Учитель года - 2020

Яшунина Наталья Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Яшунина Наталья Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА"

КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ  «Эссе»

Я – учитель

(Гражданская позиция современного учителя)

 «Каждый из нас – творец нескольких сотен судеб, в наших классах, как в кузнице, куётся счастье наших воспитанников».

Ш. А. Амоношвили

Тихий зимний вечер. Ветерок слегка качает ветки деревьев. А с неба спускаются мягкие, пушистые снежинки. Они падают мне на варежку, и вместе с маленьким сыном мы рассматриваем, какие они разные, непохожие одна на другую. Совсем как дети в классе. Одни ершистые, колкие, как в мелких иголочках, а тронешь теплой нежной рукой, и иголочки тают – ребенок успокаивается; другие резные, кажется не разобрать узора, - это самые интересные, те, что обо всем имеют собственное суждение. Какие же они разные?

Когда-то, сидя за партой, я мечтала, что стану учителем, что и меня будут слушать ученики, внимая каждому слову и выполняя все мои задания. Но в этом ли счастье учителя?

Учитель… Слово необыкновенное. И это совсем не тот, кто имеет в дипломе запись о какой-то квалификации. И даже не тот, кто каждый день приходит в школу и дает уроки математики, русского языка, музыки, географии… Это тот, кто выше, мудрее, сильнее. Кто сможет повести за собой, кто обладает силой созидания и талантом души.

Сегодня Россия на пути инноваций и модернизации различных сфер жизни, в том числе реформируется школьное образование. Изменения, происходящие в стране, в обществе, предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, учитель современной школы? В чём кроется его успех? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.
Часто задаю себе вопрос: а могу ли я назвать себя современным учителем?

За эти годы, что я проработала в школе, было всё, были победы и разочарования, бессонные ночи и минуты боли, обид, но вспоминаются только добрые, согревающие душу моменты, а как же их много!.. Часто заходят в гости на чашку чая мои дорогие выпускники. Рассказывают о своих успехах. В этом то и кроется учительское счастье, труд учителя не пропадёт даром, а прорастёт в последователях, в учениках. 

Быть учителем – это любить и быть любимым, это учить и учиться, развивать и развиваться, сопереживать и радоваться успехам других, нести ответственность. Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: доброта и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя. Учитель открывает дверь в страну творчества, в страну знаний. И в этом здорово помогает создание проектов, это способствует успешности и самореализации личности. А как много интересных тем и проектов придумывают ребята. В жизни учителя нет скуки, праздности – это движение вперёд. Жизнь учителя – гражданский подвиг, результат – свободная, компетентная, яркая личность ученика – патриота России. И видя сияющие глаза ребят, понимаешь значимость профессии!

Учитель должен соответствовать требованиям времени. Значит, он должен быть мобильным, актуальным. Сегодня разрабатываются новые образовательные стандарты. Хороши они или плохи, пока рассуждать рано.

Школа, в моем представлении, это школа, в которой царит атмосфера доверия и искренности. А для этого надо жить, не жалея себя, проживая каждое мгновенье своей жизни, наполняя ее служением Родине, Отечеству, Богу, вписывая свою букву в этом мире информационных технологий, стремясь создать свой образ, зажечь огнем творчества своих учеников и коллег. Разбудить мысль ученика способен учитель-личность, учитель-профессионал, учитель-гражданин, учитель-ученик, учитель-исследователь. Вот они – пять степеней учителя, по которым я поднимаюсь к ученику.

Семнадцать лет назад я впервые переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить её стены, ставшие для меня вторым домом. Многие спрашивали, да и сама часто задавала себе вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? А может, их любовь ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение того, что я нужна детям, что им со мной уютно и интересно. Надеюсь, что обязательно получится сделать своих учеников добрее, мудрее, научить видеть прекрасное вокруг, быть чуткими к чужим проблемам, искренними и открытыми в своих чувствах. Быть может, задача не из простых.

Все мы разные, и ценности наши тоже различны, но есть те основные, духовные, человечные: семья, любовь, дружба, порядочность и честность, уважение к людям, к их труду, терпение, толерантность… И все эти ценности мы прививаем нашим детям путем собственного примера, путем собственного поведения, путем беседы с ними о жизни известных людей, о жизни литературных героев.

Однако реалии современного мира таковы, что многие дети сейчас брошены: одни - потому что растут в неблагополучных семьях, другие - потому что их родители заняты своим бизнесом и карьерой. И несмотря на то, что эти дети из разных социальных слоев, их объединяет школа и учителя. Школа оказывается пристанищем, своеобразным спасательным кругом. Не секрет, что именно в школе ребенок проводит больше всего времени. Вот поэтому на школу и на педагогов возложена серьезная ответственность.

Учитель с древних времен – это духовный наставник. Он расскажет притчу, заставит задуматься, представит множество примеров, но в итоге ученик сам ставит цель и идет к ней, выбирая свой путь. Смогу ли я научить моих ребят верить в добро, справедливость, оградить их от всего злого и грязного, что есть в нашей жизни? Мне кажется, что это самая главная миссия учителя.

Вот и понимаешь, что учитель - это профессионал, исследователь, новатор, наставник, ученик, творец, человек активной жизненной позиции и гражданин.

И пусть снежинки исчезнут, зима сменится весной, рождающей новые ассоциации и новые идеи, но мое представление о работе учителя не изменится.

