кружок
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
МАОУ «Прогимназия «Созвездие»
Программа кружка
«Умелые ладошки»
для детей средней группы "А"
«РАДУГА»
на 2020-2021 уч. год
Руководители: Удавихина О.С Плетнева Е.А
Пыть-ях 2020-2021гг
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Паспорт программы : цель, задачи, участники программы, Срок реализации, список детей, работы кружка.
3. План реализации программы кружка «Умелые ладошки» в средней группе.
4.Профилактическая работа с родителями.
5.Литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Источники способностей и дарований детей -на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 4-5 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику –массировать пальчики. Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения: самомассаж кистей рук; пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины) рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года.
Форма работы: с подгруппами, индивидуально. К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно, держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).Задачи: воспитание нравственных качество отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества); художественного вкуса; усидчивости, целенаправленности. развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; познавательных психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти; детей. формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
1 воспитатели
2 дети
3 старший воспитатель
4 родители.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
октябрь 2020 –май 2021
СПИСОК ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ КРУЖОК | |
1 подгруппа. | 2 подгруппа. |
1. Мадина А. | 1. Радмир М. |
2. Гьамид Г. | 2. Динар Н. |
3. Назрин Г. | 3. Максим П. |
4. Артем Г. | 4. Саша П. |
5. Диана Г. | 5. Коля С. |
6. Мадина И. | 6. Ангелина С. |
7. Паша К. | 7. Мурад Т. |
8. Ангелина К. | 8. Артём Т. |
9. Алиана К. | 9. Хава Т. |
10. Марьям К. | 10.Злата Ф. |
11. Билол М. | 11. Артём Х. |
12. Кирилл М. | 12. Алина Х. |
13. Абдуллах Ш. |
ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКА
Четверг \1 подгруппа\ Четверг /2подгруппа/
15.40-16.00 16.00-16.20
«УМЕЛЫЕ ЛАДОШКИ» В Средней ГРУППЕ.
Октябрь1 неделя. Тема: «Овощи с огорода»
1. Развивать мелкую моторику рук
.2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением
.3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.
4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.
5. Стимулировать тактильные ощущения
.6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».
2. «Морковка» -раскрась по образцу.
3. Упражнение «Помоги Золушке» -рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).
4. Игра «Что растет в огороде» -чудесный мешочек.
5. Самомассаж камушками –катать по очереди каждым пальчиком камушки.
2 неделя. Тема: «Одежда»
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.
3. Учить последовательно, одевать и раздевать куклу.
4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу
.5. Воспитывать бережное отношение к одежде.
Упражнения1Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки» .
2. Чтение стихотворения «Мой мишка» -застегивание и расстегивание пуговиц.
3. Упр. «Не дошитое платье»-«пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью
.4. Д/игра «Оденем Петю».
5. Упр. «Похлопаем» -хлопать в ладоши тихо и громко посигналу.
6. Самомассаж гранеными карандашами.
3 неделя. Тема: «Транспорт»
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.
3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.
4. Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.
Упражнения1. Упражнение «Что у кого? » -разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.
2. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» -камушки рассыпаны по ковру.
3. «Проехала машина» -рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.
4. Упражнение «Топай-хлопай».
5. Пальчиковая игра «Вертолет».
6. Самомассаж бусинками–катать по очереди каждым пальчиком бусинки.
4 неделя. Тема: «Домашние животные»
1. Развивать мелкой моторики рук.
2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.
3. Учит детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости
4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц
5. Стимулировать тактильные ощущения.
6. Воспитывать любовь к животным, фантазию.
Упражнения1. Упражнение «Маленький конструктор» -выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.
2. Упражнение «Коготки и лапки».
3. Упражнение «Домашние животные» -найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.
4. «Зеленый лужок» -рисуем травку для коровки
.5. Д/и «Животные, и их детеныши».
6. Самомассаж гранеными карандашами
.Ноябрь 1 неделя. Тема: «Игрушки»
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Продолжать учить координировать движения с речью.
