Методическая копилка

Олзобоева Оксана Борисовна

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3  классе,

по программе М.И. Моро, УМК «Школа России»

Тема урока: Закрепление табличного умножения и деления.

ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить знания таблицы умножения и деления.

Задачи:

  • контроль знания таблицы умножения и деления;
  • совершенствование умения находить корень уравнения, основываясь на знании компонентов арифметических действий;
  • закрепление умения составлять краткую запись и решать задачи изученных видов;
  • закреплять умения решать задачи на нахождение площади.
  • формирование навыков само- и взаимоконтроля; самооценки
  • воспитание чувства взаимопомощи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные универсальные учебные действия

  • адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ, самоконтроль и самооценку результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
  • использовать схемы и таблицы для решения задач;
  • проводить сравнение;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • контролировать действия партнёра;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • Формы работы: фронтальная, групповая.
  • Тип урока: комбинированный, урок – путешествие.
  • Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, проблемный.
  • Технологии: дифференцированного обучения, здоровьесберегающие

Оборудование: проектор, экран, презентация

Ход урока:

1.Оргмомент

Здравствуйте!

Ребята, давайте создадим себе и друг другу хорошее настроение.

– Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками. Приготовьте ладошки и пожелаем друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения и разминки пальчиков.)

Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорите:

желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок,

Матемальчик к нам пришел,

И гостей с собой привел.

- Сегодня у нас на уроке присутствует

необычный гость. Он появится позже, постарайтесь угадать, кто это.

Настраиваются на урок.

2. Устный счет.

Задание

Вспомните значения произведений и расшифруйте надпись.

( Учитель, после каждого решенного примера делает клик мышкой, чтобы буква заняла свое место. Когда все примеры отгаданы, появляется на слайде Кот Леопольд)

Работают с места.

3. Целеполагание

- Леопольд принес плакат со своим любимым стихотворением.

Прочитайте.

Подумайте, чем мы сегодня на уроке будем заниматься, чему учиться. Сформулируйте свою цель, начните словами: «Я хочу…»

Пожалуйста, не повторяйтесь.

Посмотрите, что нам предлагает Леопольд, если вы согласны, поднимите руку.

Ученики предлагают цели:

- повторить таблицу умножения;

- Решать задачи;

- Решать уравнения…

Дети поднимают руку, показывая этим, что принимают цель.

4. Работа в тетради

- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

Запись в тетрадь. Прописать показ.

5. Обобщение знаний по таблице умножения

Кот Леопольд сегодня хочет рассказать вам новую историю про мышат, но вначале он хочет проверить, хорошо ли вы знаете таблицу умножения.

Задание: Из данных чисел выписать в порядке возрастания те, которые можно получить при умножении на 8 и на 9. Будем начинать записывать примеры с самого маленького числа. (по вариантам)

Работа в парах.

Два ученика работают у доски. Остальные выписывают в тетрадь в строчку, проверяют по слайду.

6. Повторение таблицы деления

Работа у доски.

- Ребята, пока мы повторяли таблицу умножения, мышата решили забраться в квартиру Леопольда и, конечно поспорили, кто первый влезет в окно. Хотите узнать, кто победил?

Тогда проведем «мышиную эстафету»

« Мышиная эстафета»


56 : 8 36 : 6

54 : 9 81 : 9

36 : 4 56 : 7

63 : 7 63 : 9

72 : 9 54 : 6

42 : 6 49 : 7

1 вариант – за Белого мышонка, а 2 вариант– за Серого мышонка.

Учитель по очереди диктует примеры на деления. Два ученика у доски записывают. Один ученик от каждого ряда. А остальные на месте записывают. А затем каждый ученик проверяет по слайду.

- Мышата залезли в окно и устроили беспорядок. Леопольд их поймал и пообещал отпустить и даже подарить карту, на которой указано, где зарыт клад, если они решат задачу.

Поможем мышатам решить задачу?

7. Решение табличной задачи

Прочитайте задачу.

Как предлагаете оформить задачу?

О чем говорится в задаче?

Что обозначает число 7?

Сколько всего было рыбок в 7 аквариумах?

