Рабочие программы

Олзобоева Оксана Борисовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:                                                                                                                  Согласовано:                                                                                    Рассмотрено:

«____»_______________2019г.                                                                            «____»_______________2019г.                                                     «____»_______________2019г.

Директор школы:                                                                                                    Зам.директора по УВР:_                                                                на заседании МО:

______________Б.В. Надмитова                                                                        _____________Д.С.Цыремпилова                                                 ______________О.Б.Олзобоева                                    

         

Рабочая программа

по математике

на 2019-2020 учебный год

4 класс

Рабочую программу составила: Олзобоева Оксана Борисовна, учитель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

      Рабочая программа по предмету «Математика» для 4 класса разработана в соответствии законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;    

       Федеральный государственный образовательным  стандартом начального общего образования(2009 год), письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 года № 03-48, приказом Министерства образования и науки Р Ф№ 1576 от 31 декабря 2015 года .«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;Уставом МБОУ «Боргойская ООШ»  и программа по математике составлена на основе программы «Математика» авторов: Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В.

Рабочая программа составлена на 136 учебных часов (из расчёта 4 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ «Боргойская СОШ»

         Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты 

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для

ценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Содержание учебного предмета

Числа от 1 до 1000 и числа больше 1000 ( 26 ч.)

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Величины (11ч)

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

    Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

    Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Сложение и вычитание (12 ч.) многозначных чисел Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

 Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

 Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Умножение и деление (77ч) Алгоритмы письменного многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Нахождение неизвестного  компонента  арифметического  действия..

Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Способы   проверки  правильности  вычислений .

   Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания

Решение задач разными способами. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Разделы

Кол-во часов

1

Числа от 1 до 1000

14 ч

2

Числа, которые больше 1000 Нумерация

12 ч

3

Величины

11ч

4

Сложение и вычитание

12 ч

5

Умножение и деление

77ч

6

Итоговое повторение

10ч

Итого

136ч

Тема

Кол-во часов

УДД

Дата

Примечание

I четверть

Числа от 1 до 1000 (14 часов)

1

Повторение. Нумерация чисел

1

- способность  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;

- умения планировать и контролировать, и оценивать учебные действия в соответствии  с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания  моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных и познавательных задач;

2

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание

1

3

Нахождение суммы нескольких слагаемых

1

4

Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел

1

5

Умножение трехзначного числа на однозначное

1

6

Свойства умножения

1

7

Алгоритм письменного деления

1

8

Приемы письменного деления

3

9

Приемы письменного деления

10

Приемы письменного деления

11

Диаграммы

1

12

Что узнали. Чему научились.

1

13

Контрольная работа № 1

1

14

Анализ контрольной работы. Странички для любознательных

1

Числа, которые больше 1000 (112 ч.)

Нумерация ( 12 часов)

15

Класс единиц и класс тысяч

1

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000, находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе Знание  Арифметических действий с числами. Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом

16

Чтение многозначных чисел.

1

17

Запись многозначных чисел.

1

18

Разрядные слагаемые

1

19

Сравнение чисел

1

20

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

1

21

Закрепление изученного

1

22

Класс миллионов, класс миллиардов

1

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета),

23

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились

1

 сбора, обработки, анализа организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать результаты измерения

24

Закрепление изученного

1

25

Контрольная работа № 2

1

26

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного

1

Величины(11ч)

27

Единицы длины – километр.

1

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль:читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

28

Единицы длины. Закрепление изученного

1

29

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр

1

30

Таблица единиц площади

1

31

Измерение площади фигуры с помощью палетки

1

32

Единицы массы. Тонна. Центнер.

1

33

Единицы времени. Определение времени по часам

1

34

Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда

1

35

Век. Таблица единиц времени.

1

36

Что узнали. Чему научились.

1

37

Контрольная работа № 3

1

II четверть  Сложение и вычитание (12 часов)

38

Анализ контрольной работы. Устные и письменные приемы вычислений

1

Уметь выполнять 
письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел)

Уметь пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений

знание  устных и письменных вычислений  с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Алгоритм вычитания чисел в пределах миллиона

Знать правило нахождения неизвестного слагаемого.