3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Закреплять у детей умение работать с бумагой-разглаживание смятой в комочек бумаги.
6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.
Упражнения1Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
2. Упражнение «Лошадка».
3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
4. Упр. "Собери матрешку»-2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.
5. «Рисуем мячи»-на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик).
6. Упражнение "Платочек для куклы" -определение фактуры материала
.7. «Пирамидка» -лепка из пластилина8. Самомассаж косточками фруктов.
2 неделя. Тема: «Птицы»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.
3. Продолжать учить координировать движения с речью.
4. Закреплять у детей умение работать с бумагой -отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки.
5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Утята».
2. «Птичьи следы на песке» -рисуем на манке пальчиками.
3. Упражнение «Накорми птичек» -отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.
4. Упражнение «Что внутри» -подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча).
5. Упражнение «Погуляем» -двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.
6. Оригами «Птички».
7. Самомассаж бусинками.
3 неделя. Тема: «Посуда»1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.
6. Воспитывать бережное отношение к посуде.
Упражнения1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками) .
2. Игра «Собери сервиз» -чудесный мешочек.
3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».
4. Упражнение «Ловкие ручки» -подобрать крышечки к баночкам.
5. «Склеим чашку» -собрать картинку из 2-х частей.
6. Упражнение «Конфеты к чаю» -из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.
7. Самомассаж гранеными карандашами.
4 неделя. Тема «Транспорт»
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к деятельности.
5. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.
6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».
2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».
3. Игра «Грузовик построим сами».
4. Упражнение «Машина на погрузке» -рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам.
5. Самомассаж гранеными карандашами.
6. Упражнение «Ловкие ручки» -подбери подходящую крышечку.
Декабрь1 неделя. Тема: «Дикие животные»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.
4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.
5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.
6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой.
Упражнения1. Упражнение «Животные хотят пить» -наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.
2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».
3. Упражнение «Нарви молодой травки» -мелко нарвать зеленую бумагу.
4. Подвижная игра «Зайка»
5. Упражнение «Веселые зверята»
6. Угостим медвежонка медом –рисование сот пальчиковыми красками.
7. Самомассаж мячиками (ежиками).
2 неделя. Тема «Деревья»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.
3. Научить детей завязывать узелки, бантики.
4. Формировать умение координировать речь и движения.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю»
2. Игра «Веселые ладошки» -завязываем узелки, бантики.
3. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».
4.Упражнение «Найди пару»-найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль).
5. «Осенние деревья» -рисование ладошками.
6. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
7. Самомассаж косточками фруктов.
3 неделя. Тема «Зима. Признаки зимы»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2.Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Знакомство с глиной как с художественным материалом.
6. Развивать умение сматывать клубочки.
Упражнения1. «Лыжник» -рисуем на манке пальчиками.
2. Упражнение «Клубочки для бабушки» -смотать нитки в клубочки.
3. Упражнение «Вязаные лоскутки»-работа с лоскутками связанных из разных ниток.
4. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка»
5. Самомассаж мячиками (ежиками).
6. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей.
4 неделя. Тема: «Новый год. Елка»
1. Развиватьмелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.
4. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.
5. Развивать умение сматывать клубочки.
6. Стимулировать тактильные ощущения.
7. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».
2. Упражнение «Помоги бабушке» -смотать из шерстяной ниток клубочки
3. Игра «Чудесный мешочек» -определить на ощупь резиновые игрушки.
4. «В лесу родилась ёлочка» -обводка трафарета елки, штриховка.
5. «Наряжаем ёлку»-рисуем пластилином елочные игрушки.
6. Упражнение «Выложи по образцу» -выкладывание фигур по образцу.
7. Самомассаж косточками фруктов.
Январь1 неделя. Каникулы
2 неделя. Тема «Снег идет»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.
4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.
5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».
2. «Снегопад» -рисуем пластилином.
3. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными палочками.