Что сказано про количество рыб в каждом аквариуме?

А что нужно узнать в задаче?

Как назовем столбики в таблице?

(сначала назвать, затем открыть)

Заполним таблицу. ( Дети говорят, какое число, в какую ячейку таблицы нужно записать)

Расскажите план решения задачи.

Запишите только решение в тетрадь.

Прочитайте ответ.

- Молодцы, мы помогли мышатам получить карту.

-Ребята, пока мы с вами занимались, Кот Леопольд приготовил для вас физминутку.

- Таблицей .

- О рыбках в аквариумах.

- Количество аквариумов.

- 42 рыбки.

- Неизвестно, но одинаково.

Сколько рыб в 5 аквариумах?

- В 1 аквариуме, количество аквариумов, всего рыб.

7ак., 42рыб., 5ак., ?р

всего, в 1 ак .? ?, одинаковое

Я знаю…, могу узнать...

(Один ученик работает у доски.)

8.Физминутка Леопольд пошел гулять (шагаем на месте)

Мяч футбольный попинать (движение - правой ногой)

Взял с собою 2 гантели (ПОДЪЕМ ГАНТЕЛЕ)

Чтобы лапы не слабели (РУКИ ВПЕРЕД)

И скакалку для прыжков (ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ «СКАКАЛКУ»)

К спорту он всегда готов! (СТОЙКА СМИРНО)

9.Задание по выбору.

Сядьте правильно, послушайте, что случилось дальше.

Благодаря вам мышата получили карту и побежали к кладу, но на пути встретили табличку.

Я предлагаю вам пойти направо и посмотреть, куда попали мышата.

(задача на площадь)

Мышата дошли до места, где зарыт клад, но не знают, сколько им нужно прокапать, чтобы найти клад. Поможем им?

Что нужно найти? Площадь, какой фигуры нужно найти?

Как найти S прямоугольника?

Проверим, правильно ли мы помогли мышатам. (Открываю решение на слайде )

Один ученик выходит к доске. (Проверка по слайду.)

Длину умножить на ширину.

(Один ученик делает у доски, а остальные на месте)

10. Самостоятельная работа

Пока мышата выкапывают клад, выполните самостоятельную работу.

Самостоятельная работа

1 вариант 2 вариант

42 : 6 * 9= 63 63 : 9 * 3 = 21

32 : 8 * 3= 12 20 : 4 * 8 = 40

-Молодцы, хорошо поработали, и мышата тоже нашли клад. Что же они нашли? (Книги)

1 вариант - с. 76, №6 3 столбик (2 примера)

2 вариант - с.77, №14 3 столбик (2 примера)

11Итог урока

Ребята, запомните «Знания – лучшее богатство», а какие знания вы сегодня добыли.

Оценки за урок …(Проговариваю я)

- Я учился…

13. Домашнее задание.

Чтобы не забыть то, чему научились, запишите домашнее задание.

Запись домашнего задания в дневник.

12. Рефлексия

Кто считает, что сегодня очень хорошо поработал на уроке? Кому было трудно?

Дети просто отвечают.

13 . Итог

Закончить урок хочется словами Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!» Только работая вместе, дружно можно достичь каких – то результатов. Спасибо вам за урок.

Дети встают, говорят «спасибо».




Предварительный просмотр:

 Предмет: Русский язык

Класс: 3

Раздел:Слово в языке и речи. (Лексическое значение слова)

Тема:Омонимы

Цель урока:научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий, найти определение к слову омоним.

Задачи урока: 1)создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования одинаковых слов;

2)Повысить познавательную активность учащихся в процессе овладения знаниями;

3) применять дифференцированный подход.

Планируемые результаты

Узнаем:

  • что такое омонимы;

Научимся:

  • различать омонимы;
  • приводить примеры омонимов;
  • находить в словаре омонимы.

Ход урока:

1.Организационный момент:

- Послушайте стихотворение А.Шибаева.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

- Для чего нужны слова?

2.Актуализация знаний:Рассмотрим иллюстрации. Прочитаем стихотворение. Что можно сказать об этих словах?

