Конкурс "Учитель года - 2019"

Олзобоева Оксана Борисовна

Предварительный просмотр:

Олзобоева Оксана Борисовна

учитель начальных классов

МБОУ «Боргойская СОШ»

Эссе

Я – учитель

«Театр?.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением... Возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?..»

Эти слова Белинского о театре можно в полной мере отнести и к школе. Ведь у школы с театром есть много общего. И свою школу я считаю театром. Учитель исполняет главную роль. Десятки детских глаз  обращены к ней. В них – ожидание, ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия.  Все чудеса совершит она. Учитель -  уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий  хорошо давать материал; честный, человечный, чуткий, с чувством юмора; искренний,  тактичный, толерантный, терпеливый; естественный, единомышленник, любящий детей, любящий свою работу. И очень мягкий, как мягкий знак,  как само слово-учитель!

Разве можно пройти мимо такой профессии? Учитель….

Пожалуй, каждый учитель когда-нибудь задумывался, почему он выбрал эту профессию. «Работать – значит творить…». Выразить себя в своем творении – это ли не суть профессии учителя?

Говоря о себе, могу отметить, что с детства мечтала связать свою жизнь с творчеством, поскольку росла талантливым ребенком: пела, танцевала, писала и читала стихи, играла в школьных спектаклях. Но думала ли я, что буду учителем? Если бы мне в детстве сказали, что я буду педагогом, я бы не поверила. Почему? Да потому, что, рассаживая кукол и прочие игрушки, а впоследствии и своих подруг для игры «в школу», обучая их «грамоте», объясняя материал, усвоенный на настоящем школьном уроке, я не задумывалась об этом всерьез. Думаю, так делали многие дети, и я не исключение.

Но все изменилось, когда я окончила начальную школу. Моим классным руководителем стала Ванданова Роза Сосоровна - человек настолько открытый и творческий, что по прошествии лет никто не смог затмить ее в моих глазах. Как я хотела быть похожей на нее! С радостью посещая уроки в школе, восхищаясь ее прекрасным знанием предмета и изложением материала, всегда хорошим настроением и радостным общением с учениками, потрясающими постановками школьных спектаклей, где я всегда принимала участие, я твердо решила: буду такой, как она! Любимыми предметами у меня стали русский язык и литература, а постижение всех тонкостей творчества стало моим хобби.

Прошло уже немало лет, но я вспоминаю слова, сказанные мне однажды Розой Сосоровной: «Тебе нужно стать учителем, у тебя получится!» Неужели тогда она смогла разглядеть во мне тот потенциал, почувствовать ту энергию, которая нужна в профессии учителя? Ведь учителем становится не каждый…

И вот, последовав совету моего любимого учителя, наставника и, можно сказать, кумира, я поступила в Бурятский республиканский педагогический колледж, закончив который пришла работать в школу. Нужно сказать, что я не ошиблась в выборе профессии. Вот уже 24 года я работаю учителем начальных классов в Боргойской средней школе.

Начальная школа - это мастерская человечности, а учитель в ней мастер. Именно преподаватель ежедневным трудом воспитывает в своих учениках общечеловеческие ценности: веру, любовь, гуманизм, справедливость и благородство.

Моя задача - создать для детей такой «мир» в школьном образовании, где в центре обучения окажется не система отчужденных от ребенка знаний и навыков, навязанных ему взрослым миром, а то личностное содержание, с которым ребенок приходит в школу. Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога.

У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом, не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми.

Каким же должен быть учитель XXI века? Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века –  огромная ответственность и нелёгкий труд. Дети всегда были детьми, а эпоха накладывает на жизнь и характер свой отпечаток. Времена меняются, меняются и дети, но учителю всегда нужно для себя определить смысл своей работы, свои методы.

Школа – это  вечная молодость, постоянное   движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и  духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.

Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Я  всегда стараюсь помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души, ибо никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.  Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы.

И каждый раз первый класс для меня как новое испытание: стать примером богатства духовной жизни, создать многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ. Дети такие разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.

 Самое приятное то, что я вижу результат своего труда! А результат это: и победы детей в олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня, и выступление детей на концертах в школе, и участие в смотре художественной самодеятельности муниципального уровня. Они уверенно держатся на публике, отлично танцуют, так же непринужденно общаются с другими детьми.

Очень важно, чтобы на каждом уроке ребёнок испытывал радость открытия. Поэтому успех каждого ученика, я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят. Тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке и проложить мостик к взаимопониманию. Быть одним целым - ты и дети - это цель, наверное, каждого учителя. Добиться этого возможно кропотливым трудом и искренней любовью к своему делу.

Работая над собой, я всегда помню о том, что непререкаемым авторитетом для детей должны стать мои личностные качества как педагога, мои знания и жизненный опыт. Авторитет в моём понимании – это не требование беспрекословного послушания, авторитарное управление ребёнком, а постоянное духовное общение с детьми, взаимное проникновение в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга. Поэтому я, как современный учитель,  не только учу детей, но и сама учусь у своих учеников.  

