Педагогические/образовательные технологии

Цыпылова Ольга Валерьевна

В целях развития учебной и познавательной мотивации у школьников, а также достижения высоких образовательных результатов обучающихся я на протяжении нескольких лет использую на уроках английского языка и во внеурочной деятельности следующие современные технологии обучения: технологию формирующего оценивания, проблемного обучения, перевернутого класса, критического мышления, технологию проектной деятельности. Формирование ключевых компетенция, а именно навыков критического мышления, умения сотрудничать, цифровую грамотность,умения проявлять личную инициативу и т.д. происходит с помощью использования перечисленных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности на уроках английского языка

      в системе реализации ФГОС (из опыта работы)

    На протяжении нескольких лет в своей профессиональной деятельности я использую проектную технологию, которая, на мой взгляд, в полной мере позволяет реализовать требования, предъявляемые ФГОС. В числе положительных моментов данной технологии можно назвать усиление деятельностного характера обучения. Учащиеся выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными зрителями. В ходе создания продукта проектной деятельности у учащихся происходит открытие знаний, создается ситуация успеха. А такие формы работы, как «мозговой штурм», дискуссия, ролевая игра, семинар, используемые мною на уроках английского языка, помогают создать мотивационную среду для углубленного изучения иностранного языка.

    Опыт показал, что при обучении иностранному языку метод проектов особенно  эффективен на этапе обобщения, закрепления и повторения знаний, так как до начала работы над проектом необходимо снять языковые трудности у школьников путем закрепления лексико-грамматического материала изучаемого раздела. На заключительных уроках по определенному тематическому разделу происходит определение учащимися тем будущих проектов. Однако бывают случаи, когда некоторые ученики способны  обозначить  темы  своих будущих проектов уже на начальном этапе изучения новой темы.  

    В процессе работы над проектами я стараюсь поддерживать позитивную мотивацию детей, что является ключом успешного овладения английским языком. Работа над проектами привлекает школьников тем, что дети сами зачастую формулируют интересную для них тему исследования. Поэтому на первом этапе определения темы будущих проектов дети имеют возможность выбрать любую понравившуюся им тему, предложенную учителем, или формулируют ее самостоятельно. Так, после изучения третьего раздела учебника английского языка Rainbow English для 5 класса ( «Здоровый образ жизни» - назв.раздела) учащиеся на протяжении трех уроков искали пути решения  интересной проблемы ( «Healthy and unhealthy food»), обозначенной самими учащимися. На первом уроке осуществлялась работа по речевой подготовке по теме «Вредная и полезная еда». Затем произошло определение состава проектных групп, в которых ребята определили цели  предстоящей работы, разработали план действий. На втором уроке творческие группы проводили обсуждение по собранной информации. На данном этапе актуальной становится работа по коррекции речевого материала и снятию языковых трудностей, так как в качестве одними из главных критериев оценивания проектов на иностранном языке я считаю такие критерии, как беглость и грамотность речи, языковое оформление проекта.

Выполнение данной проектной задачи осуществлялось благодаря процессу интеграции знаний других предметных областей. Так, при решении актуальной проблемы увлечения современными подростками продуктами быстрого питания учащиеся 5 класса добывали  информацию о сбалансированном питании, рассчитывали суточную норму калорий в день для подростка, составляли ежедневный рацион подростка, учитывая при этом возможную повышенную физическую нагрузку. Все это способствовало развитию познавательного интереса у обучающихся, формированию правильных представлений школьников о вкусовых привычках.  

 Опыт показал, что именно благодаря выполнению проектных работ школьники получают возможность увидеть перспективы обучения английскому языку. В качестве примера расскажу о проекте « История моей семьи в истории Бурятии». Работа над данным проектом носила долгосрочный характер и велась в течение 2 лет. Обучаясь еще в 4 классе, ученик начал работу по изучению  родословной своей семьи, о её роли в  истории образования и культуры Бурятии. Продуктом этой работы стало создание учеником макета под названием "Книги памяти". В следующем учебном году данная работа была продолжена с точки зрения углублённого иноязычного образования, а именно: учащийся создал семейный альбом " My Family", к которому шло описание рассказов о членах семьи на английском языке. Альбом был составлен с целью предстоящей поездки ученика в страну изучаемого языка и был адресован другу по переписке.

   Проектная деятельность на уроках английского языка, развивая творческие и исследовательские способности учащихся,  повышает мотивацию к изучению английского языка.  Так, в процессе работы над проектом «Познаем мир с английским» в 5 классе, группы ребят, выполняя свое индивидуальное задание,  осуществляли экскурсию по родному городу с целью определения степени распространения английских слова на улицах родного города. Ребята запечатлели иноязычные названия на рекламных вывесках, афишах, названиях магазинов, затем оформили мультимедийный проект и создали несколько тематических постеров. Развитие познавательной самостоятельности учащихся происходило  через осознание того факта, что процесс глобализации обозначил практическую значимость английского языка во многих сферах окружающей действительности.