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4343/20190321174103/OEBPS/objects/c_russ_3_16_1/9ac70adb-e617-420e-bf23-fe433984e2e6.jpeghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4343/20190321174103/OEBPS/objects/c_russ_3_16_1/a5f6eba7-e6c0-44d1-b73c-342993c27e00.jpeg

Коса Коса  Коса

В море суши полоса

Называется коса.

А у девушки коса

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса,

Косит травушку коса.

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?

В. Гольдберг.

Что вас удивило? Что интересного заметили?

-На картинках изображены разные предметы: коса, которой косят траву, волосы заплетённые в косу, выступ суши в море тоже называется косой. Разные объекты называются одним и тем же словомкоса.

3.Постановка учебной задачи:

Кто догадался о чем будет речь?Какова цель нашего урока?

Цель: Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное смысловое значение; научимся их отличать от других слов, находить в словаре.

Работаем по группам .Разбор заданий

Базовый уровень.Что такое омонимы? Укажите полный правильный ответ.

  1. Слова, которые близки по смыслу, но различны по написанию.
  2. Слова, близкие по смыслу.
  3. Слова, которые по-разному пишутся.
  4. Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но разные по лексическому значению (смыслу).

Укажите, о каком понятии идёт речь в определении: «Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но различны по смыслу»

  1. Антонимы
  2. Синонимы
  3. Омонимы
  4. Родственные слова

Укажите, в каком словаре можно найти омонимы.

Словарь антонимов

Словарь омонимов

Словарь синонимов

Орфографический словарь

Повышенный уровень.

Определите, в какой строке написаны омонимы.

  1. Красный, алый.
  2. Прыгать, играть.
  3. Ключ, ключ.

Укажите, о каком омониме идёт речь.

  • Огородное растение, кукла – комический персонаж.
  1. Петрушка.
  2. Лук.
  3. Рябинник.

Укажите, о каком омониме идёт речь:

  • Шарообразный гриб, вырастающий в тёплое, дождливое время; плащ из непромокаемой ткани.
  1. Дождевик.
  2. Кок.
  3. Гранат.

4.Открытие учащимся нового знания:

-Значит тема нашего урока?

Омонимы

Выводы: Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения, называются омонимами.

В словаре омонимов каждый омоним представлен отдельной словарной статьёй, где даётся толкование лексического значения слова. Справа стоят цифры, которые указывают на то, что это омонимы.

Например,

Бокс1. Вид спорта.

Бокс2. Мужская причёска с коротко подстриженными висками и затылком.

Бокс3. Изолятор в лечебном заведении.

- Омонимы можно разделить на три группы. Они приведены в таблице.

1. Одинаково звучат и пишутся.

2. Одинаково звучат, пишутся по-разному.

3. Одинаково пишутся, звучат по-разному.

5.Первичное закрепление:

Потеряла Алёнушка ключ.

На опушке искала — не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

- Расскажите теперь, а какие  значения есть у слова "ключ". (ответы учащихся).

- Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка'( картинка). А есть и другое слово "ключ"- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли.

Если Вы спросите: что общего в этих ключах? Вам ответят: ничего, кроме названия.

А наши предки видели здесь сходство. Они считали, что родник открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу.

- Назовите омонимы в стихотворении Козловского. ( ключ- ключ)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе:

С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игра слов. У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений-шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения. Карточка

1. Собирала Маргаритка

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргаритка

Маргаритки во дворе.

2. Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка.

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка.

7.Повторение:Придумайте предложения со словом «кран»

- Омонимы могут возникнуть и из иностранных слов. Что такое "кран"? (ответы учащихся). Кран, который открывает воду, пришёл к нам из голландского языка. А кран огромный башенный, который строит дома,- из немецкого.

8.Итог занятия:

Рефлексия и самооценка учащимися собственной деятельности:

Чего я достиг?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Число и цифра 0»

Слайд 5

123456789 0

Слайд 6

3 > 0

Слайд 7

0 = 0

Слайд 8

0 < 4

Слайд 11

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Тема: Число и цифра 0.

Класс:1

Цель: создать условий, побуждающих учащихся к самостоятельному добыванию нового знания.