Знание  устных и письменных вычислений с натуральными числами. Решение текстовых задач

39

Нахождение неизвестного слагаемого

1

40

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого

1

41

Нахождение нескольких долей целого

1

42

Решение задач

1

43

Решение задач

1

44

Сложение и вычитание величин

1

45

Решение задач

1

46

Что узнали. Чему научились.

1

1

47

Странички для любознательных. Задачи-расчёты

48

Контрольная работа № 4

1

49

Анализ контрольной работы.

1

Умножение и деления (77ч)

50

Свойства умножения

1

 пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).

Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях,

сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

• выделять неизвестный компонент арифметического

действия и находить его значение;

51

Письменные приемы умножения

1

52

Письменные приемы умножения

1

53

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями

1

54

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

1

55

Деление с числами 0 и 1

1

56

Письменные приёмы деления

1

57

Письменные приёмы деления

1

58

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме

1

59

Закрепление изученного. Решение задач

1

60

Письменные приёмы деления. Решение задач.

1

• вычислять значение числового выражения (содержащего

2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

61

Закрепление изученного.

1

62

Что узнали. Чему научились.

1

63

Контрольная работа № 5

1

64

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного

1

65

Умножение и деление на однозначное число

1

III четверть

66

Скорость, единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

1

• выполнять действия с величинами;

• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи,

определять количество и порядок действий для решения задачи,

выбирать и объяснять выбор действий;

решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);

оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая,

десятая часть);

• решать задачи в 3—4 действия;

• находить разные способы решения задачи.

67

Решение задач на движение.

1

68

Решение задач на движение.

1

69

Решение задач на движение.

1

70

Странички для любознательных. Проверочная работа.

1

71

Умножение числа на произведение

1

72

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

1

73

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

1

74

Письменное умножение двух чисел, оканчивающиеся нулями.

1

75

Решение задач

1

76

Перестановка и группировка множителей

1

77

Что узнали. Чему научились.

1

78

Контрольная работа № 6

1

79

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного

1

80

Деление числа на произведение

1

81

Деление числа на произведение

1

Использование свойств умножения при выполнении вычислений. Умножение на 0, на 1. Арифметические действия с нулем. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов

Знать прием умножения чисел, оканчивающихся нулями.

Уметь проверять правильность выполненных вычислений, 
решать текстовые 
задачи арифметическим способом;

пользоваться изученной математической терминологией, 

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления, правило умножения числа на сумму.

выполнять письменные вычисления умножение  многозначных чисел на двузначное и трехзначное число

82

Деление с остатком на 10,100, 1000.

1

83

Решение задач.

1

84-87

Письменное деление  на числа оканчивающиеся нулями

4

88

Решение задач

1

89

Закрепление изученного

1

90

Что узнали. Чему научились.

1

91

Контрольная работа № 7

1

92

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Письменные приемы деления на числа, оканчивающиеся нулями

2

93

Умножение  числа на сумму

1

94

Умножение  числа на сумму

95,96

Письменное умножение на  двузначное число

2

97,98

Решение задач.

2

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

99,100

Письменное умножение на трехзначное число

2

101,102

Закрепление изученного

2

103

Что узнали. Чему научились.

1

104

Контрольная работа № 8

1

105

Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число

1

I V четверть

106

Письменное деление на двузначное число.

1

выполнять письменные вычисления деление  многозначных чисел на двузначное и трехзначное число

107

Письменное деление на двузначное число.

1

108,109

Письменное деление на двузначное число

2

110

Закрепление изученного

1

111

Закрепление изученного.

1

112

Закрепление изученного

1

113

Письменное деление на двузначное число. Закрепление.

1

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена, стоимость)

 Знать способы проверки правильности вычислений. Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление с остатком

114,115

Закрепление изученного. Решение задач.

2

116

Контрольная работа № 9

1

117

Анализ контрольной работы. Письменное деление на трёхзначное число.

1

118,119

Письменное деление на трехзначное число

2

120

Закрепление изученного

1

121

Деление с остатком

1

122

Деление на трёхзначное число. Закрепление.

