Конкурс "Учитель года - 2019"
Эссе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе | 20.92 КБ |
Информационная карта участника конкурса "Учитель года - 2019" | 62.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Олзобоева Оксана Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ «Боргойская СОШ»
Эссе
Я – учитель
«Театр?.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением... Возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?..»
Эти слова Белинского о театре можно в полной мере отнести и к школе. Ведь у школы с театром есть много общего. И свою школу я считаю театром. Учитель исполняет главную роль. Десятки детских глаз обращены к ней. В них – ожидание, ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия. Все чудеса совершит она. Учитель - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий хорошо давать материал; честный, человечный, чуткий, с чувством юмора; искренний, тактичный, толерантный, терпеливый; естественный, единомышленник, любящий детей, любящий свою работу. И очень мягкий, как мягкий знак, как само слово-учитель!
Разве можно пройти мимо такой профессии? Учитель….
Пожалуй, каждый учитель когда-нибудь задумывался, почему он выбрал эту профессию. «Работать – значит творить…». Выразить себя в своем творении – это ли не суть профессии учителя?
Говоря о себе, могу отметить, что с детства мечтала связать свою жизнь с творчеством, поскольку росла талантливым ребенком: пела, танцевала, писала и читала стихи, играла в школьных спектаклях. Но думала ли я, что буду учителем? Если бы мне в детстве сказали, что я буду педагогом, я бы не поверила. Почему? Да потому, что, рассаживая кукол и прочие игрушки, а впоследствии и своих подруг для игры «в школу», обучая их «грамоте», объясняя материал, усвоенный на настоящем школьном уроке, я не задумывалась об этом всерьез. Думаю, так делали многие дети, и я не исключение.
Но все изменилось, когда я окончила начальную школу. Моим классным руководителем стала Ванданова Роза Сосоровна - человек настолько открытый и творческий, что по прошествии лет никто не смог затмить ее в моих глазах. Как я хотела быть похожей на нее! С радостью посещая уроки в школе, восхищаясь ее прекрасным знанием предмета и изложением материала, всегда хорошим настроением и радостным общением с учениками, потрясающими постановками школьных спектаклей, где я всегда принимала участие, я твердо решила: буду такой, как она! Любимыми предметами у меня стали русский язык и литература, а постижение всех тонкостей творчества стало моим хобби.
Прошло уже немало лет, но я вспоминаю слова, сказанные мне однажды Розой Сосоровной: «Тебе нужно стать учителем, у тебя получится!» Неужели тогда она смогла разглядеть во мне тот потенциал, почувствовать ту энергию, которая нужна в профессии учителя? Ведь учителем становится не каждый…
И вот, последовав совету моего любимого учителя, наставника и, можно сказать, кумира, я поступила в Бурятский республиканский педагогический колледж, закончив который пришла работать в школу. Нужно сказать, что я не ошиблась в выборе профессии. Вот уже 24 года я работаю учителем начальных классов в Боргойской средней школе.
Начальная школа - это мастерская человечности, а учитель в ней мастер. Именно преподаватель ежедневным трудом воспитывает в своих учениках общечеловеческие ценности: веру, любовь, гуманизм, справедливость и благородство.
Моя задача - создать для детей такой «мир» в школьном образовании, где в центре обучения окажется не система отчужденных от ребенка знаний и навыков, навязанных ему взрослым миром, а то личностное содержание, с которым ребенок приходит в школу. Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит - таков и итог профессионального пути педагога.
У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом, не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми.
Каким же должен быть учитель XXI века? Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелёгкий труд. Дети всегда были детьми, а эпоха накладывает на жизнь и характер свой отпечаток. Времена меняются, меняются и дети, но учителю всегда нужно для себя определить смысл своей работы, свои методы.
Школа – это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.
Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Я всегда стараюсь помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души, ибо никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми. Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы.
И каждый раз первый класс для меня как новое испытание: стать примером богатства духовной жизни, создать многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ. Дети такие разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.
Самое приятное то, что я вижу результат своего труда! А результат это: и победы детей в олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня, и выступление детей на концертах в школе, и участие в смотре художественной самодеятельности муниципального уровня. Они уверенно держатся на публике, отлично танцуют, так же непринужденно общаются с другими детьми.
Очень важно, чтобы на каждом уроке ребёнок испытывал радость открытия. Поэтому успех каждого ученика, я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят. Тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке и проложить мостик к взаимопониманию. Быть одним целым - ты и дети - это цель, наверное, каждого учителя. Добиться этого возможно кропотливым трудом и искренней любовью к своему делу.
Работая над собой, я всегда помню о том, что непререкаемым авторитетом для детей должны стать мои личностные качества как педагога, мои знания и жизненный опыт. Авторитет в моём понимании – это не требование беспрекословного послушания, авторитарное управление ребёнком, а постоянное духовное общение с детьми, взаимное проникновение в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга. Поэтому я, как современный учитель, не только учу детей, но и сама учусь у своих учеников.
