Главные вкладки
Работа с родителями в рамках классного руководства
Примерное планирование работы с родителями
Организация работы родительского патруля (приказы)
Сценарий родительского собрания
Выступление на родительском собрании "Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе, учебному труду"
Благодарность родителей
Результаты анкетирования родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Примерное планирование работы с родителями
на 2018 – 2019 учебного года
классного руководителя 9Б класса Якимовой О.А.
Цель: Формирование эффективной системы взаимодействия родителей и учителей для создания условий развития личности ребенка
Задачи:
- повышать педагогическую культуру родителей, пополняя арсенал их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе через организацию проведения родительского всеобуча;
- содействовать сплочению родительского коллектива, вовлекая в жизнедеятельность классного и школьного сообщества;
- оказывать родителям содействие в решении проблемных ситуаций, влекущих неблагополучие в семье; укреплять взаимодействие с семьей для повышения эффективности профилактической работы с учащимися по предупреждению правонарушений;
- единое информационное пространство, способствующее взаимодействию педагогов, детей, родителей.
Четверть | Дата | Тема собраний | Форма проведения |
1 | 22.09 | Классное родительское собрание «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка». | Обучающий тренинг родительской эффективности |
2 | 14.11 | Родительские собрание совместно с детьми «Об итогах проведения ОГЭ» в 2018 году, о проведении ОГЭ в 2019 году. Знакомство с порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. О внесении изменений в порядок проведения ГИА». | Психолого-педагогический всеобуч |
26.12 | Родительское собрание по итогам первого полугодия «Итоги первого полугодия. Психологические методики подготовки к экзаменам». | Семинар-практикум. | |
3 | 26.01 | Родительское собрание «Ознакомление с рекомендациями по подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ (памятка для выпускников 9 класса и их родителей по подготовке к ОГЭ 2018). О выборе обучающимися экзаменов в форме ОГЭ по предметам. Знакомство с графиком бесплатных консультаций для выпускников 9 класса по подготовке к ГИА в 2018-2019 учебном году». | Психолого-педагогический всеобуч |
4 | 14.03 | Участие в работе родительского патруля | Обход территории |
5 | 27.04 | Родительское собрание «Профилактика экзаменационного стресса в период подготовки к экзаменам. Помощь родителей». Расписание проведения ОГЭ в 2019 году | Обучающий тренинг родительской эффективности |
16.05 | Родительское собрание «Психологический настрой в семьях учащихся на положительную мотивацию в предстоящих итоговых испытаниях». | Родительский дискуссионный клуб |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» города Когалыма
(МАОУ «Средняя школа № 5»)
ПРИКАЗ |
16.02.2018 | № 186 |
г. Когалым
Об организации
родительского патруля
В соответствии с планом работы образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год, с целью профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, внедрения эффективных методов организации профилактической работы и обеспечения официально-правовой защиты детей
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Организовать работу родительского патруля согласно приложению 1.
- Назначить ответственных за организацию и проведение профилактической работы следующих педагогических работников:
- заместителя директора по УВР Алькину Н.И.,
- социального педагога Слизких Е.А.
- Классным руководителям 7-11 классов принять участие в проведении рейдов и обеспечить по одному представителю от родителей класса согласно графику.
- Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Директор МАОУ «Средняя школа № 5» П.И. Заремский
Алькина Н.И.