Задачи:

познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой; формировать умение писать цифру 0;

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: умение сравнивать и обобщать, делать выводы,

Коммуникативные УУД: умение работать в паре

Регулятивные УУД: умение принимать учебную задачу

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности

Пусть сегодня для нас всех,

На урок  придёт успех!

Поприветствуем гостей,

     С ними нам вдвойне теплей,

          Пожелаем всем удачи,

     И успешности придачу!

Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания.

(Слайд) показ мультфильма

Приглашаю вас отправиться в сказку. В каких сказках главную героиню зовут Маша? ( русская народная сказка «Маша и медведь»).

Вы наверно все смотрели мультфильм «Маша и медведь» . Знаете какие истории происходили с ней.

 (Слайд) показ мультфильма

- Давайте спасем кролика от волка.

- Для этого нужно выполнить следующее задание.

2Актуализация знаний. Работа с цифрами от 1 до 9.

Внимательно слушаем задание. Отвечать на него вслух не надо. Поднимаем карточку с цифрой.

- Какое число стоит за числом 8?

- Какое число стоит перед числом 6?

- Назовите соседей числа 5.

- Какое число стоит между числами 4 и 6?

-Какое число на 1 больше 8?

-Какое число на 1 меньше 3?

-Покажите все числа, которые больше 4, но меньше 7.

А теперь, я вам предлагаю игру на внимание. Хлопаем ладошками.

Показываю нечетные числа-1 раз хлопаем.

Показываю четные числа- 2раза хлопаем.

Прямой и обратный счет.

(Слайд) показ мультфильма

- А теперь давайте посмотрим отрывки из мультфильма «Раз в году»

- Раз в году что у нас бывает?

-Что случилось? Где торт?

-А здесь что случилось? ( показ м/ф про шоколадку)

(Маша сьела все шоколадки)

Это сколько? Когда ничего нету.

С помощью какой цифры можно записать?

Ноль –это сколько предметов?

Кто догадался?

Тема сегодняшнего урока какая?

На что похожа цифра ноль? ( ответы детей) показ слайда

-Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль» что означает «ничто».

-Ноль единственная цифра, кот. поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.

-Где в жизни мы встречаемся с числом 0?

-Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль?

- А если ноль поставим слева от числа, то получим странные числа.

Вам они встречались?(слайд)

01-пожарная служба

02-полиция

03-скорая помощь

-Где место ноля в числовом ряду?(слайд) 0123456789

-Что можете сказать про 0, если сравнивать с другими числами? (слайд)

3.Физминутка (муз.заставка)

4.Работа с учебником.

5.Откройте учебник на стр.70.

-А теперь рассмотрим картинки ниже. Какое из равенств, приведенного справа, к ним подходит? (5-5=0)

-Составьте рассказы к двум другим равенствам.

Вывод: Если из числа вычесть то же самое число, получится 0.

(СЛАЙД)

- Работа в тетради (стр.26)

-А сейчас будем учиться писать цифру 0.(Слайд )

-Положите тетрадь с наклоном, сядьте прямо, спина прямая.

Сколько элементов у цифры 0?

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

6. Рефлексия

-Какая цель была? Как вы думаете, достигли этой цели?

(Слайд) Маша подарила вам на память два своих портрета: веселый и грустный.

Если у вас сегодня на уроке получилось и вы не испытывали затруднений, выбирайте портрет с улыбкой. Если кое-что чуть-чуть неясно выбирайте портрет без улыбки.



Предварительный просмотр:

Схема анализа внеурочного занятия

Направление внеурочной деятельности___________________________________

Тема внеурочного занятия____________________________________

Тип внеурочного занятия (тематическое, игровое, комплексное, или интегрированное занятие).

Ф.И.О. педагога проводящего внеурочное занятие_____________________________________

Дата проведения внеурочного занятия_____________________________________________

Основные параметры анализа

Основные критерии эффективности

Оценка

(выводы, комментарии)

Баллы

1.Тема и цели внеурочного занятия

Актуальность темы и целей (соответствие возрастным особенностям, потребностям и интересам детей, задачам формирования личностных качеств ребенка).