Постоянно нахожусь в поисках смыслов и ценностей своей деятельности, принимаю активное участие в разработке и внедрении инновационных моделей образовательной системы, успешно использую современные педагогические технологии на уроках. А успех педагогической деятельности, заключается в соблюдении этических принципов, ведь именно этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. И основным условием здесь является педагогический такт. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей – ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения. Уверена, бестактность, оскорбительное отношение к детям наносит глубокие душевные травмы, вредит всему делу обучения и воспитания.
Учитель как великий волшебник и артист может делать трудные вещи лёгкими. Он всегда молод душой и шагает в ногу со временем, постоянно совершенствуется сам и развивает способности ребёнка. Мне хочется быть учителем, помогающим принять мир и принять себя в этом мире.
Выбрав профессию учителя, я стала задаваться вопросами: кто же он – учитель? Актёр? Носитель информации? «Скульптор» детских душ? Только спустя годы, я смогла ответить на этот вопрос. Учитель – это артист своего дела, но его слушатели и зрители не встречают и не провожают аплодисментами. Учитель – это и скульптор, ваятель. Но его работ до поры до времени не видит никто, кроме него самого. Учитель – это врач. Но его «пациенты» редко благодарят его за «лечение». Пройдут годы, прежде чем «вылеченный» им, поставленный на ноги, придёт и скажет: «спасибо». Учитель – это творец! Значит он – натура творческая, ищущая, чем – то сродни профессии режиссёра – постановщика, режиссера своего действа, спектакля.
Как интереснее спланировать урок? Тут помогает талант сценариста. Как удержать весь класс в поле зрения, как разнообразить методику преподавания, как подтянуть слабого ученика и усложнить задание для сильного. Я люблю, когда дети задают мне нестандартные и интересные вопросы. Поэтому и я сама для развития интереса к учению на уроках использую такие задачи. Ведь нестандартные задания способствуют развитию у детей всего комплекса мыслительных операций таких, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение...
А на сцене передо мной 10 актеров! И я - режиссер - должна в каждом актере увидеть талант, помочь ему раскрыться, чтобы сыгранная им роль обеспечила ему успех!
Недаром В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» говорил, что успех возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей каждого ребёнка». Это актуально и в 20 веке и в 21. А технологии 21 века шагнули далеко вперёд. И надо не отстать! Даже А.С.Пушкин советовал «в просвещении быть с веком наравне». Очень хорошо, что появились новые образовательные ресурсы. Они облегчают обучение, делают его наглядным, доступным, интересным, поэтому, используя возможности современной школы, я создаю и применяю мультимедийные презентации, а также учу детей их создавать.
Педагог, раскрывая мир детям, не перестает развиваться вместе с ними. Конечно, все постичь невозможно, но стремиться знать и уметь как можно больше должен каждый учитель: чтобы научить, надо уметь самому; чтобы тебе поверили, надо самому верить; чтобы за тобой пошли, надо идти впереди.
Российский педагог профессор Марк Поташник говорит, что учитель в этой связи должен стать актером - реалистом, то есть актером школы Станиславского с его культом полного подобия жизни. Ибо, если ученик внутри себя скажет «Не верю!» - вся работа учителя пойдет насмарку...
Педагогический артистизм облегчает взаимодействие между преподавателем и учеником, способствует принятию, пониманию, проявлению терпимости к чужой культуре, мнению, верованию. Проявление открытости к миру и детям позволяют педагогу не быть «страшным» для ребенка, дают ему возможность в любых случаях обращаться к педагогу.
Спокойная, доброжелательная обстановка на уроке - залог успешного усвоения материала. Я никогда не была сторонницей принципа «да убоится ученик учителя своего», никогда не показывала свою власть над ними. В каждом ребенке я вижу в первую очередь хорошее и терпеливо ращу в детских душах всходы добра и человечности. Замечательный педагог Симон Соловейчик считает, что «Говорят о сверхзадаче актера. Но вот кто постоянно живет в мире сверхзадач — учитель! Он рассказывает о деталях анатомии беспозвоночных или о тригонометрических функциях, ему нужно, чтобы дети поняли формулы и запомнили детали. Но еще более нужно ему, чтобы, выучив все, что положено, его дети стали людьми». Каждый день глазами моих учеников смотрит на меня будущее России. В этом будущем нам предстоит жить. И от того, какими станут нынешние дети, зависит судьба страны.
Вот уже два десятка лет я с радостью открываю школьную дверь, и каждый день, входя со звонком в класс, я понимаю, что начинается новое действие спектакля, во время которого общение с детьми прибавит мне оптимизма, уверенности в себе, осознания того, что я занимаюсь любимым делом. «Учителем и артистом надо родиться», - так некогда сказала великая Фаина Раневская.