 На уроках английского языка через осуществление проектной деятельности происходит работа по развитию универсальных учебных действий. Так, в ходе реализации проектной деятельности ученик 5 класса овладевал такими умениями, как находить информацию, анализировать, сопоставлять. Работая над творческим проектом «Английский дом»  учащийся  выявил  особенности современного английского дома, попытался дать свое объяснение известной английской пословицы «My home is my castle»Поскольку сам мальчик проживает в частном доме, он смог провести сопоставительный анализ между спецификой строения двух домов - русского  и английского. Ученик также обнаружил, что  английский дом имеет совершенно невысокий фундамент, что  является приемлемым в условиях мягкого островного климата. В Британии почва вообще не промерзает, в то время как в России глубина промерзания грунта может доходить до нескольких метров. Продуктом стало создание макета английского дома, где отразились вековые традиции современных англичан.

  На мой взгляд, проектная деятельность на уроках английского языка открывает перед учащимися прекрасную возможность применять полученные знания на других предметах. Расширение языковых знаний происходит благодаря проведению межпредметных проектов. Например, большой интерес вызвал у учащихся 10 класса совместный проект по биологии и английскому языку «Будущее посылает SOS», а также интегрированный проект по бурятскому и английскому языкам "Особенности традиционного английского и бурятского чаепития: происхождение и значение ритуала".  

  В нашей школе ежегодно проходит Фестиваль проектов, к которому  дети проявляют огромный интерес. Надо отметить, что ребята стараются  представлять на данном масштабном мероприятии разные виды проектов. Среди наиболее удачных работ можно назвать, например, проекты практической направленности:  «Экологические проблемы города Улан-Удэ», «Как превратить Улан-Удэ в привлекательную туристическую зону»; информационные проекты : «История загадочного Тауэра», «Особенности национального характера англичан», «Доступные способы изучения английского языка»;  исследовательские проекты: «Система образования в России и Великобритании: что общего и в чѐм различия», «Школа моей мечты», «Роль молодежных журналов в развитии личности подростка в англоязычных странах и России»; творческие проекты: «Один день из моей жизни»,  «Мой питомец» и т.д.. Формы продуктов проектной деятельности  разнообразны – это и макеты, плакаты, альбомы, мультимедийный продукт и даже спектакль. В процессе реализации  некоторых проектов отмечается заинтересованность родителей, которые стараются оказать помощь свои детям в виде создания костюмов сказочных персонажей, оформления декораций для проведения театральных постановок.   

 Профессиональная деятельность для меня связана с постоянным поиском новых наиболее эффективных приемов и методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Считаю, что использование проектной деятельности на уроках английского языка  позволяет ребенку максимально раскрыть свой творческий потенциал. Эта технология обеспечивает ряд важных умений школьников: умение учиться, умение планирования и прогнозирования, умение видеть практическую перспективу лингвистического образования. А все это, несомненно, способствует интенсификации практической направленности иноязычного обучения.



Предварительный просмотр:

 Одним из эффективных инструментов решения формирования успешности обучения является использование технологии формирующего оценивания, осуществляемое посредством платформы socrative. Формирующий контроль проводится  мною как с целью фиксации итоговых достижений обучающихся, так и с целью формирования и развития у них предметных и метапредметных навыков и умений.  Исходя из практики применения данной технологии, хотелось бы остановиться на следующих  эффективных приёмах формирующего оценивания предметных и метапредметных умений.

 Формирующий контроль предметных умений дает полную информацию об оценке достижений у обучающихся планируемых результатов по предмету. Данный вид контроля предметных навыков  по предмету «Английский язык» проводится на базе лексических и грамматических тем. Платформа socrative предоставляет возможность каждому учителю сформировать свой банк тестовых заданий и разместить их в своем личном кабинете. В качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения (предметные) как отражение степени реализации учебных целей учителем. Одним из методов формирующего контроля является составление тестов. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление тестов является диагностическим инструментом как для ребёнка, так и для учителя. При этом учащиеся оказывают помощь учителю при составлении вопросов по изучаемой / изученной теме. Учитель оценивает качество вопросов, выбирает наиболее интересные и затем использует их в викторине. Составление вопросов позволяет ученикам оценить полноту представлений по пройденной теме, отрефлексировать, в какой степени ими был усвоен материал.

Например, в 9 «Б» классе  урок начался с обсуждения теоретического материала, который дети начали изучать на предыдущем уроке. Далее ученики проверили усвоение учебного материала при помощи интернет-приложения socrative Возможности данного приложения позволяют быстро оценить выполнение каждого задания. Затем дети разбирали моменты, вызвавшие затруднения вместе с учителем. На 2 уроке ученики вновь работали на платформе, где уже проводился следующий этап, а именно: рефлексия в виде выполнения комплекса тренировочных заданий с учетом коррекции ранее допущенных детьми ошибками.

 Используемый сервис позволяет решать задачи по развитию метапредметных навыков и умений. Учебная платформа позволяет проводить системную работу по отработке уровня сформированности важного вида УУД -  формирование и развитие умений и навыков работы  смыслового чтения. Составленные задания на сервисе socrative были направлены на развитие следующих умений учащихся:

- выделять основные факты;

- отделять главную информацию от второстепенной;

- предвосхищать возможные события, факты;

- раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

- извлекать необходимую, интересующую информацию.

