4.3 УМК
Обоснование выбора образовательной программы и комплекта УМК
При выборе учебных и методических изданий руководствуюсь прежде всего статьей 18 Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ), в которой «организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» .
В соответствии с вышеуказанными требованиями Федерального закона об образовании, в нашем учебном учреждении предпочтение было отдано УМК "Развивающего обучения Эльконина-Давыдова".
Вся линейка УМК включена в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ.
УМК отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
- Основные характеристики системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова……4
- Основные положения учебно-методического комплекта (авторы В.В. Репкин и др.) «Русский язык» в свете требований ФГОС……………...6
Заключение………………………………………………………………..11
Список использованной литературы………………………………….....12
Введение.
Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующий широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
На сегодняшний день существуют два типа моделей обучения - традиционный и развивающий. Традиционные программы : «Перспектива», «Начальная школа ХХIвека», «Перспективная начальная школа», «Школа России», «Школа 2100», «Гармония», «Классическая начальная школа». Обучение по двум программам - автора Л.В.Занкова и авторов Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - считается развивающим.
Родители детей, которые пойдут в первый класс, часто озадачены вопросом - какую модель обучения выбрать и как правильно выбрать. Начнут ли их первоклассники учиться по традиционной модели или по развивающей?
Термин «развивающего обучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается от традиционного обучения объяснительно - сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения - система психологов Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова. Многие называют ее гениальной, поскольку она согласована и непротиворечива. Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшему развитию ученика, поскольку ученик трудится не на результат, а на свой личный рост и достижение высоких результатов в образовании, и, что очень важно, оценивает себя сам.
- Основные характеристики системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.
Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.
В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:
1. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения — формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.
- Основные положения учебно-методического комплекта (авторы В.В. Репкин и др.) «Русский язык» в свете требований ФГОС
Учебно-методический комплект по русскому языку для начальной школы составлен в соответствии с разработанной авторами программой обучения русскому языку (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), реализующей как познавательную, так и социокультурную линии.
Работая с учебниками, учащиеся усваивают основные понятия науки о языке, что позволят осознать наиболее общие закономерности родного языка – как общественного явления и как особой системы – и на этой основе овладеть приемами анализа языка, т.е. научиться его изучать. Содержание учебников ориентировано на формирование в процессе усвоения знаний учебной деятельности ребенка – системы учебных и познавательных мотивов, умений принимать и сохранять учебные цели, моделировать, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, определять границы своих собственных знаний. В процессе такого обучения у младших школьников формируются устойчивые познавательные интересы, развиваются их творческие способности, в том числе способность мыслить, воспитывается интерес к учению, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях общения, желание и умение учиться, т. е. создаются условия для становления и развития личности ребенка.
Познавательная линия в содержании учебников органично связана с социокультурной. Овладение знаниями в области русского языка отвечает задачам речевого развития и формирования коммуникативных компетенций учащихся. На основе глубоких знаний о языке младшие школьники учатся использовать языковые средства осознанно, оценивать их соответствие языковым нормам, а также с точки зрения уместности в различных ситуациях речевого общения, что способствует развитию чувства языка как условия речевой, а значит, и общей культуры человека.
Таким образом, обучение искусству связной речи в основных ее формах предстает в учебниках как самостоятельная, хотя и органично связанная с познавательной задача. Предпосылкой для ее успешного решения является также то, что обучение русскому языку по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова организовано как коллективно распределенная деятельность, подчиненная задачам формирования у школьников универсальных умений и навыков учебного сотрудничества (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, доказательно отстаивать свою точку зрения, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад в совместную работу и др.). Такой подход отвечает требованиям стандарта, касающимся решения ряда практических задач, необходимого для достижения поставленных целей.
Все учебники для 1-4 классов (включая Букварь) в анализируемом УМК имеют диалогический характер – каждая учебная задача возникает к нем как результат дискуссии между сквозными персонажами и формулируется в виде вопроса. Предполагается, что сюжеты проблемных ситуаций, предваряющих постановку учебной задачи, могут быть использованы учителем в качестве некоего сценария на уроках соответствующего типа. Коллективно-распределенный характер учебной деятельности, использование учебного диалога как основной формы урока, задаваемой стилем изложения материала в данном УМК, ставит ученика перед необходимостью участия в обсуждении возникшей задачи и путей ее решения, т.е. порождает содержательные мотивы общения на уроке. Развертывающаяся на этой основе общеклассная дискуссия ставит учащихся в ситуацию конкретной коммуникативной задачи, успешное решение которой требует учета и адекватной оценки всей совокупности условий общения, выбора соответствующих языковых средств, умения правильно использовать их. Вместе с тем, все более глубокое осознание языковых значений и средств их выражения в процессе изучения курса способствует интенсивному развитию «чувства языка», которое становится одним из существеннейших факторов развития речи.
