Самообразование Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

Удавихина Ольга Сергеевна

 Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie3.docx40.13 КБ
Файл samoobrazovanie_2023-24gg.docx106.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты-Мансийского автономного округа

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Самообразование

Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                                  Воспитатель: Удавихина О. С.

                                             г. Пыть-ях

                                                 2021-22

 Содержание:

1. Тема.

2. Актуальность.

3. Пояснительная записка.

4. Цель.

5. Задачи.

6.Виды нетрадиционных техник рисования

7. Работа с детьми.

8. Работа с семьёй.

9. Самореализация.

10. Итог.

11. Игры на развитие художественного воображения.

12. Перспектива.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

                                       Актуальность

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

                        Пояснительная записка

Рисование естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Цель: повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Задачи:

Образовательные

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

- формировать у детей изобразительные навыки и умения, эстетический вкус, творчество и фантазию;

- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;

-изучить необходимую справочную и методическую литературу.

Развивающие

-развивать у детей пространственное воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук и художественно-эстетический вкус;

- развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

- формировать координацию движений;

- закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы;

- развивать навык работать с разным изобразительным материалом.

Воспитательные

- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- воспитывать нравственные и этические чувства, коммуникативность                        

  Использование нетрадиционной техники рисования в                              дошкольном возрасте.

Рисовать хочется в любом возрасте. А дошкольники рисуют много и с большим желанием.  Детское  творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно  поражает нас взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным способом интереснее вдвойне.

В своей работе я активно использую нетрадиционную технику рисования (НТР). Термин «нетрадиционный» (от лат. traditio – привычный) подразумевает использование  материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми. Применение НТР способствует обогащению знаний детей о предметах и их использовании, о материалах, способах применения. Дети учатся рисовать красками, карандашами, мыльной пеной, свечкой. Пробуют рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами, но и ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, трубочек, листьев деревьев).

      Использование всех нетрадиционных техник изображения позволяет дошкольникам экспериментировать – смешивать краски с мыльной пеной, акварель с гуашью. Непосредственно рисуя пальчиками, ладонью и кулачком дети познают свойства  краски (густоту, твердость, вязкость), а добавляя воду, получать различные оттенки.  Развивается тактильная  чувствительность, цветоразличение. Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Нетрадиционные  техники изображения требуют соблюдения последовательности  работы. Так  дети учатся планировать свою работу. Используя  нетрадиционную технику рисования, я обратила внимание как у детей      «загораются глазки». У них появляется радостное настроение, и нет никакого страха перед тем, что у них не получиться. Рисуя, дошкольник не утомляется, у него сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, развивается уверенность в своих силах, развивается  пространственное мышление, развивается мелкая  моторика рук, появляется усидчивость и внимательность. Используя НТР можно облегчить  сам процесс рисования, ведь  даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность  позволяет детям быстро достичь желаемого результата.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Еще одной достаточно интересной техникой для рисования является квиллинг – техника выполнения миниатюр из двухсторонней цветной бумаги. Для работы необходимо нарезать полоски цветной бумаги одинаковой ширины (приблизительно 0,5 - 0,7см, длинна, зависит от выполняемых элементов от 2 до 25 см). Нужна ещё маленькая палочка (зубочистка или вязальная спица) на которую будем накручивать полоски, клей ПВА, картон для основы (слишком тонкий картон будет коробиться от клея). Полоску бумаги накручиваем на зубочистку и снимаем аккуратно, немного распустив, подклеиваем кончики бумаги клеем.

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

                       

                        

                                    План работы:

                                           Сентябрь

1.Ветка рябины

Рисование пальчиками.

Учить техники пальчикового рисования, Развивать мелкую моторику рук. Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки  и особенности. Воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе.

Лист, гуашь, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

 

   2.Компот из яблок

Отпечаток яблоком:

Познакомить со способом изображения «штампование». Раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов.

Штампы из яблок  на каждого, салфетки для рук, гуашь красного, желтого, зеленого цвета, эскизы банок, губки для гуаши.

 

   3.Осенний сад

Отпечаток картофелем:

показать детям возможность получения изображения с помощью картофельного штампа;  развивать творческое мышление и воображение;

воспитывать интерес  к художественному творчеству.

воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

лист формата А4, гуашь, вода, кисть, карандаш, картофель, салфетки для рук.

                         

                     

                     

  Октябрь

1.Осень на опушки краски разводила

Печать листьев:

познакомить детей с новой техникой рисования;

показать детям возможность получения изображения с помощью листьев;

развивать творческое мышление и воображение;

воспитывать интерес к художественному творчеству;

воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

лист бумаги, гуашь, кисть, вода, листья дуба, принадлежности для рисования.

 

2.Ежик

Рисование ладошкой:

познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); учить самостоятельно придумывать композицию рисунка; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

акварельные краски; кисти; палитра; баночки с водой; салфетки.

 

3.Осеннее дерево

Рисование ватными палочками:

развивать интерес к процессу и результату рисования, понимать рисунок как средство передачи впечатлений, уметь передавать содержание с помощью разных материалов (карандашей, красок). Познакомить с особенностями осенней природы. Развивать мелкую моторику, развивать воображение. Воспитывать любовь к художественному творчеству, воспитывать интерес к созданию композиций, воспитывать любовь к природе.

