2.6 Уроки в начальной школе
Урок - основная форма организации УВП в школе. Урок – основной участок УВП , на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся (Сухомлинский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ урока по ФГОС | 104.5 КБ |
классификация пед. технологий | 57 КБ |
новая типология уроков по ФГОС | 24.12 КБ |
Схема самоанализа урока | 29.5 КБ |
Урок математики в 3 классе "Сложение многозначных чисел в столбик" | 165.8 КБ |
3 класс исследование "Влияние музыки на здоровье человека" | 803.5 КБ |
3 класс исследование "Влияние цвета на здоровье человека" | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Цель посещения:
Дата:
Класс, учитель:
Количество учащихся в классе:
Присутствовали на уроке:
Тема урока:
Тип урока:
Дидактическая задача урока:
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
Ведущие аспекты анализа урока[1]
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) | 1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2.Результативность решения дидактической задачи |
Содержание урока | Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника |
Методы обучения | Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели |
Формы обучения | 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий |
Результативность урока | Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока |
Практическая направленность урока | Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
Формирование ИКТ-компетентности | Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся |
Структура урока | Соответствие структуры урока основной дидактической задаче |
Педагогический стиль | Соблюдение норм педагогической этики |
Гигиенические требования | Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы |
Выводы и рекомендации:
Приложение 1
Типы урока
Тип урока | Целевое назначение | Результативность обучения |
Урок первичного предъявления новых знаний | Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, | Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму |
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) | Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач |
Урок применения предметных ЗУНов | Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной сложности | Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса |
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов | Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач) | Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД |
Урок повторения предметных ЗУНов | Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД | Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь |
Контрольный урок | Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, | Результаты контрольной или самостоятельной работы |
Коррекционный урок | Индивидуальная работа над допущенными ошибками | Самостоятельное нахождение и исправление ошибок |
Комбинированный урок | Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока | Запланированный результат |
Учебная экскурсия | Непосредственное изучение явлений окружающего мира | Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов |
Урок решения практических, проектных задач | Практическая направленность изучения теоретических положений | Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира |
Приложение 2
Дидактические задачи урока
Основные дидактические (обучающие) задачи урока | Содержание наблюдения |
Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей Усвоение = понимание + запоминание Правильное воспроизведение | 1.Методы и приемы предъявления нового материала школьникам. 2.Формы организации учебной деятельности 3. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д. |
Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач Овладение = усвоение + применение ЗУНов в условиях решения учебных задач | 1.Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников. 2.Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников |
Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность) Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач | 1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации 2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая) 3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные с помощью пособий) |
Формирование УУД в условиях решения практических задач Овладение = усвоение УУД + применение ЗУНов в условиях решения практических задач | Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира |
Повторение (обобщение или систематизация) ЗУНов, УУД | 1.Объем содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, и т.д.) 2.Методы повторения (обобщение, систематизация) |
Контроль за степенью усвоения ЗУНов | Результаты вы выполнения контрольных работ |
Приложение 3
Организационные формы обучения
Формы обучения | Приемы обучения | Содержание наблюдения |
Фронтальная форма обучения | Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми | Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей |
Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава | Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски) | Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами |
Индивидуальная форма обучения | Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) | Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации |
Коллективная форма организации обучения | Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса | Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок |
Приложение 4
Основные этапы урока
Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс | Наблюдаемые приемы обучения и учения |
Организационный момент | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест |
Постановка цели урока в начале или в процессе урока | Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности |
Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости | Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей) Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности. |
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности. |
Динамическая пауза | Основные приемы динамической паузы |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности |
Рефлексия деятельности | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников | Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности Проявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности |
Приложение 5
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки
этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия
включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
[1] Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.
Предварительный просмотр:
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Цель обучения учащихся иностранному языку – это формирование языковой личности, способной участвовать в общении на иностранном языке и вести диалог культур. То есть нужно научить ребенка общаться на английском языке. А чтобы ученик мог говорить, ему нужно дать шанс. говорить. Как ни банально это звучит, но это так. Но где может ученик говорить? Конечно же, на уроке. И говорить он должен как можно больше.