Сынишка тянет меня домой, весело улыбаясь и что-то щебеча, он счастлив и желает постигать этот многообразный мир, который начинается с родного порога.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы с целью реализации системно-деятельностного подхода в условиях введения ФГОС ООО Яшунина Наталья Вячеславовна , учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Стаж работы: 17 лет E-mail: talafa1979@mail.ru МБОУ Шелокшанская ОШ Методический семинар Кстовский район Нижегородской области

Слайд 2

Актуальность педагогического опыта совершенствование коммуникативной компетенции, лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому

Слайд 3

Проблемное поле формирование познавательной активности и развитие творческого потенциала обучающихся через использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы ЦЕЛЬ: Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Наша новая школа)

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея

Слайд 5

Условия формирования личного опыта Учитель и ученики растут вместе. Обучение – наполовину учение… Конфуций Организационные условия Тема по самообразованию «Современные образовательные технологии в условиях перехода на ФГОС ООО» Научно-методические условия Методическая литература о современных педагогических технологиях Этапы формирования личного опыта 2016-2017уч.год 1.Изучение методической литературы по теме самообразования 2017-2018уч.год Разработка сценариев уроков с методами и приемами современных технологий 2019-2020 уч.год Разработка и апробация проектного модуля по русскому языку для 5 класса Разработка сценариев нетрадиционных уроков

Слайд 6

Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий обеспечивает

Слайд 7

Требования к результатам освоения ООП ООО Гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями Регулятивные УУД: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные УУД: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные УУД: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий Предметные Личностные Метапредметные Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия. Н.И. Мирон

Слайд 8

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Бернард Шоу ПДО представляет собой ориентированную на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника дидактическую систему, основанную на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроках в процессе изучения всех предметных областей основной школы с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам. Проектно-дифференцированное обучение Этап деятельности Основная педагогическая идея Инструменты формирования проектной компетенции Планируемый р езультат Формируемые проектные действия 5 класс Создание условий для формирования проектных умений при работе в группе под руководством учителя Проектный модуль «Части речи» Сформированность проектных действий на уровне умений реализации групповой проектной деятельности Анализ и обработка информации Формулировка проблемы Постановка цели Планирование деятельности Проектирование продукта Разработка критериев оценки Реализация проекта Защита проекта Проектный модуль по русскому языку как инструмент реализации ПДО

Слайд 9

Дифференцированное обучение Это может быть здорово — быть одним целым, но уважать индивидуальность каждого — еще лучше. Боно работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала

Слайд 10

Результативность педагогического опыта Участие обучающихся в конкурсах (литературные номинации)

Слайд 11

Литература Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru . Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru/ Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа, учебное занятие, урок: методическое пособие / О.В. Плетенева , В.Я. Бармина , В.В. Целикова , М.В. Шуклина . – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.- 172 с Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: Сборник методических материалов / Авт.-сост. О.В. Плетенева , В.Я. Бармина , В.В. Целикова , М.В. Шуклина . – М.: ИД «Методист», 2014. – 52 с. Плетенева О.В., Белаш Е.А., Целикова В.В. Организационно-управленческие условия формирования проектной компетентности школьников: Методическое пособие– Нижний Новгород, 2015.- 100 с. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. - М.: Вако , 2016.- 112с. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии/ Е.Ю. Ривкин . – Волгоград: Учитель, 2015. – 183с. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: учебнон пособие для общеобразоват . организаций/ под ред А.Г.Асламова .- М.:Просвещение , 2016. – 159с. Русский язык. Разноуровневые задания. 5-6 класс/ Сост. Л.Н.Федосеева. – М.:Вако , 2013.- 80с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.- 256с. Иваьшина Е.В. Современные педагогические технологии. Основная школа. – М.: КАРО, 2015 -175с.



Предварительный просмотр:

Яшунина Наталья Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Шелокшанской ОШ

Кстовского района Нижегородской области

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ  «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

 

«Использование современных образовательных

технологий на уроках русского языка и литературы

 с целью  реализации системно-деятельностного подхода

 в условиях введения ФГОС ООО»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

Целью своей педагогической деятельности ставлю формирование познавательной активности и развитие творческого потенциала обучающихся через использование современных образовательных технологий на уроках  русского языка  и литературы.

Главная задача деятельности - научить детей самостоятельно мыслить,  самим сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих; воспитать творческую личность, способную делать собственный поиск, собственные открытия, решать проблемы, принимать решения, быть конкурентноспособной в современном мире.

А чтобы добиться желаемого результата, необходимо создать условия, при которых процесс образования будет происходить непринужденно, интересно и во многом самостоятельно.

Русский язык – предмет особый: это некий «метапредмет», так как в системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В  цели предмета «Литература»  в контексте ФГОС входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.

Мои личные взгляды на роль педагогический деятельности учителя в процессе становления личности ребенка во многом перекликаются с содержанием стандарта основного общего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, …;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Требования стандарта подтверждают, что современный учитель должен создать условия для личностного становления обучающегося, развития его способностей и талантов. Помочь в этом могут современные педагогические технологии, при реализации которых педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности, то есть образовательный процесс  интересен и познавателен для ребенка.

Условия и этапы формирования педагогического опыта

В 2016-2017  учебном году в рамках самообразования я занималась изучением современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС и больше всего меня заинтеровало проектно-дифференцированное обучение (ПДО).

Проектно-дифференцированное обучение (ПДО) представляет собой ориентированную на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника  дидактическую систему, основанную на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроках в процессе изучения всех предметных областей основной школы с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в  требованиях к  образовательным результатам.

Результат ПДО – сформированность у выпускника 9 класса компетентности в проектной деятельности. Описание проектной компетентности  представлено разработчиками идеи проектно-дифференцированного обучения в виде  уровневой модели проектной компетентности выпускника основной школы, представляющей собой совокупность  критериев и  их составляющих на 3 уровнях сформированности  (базовый, повышенный, высокий).

Уровневая модель проектной компетентности выпускника основной школы

Составляющие компетентности

Критерий (проектные действия)

  1. Способность проектировать

деятельность

1.1.Анализ и обработка информации

1.2.Формулировка проблемы

1.3. Постановка цели проектной деятельности

1.4.Планирование проектной деятельности

1.5.Проектирование проектного продукта

2. Способность организовать и

 регулировать проектную деятельность

2.1. Реализация проектной деятельности

2.2. Контроль и коррекция проектной деятельности

2.3. Оценка  проектной деятельности

3. Способность применять в проектной

 деятельности предметные знания и

 способы деятельности

3.1. Владение предметным содержанием проекта

3.2. Использование предметных способов действий

4. Способность коммуникативных

 действий в проектной деятельности

4.1. Организация и планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4.2. Защита проектного результата

В основании базового уровня достижения планируемых результатов заложена потенциальная возможность их достижения большинством учащихся на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

На повышенном уровне сформированности базовых проектных действий обучающихся представлены планируемые результаты, характеризующие систему самостоятельных проектных и исследовательских учебных действий, выполняемых в условиях распределения обязанностей в групповой проектной деятельности, либо в условиях индивидуального выполнения отдельных  проектных заданий с помощью учителя.

