: 5 – 7 лет. – Москва: Издательство Оникс, 2011.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №7 «Аленушка»
Конспект познавательного занятия во второй младшей группе
«День рождения куклы Маши».
Подготовила воспитатель
Соковцова Людмила Григорьевна
г. Знаменск
2013 год
Программное содержание:
- Обогатить словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, посуды, мебели. Учить понимать обобщающие слова.
- Продолжать учить детей раскатывать комочек теста круговыми движениями, сплющивать комочек теста между ладоням.
- Воспитывать доброе, заботливое отношение к игрушкам.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, труд, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, здоровье.
Материалы к занятию.
- Кукла;
- Скатерть;
- Салфетница;
- 4 блюдца;
- 4 чайные чашки;
- 4 чайной ложки;
- Поднос;
- Сахарница;
- Чайник;
- Игрушки: курица, петух, корова, кошка.
Ход:
Детей в группе встречает кукла Маша в красивом, нарядном платье.
В группе разбросаны игрушки, кукольная одежда.
Воспитатель. Ребята, посмотрите какая у Маши нарядная одежда. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Да, у куклы Маши день рождения. А как надо готовиться ко дню рождения? (Ответы детей). Правильно, надо убрать комнату, накрыть стол, приготовить подарки. Давайте мы поможем Маше убрать комнату. Девочки одежду Маши отнесут в шкаф, а мальчики игрушки уберут на место.
Ну, теперь за дело дружно –
Убирать игрушки нужно.
Убирать и не ломать,
Завтра будем вновь играть.
Воспитатель. Что Арина убрала? (Одежду). Андрей, что положил на место? (Игрушку). (Ответы детей). Воспитатель закрепляет обобщающие понятия. А теперь давайте накрывать на стол. Что нужно, чтобы накрыть на стол? Какую посуду надо взять? (Ответы детей)
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть,
Потом скатерти стелить,
Мы салфетницу поставим
На самый центр стола.
Вокруг салфетницы хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Дети по ходу стихотворения накрывают стол.
Воспитатель. Ребята, а ничего мы не забыли? Где мы можем взять угощения? (Ответы детей) Давайте слепим угощения.
Пальчиковая гимнастика:
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку,
( Правую ладонь кладут на левую,
левую – на правую).
А для милой Машеньки
(правой рукой показывают на куклу)
Испеку два пряничка.
( Из ладоней делают лодочки).
Дети лепят из теста маленькие печенья, воспитатель – большое печенье. Кладите свои угощенья на тарелку.
Воспитатель. Какое печенье слепила я? (Большое). У вас какое печенье? (Маленькое). Ну вот, все готово к празднику. Кого осталось нам подождать? (Ответы детей) Кто придет в гости к Маше, отгадайте:
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах?
Мурр - мурр….
Пугаю кур.
Му-у, му-у!
Молока кому?
( А. Барто « Кто как кричит?»)
Дети отгадывают загадки, а игрушку-отгадку воспитатель сажает за накрытый стол.
Воспитатель. Ребята, мы забыли Машу поздравить с днем рождения и подарить подарки. Что мы можем подарить? Дети по очереди читают стихи. А теперь поиграем в игру «Каравай». Воспитатель от имени Маши выбирает зверей, пришедших на праздник. Дети идут по кругу, имитируют движения животных под музыку.
Использованная литература.
- Л. В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника», Москва, «Владос»,2003г.
- Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова, О. Е. Жиренко «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников», Москва, «Вако», 2008г.
- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада», Воронеж, издательство «Учитель», 2004г.
- «Стихи для чтения дома и в детском саду», «Планета детства»
- Журнал «Дошкольная педагогика».
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №7 «Аленушка»
Конспект НОД по поисково-экспериментальной деятельности
в средней группе
« Узнай всё о себе, воздушный шарик»
Подготовила
Воспитатель
Соковцова Людмила Григорьевна
г. Знаменск
2014 год
Цель: формирование у детей представлений о резине.
Задачи: познакомить детей с резиной, её качествами и свойствами;
- научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления;
- научить находить резиновые предметы в ближайшем окружении;
- развивать исследовательские способности, любознательность, внимание;
- воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения, сделанным из резины.
Материалы и оборудование: воздушные шарики (1 надутый, 2 сдутый), резиновые перчатки, таз, лейка с водой, кусочек ткани, резиновые сапоги (картинка), игрушки (деревянные, резиновые, пластмассовые), резиновый мячик.