1

123

Что узнали. Чему научились.

2

124

Повторение

1

125

Контрольная работа № 10

1

126

Анализ контрольной работы.

1

Итоговое повторение (10 ч)

127

Нумерация.

1

уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками 
и без них)

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Нахождение 
значений числовых 
выражений со скобками и без ни;

 выполнять работу над ошибками .

128

Выражения и уравнения

1

129

Арифметические действия: сложение и вычитание

1

130

Арифметические действия: умножение и деление.

1

131

Правила о порядке выполнения действий.

1

132

Контрольная работа № 11

1

133

Величины.

1

134

Геометрические фигуры.

1

135

Задачи.

1

136

Обобщающий урок.

1



Предварительный просмотр:

Утверждаю:                                                                                                                  Согласовано:                                                                                    Рассмотрено:

«____»_______________2019г.                                                                            «____»_______________2019г.                                                     «____»_______________2019г.

Директор школы:                                                                                                    Зам.директора по УВР:_                                                                на заседании МО:

______________Б.В. Надмитова                                                                        _____________Д.С.Цыремпилова                                                 ______________О.Б.Олзобоева                                    

         

Рабочая программа

по литературному чтению

на 2019-2020 учебный год

4 класс

Рабочую программу составила: Олзобоева Оксана Борисовна, учитель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

      Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса  разработана в соответствии законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;    

       Федеральный государственный образовательным  стандартом начального общего образования(2009 год), письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 года № 03-48, приказом Министерства образования и науки Р Ф№ 1577 от 31 декабря 2015 года , в соответствии с учебным планом МБОУ «Боргойская ООШ» на 2016-2017 учебный год, с положением   о рабочей программе МБОУ «Боргойская ООШ» , авторская программа Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В утвержденной МО РФ  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на работу по УМК «Школа России»:

  1.учебник «Литературное чтение»  4 класс, авторы Климанова, Горецкий, Москва «Просвещение» 2015 год ,

  2.Рабочая тетрадь Литературное чтение» 4 класс  , авторы Климанова, Горецкий, Москва «Просвещение» 2016 год

       Рабочая программа составлена на 102 учебных часов (из расчёта 3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ «Боргойская СОШ» ,по программе на изучение  курса отводится 136 часов, в связи с этим произошло  перераспределение программного материала:

Название раздела

По авторской  программе количество часов

              (136)

По БУПу школы количество часов       (102)

1

Былины. Летописи. Жития.

11

2

Чудесный мир классики

22

18 ч

3

Поэтическая тетрадь

12

8 ч

4

Литературные сказки

16

12ч

5

Делу время – потехе час

9

6

Страна  детства

8

7

Поэтическая тетрадь

8

8

Природа и мы

11

10ч

9

Поэтическая тетрадь

8

10

Родина

8

6 ч

11

Страна «Фантазия»

7

12

Зарубежная литература

16

14ч

  Количество  часов на НРК отводится исходя из 10% от общего количества  часов .

 Планируем  9 тем   регионального компонента, связанных  с изучением родного края.

№ п/п

№ урока

Тема урока

НРК

1

8

П. П. Ершов .Конёк – горбунок.

Сказки бабушки Сэсэгмы

2

10

А. С. Пушкин  .Унылая пора.

Поэзия бурятского народа. Осень.

3

16

Л. Н. Толстой .Как мужик убрал камень.(басня)

Басни Элбэга Манзарова

4

18

А. П. Чехов «Мальчики»

Ю. И Баранов. Мальчишка из предместья.

5

26

Н. А. Некрасов .В зимние сумерки…

Поэзия бурятского народа.. Зимние забавы

6

60

А. И. Куприн .Барбос и Жулька

Д.Р.Батожабай «Бык исполин».

7

67

С. А. Клычков .Весна в лесу.

Поэзия бурятского народа. Весенние мотивы

8

72

И. С. Никитин «Русь»

Поэзия бурятского народа. Родина.