4.Упражнение «Сосульки» -прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».
5. Самомассаж гранеными карандашами.
6. Упражнение «Погуляем» -ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.
3 неделя. Тема: «Одежда»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Учить создавать узор из кругов, штрихов.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Воспитывать желание помогать маме.
6. Развивать творческую фантазию.
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».
2. Упражнение «Помогаем маме» -развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.
3. Упражнение «Не дошитое платье»-«пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
4. Упражнение «Ткань на новое платье»-работа с лоскутками разной фактуры.
5.«Укрась платье Маруси»-раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.
6. Самомассаж косточками фруктов.
4 неделя. Тема «Дикие животные»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.
4. Воспитывать любовь к природе.
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
2. Упражнение «Зоопарк» -игра с решеткой для мойки.
3. Упр. «Ежики на прогулке» -делаем колючки для ежиков (прищепки) .
4. «Угости белочку орешками»-аппликация техникой обрывания бумаги.
5. «Разноцветный заборчик» -игра с прищепками.
6. Самомассаж бусинками –катать по очереди каждым пальчиком.
Февраль1 неделя. Тема «Виды транспорта»
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.
3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.
4. Развивать глазомер и точность.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
Упражнения1. Упр. «Транспорт» -выложить рисунок счетными палочками.
2. Упр. «Дорисуй железную дорогу» -дорисовать шпалы к железной дороге.
3. Упражнение «Чей кораблик?» -лабиринт .
4. Самомассаж мячиками (ежиками).
5. Пальчиковая гимнастика «Путешествие».
6.Игры с пуговицами –выбрать пуговицы с 4 отверстиями –в одну, пуговицы на ножке –в другую коробочку.
2 неделя. Тема «Профессии»
1. Совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал.
5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Месим тесто», «Строим дом».
2. Игра «Тесто» -имитация замешивания теста в сухом бассейне.
3. Упражнение «Каталог тканей»,-какая ткань на ощупь.
4. Упражнение «Собери красивый букет» -шнуровка.
5. «Мы строители» -строим из строительного материала гараж.
6. Упражнение «Шишки для белочки» -положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в другую -большие.
7. Самомассаж гранеными карандашами.
3 неделя. Тема «Защитники отечества»
1. Совершенствовать мелкую моторику рук
2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.
3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.
4. Учить детей завязывать узелки и бантики.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».
2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».
3. «Салют» -рисуем пальчиковыми красками
4. Упражнение «Орешки»-с грецкими орехами.
5. Самомассаж бусинками -катать по очереди каждым пальцем.
6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.
4 неделя. Тема «Конец зимы»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.
3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
4. Стимулирование тактильныхощущений.
5. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».
2. Упражнение «Остатки запасов» -помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.
3. Самомассаж гранеными карандашами.
4. Упражнение «Солнечный денек» -с помощью прищепок делаем солнышко.
5. «Веселый снеговик» -рисуем мелками круги разного размера
6. Игра «чудесный мешочек» -разделить предметы на мягкие и твердые.
Март 1 неделя. Тема: «Мамин праздник»
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Тренировать умение создавать узор по образцу.
3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.
Упражнения1. «Следы от капели» -на манке пальчиками ставим точки.
2. Упражнение «Солнце светит ярко –ярко» -выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.
3. Подвижная игра «Подарок маме».
4. «Платочек для мамы» -украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками
5. Упражнение «Бусы для мамы»-нанизывание макарон на ленту.
6. Упражнение «Погуляем» -двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.
7. Самомассаж косточками фруктов.
2 неделя. Тема: «Дом»
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Обучение рисованию кругов.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек.
5. Развивать чувство формы.
6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.
7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Упражнения1. Игра «Что лишнее? » -«Чудесный мешочек».
2. Пальчиковая гимнастика «Кроватка», «Стул».
3. «Домик для мишутки» -рисуем на манке.
4. Д/и «Маленькие столяры» -сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.