0

1

2

2.Структура внеурочного занятия:

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Творческий подход к построению занятия (уход от стандарта и шаблона)

Логическая последовательность составных элементов содержания и целенаправленности каждого из них.

Наличие диалога, проблемных обсуждений совместного бытия (события) педагога и учащихся. Включение каждого ребенка в активную деятельность.

 Приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.

Формирование у учащихся социально-значимых мотивов поведения и установки, соответствующей главной цели внеурочного занятия.

0

1

2

3.Содержание внеурочного занятия

Целенаправленность, доступность, новизна, эмоциональность, информационная насыщенность, содержание направленное на эмоциональный отклик детей.

0

1

2

4.Форма проведения внеурочного занятия

Целесообразность применения данной формы, соответствие формы внеурочного занятия его содержанию, возрасту учащихся, основным требованиям, предъявленным к выбранной форме.

0

1

2

5.Методы проведения внеурочного занятия

Целесообразность умения применять: наглядность, атрибуты, ритуалы и т.д. Соответствие избранных методов, поставленным задачам, содержанию внеурочного занятия и возрасту учащихся.

0

1

2

6.Психологическая атмосфера внеурочного занятия

Психологическая готовность учащихся воспринимать внеурочное занятие и участвовать в нем. Атмосфера заинтересованности и доверия. Высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми.

0

1

2

7.Организация внеурочного занятия

Организация образовательной среды в соответствии целями и задачами внеурочного занятия. Оптимальная продолжительность внеурочного занятия заранее продуманному плану. Четкое распределение обязанностей между участниками внеурочного занятия.

0

1

2

8.Характеристика профессиональной компетентности педагога

Грамотная, эмоциональная, выразительная речь. Организаторские умения, Умение владеть детской аудиторией (концентрировать внимание, вызывать интерес, создавать необходимый психологический настрой, находчивость, быстрота реакции и т.д.)

0

1

2

9.Достижение планируемого результата

Соотнесение реального результата с запланированным уровнем достижения воспитательного результат (приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям).

0

1

2

Нормы оценивания:                                                                Сумма баллов _____       Процент от max: ______

0 – критерий отсутствует                                        100-75% - оптимальный уровень                                 

1 – критерий проявляется частично                                75-50% - удовлетворительный уровень

2 – критерий присутствует в полном объёме                 50-25% - низкий уровень

Выводы и рекомендации:

_________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Схема анализа урока по ФГОС.

Класс__________________________________________________________________

Предмет_______________________________________________________________

Автор учебника_________________________________________________________

Тема урока_____________________________________________________________

Этапы анализа

Баллы

1.

Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

2.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

3.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию  изучения данной темы (учебный материал)

4.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

4.1.

Ориентация на новые образовательные стандарты.

4.2.

Нацеленность деятельности на формирование   УУД

4.3.

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.

5.

Содержание урока:

5.1.

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям

5.2.

Соответствие содержания урока требованиям программы.

5.3.

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития  познавательной активности и самостоятельности.

5.4.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.

6.

Методика проведения урока:

6.1.

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

6.2.

Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай»,  «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера( «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

6.3.

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.

6.4.

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)

6.5.

Применение диалоговых форм общения.

6.6.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

6.7.

Осуществление обратной связи: ученик-учитель.

6.8

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

6.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

6.10.

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

6.11.

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

6.12.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

7.

Психологические основы урока:

7.1.

Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

7.2.

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

7.3.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

7.4.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

8.

Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..

9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

                                                                                                                                             Итого:

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично,  2- в полном объёме.



Предварительный просмотр:

Схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:

  • приоритетные воспитательные задачи прошедшего года, целесообразность их постановки;
  • соответствие поставленных задач актуальным направлениям формирования личности в данном возрастном периоде;
  • правильность выбора основных направлений воспитательной деятельности, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение;
  •  возникала ли необходимость корректировки воспитательных целей; причина корректировки;
  • результаты решения поставленных задач; расхождения целей и реальных результатов, их причины.