 Высокий уровень сформированности проектной компетентности демонстрируется в индивидуальной проектной деятельности ученика при его возможном обращении к консультации учителя в случае необходимости.

Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы выделено в  числе ведущих метапредметных образовательных результатов в ФГОС ООО.

Для меня проектно-дифференцированное обучение стало интересным в первую очередь потому, что его применение могло повысить интерес обучающихся к предмету, то есть способствовать повышению качества образования и развитию творческого потенциала школьников.

Образовательный процесс в системе проектно-дифференцированного обучения основан на использовании проектных форм учебной деятельности как при изучении предметного материала (как на уроке, так и во внеурочное время), так и при реализации социальных проектов во внеучебное время.  Формирование отдельных проектных действий может происходить на отдельных уроках, в рамках проектного модуля, либо в процессе реализации учебного  проекта, сочетающего урочные и внеурочные формы, а также самостоятельную работу учащегося.

Основным инструментом формирования проектной компетентности школьников в ПДО является проектный модуль по предмету. Проектный модуль -  система уроков, построенная в логике развертывания проектной деятельности обучающихся и направленная  на овладение ими определенными проектными действиями, составляющими проектную компетентность школьника.

Внедрение проектных модулей в реализацию предметных образовательных программ позволяет создать условия для изучения с большой долей самостоятельности учащихся теоретического материала по предмету.

Учебный проект представляет собой систему целенаправленной (урочной и внеурочной) деятельности обучающихся, имеющую определенную четко установленную внутреннюю организацию. На уроках происходит запуск проекта, осуществляется промежуточный контроль и презентуются  итоговые продукты. Авторы технологии ПДО рекомендуют организовывать учебные проекты в 8-9 классах, когда проектные действия уже усвоены обучающимися.

 На мой взгляд, учебные проекты могут быть реализованы и раньше в рамках внеурочной деятельности с включением дифференцированного подхода. Работа над проектом активизирует уже имеющиеся универсальные учебные действия и способствует их развитию и формированию. Поэтому в 2018-2019 учебном году я занималась разработкой сценариев уроков, направленных на формирование отдельных проектных действий.  Мои ученики являются участниками научного общества учащихся и  различных конкурсов, а каждая конкурсная работа – это уже проект. И прежде всего, здесь в своей работе я ориентировалась на дифференцированное обучение.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы – актуальная проблема современной школы. Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Дифференцированный подход позволяет каждому ученику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справиться с заданиями, формирует положительные мотивы учения. В основу опыта положены технологии Н. П.Гузика «Технология внутриклассной дифференциации» и В. В.Пикана «Технология уровневой дифференциации».

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках обобщения и систематизации знаний позволяет оценить степень усвоения учебного материала учащимися и проверить степень самооценки каждого из учеников.

Таким образом, в этом 2019-2020 учебном году я продолжила осваивать методы проектно-дифференцированного обучения. Мною был разработан  проектный модуль по русскому языку для 5 класса, а также прошла его апробация. На следующий год я планирую создание и апробацию проектного модуля по русскому языку в 6 классе.  

В современной школе возможности предъявления новой учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера.  Использование ИКТ-технологии на уроках русского  языка способствует повышению мотивации учащихся  и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет рационально использовать учебное время и увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися, вносит элемент новизны, позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения  родным языком.

На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию (так происходит формирование ИКТ-компетенции как одного из требований Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке (демонстрируя умения проектной деятельности).  Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (например, музыка и литература; литература и изобразительное искусство).

Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, я использую их при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.       При подготовке к урокам использую  Интернет-ресурсы: http://www.gramota.ru/, http://rus.1september.ru/urok/, http://slovesnik-oka.narod.ru/, http://fcior.edu.ru/ и многие другие.  

Представленные выше современные образовательные технологии стали неотъемлемой частью, основой моей педагогической деятельности. Все они способствуют повышению мотивации обучающихся, развитию стремления к саморазвитию, способствуют развитию языковой, социальной и коммуникативной компетенций.

Результативностью использования современных образовательных технологий  при обучении русскому языку и литературе могу считать стабильные результаты обученности (100% ) и качество знаний обучающихся: по русскому языку -  82%, по литературе – 95%.

Диагностика проектной компетентности в 5-6 классах показывает повышение уровня сформированности проектных умений после завершения проектных модулей по русскому языку.

Ежегодно мои ученики становятся участками, призерами и победителями различных конкурсов, что является свидетельством  их социальной активности и творческого развития.

Обучающиеся отмечают, что на уроках русского языка и литературы они учатся не только правильно писать и читать, но планированию  и организации собственной деятельности, работать с различными источниками, обрабатывать информацию различными способами, проводить защиту проектного продукта, разрабатывать критерии к проектному продукту, работать в группе и умению договариваться.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода и обеспечивают личностное развитие обучающихся.

Литература:

  1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р.
  2. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru.
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru/ 
  5. Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа, учебное занятие, урок: методическое пособие / О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова, М.В. Шуклина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.- 172 с
  6. Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: Сборник методических материалов / Авт.-сост. О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова, М.В. Шуклина. – М.: ИД «Методист», 2014. – 52 с.
  7. Плетенева О.В., Белаш Е.А., Целикова В.В. Организационно-управленческие условия формирования проектной компетентности школьников: Методическое пособие– Нижний Новгород, 2015.- 100 с.
  8. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации  требований         ФГОС. 1-11 классы. - М.: Вако, 2016.- 112с.
  9. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии/ Е.Ю. Ривкин . – Волгоград: Учитель, 2015. – 183с.
  10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: учебное пособие для общеобразоват. организаций/ под ред А.Г.Асламова.- М.:Просвещение, 2016. – 159с.
  11. Русский язык. Разноуровневые задания. 5-6 класс/ Сост. Л.Н.Федосеева. – М.:Вако, 2013.- 80с.