Всем известно, что урок длится всего лишь 45 минут. При чем при господствующей в нашем образовании классно-урочной системе главное место на уроке отводится речи учителя, который должен опросить учащихся, объяснить и отработать новый материал, ввести лексику по теме и отработать её в речи, провести контроль, обучить аудированию и письменной речи на английском языке. А домашнее задание, оценки?
Даже простые математические расчёты покажут, что если речь учителя занимает 20 минут на уроке, то на 15-16 учащихся остаётся 25 минут, т.е. 1.6 минуты на ученика. Чему можно успеть научить и научиться за это время?
Потому понятно желание учителя найти выход из этой ситуации.
Педагогические технологии на основе гуманно – личностной ориентации педагогического процесса.
- Педагогика сотрудничества
- Гуманно – личностная технология, технология витагенного образования
- Гуманистическая технология (гуманистическая инновационная технология)
- Обучение в сотрудничестве
- Технология успешного обучения
Педагогические технологии на основе активации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
- Игровые технологии (дошкольный период)
- Игровые технологии (младший школьный возраст)
- Игровые технологии (средний и старший возраст)
- Частично – поисковый метод
- Технология учебного исследования
- Технология современного проектного обучения
Интерактивные технологии
- Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
- Технология проведения дискуссий
- Технология «Дебаты»
- Тренинговые технологии
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре
Технология интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
- Технология использования принципа опорных конспектов
Педагогические технологии на основе эффектности управления и организации учебного процесса
- Технологии программированного обучения
- Технологии усвоения знаний
- Технологии уровневой дифференциации (внутриклассная, внутрипредметная, смешанная дифференциация)
- Технология дифференцированного обучения
- Технология индивидуализации обучения
- Технология «портфолио»
- Технология педагогической поддержки
- Технология индивидуального обучения
- Технология компенсирующего обучения
- Метод проектов
- Технология «Дальтон – план»
- Технология групповой деятельности
- Обучение в сотрудничестве
Технологии перспективно – опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенковой)
- Частнопредметные педагогические технологии
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
- Интегрированные технологии обучения
- Технологии модульного обучения
- Технологии интеграции в образовании
- Технологии модели «интегрирование учебных дисциплин»
- Технологии модели межпредметных связей
- Технологии концентрированного обучения
- Технологии модели временного погружения
- Технология концентрации обучения с помощью знаково – символических структур
- Дидактическая многомерная технология
- Технология раннего и интенсивного обучения
- Технология совершенствования общеучебных умений и навыков
- Технологии обучения иностранным языкам (математика и т.д.)
Альтернативные технологии
- Природосообразные технологии
- Природосообразные технологии обучения иностранному языку А.М. Кушнира
- Технология воспитания в процессе обучения
- Технологии учебников и учебно – методических комплектов
- Технология продуктивного образования
- Технология вероятного образования
- Технология мастерских
- Технология обучения детей с признаками одаренности
- Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
- Технологии свободного образования
- Отечественная технология свободного воспитания
- Вальдорфская педагогика
- Технология саморазвития
- Технология «Дальтон – план»
- Технология свободного труда
- Образовательные и педагогические технологии
- Технология современного традиционного обучения (ТО)
Технологии обучения иностранным языкам
- Личностно – ориентированная технология
- Технология интерактивного обучения (обучения во взаимодействии, в группах, в парах, в малых группах с целью совместного решения коммуникативных задач)
- Проблемно – поисковая технология (создание речевых ситуаций с целью усвоения и использования иностранного языка)
- Игровая технология (использование элементов игр, организация учебного процесса в форме языковых ролевых игр, драматизация, разыгрывания ролевых ситуаций)
- Сценарно – контектстная технология (интервью, дискуссия, школьные деловые ситуации, приближающий учебный процесс к реальным жизненным ситуациям)
- Проектная технология (выполнение учащимся проектных заданий различного характера)
- Продуктивные технологии
- Новые информационные технологии
Социально – воспитательные технологии
- Технологии семейного воспитания
- Технологии дошкольного воспитания
- Технологии социально – педагогических комплексов
- Технологии дополнительного образования
- Технологии трудового и профессионального воспитания
- Технологии установления связей с общественностью
Технологии внутришкольного управления
- Технологии управления общеобразовательной школой
- Технология методической работы в школе
- Технологии педагогического эксперимента
- Технология внутришкольного контроля и мониторинга
- Технология проектирования и освоения новых технологий
Педагогические технологии авторских школ
- Диалог культур
- Технологии авторской школы самоопределия и др.
