Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Олзобоева Оксана Борисовна

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как выявить одарённого ребёнка в начальной школе.

Работая по системе Школа России, осознаю, что важной особенностью системы является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребёнка, т.е. обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс, сколько на каждого конкретного ученика.

  В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества. Уверена в том, что именно учитель начальных классов способен вовремя заметить и поддержать одарённого ученика, помочь родителям в выборе правильной позиции по отношению к ребёнку, чтобы он не утратил способность и мотивацию к развитию и совершенствованию своего необыкновенного дара.

Работая в данном направлении, руководствуюсь следующим программно-методическим обеспечением:

 Программа «Одарённый ребёнок», Положение о работе с одарёнными детьми (Приказ №175 от 02.09.2019г.).

 Программа Школа России.

  Отбор и постоянное пополнение методической литературы по данной теме.

 Использование медиаресурсов и возможностей Интернета.

  Свою работу с одаренными детьми начинаю с диагностики особенностей личности учеников 1 класса

По итогам наблюдений, диагностических тестирований составляю краткий «портрет» на каждого ученика, данная информация своевременно доводится до родителей, даются рекомендации по развитию одарённости ребёнка.

   В классе выявляются следующие категории одаренных детей:

1. Дети с высокими интеллектуальными способностями.

2. Дети с высокими творческими способностями. Дети с высокими художественными способностями.

 3. Дети с высокими физическими данными.

Дети с высокими лидерскими (социальными) способностями. Таким образом, формирую банк данных об одарённых детях. Опираясь на собранные данные, планирую разноуровневую работу по развитию различных категорий одарённости учащихся.

Интеллектуальная одарённость проявляется в способности быстро и оригинально анализировать проблемы, решать нестандартные сложные задачи, делать самостоятельные выводы( умозаключения). То, что обычные дети понимают с трудом, для интеллектуалов – решить эту задачу не составляет проблемы.

Художественная одарённость присуща учащимся с высокими достижениями в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности. Это не любые дети, увлечённые художественной деятельностью. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться незамеченной, если не создавать ситуаций для её проявления. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высоких интеллектуальных успехов.

Творческая одарённость (креативность) присуща ребёнку с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, отличаются выбором средств для выполнения заданий. Такие дети стараются никому не подражать. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.

 Спортивная одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно - одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры)

Лидерскую (социальную) одарённость педагог легко наблюдает.. Такие дети хорошо организованы сами, также они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния С ними советуются, считаются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать.

На каждого выявленного ребёнка заводится карта одарённости ( по направлениям):

Ученик 1 (творческое направление)

индивидуальная работа

дополнительные занятия, тема, дата

Посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий

участие в проектах

работа с родителями

участие в конкурсах сентябрь

На уроках достижение результатов работы с одарёнными детьми происходит через создание проблемных ситуаций, коллизий, использование интерактивных приёмов и методов, поощрение стремлений ученика находить свой способ работы, через общение и групповой поиск, где каждый может проявить инициативу, изобретательность. Учебники системы Школа России построены так, что возникновение коллизий, проблемных ситуаций происходит на каждом уроке по каждому предмету.

Считаю, что именно коллизии и проблемные ситуации погружают ученика в творческий процесс, подводят к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Такая система урочной деятельности формирует у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Следовательно, такой вид деятельности как проект (творческий, исследовательский, информационный, ролево – игровой) даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. Использование данного метода необходимое условие как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 В работе с одарёнными детьми необходимыми следующие методы и формы:

 методы работы:

1. исследовательский;

2. частично-поисковый;

3. проблемный;

4. проективный;

5. синектика (мозговая атака)

 формы работы:

1 классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме;

3. научные кружки, общества

4. дискуссия;

5 ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

6. игры.

Очень важны:

1. предметные олимпиады;

 2. интеллектуальные марафоны;

3. различные конкурсы и викторины;

4. словесные игры и забавы;

 5. проекты по различной тематике;

6. ролевые игры;

7. индивидуальные творческие задания;

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.