5. Образно-пластическое творчество детей -«Мы строители»
6. Упр. «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.
7. Самомассаж гранеными карандашами.
3 неделя. Тема: «Домашние животные»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.
3. Учить детей рисовать волнистые линии.
4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.
5. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться
6. Стимулировать тактильные ощущения.
7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.
Упражнения1. Упражнение «Маленький конструктор» -выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.
2. Упражнение «Животные хотят пить» -«мама» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.
3. Упражнение «Прятки» -найди всех животных в сухом бассейне.
4. Нарисуй хвост коню.
5. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».
6. Самомассаж гранеными карандашами.
4 неделя. Тема «Электроприборы»
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Развивать внимание.
5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.
Упражнения1.Пальчиковая гимнастика «Это звери».
2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки..
3. Раскрась рисунок, не выходя за контур-«Телевизор», «Компьютер», «Утюг»
4. Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы.
5. Самомассаж мячиками (ежиками).
Апрель1 неделя. Тема «Весна»
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.
5. Учить детей работать с бумагой.
6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.
7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».
2. Упражнение «Весенняя полянка»-с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья.
3. «Весенний букет» -аппликация.
4. Упражнение «Веселые ладошки» -завязывание узелков, бантиков.
5. Игры с пуговицами –рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).
2 неделя. Тема «Звонкая капель»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4.Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться
5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.
6. Воспитывать любознательность, самостоятельность.
Упражнения1. Упражнение «Что тонет, что не тонет? » -выбрать из группы то, что тонет.
2.Упражнение «Веселая пипетка» -работа с водой и пипеткой.
3. Конструирование из бумаги (оригами) «Лодочки».
4. Упражнение «Соберем кораблик» -разрезная картинка.
5. Пальчиковая игра «Одуванчик».
6. Игра «Кулачок» -сжимать и разжимать кулачок (кулачок –бутон цветка, проснулся, заснул).
7. Самомассаж косточками фруктов.
3 неделя. Тема "Весеннее солнышко"
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках.
5. Развивать чувство формы, цвета, композиции.
6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.
Упражнения1. Игра «Узнай фигуру» -«Чудесный мешочек» (геометрические фигуры).
2. Упражнение «Веселые ладошки» -учимся завязывать узелки, бантики.
3. Лабиринт, «К какому растению летит бабочка»
4. «Весенние цветы -одуванчики»-рисуем пальчиковыми красками.
5. Пальчиковая гимнастика «Улитка».
6. Пальчиковая игра «Орешек».
7. Самомассаж камушками –катать по очереди каждым пальцем.
4 неделя. Тема: «Цветы»
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Закреплять умение делать из пластилина шарики.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5. Развивать чувство формы и цвета.
6. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.
Упражнения1. Упражнение «Весенний цветок» -тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.
2. «Чудесный мешочек» -найди цветок на ощупь.
3. Упражнение «Каждому листочку свое место» -закрыть контуры различных листочков нужными листочками.
4. «Красивые одуванчики» -лепка (пластилин +спички) .
5. Д/игра «Собери букет».
6. Пальчиковая игра «Букет цветов».
7. Самомассаж мячиками (ежиками).
Май2 неделя. Тема «Дождь»
1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.
5. Стимулирование тактильных ощущений.
6. Развивать усидчивость, целенаправленность.
7. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».
2. Упражнение «Накорми мишку» -переложи фасоль пинцетом из одной емкости в другую.
3. Д/игра «Бабочка и цветок» работа с игрушкой –застежкой.
4. Упражнение «Кто больше соберет фасоли? » -из сухого бассейна выбрать фасоль.
5. Заштрихуй тучку по образцу.
6. Упражнение «Крышечки» -подбери крышечку к баночке.
7. Самомассаж гранеными карандашами.
3 неделя. Тема: «Насекомые»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Стимулирование тактильных ощущений.4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.5. Развивать умение завязывать узелки.6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.7. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ.