Технологии развивающего образования
- Технология диагностического прямого развивающего обучения
- Технология частно-методического уровня с акцентом на развитие отдельных творческих способностей ребенка
- Технологии личностно – ориентированного развивающего обучения
- Технологии саморазвития личности
- Интегративная технология развивающего обучения
Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация
Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
- Технология дифференциации и индивидуализации обучения
- Технология компенсирующего обучения
- Технология работы с проблемными детьми в массовой школе
- Технологии коррекционно – развивающего обучения детей
- Технологии социально – педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
- Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
Воспитательные технологии
- Технология коллективного творческого воспитания
- Технологии воспитания в современной массовой школе
- Технология воспитательной работы с коллективом класса
- Технологии индивидуализированного, персонифицированного воспитания
- Технологии нейролингвистического программирования
- Технология воспитания в процессе обучения
- Технология организации самовоспитания
- Технология самосовершенствования личности школьника
- Технология религиозного воспитания
- Технология воспитания субъективной социальной активности человека
Образовательные педагогические технологии
Педагогические технологии на основе информационно – коммуникативных средств
- Технологии применения средст ИКТ в предметном обучении
- Технологии компьютерного урока
- Технологии подготовки учителя – предметника к компьютерным занятиям
- Технология использования Интернета в учебно – воспитательном процессе (дистанционное обучение, школьные сайты).
- Технологии медиаобразования
Авторские технологии
- Авторская технология преподавания иностранных языков «Учителя года России – 2002» И.Б. Смирнова
Предварительный просмотр:
Новая типология уроков по ФГОС
1.Урок «открытия» нового знания
2.Урок отработки умений и рефлексии
3.Урок общеметодологической направленности
4. Урок развивающего контроля
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:
- Выделить и сформулировать новое знание.
- Смоделировать способ открытия нового знания.
- Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
- Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.
- Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.
6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.
8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.
10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.
11. Провести анализ урока по конспекту.
12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.
Структура урока открытия нового знания:
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Урок отработки умений и рефлексии
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.
Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.
Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.
Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.
При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».
Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.
Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.
Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок.
Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.
Структура урока рефлексии:
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
3. Этап локализации индивидуальных затруднений
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений
5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии деятельности на уроке
Такой видится структура уроков отработки умений и рефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.
Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.
Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы
Урок общеметодологической направленности
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Структура урока общеметодологической направленности:
- Этап мотивации
- Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
- Этап включения изученного в систему знаний
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Урок развивающего контроля
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.
На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.
Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:
1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).
В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
I урок (проведение контрольной работы)
Структура урока:
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
II урок (анализ контрольной работы)
Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.
Структура урока:
1. Этап локализации индивидуальных затруднений
2. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
3. Этап реализации построенного проекта
4. Этап обобщения затруднений во внешней речи
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
6. Этап решения заданий творческого уровня
7. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности
Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа.
Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1. предъявление контролируемого варианта
2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии
3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму
4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1. написание учащимися варианта контрольной работы
2.сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы
3.оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями
Учителю следует обратить внимание на следующее: разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Критерии результативности урока
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода
Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода может строиться следующим образом:
1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).
4. Сколько учеников получили оценки (должны все).
5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).
6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).
Предварительный просмотр:
СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
На сегодняшний день, согласно стандартам нового поколения, целью образования
становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, а
ключевой задачей — формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Но в связи со стихийность и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей, со всей остротой встает необходимость создания условий для реализации активности учащихся, поискановых форм и путей внедрения идей активизации учебной деятельности в школу. Именно признание активной роли учащихся, совместной работы ученика и учителя в ходе овладения знаниями при построении индивидуальных образовательных траекторий придает особую актуальность проблеме перестроения системы преподавания в школе, особенно в старших классах.
П А М Я Т К А
для анализа и самоанализа урока иностранного языка
1. Место урока в системе уроков по теме.