Задача начального обучения русскому (родному) языку - формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.
В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит детей в теорию родного языка. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.
Структура параграфа - основного компонента учебника в анализируемом УМК – последовательно отражает структуру учебной деятельности и воспроизводит ее основные звенья: момент постановки задачи, этапы поиска общего способа ее решения, освоение данного способа и его конкретизацию на широком практическом материале, контроль и оценку. Поэтому в каждом параграфе учебников для 1-4 классов четко выделены:
- мотивационный материал, предваряющий основную часть параграфа, в котором представлена проблемная ситуация в виде сюжета с участием сквозных персонажей;
- система основных заданий, отражающих понятийную логику параграфа, выполнение которых приведет учащихся к решению поставленной учебной задачи;
- блок упражнений и заданий, содержащих отработочный и конкретизирующий найденный способ материал;
- разноуровневые контрольные задания, предназначенные для самостоятельного контроля и оценки ребенком своего владения открытым в данном параграфе способом, новыми знаниями.
Контрольные задания намеренно включены в учебник, т.е. в обязательную часть комплекта, чтобы у каждого ребенка была возможность самопроверки в индивидуальном режиме. В методическом пособии для учителя предлагается второй вариант контрольных заданий по каждому разделу. С помощью контрольных заданий учебника можно проверить не только усвоение ребенком нового изученного материала, но и уровень сформированности у него компонентов учебной деятельности (универсальных учебных действий).
В учебниках для 1-4 классов рассматриваемого УМК имеется специальный раздел «Для любознательных», расширяющих лингвистический кругозор ребенка. В блоке упражнений также содержатся факультативные упражнения, с помощью которых учащиеся могут получить ответы на многие вопросы, возникающие у них по ходу изучения основного материала учебника. Эти упражнения имеют специальную маркировку. Предполагается, что дети могут обращаться к этим упражнениям по собственному желанию или использовать их для подготовки общеклассных проектов.
В учебниках также маркированы упражнения, специально предназначенные для самостоятельной работы, упражнения для организации работы в классе в групповой форме - что создает условия для формирования умения учащихся вести диалог, обосновывать свою точку зрения. Отдельной маркировкой отмечены упражнения, которые рекомендуется выполнять в классе под руководством учителя – в них, как правило, содержится какое-то уточнение, новый ракурс изучаемого способа или понятия.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что характеризуемый учебно-методический комплект может быть использован для обучения младших школьников русскому языку в переходный период как отвечающий в целом новым стандартам начального образования.
Заключение.
Основой концепции Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова является теория учебной деятельности и ее субъекта, то одна из главных общих целей заключается в потребности к самоизменению. Чтобы у школьников формировалась полноценная учебная деятельность, они должны систематически решать учебные задачи, главная способность которых состоит в том, что при их решении школьник побуждается к поиску, он ищет и находит общий способ подхода ко многим частным задачам. Усвоение теоретических знаний требует анализа школьниками существенных отношений изучаемых предметов и явлений. Поиск этих отношений предполагает выполнение школьниками анализа, планирования и рефлексии содержательного характера. Поэтому при усвоении теоретических знаний возникают условия развития именно этих мыслительных действий как важных компонентов теоретического мышления. Младший школьник в роли субъекта выполняет собственную учебную деятельность первоначально с другими и с помощью учителя. При этом он должен знать о своих ограниченных возможностях, стремиться и уметь преодолевать свою ограниченность, это означает, что ребенок должен рассматривать основание собственных действий и знаний, то есть рефлексировать.
Как отмечает В.В. Давыдов, приобретение потребности в учебной деятельности соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться, овладения учебными действиями формирует умение учиться. Выполняя учебную деятельность первоначально совместно, проводя диалоги, дискуссии о выборе лучшего пути поиска, в процессе которых и возникают зоны ближнего развития, школьники поддерживают друг друга в принятии и решении задачи. Иными словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Постепенно ее начинает выполнять каждый, становясь индивидуальным ее субъектом.
Список использованной литературы.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.
- Калмина Н.И. Иду на урок, Омск: изд-во ООИПКРО, 2002
- Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. М.: Народное образование, 1998