Ознакомлены:
Бычковская Н.А._____________ Величко О.В. _______________ Воронина В.А._______________ Галеева Н.Н. ________________ Гарейшина Э.В. _____________ Гоголева Н.Ф._______________ Гумерова Э.А._______________ Замараева Е.В. ______________ | Заречная Г.Н.________________ Михайлова О.Г. _____________ Рябикова В.Р.________________ Салтыкова Р.А. ______________ Слизких Е.А. ________________ Смирнова С.П. _______________ Хайруллин И.И._______________ Якимова О.А._________________ |
Приложение 1
к приказу МАОУ «Средняя школа № 5»
от 16.02.2018 г. № 186
График проведения совместных рейдов «Родительский патруль»
в МАОУ «Средняя школа №5»
на март – май 2018 года
Дата проведения | Время патрулирования | Специалисты, принимающие участие в рейде «Родительский патруль» |
16.03.18 г. | с 19.30 по 21.30 | Участковый уполномоченный, директор Заремский П.И., зам. директора по УВР Алькина Н.И., социальный педагог Слизких Е.А., классные руководители и родители 7-А, 9-А, 11-А классов |
30.03.18 г. | с 19.30 по 21.30 | Участковый уполномоченный, директор Заремский П.И., зам. директора по УВР Алькина Н.И., социальный педагог Слизких Е.А., классные руководители и родители 7-Б, 9-Б, 11-Б классов |
13.04.18 г. | с 19.30 по 21.30 | Участковый уполномоченный, директор Заремский П.И., зам. директора по УВР Алькина Н.И., социальный педагог Слизких Е.А., классные руководители и родители 7-В, 8-А, 9-В классов |
27.04.18 г. | с 19.30 по 21.30 | Участковый уполномоченный, директор Заремский П.И., зам. директора по УВР Алькина Н.И., социальный педагог Слизких Е.А., классные руководители и родители 7-Г, 8-Б, 10-А классов |
18.05.18 г. | с 19.30 по 21.30 | Участковый уполномоченный, директор Заремский П.И., зам. директора по УВР Алькина Н.И., социальный педагог Слизких Е.А., классные руководители и родители 8-В, 9-Г, 10-Б классов |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» города Когалыма
(МАОУ «Средняя школа № 5»)
ПРИКАЗ |
31.08.2018 | № 822 |
г. Когалым
Об организации
родительского патруля
в 2018-2019 учебном году
В соответствии с планом работы образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год, с целью профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, внедрения эффективных методов организации профилактической работы и обеспечения официально-правовой защиты детей
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Организовать работу родительского патруля в 2018-2019 учебном году:
- по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма согласно приложению 1;
- по профилактике и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних согласно приложению 2.
- Назначить ответственных за организацию и проведение патрулей:
- 1-4 классов - руководителя отряда ЮИД Синчу С.В.;
- 5-11 классов - социальных педагогов Ермолаеву О.А., Слизких Е.А.
- Классным руководителям 1-11 классов принять участие в проведении рейдов и обеспечить:
- 1-4 классам - по 3 представителя от родителей (законных представителей) класса согласно графика Приложение 1;
- 5-11 классам - по 2 представителя от родителей (законных представителей) класса согласно графика Приложение 2.
- Ответственность за исполнение приказа возложить на заместителя директора по УВР Алькину Н.И.
- Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Директор МАОУ «Средняя школа № 5» П.И. Заремский
Алькина Н.И.
Ознакомлены:
Абдразакова А.К. ___________ Бычковская Н.А._____________ Величко О.В. _______________ Воронина В.А._______________ Галиянова Л.Х. ______________ Гарейшина Э.В. _____________ Гильдебрант Н.Д.____________ Гоголева Н.Ф._______________ Гумерова Э.А._______________ Ермолаева О.А. _____________ Замараева Е.В. ______________ Заречная Г.Н.________________ Зырянова А.Р. _______________ Имакаева Е.В. _______________ Кайниева Н.Ю. ______________ Караваева А.А._______________ Кобзева Е.А. _________________ Кузнецова И.Т._______________ Лозовая Т.А._________________ Мамадова Н.В._______________ | Манаенкова А.С. _____________ Мингазова А.Г. ______________ Мочалкина Е.В.______________ Мусаева Е.А.________________ Неупокоева Л.С.______________ Новосёлова Н.В.______________ Палиевец А.П._______________ Руденко О.В. ________________ Салтыкова Р.А. ______________ Синча С.В. _________________ Скрынник Е.С. ______________ Слизких Е.А.________________ Смолева О.А.________________ Смирнова С.П. _______________ Соколовская О.В._____________ Тилтиня Е.В. _________________ Устюгова О.И.________________ Халлоули О.В. ________________ Шинкарева Л.В._______________ Якимова О.А._________________ |
Приложение 1
к приказу МАОУ «Средняя школа № 5»
от 31.08.2018 г. № 822
График
родительского патруля по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (1-4 классы) в 2018-2019 учебном году
Проведение патрулирования и рейдов:
- по соблюдению правил дорожного движения учащимися школы;
- по соблюдению правил перевозки водителями легковых автомобилей несовершеннолетних к школе;
- на наличие световозвращающих элементов у учащихся школы.