Так, при изучении отрывков из романа  Джерома Селинджера «Над пропастью во ржи» учащимся  9 «Б» класса в качестве домашнего задания было предложено выполнить задание по отработке навыков читательской грамотности на данной платформе. На третьем этапе работы с текстом, контроле понимания прочитанного, девятиклассникам предстояло применить полученные знания на практике. Автоматически сформированная сервисом диагностика позволила учителю выяснить, на каком уровне сформированы навыки смыслового чтения у конкретного учащегося, а также при выполнении каких заданиях испытывал затруднения ученик.

Для формирующего контроля обязательным условием является организация обратной связи, получение отклика от учителя.  В socrative есть такая функция, которая позволяет учителю оставлять пояснения к определенным вопросам. Комментарий к сложным вопросам появляется сразу после того, как учащийся ответил на вопрос. Эта работа особенно актуальна при работе с детальным изучением текста. На наш взгляд, пояснения к трудным заданиям будут способствовать лучшему пониманию текстов произведений.

С помощью механизма обратной связи, имеющейся на платформе, ученики осознают, что учитель заинтересован в прогрессе каждого ученика. Формирующий контроль в данном случае приобретает особый мотивирующий эффект.

Следующим эффективным приемом формирующего контроля, обеспечивающих обратную связь с учителем, является  прием «Опросник», который предполагает заполнение учащимися  класса отчета по вопросам, связанным со степенью усвоения учебного материала по теме «Искусство». Например, в  опросник  для  ребят 6 классов были включены такие вопросы, как:

-  «Я умею кратко пересказать текст»;

- «я умею задать вопросы и отвечать на них»;

- «я могу подготовить презентацию по теме и защитить ее»

 За каждый ответ учащегося системой присуждался балл: 0 баллов - не умею, не получается; 1 балл - получается, но плохо, 2 балла - умею хорошо, всегда получается. Самооценка учащихся является важнейшим показателем развития личности. В условиях введения ФГОС очень важно учить детей давать самооценку своей работы.  На сервисе socrative ученики с удовольствием заполняют листы самооценки учащихся. Периодичность проведения подобных опросов определяется учителем в зависимости от потребностей обучающихся. Опыт показал, что самодиагностику знаний и умений необходимо применять и до начала изучения темы, и  во время изучения темы, а также  на промежуточном и итоговом этапах освоения учебного материала. На основе полученной информации учитель вносит необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности, а затем сравнивает  полученные результаты каждого ученика с его предыдущим уровнем результатов.  Тем самым происходит мотивирование учащихся к улучшению итогов своей деятельности.

 Таким образом, и механизм обратной связи, и возможность оценить себя, ориентированные на достижение предметных и метапредметных умений, позволяют сделать процесс обучения эффективным и увлекательным.



Предварительный просмотр:

На уроках английского языка в течение нескольких лет я использую технологию критического мышления. Например, элементы данной технологии применяются при работе с текстами, когда на уроках используются приемы «инсерт» и «чтение с паузами», которые позволяют  организовать работу с текстом более эффективно, учат ученика думать, размышлять. При работе над говорением активно используются карты памяти «mind map», «шесть шляп критического мышления». На этапе рефлексии успешно применяется прием «синквейн», помогающий учащимся подвести итоги по изученному материалу. Этот прием наиболее эффективен на средней и старшей ступенях обучения.

 Практика показала, что при проведении дискуссии эффективным является метод мозгового штурма. Так, данный метод групповой познавательной активности применялся на уроках английского языка в 9 «А» и «В», 10 «А», 11 «А» классах (темы занятий «Ecological Problems» «Pros and Cons of Technological Progress», «The Best Place For Living»). Например, в ходе работы над темой «Современные средства массовой коммуникации» (УМК авт. Афанасьевой О.В. и др. «Rainbow English») после работы с основным содержанием текста «The Newest Media» (Unit 1,Step 7) девятиклассникам была предложена проблемная ситуация, в ходе которой нужно было выявить положительные и отрицательные стороны использования сети Интернет . Преимущество использования метода «Шести шляп мышления» состоит в том, что, во-первых, определяется значимость всех компонентов работы - эмоций, фактов, критики, новых идей, что очень важно для развития мышления обучающихся. Во-вторых, развивается умение ученика аргументировать свою позицию и позицию противоположного мнения.   Кроме того, возможность использования данного метода в виде увлекательной языковой игры способствует развитию предметных умений, а именно: отработке произносительных, лексических и грамматических навыков учащихся. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования по английскому языку показывают положительную динамику в формировании таких универсальных учебных действий, как например, умение определять цель на уроке, выдвигать гипотезы на основе учебного материала (регулятивные), умение искать и выделять необходимую информацию, сравнивать (познавательные действия), умение выстраивать взаимодействие с партнерами (коммуникативные).