Лист бумаги с нарисованным стволом дерева,  ватные палочки, гуашь (желтая, оранжевая, зеленая, красная, коричневая),  иллюстрации осени.

 

                       

                           

                            Ноябрь                                                                         

1. Салют

Методом тычка:

Познакомить детей с рисованием тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру (желтый, красный, зеленый, синий цвета). Развивать эстетическое восприятие.

½ часть листа с нарисованными простым карандашом кругами, гуашь четырех цветов, принадлежности для рисования, иллюстрация и обрасти салютов.

 2.Подарок маме

Методом тычка:

Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представление о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской.

Лист, гуашь, две кисточки, принадлежности для рисования.

 

3.Золотые рыбки

Рисование мыльными пузырями:

продолжать учить детей работать с гуашью, воспитывать интерес к творчеству,  способствовать развитию  творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания, развивать интерес  к изобразительному творчеству.

Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды.

                   

                        Декабрь

1.Щенок

Рисование методом тычка:

Совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы. Осваивать цветовую палитру (оранжевый, коричневый цвет). Закреплять умение подбирать цвета, рисовать кончиком кисти мелкие детали рисунка. Обогащать словарь детей (слова: оранжевый, рыжий, пестрая). Развивать мелкие мышцы рук в процессе изобразительной деятельности. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие. Воспитывать чувство любви к животным. Воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью.

Половина альбомного листа с нарисованным контуром щенка (на каждого ребёнка), гуашь коричневого, красного, оранжевого, черного цвета, по 2 кисточки (жесткая, мягкая), небольшой лист бумаги (палитра) на каждого ребёнка для проверки тычка и правильности выбранного цвета, стаканы с водой.

 

2.Котенок

Рисование оттиском поролона:

Продолжать знакомить с новой техникой рисования – оттиск поролоном. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

Листы бумаги , гуашь, кисточки, поролон.

3.Воздушные шарики

Монотипия:

дать общее представление о способе рисования монотипии, продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь, воспитывать доброжелательное отношение к кукле.

Гуашь основных цветов, кисточки, баночки с водой, тряпочки, кукла Катя, воздушный шарик

 

                                                                                   

.

 

                       

                            Январь

 

1.Морозный узор

Рисование свечей:

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы .Развивать зрительную наблюдательность ,способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве . Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Помочь детям освоить метод спонтанного рисования.

Альбомный лист ,кусочек свечи, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой.

 

2.Метель

Рисование свечой:

 Альбомный лист , кусочек свечи, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой.

 3.Звездное небо

Фотокопия:

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча.

   Февраль

 1.Снеговик

Тампонирование:

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приемы изображение круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования поролоном.

Лист,  гуашь, две кисточки, принадлежности для рисования

 

2.Кто здесь прошел?

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисовать пальчиками сложенными щепоткой

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь

лист бумаги белого цвета; краска синего цвета в чашечке; салфетки.

 

                               Март

 

1.Солнышко

Рисование по крупе

Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность  и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Крупа

 

2.Букет (тюльпанов коллективная работа)

Рисование- ладошка

Дать ребенку самому экспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребенка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

Гуашь, салфетки.

 

3.Весеннее настроение

Рисование методом тычка:

Закреплять умение рисовать методом тычка . Закреплять умение держать правильно кисть. Закреплять представление о цвете, прививать аккуратность при работе  с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Гуашь, кисть, лист бумаги.

 

                           

                        Апрель

 

1.Салют

Рисование на наждачной бумаге:

создать условия для поддержания интереса к изобразительной деятельности,

научить рисовать цветными карандашами (восковыми мелками) на наждачной бумаге,

вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать необычным способом, развивать творческие способности детей, развитие мелкой моторики.

Наждачная бумага мелкозернистая. Цветные карандаши или восковые мелки.

 

2.Цветы

Рисование ладошкой

Дать ребенку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребенка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует глаз и руки. Знакомство с цветом.

Гуашь . кисти, салфетки.

 

3.Цветы

Рисование манкой:

Закрепить знания рисования  по крупе, развивать творчество детей, воспитывать аккуратность и способность начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Манка , клей, кисти, салфетки. Бумага.

 

                                                       

                                                  Май

 

1.Воздушные шарики

Оттиск смятой бумагой:

Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования смятой бумагой; развивать мелкую моторику рук.

Альбомные листы; разноцветная гуашь в мисочках; кисточки; надутые воздушные шарики на каждого ребенка.

 

2.Черемуха

Рисование ватными палочками, пальчиками:

Продолжать совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками. Формировать чувство композиции и ритма

Цветная бумага голубого цвета; ватные палочки; белая и зеленая краска, влажные и бумажные салфетки.

 

                                                                                                                                                                                                                        Работа с семьёй 

Сентябрь: Познакомить родителей с ФГОС ДО. Папка-передвижка. «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»,

Октябрь: Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Изготовление папки-передвижки. Папка-передвижка «Игры с красками».