1. Упражнения Пальчиковая гимнастика «Червячки», «Паучок»
2. Упражнение «Посадка фасоли» -в песке сделать ямки и посадить семена.
3. Упражнение «Цветочный лужок» -с помощью мозаики сделать цветы.
4. Упражнение «Насекомые на листочке» -упражнение в шнуровке.
5. Упражнение «Закрути баночки» -подобрать по размеру и закрутить крышечку.
6. Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.
7. Самомассаж косточками фруктов.
8. «Вот такие ножки у сороконожки» -коллективное рисование
4 неделя. Тема: «Лето»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Учить аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.
4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.
Упражнения1. Пальчиковая гимнастика «Лето».
2. Игра «Шишки для мишки» -игра с сосновыми шишками.
3. Упражнение «Цветная водичка» -работа с пипеткой. Смешивание красок.
4. Самомассаж мячиками (ежиками).
5. «Украсим бабочке крылышки» -аппликация.
6. Упражнение «Арбуз» -нарисовать побольше черных зернышек –семян.
Профилактическая работа с родителями.
1. «Рисуем пальчиками и ладошками» Родители совместно с детьми учатся рисовать с помощью ладошек и пальчиков с целью художественно -эстетического развития
2. Семинар-практикум «Пальчиковые игры, их назначение и роль в художественно-эстетическом развитии» Поиск ответа на вопрос: как и зачем, используя пальчиковые игры, развивать у детей мелкую моторику рук.
3. Консультация «Формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности через художественно-эстетическое развитие». Уточнить представления родителей о влиянии художественно-эстетического развития на речь, на развитие интеллекта.
4. Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию «Солнечная поляна» Проведение открытого занятия с целью информирования родителей о том, чему научились дети за как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте и подготовить ребенка к школе.
Литература
1.«Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» С.Е.Большакова
2.«Обучение детей грамоте в игровой форме» И.А.Быкова
3.«Чудеса на песке. Песочная игротерапия»Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева
4.«Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры»Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева
5.«Обучение детей 2 –4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон
6.«Развитие детей в изобразительной деятельности» Т.Н. Доронова
7.«Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» Зейц Мариелла
8.«Изобразительная деятельность младших дошкольников» Т.Г. Казакова
9.«Коллективное творчество дошкольников» Т.С. Комарова
10. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» А.В.Никитин
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Программа кружковых занятий
«Удивительный мир сказок»
Вторая младшая группа
Срок реализации: 1 год
Разработали воспитатели:
Удавихина О.С
Плетнева Е.А.
Пыть-Ях
2023- 2024 г.
Содержание
Целевой раздел……………………………………………………………………3
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Цели и задачи……………………………………………………………………...4
Ожидаемые результаты…………………………………………………………...4
Содержательный раздел……………………………………………………..........6
Содержание работы кружка………………………………………………………6
Тематическое планирование на 2018-2019уч. год………………………………7
Организационный раздел………………………………………………………...12
Организация кружковой деятельности ………………………............................12
Список литературы……………………………………………………………….13
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Детство- особый период жизни, который можно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов – создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь чтение сказок, театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 3 - 4 лет наиболее доступным материалом является сказка. Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать, радоваться за другого. Сказка играет важную роль в развитии воображения у ребенка, воспитывает у детей любовь к книге.
Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, поэтому огромное внимание уделяется театрализованной игре. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок, должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой- либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка.
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близко и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно- образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.
В результате организации театральной деятельности в детском саду происходит постепенное формирование художественно –эстетического восприятия.
Основные требования к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте:
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту.
- постоянное ежедневное включение театрализованных игр в жизни ребенка,
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт,
- взаимоотношение детей со взрослыми.
Сказка, театрализованная игра, у детей раннего возраста развивает эмоциональную сферу, непроизвольную эмоциональную сферу, формирует опыт социальных навыков.
1.2 Цели и задачи
Цель работы: сформировать у детей раннего возраста интерес к сказке, театрализованной деятельности, рисованию.