№ рейда | Месяц проведения | Предполагаемая дата | Класс | Кол-во человек |
1 | Сентябрь | 14.09.2018 | Педаг. кол. | 4 чел. |
2 | 28.09.2018 | 1-А | 3 родителя (законных представителя) + 1 классный руководитель | |
3 | Октябрь | 12.10.2018 | 1-Б | |
4 | 26.10.2018 | 1-В | ||
5 | Ноябрь | 09.11.2018 | 1-Г | |
6 | 23.11.2018 | 2-А | ||
7 | Декабрь | 07.12.2018 | 2-Б | |
8 | 21.12.2018 | 2-В | ||
9 | Январь | 11.01.2019 | 2-Г | |
10 | 25.01.2019 | 3-А | ||
11 | Февраль | 01.02.2019 | 3-Б | |
12 | 15.02.2019 | 3-В | ||
13 | Март | 01.03.2019 | 3-Г | |
14 | 22.03.2019 | 3-Д | ||
15 | Апрель | 12.04.2019 | 4-А | |
16 | 26.04.2019 | 4-Б | ||
17 | Май | 03.05.2019 | 4-В | |
18 | 17.05.2019 | 4-Г |
Приложение 2
к приказу МАОУ «Средняя школа № 5»
от 31.08.2018 г. № 822
График
родительского патруля по профилактике и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних (5-11 классы) в 2018-2019 учебном году
№ рейда | Месяц проведения | Предполагаемая дата | Класс | Количество участников |
1 | Сентябрь | 28.09.18 г. | 5-А, 5-Б, 5-В | 2 родителя (законных представителя) + 1 классный руководитель от класса |
2 | Октябрь | 26.10.18 г. | 5-Г, 6-А, 6-Б | |
3 | Ноябрь | 23.11.18 г. | 6-В, 6-Г, 7-А | |
4 | Декабрь | 21.12.18 г. | 7-Б, 7-В, 7-Г | |
5 | Январь | 25.01.19 г. | 8-А, 8-Б, 8-В | |
6 | Февраль | 28.02.19 г. | 8-Г, 9-А, 9-Б | |
7 | Март | 22.03.19 г. | 9-В, 10-А, 10-Б | |
8 | Апрель | 26.04.18 г. | 11-А, 11-Б | |
9 | Май | 24.05.19 г. | Педагогический коллектив | 4 чел. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» города Когалыма
Методическая разработка
родительского собрания в 9Б классе.
Тема: «Помощь родителей в период подготовки и сдачи ОГЭ»
Составитель
Классный руководитель 9Б класса
Якимова О.А.
Когалым, 2018г.
Родительское собрание в 9 классе
Цель: «Помощь родителей в период подготовки и сдачи ОГЭ»
1. Оценить значимость и действенность поддержки ребенка при подготовке к ОГЭ со стороны родителей.
- Отработать с родителями психологические приемы поддержки при подготовки выпускников к экзаменам.
- Психологическая готовность ученика к сдаче экзаменов (отличие ОГЭ от традиционного экзамена XX в.).
Задачи: психолого-педагогическая поддержка учащихся 9-х классов во время подготовки к сдаче ОГЭ.
Участники: родители обучающихся выпускных классов, классный руководитель, психолог, завуч.
Ход собрания:
1. Организация подготовки и проведения ОГЭ обучающихся 9 классов. (Информация завуча школы)
2.Выступление классного руководителя:
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу поговорить с Вами о роли родителей и их практическая помощь при подготовке к ОГЭ.