2. Задачи данного урока:
- правильность их определения;
- правомерность их планирования в цикле уроков по данной теме;
- четкость и способы их доведения до сознания учащихся на разных этапах обучения.
3. Содержание урока:
- отбор материала в соответствии с современными требованиями;
- отбор и последовательность выполнения упражнений для формирования
фонетических, лексических и грамматических навыков, развития умений в
области устной и письменной речи.
4. Методическая структура урока:
- этапы урока, их общая характеристика;
- определение общей логики урока (его целенаправленность, целостность,
динамичность, связность);
- соответствие методической структуры урока его задачам и условиям
обучения.
5. Способы организации, стимулирования, управления и развития учебной деятельности учащихся:
- организационные формы работы, их адекватность поставленным задачам,
соотношение на разных этапах урока;
- роль, место самостоятельной и творческой работы учащихся на уроке,
подготовка к самостоятельному выполнению домашнего задания;
- методическая целенаправленность, эффективность оснащенности урока;
- организация контроля и самоконтроля, объективность и воспитательная
значимость оценок за урок;
- индивидуализация учебного процесса, учет свойств личности учащихся,
уровня их обученности;
- приемы организации восприятия, осмысления учебного материала;
- развитие памяти, мышления, воображения.
6. Выводы по результатам урока:
- достижение поставленных задач на уроке, уровень сформированности
практических навыков и умений учащихся;
- оценка конструктивной (умение планировать и отбирать материал),
организаторский (реализация планов урока), коммуникативной
(установление контактов с учащимися) и гностической (умение наблюдать
и методически анализировать процесс урока) функций деятельности
учителя;
- предложения по устранению недостатков в планировании, методике
проведения уроков, в ликвидации пробелов в знаниях, навыках и умениях
учащихся.
Предварительный просмотр:
МБОУ Лицей 165
Проект урока:
Сложение многозначных чисел в «столбик». Закрепление. 3класс программа Эльконина-Давыдова
учитель высшей категории
Царькова Наталья Владимировна
Учитель: Царькова Н.В.
Класс: 3 класс
Предмет: Математика
Тема урока: Сложение многозначных чисел в «столбик»
Тип урока: Отработка алгоритма решения
Зона актуального развития:
учащиеся умеют:
- читать, записывать и сравнивать многозначные числа;
- складывать и вычитать многозначные числа в столбик.
учащиеся знают:
- алгоритм сложения ;
- взаимосвязь между компонентами уравнения
Цель урока: отработать алгоритм сложения в столбик
Предполагается, что учащиеся
- в результате анализа самостоятельной работы выделят ошибки, которые находятся на разных этапах сложения в столбик;
- осознают, что владение способом сложения возможно через решение конкретно-практических задач;
Предполагается, что использование персональных компьютеров
- учащиеся откроют для себя возможности современной компьютерной техники на этапе отработки алгоритма сложения;
- учащимся выполнят учебные действия контроля и самооценки.
Тренинг на персональном компьютере: сложение в столбик многозначных чисел.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, учительский компьютер, ноутбуки учеников, подключенные к учительскому компьютеру по локальной сети, документ-камера, тетради, ручки, образовательный комплект Начальная школа Математика 3 «Кирилл и Мефодий»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С самого рождения человека окружают различные музыкальные ритмы. При этом многие совершено не задумываются о влияние музыки на организм человека. Между тем, различные мелодии служат своеобразным камертоном для организма, способным настроить его на самоисцеление. Музыка окружает человека во всех сферах его жизни и во все времена.
Ещё с древних времён было известно, что при помощи музыки можно вызвать радость, снять боль и даже излечить от серьёзных болезней. Так, в Древнем Египте хоровым пением лечили бессонницу и снимали боль. Врачи древнего Китая и вовсе выписывали музыкальные мелодии в качестве рецепта, полагая, что музыка способна излечить любую болезнь. На Руси для лечения головной боли, болезней суставов, снятие порчи и сглаза использовали мелодию колокольного звона. Современные учёные объяснили это тем, что колокольный звон обладает ультразвуковым и резонансным излучением, которые способны моментально уничтожить большинство вирусов и возбудителей опасных болезней. Колокольный звон
Какая же все таки музыка благоприятно влияет на наш организм и на клетки? Классическая? Популярная ? Рок? Рэп ? Или же та которая нам нравится и которая поднимает наше настроение?