2. Анализ развития коллектива класса:

  • социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса;
  • степень сформированности и уровень сплоченности коллектива;
  • традиции класса;
  • особенности общения в классном коллективе: характер взаимоотношений учащихся; взаимоотношения мальчиков и девочек; развитие коммуникативных умений, нравственных отношений; развитие духа товарищества, взаимопонимание и эмпатии;
  • особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся;
  • преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе;
  • доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса;
  • негативные явления, замеченные в жизни коллектива;
  • наличие конфликтов, их разрешение;
  • степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
  • развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности); уровень развития коллективной творческой деятельности в классе.

3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:

  • участие учащихся в работе школьных кружков, секций, клубов, творческих объединений;
  • участие учащихся класса в общешкольных мероприятиях, основные мотивы участия;
  • степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы;
  • активность и результативность участия членов классного коллектива в школьных делах.

4. Анализ работы органов самоуправления:

  • участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, организаторской деятельности;
  •  эффективность самоуправления;
  • периодичность и сменяемость органов самоуправления;
  • влияние деятельности органов самоуправления на воспитание и развитие личности учащихся.

5. Анализ развития учащихся класса:

  • уровень воспитанности учащихся;  позитивная динамика его изменения; факторы, повлиявшие на изменение уровня воспитанности;  соответствие уровня воспитанности запланированным воспитательным целям;
  • степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, трудовой, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности; вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность;
  • уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
  • изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экологической, экономической и физической культуры, культуры труда, культуры семейных отношений; адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности);
  • наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
  • сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
  • влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей их ближайшего социального окружения (родителей, сверстников) и занятий в кружках, секциях и других объединениях;
  • изменения состава класса, происшедшие в течение года; индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;
  • индивидуальные особенности учащихся группы риска, их потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее эффективные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся.

6. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:

  • использованные формы воспитательной работы; достаточное разнообразие дел внутри каждого вида деятельности; сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы;
  • соответствие форм работы интересам, запросам и потребностям личности и возникающим в детской среде проблемах;
  • насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году;
  • удовлетворенность школьников проведенными воспитательные мероприятиями (указать мероприятия, в которых учащиеся участвовали с наибольшим удовольствием; прошедшие скучно, формально;  к которым учащиеся остались равнодушными);
  • фамилии учащихся, активно участвовавших в классных делах; не проявляющих интереса к ним;
  • от каких классных дел и почему следовало бы отказаться в новом учебном году;
  • новые формы работы, апробированные в прошедшем году; целесообразность их использования в дальнейшем;
  • методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния, наиболее положительно повлиявшие на развитие личности учащихся (нравственное становление учащихся, формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду, развитие познавательных интересов, формирование здорового образа жизни и т.д.);
  • мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовавшие сплочению классного коллектива.

7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:

  • с одаренными детьми;
  • со слабоуспевающими и не проявляющими интереса к учебе;
  • с «трудными»: количество стоящих на учете, причины постановки на учет, количество снятых с учета, характеристика использованных методов и приемов.

8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:

  • взаимодействие с учителями-предметниками, предъявление единых требований к учащимся;
  •  взаимодействие с руководителями кружков, спортивных секций, творческих объединений;
  • проведение открытых мероприятий, их результативность.

9. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:

  • влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
  • вопросы воспитательной работы, интересующие родителей;
  • организация совместных с родителями мероприятий;
  • изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке;
  • тематика родительских собраний, их результативность; родители, не посетившие ни одного собрания.

10. Выводы:

  • главное достижение классного коллектива за прошедший год; удачи в организации и воспитании учащихся класса; накопленный положительный опыт;
  • негативные моменты в воспитательной работе;
  • нереализованные возможности и неиспользованные резервы;
  • перспективные цели и ведущие задачи; приоритетные направления воспитательной работы в новом году;
  • новые формы работы, планируемые к использованию в новом году.