Задачи:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа.
- Формировать у детей простейшие образно- выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
- Обучать детей элементам художественно- образных выразительных средств ( мимика, интонация).
- Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
- Воспитывать любовь к театру и театрализованной деятельности.
1.3 Ожидаемые результаты
Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность). Развитие психологических процессов (память, речь, внимание, воображение, фантазия, познавательные процессы). Личностных качеств (дружеские взаимоотношения, любовь к животным, коммуникативные навыки).
- Содержательный раздел
- Содержание работы кружка
Программа кружка «Удивительный мир сказок» имеет два направления – литературное и театральное. Материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Для овладения основами театральной деятельности, слушанию сказок, рекомендую использовать на занятиях:
- - чтение сказок
- -настольный театр игрушек
- - фланелегра
- -би-ба-бо
- - пальчиковый театр
- - рисование
- - лепка(аппликация)
Этапы работы:
1 этап- восприятие художественного литературного произведения,
2 этап- развитие умений передавать образы с помощью интонационной и языковой выразительности.
3 этап- проявление творчества ребенка в игровой, театрализованной деятельности, рисовании, лепки, аппликации.
2.2 Тематическое планирование на 2023-2024 уч. год
Сентябрь | Тема. | Цель: | |
2 неделя | Сюжетно – ролевая игра «Театр». | Познакомить с правилами поведения в театре, вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «зрителя»), вызвать дружеские взаимоотношения. | |
3 неделя | Игра «Театр». | Закрепить с детьми правило поведения в театре, обыгрывание ролей, воспитывать дружеские взаимоотношения. | |
4 неделя | Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, театр куколь би-ба-бо). | Познакомить детей с разными вилами театров, углублять интерес к театрализованным играм, обогащать словарный запас. | |
Октябрь | Тема: | Цель: | |
1неделя | Драматизация по мотивам сказки «Колобок». | Вызвать у детей интерес к сказке, способствовать активизации речи, научить детей вести диалог с помощью мимики и жеста. | |
2 неделя | Рисование сказки «Колобок». | Учить детей рисовать предмет круглой формы и закрепить его. | |
3 неделя | Инсценировка р. н. с. «Репка». | Создать положительный эмоциональный настрой, воспитывать чувство уверенности в себе, приобщать детей к искусству театра. | |
4 неделя | Рисование «Репки». | Закрепить детей нарисовать предмет круглой формы и раскрашивать фигуру внутри контура. | |
Ноябрь | Тема: | Цель: | |
1 неделя | Чтение сказки «Лиса и журавль». | Учить детей внимательно слушать сказку, формировать необходимый запас эмоций, развивать воображение. | |
2 неделя | Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль». | Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, развитие внимания, речи, подготовит детей с созданию образа героя, используя мимику, жест, движения. | |
3 неделя | Лепка «Кувшин и тарелка». | Учить детей отщипывать от куска пластилина небольшой кусок, скатывать из него круговыми движениями круглую и овальную форму, выполнить работу самостоятельно. | |
4 неделя | Кукольный театр «Курочка Ряба». | Развивать речи, поддерживать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности. | |
Декабрь | Тема: | Цель: | |
1 неделя | Чтение сказки «Козлятки и волк» | Учить детей внимательно слушать сказку, формировать необходимый запас эмоций, развивать воображение | |
2 неделя | Театр би-ба-бо «Козлятки и волк». | Формировать творческие способности детей, умение эмоционально воспринимать сказку. | |
3 неделя | Пальчиковый театр «Козлятки и волк». | Формировать творческие способности детей, воспитывать чувство уверенности в себе. | |
4 неделя | Рисование «Травки» | Учит рисовать травку короткими штрихами, свободно располагать штрихи по всей поверхности листа. | |
Январь | Тема: | Цель: | |