9

77

Проект Они защищали Родину

Герои ВОВ в нашем селе и в нашей республике Бурятия

       Планируемые результаты освоения предмета

формирование личностных результатов обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей,  чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции народов мира;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

формирование метапредметных результатов чтения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий:
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;        
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;        
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:        
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета

Былины. Летописи. Жития. (6 ч) Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному художественному произведению. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений), осмысление цели чтения. Характеристика героев произведений с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов, причин. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные поступки и речь. Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, имен героев, авторских пометок.

Чудесный мир классики (18ч)

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных,  научно-популярных – и  их  сравнение.  Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.       Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы), определять основной смысл; определять художественные особенности произведений: лексика, построение (композиция).

Нахождение в тексте художественного произведения, определение значения в художественной речи средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи, осмысление их значения.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, сравнение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

     Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Поэтическая тетрадь (19 ч)

    При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, поэте, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров .

Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

Литературные сказки (12ч) Соблюдение при пересказе логической последовательности     и точности   изложения. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения,  с  заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц сказки, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев, с вымышленным продолжением рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с элементами описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.  Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих  составить данное  описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Различение сказки о животных, бытовые, волшебные. Литературная (авторская) сказка.

Делу время – потехе час. (6ч)

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной  мысли по  вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их  озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Страна детства (6ч)

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная.

Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации.

Виды  информации  в  книге: научная,  художественная  (с  опорой  на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендованного списка, алфавитного и тематического  каталога,  картотеки,  открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Природа и мы (10ч) Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

   Родина(6ч)

  Формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя,осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям.

Страна фантазии (5 ч) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному художественному произведению.

      Зарубежная литература (14) Знакомство с зарубежными писателями Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные   поступки и речь. Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, имен героев, авторских пометок.

      Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение  главной мысли каждой части и всего текста,  озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов,  озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений  в тексте,  позволяющих  составить данное  описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: умение понимать вопроса собеседника, отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учётом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художинков, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта, сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий).

№п/п

Тема,раздел

Кол-во часов

УУД

Дата

Примечания

1 четверть (27 ч) Летописи.Былины .Жития (6)

1

Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения,

понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

• осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя,

при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный,

учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

2

«И вспомнил Олег коня своего»

1

3

«Ильины три поездочки».

1

4

Сергия Радонежский-святой земли Русской

5

«Житие Сергия Радонежского»

1

6

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития

1

Чудесный мир классики (18ч)

7

Знакомство с разделом. Пётр Петрович Ершов

1

определять последовательность событий, задавать вопросы по

услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или

отвечая на вопрос;

• вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях,

• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей

осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему

произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

8,9,10

П. П. Ершов «Конёк - горбунок»

3

11

А. С. Пушкин «Няне»,

1

12

А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора»

1

13,14,15

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

3

16

КВН по сказкам А. С. Пушкина

1

17

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»

1

18

М. Ю. Лермонтов«Ашик-Кериб»

1

19

Творчество Л. Н. Толстого

1

20

Л. Н. Толстой «Детство»

1

21

Л. Н. Толстой«Как мужик убрал камень»

1

22

Творчество А. П. Чехова

1

23

А. П. Чехов «Мальчики»

1

24

Обобщение изученного материала по разделу «Чудесный мир классики»

1

Поэтическая тетрадь (8 ч.)

25

Знакомство с разделом.Ф. И. Тютчев. Стихи о природе

1

• создавать прозаический или поэтический текст по

аналогии на основе авторского текста, используя средства

художественной выразительности (в том числе из текста).

26

А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка».

1

27

Е. А. Баратынский. «Весна». «Где сладкий шепот»

1

2 четверть (21ч.)  

28

А.Н.Плещеев «Дети и птичка»

1

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих

понятий (фольклорная и авторская литература, структура

текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

• определять позиции героев и автора художественного текста

29

И.С.Никитин «В синем небе плывут над облаками»

1

30

Н. А. Некрасов «Школьники». наизусть

1

31

Н. А. Некрасов «В зимние сумерки…». 