Активизация словаря: резина, гладкая, эластичная, водонепроницаемая.
Ход НОД.
Организационный момент. Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем, друг друга необычным способом: скажем «Здравствуйте» сначала шёпотом, затем обычным голосом и очень громко. А теперь давайте разбудим наши ладошки, ножки, ротик, глазки, чтобы хорошо работали.
Упражнение-разминка.
Здравствуйте, ладошки (хлоп, хлоп, хлоп).
Здравствуйте, ножки (топ, топ, топ).
Здравствуйте, щёчки (шлёп, шлёп, шлёп).
Пухленькие щёчки (пух, пух, пух).
Здравствуй, наш ротик (чмок, чмок, чмок).
Здравствуй, наш животик (ням, ням, ням).
Здравствуйте, мы скажем
Всем, всем нам!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам прилетел необычный гость, хотите узнать, кто это? Отгадайте.
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шарик).
Воспитатель: Правильно. А расскажите, какой шарик? (Круглый, красный, легкий, воздушный, резиновый).
Воспитатель: Из какого материала сделан шарик? (Из резины). А сейчас выясним, какая резина на ощупь. (Мягкая, гладкая).
Воспитатель: Ребята, шарик шалил, баловался, и у него оторвалась нитка. Что случилось с шариком? (Он стал маленьким, сдулся).
Воспитатель: Шарик не хочет быть маленьким, давайте его пожалеем и расскажем стихотворение.
Если шарик накачать,
Будет он тогда летать.
Надо нитку привязать,
Чтобы шарик удержать.
Созданы для детворы
Разноцветные шары.
Воспитатель надувает шарик.
Воспитатель: Каким стал шарик? (Снова большим). Почему он может быть и большим, и маленьким? (Он растягивается). Шарик сделан из мягкой резины, она может растягиваться. Но резина также становиться тонкой, а значит, …(непрочной и может лопнуть). С шариком нужно обращаться очень деликатно. Давайте поиграем в игру «Ай да щёчки-шарики». (Воспитатель читает стихотворение)
Дыхательная гимнастика.
Щёчки, словно шар надули,
А потом тихонько сдули.
И надули посильней,
Чтобы было веселей.
Укололи шар иголкой. – Бах!
И шарик лопнул громко.
Воспитатель: Ребята, а почему шарик ещё называют воздушным? Он очень лёгкий и умеет летать. А скажите, сможет ли шарик летать в дождик? Давайте проверим наши гипотезы. Как мы можем сделать дождь? Вода из лейки похожа на дождь? Дети поливают шарик из лейки над тазом.
Каким стал шарик? ( Мокрым). Потом они моют шарик в тазу с водой. Что происходит с водой? (Она стекает). Почему? (Шар круглый, гладкий).
Сейчас мы шарик вытрем, и вы посмотрите, попала ли вода внутрь шара. (Нет). Почему? Шарик водонепроницаемый, как и все предметы из резины, например, резиновые сапоги. Когда мы надеваем резиновые сапоги? Почему? (Показ картинки).
А сейчас проведём эксперимент. Катя наденет резиновые перчатки и постирает платочек. Как вы думаете, намокли у неё руки? Почему? (Резина не пропускает воду). Резиновые перчатки водонепроницаемые. Катя вешай платочек, снимай перчатки. Проверьте, сухие или мокрые у Кати руки.
Воспитатель: У шарика есть родственник, резиновый мячик, поиграем с ним.
Физкультминутка «Мой весёлый, звонкий мяч».
Воспитатель: А наш мячик на стульчик возвратился. Дети садятся на стулья.
Давайте вспомним, какой воздушный шарик? (Круглый, гладкий, водонепроницаемый, резиновый). Шарик хочет найти друзей, которые тоже сделаны из резины.
Дидактическая игра «Найди друзей». (На столе разложены предметы из дерева, пластмассы, резины, дети выбирают резиновые игрушки).
Итог занятия. С каким материалом мы познакомились? (Резиной).
Какие она имеет свойства? (Мягкая, эластичная, гладкая, водонепроницаемая).
Дети вместе с воздушным шариком выходят на прогулку.
Использованная литература:
О.В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир». – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» авторы-составители Мартынова Е. А., Сучкова И. М. - Волгоград - 2010г. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.В. Дыбиной - М.: ТЦ Сфера, 2014г.
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с водой «Маленькие фокусники» во второй младшей группе.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах);
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия
Развивающие:
- развивать навыки проведения первых опытов;
- развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
- развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательные:
- умение работать в группе;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Обогащение словаря: бесцветная, прозрачная, без запаха.
