Технология развития критического мышления

Цыпылова Ольга Валерьевна

   «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете». Слова И.Гете точно передают суть главной задачи, которую я ставлю перед собой: создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся. Этим обоснован выбор мною технологии развития критического мышления. Для меня становится важным,чтобы обучающиеся становились главными действующими лицами на уроке, чтобы все дети включались в процесс познания, начиная от постановки цели и плана деятельности, до самоконтроля, самооценки и рефлексии. Ниже представлен  опыт педагогического наблюдения, появившийся в результате работы с использованием одного из методов критического мышления-метода "шести шляп".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

          Метод «Шесть шляп» в преподавании английского языка

     В целях эффективного выполнения коммуникативных  задач обучения на уроках иностранного языка я часто использую технологию критического мышления. Одним из наиболее популярных методов данной технологии является метод «Шести шляп», который был разработан всемирно признанным авторитетом в области творческого и концептуального мышления. Эдвардом де Боно в 80-х годах ХХ века. На международной конференции по мышлению в Бостоне (1992) ему была вручена награда как человеку, который впервые разработал методы прямого обучения мышлению в школах.

     Я применяю этот метод в своей практике, так как он позволяет мне, во-первых, организовать урок в форме ролевой игры; во-вторых, открывается возможность выработки единой стратегии для дискуссии и поэтапного решения задач. Кроме того, уроки с применением метода «шести шляп» способствуют развитию монологической и диалогической речи учащихся, позволяют детям  стать активными участниками учебного процесса, а не просто пассивными исполнителями.

Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Надевая, определенную шляпу, учащиеся примеряют  на себя определенную роль.                                                                       Шесть шляп мышления

     Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления обучающихся интересуют только факты. Они задаются вопросами о том, что они уже знают, какая еще информация необходима и как ее получить.

    Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у обучающихся появляется возможность высказать свои чувства, эмоции и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.

    Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет обучающимся дать волю критическим оценками, найти и указать на недостатки. Она защищает от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни.

    Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от обучающихся переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

    Зеленая шляпа: креативность, творчество. Находясь под зеленой шляпой, обучающийся придумываем новые идеи, модифицирует уже существующие, ищет альтернативы, исследует возможности, в общем, дает креативности зеленый свет.

    Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале урока или на этапе защиты групп для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

    Приведем в качестве примера фрагмент урока с использованием этого метода критического мышления.

                                  Алгоритм работы

  1. Прогнозирование проблемной ситуации.

     В ходе работы над темой « Современные средства массовой коммуникации» (УМК Афанасьевой О.В. и др « Rainbow English, 9 класс ) после работы с основным содержанием текста «The Newest Media» ( Unit 1, Step 7) обучающимся предлагается выявить плюсы и минусы использования сети Интернет .

2.    Группа делится на шесть микрогрупп. Каждая группа выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).  Иногда учитель может сам определить состав группы в зависимости от учебной ситуации. Разумеется, что выбранный цвет шляпы определяет направление работы группы.

3. Сотрудничество в группах определенных шляп мышления предполагает разные виды работы. Это может быть  деятельность, связанная с поиском конкретной информации в разных источниках; составление таблиц для выявления основных качеств и характеристик предмета обсуждения; создание макета для оформления креативного решения проблемы и т.д. Примерное время для работы в группах составляет 15 - 20 минут.

4. Перед началом работы в группах учителю необходимо пояснить  тот спектр вопросов, которые должна осветить каждая группа. Для этого школьникам  выдаются листы с указанием вопросов шляп. (Приложение)

• Белая шляпа - нейтральная.

   Участники этой группы оперируют только фактами. Эта группа представляет объективные данные о Всемирной паутине, что представляет собой данное понятие, где и когда появился Интернет, что способствовало его распространению. При этом ребята могут опираться на информацию, полученную из текста, и развивать свои идеи.

• Желтая шляпа - позитивная, оптимистичная.

   Участники этой группы сообщают положительные моменты, связанные с использованием сети Интернет, т.е. преимущества этого средства массовой коммуникации.

• Черная - негативная, осторожная.

 Эта группа должна просчитать все риски, высказать сомнения, привести аргументы против, найти проблемы, связанные с неграмотным использованием  Интернета.

• Красная - эмоциональная.

     Эта группа делится своим эмоциональным восприятием к заданной ситуации. Они подбирают как можно больше прилагательных, которые выражают эмоции, относящиеся к данной теме. Эмоции могут быть как положительные, так и отрицательные.
• Зеленая - творческая, креативная.

   Участники этой группы предлагают новые решения ситуации, например, как сделать так, чтобы Интернет способствовал устранению проблем в обучении и т.д.

• Синяя - нейтральная, оценочная. Эту шляпу еще называют шляпой «экспертов». Представители этой группы резюмируют и сообщают выводы.

    Представители каждой группы выходят и защищают свои постулаты. Обучающиеся учатся анализировать ответы товарищей, обобщать сказанное всеми участниками групп. В качестве рефлексии можно выслушать мнения участников работы об их совместной деятельности и коллективном результате.

       Итак, становятся очевидными преимущества использования данного метода на уроках английского языка:

  1. Это увлекательный способ управления своим мышлением.
  2. Данный метод можно использовать на любом уровне сложности.
  3. Благодаря структурированию работы мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.
  4. Определяется значимость всех компонентов работы - эмоций, фактов, критики, новых идей  и включает их в работу в нужный момент, что очень важно для развития мышления обучающихся.
  5.  При помощи приема можно разнообразить и обновить урок английского языка, а также поспособствовать развитию умения ученика находить позитивные и негативные стороны в проблеме.

                                                                                              Приложения

                                          The White Hat

                              Information & Data & Documentations

   «The facts, just the facts»

  Who? What? Where? When?

 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

                                                           The Black Hat

                                 Difficulties & Risks &Weaknesses

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                       

                                         

                                           

                                         

                                              The Green Hat

                     Alternatives & New creative ideas & Possibilities

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                             

                                               The Red Hat

                    Feelings (positive/negative) & Emotions & Risks

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                           

                                              The Yellow Hat

                                Positive aspects &Benefits

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                         

                                         

                                           The Blue Hat

                              Summary & Conclusions

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________