Классическая музыка Считается что классика благотворно влияет на человека. Так и есть, потому что в классике ноты играются композитором. Классика влияет на человека также как и инструментальная музыка. В результате прослушивания классической музыки у нашего мозга появляются образы в голове и мы видим то, что представляем через эту музыку. Классическая музыка способна устранять мышечное напряжение, снижать нервозность, снимать стресс и контролировать эмоции . Классика Бетховен Элиза
Популярная музыка Следует помнить что попса и поп это разные вещи, а следовательно и влияют на людей по разному. Пример? Леди Гага, Дима Билан-это попса, а вот например Backstreet Boys это уже поп. Но и поп и попсу слушают только ради интереса, просто так. Попса смысла в себе не несёт и все исполнители попсы очень часто поют под фонограмму, в то время как поп-исполнители поют сами, без помощи фонограммы. Часто попса влияет на человека так, что он начинает танцевать и далеко не всегда приличные танцы. Леди Гага
Рок Влияние отрицательное. Например, Композиция «Helter Skelter» (перевод – Кавардак) всемирно известной группы «The Beatles», может спровоцировать у слушателей боль в животе или в грудине. А из-за того, что ритм этой мелодии практически схож с ритмом человеческого мозга, совпадении их частот может вызвать у человека сумасшествие. Битлз песня Кавардак
Рэп Быстрый темп слов под музыку. Конечно рэп может быть и хороший, но в наше время рэпа всё больше не очень хорошего в нём присутствуют и нецензурные выражения, что очень плохо влияет на мозг. Человек, слушающий рэп может запросто испортиться. Гари топор - Несовместимые
Знаете ли Вы что?.. Музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления. Музыкальное влияние устраняет категоричность суждений слушающего, стирает стереотипы и преодолевает максимализм мышления. Произношение некоторых звуков, помогает при восстановлении творческих способностей, вентиляции легких, положительное влияние на работу сердца и снижение давления.
Лечение музыкой болезни Одним из самых показательных является случай из жизни известного французского актера Жерара Депардье. Известно, что в молодости начинающий актер довольно сильно заикался и никакие специалисты и прогрессивные методы лечения не помогали ему справиться с этим недугом. Пока по совету известного врача Альфреда Томатиса Депардье не начал ежедневно по два часа подряд слушать музыку Моцарта. Уже через несколько месяцев он избавился от этой проблемы. Моцарт – Серенада №13
Вывод Положительное влияние на состояние человека оказывает классическая музыка : улучшение памяти, облегчение учебного труда, улучшение работы организма. Отрицательное влияние на человека – рок, рэп, диско-ритмы, попса: разрушается работа нервной системы, плохое настроение, раздражительность, снижение памяти, ухудшение результатов учёбы. Бетховен – Лунная соната
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ещё Древнем Египте лечились цветом. Этот способ лечения назывался Ра-терапия
Красный цвет Стимулирует нервные центы и левое полушарие Заряжает энергией печень и мышцы Лечит малокровие, пневмонию, заболевания эндокринной системы, ревматизм, апатию, патологию сетчатки глаза и косоглазия
Жёлтый цвет Активизирует двигательные центры Генерирует энергию для мышц Стимулирует и очищает печень, кишечник Обладает желчегонным и слабительным действием Лечит сахарный диабет, нарушении пищеварения, дисфункции желчного пузыря, печени, кишечника Лечит косоглазие, слабовидение, заболевания сетчатки и сосудов глаза
Зелёный цвет Устраняет спазмы сосудов и понижает кровяное давление Расширяет капилляры Лечит сердечно-сосудистые заболевания, неврологию, астму, остеохондроз, импотенцию, бессонницу Лечит глаукому, близорукость, болезни сетчатки и зрительного нерва
Синий цвет Обладает противомикробным действием Лечит болезни уха, горла, носа, желудочно-кишечного тракта Лечит роговицу начальную катаракту, близорукость .
Фиолетовый цвет Стимулирует паращитовидную железу, функцию селезёнки Повышает мышечный тонус
Итак , цвет не только украшает ч еловека, но и лечит .
Спасибо за внимание