Считается, что важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы. Большое внимание отводится вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по предметам. Исходя из интересов детей, педагог выбирает кружки разной направленности.

Так как в развитии и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей, необходимо привлекать их к совместной деятельности. («Мама, папа, я - дружная семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Я и мама – математики).

 В работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы: -секционные занятия по видам спорта; (работа с родителями)

- занятия исследовательской деятельностью;

- конкурсы;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

 - летние оздоровительные площадки для детей;

 -сотрудничество с другими классами;

-соревнования.

 Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период

Примерный план работы учителя

Цель: Создание условий для оптимального развития одарённых детей для качественного развития их способностей.

Задачи: - предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых учащихся;

-удовлетворять потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

- помочь одарённым детям в самораскрытии.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1

Анкетирование детей

Сентябрь

2

Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование

в течение года

3

Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов

в течение года

4

Регулярные консультации для одаренных детей по различным группам одарённости

в течение года

5

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и математике, разработки интеллектуальных марафонов, игр)

в течение года

6

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, электронных энциклопедий.

в течение года

7

Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно -поисковых и здоровьесберегающих технологий

в течение года

8

 Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

в течение года

9

Организация индивидуальной и групповой работы с одарёнными детьми.

в течение года

10

Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, «Умники и умницы», урок-путешествие, урок-игра, урок творческая мастерская

в течение года

11

Подготовка к олимпиадам (русский язык, математика, окружающий мир, литератур. Чтение; физическая культура);

в течение года

12

Участие в международных, всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах разного направления.

в течение года

13

Проектная и исследовательская деятельность на уроках, внеклассных мероприятиях.

в течение года

14

Организация дистанционного обучения на площадке «Волшебный мир книг»

в течение года

15

Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях

в течение года

16

Совместное творчество родителей и детей. Выставки работ.

май

17

Отправление благодарственных писем родителям учащихся

май

     Методики диагностики одаренности младших школьников

Тест-анкета, выявления потенциала одарённости Разработана Американскими психологами А. де Ханом и Г. Кафом

 Ребёнок имеет музыкальный талант, если:

1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

3 - сочиняет свои собственные мелодии;

4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение.

У ребёнка незаурядный интеллект, если он:

1 - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

2 - обладает хорошей памятью;

3 - легко и быстро схватывает новый школьный материал;

 4 - задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

5 - любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

6 - обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

7 - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

8 - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;

9 - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, и не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.

У ребёнка литературное дарование, если:

1 - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

2 - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;

3 - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

4 - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

5 - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

 Художественные способности ребёнка могут проявиться в том, что он:

 1 - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

2 - в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

3 - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

 4 - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

5 - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

 6 - не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

 У ребёнка спортивный талант, если: 

1 - он энергичен и всё время хочет двигаться;

2 - он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

3 - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

 4 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

5 - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

6 - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

7 - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт;

8 - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Артистический талант проявится у ребёнка тем, что он:

1 - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;

2 - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём- то рассказывает;

3 - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

4 - с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

5 - с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

6 - пластичен и открыт всему новому;

7 - любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У ребёнка технические способности, если он:

1 - интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

2 - любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

 3 - сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

4 - может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

5 - любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

6 - интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

    Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, оцениваем в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех семи описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит ребёнку, ставим пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла и так далее. (нельзя ставить оценку ниже двух баллов!) Суммируем баллы внутри каждой из семи анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму делим на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь). Таким образом, устанавливаем наиболее выраженную одарённость ребёнка.

     Для выявления одарённости учащихся, обучающихся на начальной ступени обучения можно использовать также методики в приведённых изданиях.

 Иванов, А.В. Методики диагностики одаренности младших школьников // Практика административной работы в школе. - 2002. - № 6. - С. 54.

  Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема/А.И. Савенков // Педагогика. - 2000. - N 10. - С. 87-94. (дополнительные методики к приведённой в приложении 1)