Чем ближе мы к дате сдачи ОГЭ, каждый родитель задаётся вопросом: «Могу ли я, помочь своему ребёнку?» Ответ один: «Можете!». Ребёнок перед сдачей ОГЭ переживает, волнуется и для начала необходимо понять, почему?
Во-первых, дети сомневаются в своих знаниях; во-вторых, они чувствуют ответственность перед родителями и учителями; в третьих личностные особенности у всех учеников разные: кто-то уверенно чувствует себя в незнакомой ситуации, а кто-то при этом испытывает стресс, тревогу. И конечно, родителям необходимо оказывать помощь своим детям как во время как подготовки к экзаменам, так и во время сдачи. Ребенок должен чувствовать, что его поддерживают, понимают, верят в него. Чем же могут помочь родители?
Главное условие успешной сдачи ОГЭ - это разработка индивидуальной программу деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной программой деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Разработка индивидуальной программы возможна лишь при условии психологической готовности выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства. Успешность сдачи экзамена намного зависит от того, насколько знакомы обучающиеся и их родители со специфической проведения самого экзамена. Низкая осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена, повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки ребенку.
Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ОГЭ включает создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.
Уважаемые родители! Вы должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам (психологу, педагогу, завучу).
Ваша задача - помочь подростку сформировать оптимальный набор предметов для сдачи ОГЭ с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.
Отличие ОГЭ от традиционного экзамена состоит в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление учебного плана, режима подготовки помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.
Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Поэтому хочу порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.
- Выступление психолога:
Способы снять нервно-психическое напряжение:
- занятия спортом;
- принять контрастный душ;
- стирка белья;
- мытье посуды;
- скомкать лист бумаги и выбросить;
- слепить из газеты свое настроение;
- громко спеть свою любимую песню;
- покричать то громко, то тихо;
- вдохнуть глубоко 10 раз;
- погулять в парке;
- потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".
Рекомендации для родителей
Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.
Подбадривайте и хвалите детей за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том что он испытывает стресс.
Признаки стресса:
физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).
эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.
поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.
Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий - 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок - "жаворонок" или "сова", пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и "совам", и "жаворонкам".
Практическая работа № 1
Известно, что разные цвета по-разному воздействуют на организм человека. Какие вы выбрали цвета для повышения интеллектуальной активности?( полоски цветной бумаги)
________________________________________________________________________
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность - достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
Практическая работа №2
Предложить родителям выбрать продукты питания, способствующие лучшей сдаче экзаменов. (чипсы, сухарики, орехи, курага, творог, рыба)
_______________________________________________________________________
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Стимулируют работу головного мозга такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага.
Практическая работа № 3
Какие лекарственные препараты вы будете предлагать своим детям?
Пожалуй, единственным исключением, считают медики, может быть глицин.
________________________________________________________________
Этот препарат содержит аминокислоту, которая вырабатывается в нашем организме. Глицин улучшает обменные процессы в клетках головного мозга, чем положительно влияет на его функции, способствует уменьшению раздражительности, оказывает лёгкое успокаивающее действие, нормализует сон.
• Если нарушения сна принимают стойкий характер, можно порекомендовать экстракт валерианы в таблетках. И все! Остальные
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
На этапе подготовки. Очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях. Гулять, достаточно спать.
После экзамена. С момента окончания экзамена вам уже никак не изменить его результаты. Не занимайтесь анализом результатов своего ребенка. Любой анализ в данной ситуации скорее ухудшает настроение, чем улучшает его. В данной ситуации вы лишь тратите время и энергию. После экзамена ребенок нуждается в отдыхе, подумайте о том, как он может отдохнуть или лучше использовать время.
Психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации
Уважаемые родители!
Помните, что психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации заключается в следующем:
1. Спокойно проанализируйте и объясните ребенку то, что произошло с ним, в доступной для него форме.
2. Помогите ему выслушивая ребенка без вынесения каких-либо своих суждений или оценок.
3. Дайте понять ребенку, что переживание и слезы по поводу чего-то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям.
4. Дайте время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более четко определить свое отношение. Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности может помочь в преодолении стрессового состояния, а позже высказать свои чувства.