1

32

И. С. Бунин «Листопад» наизусть Обобщение изученного материала по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Литературные сказки (12ч)

33

Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

читать по ролям литературное произведение;

• использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи,

последовательность событий, этапность  в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе

плана);

• создавать собственный текст на основе художественного

произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

• творчески пересказывать текст (от лица героя, от

автора), дополнять текст;

• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию

произведения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению

34

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Составление плана сказки

1

35

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

36

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности литературного жанра

1

37

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе»Текст-описание

1

38

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе»Герои литературного текста

1

39

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

1

40

П. П. Бажов «Серебряное копытце» Герои литературного произведения

1

41

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

42

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

43

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

44

Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки»

1

Делу время – потехе час (6ч .)

45

Знакомство с разделом Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

1

• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное,

изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

• определять авторскую позицию и высказывать свое

отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста)

собственное суждение; • на практическом уровне овладеть некоторыми видами

письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

46

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»Нравственный смысл произведения

1

47

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

«Что любит Мишка»

1

48

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1

3 четверть (30ч)

49

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Инсценирование прооизведения

1

• писать отзыв о прочитанной книге;

• работать с тематическим каталогом;

• работать с детской периодикой.

50

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час»

1

Страна детства (6ч)

51

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно

и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по

заданной тематике, по собственному желанию;

52

Б. С. Житков «Как я ловил человечков» Герои произведения

1

53

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

54

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

55

М. М. Зощенко «Ёлка»

1

56

Обобщающий урок по разделу «Страна детства»

1

Поэтическая тетрадь (5ч)

57

В. Я Брюсов «Опять сон»«Детская»

1

• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение

по заданному образцу;

• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом,

соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

58

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

59

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»«Наши царства»

1

60

Сравнение произведений  разных поэтов на одну и ту же тему

1

61

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Природа и мы (10ч)

62

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

1

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ

различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

• отличать прозаический текст от поэтического;

• распознавать особенности построения фольклорных форм

(сказки, загадки, пословицы).

осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

63

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»Отношение человека к природе

1

64

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

65

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»Поступок  как характеристика героя

1

66,67

М. Пришвин «Выскочка»

2

68

Е. В. Чарушин «Кабан»

1

69

В. П. «Стрижонок Скрип»Герои рассказа

1

70

В. П. «Стрижонок Скрип» Составление плана

1

71

Обобщающий урок по разделу «Природа и мы»

1

Поэтическая тетрадь (6)

72

Б.Л.Пастернак «Золотая осень»

1

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих

понятий (фольклорная и авторская литература, структура

текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

• определять позиции героев и автора художественного текста

73

С. А. Клычков «Весна в лесу» (наизусть)

1

74

Д.Б.Кедрин «Бабье лето»

1

75

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1

76

С. А. Есенин «Лебедушка (наизусть)

1

77

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Родина (6ч)

78

И. С. Никитин «Русь»

1

4 четверть (24ч) 

79

С. С. Дрожжин «Родине»(наизусть)

1

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

80

А. В. Жигулин» О, Родина!» (наизусть)

1

81

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

82

Стихи русских поэтов о природе

1

83

Проект «Они защищали Родину» Оценка достижений

1

Страна Фантазия (5ч)

84,85

Е. С. Велистов «Приключения Электроника»

2

Определить эмоциональный характера  текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений: сформирование умения Формулировать свои эмоционально-оценочные суждения

86,87

К. Булычев «Путешествие Алисы»

2

88

Внеклассное чтение по произведениям К Булычева

Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия»

1

Зарубежная литература (14ч)

89,90,91

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

3

Умение размышлять над содержанием произведений. выражать своё мнение  прочитанному, отвечать по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла

92,93,94,95

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

4

96,97

М. Твен Приключения Тома Сойера»

2

98

С. Лагерлеф Святая ночь».

1

99

С. Лагерлеф«В Назарете» Святое семейство

1

100

С. Лагерлеф«В Назарете»  Иисус и Иуда

1

101

Внеклассное чтение по произведениям зарубежных авторов. Литературная игра

1

102

Обобщение и систематизация знаний  по разделу и за год.

Контроль знаний.

1