Предварительный просмотр:

МБОУ Шелокшанская ОШ

Проектный модуль «Части речи»

Разработчики:  учителя русского языка и литературы

Яшунина Наталья Вячеславовна,

Кургузова Нина Владимировна

1. Предмет Русский язык

2. Раздел учебной программы Повторение изученного в начальной школе

3. Количество учебных часов: 13 (Уроки, выделенные курсивом, не имеют проектного содержания).

5. Предметное содержание модуля:

Учебный материал по русскому языку в 5 классе – расширение знаний о различных частях речи, усвоение орфографических правил, связанных с их написанием. Поэтому важно на этапе повторения частей речи создать наглядный информационный материал, позволяющий легко вспомнить общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль частей речи и орфограммы, связанные с ними.

6. Проблема проекта: Невладение способом быстро  вспомнить части речи и приметить знания о них на практике

7. Основная цель: Систематизация, обобщение и представление в виде таблицы грамматических признаков различных частей речи, орфограмм, связанных с правописанием различных частей речи.

8. Ожидаемый проектный продукт: Таблица–памятка

9.Организация деятельности в рамках модуля  

Фазы

П\Д

Этапы П\Д

№ уроков/тема

Цели урока

Деятельность учителя на уроке

Деятельность обучающихся на уроке / этапе проектной деятельности

Продукт урока

Средства (дидактические, материальные, технические)

Д\З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Проектирование

Актуализация

1

Части речи

1. Определение необходимости систематизации изученного о частях речи в виде таблицы-памятки

2. Сформулировать проблему проекта: «Не владение способом быстро  вспомнить части речи и приметить знания о них на практике?»

3. Сформулировать цель проекта «Создание сводной таблицы-памятки о частях речи»

Организует проектную деятельность обучающихся, создает проблемную ситуацию

Обсуждают проблемную ситуацию, формулируют проблем и цель проекта, аргументируют необходимость создания наглядного материала по теме "Части речи"

Сформулированные проблема, цели проекта

Презентация.

Раздаточный материал : алгоритмы формулировки проблемы и цели, алгоритм определения проектного продукта

Продумать макет таблицы-памятки

Проблематизация

Целеполагание

Концептуализация

2

Наречие

1. Определение формата таблицы-памятки

 

2. Составление плана по созданию и заполнению таблицы:

1) определение списка изученных частей речи

2) определение общего значения и основных грамматических признаков различных частей речи

3) определение синтаксической роли частей речи

4)  уточнение ранее изученных орфограмм

Участвует в обсуждении макета; создает условия для перехода к этапу планирования, консультирует по правилам оформления проектного продукта

Обсуждают макеты,  планируют работу,

под руководством учителя  отбирают материал для заполнения первой графы таблицы

 

Составленная таблицы «Части речи»

Заполненная графа таблицы «Наречие» в качестве образца

Раздаточный материал: алгоритмы составления плана работы и  формулировки критериев оценки проектного продукта 

Определить критерии оценки  таблицы-памятки (необходимость применения, удобство в использовании, содержательность, аккуратность)

Моделирование

Планирование

Реализация

3

Глагол

-тся и –ться в глаголах

1) Обсуждение критериев оценки проектного продукта

2) Искать  информации по учебнику, анализировать текст с целью отбора материала, необходимого для заполнения графы «Глагол» в таблице-памятке

Участвует в обсуждении критериев оценки проектного продукта; организует работу в группах для работы с информацией

Определяют  критерии оценки проектного продукта, аргументируют свое мнение; в группах отбирают материал, необходимый для заполнения графы "Глагол"

Определены критерии оценки проектного продукта

Заполнение графы таблицы «Глагол»

Раздаточный материал: алгоритмы работы в группе и работы с информацией

Упр. 77Составить карточку с заданием по теме урока (тся или -ться)

4

Тема текста

Построить речевое высказывание в устной и письменной форме

Организует творческую работу обучающихся

Обсуждают задание ,аргументируют свою позицию, планируют деятельность по созданию сочинения (Упр.80Выбрать тему из предложенных, создать свой текст)

Сочинение

Презентация

Закончить сочинение

5

Личные окончания глаголов. Не с глаголами

Анализировать информацию с целью отбора материала, необходимого для заполнения графы «Глагол» в таблице-памятке

Организует аналитическую деятельность

Участвуют в анализе информации, обсуждают ее, аргументируют правильность выбора

Заполненная графа таблицы «Глагол»

Раздаточный материал: информационный текст для анализа

Составить карточку с заданием по теме урока

Реализаци. Социализация я (представление)

6

Имя существительное

Ь после шипящих на конце существи-тельных

Работать с разными источниками информации, анализировать информацию с целью отбора материала, необходимого для заполнения графы «Имя существительное» в таблице-памятке

Организует аналитическую деятельность через работу  в группах с различными источниками информации

Участвуют в анализе информации, обсуждают ее, аргументируют правильность выбора

Заполнение  графы таблицы «Имя существи-тельное»

Алгоритм работы  в группах

Доступ в интернет, справочник по русскому языку, раздаточные тематические таблицы

п

7

Буквы е-и в окончаниях существительных

анализировать информацию с целью отбора материала, необходимого для заполнения графы «Имя существительное» в таблице-памятке

Организует аналитическую деятельность

Участвуют в анализе информации, обсуждают ее, аргументируют правильность выбора

Заполненная графа таблицы «Имя существи-тельное»

Таблица

Упр. 97 (указать падеж и склонение существительных)

8

Имя прилагательное

работать с разными источниками информации, анализировать информацию с целью отбора материала, необходимого для заполнения графы «Имя прилагательное» в таблице-памятке

Организует аналитическую деятельность через работу  в группах с различными источниками информации

Участвуют в анализе информации, обсуждают ее, аргументируют правильность выбора

Заполненная графа таблицы «Имя прилагательное»