Ноябрь: Анкетирование родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования». Сбор и анализ информации.

Декабрь: Привлечение родителей к созданию центра «Юные художники»: оборудовать центр, собрать природный материал. Создание и оборудование центра «Юные художники».

Январь: Консультации для родителей:

«Развитие творчества у детей дома», «Нетрадиционные техники рисования». Изготовление папок-передвижек.

Февраль: Оформление выставки.

Март: Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей». Изготовление папки-передвижки.

Апрель: Советы родителям о необходимости приобретения материала для рисования дома и развития творческих способностей.

Изо выставка «Всей семьей рисуем дома». Оформление выставки.

Май : Индивидуальные беседы о нетрадиционных приемах в рисовании. Беседы с родителями.

                                Самореализация

Сентябрь: Сбор информации для создания картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения. Создание своей картотеки.

Март «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Изготовление презентации.

Апрель Оформление результатов работы. Фото-отчёт – «Наш вернисаж».

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.

Итог: Фото отчет в виде презентации: «Наш вернисаж».

            Игры на развитие художественного воображения

«На что это похоже», «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка».

                                      Перспектива

В перспективе планирую продолжить работу по самообразованию, а так же продолжить рост собственного профессионального мастерства.

                                Заключение

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

        Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

        Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

       А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности

                  Список литературы:

Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Индивидуальный план по самообразованию

"Театр как средство развития речи дошкольников".

                                                                                     Воспитатель: Удавихина О.С

                                                               

        

Пыть-Ях

2023-24гг.

Индивидуальный план по самообразованию

Ф.И.О Удавихина Ольга Сергеевна

Индивидуальная тема самообразования: " Театр как средство развития речи дошкольников ".

Цель   Создать условия в группе для развития речи детей через театрализованные игры.

Задачи:

1.Обогащат словарь детей, активизировать его;
2.Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую культуру, монологическую, диалогическую формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;
3. Развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества.

                                            I.План работы над темой:

Этапы

Содержание работы

Сроки

1.Организационно-ознакомительный (диагностический)

- постановка проблемы

- подбор и изучение литературы по проблеме.

- определение целей и задач работы над темой

- планирование работы по самообразованию

Сентябрь-ноябрь

2.Основной (практический)

- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования,

Ноябрь-апрель

3.Заключительный (обобщающий)

-  подведение итогов

- оформление результатов работы по теме самообразования

-  представление материалов.

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

-  распространение

Май

II. Поэтапно – творческий перспективный план по теме самообразования. 

Месяц

Дети

Педагоги

Родители

Оборудование

1 тема

2

3

4

5

Сентябрь

 

 Путешествие в театр. Театральная азбука.  Диагностика творческих способностей 

 Индивидуальная работа по изготовлению некоторых видов театра.

 

    Сюжетные картинки с изображением

Героев сказки.   

Октябрь

Инсценировка отрывков русской народной сказки "Колобок".

Выставка работ в группе.

  Совместные рисунки детей и родителей по  сказке.

    Сюжетные картинки с изображением

Героев сказки.   

Ноябрь

Дидактическая игра: «Узнай героя сказки»

Творческое задание: Игра-театрализация «Любимые герои сказок».

 Совместный показ настольного театра воспитателя с ребенком.

 

 Разрезные картинки с изображением героев произведений, маски, театр би-ба-бо, ширма.

Декабрь  

Инсценировка отрывка  русской народной сказки "Кот, петух и лиса".

 

Совместные рисунки детей и родителей по  сказке.

Магнитофон,

диски репродукции,

фланелеграф

 Маски, костюм лисы.

Январь

Настольный театр.

  Рассказ об особенностях настольного театра. Показ способов действия с куклами настольного театра.

  Консультация: «Как поддержать у детей интерес к театру» 

 Магнитофон,

репродукции, тематические картинки.

Февраль

 

 «Театр картинок» Инсценировка сказки: «Теремок»     

   

   Показ отрывка из сказки "Теремок"

Консультация для родителей: "Читаем вместе с ребенком"

Разрезные картинки с изображением героев произведений Аудиозаписи со сказками А.С.Пушкина

Март

 

 Пальчиковый театр

  

 Привлечение родителей           к созданию пальчикового театра.

  Пальчиковый театр.

Апрель

  Вечер загадок     «Угадай, что это?»

 

 Вечер загадок

 

 Разрезные картинки с изображением героев произведений,

Май 

 

  Работа по развитию актёрского мастерства.

Речевые игры с движениями, упражнения-пантомимы. 

Литературный досуг.

Показ театрализованной   сказки (на выбор детей).

  Музыкальные записи для игр и этюдов.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры.

     

Литература по теме самообразования:

Название, автор

Источник

(сайт, издательство, год издания)

Результат

   Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. : "Театрализованные игры в детском саду".

Школьная пресса Год выпуска: 2001

   

Анализ литературы

Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет.

  М.: «Просвещение», 2005.

Анализ литературы

В.В. Гербова "Приобщение детей к художественной литературе."

  МОЗАИКА-СИНТЕЗ

Анализ литературы

Практический выход: Презентация(отчет)