Инновационная/экспериментальная деятельность
Инновационная/экспериментальная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектной деятельности на уроках английского языка
в системе реализации ФГОС (из опыта работы)
На протяжении нескольких лет в своей профессиональной деятельности я использую проектную технологию, которая, на мой взгляд, в полной мере позволяет реализовать требования, предъявляемые ФГОС. В числе положительных моментов данной технологии можно назвать усиление деятельностного характера обучения. Учащиеся выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными зрителями. В ходе создания продукта проектной деятельности у учащихся происходит открытие знаний, создается ситуация успеха. А такие формы работы, как "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, семинар, используемые мною на уроках английского языка, помогают создать мотивационную среду для углубленного изучения иностранного языка.
Опыт показал, что при обучении иностранному языку метод проектов особенно эффективен на этапе обобщения, закрепления и повторения знаний, так как до начала работы над проектом необходимо снять языковые трудности у школьников путем закрепления лексико-грамматического материала изучаемого раздела. На заключительных уроках по определенному тематическому разделу происходит определение учащимися тем будущих проектов. Однако бывают случаи, когда некоторые ученики способны обозначить темы своих будущих проектов уже на начальном этапе изучения новой темы.
В процессе работы над проектами я стараюсь поддерживать позитивную мотивацию детей, что является ключом успешного овладения английским языком. Работа над проектами привлекает школьников тем, что дети сами зачастую формулируют интересную для них тему исследования. Поэтому на первом этапе определения темы будущих проектов дети имеют возможность выбрать любую понравившуюся им тему, предложенную учителем, или формулируют ее самостоятельно. Так, после изучения третьего раздела учебника английского языка Rainbow English для 5 класса ( "Здоровый образ жизни" - назв.раздела) учащиеся на протяжении трех уроков искали пути решения интересной проблемы (" Healthy and unhealthy food"), обозначенной самими учащимися. На первом уроке осуществлялась работа по речевой подготовке по теме "Вредная и "полезная еда". Затем произошло определение состава проектных групп, в которых ребята определили цели предстоящей работы, разработали план действий. На втором уроке творческие группы проводили обсуждение по собранной информации. На данном этапе актуальной становится работа по коррекции речевого материала и снятию языковых трудностей, так как в качестве одними из главных критериев оценивания проектов на иностранном языке я считаю такие критерии, как беглость и грамотность речи, языковое оформление проекта.
Выполнение данной проектной задачи осуществлялось благодаря процессу интеграции знаний других предметных областей. Так, при решении актуальной проблемы увлечения современными подростками продуктами быстрого питания учащиеся 5 класса добывали информацию о сбалансированном питании, рассчитывали суточную норму калорий в день для подростка, составляли ежедневный рацион подростка, учитывая при этом возможную повышенную физическую нагрузку. Все это способствовало развитию познавательного интереса у обучающихся, формированию правильных представлений школьников о вкусовых привычках.
Опыт показал, что именно благодаря выполнению проектных работ школьники получают возможность увидеть перспективы обучения английскому языку. В качестве примера расскажу о проекте « История моей семьи в истории Бурятии». Работа над данным проектом носила долгосрочный характер и велась в течение 2 лет. Обучаясь еще в 4 классе, ученик начал работу по изучению родословной своей семьи, о её роли в истории образования и культуры Бурятии. Продуктом этой работы стало создание учеником макета под названием "Книги памяти". В следующем учебном году данная работа была продолжена с точки зрения углублённого иноязычного образования, а именно: учащийся создал семейный альбом " My Family", к которому шло описание рассказов о членах семьи на английском языке. Альбом был составлен с целью предстоящей поездки ученика в страну изучаемого языка и был адресован другу по переписке.
Проектная деятельность на уроках английского языка, развивая творческие и исследовательские способности учащихся, повышает мотивацию к изучению английского языка. Так, в процессе работы над проектом “ Познаем мир с английским” в 5 классе, группы ребят, выполняя свое индивидуальное задание, осуществляли экскурсию по родному городу с целью определения степени распространения английских слова на улицах родного города. Ребята запечатлели иноязычные названия на рекламных вывесках, афишах, названиях магазинов, затем оформили мультимедийный проект и создали несколько тематических постеров. Развитие познавательной самостоятельности учащихся происходило через осознание того факта, что процесс глобализации обозначил практическую значимость английского языка во многих сферах окружающей действительности.
На уроках английского языка через осуществление проектной деятельности происходит работа по развитию универсальных учебных действий. Так, в ходе реализации проектной деятельности ученик 5 класса овладевал такими умениями, как находить информацию, анализировать, сопоставлять. Работая над творческим проектом "Английский дом" учащийся выявил особенности современного английского дома, попытался дать свое объяснение известной английской пословицы "My home is my castle". Поскольку сам мальчик проживает в частном доме, он смог провести сопоставительный анализ между спецификой строения двух домов - русского и английского. Ученик также обнаружил, что английский дом имеет совершенно невысокий фундамент, что является приемлемым в условиях мягкого островного климата. В Британии почва вообще не промерзает, в то время как в России глубина промерзания грунта может доходить до нескольких метров. Продуктом стало создание макета английского дома, где отразились вековые традиции современных англичан.
На мой взгляд, проектная деятельность на уроках английского языка открывает перед учащимися прекрасную возможность применять полученные знания на других предметах. Расширение языковых знаний происходит благодаря проведению межпредметных проектов. Например, большой интерес вызвал у учащихся 10 класса совместный проект по биологии и английскому языку "Будущее посылает SOS", а также интегрированный проект по бурятскому и английскому языкам "Особенности традиционного английского и бурятского чаепития: происхождение и значение ритуала".
В нашей школе в 2016 году стартовал Фестиваль проектов, вызвавший огромный интерес у обучающихся. Надо отметить, что ребята стараются представлять на данном масштабном мероприятии разные виды проектов. Среди наиболее удачных работ можно назвать, например, проекты практической направленности: "Экологические проблемы города Улан-Удэ", " Как превратить Улан-Удэ в привлекательную туристическую зону"; информационные проекты : "История загадочного Тауэра", "Особенности национального характера англичан ", "Доступные способы изучения английского языка"; исследовательские проекты: "Система образования в России и Великобритании: что общего и в чѐм различия?", " Школа моей мечты", "Роль молодежных журналов в развитии личности подростка в англоязычных странах и России"; творческие проекты: "Один день из моей жизни", "Мой питомец". Формы продуктов проектной деятельности были разнообразны: макеты, плакаты, альбомы, мультимедийный продукт, спектакль. В процессе реализации некоторых проектов отмечается заинтересованность родителей, которые стараются оказать помощь свои детям в виде создания костюмов сказочных персонажей, оформления декораций для проведения театральных постановок.
Профессиональная деятельность для меня связана с постоянным поиском новых наиболее эффективных приемов и методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Считаю, что использование проектной деятельности на уроках английского языка позволяет ребенку максимально раскрыть свой творческий потенциал. Эта технология обеспечивает ряд важных умений школьников: умение учиться, умение планирования и прогнозирования, умение видеть практическую перспективу лингвистического образования. А все это, несомненно, способствует интенсификации практической направленности иноязычного обучения.