Алгоритм работы  в группах

Доступ в интернет, справочник по русскому языку, раздаточные тематические таблицы

Задание    по

индивидуальным карточкам:

дополнить текст прилагательными

9

Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»

построить речевое высказывание в письменной форме

Организует творческую работу обучающихся

Обсуждают задание, планируют деятельность по созданию сочинения

Сочинение

Презентация

Закончить сочинение

10

Местоимение

работать с разными источниками информации, анализировать информацию с целью отбора материала, необходимого для заполнения графы «Местоимение» в таблице-памятке

Организует аналитическую деятельность через работу  в группах с различными источниками информации

Участвуют в анализе информации, обсуждают ее, аргументируют правильность выбора

Заполненная графа таблицы «Местоимение»

Дополнительная  информация из разных источников Раздаточный материал по русскому языку 5 класс А.Дейкина, Т.Пахнова

Упр.        111. Подчеркнуть местоимения 3 лица с предлогами

Оценка Рефлексия.

Социализация

Оценка

Рефлексия

11

Основная мысль текста.  

составить план устного выступления по заданной теме; построить речевое высказывание в соответствии с планом

Организует творческую работу обучающихся

Обсуждают задание, аргументируют свою позицию, планируют деятельность по созданию плана высказывания

План выступления по заданной теме

Презентация

Алгоритм подготовки и проведения презентации проектного продукта

Подготовить выступление для презентации проектного продукта

12

Обобщение и систематизация изученного по теме «Части речи»

1) Защитить проектные продукты

2) Оценить проектные

продукты.

3.Оценить проектную деятельность.

Создает условия для реализации данного этапа проектной деятельности

Реализуют проектный продукт на практике, проводят его презентацию и оценку, оценивают проектную деятельность

Заполненная таблица-памятка «Части речи» и ее применение

Карточки с заданиями

Карты оценки

Раздаточный материал: алгоритмы с оценки проектного продукта и осуществления рефлексии проектной деятельности 

Подготовиться к контрольной работе, используя проектный продукт

Диагностика уровня сформированности проектных действий

13

Выполнить итоговую диагностическую работу

Создает условия для выполнения диагностической работы

Уровень проектной компетентности обучающихся

Индивидуальная итоговая диагностическая работа

Образец таблицы

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Постоянные грамматические признаки

Непостоянные грамматические признаки

Синтаксическая роль

Орфограммы

Пример

Наречие

Глагол

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА"

КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект урока по русскому в 9 классе

ТЕМА УРОКА: «Фразеологизмы и их использование в речи»

 

Выполнила:

 учитель русского языка и литературы

Яшунина Наталья Вячеславовна


Урок русского языка в 9 классе

Тема: Фразеологизмы и их использование в речи

Урок комплексного применения знаний.

Урок-практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать понятие фразеологизмов как устойчивых словосочетаний, употребляемых в переносном значении;
  • формировать умения отличать фразеологические сочетания от свободных словосочетаний;
  • формировать и закреплять знания и умения о фразеологизмах как средстве языковой выразительности, позволяющему  усиливать наглядность и образность текста, создавать нужную стилистическую тональность.

Развивающие: 

  • развивать связную речь, умение доказывать свое мнение;
  • развивать мышление, концентрацию внимания и память;
  • способствовать развитию адекватной самооценки учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать патриотические чувства к своей стране через любовь к родному языку;
  • формировать устойчивый  интереса  к образной системе русского языка;
  • мотивирование на серьёзную подготовку к экзаменам.

Здоровьесберегающая:

  • создать условия для успешного усвоения нового материала

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • ИКТ Компьютерная презентация иллюстрирует отдельные этапы урока и задания к уроку; способствует повышению интереса к предмету и мотивации к его изучению;
  • технология разноуровневого обучения дает возможность создать условия для развития каждого ученика;
  • технология формирования учебной деятельности направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач, позволяет учащимся самостоятельно вырабатывать алгоритм выполнения задания по заданной теме;
  • технология развития критического мышления позволяет вовлечь учащихся в процесс изучения материала на основе уже имеющихся учебных и жизненных знаний, способствует развитию речи учащихся
  • здоровьесберегающие технологии- создание условий для включения учащихся в учебный процесс , помощь в формировании позитивного мышления.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРИНЦИПЫ:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения – работа с предложениями из художественных произведений направлена на всестороннее развитие личности, на формирование не только знаний и умений, но и воспитание патриотизма;
  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении – вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке (диалог, дискуссия)
  • принцип доступности – использование в работе разноуровневовых заданий, что позволяет избежать интеллектуальных, моральных, физических перегрузок учащихся.
  • принцип наглядности - использование опорных конспектов способствует формированию определенных знаний и умений, а использование иллюстраций и презентаций повышает интерес к предмету, способствует развитию мышления.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование:  мультимедиа проектор, мультимедиа доска, компьютер

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

  • Эвристические (беседа, наблюдение языкового явления);
  • Методы закрепления знаний (вопросы для осмысления; разбор языкового явления)
  • Методы формирования учебно-познавательных умений (нахождение изучаемого языкового явления,  подбор   примеров)
  • Методы контроля (написание сочинения, устный фронтальный опрос, самостоятельное выполнение задания, поиское домашнее задание).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Обоснование используемых дидактических средств

с точки зрения достижения поставленных целей

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада  приветствовать вас на нашем уроке. Сейчас вы ученики 10 класса, а скоро станете выпускниками. Вам предстоит сдать ЕГЭ, поступить в какое-либо учебное заведение, получить профессию и начать трудовую жизнь. Дальнейшее развитие и процветание России во многом будет зависеть от вашего профессионализма и мастерства. Помните: вы очень нужны своей стране!

Я могу обратиться к вам так, а могу немного по-другому:

Приветствие(слайд 2) Текст №2:

«Здравствуй, племя, младое, незнакомое!»

От всей души приветствую я вас!

Гранит науки мы грызём сейчас в десятом,

Не за горами и одиннадцатый класс!