Материалы и оборудование: волшебный сундучок, стаканчики по количеству детей, кофе, тарелочки по количеству детей, краска, ложечки по количеству детей.
Методы и приемы: игровой (сундучок), наглядный (баночка с водой), практический (опыты), словесный.
Ход НОД
1часть. Организационная.
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что сегодня утром в нашей группе я обнаружила (поднимает салфетку, под ней - сундучок).
Сундучок: Я – чудесный сундучок,
Вам, ребята, я дружок.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Здравствуйте, ребята! Примите меня поиграть с вами.
Дети и воспитатель здороваются с сундучком и принимают его в игру.
Дети и воспитатель: Сундучок, сундучок, во что ты хотел бы с нами поиграть?
Сундучок: Я хочу поиграть в фокусников.
Воспитатель: Ну, что, ребята, отправимся в страну фокусов? (Ответы детей). Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? (Ответы детей). А вы умеете показывать фокусы? (Ответы детей)
Но чтобы попасть в эту страну нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь,
В стране фокусов я окажусь. (Дети поворачиваются вокруг себя, попадают в страну фокусов).
Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками и помощниками, надевайте фартуки и за работу, нужно разгадать секрет фокуса.
Дети и воспитатель: Сундучок, сундучок, что ты нам принес?
Воспитатель: Посмотрите, ребята, в волшебном сундучке есть что-то. Ой, как интересно, что же там? (Достаёт бутылку с водой) Как вы думаете, что в бутылке?
- Правильно, вода.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой?
2 часть. Опытно-экспериментальная.
Воспитатель: Тогда пойдемте в комнату фокусов, где я буду учить вас показывать фокусы с водой. (Дети подходят к столам, на столах стоят стаканчики с водой, гуашь на каждого ребенка, садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А давайте проверим: опустим ложку в стакан, и если ложку будет видно, то вода прозрачная. Ребята, ложку видно сквозь воду?
Правильно, молодцы ложку видно, значит вода у нас какая? (Прозрачная)
Воспитатель: А сейчас мы с вами научимся первому фокусу.
Посмотрите, как я его буду делать: берем ложкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода? Правильно, красного. А теперь вы мне покажите фокус, что у вас получиться. Какая вода получилась у вас? Молодцы, тоже - красная. Ребята, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно, значит вода не прозрачная. Ребята, видно ложку? Правильно, не видно значит, вода не прозрачная стала.
Воспитатель: Молодцы! Вы старательные ученики, сейчас вы станете волшебниками и превратите простую воду в цветную.
Фокус «Разноцветная вода».
Для проведения фокуса необходимо взять банки с закручивающимися крышками (по количеству детей). В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем, что вода обыкновенная, закрывает платком, затем говорит волшебные слова:
«Была водичка простой, стань водичка цветной» и взмахивает волшебной палочкой. Дети встряхивают воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.
(Секрет фокуса: внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской красной, зеленой, синей).
Воспитатель: Ребята, откройте секрет, почему вода стала цветной? (Ответы детей).
Воспитатель: Как же трудно быть фокусниками. Давайте немного отдохнем.
Физминутка «Нам пора передохнуть».
Нам пора передохнуть.
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой.
И усталость вся долой.
1,2,3,4,5,
Шею надо разминать.
(Вращения головой в одну и другую сторону)
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперед и назад).
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
(Приседания).
Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам.
Воспитатель: Ребята, а в волшебном сундучке есть еще что-то. Это ребята волшебный порошок. Какого он цвета? (Ответы детей). Предлагаю вам подойти к столу, попробовать воду в стаканах. Что можно сказать о воде? (Безвкусная). Воспитатель: Давайте добавим белый волшебный порошок в воду. Посмотрите, как я это буду делать я, а вы повторяете за мной: берем ложкой немного волшебного порошка, добавляем в стаканчик и размешиваем, пробуем. Какая вода? (Сладкая, солёная). Почему? (Ответы детей). Воспитатель: Понюхайте, пахнет вода или нет? Молодцы, вода ни чем не пахнет, она не имеет запаха. А сейчас мы научимся еще одному фокусу, вода сейчас приобретет запах, если в нее добавить волшебный порошок (кофе). Проверим?