И снова звенит звонок. Школьный звонок - это, говоря языком театра, всего лишь сигнал окончания очередного акта, за которым стоит невидимый зрителю сценарий (конспект урока), авторская идея (цели и задачи), приготовленные декорации (материалы и оборудование к уроку), мастерски исполненная игра (собственно сам урок) и, конечно, незаметный зрителю и в то же время актеру (ученику) экспромт учителя - актера и сценариста.
Любите ли вы школу так, как люблю ее я? Всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом? Что же такое, спрашиваю я, школа? Театр? Может быть. Только не театр одного актера, а группы единомышленников: детей, родителей и учителей.
Та самоотдача, та любовь к детям и ко всему тому, чем занимаюсь я и мои коллеги, когда-нибудь вознесет учителя на пьедестал почета! А пока я буду вдохновлять учеников на новые открытия, вместе с ними творить и раскрывать их творческий потенциал, наслаждаться своей профессией и ни на секунду не жалеть о том, что я Учитель! Ведь тот, кто однажды «испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют».
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Информационная карта участника конкурса «Учитель года Бурятия - 2019» _______________Олзобоева__________________ (фамилия) _____________Оксана Борисовна__________________ (имя, отчество) ( ______МБОУ «Боргойская СОШ_____) (ОО, муниципалитет) |
1. Общие сведения | |
Субъект Российской Федерации | Республика Бурятия |
Населенный пункт | у.Боргой |
Дата рождения (день, месяц, год) | 26.11.1974 |
Место рождения | с.Боргой |
Адреса в Интернете (сайт, блог и т. д.), где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами | infourok.ru›user/olzoboeva-oksana-borisovna/blognsportal.ru›user/1129286 |
2. Работа | |
Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом) | МБОУ «Боргойская СОШ» |
Занимаемая должность | учитель начальных классов |
Преподаваемые предметы | начальные классы |
Классное руководство в настоящее время, в каком классе | 3 класс |
Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | 24 года |
Квалификационная категория | высшая |
Почетные звания и награды (наименования и даты получения) | Почетная грамота Министерства образования и науки РБ (28.09.2015), Администрация Главы РБ и Правительства РБ ( 2015) |
Послужной список (места и сроки работы за последние 10 лет) | МБОУ «Боргойская СОШ» |
Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность) | - |
3. Образование | |
Название и год окончания учреждения профессионального образования | Пед.колледж №1 (1994 г), БГУ (2007 г) |
Специальность, квалификация по диплому | Учитель начальных классов, учитель бурятского языка и литературы |
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения) | - |
Знание иностранных языков (укажите уровень владения) | Немецкий язык со словарем |
Ученая степень | - |
Название диссертационной работы (работ) | - |
Основные публикации (в т. ч. брошюры, книги) | Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности |
4. Общественная деятельность | |
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) | Член Всероссийской политической партии «Единая Россия» |
Участие в деятельности управляющего (школьного) совета | да |
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) | Ярмарка социально-педагогических инноваций-2018 г. Диплом |
5. Семья | |
Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга) | Замужем, Олзобоев Александр Николаевич, глава КФХ |
Дети (имена и возраст) | Дочь-Дина (24 г), сын Сергей (23 г), сын Нима (12 л), Ардан (3 г) |
6. Досуг | |
Хобби | кулинария |
Спортивные увлечения | теннис, волейбол |
Сценические таланты | актерское мастерство, пение |
7. Контакты | |
Рабочий адрес с индексом | 671928 Джидинский район у.Боргой, ул. Школьная,1 |
Домашний адрес с индексом | 671928 Джидинский район у.Боргой, ул. Жигжитова,3 |
Рабочий телефон с междугородним кодом | 8(30134)96-2-71; |
Домашний телефон с междугородним кодом | - |
Мобильный телефон с междугородним кодом | 89024525840 |
Факс с междугородним кодом | - |
Рабочая электронная почта | |
Личная электронная почта | o.olzoboeva@yandex.ru |
Адрес личного сайта в Интернете | |
Адрес школьного сайта в Интернете | |
8. Документы | |
Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан) | 8100 097331 ОВД Джидинского района, РБ от 03.01.2001 г |
ИНН | 030400837924 |
Свидетельство пенсионного государственного страхования | 042-590-05434 |
9. Личные банковские реквизиты | |
Наименование банка | |
Корреспондентский счет банка | |
БИК банка | |
ИНН банка | |
Расчетный счет банка | |
Лицевой счет получателя | |
Филиал/отделение банка | |
| |
Предмет | Русский язык |
Класс (возрастная параллель) | 3 «а» |
Материально-техническое оснащение урока | Мультимедийная презентация |
Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю: __________________________ (___Олзобоева О.Б.__________________________)
(подпись) (фамилия, имя, отчество участника)
«____» __________ 2019 г.