Но оглянуться даже не успеем,

Как промелькнёт горячая пора,

И вы покинете родную альма-матер,

Что вам счастливую путёвку в жизнь дала:

Откроются пред вами все дороги,

Вам предстоят великие дела,

Ведь ждёт вас с распростёртыми объятьями

Огромная, великая страна!!!.

Готовность к восприятию

Вступительное слово учителя обеспечивает подготовку обучающихся к работе на уроке.

2. Этап актуализации знаний

Какое из моих приветствий вам понравилось больше? В чём сходство и в чём различие этих 2-х текстов?

(информация та же, но передана по-другому)

Текст №1

Форма: прозаическое приветствие

Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране.

Стиль речи: публицистический

Средства выразительности: обращение, торжественный тон. Образные средства выразительности речи отсутствуют. Предложения строятся на основе свободных словосочетаний

Текст №2

Форма:  стихотворное приветствие

Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране

Стиль речи: художественный

Средства выразительности: образное, шутливо-ироническое обращение-цитата (афоризм А.С.Пушкина), фразеологизмы: («Грызть гранит науки» – из речи Троцкого), другие фразеологизмы. Предложения строятся на основе несвободных, фразеологических словосочетаний.

Вывод: в зависимости от речевой ситуации  мы либо употребляем изобразительно- выразительные средства, либо нет, но с их помощью мы делаем нашу речь образной, интересной, запоминающейся. В данном случае в качестве изобразительного средства использовались фразеологизмы

Попробуем сформулировать тему нашего урока.

Работа с изученными ранее понятиями, способность воспринимать информацию на слух.

Анализ текстов разных стилей позволяет повторить основные понятия,  изученные ранее, оценить уровень владения терминами, степень владения изученными понятиями.

Позволяют учителю подвести обучающихся к новой теме

3. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала

Без них, конечно, можно обойтись,

Но сможем ли от них мы отказаться? (метапредмет «Проблема»)

Ответить на этот вопрос нам поможет анализ выразительных средств (фразеологизмов), использованных во 2-м тексте. Найдите в нём все фразеологические сочетания и подчеркните. А теперь проверим себя

Выяснение происхождения и значений данных фразеологизмов

Позволяет ли нам проведённая работа перечислить основные  источники попадания фразеологизмов в наш язык и нашу речь? Это:

-художественная литература (афоризмы)

-история (афоризмы)

-кино

-иностранные языки

-реалии русского быта

-народные обычаи

Наблюдение и анализ предложения по вопросу учителя. Ответ на поставленные вопросы.

Совместное использование метода наблюдения и беседы помогает обучающимся самостоятельно проанализировать синтаксическую ситуацию, способствует повторению изученного материала и развитию устной речи школьников. Позволяют учителю подвести обучающихся к новой теме.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Вопрос: Так сможем ли от них мы отказаться? Нет, так как это накопленное веками богатство языка, его украшение. Многие из них настолько прочно вошли в нашу речь, что мы даже не замечаем, как автоматически, непроизвольно употребляем их. Но иногда мы делаем это не совсем уместно или неграмотно. Часто ошибки в употреблении фразеологических оборотов связаны с тем, что мы  путаем их с омонимичными свободными словосочетаниями

Работа с таблицей (метапредмет «Знак») Выявить неизвестное, дополнить таблицу.

 Предлагаю вам поработать с фрагментом таблицы, где представлены примеры свободных словосочетаний и фразеологического.

Опираясь на приведённые примеры, давайте попробуем дополнить таблицу необходимыми компонентами.

Какой из признаков фразеологизмов является убедительным доказательством их принадлежности к изобразительно-выразительным средствам языка? (2. Переносное значение, основаны на переносе значения)

А какой не позволяет  отказываться от их употребления? (3. Готовые фразы, их не надо придумывать, подбирать слова, главное – употреблять в правильном значении).

Вывод: мы не можем отказаться от использования фразеологизмов в речи, так как они прочно вошли в наш словарный запас, они не требуют запоминания, их очень удобно использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные украсить высказывание. Но вот научиться их отличать от свободных словосочетаний необходимо

Работа с таблицей: выявить неизвестное, дополнить таблицу

Используются словесные методы обучения, анализ и сравнение (наблюдение, беседа, работа с таблицей).

Устная работа на уроке способствует развитию речи обучающихся. Задание   проблемного характера направлено на развитие аналитических способностей обучающихся, их умение применять на практике полученные знания.

.

5. Физкультминутка

Выполнение указаний учителя

Физкультминутка направлена на снятие напряжения с глаз. Введение паузы в ход урока способствует снятию усталости.

Смена вида деятельности способствует  повышению работоспособности

6. Этап применения знаний и умений в новой ситуации

Внимание на экран:

Без пяти минут  Откуда ветер дует Красной нитью Правая рука На разных языках  На глаз

Намылить голову

Вопрос: в каком значении употреблены данные словосочетания? Это свободные словосочетания или это фразеологизмы? Нельзя ответить однозначно. Что нужно сделать, чтобы понять значение? Нужен контекст.

Работа в парах. Используя  таблицу,  составить предложения с указанными словосочетаниями так, чтобы в первом случае оно употреблялось в прямом значении, а во втором- в переносном. Готовые предложения комментируем.

Ожидаемый результат:

1.Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.

2.На моих  часах  - без пяти минут одиннадцать.

3.Дымом пахнет оттуда, откуда ветер дует.

4.Он догадывался, откуда ветер дует.

5.Ребёнку намылили голову, но мыло попало и в глаза.

6.За то, что я не погулял с собакой, мне намылили голову.

7.Размер одежды я определяю на глаз.

8.Пострадавшему  наложили повязку на глаз.

Создание собственного речевого высказывания на тему «Подготовка к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов.

Задание: напишите миниатюру на тему «Как я готовлюсь к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов (раздаточный материал):

Выбор профессии – это самое главное, над чем думает любой старшеклассник.

 Ведь именно сейчас мы приобретаем  знания и умения, которые так пригодятся нам в трудовой деятельности.

 Подготовку к ней не стоит переносить на длительное время, поэтому я принял решение, что не буду бесцельно тратить время, а решительно приступлю к изучению всех школьных предметов, буду много читать.