Понюхайте сейчас воду. Вода, сейчас пахнет? Правильно, вода приобрела у нас запах. Ребята, а как вы думаете можно простой водичкой нарисовать? (Дети отвечают). Давайте попробуем. А хотите, я при помощи молока и чая я сделаю краску.
Фокус «Превращение чая в краску»
В одном стакане — «молоко» (взболтанный в воде картофельный крахмал). В другом стакане — «чай» (несколько капель йода в полустакане воды). Жидкость из одного стакана вливают в другой и получают «чернила». Ими даже можно писать на бумаге. Дети могут попробовать свои способности к рисованию, взяв кисточку и изобразив что- либо на чистом листе ватмана или картона. Рефлексия
Воспитатель: Ребята наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на ковер и встать в круг. Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? А что вам больше всего понравилось? А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам. Но пока мы не вернулись в детский сад, я хочу вам сделать подарок.
Фокус «Превращение воды»
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть бутылочка. Что в ней? Правильно вода. А она имеет запах? А вода прозрачная или цветная? (Ответы детей). Сейчас я кладу бутылочку в сундучок, поколдую, и моя водичка превратится…..(достаю бутылочку с соком, дети видят, что вода поменяла цвет, и появился запах) в сок.
Воспитатель: Ну, что ребята возвращаемся в детский сад, закрываем глазки и говорим волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь,
И в детский садик я вернусь.
Воспитатель: Ну, вот ребята мы опять с вами в нашем садике, пойдемте к другим ребятам и угостим их соком.
Использованная литература:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.
Бурыкина М.Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста, - Б.; 1995г.
Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире. - М.; 1975г
«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» авторы-составители Мартынова Е. А., Сучкова И. М. /Волгоград/ - 2010г.
«Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.В. Дыбиной - М.: ТЦ Сфера, 2014г.
Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009
Интернет – ресурсы.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Перелётные птицы» с детьми старшей группы. Воспитатель МКДОУ №7 «Алёнушка» Соковцова Людмила Григорьевна.
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания признаков весны; закрепить знания о жизни перелетных птиц; формировать экологические представления детей об окружающем мире; совершенствовать грамматический строй речи.
Воспитательные: воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; любовь ко всему живому.
Развивающие: развивать речевую активность, активизировать словарь, диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, память, мышление, творческое воображение.
Интегрируемые образовательные области:
— Коммуникация;
— Социализация;
— Чтение художественной литературы;
— Художественное творчество.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла … весна.
Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы будем о весне. Какая она весна?
Воспитатель: Скажите, какой месяц у нас за окошком?
Дети: Апрель.
Воспитатель: Апрель - это второй весенний месяц. Какие еще весенние месяцы вы знаете?
Дети: Это март и май.
Воспитатель: Есть народная пословица, которая может нам рассказать о каждом из них - Март с водой, апрель с травой, май с цветами. Как вы думаете, почему так говориться? Дети рассуждают.
Воспитатель: Ребята, а ведь весной солнышко греет теплее, ярче, правда?
Вот и к нам заглянуло солнышко, но лучиков у него мало. Ребята, если вы назовёте весенние признаки, то лучиков у солнца появится больше, и оно станет светить нам ещё ярче и теплее (дети называют признаки весны и подставляют лучики солнышку).
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
В.: Ой, вы слышите, ребята, что это за звуки?
В.: Да, это вернулись перелётные птицы и запели свои звонкие песни.
В.: А почему их называют перелетными?
Д.: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
В: Каких перелётных птиц вы знаете?
В.:. А почему птицы улетают в теплые края?
Д.: Потому что им страшен голод.
В.: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, посмотрим, какие птицы и как улетают.
В.: Журавли клином (картинка «Журавлиный клин») впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем птицы слабее и в конце летят самые слабые птицы. Ласточки, грачи, скворцы – стаей (картинка «Птичья стая»). Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (картинка этой вереницы). В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы
В.: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (Не знаем). Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Пальчиковая гимнастика. «Десять птичек — стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – Совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это зяблик, это - стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам!
(И. Токмакова.)
В.: А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело.
В.: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Д.: Радостное, веселое, доброе, нежное.
В.: Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
Д.: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились
Подвижная игра «Перелётные и зимующие птицы»
В.: Давайте поиграем. Если я назову перелётную птицу – «летите» по кругу и машите «крыльями». Если назову зимующую птицу – приседайте и хлопайте в ладоши.
В.: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?
Д.: Построить гнезда.
В.: А из чего птицы строят гнезда?
Д.: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.
В.: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?
Д.: На деревьях, на столбах (аист).