Постоянно нахожусь в поисках смыслов и ценностей своей деятельности, принимаю  активное участие в разработке и внедрении  инновационных моделей образовательной системы, успешно использую современные педагогические технологии на уроках. А успех педагогической деятельности, заключается в соблюдении этических принципов, ведь именно этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. И основным условием здесь является педагогический такт. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей – ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения. Уверена, бестактность, оскорбительное отношение к детям наносит глубокие душевные травмы, вредит всему делу обучения и воспитания.

Учитель как великий волшебник и артист может делать трудные вещи лёгкими. Он всегда молод душой и шагает в ногу со временем, постоянно совершенствуется сам и развивает способности ребёнка. Мне хочется быть учителем, помогающим принять мир и принять себя в этом мире.

Выбрав профессию учителя, я стала задаваться вопросами: кто же он – учитель? Актёр? Носитель информации? «Скульптор» детских душ? Только спустя годы, я смогла ответить на этот вопрос. Учитель – это артист своего дела, но его слушатели и зрители не встречают и не провожают аплодисментами.  Учитель – это и скульптор, ваятель. Но его работ до поры до времени не видит никто, кроме него самого.    Учитель – это врач. Но его «пациенты» редко благодарят его за «лечение». Пройдут годы, прежде чем «вылеченный» им, поставленный на ноги, придёт и скажет: «спасибо». Учитель – это творец! Значит он – натура творческая, ищущая, чем – то сродни профессии режиссёра – постановщика, режиссера своего действа, спектакля.

Как интереснее спланировать урок? Тут помогает талант сценариста. Как удержать весь класс в поле зрения, как разнообразить методику преподавания, как подтянуть слабого ученика и усложнить задание для сильного. Я люблю, когда дети задают мне нестандартные и интересные вопросы. Поэтому и я сама для развития интереса к учению на уроках использую такие задачи. Ведь нестандартные задания способствуют развитию у детей всего комплекса мыслительных операций таких, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение...

А на сцене передо мной 10 актеров! И я - режиссер - должна в каждом актере увидеть талант, помочь ему раскрыться, чтобы сыгранная им роль обеспечила ему успех!

Недаром В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» говорил, что успех возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей каждого ребёнка». Это актуально и в 20 веке и в 21. А технологии 21 века шагнули далеко вперёд. И надо не отстать! Даже А.С.Пушкин советовал «в просвещении быть с веком наравне». Очень хорошо, что появились новые образовательные ресурсы. Они облегчают обучение, делают его наглядным, доступным, интересным, поэтому, используя возможности современной школы, я создаю и применяю мультимедийные презентации, а также учу детей их создавать.

Педагог, раскрывая мир детям, не перестает развиваться вместе с ними. Конечно, все постичь невозможно, но стремиться знать и уметь как можно больше должен каждый учитель: чтобы научить, надо уметь самому; чтобы тебе поверили, надо самому верить; чтобы за тобой пошли, надо идти впереди.

Российский педагог профессор Марк Поташник говорит, что учитель в этой связи должен стать актером - реалистом, то есть актером школы Станиславского с его культом полного подобия жизни. Ибо, если ученик внутри себя скажет «Не верю!» - вся работа учителя пойдет насмарку...

Педагогический артистизм облегчает взаимодействие между преподавателем и учеником, способствует принятию, пониманию, проявлению терпимости к чужой культуре, мнению, верованию. Проявление открытости к миру и детям позволяют педагогу не быть «страшным» для ребенка, дают ему возможность в любых случаях обращаться к педагогу.

Спокойная, доброжелательная обстановка на уроке - залог успешного усвоения материала. Я никогда не была сторонницей принципа «да убоится ученик учителя своего», никогда не показывала свою власть над ними. В каждом ребенке я вижу в первую очередь хорошее и терпеливо ращу в детских душах всходы добра и человечности. Замечательный педагог Симон Соловейчик считает, что «Говорят о сверхзадаче актера. Но вот кто постоянно живет в мире сверхзадач — учитель! Он рассказывает о деталях анатомии беспозвоночных или о тригонометрических функциях, ему нужно, чтобы дети поняли формулы и запомнили детали. Но еще более нужно ему, чтобы, выучив все, что положено, его дети стали людьми». Каждый день глазами моих учеников смотрит на меня будущее России. В этом будущем нам предстоит жить. И от того, какими станут нынешние дети, зависит судьба страны.

 Вот уже два десятка лет я с радостью открываю школьную дверь, и каждый день, входя со звонком в класс, я понимаю, что начинается новое действие спектакля, во время которого общение с детьми прибавит мне оптимизма, уверенности в себе, осознания того, что я занимаюсь любимым делом. «Учителем и артистом надо родиться», - так некогда сказала великая Фаина Раневская.