 Это мне поможет успешно сдать экзамены, поступить в ВУЗ, получить хорошее образование. Мне очень хочется многого добиться, стать успешным, перспективным работником, чтобы приносить пользу своей стране

Самостоятельное выполнение задания. Работа в парах.

Написание сочинения.

При совместной работе, каждый ребенок получает возможность проверить не только одноклассника, но и себя. По ходу проверки появляется возможность устранения пробелов в понимании обучающимися материала. На данном этапе  реализуются развивающие цели урока.

Задание даётся дифференцированно: для тех, кто затрудняется составить собственное высказывание на указанную тему, предлагается «текст-подсказка», в который следует только внести коррективы, творчески переделать, используя предложенный языковой материал

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.)

 Чтение и анализ сочинений с акцентом на характеристику использованного изобразительного приёма, выраженного фразеологизмом

Анализ ошибок в сочинениях.

Позволяет оценить степень усвоения материала, обобщить знания о роли фразеологизмов.

Содержание текстов позволяет оценить степень усвоения нового материала и уровень удовлетворенности обучающихся проведенным уроком.

8.Заключительная часть урока.

Проанализируйте тексты «Банка заданий» на сайте ФИПИ в разделе «Выразительность русской речи», выполните задания по употреблению фразеологизмов в речи.

- В завершение нашего урока хотелось бы отметить вашу работу. Оценки сегодня получают … (Выставление оценок).  Большое спасибо за работу на уроке.

Запись домашнего задания в дневник, осмысление домашнего задания.

Домашнее задание включает в себя проблемный метод, основанный на поиске необходимого материала по заданной проблеме.

Выставление оценок  в конце урока является методом  поощрения  и стимулирования обучающихся  за проделанную работу, а также методом повышения мотивации для тех, кто оценку не заработал.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ НА УРОКЕ

Достижение поставленных целей планируется проверить в ходе выполнения заданий учителя   и ответов обучающихся во время урока.      Учитель в ходе урока наблюдает,  как активно работают дети, как происходит взаимо- и самоконтроль, а затем, при подведении,  итогов вместе с ребятами обсуждает данную информацию. Как средство обратной связи используются беседа по вопросам.



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название проекта

Выразительные средства синтаксиса

Девиз проекта

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь!

Руководитель проекта

Учитель русского языка и литературы

Яшунина Наталья Вячеславовна

Консультанты проекта

Пестова Светлана Витальевна

Учебный предмет

Русский язык

Возраст учащихся

9 класс

Заказчик проекта

Учитель русского языка (заведующая учебным кабинетом)

Тип проекта

Практико-ориентированный, творческий

Актуальность проекта

     Данный проект позволит учащимся подготовиться к выполнению задания 7 в ОГЭ. В ходе работы над проектом учащиеся повторят, какими выразительными средствами обладает русский язык, и закрепят навык анализа выразительности речи как в тестовой форме, так и в виде анализа текстов.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной, исследовательской  и учебной деятельности.

 Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

  Работа над проектом поможет совершенствовать речь, сделать ее красивой и грамотной, эмоциональной и выразительной.

  В процессе работы над проектом учащиеся учатся совместному выполнению задания, что способствует развитию коммуникабельности.

Цель проекта

1)Подготовиться к выполнению задания 7 в ОГЭ;

2) закрепить навык анализа выразительности речи как в тестовой форме, так и в виде анализа текстов
3) научиться самостоятельно добывать информацию, работать с разными источниками (пособиями, словарями, Интернетом); осуществлять ее отбор, обобщать, делать выводы; 
4) сформировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности; 
5) развивать презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, умение уверенно себя держать во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

6) развивать творческие способности;

Задачи проекта

1) определить и поставить проблему: как используются в речи выразительные средства синтаксиса; 
2)создать группы по интересам и уровню знаний; 
3)совместно определить цели и задачи проектной деятельности; 
4)распределить подтемы проекта по группам; 
5) определить цели подтем каждой группы; 
6) составить план работы над проектом; 
7) подготовить презентацию проекта.

Вопросы проекта

1)Обладает ли синтаксис выразительными средствами?

2)Фигура умолчания, риторический вопрос, восклицания, обращения – это средства выразительности речи?

3)Что такое парцелляция как средство выразительности речи?

4)Что такое инверсия как средство выразительности речи?

5)Могут ли односоставные и неполные предложения быть выразительными средствами?

Необходимое оборудование

Материалы сайта http://www.infohome-altai.ru/node/444

ВасильевыхИ.П., Гостева Ю.Н.. Русский язык. Типовые варианты экзаменационных вариантов от разработчиков ОГЭ.-М.:Издательство «Экзамен», 2020.

https://ru.wikipedia.org/wiki/ -  Википедия. Электронная энциклопедия

Компьютер, экран

Тетради для оформления терминологических справочников

Состав проектных групп

Класс делится на 3 группы по 6 человек (деление происходит по интересам)

Обязаности членов группы:

  • капитан
  • подбор информации в Интернете
  • подбор дополнительной литературы
  • оформление проекта
  • секретарь (ответственный за оформление проектной папки)
  • оформление проекта
  1. группа

«Парцеляция как средство выразительности»

»

2 группа

«Инверсия как средство выразительности»

3 группа

«Выразительные возможности неполных и односоставных предложений»

Предполагаемые продукты проекта

  1. Групповой – презентация или альбом о взаимосвязи разных видов искусства
  2. Индивидуальный – словарик искусствоведческих терминов
  3. Сборник творческих работ «Рисуем природу»

Этапы работы над проектом

1 этап Подготовка к работе над проектом:

  • определение темы и целей проекта
  • формирование групп для работы над проектом
  • планирование этапов работы.

2 этап Работа над проектом в группах:

  • планирование работы
  • исследование
  • оформление выводов и результатов.

3 этап Представление – защита проекта.

4 этап Оценка проекта (несколько уровней оценки):

  • самооценка
  • оценка других групп
  • оценка учителя

5 этап Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

  • Что мы  делали?
  • Как мы делали?
  • Каковы результаты?
  • Каков мой личный вклад в решение проблемы?