5. Если ребенок испытывает страх, покажите ему, что его любят и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе. Если отход ко сну сопровождается какими-либо отклонениями от привычного поведения, позвольте ребенку, например, спать с включенным светом.
6. Объясните ребенку, в зависимости от характера проблемной ситуации, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем.
7. Не критикуйте проявления регрессии, т. е. поведения, характерного для более ранних «детских» ступеней развития.
8. Позвольте ребенку выражать любые свои эмоции и не ждите от него, что он должен быть веселым и жизнерадостным.
9. Дайте возможность ребенку почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью, – в частности, предоставьте ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т. д.
10. Для того чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, будьте достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу происшедшего, какими бы отрицательными они ни были.
Психолог, на своем выступлении обязательно рассказывает об индивидуальных особенностях учеников. И чтобы не обсуждать каждого выпускника со всеми родителями, назначает консультационный час после собрания, где любой родитель может получить консультацию индивидуально.
Решения родительского собрания:
- Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки дома и в школе в период подготовки учащихся к экзаменам.
- Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания школьников.
- Следовать рекомендациям, изложенным классным руководителем и психологом.
- Усилить контроль со стороны родителей за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий обучающимися.
УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ!
.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание. Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе, учебному труду
Не стыдно чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться.
Сократ
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
(Презентация)
С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но подчас и от родителей приходится с сожалением слышать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. Возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Как она возникает? Этот вопрос волнуют многих родителей. С приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье. Родители стараются организовать его правильное отношение к учебной деятельности. Учение для школьника — трудное занятие. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Слово “мотивация” происходит от латинского глагола “movere”, двигать. Под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться”. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Если аналогичная ситуация складывается у взрослого человека, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Родители должны постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.
Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как “пешками”. А дети должны почувствовать себя “источником”, они должны научиться принимать на себя ответственность за свое поведение. Личность ребёнка-ученика неповторима. У одного – невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения.
Причина спада школьной мотивации:
- У подростков наблюдается “гормональный взрыв” и нечетко сформировано чувство будущего.
- Отношение ученика к учителю.
- У девочек 7-8-го класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
- Личная значимость предмета
- Непонимание цели учения.
- Страх перед школой.
Определяется 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное.
Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.
Что сегодня побуждает детей ходить в школу, делать домашние задания? Ответ на этот вопрос интересен и потому, что дает возможность многое понять в личности современного подростка. 30-40 лет назад школьник ощущал себя прежде всего как член общества, ставя его интересы выше собственных; для современного подростка главной ценностью является он сам, и поэтому даже в мотивации учения на первом месте оказывается стремление к саморазвитию, самореализации. Сегодня учащиеся и родители ориентированы на идеалы. Для них характерны стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть хорошим семьянином.
Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками. Формирование положительной мотивации учения – не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать. Школьники активнее занимаются если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные “ситуации успеха”.
В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать программистом и много времени проводит у компьютера. Или когда родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.
Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты. Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. Родители могут помочь подростку в развитии устной и письменной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретается словари или справочники, и детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Быстрота восприятия учебной информации во многом определяется темпом чтения. В семье могут давать детям задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени
Задача родителей состоит в том, чтобы школьник уяснил саму возможность запомнить материал в ходе активной его обработки. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание учебного материала.
Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно "повесить” на уставших после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику. Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика! У родителей есть возможность дать ребенку дополнительный и очень результативный шанс хорошо учиться. Главное, чтобы, находясь в роли учителя (при выполнении домашних заданий), родители сумели создать отличную от школьной обстановку. И тогда, используя преимущества домашних занятий и помощь родителей, ребенок может значительно улучшить результаты обучения. Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности.
Наш мозг от природы запрограммирован на мотивацию к учебе: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и тем не менее справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся.
Тысячекратно цитируется древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет. Это будет лишь видимость учебной деятельности.
Наши пожелания
Занимайтесь со своими детьми, помогайте им. Не оставляйте в трудном деле ребёнка одного. Помните! Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека.
Спасибо за внимание!