И снова звенит звонок. Школьный звонок - это, говоря языком театра, всего лишь сигнал окончания очередного акта, за которым стоит невидимый   зрителю сценарий (конспект урока), авторская идея (цели и задачи), приготовленные декорации (материалы и оборудование к уроку), мастерски исполненная игра (собственно сам урок) и, конечно, незаметный зрителю и в то же время актеру (ученику) экспромт учителя - актера и сценариста.

Любите ли вы школу так, как люблю ее я? Всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом? Что же такое, спрашиваю я, школа? Театр?  Может быть.   Только не театр одного актера, а группы единомышленников: детей, родителей и учителей.

Та самоотдача, та любовь к детям и ко всему тому, чем занимаюсь я и мои коллеги, когда-нибудь вознесет учителя на пьедестал почета! А пока я буду вдохновлять учеников на новые открытия, вместе с ними творить и раскрывать их творческий потенциал, наслаждаться своей профессией и ни на секунду не жалеть о том, что я Учитель! Ведь тот, кто однажды «испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют».



Предварительный просмотр:

Приложение 3

C:\Users\Windows\Downloads\IMG_20190329_125702.jpg

Информационная карта участника конкурса

«Учитель года Бурятия - 2019»

_______________Олзобоева__________________

(фамилия)

_____________Оксана Борисовна__________________

(имя, отчество)

( ______МБОУ «Боргойская СОШ_____)

(ОО, муниципалитет)

1. Общие сведения

Субъект Российской Федерации

Республика Бурятия

Населенный пункт

у.Боргой

Дата рождения (день, месяц, год)

 26.11.1974

Место рождения

с.Боргой

Адреса в Интернете (сайт, блог и т. д.), где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами

infourok.ruuser/olzoboeva-oksana-borisovna/blognsportal.ruuser/1129286

2. Работа

Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)

МБОУ «Боргойская СОШ»

Занимаемая должность

учитель начальных классов

Преподаваемые предметы

начальные классы

Классное руководство в настоящее время, в каком классе

3 класс

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

24 года

Квалификационная категория

высшая

Почетные звания и награды (наименования и даты получения)

Почетная грамота Министерства образования и науки РБ (28.09.2015), Администрация Главы РБ и Правительства РБ ( 2015)

Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет)

МБОУ «Боргойская СОШ»

Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность)

-

3. Образование

Название и год окончания учреждения профессионального образования

Пед.колледж №1 (1994 г), БГУ (2007 г)

Специальность, квалификация по диплому

Учитель начальных классов, учитель бурятского языка и литературы

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения)

-

Знание иностранных языков (укажите уровень владения)

Немецкий язык со словарем

Ученая степень

-

Название диссертационной работы (работ)

-

Основные публикации (в т. ч. брошюры, книги)

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

4. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)

Член Всероссийской политической партии «Единая Россия»

Участие в деятельности управляющего (школьного) совета

да

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия)

Ярмарка социально-педагогических инноваций-2018 г. Диплом

5. Семья

Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга)

Замужем, Олзобоев Александр Николаевич, глава КФХ

Дети (имена и возраст)

Дочь-Дина (24 г), сын Сергей (23 г), сын Нима (12 л), Ардан (3 г)

6. Досуг

Хобби

кулинария

Спортивные увлечения

теннис, волейбол

Сценические таланты

актерское мастерство, пение

7. Контакты

Рабочий адрес с индексом

671928  Джидинский район у.Боргой, ул. Школьная,1

Домашний адрес с индексом

671928 Джидинский район у.Боргой, ул. Жигжитова,3

Рабочий телефон с междугородним кодом

8(30134)96-2-71;  

Домашний телефон с междугородним кодом

-

Мобильный телефон с междугородним кодом

89024525840

Факс с междугородним кодом

-

Рабочая электронная почта

borgoi2012@yandex.ru

Личная электронная почта

 o.olzoboeva@yandex.ru

Адрес личного сайта в Интернете

https://nsportal.ru/olzoboeva-oksana-borisovna

Адрес школьного сайта в Интернете

borgoisosh.umi.ru

8. Документы

Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан)

8100 097331 ОВД  Джидинского района, РБ от 03.01.2001 г

ИНН

030400837924

Свидетельство пенсионного государственного страхования

042-590-05434

9. Личные банковские реквизиты

Наименование банка

Корреспондентский счет банка

БИК банка

ИНН банка

Расчетный счет банка

Лицевой счет получателя

Филиал/отделение банка

  1. При прохождении конкурсного испытания «УРОК», выбираю

Предмет

Русский язык

Класс (возрастная параллель)

3 «а»

Материально-техническое оснащение урока

Мультимедийная презентация

Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю: __________________________ (___Олзобоева О.Б.__________________________)

        (подпись)                                             (фамилия, имя, отчество участника)

«____» __________ 2019 г.