Реализация проекта

4 урока из раздела: «Синтаксис. Синтаксические нормы»

  1. Выразительные возможности синтаксиса.

Погружение в проблему.

Деление на группы, определение задач каждой из них

Д/з – подбор информации для реализации поставленных задач, оформление группового проектного продукта

  1. Парцеляция и инверсия как средства выразительности

Презентация группового проектного продукта

Оформление справочника

Оценка проделанной работы в группе

Д/з – Оформление страниц справочника «Фигура умолчания, риторический вопрос, восклицания, обращения – это средства выразительности речи».

  1. Выразительные возможности неполных и односоставных предложений

Презентация группового проектного продукта

Оформление справочника

Оценка проделанной работы в группе

Д/з – анализ текста стихотворения М.Лермонтова с точки зрения использования выразительных средств синтаксиса.

  1. Синтаксические средства выразительности речи.

Анализ текстов. Демонстрация владения умением анализа выразительности речи как в тестовой форме, так и в виде анализа текстов.

Анализ работы над проектом, рефлексия проделанной работы.



Предварительный просмотр:

Информационная карта участника

районного конкурса «Учитель года – 2020»

Яшунина

Наталья Вячеславовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Шелокшанская основная школа"

1. Общие сведения

Населенный пункт

с.Шёлокша, Кстовский район, Нижегородская область

Дата рождения (день, меся, год)

30.07.1979

Ссылка на личный сайт

https://nsportal.ru/yashunina-natalya-vyacheslavovna

2. Работа (образовательная деятельность)

Место работы (наименование образовательной организации в соответствии с Уставом)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Шелокшанская основная школа"

Занимаемая должность

учитель

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

17 лет

Квалификационная категория

первая

Преподаваемые предметы

русский язык, родной язык, литература, родная литература

Классное руководство в настоящее время, в каком классе

7 класс

Организация учителем внеурочной деятельности по преподаваемому предмету

-

Наличие проектов социальной направленности, реализованных с обучающимися под руководством учителя (за 3 последних  уч.г.)

Акция «Подари книгу!»,

Акция «Засветись!»

Результаты освоения обучающимися образовательных программ (наличие победителей и призеров олимпиад, научных конференций, НОУ, Фестивалей, конкурсов, смотров, физкультурно-спортивных соревнований (за 3 последних  уч.г.)

- Пестов Игнат – 2 место в районном этапе конкурса «Моя семья в истории страны» (2018г.)

- Гришина Алина –призёр (2 место) муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество» (2018г.)

- Гришина Алина – призёр (1 место) районной конференции НОУ «Исследовательская деятельность школьников»(2019г.)

- Минеева Анна – 2 место в районном конкурсе «Юный сочинитель» (2019г.)

- Иванова Ольга – 1место в районном конкурсе «Юный сочинитель» (2019г.)

Наличие Интернет-проектов, в которых педагогический работник принял участие самостоятельно или совместно с детьми  (за 3 последних  уч.г.)

-

Транслирование опыта профессиональной деятельности педагогического работника

с использованием современных технологий (за 3 последних  уч.г.)

Трансляция опыта работы через личный сайт https://nsportal.ru/yashunina-natalya-vyacheslavovna

Почетные звания и награды, грамоты (наименования и даты получения),

Почётная грамота Департамента образования (12.09.2019),

Благодарственное письмо Аминистрации Кстовского района (30.05.2019)

Ссылка на Интернет-ресурс конкурсанта

https://nsportal.ru/yashunina-natalya-vyacheslavovna

3. Образование

Название и год окончания учреждения профессионального образования

Высшее, 2002

Нижегородский государственный педагогический университет

Специальность, квалификация

 по диплому

«Филология», квалификация учитель русского языка и литературы

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т.п., места и сроки их получения)

- Вебинар «Активные формы сотрудничества на уроке литературы: монолог – диалог – дискуссия», корпорация»Российский учебник»

- семинар «Литература – это интересно: работаем с художественным текстом по УМК под ред В.Я.Коровиной», АО издательство «Просвящение»

Публикации  (печатные)

-

4. Методическая  деятельность

Участие в разработке и реализации школьных, муниципальных, региональных, федеральных программ и проектов (с указанием статуса участия)

Разработала приложение к ООП ООО по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе.

Участие педагогического работника

в экспериментальной и инновационной деятельности (за 3 последних  уч.г.)

-

Участие педагогического работника

в работе районных методических сообществ

Выступлении на РМО

Участие педагогического работника

в профессиональных интернет - сообществах

-

Участие педагогического работника

 в профессиональных конкурсах

-

Наличие призовых мест

в профессиональных конкурсах

-

………

5. Семья

Семейное положение

замужем

6. Досуг

Хобби

Рукоделие, фотография, активный отдых

Спортивные увлечения

-

Сценические таланты

-

7. Контакты

Рабочий телефон

8(83145)56-2-55        

Мобильный телефон

89049162825

Личная электронная почта

talafa1979@mail.ru

8. Профессиональные ценности

Педагогическое кредо участника

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.

Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику

Моя мечта как учителя, чтобы  мои воспитанники стали хорошими, порядочными людьми. Я справедлива и честна с ними, я учу их быть добрыми и сильными, я расширяю их кругозор и прививаю любовь к Родине, я учу их любить и ценить язык и не быть равнодушными. И пока светятся глаза моих учеников, я знаю: всё хорошо. И это счастье - профессия учителя.

В чем, по мнению участника, состоит основная миссия победителя конкурса «Учитель года России»

Учитель с древних времен – это духовный наставник. Он расскажет притчу, заставит задуматься, представит множество примеров, но в итоге ученик сам ставит цель и идет к ней, выбирая свой путь. Научить ребят верить в добро, справедливость, оградить их от всего злого и грязного, что есть в нашей жизни- это самая главная миссия учителя.

Учитель - это профессионал, исследователь, новатор, наставник, ученик, творец, человек активной жизненной позиции и гражданин.