1 неделя: | Чтения стихотворения В. Антоновой «Зайки серые сидят». | Учить детей внимательно слушать стих, формировать необходимый запас эмоций, развивать воображение, заучивание стихотворения | |
2 неделя | Подготовка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят». | Развивать умение строить диалоги между героями, развивать связную речь, воспитывать уверенность. | |
3 неделя: | Чтение сказки «Заячья избушка». | Учить детей внимательно слушать сказку, формировать необходимый запас эмоций, развивать воображение. | |
4 неделя | Коллективная аппликация по сказке «Заячья избушка» | Привлечь детей к участию в совместной работе, продолжать учить наклеивать детали на лист бумаги. | |
Февраль | Тема. | Цель: | |
1 неделя: | Чтение р. н. с. «Кот, петух и лиса». | Формировать творческие способности детей, умение эмоционально воспринимать сказку. | |
2 неделя: | Театр на магнитах «Кот, петух и лиса». | Формировать творческие способности детей, умение эмоционально воспринимать сказку. | |
3 неделя: | Чтение р. н. с. «Маша и медведь». | Формировать творческие способности детей, умение эмоционально воспринимать сказку. | |
4 неделя: | Кукольный театр «Маша и медведь». | Учить слушать и понимать доступную по содержанию сказку, создавать у детей радостное настроение при показе театрализованной сказки. | |
Март | Тема. | Цель: | |
1 неделя: | Чтение сказки «Лиса и заяц». | Учить детей внимательно слушать сказку, формировать необходимый запас эмоций, развивать воображение. | |
2 неделя: | Показ пальчикового театра «Лиса и заяц». | Развивать интерес к народному творчеству, внимательно слушать и узнавать в игрушках персонажи сказок. | |
3 неделя: | Дидактическая игра «Собери картину». | Привлечение внимания, правильности и последовательности действий, к участию в совместной работе, логическое мышление при составлении целого из частей. | |
4 неделя: | Коллективная аппликация по сказке «Лиса и заяц». | Привлечь детей к участию в совместной работе, продолжать учить наклеивать детали на лист бумаги. | |
Апрель: | Тема. | Цель: | |
1 неделя: | Чтение сказки «Теремок». | Учить детей внимательно слушать сказку, формировать необходимый запас эмоций, развивать воображение. | |
2 неделя: | Настольный театр «Теремок». | Развивать интерес к народному творчеству, внимательно слушать и узнавать в игрушках персонажи сказок. | |
3 неделя: | Драматизация р. н. с. «Теремок». | Учить детей разыгрывать несложные представление, формировать интерес к играм- драматизациям. | |
4 неделя: | Рисование р. н. с. «Теремок». | Учить рисовать изображения из нескольких геометрических фигур. | |
Май | Тема | Цель: | |
1 неделя: | Д/ игра «Угадай из какой я сказки». | Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок, творческое воображение, воспитывать у детей интерес к сказкам. | |
2 неделя: | Конкурс рисунков «Мой лучший сказочный герой». | Развитие совместного творчества родителей и детей. | |
3 неделя: | Репетиция спектакля р. н. с. «Теремок». | Развивать выразительность жестов, мимики голоса, пополнять словарный запас. | |
4 неделя: | Показ спектакля по р. н. с. «Теремок». | Создать положительный эмоциональный настрой, воспитывать чувство уверенности в себе. |
3.Организационный раздел
3.1 Организация кружковой деятельности
Форма занятий- кружковая работа.
Время проведения: 1 раз в неделю (вторая половина дня), каждая среда.
Длительность: 10-15 минут.
Количество: 18 детей
Методы:
- Словесные – беседы, чтение художественной литературы, рассказывание.
- Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций.
- Практические – театрализованные представления для детей.
3.2. Список литературы.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.
- Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007
- Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. /Ф.А. Сохин, О.С.Ушакова, А.Г. Арушанова и др; Под редакцией О.С.
- Ушаковой – М: Просвещение, 1993
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой.
- Васильевой. -3-е изд.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.
- Саккулина Н.П., Комарова Т.С. изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей – 2-е изд – М: Просвещение, 1982