Просмотр презентации «Перелетные птицы». Рассказ воспитателя по ходу презентации. Прослушивание аудиозаписи птичьих голосов, каждого отдельно, перед рассказом воспитателя.
Грачи.
Первыми прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают вить гнёзда. Вьют гнёзда грачи на вершине высокого дерева. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы.
Скворцы.
Слышите, скворец поёт. Он на крыльях весну несёт! Стоит появиться скворцам, и ручьи побежали тут и там. Мать – и - мачеха зацвела, и весна вступила в свои права. Первыми прилетают папы скворцы, находят скворечники и начинают петь. Маму скворчиху призывают и, чужих на свою территорию не пускают.
Жаворонок.
В.: А еще одними из первых прилетают жаворонки (на слайде картинка жаворонка). Он похож на воробья. Окраска жаворонка серо-коричневая, желтоватая. Такая окраска называется защитной. В густых зеленых и желто-зеленых травах жаворонка трудно приметить. Жаворонок — перелетная птица. В наши края она прилетает ранней весной. Ещё не зазеленели поля, не проснулись насекомые, а жаворонки в синем небе уже трепещут крылышками и радостно поют. Их песенка похожа то на трель, то на звон колокольчиков. Чем же питаются жаворонки в это ранее весеннее время? Они ищут на проталинках личинки насекомых, выбирают из бороздок на полях прошлогодние семена.
Кукушка.
Кипит работа в весеннем лесу: пичуги тащат в клювах прутики, сухие травинки, кусочки мха — строят гнезда, устилают их пухом и перышками, готовятся к появлению птенцов. Только кукушка гнезда не строит! Она уселась на сук на макушке высокой осины и внимательно, терпеливо высматривает, где птицы устраивают себе жилища.
Когда заботливая, работящая птичка ненадолго отлетит от гнезда — кукушка тут как тут! Сразу подложит в чужой уютный домик свое яичко, а хозяйское унесет в клюве и выбросит.
В гнёзда каких только птиц, кукушки не подкладывают свои яйца: в лесные теремки горихвосток, трясогузок, пеночек, крапивников, мухоловок, в дупла дятлов и даже в гнездо болотной птицы — кулика.
Ласточка.
Прилетают в апреле и начинают строить гнезда, выводить птенцов. Ласточки – искусные строители. Из грязи и травы они лепят глубокие чашечки и выстилают их пухом. Получаются уютные домики, которые крепятся под крышами, на балках, на стенах домов.
Люди всегда рады прилету ласточек. Их любят за трудолюбие, за то, что уничтожают массу вредных насекомых, и просто за веселое щебетанье.
Аист.
Аист это старый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту.
За лягушками к болоту.
Испокон веков аисты селятся рядом с человеком. Аист-самец выбирает себе подругу, с которой живет всю жизнь. Пара аистов вьет большое гнездо из веток, которое обычно устраивает на деревьях или скалах, но чаще – на постройках, возведенных человеком: домах, высоких фабричных трубах или на опорах линий электропередачи.
Гнездо служит для аистов уютным домом много лет. Каждый год, возвращаясь весной из теплых стран, аисты ремонтируют гнездо, вплетают в него новые ветки.
Питаются аисты лягушками и ящерицами, а также моллюсками, червями, насекомыми и их личинками.
Физминутка.
Лебеди летят, крыльями машут. (Дети машут руками, бегут по кругу).
Прогнулись над водой, качают головой. (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться. (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся. (Садятся на места).
В.: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?
Д.: Можно сделать и развесить скворечники.
В.: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.
В.: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?
Д.: Вывести птенцов.
В.: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
Д.: Мама птичка, самка.
В.: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?
Д.: Папа, самец.
Дидактическая игра «Мама – птенец»
В.: Сейчас мы немного поиграем. Я буду называть птицу, а вы говорить, как называется ее птенец.
У журавля — … (журавленок)
У скворца – … (скворчонок)
У лебедя – (лебеденок)
У грача – … (грачонок)
У утки — (утенок)
У аиста — … (аистенок)
У гуся – … (гусенок)
В.: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!
Вы со мной согласны?
Подведение итогов.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … (насекомые прячутся и им нечем питаться).
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …(он достает жучков и насекомых из-под коры).
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …(она не вьет себе гнезда).
Все люди любят слушать соловья, потому что …(он красиво поет, заливается) и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов). В.: Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднение? Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись. Руку правую подали, руку правую пожали и сказали "Молодец".