11. Приложения:

  • карта воспитанности учащихся;
  • психолого-педагогические характеристики учащихся;
  • материалы по изучению личности учащихся;
  • результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов;
  • информация о проведении и результатах отдельных мероприятий;
  • творческие проекты учащихся.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тема урока:

«Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цель урока:

Отработать навыки беглого выразительного чтения, научить выделять главное в тексте, научить анализировать характер и поступки героев.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

Регулятивные

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Познавательные:

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;

Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Информационно-технические ресурсы: 

ноутбук учителя, раздаточный материал

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап Вызова. Организационный момент. Настрой на работу.

Здравствуйте, те кто любит читать!

Здравствуйте те, кто уверен в себе!

Здравствуйте те, кто ценит время!

Здравствуйте те, кто хочет узнать многое!

Подготовка восприятия учащихся к изучению нового раздела.

- Ребята, обратите внимание на доску. Где встречаются эти пословицы? О чем мы говорили на предыдущих уроках?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

– Как вы ее понимаете?

– Какие ещё пословицы на данную тему вы знаете?

-Чему учат эти пословицы?

– Продолжаем работать с произведением Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени»

- (Если ничем не заниматься, то день будет скучным и длинным.)

Учащиеся называют пословицы. (Сделал дело, гуляй смело. Делу время- потехе час. Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)

Высказывания детей. (Произведения данного раздела учат нас правильно использовать время.)

2.Проверка домашнего задания.

- Я предлагаю поиграть в игру «Да, нет» Правила игры:

У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.

Если вы согласны с моим утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1.Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.

2. Злые волшебники считали время на калькуляторе. (счеты)

3.Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)

4.Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

5.Дом волшебников находился на опушке леса. (в лесной чаще)

6.До леса дети – старички доехали на троллейбусе (в трамвае)

7.Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

8.Часы в доме волшебников называли часики. (ходики)

9.Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.

10.Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

- Выполните взаимопроверку.

ІІ. Этап Осмысления.

1Работа с текстом. Работа в парах.

Сейчас каждая пара будет работать над своим отрывком. Они у вас отмечены. Прочтите самостоятельно отрывок из сказки и ответь на вопросы, доказывая чтением из сказки

2.Работа над фразеологизмами.

А тексте встретились вот такие предложения. Назовите их, одним словом. Давайте их найдем в тексте и объясним их смысл. Что они обозначают?

стр. 5 «Все пропало»

стр.11 «Терять время понапрасну»

стр.10 «Держать ухо востро»

стр.13 «как сквозь землю провалился»

стр.13 «в ус не дует»

(Дети высказывают свои мнения) Предполагаемые ответы детей:

-быть настороже;

- исчез;

- ни о чем не думает;

- все делать вовремя.

3.Метод «Шесть шляп»

 Правила надевания шляп

• "Наденьте" белую шляпу и найдите факты.  Какой мы обладаем информацией?  

• "Наденьте" красную шляпу и выскажите свои чувства по поводу сказки. Какие у меня по этой сказке возникают чувства?

• "Наденьте" черную шляпу и выскажите критику (отрицательные черты) по сказке.  В чем недостатки? Что здесь неправильно?

• "Наденьте" желтую шляпу и перечислите положительные черты по сказке: увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.  

•"Наденьте" зеленую шляпу и предложите свой вариант конца сказки. (Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?)

• "Наденьте» синюю шляпу   и обобщите все, что вы узнали по сказке. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

   Чему учит сказка?

ІІІ. Этап рефлексии

Работа в группах. Прием «Кластер»

Задание для 1 группы.

Выделите главную мысль сказки.

Петя Зубов всегда опаздывал на уроки.

Петя Зубов не ценил своё время.

 Не надо терять понапрасну время.

От любого несчастья может спастись человек.
Петя Зубов научился не терять время зря. «
Успехи в учебе и в жизни» Задание для 2 группы. Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.

(Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный,целеустремлённый, неряшливый, организованный.) 

-У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

Задание для 3группы. Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

(правильные качества ученики вывешивают на доску)

(правильные качества ученики вывешивают на доску

Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело.

Хочу закончить наш урок словами Е.Л.Шварца «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

Домашнее задание: пересказ сказки по плану

Рефлексия

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал….

Мне показалось интересным….

Меня удивило….

Я хочу похвалить ….за….